МЕТОД КЕЙС-СТАДИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»
Оценка 4.9
Лекции
docx
география
10 кл
06.04.2019
Данный метод преподавания географии характеризуется комплексностью, интегративностью и многоуровневостью. Комплексность метода заключается в том, что кейс стади в своей сути имеет прямое отношение к экономическим предметам, риторике и этике делового общения, теории речевой коммуникации, стилистике географии. При этом наблюдается активизация межпредметных связей, что в свою очередь делает образование студентов более емким. Интегративность отражается в том, что данный метод имеет своей целью развить у студентов как коммуникативные, так и профессиональные навыки. Многоуровневость характеризуется тем, что в рамках одного и того же кейса можно применять различные подходы для формирования межкультурной коммуникативной компетенции
Методика Кейс стади.docx
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УЗБЕКИСТАНА
ИМЕНИ МИРЗО УЛУГБЕКА
ФАКУЛЬТЕТ ГЕОГРАФИИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
Предмет: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ
Тема: МЕТОД КЕЙССТАДИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В
ОБУЧЕНИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»
к.п.н., доцент Никадамбаева Х.Б
КЕЙССТАДИ (англ. case study анализ случая) разновидность
монографического научного исследования, объектом которого выступает
один или несколько случаев. Задачи исследования ориентированы на их
детальное описание, изучение и интерпретацию с целью понимания и анализа
исторических процессов, протекающих в обществе. Данный метод был
разработан в рамках Чикагской школы социологии, создание которой было
связано с научной деятельностью Роберта Эзра Парка, начавшего в 1916 году
исследования города как социальной среды, где использовал методы кейс
стади, биографический метод («истории жизни») и непосредственные
наблюдения.
Современная методика преподавания географии – это гибкая и
расширяющаяся информационнообразовательная среда, в которой наряду с
традиционным подходом к преподаванию наблюдается повышение интереса к
новым образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям
и методам, напрямую влияющим на мотивацию к изучению географии.
Мотивирующий компонент, который предопределяет психологическую и
коммуникативную готовность студентов к самостоятельной работе, может
быть активизирован посредством применения интерактивных форм работы и
соответствующего комплекса интерактивных заданий.
Данный метод преподавания
географии характеризуется
комплексностью, интегративностью и многоуровневостью. Комплексность
метода заключается в том, что кейс стади в своей сути имеет прямое
отношение к экономическим предметам, риторике и этике делового общения,
теории речевой коммуникации, стилистике географии. При этом наблюдается
активизация межпредметных связей, что в свою очередь делает образование
студентов более емким. Интегративность отражается в том, что данный метод
имеет своей целью развить у студентов как коммуникативные, так и профессиональные навыки. Многоуровневость характеризуется тем, что в
рамках одного и того же кейса можно применять различные подходы для
формирования межкультурной коммуникативной компетенции [12].
«КАК УБЕРЕЧЬ ПРИРОДУ ОТ НАШЕГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
КЕЙС
ОТНОШЕНИЯ К НЕЙ?»
Введение
Узбекистан всегда славился своими природными богатствами и
разнообразием фауны и флоры. Не всякая страна может похвастаться
наличием энергетических и горючих ресурсов, уникальных природных
объектов с редкими животными, лечебными растениями и климатом.
Узбекистан имеет мягкий климат, который способствует произрастанию
практически всех видов овощей и фруктов. Но наше потребительское и
пренебрежительное отношение к природе привело к возникновению
экологических проблем.
Цель данного кейса – формирование мотивации к изучению родного
края и охране природы, применение на практике знаний по экологии
окружающей среды, освоение навыков анализа практической ситуации и
принятия обоснованных решений [13].
Решение предлагаемого кейса позволит достичь следующих учебных
понимание необходимости изучения родного края, защиты окружаю
результатов:
щей среды;
владение навыками индивидуального и группового анализа
проблемной практической ситуации и принятия обоснованных решений
проблемы.
Если бы природа могла рассказать…1
Каждый человек в жизни должен совершить хотя бы одно, но свое
путешествие. Пусть оно будет не на «КонТики» или «Тигрисе», не на
высочайшие вершины Гималаев путешествием по родному краю. Взять хотя
бы окрестные наши реки, предгорья, степи; да хотя бы речушки, овраги,
рощицы. Хорошо ли вы их знаете? Знакомство с родным краем позволит, на
мой взгляд, преодолеть, наконец, иждивенческое отношение к природе. А
иначе как называть край, в котором вам посчастливилось родиться, расти и
жить, родным? Большая Родина и малая ваша, невозможны друг без друга.
А мы, дети технического прогресса, порой далекое знаем куда лучше
близкого, родного. И тем очень обедняем себя. Чтобы полюбить надо узнать,
а уже узнав наше «малое» богатство, нельзя его не полюбить.
Все это, с укоризной сказанное, до поры до времени относилось и ко мне.
Однажды сын принес домой новенькую, еще пахнущую типографской
1 Данная статья была размещена в Интернете без указания автора краской, карту Ташкентской области и развернул ее. Указательный палец его
ложится на голубую, еле заметную жилку, обозначающую реку Ахангаран.
А не махнуть ли нам в путешествие по этой реке? Мы бы прошли реку,
где можно пешком, где на плоту, от устья до конца. Это же интересно!
...Сразу же за Ахангараном молодым промышленным городом,
замелькали сады, поля, поселки. Открылась панорама Ахангаранской долины.
Вскоре далекодалеко в летнем мареве мы увидели извилистую ленточку
реки, как бы парящую в воздухе. Река Ахангаран. В старину, еще во времена
Александра Македонского, а то и раньше, ее называли ДарьяиАхангаран
река железных дел мастеров.Издавна жили здесь рудокопы, плавильщики,
искусные кузнецы. Вот почему назвали реку так.
Начинается Ахангаран с родничков на высокогорном плато, на стыке
Чаткальского и Кураминского хребтов. Ее протяженность около двухсот
километров. Сама река в последние годы не многоводна. Виной тому
близлежащие хозяйства, Нурабадская ГРЭС.
Свое путешествие мы решили начать неподалеку от Ангрена, где река
берет сравнительно широкий разбег.
Остановились возле небольшого кишлака метрах в ста от реки дальше
дороги и было: огромные валуны, камни и галечник. Полынь, верблюжья
колючка, еще какието кусты. Слышен неясный рокот, похожий на мчащийся
поезд. Но это не поезд, это река катит быстрые воды. Здесь мы и выгрузились
из машины, сделали привал, соорудили плот. А затем в путь!
Стремительная вода будто только и ждала нас: подхватила плот и мигом
вынесла на стремнину. Азиатские реки коварны, особенно горные, даже
бегущие долиной. Пока что река вела себя примерно.
Тьма упала на горы и долину както незаметно, стремительно, точно
большая ночная птица.Притушились очертания далеких вершин, тени деревьев
слились в одно пятно, звуки стали приглушеннее и одновременно четче. В
небе высыпали мириады звезд. Яркие и кажущиеся вовсе не высокими.
Сколько их! Целая звездная карта.
Но, к сожалению, вторгаясь в природу, мы разучились ею любоваться.
....Проснулись затемно, по холодку.
Зорьку посвятим рыбалке, говорю сыну. Если повезет, отведаем ухи и
в путь.
Лет двадцать назад Ахангаран еще славился сомами, сазанами,
красноперками. Маринка же и вовсе была традиционной...Както в одной
газете прочитал, что река Ахангаран загрязняется ангренскими и
ахангаранскими промышленными предприятиями. Они, до сих пор
недостаточно оборудованные замкнутым водоснабжением, продолжают
травить все живое. Свидетельство тому, пенящаяся, как мыльная, вода у
берегов.
Неужели, живя лишь сегодняшним, днем, мы забываем о завтрашнем? О
детях и внуках? Что им останется в наследство. Ведь думали же о нас когда то наши отцы и деды. Почему мы зачастую забываем добрые заветы в ущерб
себе и ближним?
Я закинул удочку. Донную, без поплавка, с тяжелым грузилом. На горных
мелких реках поплавок ни к чему. Закинул так, просто, без энтузиазма. И о,
чудо! Леску тут же потянуло влево на быстрину. Подсекаю. На сыром песке
бьется мелкочешуйчатая рыбка. Граммов в двеститриста. Маринка. Значит, в
реке коекакая рыба еще есть!
Уже за вкусной, дымной ухой, с маслянистыми желтыми разводами,
дразнящим аппетит запахом лаврового листа и перца я думал: почему местные
жители эту рыбу в недавнем прошлом повсеместно называли мазарбалыком,
то есть кладбищенской рыбой Ведь она по вкусовым качествам, пожалуй,
ничем не отличается от королевы рек форели? Загадку разгадали ученые: яд
находился в икре маринки. А сколько было связано с этим кривотолков.
Труден путь человека к познанию!..
Уже в десять утра плот спустили на реку. Хорошо плыть по утренней
реке. Ничего, что плот иногда задевает за камни, трещит на перекатах, что его
сносит в стороны и нелегко всегда держаться быстрины главное, нас ждут
простор, солнце, воздух, вода, дарящие здоровье и бодрость духа.
К полудню солнце начало припекать. Можно получить ожоги. Мы снова
пристали к берегу. Здесь было зелено. Деревца тала, арчи, джиды. Тенисто,
хорошо.По всему основному руслу Ахангарана можно встретить множество
маленьких и больших разветвлений, протоков, которые поросли зарослями
шиповника, тростника, ежевикой, девясилом, бессмертником, душицей,
зверобоем, крапивой... И еще неизвестным мне растений и трав. Они
встречаются здесь повсюду. Как все это живописно! И какой клад для
фармацевтов.
Сколько мы ботинками, а то и просто босиком не говоря уже о
протекторах машин и тракторов, вытоптали за свою жизнь трав и растений!
Даже не ведая о том, как навредили себе. А после стояли в аптеках за тем или
иным лекарством природного происхождения, часто и вовсе его не находили.
И ведь до чего дошло: многие травы и растения сошли на нет с лица земли, их
уже никаким чудом не восстановить. Даже не надо записывать в какуюнибудь
охранную книгу поздно.
Сколько встречается в природе печального... И не по прихоти самой
природы, а изза небрежного, порой грубо пренебрежительного отношения
нас, людей, к живому и неживому в ней. И носит ветер над землей
пустынями, горами, реками отходы цивилизации... Так будет, пока
соответствующие организации, а прежде всего мы сами, дружно не возьмемся
и не поставим этому надежный заслон.
Вечером вытащили плот на песчаную косу. Решили провести ночлег здесь,
под сенью одинокой джиды. Пока я натягивал на колышки палатку, Алексей,
как обычно, осматривал окрестности. Вскоре он вернулся возбужденно
радостный: Вон там неподалеку озеро. Пойдем порыбачим.
Мы затащили вещи в палатку, взяли удочки, накопали тут же червей и
отправились. Летние краски глохли. Солнце нехотя уступало место сумеркам.
В воздухе стояли мошкара. Совсем низко над нами легко и плавно пролетел
аист замечательная птица, с которой связано столько легенд и примет у
самых разных народов.Сегодня птица занесена в «Красную книгу». Аист
скрылся за далекими купами деревьев, видно, там, в кишлаке, его гнездо. И
так хотелось надеяться, что там птице живется, покойно, что относятся к ней
уважительно.
Мы подошли к озеру. Небольшое, густо окаймленное тростником, оно
образовалось во время весеннего паводка и подпитывается, очевидно,
подпочвенными водами. У берега озеро густо затянуто ряской, донником,
зато середина отсвечивала чисто, прозрачно, и первая звездочка льдинкой
слабо мерцала на дне.Алексей забросил удочку. Я устроился неподалеку от
него и тоже окунул насадку в воду. И тут... началось! Озеро кишело
красноперками. Поплавок, не успевая касаться воды, тонул. То Алексей, то я
выбрасывали на берег рыбешек чуть больше ладони. Серебристых, с
малиновыми перьями. Теперь редко кому сопутствует такая удача.
...Встреча с фазанами извещала, что мы приближаемся к Акчинскому
охотхозяйству. Этой птицы в последнее время, я слышал, развелось там в
благоприятных условиях немало. Есть и кеклики. А иначе откуда бы
пестрому красавцупетуху взяться сейчас в этих местах?
…Проплыв мимо кишлака «Кызыл ой» «Красный месяц», остановились
рядом с тополиной рощицей. Здесь наконецто решили расстаться с плотом, а
оставшийся путь продолжить на надувных камерах, с дном, обернутым
брезентом. Благо, дальше ни коряг, ни смытых деревьев не предвидится
только песок, галечник, раскаленные камни да сузившаяся полоса воды, вся
такая же стремительная днем и спокойная ночью.
Далеко позади остался индустриальный Алмалык с его дымящимися
трубами на горизонте. От этого город выглядел покрытым пледом легкого
тумана. По обеим сторонам простирался «лунный» пейзаж. Слева и справа,
насколько хватал взор, галечник и камни, облитые солнцем. Если бы не
полоска освежающей воды, в полной мере довелось бы ощутить всю духоту
уходящего лета.
Я опять с грустью подумал о скудности зелени в наших краях. Ах, как
порой эта нехватка ощущается в знойные дни саратана!
Куда девалась в народе добрая традиция в честь рождения ребенка
сажать дерево? А месячники озеленения превратились в скучные и
нерегулярные «мероприятия». Да и зависятто они от взрослых «дядь и теть»,
ждущих приказа сверху, чтобы потом поставить в своих бумагах
соответствующую галочку. Отчитались, а там, как говорится, в буквальном
смысле хоть трава не расти...
Недалеко от насчитывающего больше века поселка Солдатское сделали свой последний привал. Багровый диск солнца нехотя, будто устав за день,
тонул в пучине горизонта. Низко над головой прошли стайки колпиц. Значит,
уже близко Ташкентское море. Птицы оттуда. Хотя до перелета было еще
далеко, но в шелесте их крыльев мне слышалась близкая тревога дальней
дороги, а мысли не давали мне покоя: река, как родная, приняла нас. Но что
будет с ней завтра, послезавтра?
Водозаборы, нужные и ненужные, зачастую никем не контролируемые...
Загрязнение промышленными стоками. При таком отношении человека к реке
она в скором времени может исчезнуть с лица земли. А вместе с ней еще
пока богатый растительный и животный мир, ласкающие глаз ландшафты, все
то, что входит в многогранное ПОНЯТИЕ «природа». В отличие от творений
рук человеческих это не отреставрировать, заново не отстроить... Сегодня
этот прекрасный мир просит у людей помощи, защиты. И мы не должны
оставаться глухими к его зову в ущерб себе, детям и внукам...
Методические указания к решению кейса
Проблема: Как уберечь природу от нашего потребительского
отношения к ней?
Подпроблемы:
1. Установление фактов потребительского отношения к природе.
2.Выявление причин потребительского отношения к природе.
3.Разработка мер по решению проблемы.
Инструкция к самостоятельной работе по
анализу и решению проблемной ситуации
(Источник, 13)
Этапы работы
1. Ознакомление с
кейсом
Рекомендации и советы
Сначала ознакомьтесь с кейсом
• Читая, не пытайтесь сразу анализировать
2. Изучение
заданной ситуации
ситуацию.
Еще раз внимательно прочитайте информацию.
Выделите те абзацы, которые показались вам
важными.
Перечислите факты, изложенные в описании
ситуации, и установите, что уже известно о субъекте
ситуации и что требует уточнения или определенных
допущений.
Постарайтесь охарактеризовать ситуацию.
Определите, что в ней главное, а что второстепенно.
• Пытаясь разобраться в обилии предложенной
информации, «не утоните» в ней, постарайтесь
выделить главное.
3. Уточнение
ключевой проблемы
Проблема:
Как защитить природу от нашего и подпроблем
потребительского отношения к ней?
Подпроблемы
Установление фактов потребительского
отношения к природе.
Выявление причин потребительского отношения к
природе.
Разработка мер по решению проблемы.
При анализе ситуации, ответьте на следующие
вопросы:
1.Какие факты, изложенные в статье,
свидетельствуют о потребительском отношении
человека к природе?
2.Каковы, на взгляд автора статьи, причины данного
явления?
Во время чтения делайте пометки на полях: «Ф»
факт потребительского отношения, «П» причина.
Подумайте, предложите и обоснуйте возможные
способы и средства решения проблемы в данной,
изложенной в кейсе, ситуации.
4. Диагностика и
анализ ситуации
5. Выбор и
обоснование
способов и средств
решения проблемы
Инструкция к групповой работе по анализу
и решению практической ситуации
Этапы работы
Согласование
представления о
ситуации и
проблеме.
Анализ и оценка
предложенных
способов и средств
решения проблемы,
выбор
приоритетных идей
решения проблемы.
Разработка взаимо
приемлемого
варианта решения
проблемы и
детальную
разработку его
Рекомендации и советы
Обсудите и согласуйте различные представления
членов группы о ситуации, проблеме и
подпроблемах.
Во время обсуждения не забывайте о
Памятке участнику дискуссии!
Обсудите и оцените предложенные варианты
способов и средств решения проблемы. Выберите
приоритетные, на ваш взгляд, идеи решения
проблемы.
Используйте любую технику оценки и выбора
приоритетной идеи решения проблемы.
Разработайте взаимоприемлемый вариант
решения проблемы и детальную разработку его
реализации.
Ясно и точно опишите и обоснуйте
выбранные способы и средства решения
проблемы. реализации.
Подготовка
презентации.
Оформите результаты работы в форме устной
презентации от лица группы.
Обсудите и решите вопрос, кто будет
представлять результаты групповой работы: лидер
или вся группа с разделением функций между
участниками (содоклады) в зависимости от задач,
решаемых ими в ходе анализа и решения
проблемы.
Подготовьте иллюстрационные материалы в виде
плакатов, слайдов или мультимедиа.
При подготовке сообщения, прежде всего,
наметьте примерную схему того, что вы
будете говорить. Не углубляйтесь в детали!
МЕТОД КЕЙС-СТАДИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»
МЕТОД КЕЙС-СТАДИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»
МЕТОД КЕЙС-СТАДИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»
МЕТОД КЕЙС-СТАДИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»
МЕТОД КЕЙС-СТАДИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»
МЕТОД КЕЙС-СТАДИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»
МЕТОД КЕЙС-СТАДИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»
МЕТОД КЕЙС-СТАДИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.