МЕТОД ПРОЕКТОВ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ БУДУЩЕГО
Проективность — образовательная тенденция будущего.
В условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо научить учащихся самостоятельно приобретать знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования:
- интеграцию учебного содержания;
- развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;
- формирование информационных, коммуникативных и социальных компетенций;
- формирование у учащихся особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей.
В последнее время слово «Проект» прочно вошло в нашу жизнь и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода к решению задач. Формирование универсальных учебных действий, в частности умения самостоятельно добывать знания, применять их осознанно в практической деятельности, готовности находить решение учебных и социальных проблем, потребности и способности к саморазвитию, успешнее всего осуществляется в процессе проектной деятельности школьников. В соответствии с ФГОС, на уровне основного и среднего общего образования, индивидуальный проект должен быть представлен в форме завершенного учебного исследования или разработанного учебного проекта.
Учебный проект – это вид деятельности, синтезирующий в себе элементы игровой, познавательной, исследовательской, ценностно-ориентированной, учебной, творческой деятельности, направленный на создание продукта, обладающего субъективной, а иногда и объективной новизной. В результате проделанной работы учащиеся должны создать продукт, имеющий значимость для автора или авторов и окружающих.
В проекте может использоваться исследовательская, поисковая, творческая, практико-ориентированная деятельность. В зависимости от темы и цели проекта определённый вид деятельности может доминировать, однако многие школьные проекты предполагают комплексные подходы, совмещающие различные виды деятельности.
Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний.
Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения.
Метод проектов — это дидактический инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному. Эта технология позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по любому учебному предмету, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик;
Успешность реализации проектной деятельности зависит от характера взаимодействия педагога и школьников. Главное для педагога – управление самостоятельной познавательной деятельностью детей. Он сопровождает работу ребёнка над проектом, выполняя роль тьютора, координатора, консультанта; побуждает ребёнка к поиску, размышлению, самостоятельному решению, активности, выдвижению идей, добиваться намеченного результата; создаёт ситуации успеха и ответственности для каждого ребёнка. Функция учителя (тьютора) при руководстве индивидуальным проектом учащегося координационная и консультативная. Координирующая работа тьютора направлена на помощь в постановке проблемы, определении цели и задач деятельности, планировании, реализации проекта, анализе результатов работы.
В проектной деятельности важен индивидуальный подход, поэтому успешность проектной деятельности базируется на знании возможностей каждого ребёнка, умении подсказать и привести каждого ученика к принятию собственного решения.
Тьютор создает образовательную среду, которая позволит ученику максимально самостоятельно развивать метапредметные компетенции, совершенствовать уровень предметных результатов и личностных достижений, обучаясь в удобном для него режиме. Продумывает способы мотивации, анализируя познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления ребенка.
Прогнозируемыми результатами тьюторского сопровождения обучающихся в проектной деятельности можно считать следующее:
- реализация тьюторантом собственной индивидуальной образовательной программы;
- развитие своего личностного потенциала: познавательных интересов, способностей, возможностей;
- проявление образовательной активности в урочной и внеурочной деятельности;
- получение опыта самопрезентации в различных сообществах;
- умение анализировать, рефлексировать и корректировать свою деятельность;
- получение опыта работы с широким кругом ресурсов;
- развитие способности к самостоятельной постановке и реализации
познавательных задач;
- сформирование проектной, исследовательской, социальной компетентностей.
В процессе сотрудничества тьютора и тьюторанта над проектом можно выделить несколько этапов:
- разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование);
- реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий);
- оценка результатов проекта (нового/измененного состояния реальности).
Проектная деятельность в школе охватывает все ступени.
В начальной школе (1-4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.
В основной школе (5-9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.
Особенностью проектов на старшей ступени образования (10-11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.
При подборе объектов проектной деятельности и её организации педагогу следует учитывать ряд требований, среди которых наиболее существенными являются:
- творческий характер постановки и решения задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;
- подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
- интерес школьников к проблеме, потребность в её решении;
- приобретение учащимися новых знаний, освоение новых способов деятельности, необходимых для выполнения проекта;
- личностная и социальная значимость проекта;
- обеспечение субъектной позиции учащихся;
- самостоятельная деятельность школьников;
- использование различных средств, обеспечивающих исследовательский, творческий характер деятельности;
- практическая направленность и осуществимость проекта.
Необходимо обеспечить следующие условия проектной деятельности:
- соответствие проектной задачи индивидуальным возможностям детей;
- использование, закрепление ранее приобретённых УУД, социального опыта при решении проблемы;
- диалоговый и гибкий характер взаимодействия педагога и ребёнка в процессе выполнения проекта, основанный на вопросах, побуждающих ребёнка к добровольному поиску, самостоятельной познавательной деятельности;
- наличие необходимых материально-технических средств;
- соответствие проекта экологическим и экономическим требованиям;
- обеспечение безопасных условий деятельности детей;
- использование образовательных ресурсов школы и окружающей среды, организация взаимодействия со специалистами, родителями, новыми людьми.
Метод проектов имеет ряд преимуществ:
- он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;
- успешно интегрируется в образовательный процесс;
- легко вписывается в учебный процесс.
Получив опыт планирования учебной деятельности, работы с различными источниками информации, публичного выступления, учащиеся учатся успешно представлять свои работы на конференциях и конкурсах различного уровня.
Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательной организации или на школьной конференции. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.