МЕТОД КЕЙС-СТАДИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»
Оценка 4.9

МЕТОД КЕЙС-СТАДИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»

Оценка 4.9
Лекции
docx
география
10 кл
06.04.2019
МЕТОД КЕЙС-СТАДИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД  В ОБУЧЕНИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»
Данный метод преподавания географии характеризуется комплексностью, интегративностью и многоуровневостью. Комплексность метода заключается в том, что кейс стади в своей сути имеет прямое отношение к экономическим предметам, риторике и этике делового общения, теории речевой коммуникации, стилистике географии. При этом наблюдается активизация межпредметных связей, что в свою очередь делает образование студентов более емким. Интегративность отражается в том, что данный метод имеет своей целью развить у студентов как коммуникативные, так и профессиональные навыки. Многоуровневость характеризуется тем, что в рамках одного и того же кейса можно применять различные подходы для формирования межкультурной коммуникативной компетенции
Методика Кейс стади.docx
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УЗБЕКИСТАНА ИМЕНИ МИРЗО УЛУГБЕКА ФАКУЛЬТЕТ ГЕОГРАФИИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ  Предмет: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ Тема: МЕТОД КЕЙС­СТАДИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД  В ОБУЧЕНИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ» к.п.н., доцент  Никадамбаева Х.Б КЕЙС­СТАДИ   (англ.   case   study   ­   анализ   случая)   ­   разновидность монографического   научного   исследования,   объектом   которого   выступает один   или   несколько   случаев.   Задачи   исследования   ориентированы   на   их детальное описание, изучение и интерпретацию с целью понимания и анализа исторических   процессов,   протекающих   в   обществе.   Данный   метод   был разработан в рамках Чикагской школы социологии, создание которой было связано с научной деятельностью Роберта Эзра Парка, начавшего в 1916 году исследования города как социальной среды, где использовал методы кейс­ стади,   биографический   метод   («истории   жизни»)   и   непосредственные наблюдения.  Современная   методика   преподавания   географии   –   это   гибкая   и расширяющаяся информационно­образовательная среда, в которой наряду с традиционным подходом к преподаванию наблюдается повышение интереса к новым образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и   методам,   напрямую   влияющим   на   мотивацию   к   изучению   географии. Мотивирующий   компонент,   который   предопределяет   психологическую   и коммуникативную   готовность   студентов   к   самостоятельной   работе,   может быть активизирован посредством применения интерактивных форм работы и соответствующего комплекса интерактивных заданий.  Данный   метод   преподавания   географии   характеризуется комплексностью,   интегративностью   и   многоуровневостью.   Комплексность метода   заключается   в   том,   что   кейс   стади   в   своей   сути   имеет   прямое отношение к экономическим предметам, риторике и этике делового общения, теории речевой коммуникации, стилистике географии. При этом наблюдается активизация межпредметных связей, что в свою очередь делает образование студентов более емким. Интегративность отражается в том, что данный метод имеет   своей   целью   развить   у   студентов   как   коммуникативные,   так   и профессиональные   навыки.   Многоуровневость   характеризуется   тем,   что   в рамках одного  и того же  кейса  можно  применять  различные  подходы для формирования межкультурной коммуникативной компетенции [12]. «КАК УБЕРЕЧЬ ПРИРОДУ ОТ НАШЕГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КЕЙС ОТНОШЕНИЯ К НЕЙ?» Введение Узбекистан   всегда   славился   своими   природными   богатствами   и разнообразием   фауны   и   флоры.   Не   всякая   страна   может   похвастаться наличием   энергетических   и   горючих   ресурсов,   уникальных   природных объектов с редкими животными, лечебными растениями и климатом.  Узбекистан имеет мягкий климат, который способствует произрастанию практически   всех   видов   овощей   и   фруктов.   Но   наше   потребительское   и пренебрежительное   отношение   к   природе   привело   к   возникновению экологических проблем. Цель  данного кейса  –   формирование   мотивации   к   изучению   родного края   и   охране   природы,   применение   на   практике   знаний   по   экологии окружающей   среды,   освоение   навыков   анализа   практической   ситуации   и принятия обоснованных решений [13]. Решение предлагаемого кейса позволит достичь следующих учебных   понимание необходимости изучения родного края, защиты окружаю­ результатов: щей среды;  владение   навыками   индивидуального   и   группового   анализа проблемной   практической   ситуации   и   принятия   обоснованных   решений проблемы. Если бы природа могла рассказать…1 Каждый   человек   в   жизни   должен   совершить   хотя   бы   одно,   но   свое путешествие.   Пусть   оно   будет   не   на   «Кон­Тики»   или   «Тигрисе»,   не   на высочайшие вершины Гималаев ­ путешествием по родному краю. Взять хотя бы   окрестные   наши   реки,   предгорья,   степи;   да   хотя   бы   речушки,   овраги, рощицы. Хорошо ли вы их знаете? Знакомство с родным краем позволит, на мой   взгляд,   преодолеть,   наконец,   иждивенческое   отношение   к   природе.   А иначе как называть край, в котором вам посчастливилось родиться, расти и жить, ­ родным? Большая Родина и малая ваша, невозможны друг без друга.  А мы, дети технического  прогресса,  порой  далекое знаем куда  лучше близкого, родного. И тем очень обедняем себя. Чтобы полюбить ­ надо узнать, а уже узнав наше «малое» богатство, нельзя его не полюбить. Все это, с укоризной сказанное, до поры до времени относилось и ко мне. Однажды   сын   принес   домой   новенькую,   еще   пахнущую   типографской 1 Данная статья была размещена в Интернете без указания автора краской, карту Ташкентской области и развернул ее. Указательный палец его ложится на голубую, еле заметную жилку, обозначающую реку Ахангаран.  ­ А не махнуть ли нам в путешествие по этой реке? Мы бы прошли реку, где можно пешком, где на плоту, от устья до конца. Это же интересно!  ...Сразу   же   за   Ахангараном   ­   молодым   промышленным   городом, замелькали сады, поля, поселки. Открылась панорама Ахангаранской долины. Вскоре   далеко­далеко   в   летнем   мареве   мы   увидели   извилистую   ленточку реки, как бы парящую в воздухе. Река Ахангаран. В старину, еще во времена Александра Македонского, а то и раньше, ее называли Дарья­и­Ахангаран ­ река   железных   дел   мастеров.Издавна   жили   здесь   рудокопы,   плавильщики, искусные кузнецы. Вот почему назвали реку так. Начинается   Ахангаран   с   родничков   на   высокогорном   плато,   на   стыке Чаткальского   и   Кураминского   хребтов.   Ее   протяженность   около   двухсот километров.   Сама   река   в   последние   годы   не   многоводна.   Виной   тому близлежащие хозяйства, Нурабадская ГРЭС.  Свое путешествие мы решили начать неподалеку от Ангрена, где река берет сравнительно широкий разбег. Остановились возле небольшого кишлака метрах в ста от реки ­ дальше дороги   и   было:   огромные   валуны,   камни   и   галечник.   Полынь,   верблюжья колючка, еще какие­то кусты. Слышен неясный рокот, похожий на мчащийся поезд. Но это не поезд, это река  катит быстрые воды. Здесь мы и выгрузились из машины, сделали привал, соорудили плот. А затем ­ в путь! Стремительная вода будто только и ждала нас: подхватила плот и мигом вынесла   на   стремнину.   Азиатские   реки   коварны,   особенно   горные,   даже бегущие долиной. Пока что река вела себя примерно. Тьма   упала   на   горы   и   долину   как­то   незаметно,   стремительно,   точно большая ночная птица.Притушились очертания далеких вершин, тени деревьев слились в одно пятно, звуки стали приглушеннее и одновременно четче. В небе   высыпали   мириады   звезд.   Яркие   и   кажущиеся   вовсе   не   высокими. Сколько их! Целая звездная карта.  Но, к сожалению, вторгаясь в природу, мы разучились ею любоваться. ....Проснулись затемно, по холодку. ­Зорьку посвятим рыбалке, ­ говорю сыну. ­ Если повезет, отведаем ухи и в путь. Лет   двадцать   назад   Ахангаран   еще   славился   сомами,   сазанами, красноперками.   Маринка   же   и   вовсе   была   традиционной...Как­то   в   одной газете   прочитал,   что   река   Ахангаран   загрязняется   ангренскими   и ахангаранскими   промышленными   предприятиями.   Они,   до   сих   пор недостаточно   оборудованные   замкнутым   водоснабжением,   продолжают травить   все   живое.   Свидетельство   тому,   пенящаяся,   как   мыльная,   вода   у берегов. Неужели, живя лишь сегодняшним, днем, мы забываем о завтрашнем? О детях и внуках? Что им останется в наследство. Ведь думали же о нас когда­ то наши отцы и деды. Почему мы зачастую забываем добрые заветы в ущерб себе и ближним? Я закинул удочку. Донную, без поплавка, с тяжелым грузилом. На горных мелких реках поплавок ни к чему. Закинул так, просто, без энтузиазма. И о, чудо! Леску тут же потянуло влево на быстрину. Подсекаю. На сыром песке бьется мелкочешуйчатая рыбка. Граммов в двести­триста. Маринка. Значит, в реке кое­какая рыба еще есть! Уже   за   вкусной,   дымной   ухой,   с   маслянистыми   желтыми   разводами, дразнящим аппетит запахом лаврового листа и перца я думал: почему местные жители эту рыбу в недавнем прошлом повсеместно называли мазар­балыком, то   есть   кладбищенской   рыбой   Ведь   она   по   вкусовым   качествам,  пожалуй, ничем не отличается от королевы рек ­форели? Загадку разгадали ученые: яд находился в икре маринки. А сколько было связано с этим кривотолков. ­ Труден путь человека к познанию!.. Уже в десять утра плот спустили на реку. Хорошо плыть по утренней реке. Ничего, что плот иногда задевает за камни, трещит на перекатах, что его сносит в стороны и нелегко всегда держаться быстрины ­ главное, нас ждут простор, солнце, воздух, вода, дарящие здоровье и бодрость духа. К полудню солнце начало припекать. Можно получить ожоги. Мы снова пристали к берегу. Здесь было зелено. Деревца тала, арчи, джиды. Тенисто, хорошо.По всему основному руслу Ахангарана можно встретить множество маленьких  и  больших  разветвлений, протоков, которые  поросли  зарослями шиповника,   тростника,   ежевикой,   девясилом,   бессмертником,   душицей, зверобоем,   крапивой...   И   еще   неизвестным   мне   растений   и   трав.   Они встречаются   здесь   повсюду.   Как   все   это   живописно!   И   какой   клад   для фармацевтов. Сколько   мы   ботинками,   а   то   и   просто   босиком   не   говоря   уже   о протекторах машин и тракторов, вытоптали за свою жизнь трав и растений! Даже не ведая о том, как навредили себе. А после стояли в аптеках за тем или иным лекарством природного происхождения, часто и вовсе его не находили. И ведь до чего дошло: многие травы и растения сошли на нет с лица земли, их уже никаким чудом не восстановить. Даже не надо записывать в какую­нибудь охранную книгу ­ поздно. Сколько   встречается   в   природе   печального...   И   не   по   прихоти   самой природы,   а   из­за   небрежного,   порой   грубо   пренебрежительного   отношения нас,   людей,   к   живому   и   неживому   в   ней.   И   носит   ветер   над   землей   ­ пустынями,   горами,   реками   ­   отходы   цивилизации...   Так   будет,   пока соответствующие организации, а прежде всего мы сами, дружно не возьмемся и не поставим этому надежный заслон. Вечером вытащили плот на песчаную косу. Решили провести ночлег здесь, под сенью одинокой джиды. Пока я натягивал на колышки палатку, Алексей, как   обычно,   осматривал   окрестности.   Вскоре   он   вернулся   возбужденно­ радостный: ­Вон там неподалеку озеро. Пойдем порыбачим.  Мы затащили вещи в палатку, взяли удочки, накопали тут же червей и отправились. Летние краски глохли. Солнце нехотя уступало место сумеркам. В воздухе стояли мошкара. Совсем низко над нами легко и плавно пролетел аист­   замечательная птица, с которой связано столько легенд и примет у самых   разных   народов.Сегодня   птица   занесена   в   «Красную   книгу».   Аист скрылся за далекими купами деревьев, видно, там, в кишлаке, его гнездо. И так хотелось надеяться, что там птице живется, покойно, что относятся к ней уважительно. Мы подошли к озеру. Небольшое, густо окаймленное тростником, оно образовалось   во   время   весеннего   паводка   и   подпитывается,   очевидно, подпочвенными водами. У берега   озеро густо затянуто ряской, донником, зато   середина   отсвечивала   чисто,   прозрачно,   и   первая   звездочка   льдинкой слабо мерцала на дне.Алексей забросил удочку. Я устроился неподалеку от него   и   тоже   окунул   насадку  в  воду.   И   тут...   началось!   Озеро   кишело красноперками. Поплавок, не успевая касаться воды, тонул. То Алексей, то я выбрасывали   на   берег   рыбешек   чуть   больше   ладони.     Серебристых,   с малиновыми перьями. Теперь редко кому сопутствует такая удача. ...Встреча   с   фазанами   извещала,   что   мы   приближаемся   к   Акчинскому охотхозяйству. Этой птицы в последнее время, я слышал, развелось там в благоприятных   условиях   немало.   Есть   и   кеклики.   А   иначе   откуда   бы пестрому красавцу­петуху взяться сейчас в  этих местах? …Проплыв мимо кишлака «Кызыл ой» ­ «Красный месяц», остановились рядом с тополиной рощицей. Здесь наконец­то решили расстаться с плотом, а оставшийся   путь   продолжить   на   надувных   камерах,   с   дном,   обернутым брезентом. Благо, дальше ни коряг, ни смытых деревьев не предвидится ­ только песок, галечник, раскаленные камни да сузившаяся полоса воды, вся такая же стремительная днем и спокойная ночью. Далеко   позади   остался   индустриальный   Алмалык   с   его   дымящимися трубами на горизонте. От этого город выглядел покрытым пледом легкого тумана. По обеим сторонам простирался «лунный» пейзаж. Слева и справа, насколько   хватал   взор,­   галечник   и   камни,   облитые   солнцем.   Если   бы   не полоска освежающей воды, в полной мере довелось бы ощутить всю духоту уходящего лета. Я опять с грустью подумал о скудности зелени в наших краях. Ах, как порой эта нехватка ощущается в знойные дни саратана! Куда  девалась   в народе  добрая  традиция  ­  в честь  рождения  ребенка сажать   дерево?   А   месячники   озеленения   превратились   в   скучные   и нерегулярные «мероприятия». Да и зависят­то они от взрослых «дядь и теть», ждущих   приказа   сверху,   чтобы   потом   поставить   в   своих   бумагах соответствующую галочку. Отчитались, а там, как говорится, в буквальном смысле хоть трава не расти... Недалеко от насчитывающего больше века поселка Солдатское сделали свой последний привал. Багровый диск солнца нехотя, будто устав за день, тонул в пучине горизонта. Низко над головой прошли стайки колпиц. Значит, уже близко Ташкентское море. Птицы оттуда. Хотя до перелета было еще далеко,  но   в  шелесте   их   крыльев  мне   слышалась   близкая   тревога   дальней дороги, а мысли не давали мне покоя: река, как родная, приняла нас. Но что будет с ней завтра, послезавтра? Водозаборы, нужные и ненужные, зачастую никем не контролируемые... Загрязнение промышленными стоками. При таком отношении человека к реке она в скором времени может исчезнуть с лица земли. А вместе с ней ­ еще пока богатый растительный и животный мир, ласкающие глаз ландшафты, все то, что входит в многогранное ПОНЯТИЕ «природа». В отличие от творений рук человеческих ­ это не отреставрировать, заново не отстроить... Сегодня этот   прекрасный   мир   просит   у   людей   помощи,   защиты.   И   мы   не   должны оставаться глухими к его зову в ущерб себе, детям и внукам... Методические указания к решению кейса Проблема: Как уберечь природу от нашего потребительского  отношения к ней? Подпроблемы: 1. Установление фактов потребительского отношения к природе. 2.Выявление причин потребительского отношения к природе. 3.Разработка мер по решению проблемы. Инструкция к самостоятельной работе по  анализу и решению проблемной ситуации (Источник, 13) Этапы работы 1. Ознакомление с  кейсом  Рекомендации и советы Сначала ознакомьтесь с кейсом • Читая, не пытайтесь сразу анализировать  2. Изучение   заданной ситуации ситуацию. Еще раз внимательно прочитайте информацию.  Выделите те абзацы, которые показались вам  важными. Перечислите факты, изложенные в описании  ситуации, и установите, что уже известно о субъекте  ситуации и что требует уточнения или определенных  допущений. Постарайтесь охарактеризовать ситуацию.  Определите, что в ней главное, а что второстепенно. • Пытаясь разобраться в обилии предложенной  информации, «не утоните» в ней, постарайтесь  выделить главное. 3. Уточнение  ключевой проблемы  Проблема: Как защитить природу от нашего и подпроблем потребительского отношения к ней? Подпроблемы Установление фактов потребительского  отношения к природе. Выявление причин потребительского отношения к  природе. Разработка мер по решению проблемы.   При анализе ситуации, ответьте на следующие  вопросы: 1.Какие факты, изложенные в статье,  свидетельствуют о потребительском отношении  человека к природе?  2.Каковы, на взгляд автора статьи, причины данного  явления?      Во время чтения делайте пометки на полях: «Ф» ­  факт потребительского отношения, «П» ­ причина. Подумайте, предложите и обоснуйте возможные  способы и средства решения проблемы в данной,  изложенной в кейсе,  ситуации.   4. Диагностика и  анализ ситуации 5. Выбор и  обоснование  способов и средств  решения проблемы Инструкция к групповой работе по анализу и решению практической ситуации Этапы работы Согласование  представления о  ситуации и  проблеме.  Анализ и оценка  предложенных  способов и средств  решения проблемы,  выбор  приоритетных идей  решения проблемы. Разработка взаимо­ приемлемого  варианта решения  проб­лемы и  детальную  разработку его  Рекомендации и советы Обсудите и согласуйте различные представления  членов группы о ситуации, проблеме и  подпроблемах.  Во время обсуждения не забывайте о  Памятке участнику дискуссии! Обсудите и оцените предложенные варианты  способов и средств решения проблемы. Выберите  приоритетные, на ваш взгляд, идеи решения  проблемы.  Используйте любую технику оценки и выбора  приоритетной идеи решения проблемы. Разработайте взаимоприемлемый вариант  решения проблемы и детальную разработку его  реализации.  Ясно и точно опишите и обоснуйте  выбранные способы и средства решения  проблемы. реализации. Подготовка  презентации. Оформите результаты работы в форме устной  презентации от лица группы. Обсудите и решите вопрос, кто будет  представлять результаты групповой работы: лидер или вся группа с разделением функций между  участниками (содоклады) в зависимости от задач,  решаемых ими в ходе анализа и решения  проблемы. Подготовьте иллюстрационные материалы в виде  плакатов, слайдов или мультимедиа.  При подготовке сообщения, прежде всего,  наметьте примерную схему того, что вы  будете говорить. Не углубляйтесь в детали!

МЕТОД КЕЙС-СТАДИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»

МЕТОД КЕЙС-СТАДИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД  В ОБУЧЕНИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»

МЕТОД КЕЙС-СТАДИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»

МЕТОД КЕЙС-СТАДИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД  В ОБУЧЕНИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»

МЕТОД КЕЙС-СТАДИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»

МЕТОД КЕЙС-СТАДИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД  В ОБУЧЕНИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»

МЕТОД КЕЙС-СТАДИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»

МЕТОД КЕЙС-СТАДИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД  В ОБУЧЕНИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»

МЕТОД КЕЙС-СТАДИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»

МЕТОД КЕЙС-СТАДИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД  В ОБУЧЕНИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»

МЕТОД КЕЙС-СТАДИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»

МЕТОД КЕЙС-СТАДИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД  В ОБУЧЕНИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»

МЕТОД КЕЙС-СТАДИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»

МЕТОД КЕЙС-СТАДИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД  В ОБУЧЕНИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»

МЕТОД КЕЙС-СТАДИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»

МЕТОД КЕЙС-СТАДИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД  В ОБУЧЕНИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2019