Метод экспериментов для развития интеллектуально одаренных детей дошкольного возраста
Оценка 4.6

Метод экспериментов для развития интеллектуально одаренных детей дошкольного возраста

Оценка 4.6
Лекции
docx
окружающий мир +1
Детсад
01.05.2017
Метод экспериментов для развития интеллектуально одаренных детей дошкольного возраста
Данный материал рассказывает о методе экспериментов для детей дошкольного возраста. где и когда его удобно применять, как относятся разные педагоги и психологи к данному методу. Какая роль у педагога при использовании этого метода и каковы требования к его проведению. Этапы данного метода.
эксперимент работа.docx
Метод экспериментов для развития интеллектуально одаренных детей дошкольного возраста Карчевская Валентина Сергеевна Россия, г. Ульяновск МАДОУ ЦРР ­ №253 «Белоснежка» Воспитатель В эпоху, когда личность стоит на первом месте, необходимо создавать благоприятные   условия   для   ее   реализации.   Современное   общество движется по пути интеллектуального развития человека. Интеллектуально развитый человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным   обстоятельствам,   находить   позитивные   выходы   из   сложных ситуаций.  Дети   по   своей   природе   исследователи,   с   радостью   и   удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление   ребенка   к   самостоятельной   деятельности,   способствовать развитию   интереса   к   экспериментированию,   создавать   условия   для исследовательской   деятельности   –   задачи,   которые   ставит   перед   собой детский   сад   сегодня.   Но   даже   если   взрослые   не   очень   обеспокоены познавательной   активностью   ребенка,   дошкольник   все   равно   неутомимо задает   вопросы   и   ищет   на   них   ответы.   Для   эффективного   развития интеллектуального   потенциала   детей   в   первую   очередь   необходимо обеспечить информационную базу деятельности, основой которой являются знания. В дошкольном возрасте закладываются первоначальные представления о характере   взаимоотношений   человека   с   природой,   осознается   место человека   в   природе,   поэтому   этот   возраст   является   наиболее благоприятным для формирования основ научного мировоззрения. Высокая познавательная активность, любознательность, заинтересованность детей в ознакомлении   с   природой   являются   основой   для   развития   интеллекта, мышления,   расширения   кругозора.   Учить   так,   чтобы   у   них   развивалось критическое мышление  труднее, чем просто сообщать отдельные факты и закономерности. Благодаря   методу   экспериментов,   дети   включаются   сами   в исследовательскую   деятельность   и   ищут   ответы   на   многие   вопросы. Взрослый   же   играет   роль   руководителя   и   наставника   в   поиске   условия решения   поставленной   задачи,   помогает   отыскивать   связи   между свойствами   объекта   и   возможностями   его   преобразования,   тем   самым открывая   новый   способ   действия.  Очень   тесная   связь   прослеживается между экспериментированием  и развитием  речи. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Целью   организации   метода   экспериментов   является   формирование познавательной   активности.   Цель   может   быть   достигнута,   если   будут решены   следующие   задачи: интеллектуальных   способностей,   развитие   логического   мышления,   умения   обобщать   и   кругозора, систематизировать   информацию;   формирование   наблюдательности   и внимания.  В зависимости от характера наблюдений и экспериментов различаются требования   к   их   проведению.   Случайные   эксперименты   не   требуют специальной   подготовки,   они   проводятся   экспромтом   в   той   ситуации, которая   сложилась   на   момент,  когда   дети   увидели   что­то   интересное   в природе.   Педагог   играет   немаловажную   роль   в   выполнении   данной деятельности: контролирует, направляет, помогает. От педагога требуется не  только  постоянная  психологическая  готовность разглядеть  в  природе новое и интересное, но и постоянное самообразование по всем разделам. Подготовка   к   проведению   запланированных   наблюдений   и экспериментов   начинается   с   определения   текущих   дидактических   задач. Эксперимент условно можно  разделить на  три  этапа:  подготовительный, организационный, итоговый.[1] Самым   начальным   этапом   работы   является   выбор   темы,   далее   с помощью педагога ребенок ставит цель – что он должен узнать в процессе своей   деятельности.  Выделяется   предмет   исследования.   Определяется длительность   эксперимента,   продумываются   конкретные   методики, устанавливаются   контрольные,   факторные   и   нейтральные   признаки,   по которым   можно   судить   об   изменениях,  происшедших   в   объекте. Выбираются   способы   контроля   протекания   эксперимента,   определяются формы фиксации результатов, способы их обработки. Этап проведения эксперимента включает изучение начального состояния всей системы. На данном этапе необходимо выявить условия и специфику экспериментальной работы, провести инструктаж участников, если таковые имеются. Необходимо продумать и осуществить фиксацию данных о ходе эксперимента, то есть формы регистрации промежуточных срезов. Этап подведения итогов экспериментальной работы заключается в том, что   проводится   описание   результатов,   характеристика   условий,   при которых были получены благоприятные результаты.  В   приобщении   детей   к   методу   эксперимента   мы   нацелены   не   на результат,   а   на   процесс.   Главное   –   заинтересовать   ребенка,   вовлечь   в атмосферу деятельности и тогда результат будет закономерен. Например, для развития умения обосновывать свои выводы и решения, педагог должен заинтересовать детей необычными задачами и материалами, цель которых – усилить   любознательность   и   стремление   исследовать   неизвестное, раскрывать связи между понятиями, приучить оценивать альтернативы и научить создавать и проверять гипотезы. А. Кассаковски подчеркивает, что уже в самом раннем детстве следует, используя естественную потребность ребенка, привлекать его внимание к предметам и явлениям окружающей среды: «необходимо пробуждать в детях радость открытия. Практически манипуляционную и умственную активность следует поощрять с помощью самых различных видов деятельности». Значение наблюдений и экспериментов подчеркивали в своих работах выдающиеся   педагоги   Я.   А.   Коменский,   Дж.   Локк,   И.   Г.   Песталоцци   и другие.   Содержание   термина   эксперимент   является   многозначным.   В философском энциклопедическом словаре определяется как планомерное проведение   наблюдения;   с   помощью   эксперимента   «…человек   создает возможность  наблюдений, на основе которых складывается его знания о закономерностях в наблюдаемом явлении» [4] В. А. Сухомлинский писал, что мир, окружающий ребенка, ­ это прежде всего   мир   природы   с   безграничными   богатствами,   явлениями,   с неисчерпаемой красотой. В природе вечный источник разума. В процессе активной   деятельности   дети   реализуют   свои   потребности   пытливого исследователя, осваивают методы и приемы изучения своего окружения.[3] По   характеру   познавательной   деятельности   эксперименты подразделяются на: ­   иллюстративные,   когда   детям   все   известно   и   эксперимент   только подтверждает факты; ­ поисковые, когда дети не знают заранее, каков будет результат; ­ решение экспериментальных задач. Решение задач осуществляется в двух вариантах: Дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания; Дети сначала предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили. У детей дошкольного возраста происходят важные процессы развития всех   сторон   личности,   в   этом   возрасте   могут   быть   развиты   стимулы интеллектуального развития. Начало этого  развития начинается там, где ребенок находится в положении, которое дает возможность организовывать свои   действия,   начиная   с   идеи.   При   этом   возникает   новый   тип деятельности,   который   может   быть   охарактеризован   как   переход   к интеллектуальной   деятельности.   Мышление   и   деятельность   вступают   в отношения, делающие возможным переход от мысли к ситуации, а не от ситуации   к   мысли.   Деятельность   педагога   в   этом   случае   должна   быть направлена на привлечение внимания детей к полученному результату, их поддержку, помощь в осмыслении созданного, побуждение к дальнейшей деятельности. С педагогической точки зрения необходимо целенаправленно стимулировать   мысль   и   фантазию,   формировать   знания   о   возможных решениях, опыте работы с различными материалами. В результате у ребят развивается способность формировать идеи и радоваться их реализации. Все   это   возможно,   если   использовать   такой   метод,   как экспериментирование. Литература. 1. Валеев   Г.Х.   Методология   и   методы   психолого­педагогических   исследований: Учебное   пособие   для   студентов   3–5­х   курсов   педагогических   вузов   по специальности   «031000   –   Педагогика   и   психология».   ––   Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин­т, 2002.– 134 с. 2. Лейтес Н.С. Умственные способности и возрастная одаренность. М., 1971 3. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика 1985. — 288 с. 4. Философский энциклопедический словарь. М., 1983

Метод экспериментов для развития интеллектуально одаренных детей дошкольного возраста

Метод экспериментов для развития интеллектуально одаренных детей дошкольного возраста

Метод экспериментов для развития интеллектуально одаренных детей дошкольного возраста

Метод экспериментов для развития интеллектуально одаренных детей дошкольного возраста

Метод экспериментов для развития интеллектуально одаренных детей дошкольного возраста

Метод экспериментов для развития интеллектуально одаренных детей дошкольного возраста

Метод экспериментов для развития интеллектуально одаренных детей дошкольного возраста

Метод экспериментов для развития интеллектуально одаренных детей дошкольного возраста

Метод экспериментов для развития интеллектуально одаренных детей дошкольного возраста

Метод экспериментов для развития интеллектуально одаренных детей дошкольного возраста

Метод экспериментов для развития интеллектуально одаренных детей дошкольного возраста

Метод экспериментов для развития интеллектуально одаренных детей дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017