МЕТОД КОЛЛАЖА КАК ТЕХНОЛОГИЯ И СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Оценка 4.9

МЕТОД КОЛЛАЖА КАК ТЕХНОЛОГИЯ И СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
Взрослым
01.04.2018
МЕТОД КОЛЛАЖА КАК ТЕХНОЛОГИЯ И СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Инновационные методы развития творческих способностей взаимосвязаны с информационными технологиями. Прогрессивным средством развития творческих способностей у будущих учителей технологий является создание графического коллажа с помощью ИТ технологий. Коллаж – это включение с помощью монтажа в произведения литературы и искусства разностилевых объектов или тем для усиления общего идейно-эстетического воздействия [10]. Целью создания коллажа может являться графическая иллюстрация с ярко выраженным эффектом неожиданности сочетания разнородных материалов, стилей, ресурсов. Коллаж используется главным образом как способ для импровизации, для получения остроты образа за счёт столкновения на первый взгляд несовместимых элементов, стилей, подходов, сочетания несочетаемого [3]. В этом аспекте коллаж следует понимать как элемент художественного творчества, содействующий развитию воображения, пространственного мышления, колористического восприятия, формированию эстетической культуры и эмоциональной отзывчивости. Навыки и умения художественного творчества дают возможность удовлетворения потребности в созидании, реализации потребности создавать, изменять, творить.
МЕТОД КОЛЛАЖА КАК ТЕХНОЛОГИЯ И СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ.doc
МЕТОД КОЛЛАЖА КАК ТЕХНОЛОГИЯ И СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Суть   исследования. Инновационные   методы   развития   творческих   способностей взаимосвязаны с информационными технологиями. Прогрессивным средством развития творческих   способностей   у   будущих   учителей   технологий   является   создание графического коллажа с помощью ИТ технологий. Коллаж   –   это   включение   с   помощью   монтажа   в   произведения   литературы   и искусства разностилевых объектов или тем для усиления общего идейно­эстетического воздействия [10]. Целью создания коллажа может являться графическая иллюстрация с ярко   выраженным   эффектом   неожиданности   сочетания   разнородных   материалов, стилей, ресурсов.   пространственного   мышления, Коллаж   используется   главным   образом   как   способ   для   импровизации,   для получения   остроты   образа   за   счёт   столкновения   на   первый   взгляд   несовместимых элементов,   стилей,  подходов,   сочетания   несочетаемого  [3].   В   этом   аспекте   коллаж следует понимать как элемент художественного творчества, содействующий развитию воображения,   колористического   восприятия, формированию   эстетической   культуры   и   эмоциональной   отзывчивости.   Навыки   и умения художественного творчества дают возможность удовлетворения потребности в созидании, реализации потребности создавать, изменять, творить. Слайд   2.   Коллаж   как   метод   обучения   способен   реализовывать   важнейшие педагогические функции: ­ развитие эстетического вкуса и художественного воображения; ­ развитие конструкторского мышления; ­ знакомство с понятием «технология» как поэтапного выполнения задания; ­ умение создавать красивые и эстетически грамотные композиции; ­ формирование колористического восприятия; ­ развитие творческих способностей и коммуникативных навыков; ­ умение обрабатывать и подавать информацию в сжатом, лаконичном виде; ­ навыки планирования деятельности; ­ умение предвидеть конечный результат и оценивание результата труда. Важно   отметить,   что   автору   в   работе   над   графическим   коллажем   с   помощью   ИТ технологий не требуются специальные навыки рисования. Эта особенность позволяет открыть творческие способности человека, которые ранее были ему недоступны. Следует отметить, что в процессе создания графического коллажа человек имеет непосредственную возможность работать с необходимыми ему ресурсами, имея при этом   полноценный   зрительный   контакт   и   возможность   наблюдать   за   протекающими изменениями в их свойствах. Это свойство позволяет реализовать важнейший принцип педагогики – наглядность. Суть   метода   коллажа   заключается   в   эмоционально­образном   воплощении   и проектировании   образа. Сегодня  коллаж  является   основным  приемом  при   создании объектов   разнообразного   назначения   –   полиграфическая   и   рекламная   продукция, обучающие плакаты и буклеты, объекты предметно­пространственной среды. Коллаж позволяет снять шаблонное восприятие, расширить диапазон поиска гармонии и   контрастов   в   окружающем   мире   и   художественном   творчестве.   Метод   коллажа направлен на снятие ограничений восприятия, касающихся цвета, формы, фактуры и текстуры предметов [7]. Создавая   графический   коллаж,   используя   компьютерные   технологии,   автор   имеет возможность   быстро   менять   его   параметры   (положение,   оттенок,   непрозрачность, резкость и т.д.), выбирать наилучшие варианты, всегда имея возможность моментально вернуть   прошлый   результат,   что   существенно   экономит   время   и   дает   возможность добиться   наилучших   результатов.   Проделывая   данные   операции   множество   раз, человек может уже мыслимо воображать, какое изображение будет выглядеть лучше и какие   изменения   следует   провести   для   оптимального   результата.   Данный   метод формирует эстетический вкус человека, вырабатывает его индивидуальный стиль, и развивает творческое мышление. В   зарубежной   методике   коллаж   трактуется   как   учебный   процесс,   как   осознанное построение «социального значения» какого­либо понятия с помощью очень различной актуальной информации, поступающей в распоряжение студентов во время усвоения материала [6]. Коллаж является средством кодирования/декодирования информации, делает процесс обработки   и   передачи   информации   наглядным,   понятным,   контролируемым   и управляемым. Осознание   студентом   цели   учебной   деятельности   как   системы   творческих   задач обеспечивает выбор действий по достижению этой цели и соответствующих средств (интеллектуальных, практических и предметных), определяющих творческий характер этой деятельности [7]. Коллаж   –   универсальное   средство   методико­педагогического,   образовательного воздействия   на   учащихся,   характерными   признаками   которого   являются оригинальность формы и содержания. Как средство обучения, коллаж отвечает всем требованиям, предъявляемым к нему [2, 5 – 7]: ­ выступает в материальной форме, являясь орудием труда ученика и учителя; ­ ориентирован на цели обучения, выполняя функцию внедрения комплекса целей и задач в практику; ­   воплощает   в   структурно­схематической   форме   определенный   объем   содержания, связанного с ключевым понятием коллажа; ­ соответствует современным методическим направлениям, основываясь на наиболее прогрессивных   частно  методических   принципах  (коммуникативная  необходимость  и достаточность,   тематико­ситуативная соотнесенность);   учебно­методическая   целесообразность, ­   является   конечным   результатом   приёма   коллажирования,   его   фиксированным отражением. Совершенствование   навыков   коллажирования   заключается   в   оптимизации   приёмов работы над учебным заданием и самостоятельным художественным или техническим произведением.   В   этом   контексте   коллаж   является   универсальным,   мобильным методом   поиска   композиции   и   образно­пластического   языка   произведения,   а  также способом создания самостоятельного проекта. Коллажирование – универсальный и многоступенчатый процесс, предполагающий [1, 2]: ­ отбор материалов изобразительного, графического и текстового ряда; ­   организацию   отобранных   материалов   в   блок­коллаж,   учебный   параграф, составляемый в зависимости от всей иерархии целей и задач; ­ работу по изучению предметных и материалов блока­коллажа с целью формирования адекватного представления о ключевом понятии, ядре блока­коллажа; ­   непосредственное   дизайнерское   исполнение   коллажа   и   представление   результатов деятельности. По форме коллаж напоминает плакат или стенгазету. В центре находится ключевое понятие­ядро,   а   вокруг   него   располагаются   понятия­спутники,   составляющие   его фоновое   окружение.   По   содержанию   коллаж   характеризуется   информативность   и наглядностью   –   обилие   картинок,   изображений,   короткой   разноплановой   текстовой информации, наличие схем, диаграмм, связей. Коллажирование   реализуется   посредством   создания   визуальной   модели,   которая включает в себя определенные этапы [4, 9]: 1. Подготовительный: 1.1. Определение цели моделирования. 1.2. Определение сценария полного цикла моделирования. 1.3.   Выбор   информационной   среды,   в   которой   будет   реализовано   визуальное моделирование. 1.4. Подготовка списка статических визуальных моделей. 1.5. Определение цветовых и тональных отношений. 2. Основной: 2.1. Задание палитры и системы визуальной передачи. 2.2. Задание параметров представления ракурсов и масштабов. 2.3. Изготовление шаблона. 2.4. Работа над эскизом. 3. Завершающий: 3.1.   Доработка   композиции   в   соответствии   с   первоначальным   или   видоизмененным замыслом. 3.2. Оценка и презентация художественного продукта (оформление, экспонирование). 3.3. Разработка механизмов информационной защиты. Работа над эскизами в технике коллажа развивает у студентов цельное видение натуры, творческое   мышление   при   компоновке   элементов   композиции   и   выборе   цветовых сочетаний. Метод коллажного эскизирования является эффективным в педагогической практике   и   позволяет   активизировать   творческое   мышление   на   стадии композиционного замысла [3, 8]. Основные   выводы. Прием   коллажирования   способствует   накоплению   опыта построения   зрительных   логических   опор,   создает   предпосылки   для   развития абстрактного   мышления,   а   также   навыков   самостоятельной   работы   студентов. Коллажирование   развивает   умение   собирать,   систематизировать   и   обобщать информацию,   необходимую   для   изготовления   коллажа.   Таким   образом,   коллаж является   одним   изинновационных   методов   обучения   творчеству,   обладающий воспитательным   и   образовательным   значением   в   развитии   студентов,   и  может   быть использован   в   системе   высшего   технологического   и   дизайнерского   образования, формируя у студентов творческое и креативное мышление. Перспективы   исследования   связаны   с   разработкой   методик   освоения   техники графического   коллажа   студентами   технологического   образования,   с   углубленным исследованием процессов художественного и личностного развития в процессе занятий данным видом декоративно­прикладного искусства.

МЕТОД КОЛЛАЖА КАК ТЕХНОЛОГИЯ И СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

МЕТОД КОЛЛАЖА КАК ТЕХНОЛОГИЯ И СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

МЕТОД КОЛЛАЖА КАК ТЕХНОЛОГИЯ И СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

МЕТОД КОЛЛАЖА КАК ТЕХНОЛОГИЯ И СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

МЕТОД КОЛЛАЖА КАК ТЕХНОЛОГИЯ И СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

МЕТОД КОЛЛАЖА КАК ТЕХНОЛОГИЯ И СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

МЕТОД КОЛЛАЖА КАК ТЕХНОЛОГИЯ И СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

МЕТОД КОЛЛАЖА КАК ТЕХНОЛОГИЯ И СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018