Метод экспериментов для развития интеллектуально одаренных детей дошкольного возраста

  • Лекции
  • docx
  • 01.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал рассказывает о методе экспериментов для детей дошкольного возраста. где и когда его удобно применять, как относятся разные педагоги и психологи к данному методу. Какая роль у педагога при использовании этого метода и каковы требования к его проведению. Этапы данного метода.
Иконка файла материала эксперимент работа.docx
Метод экспериментов для развития интеллектуально одаренных детей дошкольного возраста Карчевская Валентина Сергеевна Россия, г. Ульяновск МАДОУ ЦРР ­ №253 «Белоснежка» Воспитатель В эпоху, когда личность стоит на первом месте, необходимо создавать благоприятные   условия   для   ее   реализации.   Современное   общество движется по пути интеллектуального развития человека. Интеллектуально развитый человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным   обстоятельствам,   находить   позитивные   выходы   из   сложных ситуаций.  Дети   по   своей   природе   исследователи,   с   радостью   и   удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление   ребенка   к   самостоятельной   деятельности,   способствовать развитию   интереса   к   экспериментированию,   создавать   условия   для исследовательской   деятельности   –   задачи,   которые   ставит   перед   собой детский   сад   сегодня.   Но   даже   если   взрослые   не   очень   обеспокоены познавательной   активностью   ребенка,   дошкольник   все   равно   неутомимо задает   вопросы   и   ищет   на   них   ответы.   Для   эффективного   развития интеллектуального   потенциала   детей   в   первую   очередь   необходимо обеспечить информационную базу деятельности, основой которой являются знания.В дошкольном возрасте закладываются первоначальные представления о характере   взаимоотношений   человека   с   природой,   осознается   место человека   в   природе,   поэтому   этот   возраст   является   наиболее благоприятным для формирования основ научного мировоззрения. Высокая познавательная активность, любознательность, заинтересованность детей в ознакомлении   с   природой   являются   основой   для   развития   интеллекта, мышления,   расширения   кругозора.   Учить   так,   чтобы   у   них   развивалось критическое мышление  труднее, чем просто сообщать отдельные факты и закономерности. Благодаря   методу   экспериментов,   дети   включаются   сами   в исследовательскую   деятельность   и   ищут   ответы   на   многие   вопросы. Взрослый   же   играет   роль   руководителя   и   наставника   в   поиске   условия решения   поставленной   задачи,   помогает   отыскивать   связи   между свойствами   объекта   и   возможностями   его   преобразования,   тем   самым открывая   новый   способ   действия.  Очень   тесная   связь   прослеживается между экспериментированием  и развитием  речи. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Целью   организации   метода   экспериментов   является   формирование познавательной   активности.   Цель   может   быть   достигнута,   если   будут решены   следующие   задачи: интеллектуальных   способностей,   развитие   логического   мышления,   умения   обобщать   и   кругозора, систематизировать   информацию;   формирование   наблюдательности   и внимания.  В зависимости от характера наблюдений и экспериментов различаются требования   к   их   проведению.   Случайные   эксперименты   не   требуют специальной   подготовки,   они   проводятся   экспромтом   в   той   ситуации,которая   сложилась   на   момент,  когда   дети   увидели   что­то   интересное   в природе.   Педагог   играет   немаловажную   роль   в   выполнении   данной деятельности: контролирует, направляет, помогает. От педагога требуется не  только  постоянная  психологическая  готовность разглядеть  в  природе новое и интересное, но и постоянное самообразование по всем разделам. Подготовка   к   проведению   запланированных   наблюдений   и экспериментов   начинается   с   определения   текущих   дидактических   задач. Эксперимент условно можно  разделить на  три  этапа:  подготовительный, организационный, итоговый.[1] Самым   начальным   этапом   работы   является   выбор   темы,   далее   с помощью педагога ребенок ставит цель – что он должен узнать в процессе своей   деятельности.  Выделяется   предмет   исследования.   Определяется длительность   эксперимента,   продумываются   конкретные   методики, устанавливаются   контрольные,   факторные   и   нейтральные   признаки,   по которым   можно   судить   об   изменениях,  происшедших   в   объекте. Выбираются   способы   контроля   протекания   эксперимента,   определяются формы фиксации результатов, способы их обработки. Этап проведения эксперимента включает изучение начального состояния всей системы. На данном этапе необходимо выявить условия и специфику экспериментальной работы, провести инструктаж участников, если таковые имеются. Необходимо продумать и осуществить фиксацию данных о ходе эксперимента, то есть формы регистрации промежуточных срезов. Этап подведения итогов экспериментальной работы заключается в том, что   проводится   описание   результатов,   характеристика   условий,   при которых были получены благоприятные результаты.  В   приобщении   детей   к   методу   эксперимента   мы   нацелены   не   на результат,   а   на   процесс.   Главное   –   заинтересовать   ребенка,   вовлечь   ватмосферу деятельности и тогда результат будет закономерен. Например, для развития умения обосновывать свои выводы и решения, педагог должен заинтересовать детей необычными задачами и материалами, цель которых – усилить   любознательность   и   стремление   исследовать   неизвестное, раскрывать связи между понятиями, приучить оценивать альтернативы и научить создавать и проверять гипотезы. А. Кассаковски подчеркивает, что уже в самом раннем детстве следует, используя естественную потребность ребенка, привлекать его внимание к предметам и явлениям окружающей среды: «необходимо пробуждать в детях радость открытия. Практически манипуляционную и умственную активность следует поощрять с помощью самых различных видов деятельности». Значение наблюдений и экспериментов подчеркивали в своих работах выдающиеся   педагоги   Я.   А.   Коменский,   Дж.   Локк,   И.   Г.   Песталоцци   и другие.   Содержание   термина   эксперимент   является   многозначным.   В философском энциклопедическом словаре определяется как планомерное проведение   наблюдения;   с   помощью   эксперимента   «…человек   создает возможность  наблюдений, на основе которых складывается его знания о закономерностях в наблюдаемом явлении» [4] В. А. Сухомлинский писал, что мир, окружающий ребенка, ­ это прежде всего   мир   природы   с   безграничными   богатствами,   явлениями,   с неисчерпаемой красотой. В природе вечный источник разума. В процессе активной   деятельности   дети   реализуют   свои   потребности   пытливого исследователя, осваивают методы и приемы изучения своего окружения.[3] По   характеру   познавательной   деятельности   эксперименты подразделяются на: ­   иллюстративные,   когда   детям   все   известно   и   эксперимент   только подтверждает факты;­ поисковые, когда дети не знают заранее, каков будет результат; ­ решение экспериментальных задач. Решение задач осуществляется в двух вариантах: Дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания; Дети сначала предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили. У детей дошкольного возраста происходят важные процессы развития всех   сторон   личности,   в   этом   возрасте   могут   быть   развиты   стимулы интеллектуального развития. Начало этого  развития начинается там, где ребенок находится в положении, которое дает возможность организовывать свои   действия,   начиная   с   идеи.   При   этом   возникает   новый   тип деятельности,   который   может   быть   охарактеризован   как   переход   к интеллектуальной   деятельности.   Мышление   и   деятельность   вступают   в отношения, делающие возможным переход от мысли к ситуации, а не от ситуации   к   мысли.   Деятельность   педагога   в   этом   случае   должна   быть направлена на привлечение внимания детей к полученному результату, их поддержку, помощь в осмыслении созданного, побуждение к дальнейшей деятельности. С педагогической точки зрения необходимо целенаправленно стимулировать   мысль   и   фантазию,   формировать   знания   о   возможных решениях, опыте работы с различными материалами. В результате у ребят развивается способность формировать идеи и радоваться их реализации. Все   это   возможно,   если   использовать   такой   метод,   как экспериментирование. Литература. 1. Валеев   Г.Х.   Методология   и   методы   психолого­педагогических   исследований: Учебное   пособие   для   студентов   3–5­х   курсов   педагогических   вузов   поспециальности   «031000   –   Педагогика   и   психология».   ––   Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин­т, 2002.– 134 с. 2. Лейтес Н.С. Умственные способности и возрастная одаренность. М., 1971 3. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика 1985. — 288 с. 4. Философский энциклопедический словарь. М., 1983