Содержание
1. Аннотация к программе стр. 2-3
2. Пояснительная записка стр. 4-9
3. Учебно-тематический план стр. 10-13
4. Содержание программы стр. 14-18
5. Планируемые результаты стр. 19
6. Календарный учебный график стр. 20-23
7. Условия реализации программы стр. 24
8. Система оценки достижения планируемых результатов стр. 24-26
9. Воспитательная деятельность стр. 27- 33
10. Список информационных источников стр. 34
11. Заключение стр. 35-36
12. Приложения стр. 37-40
12.1 Приложение 1. Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции «Опыт и перспективы внедрения методики совмещения обучения и общественно-полезной деятельности» стр. 37
12.2 Приложение 2. Вебинар и межрегиональная встреча по гражданско-патриотическому воспитанию стр. 38
12.3 Приложение 3. Дополнительные материалы
к программе «Гражданин» стр. 39
12.4 Фото с мероприятий по программе стр. 40
1. Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Гражданин»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гражданин» имеет социально-гуманитарную направленность.
Акцент программы сделан на развитие критического мышления и аналитических способностей детей. Программа нацелена на формирование у обучающихся глубокого понимания культурных и исторических особенностей Онежского муниципального округа, Архангельской области.
Особое внимание уделяется формированию гражданской позиции и развитию навыков межкультурной коммуникации.
Программа включает в себя практические занятия с сотрудниками Онежского краеведческого музея, направленные на развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде и вести дискуссии.
Целевым ориентиром дополнительного образования детей и молодежи в сфере гражданско-патриотического воспитания является формирование гражданской зрелости, любви к Отечеству, ответственности, чувства долга, верности традициям, стремления к сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей родного края.
Программа обладает следующими отличительными особенностями:
ü базируется на краеведческом материале;
ü способствует формированию у обучающихся чувства гордости за свой Онежский край, Архангельскую область
Знакомство с историческим и культурным наследием Онежского края и Архангельской области способствует гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.
Программа предполагает:
ü индивидуальный подход (ориентация на личностный потенциал ребенка и его самореализацию);
ü построение индивидуального образовательного маршрута;
ü возможность проектной и исследовательской деятельности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Гражданин" предназначена для детей в возрасте 11 - 17 лет. Срок освоения программы – 5 лет. На полное освоение программы требуется 85 часов.
В программе предусмотрено 5 разделов:
Раздел 1 «Дорогою предков» (17 часов).
Раздел 2 «Пою мое Отечество» (17 часов).
Раздел 3 «Мой второй дом» (17 часов).
Раздел 4 «Мой край любимый» (17 часов).
Раздел 5 «Моя семья» (17 часов).
Форма обучения – очная, возможно использование дистанционных технологий.
Программа объединения предусматривает групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 25-30 человек.
Общее количество часов в год – 17 часов. Продолжительность занятия –академический час. Занятия проводятся 1 раз в две недели.
2. Пояснительная записка
2.1 Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гражданин» (далее программа) имеет социально-гуманитарную направленность. Программа рассчитана на 5 лет, ее участниками являются обучающиеся 11-17 лет. Занятия проводятся 2 раза в месяц в разных формах: коллективные и индивидуальные.
Программа реализуется с 1 сентября по 31 мая (17 часов за 1 год). Наполняемость группы от 25 до 30 человек. Корректировка программы осуществлена в 2024/2025 учебном году.
Программа рассчитана на раскрытие творческого потенциала обучающихся в социально-гуманитарной области.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно- правовыми актами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 28.12.2024 (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2025 г.)
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р)
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
4.Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утверждено заместителем министра просвещения РФ М.Н. Раковой 22.06.2019 г.)
5. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 24.3648-20 (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28
6.Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя школа № 4 имени Дважды Героя Советского Союза Александра Осиповича Шабалина" и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей на занятиях социально-гуманитарной направленности и спецификой работы учреждения.
2.2 Новизна общеобразовательной общеразвивающей программы.
· инновационные методики преподавания;
· инновационные педагогические технологии в проведении занятий;
· нововведения в формах диагностики и подведения итогов
Акцент программы сделан на развитие критического мышления и аналитических способностей детей. Программа нацелена на формирование у обучающихся глубокого понимания культурных и исторических особенностей Онежского муниципального округа, Архангельской области.
Особое внимание уделяется формированию гражданской позиции и развитию навыков межкультурной коммуникации. Программа также включает в себя практические занятия с сотрудниками Онежского краеведческого музея, направленные на развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде и вести дискуссии.
2.3 Актуальность и педагогическая целесообразность общеобразовательной общеразвивающей программы.
Разработка данной программы вызвана необходимостью совершенствования системы дополнительного образования, изменениями в современном обществе, требованиями нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 28.12.2024 (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2025 г.)
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р)
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
Программа предусматривает максимальное раскрытие и развитие творческих способностей ребенка.
Одной из главных проблем, существующих в современном обществе, является успешность подрастающего поколения. Изучение нерешенных проблем образовательного процесса, потребностей в сфере организации дополнительного образования на основании опроса родителей, мнений учителей по вопросам совершенствования процесса дополнительного образования позволило сделать вывод о необходимости разработки целостной общеобразовательной общеразвивающей программы «Гражданин».
2.4 Цели и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы
Цель программы: духовно-нравственное развитие обучающихся посредством знакомства с историей и культурой Онежского края, Архангельской области.
Задачи программы:
Предметные/обучающие:
· формирование базовых знаний и умений о культуре и истории Онежского края, Архангельской области;
· знакомство с культурными и историческими объектами Онежского края и Архангельской области;
· формирование навыков работы с достоверной исторической информацией
Метапредметные/развивающие:
· развитие познавательных умений (поиск и выделение необходимой информации);
· развитие коммуникативных умений;
· развитие индивидуальных творческих способностей
Личностные/воспитательные:
· воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию Онежского края и Архангельской области;
· воспитание и развитие личностных качеств (трудолюбия, коммуникабельности, целеустремленности) патриотизма;
· формирование социальной ответственности;
· формирование бережного отношения к семейным традициям
Отличительные особенности программы.
Программа обладает следующими отличительными особенностями:
ü базируется на краеведческом материале;
ü способствует формированию у обучающихся чувства гордости за свой Онежский край, Архангельскую область
Знакомство с историческим и культурным наследием Онежского края и Архангельской области способствует гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.
Программа предполагает:
· индивидуальный подход (ориентация на личностный потенциал ребенка и его самореализацию);
· построение индивидуального образовательного маршрута;
· возможность проектной и исследовательской деятельности
2.5 Возраст и краткая характеристика обучающихся, участвующих в реализации общеобразовательной общеразвивающей программы
Участниками программы являются обучающиеся 5-11 классов, проявляющие интерес к изучению гуманитарных наук. Противопоказаний по физическому здоровью нет. Не предполагается специальной физической и практической подготовки. Набор и формирование групп осуществляется без вступительных испытаний. Наполняемость групп от 25 до 30 обучающихся.
Программа построена так, что для обучающегося становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. В практической деятельности обучающиеся легче осваивают способы действия, педагог является лишь помощником (тьютором).
2.6 Объем программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)
Программа рассчитана на 5 лет обучения, основана на изложении материала в доступной и увлекательной форме.
Объём программы: 85 академических часов.
Зачисление детей производится в начале учебного года.
В соответствии с нормами СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" занятия проводятся 1 раз в 2 недели.
Продолжительность занятий – 1 академический час.
Формы организации образовательного процесса предполагают проведение коллективных занятий, малыми группами (2-3 человека), индивидуально.
Формы проведения занятий: комбинированное занятие, практическое занятие.
Наполняемость групп от 25 до 30 человек. При реализации программы предусмотрена возможность последовательного освоения содержания программы на разных уровнях углубленности, доступности и степени сложности, исходя из возможностей каждого ребенка.
2.7 Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Предполагаются следующие формы подведения итогов:
ü опрос;
ü самостоятельная работа;
ü тестирование
Диагностика результатов обучения по программе проводится 2 раза за каждый год обучения: входная диагностика – в начале первого учебного года, итоговая диагностика - в конце учебного года (по 3-х балльной шкале).
Входная диагностика:
1 балл
• Практически не обладает соответствующими умениями и навыками.
• Или/и имеет трудности в использовании инструмента (при выполнении задания)
• Или/и затрудняется в применении простых приемов работы, доступных данному возрасту.
2 балла
• Обладает соответствующими умениями и навыками в начальной степени.
• Обладает навыками правильного использования инструментов/материалов начальной степени.
• Правильно использует простые приемы работы, доступные в данном возрасте.
3 балла
• Обладает соответствующими умениями и навыками в отличной степени.
• Обладает навыками правильного и быстрого использования инструментов/материалов.
• Правильно использует простые и сложные приемы работы, доступные в данном возрасте.
Диагностическая карта
В каждом столбце выставляется от 1 до 3-х баллов. Баллы суммируются.
Высокий/(продвинутый) уровень освоения программы – от 8 до 9 баллов. Средний/(базовый) уровень освоения программы – от 4 до 6 баллов.
Низкий/(стартовый) уровень освоения программы – от 1 до 3 баллов.
№ |
ФИО |
Входная/выходная диагностика |
|
|
|
|
|
|
Оценка результатов осуществляется с помощью оценочных средств с определенными показателями и тремя уровнями выраженности оцениваемых качеств: высокий, средний и низкий уровень согласно «Положению о входной, промежуточной и итоговой диагностике образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №4 имени Дважды Героя Советского Союза Александра Осиповича Шабалина» (2024 г).
3. Учебно-тематический план
3.1 Учебный план
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
1 |
Дорогою предков |
7 |
10 |
17 |
2 |
Пою мое Отечество |
7 |
10 |
17 |
3 |
Мой второй дом |
6 |
11 |
17 |
4 |
Мой край любимый |
6 |
11 |
17 |
5 |
Моя семья |
4 |
13 |
17 |
3.2 Учебно-тематический план
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Форма, средства контроля |
Раздел 1. Дорогою предков
|
|||||
1 |
сентябрь
|
Вводное занятие |
индивидуальное тестирование |
1
|
входная диагностика |
2 |
сентябрь |
Герой той далекой войны |
лекция
|
1 |
опрос |
3-4 |
октябрь |
Герой той далекой войны |
беседа |
2 |
викторина |
5-6 |
ноябрь |
Герои-онежане |
лекция
|
2 |
опрос |
7-8 |
декабрь |
А. О. Шабалин |
беседа |
2 |
викторина |
9-10 |
январь |
Никто не забыт, ничто не забыто
|
лекция |
2 |
опрос |
11-12 |
февраль |
Никто не забыт, ничто не забыто |
беседа |
2 |
викторина |
13 |
март |
Герои среди нас |
лекция |
1 |
опрос |
14-16 |
апрель |
Семейный альбом памяти |
самостоятельная работа |
3 |
творческая работа |
17 |
май |
Итоговое тестирование |
индивидуальное тестирование |
1 |
тестирование |
Раздел 2. Пою мое Отечество…
|
|||||
1 |
сентябрь |
Вводное занятие |
индивидуальное тестирование |
1 |
входная диагностика |
2 |
сентябрь |
Онега-мой город |
лекция |
1 |
опрос |
3-4 |
октябрь |
Онега-мой город |
экскурсия |
2 |
педагогическое наблюдение |
5 |
ноябрь |
Остров Кий-средь моря камень |
лекция |
1 |
опрос |
6-7 |
ноябрь декабрь |
Остров Кий-средь моря камень |
беседа |
2 |
творческая работа |
8-9 |
январь |
Святыни Онежского края |
лекция |
2 |
опрос |
10-11 |
февраль |
Историческое сердце Онеги |
экскурсия |
2 |
педагогическое наблюдение |
12-13 |
март |
Архитектура Онежского края |
лекция |
2 |
опрос |
14-15 |
апрель |
7 чудес Онеги |
экскурсия |
2 |
педагогическое наблюдение |
16 |
май |
Пою мое Отечество… |
практическое занятие |
1 |
опрос |
17 |
май |
Итоговое тестирование |
индивидуальное тестирование |
1 |
тестирование |
Раздел 3. Мой второй дом
|
|||||
1 |
сентябрь |
Вводное занятие |
индивидуальное тестирование |
1 |
входная диагностика |
2 |
сентябрь |
Школьный двор |
лекция |
1 |
опрос |
3-4 |
октябрь |
Чистые игры |
практическое занятие |
2 |
педагогическое наблюдение |
5-6 |
ноябрь |
Школьные годы чудесные |
лекция |
2 |
опрос |
7-8 |
декабрь |
Школьный музей |
экскурсия |
2 |
педагогическое наблюдение |
9-10 |
январь |
Экологическое волонтерство |
лекция |
2 |
опрос |
11-14 |
февраль март |
Мой второй дом |
практическое занятие |
4 |
творческая работа |
15 |
апрель |
История одной вещи |
лекция |
1 |
опрос |
16 |
май |
История одной вещи |
практическое занятие |
1 |
викторина |
17 |
май |
Итоговое тестирование |
тестирование |
1 |
индивидуальное тестирование |
Раздел 4. Мой край любимый
|
|||||
1 |
сентябрь |
Вводное занятие |
индивидуальное тестирование |
1 |
входная диагностика |
2 |
сентябрь |
Удивительный мир Архангельской области |
лекция |
1 |
опрос |
3 |
октябрь |
Святые места Архангельской области |
беседа |
1 |
тестирование |
4-5 |
октябрь ноябрь |
Соловецкий монастырь |
виртуальная экскурсия |
2 |
педагогическое наблюдение опрос |
6-7 |
ноябрь декабрь |
Кожеозерский Богоявленский монастырь |
виртуальная экскурсия |
2 |
педагогическое наблюдение опрос |
8-9 |
декабрь январь |
Свято-Троицкий собор Онеги |
экскурсия |
2 |
педагогическое наблюдение опрос |
10-11 |
январь февраль |
Художественные промыслы и ремесла Архангельской области |
лекция |
2 |
опрос |
12-13 |
февраль март |
Вонгудские гончары |
лекция |
2 |
опрос |
14-15 |
март апрель |
Магия вонгудской глины |
практическое занятие |
2 |
творческая работа |
16 |
май |
Посидим-поокаем |
практическое занятие |
1 |
викторина |
17 |
май |
Итоговое тестирование |
тестирование |
1 |
индивидуальное тестирование |
Раздел 5. Моя семья
|
|||||
1 |
сентябрь |
Вводное занятие |
индивидуальное тестирование |
1 |
входная диагностика |
2-3 |
сентябрь октябрь |
Поморская семья: традиции, обычаи |
лекция |
2 |
опрос |
4-5 |
октябрь ноябрь |
Традиции моей семьи |
практическое занятие |
2 |
творческая работа |
6-7 |
ноябрь декабрь |
Мой дом-моя крепость
|
практическое занятие |
2 |
творческая работа |
8-10 |
январь февраль |
Фольклор и народные обряды Онежского края |
лекция |
2 |
опрос |
11-12 |
февраль март
|
Тоска, треска и доска... |
экскурсия |
2 |
педагогическое наблюдение опрос |
13-14 |
март апрель |
Кулинарные секреты поморской кухни |
практическое занятие |
2 |
творческая работа |
15-16 |
апрель май |
Онежские посиделки |
практическое занятие |
2 |
творческая работа |
17 |
май |
Итоговое тестирование |
тестирование |
1 |
индивидуальное тестирование |
4. Содержание программы
Раздел 1. Дорогою предков
Теория:
Знакомство с биографиями прославленных онежан, чьи подвиги стали легендой. Изучение исторических документов и свидетельств очевидцев. Погружение в атмосферу военного времени, осознание цены победы и важности сохранения памяти о героях.
Просмотр документальных фильмов и художественных картин, посвященных Великой Отечественной войне. Обсуждение их влияния на формирование общественного мнения и исторической памяти.
Рассказы о земляках, внесших неоценимый вклад в защиту Родины. Гордость за их мужество и самоотверженность. Воспитание чувства патриотизма и уважения к прошлому, сохранение исторической памяти для будущих поколений.
Жизнь и подвиг легендарного А. О. Шабалина, чье имя навсегда вписано в историю флота. Изучение биографии Александра Осиповича Шабалина — Дважды Героя Советского Союза, прославленного подводника Северного флота, чья жизнь стала примером мужества и стойкости.
Практика:
Поиск и увековечивание имен павших героев Онежского района, восстановление исторической справедливости, работа с архивами и историческими документами. Сохранение семейных историй о войне, передача фотографий и документов, укрепление связи поколений. Участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы и другим памятным датам.
Раздел 2. Пою мое Отечество…
Теория:
Знакомство с историей, культурой, природными красотами, святыми местами Онеги. Онега — это не просто географическая точка на карте, это место, где переплетаются судьбы людей, традиции и уникальные природные ландшафты. Онега – часть великой России, земля вдохновения и красоты.
Город у Белого моря, где история дышит в каждом камне. Ключевые моменты развития Онеги, значимые события и личности города, оставившие след в истории города. Знакомство с самыми известными святынями Онеги, их историей и значением для онежан. Церкви, монастыри и часовни, построенные в разные эпохи – показатель духовной жизни региона.
Остров Кий – средь моря камень. Монастырь, основанный патриархом Никоном, свидетель стойкости духа, символ духовности и истории Онежского края и Архангельской области. Остров Кий: природная красота и место, где можно прикоснуться к истории и культуре Онежского края.
Дом А. С. Кучина – памятник деревянного зодчества, отражающий культуру и быт северного русского города. Знакомство с его самобытной архитектурой и исторической ценностью. Дом Кучина - свидетель ушедшей эпохи, сохранивший дух и традиции прошлого Онежского края. Дом Кучина – неразрывная связь с историей Онеги и жизнью его обитателей. Знакомство с культурным наследием города и мастерами-строителями, которые вкладывали свою душу в создание уникальных сооружений. Дом Кучина - объект культурного наследия Русского Севера. Посещение дома Кучина, погружение в атмосферу старинного города Онежского края.
Дом купца А. И. Воробьева в Онеге– образец архитектуры рубежа XIX-XX веков, объект культурного наследия Архангельской области. Здание, возведенное в эклектичном стиле, сочетает в себе элементы классицизма и модерна. Знакомство с историей обитателей дома, в котором проходили деловые встречи, заключались торговые сделки и принимались важные гости.
Купеческий дом И. М. Дьякова в Онеге – образец жилой архитектуры конца XIX – начала XX веков. Уникальный памятник истории и культуры Онежского края.
Знакомство с двухэтажным особняком купца второй гильдии А. В. Корчажинского.
Архитектура Онежского края. Уникальные образцы деревянного зодчества, отражающие поморский быт.
Просмотр документальных фильмов и художественных картин, посвященных культурных и историческим объектам Онежского края. Обсуждение их влияния на формирование общественного мнения и исторической памяти.
Практика:
Экскурсия в дом А. С. Кучина (погружение в атмосферу старинной Онеги, знакомство с архитектурой и культурой Онежского края). Экскурсия по историческому центру Онеги. Экскурсия по набережной, знакомство с купеческими домами Онежского края.
Раздел 3. Мой второй дом
Теория:
Вводное занятие. История родной 4 школы города Онеги в лицах. Школьные годы чудесные – время, наполненное первыми победами и неудачами, дружбой и первой любовью (встречи с выпускниками школы). Мой второй дом – школа, место, где формируется личность, где учатся быть человеком. Школьный музей – хранитель памяти, свидетель прошлого, позволяющий прикоснуться к истории Онежского края, Архангельской области.
История одной вещи – это всегда больше, чем просто предмет. Рассказ о людях, событиях, связанных с 4 школой, Онежским краем, Архангельской областью.
Экологическое волонтерство – осознанное и добровольное участие граждан в решении экологических проблем. Эковолонтерство - форма гражданской активности, направленная на сохранение природы, улучшение экологической обстановки и формирование экологической культуры в обществе.
Практика:
Проведение «Чистых игр» - соревнований по очистке пришкольной территории. Разработка проекта "Мой второй дом", направленного на благоустройство пришкольной территории (создание концепции благоустройства, включающей озеленение, установку спортивных и игровых элементов, обустройство зон для отдыха).
Раздел 4. Мой край любимый
Теория:
Вводное занятие. Архангельская область — удивительный уголок православной России. Знакомство с живописными пейзажами, культурным наследием, флорой и фауной Архангельской области, ее богатым культурным наследием.
Кенозерский национальный парк. Знакомство с храмами, построенными в XVI-XIX веках. Особенности северного зодчества.
Соловецкий
монастырь - один из
самых известных и значимых православных монастырей России. Архитектура,
легенды, предания Соловецкого монастыря. Трагические события в истории
Соловецкого монастыря (ГУЛАГ).
Кожеозерский Богоявленский монастырь: история, уникальная архитектура,
природные ландшафты. Богоявленский монастырь – место паломничества, центр
духовной православной жизни.
Свято-Троицкий собор (Онега) — выдающийся архитектурный памятник начала XX века, центр духовной жизни Онежского края. Знакомство с архитектурой, историей, внутренним убранством, колокольней Свято-Троицкого собора. Свято-Троицкий собор – духовное сердце Онежского края, обитель духовных традиций и истории Русской Православной Церкви.
Уникальные художественные промыслы и ремесла Архангельской области.
Резьба по дереву: от простых кухонных принадлежностей к сложным декоративным изделиям.
Текстильное искусство Архангельской области (акцент на ткачество и вышивку Онежского края).
Православные традиции – основа укрепления духовных связей между людьми, способ передачи традиций из поколения в поколение.
Вонгудская керамика: мифы, загадки, легенды. История Вонгудских гончаров Онежского уезда. Гончарное ремесло Онежского уезда: прошлое, настоящее, будущее.
Практика:
Экскурсия в Свято-Троицкий собор Онеги, обитель духовных традиций и истории Русской Православной Церкви. Виртуальное знакомство со святынями православной культуры Русского Севера.
Практическое мероприятие «Посидим - поокаем», посвященное сохранению и популяризации традиций поморской устной речи. В рамках этого события участники погружаются в атмосферу народного творчества, рассказывают сказки, былины Онежского края.
Раздел 5. Моя семья
Теория:
Традиции поморской семьи — отражение связи поморов с природой, Белым морем, историей родного края.
Традиционные
поморские семейные праздники и обряды.
Кулинарные традиции поморской семьи от А до Я.
Тоска, треска и доска — три слова, в которых скрыта многовековая история Русского Севера.
Фольклор Онежского края: народные песни, сказки, пословицы и поговорки.
Практика:
Практическое занятие «Кулинарные секреты поморской кухни» (сохранение и передача традиционных поморских кулинарных рецептов).
Практическое занятие «Онежские посиделки», направленное на сохранение традиций Онежского края. Основная цель мероприятия-сохранение и популяризация культурного наследия Онежского края.
5. Планируемые результаты (знания, умения, навыки) и способы их проверки
Предметные/обучающие:
· иметь базовые знания и умения о культуре и истории Онежского края, Архангельской области;
· знать культурные и исторические объекты Онежского края и Архангельской области;
· иметь навыки работы с достоверной исторической информацией
Метапредметные/развивающие:
· уметь искать и выделять необходимую информацию;
· владеть коммуникативными умениями;
· развить индивидуальные творческие способности
Личностные/воспитательные:
· осознанно относиться к историческому и культурному наследию Онежского края и Архангельской области;
· демонстрировать личностные качества (трудолюбие, коммуникабельность, целеустремленность);
· демонстрировать социальную ответственность;
· бережно относиться к семейным традициям
Способы проверки ЗУН: тестирование, собеседование
6. Календарный учебный график
№ п/п |
месяц |
Название раздела, тема |
всего |
Формы аттестации/контроля |
|
Теория |
Практика |
||||
Раздел 1. Дорогою предков
|
|||||
1 |
09 |
Вводное занятие |
1 |
|
тест |
2 |
09 |
Герой той далекой войны |
1 |
беседа |
|
3-4 |
10 |
Герой той далекой войны |
2 |
беседа |
|
5-6 |
11 |
Герои-онежане |
2 |
беседа |
тест |
7-8 |
12 |
А. О. Шабалин |
2 |
беседа |
викторина |
9-10 |
01 |
Никто не забыт, ничто не забыто |
2 |
беседа |
викторина |
11-12 |
02 |
Никто не забыт, ничто не забыто |
2 |
беседа |
опрос |
13 |
03 |
Герои среди нас |
1 |
беседа |
опрос |
14-16 |
04 |
Семейный альбом памяти |
3 |
|
проект |
17 |
05 |
Итоговое тестирование |
1 |
|
тест |
Раздел 2. Пою мое Отечество…
|
|||||
1 |
09 |
Вводное занятие |
1 |
|
тест |
2 |
09 |
Онега-мой город |
1 |
беседа |
опрос |
3-4 |
10 |
Онега-мой город |
2 |
беседа |
наблюдение |
5 |
11 |
Остров Кий-средь моря камень |
1 |
беседа |
опрос |
6-7 |
11-12 |
Остров Кий-средь моря камень |
2 |
беседа |
опрос |
8-9 |
01 |
Святыни Онежского края |
2 |
беседа |
опрос |
10-11 |
02 |
Историческое сердце Онеги |
2 |
беседа |
наблюдение |
12-13 |
03 |
Архитектура Онежского края |
2 |
беседа |
опрос |
14-15 |
04 |
7 чудес Онеги |
2 |
беседа |
опрос |
16 |
05 |
Пою мое Отечество… |
1 |
беседа |
опрос |
17 |
05 |
Итоговое тестирование |
1 |
|
тест |
Раздел 3. Мой второй дом
|
|||||
1 |
09 |
Вводное занятие |
1 |
|
тест |
2 |
09 |
Школьный двор |
1 |
беседа |
опрос |
3-4 |
10 |
Школьный двор |
2 |
беседа |
наблюдение |
5-6 |
11 |
Школьные годы чудесные |
2 |
беседа |
опрос |
7-8 |
12 |
Школьный музей |
2 |
беседа |
опрос |
9-10 |
01 |
Экологическое волонтерство |
2 |
беседа |
наблюдение |
11-14 |
02-03 |
Мой второй дом |
4 |
беседа |
проект |
15 |
04 |
История одной вещи |
1 |
беседа |
опрос |
16 |
05 |
История одной вещи |
1 |
беседа |
опрос |
17 |
05 |
Итоговое тестирование |
1 |
|
тест |
Раздел 4. Мой край любимый
|
|||||
1 |
09 |
Вводное занятие |
1 |
|
тест |
2 |
09 |
Удивительный мир Архангельской области |
1 |
беседа |
опрос |
3 |
10 |
Святые места Архангельской области |
1 |
|
тест |
4-5 |
10 11 |
Соловецкий монастырь |
2 |
беседа |
наблюдение |
6-7 |
11 12 |
Кожеозерский Богоявленский монастырь |
2 |
беседа |
наблюдение |
8-9 |
12 01 |
Свято-Троицкий собор Онеги |
2 |
беседа |
наблюдение |
10-11 |
01 02 |
Художественные промыслы и ремесла Архангельской области |
2 |
беседа |
опрос |
12-13 |
02 03 |
Вонгудские гончары |
2 |
беседа |
опрос |
14-15 |
03 04 |
Магия вонгудской глины |
2 |
беседа |
проект |
16 |
05 |
Посидим-поокаем |
1 |
|
викторина |
17 |
05 |
Итоговое тестирование |
1 |
|
тест |
Раздел 5.
|
|||||
1 |
09 |
Вводное занятие |
1 |
|
тест |
2-3 |
09 10 |
Поморская семья: традиции, обычаи |
2 |
беседа |
опрос |
4-5 |
10 11 |
Традиции моей семьи |
2 |
беседа |
проект |
6-7 |
11 12 |
Мой дом-моя крепость |
2 |
беседа |
проект |
8-10 |
01 02 |
Фольклор и народные обряды Онежского края |
2 |
беседа |
опрос
|
11-12 |
02 03 |
Тоска, треска и доска... |
2 |
беседа |
опрос |
13-14 |
03 04 |
Кулинарные секреты поморской кухни |
2 |
беседа |
проект |
15-16 |
04 05 |
Онежские посиделки |
2 |
беседа |
проект |
17 |
05 |
Итоговое тестирование |
1 |
|
тест |
7. Условия реализации программы
Кабинет для занятий соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Оборудование: ПК, мультимедиа.
Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66403)
8. Система оценки достижения планируемых результатов
Показатели |
Критерии |
Степень выраженности оцениваемого качества |
Методы диагностики |
Теоретическая подготовка |
|||
1.1. Теоретические знания |
Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям |
Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой) Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет 1/2) Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренный программой) |
Наблюдение Тестирование Контрольный опрос |
1.2. Владение специальной терминологией |
Осмысленность и правильность использования специальной терминологии |
Минимальный уровень (ребенок избегает употребления специальной терминологии) Средний уровень (ребенок сочетает специальную и бытовую терминологию) Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно в соответствии с их содержанием) |
Собеседование |
Практическая подготовка |
|||
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой |
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям. |
Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема умений и навыков, предусмотренных программой) Средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет 1/2) Максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренный программой) |
Контрольное задание |
2.2. Владение специальным оборудованием |
Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения. |
Минимальный уровень (ребенок испытывает определенные трудности при работе с оборудованием) Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога) Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей) |
Контрольное задание |
2.3. Творческие навыки (Креативность) |
Креативность в выполнении заданий |
Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие задания педагога) Репродуктивный уровень (выполняет задания на основе образца) Творческий уровень (выполняет задания с элементами творчества) |
Контрольное задание |
9. Воспитательная деятельность
Задачами воспитания по программе являются:
1.Усвоение обучающимися духовно-нравственных ценностей, традиций.
2. Формирование и развитие личностного отношения, нравственной позиции, уважения к старшим.
3.Приобретение опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе (ожидаемые результаты):
ü понимание и принятие норм духовно-нравственных ценностей, традиций;
ü формирование личностного отношения, нравственной позиции, уважения к старшим;
ü освоение опыта межличностных и социальных отношений, развитие творческого самовыражения, готовности к анализу и представлению своей нравственной позиции
II. Формы и методы воспитания
Усвоение знаний о нормах, духовно-нравственных ценностях, традициях обеспечивается информированием детей и организацией общения между ними. Формирование и развитие личностных отношений к нравственным нормам реализуется через вовлечение детей в различную деятельность, организацию их активностей. Опыт нравственного поведения, практика реализации нравственных позиций, обеспечивают формирование способности к нравственному отношению к собственному поведению и действиям других людей.
Основной формой воспитательной деятельности является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программы обучающиеся:
· усваивают необходимую информацию, имеющую воспитательное значение;
· получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации;
· осознают себя способными к нравственному выбору;
· участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации
Получение информации об основах применения теоретических знаний на практике
является источником формирования у детей сферы интересов, этических установок, личностных позиций и норм поведения.
Практические занятия детей (дискуссии, эксперименты, практикумы) способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива.
Итоговые мероприятия: обсуждение, презентация результатов проведенных экспериментов способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей.
Приобретению социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применению полученных знаний на практике способствует привлечение обучающихся к участию в профориентационной деятельности.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания:
ü метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение),
ü метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей);
ü методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования;
ü метод переключения в деятельности;
ü методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании;
ü методы воспитания воздействием группы, в коллективе
III. Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского объединения на базе образовательного учреждения в соответствии с нормами и правилами работы учреждения и на других площадках, где проводятся различные мероприятия с участием детского объединения, с учетом правил и норм деятельности на этих площадках. Для достижения задач воспитания при реализации образовательной программы в учреждении создаются и поддерживаются все необходимые условия физической безопасности, комфорта, активностей детей и обстоятельств их общения, социализации, признания, самореализации, творчества.
Анализ результатов воспитания детей, результативности воспитательной деятельности в процессе реализации программы осуществляется следующими методами:
➢ педагогическое наблюдение (оценивается поведение и личностное отношение детей к различным ситуациям и мероприятиям, общение и отношения детей друг с другом, в коллективе, отношения с педагогом и др.);
➢ отзывы, интервью, материалы рефлексии (опросы родителей, анкетирование родителей и детей, интервью с родителями, беседы с детьми, самообследования, отзывы других участников мероприятий и др.)
Анализ результатов воспитательной деятельности направлен на получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определенных в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся и конкретного ребенка. Результаты, полученные в процессе оценки достижения целевых ориентиров воспитания используется для планирования дальнейшей работы педагога и используются только в виде обобщенных и анонимных данных.
Оценка результатов воспитательной деятельности осуществляется с помощью оценочных средств с определенными показателями и тремя уровнями выраженности оцениваемых качеств: высокий, средний и низкий уровень
Показатели |
Критерии |
Степень выраженности оцениваемого качества |
Методы диагностики |
Воспитательный компонент |
|||
1.Усвоение детьми знаний норм, духовно- нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество: |
Соответствие принятым в обществе правилам, традициям. |
Высокий уровень: · имеет представление о ценности жизни, здоровья, о необходимости соблюдения правил личной и общественной безопасности, · имеет представление о современной научной картине мира, достижениях российской и мировой науки и технике, понимает значение науки и техники в жизни российского общества. Средний уровень: • не в полной мере понимает ценность жизни, здоровья, необходимости соблюдения правил личной и общественной безопасности, • имеет отрывочные знания о современной научной картине мира, достижениях российской и мировой науки и технике, понимает значение науки и техники в жизни российского общества. Низкий уровень: • не осознает значимость ценности жизни, здоровья, необходимости соблюдения правил личной и общественной безопасности, • имеет отрывочные, скудные знания о современной научной картине мира, достижениях российской и мировой науки и технике, понимает значение науки и техники в жизни российского общества
|
Педагогическое наблюдение, беседы с детьми |
2. Формирование и развитие личностного отношения детей к этим нормам, ценностям, традициям: |
Соответствие приняты в обществе правилам, традициям. |
2. Формирование и развитие личностного отношения детей к этим нормам, ценностям, традициям: Высокий уровень: •ориентирован на осознанный выбор сферы профессиональных интересов, профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей семьи, общества, •понимает влияние социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, своей личной ответственности за действия в природной среде, неприятия действий, приносящих вред природе, бережливости в использовании природных ресурсов. Средний уровень •понимает важность выбора сферы профессиональных интересов, профессиональной деятельности с учётом личных жизненных планов, потребностей семьи, •не отрицает влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, своей личной ответственности за действия в природной среде, неприятия действий, приносящих вред природе, бережливости в использовании природных ресурсов, но не всегда действует на основе этих знаний. Низкий уровень: •уважительно относится только к своему труду, результатам своего труда, •осознает необходимость выбора профессиональной деятельности с учётом личных жизненных планов, •осознает значимость неприятия действий, приносящих вред природе, бережливости в использовании природных ресурсов. |
Педагогическое наблюдение, практическая деятельность, участие в различных мероприятиях, проектно- исследовательская деятельность |
3. Приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний: |
Соответствие принятым в обществе правилам, традициям |
Высокий уровень: • умеет оценивать свое физическое и психологическое состояние, понимает состояние других людей с точки зрения безопасности, • участвует в проектно-исследовательской и научной деятельности Средний уровень: •понимает свое физическое и психологическое состояние, •периодически участвует в проектно-исследовательской и научной деятельности Низкий уровень: •не умеет анализировать свое физическое и психологическое состояние, •очень редко участвует в проектно-исследовательской и научной деятельности
|
Педагогическое наблюдение, практическая деятельность
|
Диагностическая карта
ФИО |
Показатели |
||||||
Усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций |
Формирование и развитие личностного отношения детей к этим нормам, ценностям, традициям |
Приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний |
ИТОГО |
||||
начало года |
окончание года |
начало года |
окончание года |
начало года |
окончание года |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Степень выраженности оцениваемого качества |
Показатели |
||||||
Усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций % |
Формирование и развитие личностного отношения детей к этим нормам, ценностям, традициям % |
Приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний % |
ИТОГО % |
||||
|
начало года |
окончание года |
начало года |
окончание года |
начало года |
окончание года |
|
Высокий уровень |
|
|
|
|
|
|
|
Средний уровень |
|
|
|
|
|
|
|
Низкий уровень |
|
|
|
|
|
|
|
Итоговый протокол о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определенных в программе целевых ориентиров
10. Список информационных источников
Для педагогов
1. Карта успеха. Внеурочная деятельность - старт к достижению успеха / Н. Л. Барсукова. Классный руководитель. - 2017. - № 4. - С. 67-72. - ISSN 1996-1790. - (в копилку классному руководителю, учителю, воспитателю)
2.Бейлина И. Ю. Сетевой проект как форма организации внеурочной деятельности: из опыта работы / И. Ю. Бейлина, А. А. Зотова //
Начальная школа. 2017. № 7. С. 71-74.
3.Буданова Г. П. Дополнительное образование детей: путь к себе / Г. П. Буданова, Л. В. Буйлова. - Москва: Чистые пруды, 2010. - 30 с. - (Библиотечка "Первого сентября". Серия "Управление школой»; вып. 32). - ISBN 978-5-9667-0684-5
4.Воюшина М. П. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности - условие повышения качества образовательных результатов / М. П. Воюшина, Е. П. Суворова // Начальная школа. - 2015. - № 8. - С. 37-40. - (Внеурочная деятельность). - Библиогр.: с. 40 (2 назв.). - ISSN 0027-7371
5.Григорьев Д. От результатов к эффектам: конструирование внеурочной деятельности / Д. Григорьев // Классное руководство и
воспитание школьников: журн. Изд. дома «Первое сент.». 2016. № 4. С. 4-6.
6.И. В. Иванова И. В. Воспитание школьников. 2015. № 7. С. 20-28. Авторские программы внеурочной деятельности как основа сетевого взаимодействия основного и дополнительного образования в освоении
ФГОС НОО / И. В. Иванова // Воспитание школьников. - 2015. - № 7. - С. 20-28. - (Директору школы и его заместителю по воспитательной работе).
- Библиогр.: с. 28 (9 назв.). - ISSN 0130-0776
Электронные образовательные ресурсы для учащихся
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Онега_(город)
2. https://solovki-monastyr.ru/
3. https://kozhozero.ru/
4.https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Народные_промыслы_Архангельской_области
5. https://onega-travel.ru/svyato-lazarevskaya-tserkov/
6. https://onegaonline.ru/seetext.php?kod=328
7. https://proza.ru/2022/01/31/461
8. https://biblionega.ru/2020/05/10/онежане-герои-советского-союза/
9. https://vk.com/wall-42918086_734515
10. https://www.culture.ru/materials/134756/batyushko-okean-studenoe-more-tradicii-pomorov-v-skazkakh-i-bylinakh
11. Заключение
Программа предусматривает раскрытие и развитие гуманитарных способностей детей.
Программа строится на следующих дидактических принципах:
• доступности – соответствие возрастным и индивидуальным особенностям;
• наглядности – иллюстративность, наличие дидактического материала;
• научности – обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы
Воспитательный процесс становится более эффективным для ребенка, более комфортным, так как учтены индивидуально-типологические особенности личности.
Все разделы программы могут транслироваться в других образовательных учреждениях РФ, педагогам достаточно скорректировать содержание разделов с учетом местного краеведческого материала.
Программа предполагает сотрудничество с детско-юношескими организациями, движениями, организациями:
· РДДМ «Движение Первых»;
· Волонтеры Победы;
· «Большая перемена»;
· краеведческий музей;
· библиотека
Результаты реализации программы представлены в рамках Межрегиональной научно-практической конференции «Опыт и перспективы внедрения методики совмещения обучения и общественно-полезной волонтерской деятельности учащихся» в 2022-2023 гг. (Фонд «Созидание» (Фонд) при поддержке Фонда президентских грантов (ФПГ) в партнерстве с Костромским областным институтом развития образования (КОИРО) (Приложение 1).
Достигнутые результаты:
Количественные показатели:
2021 г. - 30 чел.; 2022 г. - 30 чел.; 2023 г.-30 чел.; 2024 г. -30 чел., 2025 г. -30 чел.
ИТОГО: 150 чел.
Программа зарекомендовала себя как эффективный инструмент для повышения гражданской активности среди молодежи. Программа успешно выполняет свои задачи, способствуя формированию активной гражданской позиции у молодых людей. Результаты проведенных тестирований исследований подтверждают, что участие в программе способствует развитию социальной ответственности.
В дальнейшем планируется тесное взаимодействие с Архангельской епархией Архангельской митрополии. Совместные проекты и мероприятия будут способствовать формированию у детей традиционных духовно-нравственных ценностей.
12. Приложения
Приложение 1. Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции «Опыт и перспективы внедрения методики совмещения обучения и общественно-полезной деятельности»
Приложение 2
Вебинар и межрегиональная встреча по гражданско-патриотическому воспитанию
Приложение 3
Дополнительные материалы к программе «Гражданин»
Тема |
Ресурс |
Тема «Герой той далекой войны»
|
https://youtu.be/sjGzneTGDKwи
|
Тема «Никто не забыт, ничто не забыто»
|
|
Тема «Онега-мой город». |
|
Тема «Остров Кий-средь моря камень».
|
|
Тема «Школьный двор»
|
|
Тема «Мой второй дом»
|
https://youtu.be/EoWkmWBvi7Y |
Тема: «Удивительный мир области»
|
|
Тема: «Онега-город у Белого моря»
|
|
Тема «Мой дом-моя крепость»
|
|
Тема: «Тоска, треска и доска...»
|
https://youtu.be/zqt9o07dufY |
Приложение 4
Фото с мероприятий по программе «Гражданин»
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.