МЕТОД АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • docx
  • 14.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-0024708.docx

МЕТОД АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В общем виде метод — это способ исследования яв­лений, процессов, созданных человеком систем и др. Основой исследования сложных систем является диалек­тический метод. Он предусматривает рассмотрение явле­ний в природе и обществе во взаимосвязи и взаимозави­симости, в единстве и борьбе противоположностей, кото­рые отражают объективные законы действительности.

В пределах общего диалектического метода есть дедук­тивные и индуктивные методы. В первом случае объект сначала изучают, исходя из общих положений, интересов системы высшего уровня, и лишь после этого приступают к его свойствам и другим характеристикам, определяю­щим место объекта в целостной системе, его сложность, цели функционирования, состояние, другие особенности. Следовательно, дедукция — это методический прием, позволяющий делать выводы, постепенно переходя от общих законов, положений и понятий к частным, даже единичным.

Согласно индуктивному методу объект изучают, по­степенно переходя от частного к общему. Общие положе­ния при этом основываются на многочисленных наблюде­ниях, локальных выводах, обобщениях.

В аудите важное значение имеют оба метода. Де­дуктивный метод используют при изучении финансово-хозяйственной деятельности предприятия, оценке на­правленности и эффективности системы управления, в пределах которой действует объект. Его применяют также для характеристики отдельных разделов бухгал­терского учета и его системы в целом. Взгляд на учет с точки зрения требований управления требует сначала определения его места, цели и задачи, в общем процессе управления, четкого представления принципов, на которых он должен строиться и взаимодействовать с другими функциями. И только тогда следует изучать современную организацию бухгалтерского учета аппа­рата, обеспеченность его информацией, эффектив­ность взаимодействия в сфере планирования, контро­ля, анализа, внутреннего аудита.

В решении этих задач значительную роль играет так­же индуктивный метод. В экономическом анализе дея­тельности предприятия он позволяет с самого начала со­средоточить внимание на отдельных группах процессов, особенно на уязвимых местах. В управлении, в том числе бухгалтерским учетом, повторяемость недостатков в прак­тике позволяет сделать определенные обобщения, выво­ды, предложения. Тогда проблема обособляется в про­странстве и к ней применяют дедуктивный метод. В этом случае исследователь идет от частного к общему. Это дает основание для следующего вывода: в изучении и оценке значительных, сложных объектов предприятия оба метода взаимодействуют в пространстве, а при опреде­ленных условиях — и во времени.

Для оценки отдельных хозяйственных операций, ре­шения различных локальных задач используют преимуще­ственно индуктивный метод, что объясняется характером, размером объектов и некоторыми другими причинами.

Дедукция и индукция — общие методические приемы. Они широко применяются в различных сферах знаний. Но в каждой из них, кроме того, используются специфиче­ские приемы, отвечающие особенностям объектов и спе­цифике исследования.

Метод аудита — это совокупность приемов, с по­мощью которых оценивается состояние изучаемых объек­тов. Большое количество различных приемов можно объ­единить в три группы: определение состояния объектов в натуральном виде, сопоставление, оценка.

Приемы первой группы — это осмотр, пересчет, взве­шивание, измерение, позволяющие определять количе­ственное состояние объекта, лабораторный анализ, целью которого является определение количественного состояния объекта.

Проверка аудитором фактического наличия отдельных наименований или всех материалов позволяет не только убедиться в наличии, но и определить состояние учета в местах хранения, порядок составления приходно-расходных документов.

Приемы второй группы позволяют сопоставлять сле­дующие показатели:

— фактическое наличие основных средств производ­ства, материальных ресурсов, продукции с реальными потребностями и нормативами;

— количество фактически использованных в произ­водстве сырья и материалов по действующим нормам;

— данные бухгалтерских документов с информацией, содержащейся в небухгалтерских документах предприятия (пропусках, путевках и др.);

— показатели бухгалтерских документов проверяе­мого предприятия с соответствующими документами дру­гих предприятий, имеющих отношение к конкретным хо­зяйственным операциям;

— результаты контрольных измерений и запуска ма­териалов в производство с объемом работ и аналогичны­ми партиями материалов, зафиксированных в соответ­ствующих документах;

— фактические показатели финансово-хозяйственной деятельности с прогнозными, соответствующими данными прошедших периодов, показателями аналогичных пред­приятий и среднеотраслевыми;

—хозяйственные операции, содержание которых фи­ксируется в бухгалтерских документах, с соответствую­щими положениями законодательства и других норма­тивных документов;

—действующие на предприятии системы управления и их отдельные подсистемы (структуры, функции, методы и пр.) с отечественными и зарубежными аналогами.

Сопоставление позволяет определить отклонения дей­ствительного состояния изучаемых объектов от норм и нор­мативов, прогнозных показателей, многих других правил, в соответствии с которыми они должны функционировать.

Приемы третьей группы связаны с оценкой прошлого, настоящего и будущего состояния объектов аудита. Они являются логическим завершением процесса сопоставле­ния. Оцениваются состояние ресурсов, целесообразность и законность хозяйственных операций, достоверность эконо­мической информации, выходящей за пределы предприятия, в том числе бухгалтерской отчетности, целеустремленность организационных структур, методов и функций управления, т.е. оценивается состояние всех объектов, по отношению к которым применяются оба предыдущих приема.

Содержанием всех без исключения аудиторских опе­раций в сфере экономики является оценка, т.е. правильное восприятие сущностных сторон процессов — объектов аудиторского изучения.

Определение реального состояния объектов в нату­ральном выражении, их сопоставление и оценка являются методами аудита. Они используются по каждому объекту, ибо его изучение так или иначе состоит в определении действительного состояния и отклонений от базового, в оценке отклонений по критериям целесообразности и законности.

С этой целью широко используют приемы статистики и анализа хозяйственной деятельности — группировки, индексы, цепные подстановки, балансовый и др. В реше­нии проблем управления имеют значение системный ана­лиз, программно-целевой подход, метод экспертных оце­нок и т.д. Во многих направлениях аудиторской деятель­ности достигают цели с помощью экономико-математи­ческих методов. Однако все эти приемы и методы не соб­ственно аудиторские, они касаются всех областей знаний. Общепризнанной является практика, когда методы одной или многих областей знаний переносятся на другие об­ласти, и аудит в этом не исключение.

Особое значение в методе имеет оценка риска, кото­рый в определенной мере присущ аудиторской практике в связи с возможностью ошибок в отдельных частях ауди­торского вывода, а также ошибок и несоответствий в уче­те и бухгалтерской отчетности. Такая оценка производит­ся на стадии выбора клиента и планирования аудита. Она предусматривает изучение состояния учета и внутреннего контроля с точки зрения достоверности отражения хозяй­ственных операций на бухгалтерских счетах, перенесения показателей со счетов на баланс, ознакомления с соот­ветствующими сторонами системы управления. Общее обследование объектов с помощью набора целенаправ­ленных тестов позволяет определить степень риска и на этом основании или отклонить просьбу клиента об ауди­торской проверке, или принять необходимые меры для уменьшения риска.

Оценку риска производят на основании сопоставле­ния фактического состояния объектов с соответствую­щими эталонами — планами, нормами, нормативами, за­коноположениями, т.е. с их желаемым состоянием. Сле­довательно, в данном случае речь идет о той совокуп­ности приемов, которую использует аудитор в процессе изучения конкретных объектов предприятия.

Практические задания и ситуации

1. Из приведенного условного перечня предприятий и их харак­теристик определить, какие из них подлежат обязательной ауди­торской проверке:

Предприятие                 Некоторые данные о предприятии

А  ---------- Полностью содержится за счет государственного бюджета

Б -----------Годовой хозяйственный оборот превышает двести минималь­ных заработных плат

В ----------- Государственное хозрасчетное предприятие, отчетность которого официально не обнародуется

Г  ----------- Предприятие с иностранными инвестициями, которые состав­ляют 80 %

Д  -------- Годовой хозяйственный оборот не превышает двухсот мини­мальных заработных плат

Е   --------- Акционерное общество

2. Назовите, в каких случаях, кроме приведенных в задаче 1, предприятие подлежит обязательной аудиторской проверке.

3. Используя материалы практики на базовом предприятии, определить по одному их этапов аудиторской проверки финансо­вой отчетности (на выбор) объекты аудита и представить ответ в виде табл. 1.

Таблица 1

Объекты аудита на __________________ этапе аудиторской

проверки финансовой отчетности

Объект аудита

Источник получения данных

Форма представления результатов проверки

Исполнитель \ контроль выполнения

1

2

3

4

5