Добрый день уважаемые коллеги!
Я Сухарева Жанна Александровна, воспитатель детского сада № 4 представляю вашему вниманию доклад из опыта работы на тему: «Использование технологии проблемного обучения в образовательном процессе с детьми 3- 5 лет».
Целью моей работы является: развитие познавательной, самостоятельной активности детей в возрасте 3-5 лет, посредством технологии проблемного обучения.
Данную цель осуществляла через решение следующих задач:
- создавать условия для приобретения знаний детей 3-5 лет в процессе организованной непосредственно – образовательной и свободной деятельности детей;
- обучать детей умению находить оптимальные решения для выхода из проблемной ситуации;
- развивать умение распознавать и принимать проблемную ситуацию;
- повысить уровень познавательной активности в процессе овладения знаниями.
На начальном этапе работы я заметила у детей определённые затруднения, они представлены на слайде.
Передо мной, как перед педагогом встал вопрос,
как, каким образом выстраивать работу с детьми на основе проблемных ситуаций?
Получить ответ на данный вопрос мне помогла технология проблемного обучения, основанная на теоретических положениях психолога и педагога Джона Дьюи.
Технология проблемного обучения заключается в следующем:
- воспитатель создаёт проблемную ситуацию;
- направляет детей на её решение;
- организует поиск решений.
Уровень сложности проблемной ситуации меняется в соответствии с возрастом воспитанников:
- в младшем дошкольном возрасте воспитатель чаще всего сам ставит проблему, предлагая детям несколько вариантов решений;
- в среднем дошкольном возрасте проблемные ситуации становятся более сложными, а участие воспитателя снижается.
Вся работа с детьми по применению подходов технологии проблемного обучения проводиться следующим образом:
— на занятиях - (как часть занятия);
— в игровой деятельности - (через сюжетно – ролевые игры);
— познавательно – исследовательская деятельность - (через опыты, эксперименты)
В непосредственно – образовательной деятельности с детьми проблемные ситуации подбираю таким образом, чтобы они были понятны и знакомы детям, связаны с образовательной программой детского сада и календарно-тематическим планированием.
Например, на занятии по познавательному развитию на тему: «Зимующие птицы» с детьми среднего возраста мы разрешаем проблемные ситуации так:
Обратите внимание, в таблице указано, (она представлена в презентации),
в начале занятия я задаю детям вопросы, подводящие к невозможному сочетанию в ситуации:
- какое сейчас время года?
- что это? (показываю на кормушку)
- зачем она нужна?
Далее мы переходим к следующему этапу - побуждению к осознанию: бывает так в жизненной ситуации, или нет.
- ребята, что вас сейчас удивило?
- так бывает?
- можно этим накормить птиц?
И далее, побуждаю детей перейти к самой проблеме.
Так же я применяю методы проблемного обучения при организации сюжетно – ролевых игр. В игре использую приём невозможного сочетания, и приём невыполнимого задания в решении вопроса проблемной ситуации.
При организации сюжетно – ролевой игры «Больница», я создала детям проблему, что кукла Маша заболела, тем самым я подводила детей к осознанию:
- что случилось с куклой, как вы думаете?
- что же нам нужно сделать, чтоб помочь кукле?
Далее предложила детям рассмотреть на столе инструменты (для игры в парикмахерскую), задала детям вопросы:
- могут ли они с помощью этих инструментов помочь Маше?
- в чем затруднения?
- из какой игры эти инструменты? (ответы детей были, что эти инструменты из игры в парикмахерскую), спросила детей, а мы можем применить эти инструменты, чтоб помочь Маше? Тем самым подводила детей к поиску решения из проблемной ситуации.
Подходы технологии проблемного обучения, я применяю и при организации познавательно - исследовательской деятельности.
Проводили с детьми эксперимент «Очистка и фильтрация воды».
Показав детям, стакан с грязной водой, задала вопрос.
- Ребята мы сможем сами очистить эту воду? (ответы детей были, что нет)
Далее предложила детям рассмотреть на столе предметы: марлю, вату, салфетки, спрашиваю:
- эти предметы могут нам помочь очистить воду? (Дети рассуждали, что с помощью фильтра можно очистить воду).
Провели эксперимент по фильтрации воды, затем подвела детей к осознанию проблемы:
- вы сначала как думали, можно очистить воду? (нет, нельзя)
- а как оказалось на самом деле? (оказывается можно)
Использование технологии проблемного обучения вызвало необходимость внести изменения и в развивающую предметно – пространственную среду. Ряд центров пополнила картотеками с включением в них проблемных ситуаций.
В центре природы ребята развивают целые сюжеты, обыгрывая макеты, тем самым дети, знакомятся с какой либо жизненной ситуацией, придумывают новые сюжеты игры, выдвигают и обосновывают идеи.
Одним из способов познания мира является художественная и научно-популярная литература, включая детские энциклопедии. Книги помогают детям находить ответы на значимые и актуальные вопросы.
Внедрение технологии проблемного обучения в образовательный процесс способствовало тому что:
- дети стали наблюдательными;
- они сами стараются видеть проблемные ситуации, пытаются найти различные способы их решения;
- у детей формируется познавательный интерес, стремление к исследованию, экспериментированию.
Считаю, что представленный опыт может быть интересен педагогам других детских садов, педагогам, работающим по проектной деятельности, т.к любая деятельность в рамках проекта начинается с какой либо обозначенной идеи, проблемы.
Опыт работы по применению данной технологии мной представлен:
- на педагогическом совете учреждения;
- в рамках городского методического объединения воспитателей;
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.