Метод проекта на уроках географии
Аннотация:
Статья посвящена проблеме внедрения метода проекта в методику преподавания географии. В форме модели изложены основные подходы к вопросам классификации, оценки, дидактических требований и организации проектной деятельности обучающихся.
Сегодня общество предъявляет к выпускникам школ ряд новых требований. И образование, как отрасль, должно обеспечивать прежде всего развитие личности, должно сформировать человека, соответствующего новым требованиям, успешного и конкурентоспособного.
Школа, обновляется, требует таких методов, которые бы формировали самостоятельную позицию учеников, развивали исследовательские и рефлексивные навыки, формировали не просто умения, а компетенции и реализовывали принцип связи обучения с жизнью. Ведущее место среди таких методов, которые найдены в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Основная идея педагогического опыта - активизация познавательной деятельности обучающихся путем использования метода проекта для формирования ключевых компетенций школьников и уровня их знаний.
Поскольку современная школа должна помочь ученикам чувствовать себя уверенными на рынке труда, уметь адаптироваться к социальным изменениям и кризисов в обществе, быть психологически устойчивыми, развивать способность к самоорганизации учитель должен направить свою деятельность на решение следующих задач:
обеспечить высокий инструментальный уровень знаний выпускников, умение самостоятельно приобретать и применять их на практике; развивать каждого ученика как творческую личность, способную к практической работе; привлекать каждого ученика к активной познавательной деятельности; формировать навыки познавательной и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление; формировать у обучающихся целостную картину мира; грамотно работать с информацией.
Проектная деятельность требует продуманного подхода: тщательно разработать план проекта, критерии оценки деятельности ученика и готового продукта, подобрать методический материал в помощь ученику, проделать варианты устранения возможных затруднений, спланировать формы промежуточного оценивания и самооценки ученика и многое другое.
Следствием аналитической деятельности по вопросу «Организация проектной деятельности учащихся» стало определение основных требований к использованию метода проектов:
· наличие значимой в творческом, исследовательском плане проблемы;
· умение учителя ставить ключевые и тематические вопросы;
· практическая значимость ожидаемых результатов;
· самостоятельная работа обучающихся на уроке или вне урока;
· структурирования содержательной части проекта (этапы, задачи, распределение ролей и т.п.);
· использование исследовательских методов;
· применение компьютерных технологий (для поиска информации, общения с другими участниками проекта, создание конечного продукта проекта).
В ходе организации работы над проектами, должны быть определены основные этапы деятельности учителя и учеников
Этапы деятельности |
Содержание деятельности |
Подготовительный |
Ученики: обсуждение, поиск информации. Учитель: заявление размышления, мотивация, помощь в определенные проблемы. |
Практический |
Учитель: руководит, наблюдает, корректирует, рекомендует, советует. Ученики: формируют задачи и вырабатывают план действий; собирают информацию. |
Аналитический |
Учитель: корректирует Ученики: сравнивают; мониторят; анализируют. |
Обобщающий |
Учитель и ученики: коллективно обсуждают; творчески демонстрируют; делают выводы. |
При организации работы над учебным проектом, необходимо соблюдать следующие требования:
· определить интересы обучающихся, для того, чтобы объединить в несколько групп;
· обеспечить развитие заинтересованности в овладении новыми знаниями, компетенциями, умениями;
· творческий подход;
· публичное представление обобщающих материалов;
· значимость для учеников и их целесообразного окружения;
Деятельность обучающихся нужно сосредоточить на:
· выдвижении гипотезы их решения;
· обсуждении методов исследования;
· проведении сбора материалов;
· анализе отобранных данных;
· оформлении конечных результатов;
· формулировке выводов.
Ход работы проектных групп отслеживать с помощью проектной папки. Это позволяет: четко организовать работу каждого участника проектной группы; быть удобным коллектором информации и справочником; объективно оценивать ход работы над завершенным проектом; оценивать личные достижения и процесс роста каждого участника; экономить время для поиска информации при проведении проектов, близких по теме.
В процессе работы над проектами дети раскрывают творческие и креативные способности. Учатся работать самостоятельно, подбирать интересный материал. Используют умение анализировать, синтезировать, сравнивать, что развивает логическое и критическое мышление. Работа в группах воспитывает чувство коллективизма, культуру общения, сопереживания, взаимопомощи, взаимовыручки. С помощью таких видов работы прививается интерес к географии, формируется географическая культура обучающихся.
Во время урока ли вне урока создается атмосфера успеха, что дает возможность каждому ученику почувствовать себя уверенным, успешным, компетентным. Ученики обрабатывают материалы, используя знания информатики, а именно работы с Power Point, Word, Excel, работают с интернетом. Мониторинговые исследования указывают на рост уровня знаний.
Эта технология развивает не только учеников, но и учителя, делает его деятельность успешной, продуктивной, облегчает труд, обеспечивает рост профессионального мастерства.
Таким образом, использование проектов в преподавании географии предусматривает гарантированный педагогический результат деятельности учителя, формирование всесторонне-развитой личности ученика.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.