Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гражданин»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 26.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гражданин» имеет социально-гуманитарную направленность. Акцент программы сделан на развитие критического мышления и аналитических способностей детей. Программа нацелена на формирование у обучающихся глубокого понимания культурных и исторических особенностей Онежского муниципального округа, Архангельской области. Особое внимание уделяется формированию гражданской позиции и развитию навыков межкультурной коммуникации. Программа включает в себя практические занятия с сотрудниками Онежского краеведческого музея, направленные на развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде и вести дискуссии. Целевым ориентиром дополнительного образования детей и молодежи в сфере гражданско-патриотического воспитания является формирование гражданской зрелости, любви к Отечеству, ответственности, чувства долга, верности традициям, стремления к сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей родного края.
Иконка файла материала программа Гражданин Некрасова СМ.docx

Содержание

1.     Аннотация к программе                                                             стр. 2-3

2.     Пояснительная записка                                                              стр. 4-9

3.     Учебно-тематический план                                                       стр. 10-13

4.     Содержание программы                                                            стр. 14-18

5.     Планируемые результаты                                                          стр. 19

6.     Календарный учебный график                                                  стр. 20-23

7.     Условия реализации программы                                               стр. 24

8.     Система оценки достижения планируемых результатов        стр. 24-26

9.     Воспитательная деятельность                                                   стр. 27- 33

10.  Список информационных источников                                     стр. 34

11.  Заключение                                                                                 стр. 35-36

12.  Приложения                                                                                стр. 37-40

12.1 Приложение 1. Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции «Опыт и перспективы внедрения методики совмещения обучения и общественно-полезной деятельности» стр. 37                                                  

12.2 Приложение 2. Вебинар и межрегиональная встреча по гражданско-патриотическому воспитанию                                                       стр. 38

12.3 Приложение 3. Дополнительные материалы

 к программе «Гражданин»                                                             стр. 39

12.4 Фото с мероприятий по программе                                        стр. 40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Гражданин»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гражданин» имеет социально-гуманитарную направленность.

Акцент программы сделан на развитие критического мышления и аналитических способностей детей. Программа нацелена на формирование у обучающихся глубокого понимания культурных и исторических особенностей Онежского муниципального округа, Архангельской области.

Особое внимание уделяется формированию гражданской позиции и развитию навыков межкультурной коммуникации.

Программа включает в себя практические занятия с сотрудниками Онежского краеведческого музея, направленные на развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде и вести дискуссии.

Целевым ориентиром дополнительного образования детей и молодежи в сфере гражданско-патриотического воспитания является формирование гражданской зрелости, любви к Отечеству, ответственности, чувства долга, верности традициям, стремления к сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей родного края.

Программа обладает     следующими отличительными особенностями:

ü базируется на краеведческом материале;

ü способствует формированию у обучающихся чувства гордости за свой Онежский край, Архангельскую область

Знакомство с историческим и культурным наследием Онежского края и Архангельской области способствует гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.

Программа предполагает:

ü индивидуальный подход (ориентация на личностный потенциал ребенка и его самореализацию);

ü построение индивидуального образовательного маршрута;

ü возможность проектной и исследовательской деятельности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Гражданин" предназначена для детей в возрасте 11 - 17 лет. Срок освоения программы – 5 лет. На полное освоение программы требуется 85 часов. 

В программе предусмотрено 5 разделов:

Раздел 1 «Дорогою предков» (17 часов).

Раздел 2 «Пою мое Отечество» (17 часов).

Раздел 3 «Мой второй дом» (17 часов).

Раздел 4 «Мой край любимый» (17 часов).

Раздел 5 «Моя семья» (17 часов).

Форма обучения – очная, возможно использование дистанционных технологий.

Программа объединения предусматривает групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 25-30 человек.

Общее количество часов в год – 17 часов. Продолжительность занятия –академический час.  Занятия проводятся 1 раз в две недели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Пояснительная записка

2.1 Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гражданин» (далее программа) имеет социально-гуманитарную направленность. Программа рассчитана на 5 лет, ее участниками являются обучающиеся 11-17 лет. Занятия проводятся 2 раза в месяц в разных формах: коллективные и индивидуальные.

Программа реализуется с 1 сентября по 31 мая (17 часов за 1 год). Наполняемость группы от 25 до 30 человек. Корректировка программы осуществлена в 2024/2025 учебном году.

Программа рассчитана на раскрытие творческого потенциала обучающихся в социально-гуманитарной области.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно- правовыми актами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 28.12.2024 (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2025 г.)

2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р)

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”

4.Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утверждено заместителем министра просвещения РФ М.Н. Раковой 22.06.2019 г.)

5. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 24.3648-20 (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28

6.Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя школа № 4 имени Дважды Героя Советского Союза Александра Осиповича Шабалина" и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей на занятиях социально-гуманитарной направленности и спецификой работы учреждения.

2.2 Новизна общеобразовательной общеразвивающей программы.

·        инновационные методики преподавания;

·        инновационные педагогические технологии в проведении занятий;

·        нововведения в формах диагностики и подведения итогов

Акцент программы сделан на развитие критического мышления и аналитических способностей детей. Программа нацелена на формирование у обучающихся глубокого понимания культурных и исторических особенностей Онежского муниципального округа, Архангельской области.

Особое внимание уделяется формированию гражданской позиции и развитию навыков межкультурной коммуникации. Программа также включает в себя практические занятия с сотрудниками Онежского краеведческого музея, направленные на развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде и вести дискуссии.

2.3 Актуальность и педагогическая целесообразность общеобразовательной общеразвивающей программы.

Разработка данной       программы вызвана      необходимостью совершенствования системы дополнительного образования, изменениями в современном обществе, требованиями нормативных документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 28.12.2024 (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2025 г.)

2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р)

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”

Программа предусматривает максимальное раскрытие и развитие творческих способностей ребенка.

          Одной из главных проблем, существующих в современном обществе, является успешность подрастающего поколения. Изучение нерешенных проблем образовательного процесса, потребностей в сфере организации дополнительного образования на основании опроса родителей, мнений учителей по вопросам совершенствования процесса дополнительного образования позволило сделать вывод о необходимости разработки целостной общеобразовательной общеразвивающей программы «Гражданин».

2.4 Цели и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы

Цель программы: духовно-нравственное развитие обучающихся посредством знакомства с историей и культурой Онежского края, Архангельской области.

Задачи программы:

Предметные/обучающие:

·        формирование базовых знаний и умений о культуре и истории Онежского края, Архангельской области;

·        знакомство с культурными и историческими объектами Онежского края и Архангельской области;

·        формирование навыков работы с достоверной исторической информацией

Метапредметные/развивающие:

·        развитие     познавательных   умений (поиск и выделение необходимой информации);

·        развитие коммуникативных умений;

·        развитие индивидуальных творческих способностей

Личностные/воспитательные:

·        воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию Онежского края и Архангельской области;

·        воспитание и развитие личностных качеств (трудолюбия, коммуникабельности, целеустремленности) патриотизма;

·        формирование социальной ответственности;

·        формирование бережного отношения к семейным традициям

Отличительные особенности программы.

Программа      обладает     следующими отличительными особенностями:

ü базируется на краеведческом материале;

ü способствует формированию у обучающихся чувства гордости за свой Онежский край, Архангельскую область

Знакомство с историческим и культурным наследием Онежского края и Архангельской области способствует гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.

Программа предполагает:

·        индивидуальный подход (ориентация на личностный потенциал ребенка и его самореализацию);

·        построение индивидуального образовательного маршрута;

·        возможность проектной и исследовательской деятельности

2.5 Возраст и краткая характеристика обучающихся, участвующих в реализации общеобразовательной общеразвивающей программы

Участниками программы являются обучающиеся 5-11 классов, проявляющие интерес к изучению гуманитарных наук. Противопоказаний по физическому здоровью нет. Не предполагается специальной физической и практической подготовки. Набор и формирование групп осуществляется без вступительных испытаний. Наполняемость групп от 25 до 30 обучающихся.

Программа построена так, что для обучающегося становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. В практической деятельности обучающиеся легче осваивают способы действия, педагог является лишь помощником (тьютором).

2.6 Объем программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)

Программа рассчитана на 5 лет обучения, основана на изложении материала в доступной и увлекательной форме.

Объём программы: 85 академических часов.

Зачисление детей производится в начале учебного года.

В соответствии с нормами СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" занятия проводятся 1 раз в 2 недели. 

Продолжительность занятий – 1 академический час.

Формы организации образовательного процесса предполагают проведение коллективных занятий, малыми группами (2-3 человека), индивидуально.

Формы проведения занятий: комбинированное занятие, практическое занятие.

Наполняемость групп от 25 до 30 человек. При реализации программы предусмотрена возможность последовательного освоения содержания программы на разных уровнях углубленности, доступности и степени сложности, исходя из возможностей каждого ребенка.

2.7 Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Предполагаются следующие формы подведения итогов:

ü опрос;

ü самостоятельная работа;

ü тестирование

Диагностика результатов обучения по программе проводится 2 раза за каждый год обучения: входная диагностика – в начале первого учебного года, итоговая диагностика - в конце учебного года (по 3-х балльной шкале).

Входная диагностика:

1 балл

•       Практически        не      обладает     соответствующими       умениями   и навыками.

•       Или/и   имеет   трудности       в использовании инструмента (при выполнении задания)

•       Или/и затрудняется в применении простых приемов работы, доступных данному возрасту.

2 балла

•       Обладает соответствующими умениями и навыками в начальной степени.

•       Обладает    навыками   правильного использования инструментов/материалов начальной степени.

•       Правильно использует простые приемы работы, доступные в данном возрасте.

3 балла

•       Обладает соответствующими умениями и навыками в отличной степени.

•       Обладает    навыками   правильного и     быстрого использования инструментов/материалов.

•       Правильно использует простые и сложные приемы работы, доступные в данном возрасте.

Диагностическая карта

В каждом столбце выставляется от 1 до 3-х баллов. Баллы суммируются.

Высокий/(продвинутый) уровень освоения программы – от 8 до 9 баллов. Средний/(базовый) уровень освоения программы – от 4 до 6 баллов.

Низкий/(стартовый) уровень освоения программы – от 1 до 3 баллов.

ФИО

Входная/выходная диагностика

 

 

 

 

 

 

 

Оценка результатов осуществляется с помощью оценочных средств с определенными показателями и тремя уровнями выраженности оцениваемых качеств: высокий, средний и низкий уровень согласно «Положению о входной, промежуточной и итоговой диагностике образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №4 имени Дважды Героя Советского Союза Александра Осиповича Шабалина» (2024 г).

 

 

 

3.     Учебно-тематический план

3.1 Учебный план

 

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Дорогою предков

7

10

17

2

Пою мое Отечество

7

10

17

3

Мой второй дом

6

11

17

4

Мой край любимый

6

11

17

5

Моя семья

4

13

17

 

3.2 Учебно-тематический план

 

№ п/п

Дата

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Форма, средства контроля

 

Раздел 1. Дорогою предков

 

1

сентябрь

 

Вводное занятие

индивидуальное

тестирование

1

 

входная диагностика

2

сентябрь

Герой той далекой войны

лекция

 

1

опрос

3-4

октябрь

Герой той далекой войны

беседа

2

викторина

5-6

ноябрь

Герои-онежане

лекция

 

2

опрос

7-8

декабрь

А. О. Шабалин

беседа

2

викторина

9-10

январь

 Никто не забыт, ничто не забыто

 

лекция

2

опрос

11-12

февраль

Никто не забыт, ничто не забыто

беседа

2

викторина

13

март

 Герои среди нас

лекция

1

опрос

14-16

апрель

Семейный альбом памяти

самостоятельная работа

3

творческая работа

17

май

Итоговое тестирование

индивидуальное тестирование

1

тестирование

 

Раздел 2. Пою мое Отечество…

 

1

сентябрь

Вводное занятие

индивидуальное

тестирование

1

входная диагностика

2

сентябрь

Онега-мой город

лекция

1

опрос

3-4

октябрь

Онега-мой город

экскурсия

2

педагогическое наблюдение

5

ноябрь

Остров Кий-средь моря камень

лекция

1

опрос

6-7

ноябрь

декабрь

Остров Кий-средь моря камень

беседа

2

творческая работа

8-9

январь

Святыни Онежского края

лекция

 

2

опрос

10-11

февраль

 Историческое сердце Онеги

экскурсия

2

педагогическое наблюдение

12-13

март

Архитектура Онежского края

лекция

2

опрос

14-15

апрель

7 чудес Онеги

экскурсия

2

педагогическое наблюдение

16

май

 Пою мое Отечество…

практическое занятие

1

опрос

17

май

Итоговое тестирование

индивидуальное тестирование

1

тестирование

 

Раздел 3. Мой второй дом

 

1

сентябрь

Вводное занятие

индивидуальное

тестирование

1

входная диагностика

2

сентябрь

Школьный двор

лекция

1

опрос

3-4

октябрь

Чистые игры

практическое занятие

2

педагогическое наблюдение

5-6

ноябрь

 Школьные годы чудесные

лекция

2

опрос

7-8

декабрь

Школьный музей

экскурсия

2

педагогическое наблюдение

9-10

январь

Экологическое волонтерство

лекция

2

опрос

11-14

февраль

март

Мой второй дом

практическое занятие

4

творческая работа

15

апрель

История одной вещи

лекция

1

опрос

16

май

 История одной вещи

практическое занятие

1

викторина

17

май

Итоговое тестирование

тестирование

1

индивидуальное тестирование

 

Раздел 4. Мой край любимый

 

1

сентябрь

Вводное занятие

индивидуальное

тестирование

1

входная диагностика

2

сентябрь

 Удивительный мир Архангельской области

лекция

1

опрос

3

октябрь

 Святые места Архангельской области

беседа

1

тестирование

4-5

октябрь

ноябрь

Соловецкий монастырь

виртуальная экскурсия

2

педагогическое наблюдение

опрос

6-7

ноябрь

декабрь

Кожеозерский Богоявленский монастырь

виртуальная экскурсия

2

педагогическое наблюдение

опрос

8-9

декабрь

январь

Свято-Троицкий собор Онеги

экскурсия

2

педагогическое наблюдение

опрос

10-11

январь

февраль

Художественные промыслы и ремесла Архангельской области

лекция

2

опрос

12-13

февраль

март

 Вонгудские гончары

лекция

2

опрос

14-15

март

апрель

 Магия вонгудской глины

практическое занятие

2

творческая работа

16

май

 Посидим-поокаем

практическое занятие

1

викторина

17

май

Итоговое тестирование

тестирование

1

индивидуальное тестирование

 

Раздел 5. Моя семья

 

1

сентябрь

Вводное занятие

индивидуальное тестирование

1

входная диагностика

2-3

сентябрь

октябрь

Поморская семья: традиции, обычаи

лекция

2

опрос

4-5

октябрь

ноябрь

 Традиции моей семьи

практическое занятие

2

творческая работа

6-7

ноябрь

декабрь

 Мой дом-моя крепость

 

практическое занятие

2

творческая работа

8-10

январь

февраль

Фольклор и народные обряды Онежского края

лекция

2

опрос

11-12

февраль

март

 

Тоска, треска и доска...

экскурсия

2

педагогическое наблюдение

опрос

13-14

март

апрель

Кулинарные секреты поморской кухни

практическое занятие

2

творческая работа

15-16

апрель

май

Онежские посиделки

практическое занятие

2

творческая работа

17

май

Итоговое тестирование

тестирование

1

индивидуальное тестирование

 

 

 

 

4. Содержание программы

Раздел 1. Дорогою предков

Теория:

Знакомство с биографиями прославленных онежан, чьи подвиги стали легендой. Изучение исторических документов и свидетельств очевидцев. Погружение в атмосферу военного времени, осознание цены победы и важности сохранения памяти о героях.

Просмотр документальных фильмов и художественных картин, посвященных Великой Отечественной войне. Обсуждение их влияния на формирование общественного мнения и исторической памяти.

Рассказы о земляках, внесших неоценимый вклад в защиту Родины. Гордость за их мужество и самоотверженность. Воспитание чувства патриотизма и уважения к прошлому, сохранение исторической памяти для будущих поколений.

Жизнь и подвиг легендарного А. О. Шабалина, чье имя навсегда вписано в историю флота. Изучение биографии Александра Осиповича Шабалина — Дважды Героя Советского Союза, прославленного подводника Северного флота, чья жизнь стала примером мужества и стойкости.

Практика:

Поиск и увековечивание имен павших героев Онежского района, восстановление исторической справедливости, работа с архивами и историческими документами. Сохранение семейных историй о войне, передача фотографий и документов, укрепление связи поколений. Участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы и другим памятным датам.

Раздел 2. Пою мое Отечество…

Теория:

Знакомство с историей, культурой, природными красотами, святыми местами Онеги. Онега — это не просто географическая точка на карте, это место, где переплетаются судьбы людей, традиции и уникальные природные ландшафты. Онега – часть великой России, земля вдохновения и красоты.

Город у Белого моря, где история дышит в каждом камне. Ключевые моменты развития Онеги, значимые события и личности города, оставившие след в истории города. Знакомство с самыми известными святынями Онеги, их историей и значением для онежан. Церкви, монастыри и часовни, построенные в разные эпохи – показатель духовной жизни региона.

Остров Кий – средь моря камень. Монастырь, основанный патриархом Никоном, свидетель стойкости духа, символ духовности и истории Онежского края и Архангельской области. Остров Кий: природная красота и место, где можно прикоснуться к истории и культуре Онежского края.

Дом А. С. Кучина – памятник деревянного зодчества, отражающий культуру и быт северного русского города. Знакомство с его самобытной архитектурой и исторической ценностью. Дом Кучина - свидетель ушедшей эпохи, сохранивший дух и традиции прошлого Онежского края. Дом Кучина – неразрывная связь с историей Онеги и жизнью его обитателей. Знакомство с культурным наследием города и мастерами-строителями, которые вкладывали свою душу в создание уникальных сооружений. Дом Кучина - объект культурного наследия Русского Севера. Посещение дома Кучина, погружение в атмосферу старинного города Онежского края.  

Дом купца А. И. Воробьева в Онеге– образец    архитектуры рубежа XIX-XX веков, объект культурного наследия Архангельской области. Здание, возведенное в эклектичном стиле, сочетает в себе элементы классицизма и модерна. Знакомство с историей обитателей дома, в котором проходили деловые встречи, заключались торговые сделки и принимались важные гости.

Купеческий дом И. М. Дьякова в Онеге – образец жилой архитектуры конца XIX – начала XX веков. Уникальный памятник истории и культуры Онежского края.

Знакомство с двухэтажным особняком купца второй гильдии А. В. Корчажинского.

Архитектура Онежского края. Уникальные образцы деревянного зодчества, отражающие поморский быт.

Просмотр документальных фильмов и художественных картин, посвященных культурных и историческим объектам Онежского края. Обсуждение их влияния на формирование общественного мнения и исторической памяти.

Практика:

Экскурсия в дом А. С. Кучина (погружение в атмосферу старинной Онеги, знакомство с архитектурой и культурой Онежского края). Экскурсия по историческому центру Онеги. Экскурсия по набережной, знакомство с купеческими домами Онежского края.

Раздел 3. Мой второй дом

Теория:

Вводное занятие. История родной 4 школы города Онеги в лицах.  Школьные годы чудесные – время, наполненное первыми победами и неудачами, дружбой и первой любовью (встречи с выпускниками школы).  Мой второй дом – школа, место, где формируется личность, где учатся быть человеком. Школьный музей – хранитель памяти, свидетель прошлого, позволяющий прикоснуться к истории Онежского края, Архангельской области.

История одной вещи – это всегда больше, чем просто предмет. Рассказ о людях, событиях, связанных с 4 школой, Онежским краем, Архангельской областью.

Экологическое волонтерство – осознанное и добровольное участие граждан в решении экологических проблем. Эковолонтерство - форма гражданской активности, направленная на сохранение природы, улучшение экологической обстановки и формирование экологической культуры в обществе.

Практика:

Проведение «Чистых игр» - соревнований по очистке пришкольной территории. Разработка проекта "Мой второй дом", направленного на благоустройство пришкольной территории (создание концепции благоустройства, включающей озеленение, установку спортивных и игровых элементов, обустройство зон для отдыха).

Раздел 4. Мой край любимый

 Теория:

Вводное занятие. Архангельская область — удивительный уголок православной России. Знакомство с живописными пейзажами, культурным наследием, флорой и фауной Архангельской области, ее богатым культурным наследием.

Кенозерский национальный парк. Знакомство с храмами, построенными в XVI-XIX веках. Особенности северного зодчества.

Соловецкий монастырь - один из самых известных и значимых православных монастырей России. Архитектура, легенды, предания Соловецкого монастыря. Трагические события в истории Соловецкого монастыря (ГУЛАГ).
Кожеозерский Богоявленский монастырь: история, уникальная архитектура, природные ландшафты.  Богоявленский монастырь – место паломничества, центр духовной православной жизни.

Свято-Троицкий собор (Онега) — выдающийся архитектурный памятник начала XX века, центр духовной жизни Онежского края. Знакомство с архитектурой, историей, внутренним убранством, колокольней Свято-Троицкого собора. Свято-Троицкий собор – духовное сердце Онежского края, обитель духовных традиций и истории Русской Православной Церкви.

Уникальные художественные промыслы и ремесла Архангельской области.

Резьба по дереву: от простых кухонных принадлежностей к сложным декоративным изделиям.

Текстильное искусство Архангельской области (акцент на ткачество и вышивку Онежского края).

Православные традиции – основа укрепления духовных связей между людьми, способ передачи традиций из поколения в поколение.

Вонгудская керамика: мифы, загадки, легенды. История Вонгудских гончаров Онежского уезда. Гончарное ремесло Онежского уезда: прошлое, настоящее, будущее.

Практика:

Экскурсия в Свято-Троицкий собор Онеги, обитель духовных традиций и истории Русской Православной Церкви. Виртуальное знакомство со святынями православной культуры Русского Севера.

Практическое мероприятие «Посидим - поокаем», посвященное сохранению и популяризации традиций поморской устной речи. В рамках этого события участники погружаются в атмосферу народного творчества, рассказывают сказки, былины Онежского края.

Раздел 5. Моя семья

Теория:

Традиции поморской семьи — отражение связи поморов с природой, Белым морем, историей родного края.

Традиционные поморские семейные праздники и обряды.  
Кулинарные традиции поморской семьи от А до Я.

Тоска, треска и доска — три слова, в которых скрыта многовековая история Русского Севера.

Фольклор Онежского края: народные песни, сказки, пословицы и поговорки.

Практика:

Практическое занятие «Кулинарные секреты поморской кухни» (сохранение и передача традиционных поморских кулинарных рецептов).

Практическое занятие «Онежские посиделки», направленное на сохранение традиций Онежского края. Основная цель мероприятия-сохранение и популяризация культурного наследия Онежского края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.  Планируемые результаты (знания, умения, навыки) и способы их проверки

Предметные/обучающие:

·        иметь базовые знания и умения о культуре и истории Онежского края, Архангельской области;

·        знать культурные и исторические объекты Онежского края и Архангельской области;

·        иметь навыки работы с достоверной исторической информацией

Метапредметные/развивающие:

·        уметь искать и выделять необходимую информацию;

·        владеть коммуникативными умениями;   

·        развить индивидуальные творческие способности

Личностные/воспитательные:

·        осознанно относиться к историческому и культурному наследию Онежского края и Архангельской области;

·        демонстрировать личностные качества (трудолюбие, коммуникабельность, целеустремленность);

·        демонстрировать социальную ответственность;

·        бережно относиться к семейным традициям

Способы проверки ЗУН: тестирование, собеседование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Календарный учебный график

 

№ п/п

месяц

Название раздела, тема

всего

Формы аттестации/контроля

Теория

Практика

 

Раздел 1. Дорогою предков

 

1

09

Вводное занятие

1

 

тест

2

09

Герой той далекой войны

1

беседа

 

3-4

10

Герой той далекой войны

2

беседа

 

5-6

11

Герои-онежане

2

беседа

тест

7-8

12

А. О. Шабалин

2

беседа

викторина

9-10

01

Никто не забыт, ничто не забыто

2

беседа

викторина

11-12

02

Никто не забыт, ничто не забыто

2

беседа

опрос

13

03

Герои среди нас

1

беседа

опрос

14-16

04

Семейный альбом памяти

3

 

проект

17

05

Итоговое тестирование

1

 

тест

 

Раздел 2. Пою мое Отечество…

 

1

09

Вводное занятие

1

 

тест

2

09

Онега-мой город

1

беседа

опрос

3-4

10

Онега-мой город

2

беседа

наблюдение

5

11

Остров Кий-средь моря камень

1

беседа

опрос

6-7

11-12

Остров Кий-средь моря камень

2

беседа

опрос

8-9

01

Святыни Онежского края

2

беседа

опрос

10-11

02

Историческое сердце Онеги

2

беседа

наблюдение

12-13

03

Архитектура Онежского края

2

беседа

опрос

14-15

04

7 чудес Онеги

2

беседа

опрос

16

05

Пою мое Отечество…

1

беседа

опрос

17

05

Итоговое тестирование

1

 

тест

 

Раздел 3. Мой второй дом

 

1

09

Вводное занятие

1

 

тест

2

09

Школьный двор

1

беседа

опрос

3-4

10

Школьный двор

2

беседа

наблюдение

5-6

11

Школьные годы чудесные

2

беседа

опрос

7-8

12

Школьный музей

2

беседа

опрос

9-10

01

Экологическое волонтерство

2

беседа

наблюдение

11-14

02-03

Мой второй дом

4

беседа

проект

15

04

История одной вещи

1

беседа

опрос

16

05

История одной вещи

1

беседа

опрос

17

05

Итоговое тестирование

1

 

тест

 

Раздел 4. Мой край любимый

 

1

09

Вводное занятие

1

 

тест

2

09

Удивительный мир Архангельской области

1

беседа

опрос

3

10

Святые места Архангельской области

1

 

тест

4-5

10

11

Соловецкий монастырь

2

беседа

наблюдение

6-7

11

12

Кожеозерский Богоявленский монастырь

2

беседа

наблюдение

8-9

12

01

Свято-Троицкий собор Онеги

2

беседа

наблюдение

10-11

01

02

Художественные промыслы и ремесла Архангельской области

2

беседа

опрос

12-13

02

03

Вонгудские гончары

2

беседа

опрос

14-15

03

04

Магия вонгудской глины

2

беседа

проект

16

05

Посидим-поокаем

1

 

викторина

17

05

Итоговое тестирование

1

 

тест

 

Раздел 5.

 

1

09

Вводное занятие

1

 

тест

2-3

09

10

Поморская семья: традиции, обычаи

2

беседа

опрос

4-5

10

11

Традиции моей семьи

2

беседа

проект

6-7

11

12

Мой дом-моя крепость

2

беседа

проект

8-10

01

02

Фольклор и народные обряды Онежского края

2

беседа

опрос

 

11-12

02

03

Тоска, треска и доска...

2

беседа

опрос

13-14

03

04

Кулинарные секреты поморской кухни

2

беседа

проект

15-16

04

05

Онежские посиделки

2

беседа

проект

17

05

Итоговое тестирование

1

 

тест

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Условия реализации программы

Кабинет для занятий соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

Оборудование: ПК, мультимедиа.

Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66403)

 

8. Система оценки достижения планируемых результатов

Показатели

Критерии

Степень выраженности

оцениваемого качества

Методы

диагностики

Теоретическая подготовка

1.1. Теоретические знания

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой)

Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет 1/2)

Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний,

предусмотренный программой)

Наблюдение Тестирование Контрольный опрос

1.2. Владение специальной

терминологией

Осмысленность и

правильность использования специальной

терминологии

Минимальный уровень (ребенок избегает употребления специальной терминологии)

Средний     уровень      (ребенок сочетает специальную и

бытовую терминологию)

Максимальный          уровень (специальные термины

употребляет          осознанно  в соответствии с их содержанием)

Собеседование

Практическая подготовка

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой

Соответствие практических

умений и навыков программным требованиям.

Минимальный уровень (ребенок

овладел менее чем 1/2 объема умений и навыков, предусмотренных программой)

Средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет 1/2)

Максимальный уровень (ребенок

овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренный

программой)

Контрольное задание

2.2. Владение специальным оборудованием

Отсутствие затруднений          в использовании специального оборудования и оснащения.

Минимальный уровень (ребенок испытывает определенные трудности при работе с оборудованием)

Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога) Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно,

не испытывает особых трудностей)

Контрольное задание

2.3. Творческие навыки

(Креативность)

Креативность в выполнении

заданий

Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в

состоянии выполнить лишь простейшие задания педагога)

Репродуктивный уровень (выполняет задания на основе образца)

Творческий уровень (выполняет задания с элементами творчества)

Контрольное задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Воспитательная деятельность

Задачами воспитания по программе являются:

1.Усвоение обучающимися духовно-нравственных ценностей, традиций.

2. Формирование и развитие личностного отношения, нравственной позиции, уважения к старшим.

3.Приобретение опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний. 

Целевые ориентиры воспитания детей по программе (ожидаемые результаты):

ü понимание и принятие норм духовно-нравственных ценностей, традиций;

ü формирование личностного отношения, нравственной позиции, уважения к старшим;

ü освоение опыта межличностных и социальных отношений, развитие творческого самовыражения, готовности к анализу и представлению своей нравственной позиции

    II. Формы и методы воспитания

  Усвоение знаний о нормах, духовно-нравственных ценностях, традициях обеспечивается информированием детей и организацией общения между ними. Формирование и развитие личностных отношений к нравственным нормам реализуется через вовлечение детей в различную деятельность, организацию их активностей. Опыт нравственного поведения, практика реализации нравственных позиций, обеспечивают формирование способности к нравственному отношению к собственному поведению и действиям других людей.

Основной формой воспитательной деятельности является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программы обучающиеся:

·        усваивают необходимую информацию, имеющую воспитательное значение;

·        получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации;

·        осознают себя способными к нравственному выбору;

·        участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации

Получение информации об основах применения теоретических знаний на практике

является источником формирования у детей сферы интересов, этических установок, личностных позиций и норм поведения.

Практические занятия детей (дискуссии, эксперименты, практикумы) способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива.

Итоговые мероприятия: обсуждение, презентация результатов проведенных экспериментов способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей.

Приобретению социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применению полученных знаний на практике способствует привлечение обучающихся к участию в профориентационной деятельности.

В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания:

ü метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение),

ü метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей);

ü методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования;

ü метод переключения в деятельности;

ü методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании;

ü методы воспитания воздействием группы, в коллективе

III. Условия воспитания, анализ результатов

Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского объединения на базе образовательного учреждения в соответствии с нормами и правилами работы учреждения и на других площадках, где проводятся различные мероприятия с участием детского объединения, с учетом правил и норм деятельности на этих площадках. Для достижения задач воспитания при реализации образовательной программы в учреждении создаются и поддерживаются все необходимые условия физической безопасности, комфорта, активностей детей и обстоятельств их общения, социализации, признания, самореализации, творчества.

Анализ результатов воспитания детей, результативности воспитательной деятельности в процессе реализации программы осуществляется следующими методами:

педагогическое наблюдение (оценивается поведение и личностное отношение детей к различным ситуациям и мероприятиям, общение и отношения детей друг с другом, в коллективе, отношения с педагогом и др.);

отзывы, интервью, материалы рефлексии (опросы родителей, анкетирование родителей и детей, интервью с родителями, беседы с детьми, самообследования, отзывы других участников мероприятий и др.)

Анализ результатов воспитательной деятельности направлен на получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определенных в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся и конкретного ребенка. Результаты, полученные в процессе оценки достижения целевых ориентиров воспитания используется для планирования дальнейшей работы педагога и используются только в виде обобщенных и анонимных данных.

Оценка результатов воспитательной деятельности осуществляется с помощью оценочных средств с определенными показателями и тремя уровнями выраженности оцениваемых качеств: высокий, средний и низкий уровень

 


Показатели

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Методы диагностики

Воспитательный компонент

1.Усвоение детьми знаний

норм, духовно- нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество:

Соответствие принятым в обществе правилам, традициям.

Высокий уровень:

·                имеет представление о ценности жизни, здоровья, о необходимости соблюдения правил личной и общественной безопасности,

·                имеет представление о современной научной картине мира, достижениях российской и мировой науки и технике, понимает значение науки и техники в жизни российского общества.

Средний уровень:

                     не в полной мере понимает ценность жизни, здоровья, необходимости соблюдения правил личной и общественной безопасности,

                     имеет отрывочные знания о современной научной картине мира, достижениях российской и мировой науки и технике, понимает значение науки и техники в жизни российского общества.

Низкий уровень:

•        не осознает значимость ценности жизни, здоровья, необходимости соблюдения правил личной и общественной безопасности,

•        имеет отрывочные, скудные знания о современной научной картине мира, достижениях российской и мировой науки и технике, понимает значение науки и техники в жизни российского общества

 

Педагогическое наблюдение, беседы с детьми

2. Формирование и развитие личностного отношения детей к этим нормам, ценностям, традициям:

Соответствие приняты в обществе правилам, традициям.

2. Формирование и развитие личностного отношения детей к          этим нормам, ценностям, традициям:      

Высокий уровень:

 •ориентирован на осознанный выбор сферы профессиональных интересов, профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей семьи, общества,

•понимает влияние социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, своей личной ответственности за действия в природной среде, неприятия действий, приносящих вред природе, бережливости в использовании природных ресурсов.

Средний уровень

•понимает важность выбора сферы профессиональных интересов, профессиональной деятельности с учётом личных жизненных планов, потребностей семьи,

•не отрицает влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, своей личной ответственности за действия в природной среде, неприятия действий, приносящих вред природе, бережливости в использовании природных ресурсов, но не всегда действует на основе этих знаний.

Низкий уровень:

•уважительно относится только к своему труду, результатам своего труда,

•осознает необходимость выбора профессиональной деятельности с учётом личных жизненных планов,

•осознает значимость неприятия действий, приносящих вред природе, бережливости в использовании природных ресурсов.          

Педагогическое наблюдение, практическая

деятельность, участие в различных мероприятиях, проектно-

исследовательская деятельность

3. Приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения,

межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний:

Соответствие принятым   в обществе правилам, традициям

Высокий уровень:

•        умеет оценивать свое физическое и психологическое состояние, понимает состояние других людей с точки зрения безопасности,

•        участвует в проектно-исследовательской и научной деятельности

Средний уровень:

•понимает свое физическое и психологическое состояние,

•периодически участвует в проектно-исследовательской и научной деятельности

Низкий уровень:

•не умеет анализировать свое физическое и психологическое состояние,

•очень редко участвует в проектно-исследовательской и научной деятельности

 

 

Педагогическое наблюдение, практическая

деятельность

 

 

Диагностическая карта

 

ФИО

Показатели

Усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций

Формирование и развитие личностного отношения детей к этим нормам, ценностям, традициям

Приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения,

межличностных и социальных отношений, применения

полученных знаний

ИТОГО

начало года

окончание года

начало года

окончание года

начало года

окончание года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Степень выраженности оцениваемого качества

Показатели

Усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций

%

Формирование и развитие личностного отношения детей к этим нормам, ценностям, традициям

%

Приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения,

межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний

%

ИТОГО

%

 

начало года

окончание года

начало года

окончание года

начало года

окончание года

 

Высокий уровень

 

 

 

 

 

 

 

Средний уровень

 

 

 

 

 

 

 

Низкий уровень

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый протокол о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определенных в программе целевых ориентиров



10. Список информационных источников

Для педагогов

1. Карта успеха. Внеурочная деятельность - старт к достижению успеха / Н. Л. Барсукова. Классный руководитель. - 2017. - № 4. - С. 67-72. - ISSN 1996-1790. - (в копилку классному руководителю, учителю, воспитателю)

2.Бейлина И. Ю. Сетевой проект как форма организации внеурочной деятельности: из опыта работы / И. Ю. Бейлина, А. А. Зотова //

Начальная школа. 2017. № 7. С. 71-74.

3.Буданова Г. П. Дополнительное образование детей: путь к себе / Г. П. Буданова, Л. В. Буйлова. - Москва: Чистые пруды, 2010. - 30 с. - (Библиотечка "Первого сентября". Серия "Управление школой»; вып. 32). - ISBN 978-5-9667-0684-5

4.Воюшина М. П. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности - условие повышения качества образовательных результатов / М. П. Воюшина, Е. П. Суворова // Начальная школа. - 2015. - № 8. - С. 37-40. - (Внеурочная деятельность). - Библиогр.: с. 40 (2 назв.). - ISSN 0027-7371

5.Григорьев Д. От результатов к эффектам: конструирование внеурочной деятельности / Д. Григорьев // Классное руководство и

воспитание школьников: журн. Изд. дома «Первое сент.». 2016. № 4. С. 4-6.

6.И. В. Иванова И. В. Воспитание школьников. 2015. № 7. С. 20-28. Авторские программы внеурочной деятельности как основа сетевого взаимодействия основного и дополнительного образования в освоении

ФГОС НОО / И. В. Иванова // Воспитание школьников. - 2015. - № 7. - С. 20-28. - (Директору школы и его заместителю по воспитательной работе).

- Библиогр.: с. 28 (9 назв.). - ISSN 0130-0776

Электронные образовательные ресурсы для учащихся

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Онега_(город)

2. https://solovki-monastyr.ru/

3. https://kozhozero.ru/

4.https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Народные_промыслы_Архангельской_области

5. https://onega-travel.ru/svyato-lazarevskaya-tserkov/

6. https://onegaonline.ru/seetext.php?kod=328

7. https://proza.ru/2022/01/31/461

8. https://biblionega.ru/2020/05/10/онежане-герои-советского-союза/

9. https://vk.com/wall-42918086_734515

10. https://www.culture.ru/materials/134756/batyushko-okean-studenoe-more-tradicii-pomorov-v-skazkakh-i-bylinakh

 

 

 

 

 

 

11. Заключение

Программа предусматривает раскрытие и развитие гуманитарных способностей детей. 

Программа строится на следующих дидактических принципах:

•        доступности – соответствие возрастным и индивидуальным особенностям;

•        наглядности – иллюстративность, наличие дидактического материала;

•        научности – обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы

Воспитательный процесс становится более эффективным для ребенка, более комфортным, так как учтены индивидуально-типологические особенности личности. 

Все разделы программы могут транслироваться в других образовательных учреждениях РФ, педагогам достаточно скорректировать содержание разделов с учетом местного краеведческого материала.

Программа предполагает сотрудничество с детско-юношескими организациями, движениями, организациями:

·        РДДМ «Движение Первых»;

·        Волонтеры Победы;

·        «Большая перемена»;

·        краеведческий музей;

·        библиотека

Результаты реализации программы представлены в рамках Межрегиональной научно-практической конференции «Опыт и перспективы внедрения методики совмещения обучения и общественно-полезной волонтерской деятельности учащихся» в 2022-2023 гг. (Фонд «Созидание» (Фонд) при поддержке Фонда президентских грантов (ФПГ) в партнерстве с Костромским областным институтом развития образования (КОИРО) (Приложение 1).

 

Достигнутые результаты:

Количественные показатели:

2021 г. - 30 чел.; 2022 г. - 30 чел.; 2023 г.-30 чел.; 2024 г. -30 чел., 2025 г. -30 чел.

ИТОГО: 150 чел.

 Программа зарекомендовала себя как эффективный инструмент для повышения гражданской активности среди молодежи. Программа успешно выполняет свои задачи, способствуя формированию активной гражданской позиции у молодых людей. Результаты проведенных тестирований исследований подтверждают, что участие в программе способствует развитию социальной ответственности. 

В дальнейшем планируется тесное взаимодействие с Архангельской епархией Архангельской митрополии. Совместные проекты и мероприятия будут способствовать формированию у детей традиционных духовно-нравственных ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Приложения

 

Приложение 1. Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции «Опыт и перспективы внедрения методики совмещения обучения и общественно-полезной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Вебинар и межрегиональная встреча по гражданско-патриотическому воспитанию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Дополнительные материалы к программе «Гражданин»

Тема

Ресурс

Тема «Герой той далекой войны»

 

https://youtu.be/sjGzneTGDKwи

 

Тема «Никто не забыт, ничто не забыто»

 

разработка Металлы тоже воевали

Тема «Онега-мой город».

7 чудес Онеги

 

Тема «Остров Кий-средь моря камень».

 

средь моря островhttps://youtu.be/aXKKbitSkg

 

Тема «Школьный двор»

 

фото с мероприятий

Тема «Мой второй дом»

 

https://youtu.be/EoWkmWBvi7Y

Тема: «Удивительный мир области»

 

7 чудес Онеги

Тема: «Онега-город у Белого моря»

 

мой любимый край фестиваль

Тема «Мой дом-моя крепость»

 

ШСВ собрник

Тема: «Тоска, треска и доска...»

 

https://youtu.be/zqt9o07dufY

ключ от клада

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Фото с мероприятий по программе «Гражданин»

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru