Метод проектов на уроках истории

  • pptx
  • 16.06.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Метод проектов на уроках истории.pptx

Метод проектов на уроках истории

Развитие коммуникационной и информационной компетенции

“Научиться познавать, научиться делать,  научиться жить вместе, научиться жить”
 (Жак Делора).
 

Горбачева Н.А., учитель истории

Умение анализировать содержание и структуру текстов любого вида; владение методами продуктивной обработки информации; умение ориентироваться в библиотечных каталогах, умение составлять список использованной литературы; свободное владение навыками письменной речи, позволяющие написать реферат, комментарий, заметку; сформированная способность оценивать информацию на достоверность, отличать объективную информацию от пропаганды; умение при помощи реальных объектов (телевизор, интерактивная доска, телефон, компьютер) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта) самостоятельно искать, анализировать, преобразовывать и передавать ее.

Информационная компетенция

2

Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, задать вопрос, вести диалог, дискуссию, уметь слушать собеседника, докладчика, лектора; владеть правилами ведения беседы.

Коммуникативная компетенция

3

1. Организационно-подготовительный.
2. Сбор информации (поисковый).
3. Итоговый.
4.Самооценка и анализ работы группы.

Этапы проектной деятельности

4

Определение темы проекта, его цели и задачи, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идей, формирование микрогрупп

1. Организационно-подготовительный

5

Поиск источников, составления анкетирования, устно-письменного опроса, изготовление продукта, оформление его, распределение функций.

2. Сбор информации (поисковый)

6

Подготовка презентации, распределение ролей при демонстрации презентации.

3. Итоговый

7

Заполнение оценочного листа.

4.Самооценка и анализ работы группы

8

Коммуникативные умения

Информационные умения

Умение отвечать на вопросы: чему нужно научиться для решения поставленной задачи; умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым членом группы; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс.

 

1. Организационно-подготовительный

9

Коммуникативные умения

Информационные умения

Навыки делового партнерского общения, умение проектировать процесс (изделие), умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми (диалог, вопрос).

Умение найти недостающую информацию в информационном поле, умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, в справочниках), умение структурировать информацию, овладевать техникой постановки вопросов.

2.Сбор информации (поисковый)

10

Коммуникативные умения

Информационные умения

Навыки монологической речи, умение отвечать на незапланированные вопросы.

Умение преобразовать в разных целях заданный текст, структурировать его; умение «читать» и пояснять схемы, таблицы, умение оценивать информацию на достоверность.

3. Итоговый

11

Коммуникативные умения

Информационные умения

Умение находить и указывать на ошибки других.

Умение свободно владеть навыками письменной речи: написать оценочный лист.

4.Самооценка и анализ работы группы

12

Как организовать работу над про­ектом.
Как правило, полезно выделить этапы работы. 
Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников.
Обоснование проблемы, исследуе­мой в рамках намеченной тематики.
Распределение задач по группам, поиск информации.
Составление технологической кар­ты с представлением в логической по­следовательности хода работы.
Самостоятельная работа участни­ков проекта по своим творческим зада­ниям.
Промежуточные обсуждения по­лученных данных.
Презентация (защита) проектов, оппонирование.
Коллективное обсуждение, выводы.
 

Инструкционный материал

13

Какие требования предъявляются к результатам учебных проектов.
Результаты проектной работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты проектной деятельности:
представляются в виде конкрет­ного «продукта» (доклада, альбома, сборника, плана карты, фильма и др.);
выполняются в едином стиле (на­пример, итоговый доклад должен содер­жать заголовки, подзаголовки, иметь поля и т.п.);
содержат соответствующие снос­ки, примечания, указывающие на ис­точники информации;
рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;
защищаются в присутствии заин­тересованной аудитории;
должны в дальнейшем использо­ваться в учебном процессе.
 

14

 
 
 
Ключевые компетенции
 
 

 
 
 
 
Ф.И. учащегося

Ориентировочные критерии

Готовность к актуализации
 
 

Знания
 
 

Опыт использования знаний (умения)
 
 

Отношение к результату компетентностей (уровень владения компетенцией)

Начало
года

Конец
года

Динамика

Начало
года

Конец
года

Динамика

Начало
года

Конец
года

Динамика

Начало
года

Конец
года

Дина-
мика

Информационная

 

 

Коммуникативная

Карта оценки (самооценки) развития у учащихся ключевых компетенций

15

Система оценки ключевых компетенций по блокам выражалась в баллах

5 баллов – высокий уровень,
4 балла – выше среднего,
3 балла – средний уровень,
2 балла – ниже среднего,
1 балл – не сформирован.

16

Уровень сформированности компетенции на уровне знаний (высокий, средний, низкий, слабый) выражается отметками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»:
― «отлично» ставится в случае, когда ученик глубоко и прочно усвоил весь программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок;
― «хорошо» ставится, если ученик твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий;

17

Пример критериев по определению уровней:

Уровень сформированности компетенции на уровне знаний (высокий, средний, низкий, слабый) выражается отметками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»:

― «удовлетворительно» ставится, если ученик освоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий;
― «неудовлетворительно» ставится, если ученик не знает отдельных разделов программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания и задачи.

18

Пример критериев по определению уровней:

Ориентир на личность учащегося.
Деятельностный подход в обучении.
Практическая значимость результата работы.
Творчество.
Интерактивный характер учебно-воспитательного процесса.

При выборе технологий учитель должен руководствоваться такими критериями:

19

Исследовательские
Информационные

В соответствии с доминирующим методом (видом деятельности) можно выделить следующие типы проектов, которые используются в практике:

20

Локальные
Межшкольные

По характеру контактов проекты:

21

мини-проекты,
краткосрочные,
годичные.

По продолжительности проведения:

22

23

«Самостоятельность головы учащегося – единственно прочное основание всякого плодотворного учения». К.Д.Ушинский

Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

24

Посмотрите также