Метод художественно-педагогической драматургии
на уроках МХК.
В основе метода художественно-педагогической драматургии лежит идея Л.М. Предтеченской об использовании специфических средств выразительности на уроке искусства. Это метод, соединяющий в себе законы развития действия в искусстве (прежде всего в драматургии) и законы построения школьного урока, что способствует композиционному решению урока МХК как единого художественно-педагогическое целого.
При использовании метода художественно-педагогической драматургии для нас наиболее важными являются следующие моменты.
Тщательная проработка замысла урока. В целом, режиссерский замысел урока – это в свернутом виде познавательно-событийная и пространственно-временная модель режиссуры будущего учебного занятия. К параметрам режиссерского замысла В. Ильев относит 11 технологических операций:
1. Логическая последовательность смысловых частей учебного материала;
2. Выделение тематических частей для формирования композиции урока;
3. Сверхзадача и сквозное режиссерско-педагогическое действие;
4. Событийный анализ урока как цепь «экстремальных ситуаций»;
5. Факты-раздражители для основных событий урока;
6. «Оценочный ряд» в «экстремальных ситуациях»;
7. Предлагаемые обстоятельства как мотивы, определяющие процесс взаимодействий на уроке;
8. Сценарий «борьбы» за «предметы взаимодействия» (понятия, суждения, категории и т.д.);
9. Образное осмысление смысловых частей в событийной цепи учебного занятия (ассоциации, сравнения, метафоры и т.д.);
10. Выразительные средства режиссуры;
11. Предвидение реакции учащихся на запланированные события.
На этапе разработки композиции урока методисты выделяют такие основные правила и приемы: цельность урока; связь и взаимная согласованность и неповторимость всех элементов композиции; передача через единичное общего; контраст и повтор; темпоритм урока; главное и второстепенное; зрительный и звуковой ряд; подчиненность всех закономерностей и средств композиции режиссерскому замыслу урока.
Рассмотрим основные композиционные элементы урока искусства.
Экспозиция задает уроку определенную тональность, вводит школьника в его образный мир и направляет его внимание на главную мысль, главную идею, которую ему предстоит понять в ходе всего занятия. Это могут быть: литературный и музыкальный эпиграфы, зрительный ряд, исторические события, биографические фрагменты, жизненные ситуации, связанные с появлением произведения и др.
Завязка – это событие, факт, явление, создающее конфликтную ситуацию и позволяющее определить проблему урока. Возможны варианты, когда завязка только подготавливает возникновение проблемной ситуации, которая возникает на следующих этапах урока. Формулировка проблемы.
Разработка – углубление проблемной ситуации, поиск ответа на проблему урока.
Кульминация – вершина эмоционального напряжения на уроке, решение поставленных темой урока проблем.
Финал – обобщение и формулировка выводов.
«Последействие» – самостоятельная творческая деятельность учащихся, вызванная потребностью еще раз встретиться с произведением искусства».
Говоря об уроке МХК в русле применения метода художественно-педагогической драматургии, педагоги чаще всего используют такие понятия, как урок–образ, урок-погружение и урок-спектакль. Это обусловлено тем, что урок становится единым художественно-педагогическим целым, направленным, главным образом, на формирование эмоционально-ценностных отношений. На уроках с использованием метода художественно-педагогической драматургии широко используются такие приемы как:
1. Работа малыми группами;
2. Обязательная двигательная активность учащихся. Это могут быть инсценировки, пластические упражнения, перемещения в группах и т.д., а также различные виды творческих работ учащихся на уроке;
3. Использование правил театральной режиссуры:
а) смена темпа и ритма;
б) смена лидерства;
в) смена мизансцен;
4. Оптимальное сочетание аудио-, видео – сопровождения
Самыми распространенными формами урока становятся уроки-спектакли, урок – мастерская, уроки-погружения в эпоху, уроки-путешествия, уроки-экскурсии.
«Не навязывать ученику готовые ответы, а подводить его к ним. Мало того, не на все вопросы могут быть даны обстоятельные ответы. Ведь это вопросы, которые задает жизнь, и у каждого один и тот же вопрос звучит по-своему. Многое можно и нужно оставить для размышлений за пределами урока. Главное — определить проблему, включить ученика в ситуацию, требующую ее разрешения, направить его мысль. Если школьник уйдет с урока взволнованным, он будет стремиться решать эти вопросы в направлении, заданном учителем.» (Л. М. Предтеченская)
План урока с применением метода художественно-педагогической драматургии.
Тема: Романтизм: путь к свободе через красоту
Раскрыть понятие нового направления в искусстве «РОМАНТИЗМ»
Задачи изучения темы:
1.Определить историческую обусловленность
идейно - художественных поисков
романтического искусства.
2. Выявить причины изменения взгляда
творцов искусства на человека и его
взаимоотношения с миром.
3. Сформулировать основные отличительные
черты романтического героя.
Этапы урока |
Их логический смысл |
Активизация деятельности учащихся на уроке |
I.Музыкальный эпиграф: «Лесной царь» Ф. Шуберт |
Экспозиция. Романтизм - принадлежность
не только одного В глубинах самых горьких мук |
1.О чем эта музыка? 2. какие образы, какие ассоциации возникли у вас, когда вы её слушали? |
II.На экране появляются две работы разных художников: Д. Г. Левицкий «Портрет Демидова П. А.» Никитин И. Н. «Портрет Петра I» О.А. Кипренского “Автопортрет” и Э.Делакруа “Свобода, ведущая народ”… |
Завязка. Формулировка проблемы
Это новые герои в искусстве Европы и России, рождённые послереволюционной эпохой. Что вызвало их к жизни? Какие исторические предпосылки определили иной взгляд творцов искусства на человека и его отношения с окружающим миром. |
Вглядитесь внимательно в эти портреты. Что поражает вас в них? Чем отличаются они от портретов, созданных художниками ХVIII века? Что вы можете рассказать о социальной принадлежности изображённых на них людей, об их занятиях, симпатиях, устремлениях? |
III Возникновение романтизма. Общая характеристика творчества история данного периода. Появление термина романтизм |
1) Каковы были главные итоги французской буржуазной революции XVIII века? Оправдались ли надежды просветителей на утверждение господства Разума, торжества Свободы, равенства и братства всех людей? 2) Чем были вызваны и что принесли народам наполеоновские войны? 3) Удалось ли подавить освободительные движения народов? 4) Какие вам известны восстания и народные выступления в первой трети XIX века? Против кого они были направлены?
|
|
IV. Эжен Делакруа “Свобода на баррикадах” |
Раскрывается тема: Каковы же были идейные позиции передовых творцов искусства в этих изменившихся условиях общественной жизни послереволюционной Европы? Продолжали ли они бороться за утверждение идей Просвещения? |
Анализ картины |
V.Разработка проблемы. Анализ картины О.А.Кипренский “Автопортрет” |
Раскрывается тема: причины появления нового героя в искусстве. |
Анализ картины |
VI. Историческая обусловленность появления романтизма, его общие черты |
Кульминация. Разрешается в итоге дискуссии. |
Искусство создаваемое романтиками в каждой стране имело свои особенности, но для их творчества характерны и общие черты: неприятие окружающей действительности, несправедливости в отношении к людям, трагические ноты, мотивы разлада с окружающей средой, враждебность этой среды художнику и герою. |
VII. О том, как развивалось творчество романтиков, как оно было связано с творческими открытиями просветителей, что удалось им нового рассказать о человеке и об окружающем мире, к чему призывают нас творцы романтического искусства нам расскажут сами художники - созданные ими произведения и их герои. В заключение урока звучит “Лунная соната” Людвига Ван Бетховена |
Видеоряд картин Жерико Т., Э. Делакруа, Ф. Гойя, Д.Тёрнера, К Брюллова, И. Айвазовского |
|
VIII. Заключение.
|
Заключение дается как постановка проблемы. |
Что рассказало романтическое искусство о человеке? |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.