Введение.
Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения. ИЯ, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения ИЯ выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Поэтому не случайно, что основной целью обучения ИЯ на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладении им иноязычной речевой деятельностью. Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является проектная методика.
Я хочу показать конкретные обучающие действия учителя и учебные действия учеников в процессе проектной деятельности с учетом основных психолого-педагогических факторов и специфики иностранного языка как учебного предмета.
Наличие личностно-значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, поиска для ее решения): исследования истории возникновения различных праздников в англоговорящих странах St. Patrick’s Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mother’s Day, и т.д.; организация путешествий в разные страны; дома; проблема свободного времени у молодежи; проблема обустройства дома; проблема отношений между поколениями и т.п..
Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты альманаха с репортажем с места событий; программа туристического маршрута; план обустройства дома, парка; планировка и обустройство квартиры и т.д.
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределение ролей).
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий (алгоритм проведения проектной деятельности):
ü выдвижение гипотезы их решения;
ü обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
ü обсуждение способов формирования конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отсчетов, просмотров и т.д.);
ü сбор, систематизация и анализ полученных данных;
ü подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
ü выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Реализация требований по использованию проектной методики при обучении иностранному языку предполагает
Цель: создать условия для реализации проектно-исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время в изучении английского языка старшеклассниками.
Задачи:
Разработать технологию включения учащихся в проектную и исследовательскую работу.
Осуществить практическую реализацию проектов и исследовательских работ.
Мониторировать успешность учащихся в реализации проектов и исследовательских работ.
В технологии осуществления проекта предусматривается три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется характер деятельности учащихся и учителя. Схематично этапы проектирования можно рассмотреть следующим образом:
Этапы |
Содержание работы |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
1. Подготовительный |
|||
Этап мотивации и целеполагания |
а)
Определение темы; |
Утончают информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы |
Мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей проекта. Наблюдает. |
Этап планирования |
а)
Анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез; |
Выдвигают гипотезы решения проблем, формируют задачи. Определяют источники информации. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха |
Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает |
Этап принятия решений |
а)
Обсуждение методов проверки принятых гипотез («мозговой штурм»); |
Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Утончают источники информации. |
Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе). Косвенно руководит. |
2. Основной |
|||
Этапы выполнения проекта |
Поиск
необходимой информации подтверждающей или опровергающей гипотезу. |
Работают с информацией. Проводят исследования. Синтезируют идеи. Оформляют проект. |
Наблюдает. Направляет процесс анализа ( если это необходимо). Составляет и заполняет индивидуальные карты текущего контроля за проектной деятельностью на каждого учащегося. |
3. Заключительный |
|||
Этап защиты проекта |
а)
Подготовка и оформление доклада |
Защищают проект |
Наблюдает. Направляет процесс защиты (если необходимо). Задает вопросы в роли рядового участника |
Этап проверки и оценки результатов |
а)
Анализ выполнения проекта достигнутых результатов (успехов и неудач) |
Коллективный самоанализ проекта и самооценка. |
Участвует коллективном анализе и оценке результатов проекта |
Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, я имею в виду признаки и характерные особенности каждого из них. В моей практике я чаще всего имею дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, проектно-ориентированных и ролево-игровых. Характер организации проекта в большей степени также зависит как от типа проекта, так и от его темы (содержания), условий проведения. Исследовательский проект непременно включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах, поэтому мне необходимо всегда отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая её шаг за шагом.
Проект – это решение, исследование определенной проблемы, его практическая или теоретическая реализация.
Проектная методика отличается от работы над темой, в которой часто достаточно просто усвоить новый материал по теме; от ролевой игры, дискуссии и т.п., в которых роли распределяются в групповой работе для осуществления следующего методического замысла: лучшего усвоения материала, стимулирования интереса, мотивации познавательной деятельности учащихся. Все указанные выше методические цели могут присутствовать и при использовании проектной методики, но, кроме всего прочего, ей обязательно присуще исследование проблемы, творческая поисковая деятельность, воплощенная в каком-либо конкретном продукте.
Однако работа над проектом содержит определенные трудности. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на иностранном языке: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. неизбежны языковые ошибки, так как часть дополнительной информации незнакома учащимся и вызывает определенные языковые трудности. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала предшествует разработке проектов, а сами проекты я считаю целесообразным проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.
Но работа над проектом не была бы успешной, если бы я не начала внедрение проектной деятельности на начальном и среднем этапе.
На начальном этапе в 5-7 классах дети создают мини проекты.
Идет
повышение общей мотивации учащихся. При подготовке проекта учащиеся изучают
интересные для себя темы. Проекты предполагают активное участие школьников в
разных видах деятельности. Они должны писать, клеть, вырезать, обращаться к
справочникам, рисовать, составлять коллажи, искать фотографии, рисунки, брать
интервью, делать инсценировки, рекламу, сочинять стихи, петь. Все это позволяет
учащимся с разным уровнем языковой подготовки наравне участвовать в такой
проектной работе.
В 5-7 классах моими учениками были подготовлены такие проекты:
О себе (5 кл.)
Мой мир (5 кл.)
Свободное время (5 кл.)
Моя семья (6 кл.)
Мой дом (6 кл.)
Спорт (6 кл.)
Центральный универмаг (6 кл.)
Мой идеальный друг (7 кл.)
Защитим природу (7 кл.)
На среднем этапе повышается значимость английского языка как средства общения.
Рассказывая о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают преимущества английского языка как языка международного общения. Ведь в будущем они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свой город, страну, хобби, работу, книгу, проблемы любого рода, и проектная деятельность готовит ребят к этому.
Темы проектов, подготовленных учащимися 7-11 классов:
Человек, которым я горжусь (7 кл.)
Россия (8 кл.)
Великобритания (8 кл.)
Школьный ежегодник (9 кл.)
Влияние окружающей среды на жизнь людей (10-11 кл.)
Идеальное государство благосостояния (11 кл.)
Субкультуры (10 кл.)
Влияние географического положения на людей и их образ жизни (10 кл)
Изобретения, которые потрясли мир (11 кл.).
На старшей ступени обучения школьники учатся вести исследовательскую работу, а выполнение проекта дает возможность на практике использовать знания и методы из других областей науки.
Выбранный мною метод проекта позволяет, используя межпредметные связи (ИЗО, история, русский язык), развивать у учащихся познавательную активность, воображение, обучать ведению дискуссий, публичных выступлений на английском языке, отрабатывать умения, аргументировать свою точку зрения.
Особое внимание я уделяю научно-практической работе учащихся 9-11 классов. Вся дополнительная информация и знания учащихся осмысливаются и перерабатываются на факультативах, спецкурсах и элективных курсах, индивидуальных занятиях, а далее она обрабатывается и представляется в рефератах для дальнейшего обсуждения уже на школьных и районных научно-практических конференциях. При написании рефератов учитывается актуальность темы:
Healthy Living Guide (9 кл.)
Пушкин и Байрон – кумиры своей эпохи (10 кл.)
Идиомы и идиоматические конструкции (11 кл.)
Любой проект – это способ организовать совместную деятельность учащихся, согласовать взгляды, идеи, приемы, средства в достижении общей цели.
Заключение.
Таким образом, работа над проектом позволяет сделать следующие выводы:
Метод проектов формирует у учащихся не только знания, умения и навыки, но и информационно-коммуникационные, интеллектуальные и социальные компетентности.
У всех учащихся-подростков в положительную сторону изменяется мотивация к изучению английского языка.
Расширяются границы использования компетенций и завоёвываются призовые места: РНПК, международные конкурсы.
Школьникам нравится работать в проектах, они видят от них для себя пользу.
Несмотря на полученные результаты, думается, вновь пришедшие дети поставят новые проблемы, которые, возможно, получится решить с помощью метода проектов. Или я снова буду искать новые технологии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.