Данный материал рассказывает о методе экспериментов для детей дошкольного возраста. где и когда его удобно применять, как относятся разные педагоги и психологи к данному методу. Какая роль у педагога при использовании этого метода и каковы требования к его проведению. Этапы данного метода.
Метод экспериментов для развития интеллектуально одаренных
детей дошкольного возраста
Карчевская Валентина Сергеевна
Россия, г. Ульяновск
МАДОУ ЦРР №253 «Белоснежка»
Воспитатель
В эпоху, когда личность стоит на первом месте, необходимо создавать
благоприятные условия для ее реализации. Современное общество
движется по пути интеллектуального развития человека. Интеллектуально
развитый человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять
негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных
ситуаций.
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением
открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать
стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать
развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для
исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой
детский сад сегодня. Но даже если взрослые не очень обеспокоены
познавательной активностью ребенка, дошкольник все равно неутомимо
задает вопросы и ищет на них ответы. Для эффективного развития
интеллектуального потенциала детей в первую очередь необходимо
обеспечить информационную базу деятельности, основой которой являются
знания.В дошкольном возрасте закладываются первоначальные представления о
характере взаимоотношений человека с природой, осознается место
человека в природе, поэтому этот возраст является наиболее
благоприятным для формирования основ научного мировоззрения. Высокая
познавательная активность, любознательность, заинтересованность детей в
ознакомлении с природой являются основой для развития интеллекта,
мышления, расширения кругозора. Учить так, чтобы у них развивалось
критическое мышление труднее, чем просто сообщать отдельные факты и
закономерности.
Благодаря методу экспериментов,
дети включаются сами в
исследовательскую деятельность и ищут ответы на многие вопросы.
Взрослый же играет роль руководителя и наставника в поиске условия
решения поставленной задачи, помогает отыскивать связи между
свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым
открывая новый способ действия. Очень тесная связь прослеживается
между экспериментированием и развитием речи. Умение четко выразить
свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний
способствует развитию речи.
Целью организации метода экспериментов является формирование
познавательной активности. Цель может быть достигнута, если будут
решены следующие задачи:
интеллектуальных способностей,
развитие логического мышления,
умения обобщать и
кругозора,
систематизировать информацию; формирование наблюдательности и
внимания.
В зависимости от характера наблюдений и экспериментов различаются
требования к их проведению. Случайные эксперименты не требуют
специальной подготовки, они проводятся экспромтом в той ситуации,которая сложилась на момент, когда дети увидели чтото интересное в
природе. Педагог играет немаловажную роль в выполнении данной
деятельности: контролирует, направляет, помогает. От педагога требуется
не только постоянная психологическая готовность разглядеть в природе
новое и интересное, но и постоянное самообразование по всем разделам.
Подготовка к проведению запланированных наблюдений и
экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач.
Эксперимент условно можно разделить на три этапа: подготовительный,
организационный, итоговый.[1]
Самым начальным этапом работы является выбор темы, далее с
помощью педагога ребенок ставит цель – что он должен узнать в процессе
своей деятельности. Выделяется предмет исследования. Определяется
длительность эксперимента, продумываются конкретные методики,
устанавливаются контрольные, факторные и нейтральные признаки, по
которым можно судить об изменениях, происшедших в объекте.
Выбираются способы контроля протекания эксперимента, определяются
формы фиксации результатов, способы их обработки.
Этап проведения эксперимента включает изучение начального состояния
всей системы. На данном этапе необходимо выявить условия и специфику
экспериментальной работы, провести инструктаж участников, если таковые
имеются. Необходимо продумать и осуществить фиксацию данных о ходе
эксперимента, то есть формы регистрации промежуточных срезов.
Этап подведения итогов экспериментальной работы заключается в том,
что проводится описание результатов, характеристика условий, при
которых были получены благоприятные результаты.
В приобщении детей к методу эксперимента мы нацелены не на
результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь ватмосферу деятельности и тогда результат будет закономерен. Например,
для развития умения обосновывать свои выводы и решения, педагог должен
заинтересовать детей необычными задачами и материалами, цель которых –
усилить любознательность и стремление исследовать неизвестное,
раскрывать связи между понятиями, приучить оценивать альтернативы и
научить создавать и проверять гипотезы. А. Кассаковски подчеркивает, что
уже в самом раннем детстве следует, используя естественную потребность
ребенка, привлекать его внимание к предметам и явлениям окружающей
среды: «необходимо пробуждать в детях радость открытия. Практически
манипуляционную и умственную активность следует поощрять с помощью
самых различных видов деятельности».
Значение наблюдений и экспериментов подчеркивали в своих работах
выдающиеся педагоги Я. А. Коменский, Дж. Локк, И. Г. Песталоцци и
другие. Содержание термина эксперимент является многозначным. В
философском энциклопедическом словаре определяется как планомерное
проведение наблюдения; с помощью эксперимента «…человек создает
возможность наблюдений, на основе которых складывается его знания о
закономерностях в наблюдаемом явлении» [4]
В. А. Сухомлинский писал, что мир, окружающий ребенка, это прежде
всего мир природы с безграничными богатствами, явлениями, с
неисчерпаемой красотой. В природе вечный источник разума. В процессе
активной деятельности дети реализуют свои потребности пытливого
исследователя, осваивают методы и приемы изучения своего окружения.[3]
По характеру познавательной деятельности эксперименты
подразделяются на:
иллюстративные, когда детям все известно и эксперимент только
подтверждает факты; поисковые, когда дети не знают заранее, каков будет результат;
решение экспериментальных задач.
Решение задач осуществляется в двух вариантах:
Дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом
приобретают новые знания;
Дети сначала предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли
они мыслили.
У детей дошкольного возраста происходят важные процессы развития
всех сторон личности, в этом возрасте могут быть развиты стимулы
интеллектуального развития. Начало этого развития начинается там, где
ребенок находится в положении, которое дает возможность организовывать
свои действия, начиная с идеи. При этом возникает новый тип
деятельности, который может быть охарактеризован как переход к
интеллектуальной деятельности. Мышление и деятельность вступают в
отношения, делающие возможным переход от мысли к ситуации, а не от
ситуации к мысли. Деятельность педагога в этом случае должна быть
направлена на привлечение внимания детей к полученному результату, их
поддержку, помощь в осмыслении созданного, побуждение к дальнейшей
деятельности. С педагогической точки зрения необходимо целенаправленно
стимулировать мысль и фантазию, формировать знания о возможных
решениях, опыте работы с различными материалами. В результате у ребят
развивается способность формировать идеи и радоваться их реализации.
Все это возможно,
если использовать такой метод,
как
экспериментирование.
Литература.
1. Валеев Г.Х. Методология и методы психологопедагогических исследований:
Учебное пособие для студентов 3–5х курсов педагогических вузов поспециальности «031000 – Педагогика и психология». –– Стерлитамак:
Стерлитамак. гос. пед. инт, 2002.– 134 с.
2. Лейтес Н.С. Умственные способности и возрастная одаренность. М., 1971
3. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика 1985. —
288 с.
4. Философский энциклопедический словарь. М., 1983