Метод развивающих диалогических отношений учитель-ученик
Оценка 4.7

Метод развивающих диалогических отношений учитель-ученик

Оценка 4.7
docx
05.05.2021
Метод развивающих диалогических отношений учитель-ученик
Метод развивающих дилогических отношений Учитель-ученик.docx

Метод развивающих диалогических отношений «Учитель-ученик»

Развивающий диалог как метод проблемно-постановочного обучения выделен и подробно описан Е.Н.Чесноковой. Метод построения развивающих диалогических           отношений «учитель- ученик».// Диссертация на соискание степени         кандидата психологических наук. – СПб. РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. В основе данного метода идеи П.Фейра, бразильского создателя азбучной системы образования. Его книга «Педагогика  угнетенных», выдержала огромное количество  переизданий.

Фрейр  писал,  что  каждый  человек  способен  к  критическому  взгляду  на  мир  в  диалогическом  общении  с  другими.  Этого  можно  достичь  в  процессе  диалога. 

Диалог  Фрейр  рассматривает  как  основную  форму  проблемно-постановочного  образования,  которое  он  противопоставляет  банковскому,  или  традиционному  образованию. 

Повествование,  пересказ  и  учитель  в  роли  пересказчика  принуждает  учеников  к  механическому  запоминанию  пересказываемого  содержания,  это  превращает  учеников  в  «контейнер»,  в  «хранилище»,  которое  должно  быть  заполнено  учителем.  Чем  больше  «забил»  учитель  «хранилище»,  тем  он  лучше  как  учитель.  Чем  больше  «хранилища»  позволили  себя  наполнить,  тем  они  лучше  как  ученики.  Образование,  таким  образом,  становится  актом  внесения  вклада,  где  ученик  является  лицом,  получающим  вклад,  а  учитель  вкладчиком.

Банковское  образование  по Фрейру

Банковское (повествовательное образование

Диалогическое (проблемно постановочное) образование

Повествовательный (объяснительный) характер обучения. Учитель (субъект)  рассказывает – ученик терпеливый, слушающий (объект), 

Учитель не просто «тот, кто преподает», а сам обучается в диалоге с учениками, которые как  сами обучаются, так и преподают.

 

 

Соотношение банковской и диалогической концепций образования

Содержание

Содержание становится безжизненным и

оцепеневшим. Учитель излагает тему полностью чуждую жизненному опыту учеников

Учитель исследует потребности учеников. Он начинает понимать

действительность своих учеников и разрабатывает список тем, которые

могут побудить их к дискуссии на уроках.

Средства и

ценности

 

Монолог, наполненный

предписаниями и

авторитарностью.

 

Диалог предполагает взаимность, открытость и желание совместно

учиться. Включение всех

участников в процесс учения, что позволяет

перейти от пассивного принятия ситуации к  критическому

осмыслению.

Цель

(результат)

образования

 

Результатом образования

является образованный

индивидуум - приспособленный

человек, потому что он лучше «пригоден» для мира.

 

Быть человеком, значит быть свободным, способным использовать

собственный, самостоятельно

выработанный язык, который заключает в себе образцы, модели

мышления и действия.

Только  в  диалоге  возможно  появление  новых  партнерских  отношений:  учителя – ученика  и  учеников – учителей.  Диалог – это   встреча,  в  которой  соединяются  рефлексия  и  действие  двух  сторон,  ведущих  диалог.  Для  осуществления  диалога  нужны  условия.

Главная  задача  диалогического  учителя – исследовать то,  как  ученики  видят  мир, какая  у  них  картина  мира  (которая  отражает  противоречия  общества) находится основное ядро противоречий, где находятся  второстепенные  противоречия,  и  то,  насколько  ученики  осознают  эти  противоречия. 

Что  же  является  основой  успешного  диалога  и  делает  его  надежным  инструментом  работы  с  учениками?

Необходимыми условиями диалога являются контакт, интерес и любовь.

Основными элементами развивающего диалога являются:  открытый вопрос – инструмент диалога, позволяющий думать, исследовать ситуацию, осознанно принимать решения. Открытый вопрос – это способ передачи ответственности, если учитель не задает открытые вопросы, то он берет на себя ответственность за последствия; позитивная обратная связь – важнейший элемент диалога, направленный на развитие способности думать и принимать решения самостоятельно, позволяет увидеть результаты своей деятельности, способствует развитию рефлексии. Эмоциональная  позитивная  обратная  связь – это  чувства  радости,  восхищения,  переживаемые  и  выражаемые  учителем  по  поводу  того,  что  достиг  ученик,  воспитанник  или  по  поводу  того,  что  ученик  размышляет  и  думает  самостоятельно. Содержательная  позитивная  обратная  связь – это подробное  сообщение  учащемуся  о  том,  что  у  него  хорошо  получается  в  процессе  научения,  об  его  успехах  и  достижениях.

Позитивная  обратная  связь  отличается  от  похвалы.

Цель  и  смысл  позитивной  обратной  связи  состоит  в  том,  чтобы  создать  безопасные  условия  для  того,  чтобы  человек  думал.

Негативная  обратная  связь  типа:  «неправильно»,  «неверно»,  «это  плохой  ответ»  прерывает  и  блокирует  процесс  мышления.  Ученик  начинает  делать  что-то  по  образцу  вместо  того,  чтобы  «думать  своей  головой».  Научиться  думать  творчески,  конструктивно  и  самостоятельно  способен  каждый  человек,  если  для  этого  создаются  безопасные  условия.

Учителю,  воспитателю,  работающему  в  диалоге,  очень  важно  осознавать  свои  эмоции  и  уметь  ими  управлять. 

Позитивные  эмоции  необходимы  для  установления  контакта  с  теми,  с  кем  мы  вступаем  в  диалог,  и  для  того,  чтобы  дать  другим  позитивную  обратную  связь.  Негативные  эмоции  останавливают  нас  от  того,  чтобы  вступить  с  кем-то  в  диалог  или  прерывают  его.

Когда  учитель  или  воспитатель  умеет  управлять  своими  чувствами  и  осознанно  привносит  их  в  процесс  взаимодействия  с  воспитанниками,  то  таким  образом  он  показывает  им  модель  того,  как  можно  обращаться  со  своими  чувствами,  и  обучает  их  социально  приемлемым  способам  выражения  своих  чувств.

Критика,  осуждение – элементы  подавления,  приводящие  к  негативным  чувствам  и  протесту  со  стороны  учеников.

Трудно  найти  человека,  который  воспринимает  критику  в  свой  адрес  с  радостью  и  с  удовольствием,  даже  если  это,  как  ему  кажется,  справедливая  критика. 

В  традиционной  системе  обучения  критика  используется  для  того,  чтобы  помочь  ученику  осознать  и  исправить  свои  ошибки.  На  самом  деле  в  тот  момент,  когда  учитель  критикует  ученика,  ученику  трудно  увидеть  себя  и  свои  ошибки  со  стороны,  так  как  этому  мешают  негативные  эмоции,  которые  возникают  в  ответ  на  критику  учителя  и  которые,  в  свою  очередь,  подавляют  функции  интеллекта   и  способность  к  рефлексии.

Диалог  как  форма  взаимодействия  возникает  там,  где  один  человек  пытается  по  существу,  по-настоящему,  общаться  с  другим  человеком.

Многое  зависит  от  позиции  учителя. Как  создать  ситуацию  диалогического  общения  на  уроке,  как  сделать  урок  интересным  и  т.д.  Главным  инструментом  учителя  выступают  его  психологическое  взаимодействие  с  ребенком,  педагогическое  общение.  Осуществление  диалога  учителя  и  учеников  становится  одним  из  ключевых  условий  когнитивного  и  личностного  роста.

В  условиях  личностно-ориентированного  обучения  ученик  является  главной  действующей  фигурой  всего  учебно-воспитательного  процесса,  поэтому  организация  общения  учителя  и  ученика  является  очень  важной.           

Можно  сделать  вывод,  что  в  условиях  диалогического  обучения  ученик  чувствует  себя  более  комфортно,  так  как  диалог  предполагает  создание  новых  партнерских  отношений.  Взаимодействие  учителя  и  ученика  строится  на  основе  взаимного  уважения  и  доверия.  Учебный  процесс,  опирающийся  на  диалог  как  основной  инструмент,  становится  процессом  совместной  деятельности,  в  которой  неизбежно  начинают  реализовываться  демократические  принципы,  и  происходит  осознание  своих  прав  и  умение  их  отстаивать  демократическим  путем  и  тоже  в  диалоге.     

Ученики  начинают  осознанно  организовывать  свою  учебу,  отчетливо  понимая,  что  им  нужно,  и  учитель  уже  является  равноправным  участником  учебного  процесса.  Таким  образом,    взаимодействие  «учитель – ученик»  в  диалоге  наиболее  эффективно,  так  как  оно  опирается  на  исследование  потребностей  учеников,  учитывает  личный  опыт  учащихся.     

В  ходе формирующего эксперимента  был использован метод  развивающего диалога  на  уроках  русского  языка  и  литературы. Каждый  урок  начинался  с  установления  контакта  с  каждым  учеником.  До  эксперимента  большая  часть  учеников  на  уроках  были  пассивны,  работали  на  уроках  одни  и  те  же. С  помощью  открытых  вопросов  исследовались  потребности,  открытые  вопросы  способствовали  включению  поисковой  активности.  У  учащихся  появился  интерес  к  процессу  обучения. 

Об  этом  говорили  их  высказывания,  что  на  уроках  есть  возможность  свободно  и  открыто  выражать  свое  мнение,  есть  возможность  выбора  заданий,  нравится  легкость  общения  на  уроках,  нравится  работать  на  уроке.  Повысилась  успеваемость, ученики  научились  слушать  и  слышать  друг  друга. Лонгитюдное исследование, проведенное мною, по применению данного метода указано в автореферате диссертации Е.Н.Чесноковой (стр. 18-19).

         Одним  из  эффективных  методов  взаимодействия  учителя  и  ученика  является  диалог,  в  основе  которого  лежит  подлинный  интерес  к  другому  человеку,  к  его  опыту,  искреннее  уважение  прав  другого  человека,  отношение  как  к  субъекту,  а  не  объекту,  отношения  на  равных,  что  дает  возможность  развитию  личности.

Литература

Орлова А.В. Диалог  на  уроке  глазами  подростков.//Наш  проблемный  подросток: Понять  и  договориться/ Под  ред. Л.А.Регуш.СПб.: Изд-во  РГПУ  им. А.И.Герцена; Изд-во  Союз, 2001.

Чеснокова Е.Н. Диалог  с  трудными  подростками// Наш  проблемный  подросток: Понять  и  договориться/ Под  ред. Л.А.Регуш.СПб.: Изд-во РГПУ  им. А.И.Герцена ; Изд-во  Союз, 2001.

 Чеснокова Е.Н. Метод построения развивающих диалогических           отношений «учитель- ученик».// Диссертация на соискание степени         кандидата психологических наук. – СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. (стр. 18-19)

 

                          

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Метод развивающих диалогических отношений «Учитель-ученик»

Метод развивающих диалогических отношений «Учитель-ученик»

Учитель не просто «тот, кто преподает», а сам обучается в диалоге с учениками, которые как сами обучаются, так и преподают

Учитель не просто «тот, кто преподает», а сам обучается в диалоге с учениками, которые как сами обучаются, так и преподают

Цель (результат) образования

Цель (результат) образования

Негативная обратная связь типа: «неправильно», «неверно», «это плохой ответ» прерывает и блокирует процесс мышления

Негативная обратная связь типа: «неправильно», «неверно», «это плохой ответ» прерывает и блокирует процесс мышления

Многое зависит от позиции учителя

Многое зависит от позиции учителя

У учащихся появился интерес к процессу обучения

У учащихся появился интерес к процессу обучения

Метод развивающих диалогических отношений учитель-ученик

Метод развивающих диалогических отношений учитель-ученик
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2021