"Использование технологии проблемного обучения в образовательном процессе с детьми 3-5 лет"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 24.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

из опыта работы
Иконка файла материала Использование технологии проблемного обучения в образовательном процессе с детьми 3-5 лет..docx

 

 

 

Добрый день уважаемые коллеги!

 

Я Сухарева Жанна Александровна, воспитатель детского сада № 4 представляю вашему вниманию доклад  из  опыта работы  на тему: «Использование технологии проблемного обучения в образовательном процессе с детьми 3- 5  лет».

Целью моей работы является:  развитие познавательной, самостоятельной активности детей в возрасте 3-5 лет, посредством технологии проблемного обучения.

Данную цель осуществляла через решение следующих задач:

 - создавать условия для приобретения знаний детей 3-5 лет в процессе организованной  непосредственно – образовательной и свободной деятельности детей;

- обучать детей умению находить  оптимальные решения для выхода из проблемной ситуации;

- развивать умение распознавать  и принимать проблемную ситуацию;

 - повысить уровень познавательной активности в процессе овладения знаниями.

На начальном этапе работы я заметила у детей определённые затруднения, они представлены на слайде.

Передо мной, как перед педагогом встал вопрос,

 как, каким образом выстраивать работу с детьми на основе проблемных ситуаций?

Получить ответ на данный вопрос мне помогла технология проблемного обучения, основанная  на теоретических  положениях  психолога и педагога Джона Дьюи.

       Технология проблемного обучения заключается в следующем:

- воспитатель создаёт проблемную ситуацию;

- направляет детей на её решение;

- организует поиск решений.

Уровень сложности проблемной ситуации меняется в соответствии с возрастом воспитанников:

- в младшем дошкольном возрасте  воспитатель чаще всего сам ставит  проблему, предлагая детям несколько вариантов решений;

- в среднем дошкольном возрасте  проблемные ситуации становятся более сложными, а участие воспитателя снижается.

        Вся работа с детьми по  применению подходов технологии проблемного обучения проводиться следующим образом:

  на занятиях - (как часть занятия);

  в игровой деятельности - (через сюжетно – ролевые игры);

  познавательно – исследовательская деятельность - (через опыты, эксперименты)

В непосредственно – образовательной деятельности с детьми проблемные ситуации подбираю таким образом, чтобы они были понятны и знакомы детям, связаны с образовательной программой детского сада и календарно-тематическим планированием. 

Например, на занятии по  познавательному развитию  на  тему: «Зимующие птицы» с детьми среднего возраста мы разрешаем проблемные ситуации так:

Обратите внимание, в таблице указано, (она представлена в презентации),

 в начале занятия  я задаю детям вопросы, подводящие к невозможному сочетанию в ситуации:  

-  какое сейчас время года?

-  что это? (показываю  на кормушку)

-  зачем она нужна?

Далее мы переходим к следующему этапу - побуждению к осознанию: бывает так в жизненной ситуации, или нет.

- ребята, что вас сейчас удивило?

- так бывает?

- можно этим накормить птиц?

И далее, побуждаю детей перейти к самой проблеме.

Так же я применяю методы проблемного обучения  при организации сюжетно – ролевых игр. В игре использую приём невозможного сочетания, и приём невыполнимого задания в решении вопроса проблемной ситуации.

При организации сюжетно – ролевой игры «Больница», я создала  детям  проблему, что кукла Маша заболела, тем самым я подводила детей  к осознанию:

- что случилось с куклой, как вы думаете?

- что же нам нужно сделать, чтоб помочь кукле?

Далее предложила детям рассмотреть на столе  инструменты (для игры в парикмахерскую), задала детям вопросы:

- могут ли они с помощью этих инструментов помочь Маше?

- в чем затруднения?

- из какой игры эти инструменты? (ответы  детей были, что эти инструменты из игры в парикмахерскую), спросила  детей, а мы можем применить эти  инструменты, чтоб помочь Маше? Тем самым подводила детей к поиску решения из проблемной ситуации.

 Подходы   технологии проблемного обучения, я применяю и при организации познавательно - исследовательской деятельности.

Проводили с детьми  эксперимент «Очистка и фильтрация воды».  

Показав  детям, стакан с грязной водой, задала вопрос.

- Ребята мы сможем сами очистить эту воду? (ответы детей были, что нет)

Далее предложила детям рассмотреть на столе предметы: марлю, вату, салфетки, спрашиваю:

- эти предметы могут нам помочь очистить воду? (Дети рассуждали, что с помощью фильтра можно очистить воду).

Провели эксперимент по фильтрации  воды, затем подвела детей к осознанию проблемы:

- вы сначала как думали, можно очистить воду? (нет, нельзя)

- а как оказалось  на самом деле? (оказывается можно)

       Использование технологии проблемного обучения вызвало необходимость внести изменения  и в  развивающую  предметно –  пространственную  среду. Ряд центров пополнила картотеками  с включением в них проблемных ситуаций.

       В центре природы ребята развивают целые сюжеты, обыгрывая макеты, тем самым дети, знакомятся с какой либо жизненной  ситуацией, придумывают новые сюжеты игры, выдвигают и обосновывают  идеи.

Одним из способов познания мира является художественная и научно-популярная литература, включая детские энциклопедии. Книги помогают детям находить ответы на значимые и актуальные вопросы.

       Внедрение технологии проблемного обучения в образовательный процесс способствовало  тому что: 

- дети стали  наблюдательными;

- они сами стараются видеть  проблемные ситуации,  пытаются найти различные способы их решения;

- у детей формируется познавательный интерес, стремление к исследованию, экспериментированию.

Считаю, что представленный опыт  может быть интересен педагогам других детских садов, педагогам, работающим по проектной деятельности, т.к  любая деятельность в рамках проекта начинается с какой либо обозначенной идеи, проблемы.

Опыт работы по  применению данной технологии мной представлен:

-  на педагогическом совете учреждения;

- в  рамках городского методического объединения воспитателей;