Метод де Боно ( шляпочная дискуссия)
?
девиз: «Выход из безвыходного положения там же, где был вход».
Как думать, когда не думается?
В методе шести шляп мышление
делится на шесть различных режимов,
каждый из которых представлен
шляпой своего цвета.
Красная шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Жёлтая шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это будет работать?
Белая шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Зелёная шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Чёрная шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чём недостатки? Что здесь неправильно?
Синяя шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
ПАРАДОКС СВЁКЛЫ
Корни многих сортов свеклы, если смотреть со стороны хвостика, закручены в основном по левой спирали (то есть против часовой стрелки). Лишь у 25-30% корней они закручены по правой спирали (по часовой стрелке). Было обнаружено, что «левые» корни имеют в среднем на 10-30% большую массу, чем «правые» корни. Как объяснить такой парадокс? Предложите свои гипотезы .
. Метод шести шляп позволяет разделить разные аспекты мышления, тренировать и использовать их по отдельности, чтобы получить наиболее целостную картину или подход(ы) к решению задачи. Кроме того, метод сам по себе даёт инструкцию учащимся, когда созданная ситуация оказывается «безвыходной» и переводит ситуацию из «учебной, академической» в игровую область, снимая напряжение от ожидания неуспеха или плохой оценки.
Типы использования шляп
Э. де Боно показывает четыре основных способа использования шляп:
надеть шляпу,
снять шляпу,
сменить шляпу,
обозначить своё мышление (распознать шляпу).
Все эти способы дети стали использовать при решении проблемных вопросов и задач, некоторые отмечали, что нечто подобное они делали раньше интуитивно. Из всех приведённых выше способов наибольшие затруднения вызывало распознавание собственной «шляпы», своего текущего режима мышления.
Во время внутригрупповой работы способ использования метода шести шляп зависел во многом от настроения учащихся. Если кто-то проявлял нежелание работать, ему предлагали выбрать шляпу первому, после чего ему просто было некуда отступать. Часто такие ученики выбирали чёрную шляпу, и роль критика им удавалась блестяще. При высокой активности всех членов группы обычно выбиралась последовательность шляп, «надеваемая» всей группой: все могли высказываться, исходя из одних и тех же режимов мышления.
В групповой работе к обозначенным способам добавляются следующие: использование шляп для организации межгрупповой работы (как в приведённом выше примере), использование шляп для работы в группе (распределение ролей — режимов мышления между участниками внутри группы или планирование мыслительного процесса группы в целом) и при индивидуальной работе
В начале урока по типу семинара-практикума даётся задача, предназначенная для коллективной работы всего класса. В нашем примере это была эвристическая задача из дистанционной эвристической олимпиады по биологии центра «Эйдос».
Задача была дана в разделе «Цитология и биохимия» для учеников 11-го класса. Первой реакцией класса, самого «сильного» в параллели, были растерянность и недовольство. Потом последовали вопросы вроде: «Ну и как это можно решать?» В ответ мы предложили учащимся распределиться на шесть групп и выбрать себе цвета: белый, чёрный, красный, зеленый, синий и жёлтый.
Высказанные идеи было предложено покритиковать «черным». «Синие» (организация мышления: чего мы достигли) высказались по своим наблюдениям за общей работой и сделали вывод, что задача решаема. Дальнейшее решение задачи перемешало, все группы, так как многие предпочитали самостоятельно «менять шляпы». Учителю осталось только предложить порядок выступлений. Задача была решена, предложены три гипотезы, каждой дано обоснование, взвешены плюсы и минусы.
Во время внутригрупповой работы способ использования метода шести шляп зависел во многом от настроения учащихся. Если кто-то проявлял нежелание работать, ему предлагали выбрать шляпу первому, после чего ему просто было некуда отступать. Часто такие ученики выбирали чёрную шляпу, и роль критика им удавалась блестяще. При высокой активности всех членов группы обычно выбиралась последовательность шляп, «надеваемая» всей группой: все могли высказываться, исходя из одних и тех же режимов мышления.
Во время итоговой рефлексии ученикам были заданы вопросы: почему может понадобиться «надеть» ту или иную шляпу? зачем менять шляпы? какой порядок «шляп» является, по-вашему, оптимальным при решении задач? чем помогает в работе техника «шляп мышления»?
Вот краткое резюме полученных ответов старшеклассников. «Надев шляпу, мы становимся немного другими. Мы отвлекаемся от того, что нам трудно, и сосредотачиваемся на том, что надо сделать, чтобы «соответствовать шляпе». Это помогает действительно сосредоточиться на вопросе. «Шляпы» разрешают высказывать всё, что не всегда себе позволишь сказать учителю, помогают лучше понять друг друга. И себя. Шляпы надо менять, чтобы не зацикливаться на чём-то одном, чтобы рассмотреть задачу со всех сторон».
Некоторые ребята отмечали, что шесть шляп очень помогают им писать сочинения.
Метод эффективен, если возникают конфликты и споры во время работы в группе и при обсуждении идей между группами. «Как только правила введены, мы можем попросить мгновенно переключить мышление. Мы достигаем этого, предложив коллеге снять одну шляпу и надеть другую. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении».
Литература
1. Гузеев В.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. М., 2004.
2. Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии. М., 1995.
3. Э. Де Бона. Шесть шляп мышления. Основная концепция, http://www.debono.ru/article/sixhats.htm.
4. Ревягин Л Н. Проблемы развития черт творческой личности и некоторые рекомендации их решения. ТГУ. http://ou. tsu.ru/school/konf16/11.htm
5. Центр «Эйдос». Материалы I Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по биологии, http:// www.eidos.ru/olymp/bio/2004/.
ж. Педагогические технологии №1 2005, Т.В. Лагунова
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.