Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «СТУПЕНЬКИ» а

  • Образовательные программы
  • docx
  • 31.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа для детей с ментальными нарушениями и ТМНР направлена на формирование и развитие сенсорных эталонов через дидактические игры, пальчиковые игры и игровые упражнения в процессе воспитания и обучения детей с ментальными нарушениями.
Иконка файла материала программа 2023.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СЕРАФИМОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ -ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

 

 

 

Рассмотрено

на заседании МС            

Протокол №1                                                                                                     от « ___» августа 20__г.

 

Принята к утверждению на заседании ПС

Протокол № 1

от «___» августа 20__г.

 

Согласовано                               и.о. зам.директорапо ВРР

«__» августа  20__г. ________________

Л.Н Ягудина

Утверждаю

И.о директора

ГБСУСОССЗН   СДДИ

__________ Е.Г Усманова

приказ №___

от «___» августа  20___г.

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности

 «СТУПЕНЬКИ»

 

 

 

 

Возраст обучающихся: 7-16 лет

Срок реализации: 2023-2024 гг.

 

 

Составитель:

        Юлдашева Ирена Вячеславовна,

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

с. Серафимовский, 2023г

 

Пояснительная записка к программе «Ступеньки»

         Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа для детей с ментальными нарушениями и ТМНР разработана и утверждена Серафимовским детским домом-интернатом в соответствии с положением. Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых инструктивно-методических документов:

1.       Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012№ 273-ФЗ;

2.       Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008;

3.       Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р;

4.       Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14, утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г.;

5.       Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26 (вступил в действие с 01.09.2016г.).

6.       Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые  программы). Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242;

7.       Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 года № ВК- 641/09;

8.       Положение о порядке разработки и утверждения адаптированных дополнительных общеразвивающих программ для обучающихся с умственной отсталостью (ИН) и ТМНР, ГБСУСОССЗН СДДИ  Пр.№ 157/3 от 19.05. 2017 г.;

 

         Развитие сенсорных эталонов у детей с ментальными нарушениями имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка. Развитая тактильно -двигательная система положительно сказывается на его общем развитии, улучшает речевую, интеллектуальную, и эмоциональную деятельность.

В процессе сенсорных занятий посредством дидактических игр дети овладевают навыками самообслуживания и культурно – гигиеническими навыками; приобретают элементарные знания, связанные с сенсорным развитием: знают о пользе, о значении развитии мелкой моторики и сенсорных эталонов.

Направленность программы

Данная программа  направлена на формирование и развитие сенсорных эталонов через дидактические игры, пальчиковые игры и игровые упражнения в процессе воспитания и обучения детей с ментальными нарушениями.

Актуальность программы

         На основании диагностики  установлено, что одной из отличительных особенностей,  характеризующих  детей ментальными нарушениями и ТМНР  является то, что у них имеются недостатки в развитии всех сторон психической деятельности, моторики, эмоционально – волевой сферы. У детей с ментальными нарушениями страдает процесс восприятия, представление о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе знание о внешнем мире, и т.п.. Для них требуется больше времени, чтобы воспринять материал, включиться в игру, выполнить практические действия, обучиться действию с предметами. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

         Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

         Дети с ментальными нарушениями нуждаются в специальной психолого – педагогической реабилитации. Особенности психических и физических функций  носят стойкий характер. В процессе специального обучения можно добиться положительной динамики в их развитии.

Необходимость работы в данном направлении возникла по ряду причин:

 

ü Дети не различают и не называют некоторые цвета спектра красный, зеленый, синий, желтый.

ü Не различают и не называют геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).

ü Не используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).

ü Не различают на ощупь качество предметов и не называют их.

ü Не умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

              Отличительной особенностью программы является выделение для каждого возраста специфического акцента в содержании образования, который тесно связан с психологическими особенностями ребенка. Этот акцент, как и методические приемы, принципиально меняется от возраста к возрасту, и в этом состоит принципиальное отличие от существующих программ. Обучение детей по этой программе позволяет использовать индивидуальную дозировку в выборе содержания и повторяемости  воздействий, учитывать индивидуальный темп продвижения ребенка.

Данная программа направлена на обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве, формирования целостного образа предмета, восприятия пространства и ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия, развитие слухового внимания, развитие неречевого слуха, развитие речевого слуха.

Ребенок учится познавать мир с помощью сенсорных эталонов, которые нужно не просто уметь правильно называть, но и необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т д. Игровые ситуации, знакомят детей с сенсорными эталонами, в которых учтены возрастные, физиологические, психологические и познавательные особенности детей с ментальными нарушениями.

Программа адаптирована с учетом особенностей восприятия детей с ментальными нарушениями и ТМНР.

Программа решает проблемы воспитаний детей проживающих в условиях стационарного учреждения социального обслуживания.

 

Адресат программы

Программа ориентирована на детей с ментальными нарушениями и ТМНР 7-16 лет, проживающих в условиях детского дома-интерната для  детей с ментальными нарушениями (получателей социальных услуг детского дома- интерната для  детей с интеллектуальной недостаточностью)

Оптимальное количество человек, участвующих на занятии – 8.

 

Продолжительность реализации программы

Занятия по сенсорному развитию  детей  с ментальными нарушениями ТМНР происходит в процессе общения со взрослыми на специально организованных занятиях и в свободной деятельности. Занятия по развитию сенсорных эталонов проводятся воспитателем 2 раза в неделю по расписанию в соответствии с режимом дня и индивидуальной программой развития каждого ребёнка, 78 часов в год. При планировании занятий учитывается принцип концентрического наращивания материала, выстраивая работу над всеми задачами раздела  в единую систему.

Формы обучения, планируемых по каждой теме или разделу (игры, беседы, экскурсии)

- аудиторное занятие;

-внеурочное занятие;

- досуговая форма;

- игровая форма.

Методы обучения

Эмоциональные методы:

-порицание;

-дидактическая- развивающая игра; создание ярких наглядных образных представлений;

-создание ситуации успеха; свободный выбор заданий.

Познавательные методы: опора на жизненный опыт; создание проблемной ситуации; выполнение творческих заданий.

Социальные методы: создание ситуации взаимопомощи; поиск контактов и сотрудничества;

- заинтересованность в результатах;

- взаимопроверка;

-рецензирование.

Тип занятий

Комбинированный, оздоровительный, развивающий, теоретический, практический, диагностический,  контрольный, репетиционный,  и др.;

Формы проведения занятий

Продолжительность занятий составляет 30 минут с применением групповой формы организации. Количество детей в группе 6-8 человек.

На занятиях используются следующие методы организации педагогической деятельности:

-посильность требований;

-постепенность усложнений;

-последовательность  игровых действий;

-дифференцированный подход;

-сотрудничество;

-создание психологического комфорта каждого ребенка (понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, восхищение его инициативой и мельчайшей самостоятельностью – что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях. Создание ситуации успеха);

- вариативности (работа вне непосредственно организованной деятельности или необходимой индивидуальной работы, или в самостоятельной деятельности детей. Для поддержания интереса используются варианты заданий, близкие по целям, но предполагающие действия с разными предметами.)

Срок освоения программы

         Программа разработана на один год обучения;

Возраст детей: 7-16 лет (2 час в неделю).

Методики для диагностики результативности реализации программы

Уровень знаний детей проверяется с помощью диагностики, которая включает в себя контроль, проверку, накопление знаний. Диагностика уровней освоения программы проводится два раза в год: в начале и конце года. При обработке данных определяется уровень сенсорных способностей у детей:

- степень ориентировки в основных цветах спектра;

- умение подбирать плоские геометрические фигуры по образцу;

- умение находить и называть предметы разной величины;

- знания свойств предметов и слов их обозначающих;

- эмоциональное отношение к предложенной деятельности;

- результат.

За основу были взяты комплексы показателей из работы специалиста по раннему детству Е.Б. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели)».

 

Цели и задачи программы

Цель:

Развитие и формирование сенсорных эталонов у детей с ментальными нарушениями и ТМНР.

Задачи:

Образовательные задачи:

ü Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.

ü Формирование кратковременных действий с игрушкой по подражанию при помощи взрослого.

ü Частичное выполнение игровых действий с игрушкой по подражанию самостоятельно.

ü Перенесение некоторых игровых действий с игрушкой в практическую деятельность.

Коррекционно- развивающие задачи:

ü Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления.

ü Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.

ü Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.

ü Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.

ü Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».

ü Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.

ü Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.

ü Дать представления о чередовании предметов по форме.

ü Концентрация внимания на отдельной игрушке на непродолжительное время;

ü Развивать чувствительность различных частей тела;

ü Развивать тактильные ощущения

ü Развивать осязательное восприятие.

Воспитательные задачи:

ü  Создавать условия для адаптации ребенка в детском доме и установление доброжелательных отношений с педагогами и сверстниками;

ü  Стимулировать детей на выполнение навыков самообслуживания;

ü  Научить детей приемам работы с игрушкой;

ü  Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.

ü  Развитие интересов ребенка, расширение его кругозора;

ü  Формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических и других качеств личности ребенка;

ü  Пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;

ü  Пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображение, желания включаться в творческую деятельность.

2. Содержание  программы

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

 

 

Раздел

                   

 

Тема

Количество

часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

 -

2

Инструктаж по технике безопасности

 -

3

 

Формирование зрительно- тактильного восприятия (обследование предмета)

«Поисковая », результативная проба, практическое промеривание, умение прослеживать за движением, пользоваться указательным и соотносящим жестом в ходе предметных и орудийных действий, при сравнении объектов, а также формирование системы « взор - рука».

Важно формировать зрительно – тактильное восприятие, когда ребенок узнает геометрические фигуры или величину предметов первоначально на ощупь, и потом только рассматривает их.

 

 

15ч

4

 

Формирование восприятия цвета

Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно.

На первом этапе ребенка учат сличению цветов дается  инструкция: Дай такой же (по цвету) кубик, кружочек и т. д.).На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции. На третьем он сам называет тот или иной цвет.

 

 

10ч

5

 

Формирование восприятия формы.

Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы.

Предлагаются специальные игры. С помощью зрительного соотнесения восприятия формы ребенок учиться выполнять эти задания.

Если у ребенка еще не сложились представления о форме предмета, то упражнения начинаются с различения шара, круга и их размеров. Действия сопровождаются речью.

 

 

10ч

6

 

Формирование восприятия величины

Различие и раскрепления понятий большой – маленький проводиться на различных играх – упражнения на конструктивную деятельность: постройки башен из кубиков, игры со сборными игрушками.

В этих играх не только формируются представления о величине предметов, но и развивается манипулятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действий, развиваются пространственные представления. Проводятся также игры с матрешками и пирамидками

 

 

18ч

7

Диагностика-

Входная

Итоговая

 

 

 

 

                                                                                    Итого:

15ч

63ч

                                                                                     Всего:

78ч

 

Прогнозируемый возможный результат к концу года

1. Дети различают и называют основные цвета.

2. Различают и называют геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).

3. Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).

4. Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.

5. Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

 

3. Методическое материалы

·     Систематический анализ  сенсорного развития  детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.

·     Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.

·     Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию  сенсорной культуры,  сенсорному  образованию детей.

·     Создание условий для  кружковой деятельности.

         Гибкая форма организации кружка в совместной деятельности детей и взрослого позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками обследования, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале деятельности рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе деятельности, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток педагог подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна. Формы проведения деятельности различны.

 

Предметно-развивающая образовательная среда:

  • Детские книги, раскраски;
  •  Видео- и компакт-диски с фрагментами телепередач, кинофильмов, отражающих жизнь и деятельность людей.
  • Иллюстрированный материал, отображающий эмоциональный, бытовой, социальный опыт детей.
  • Распечатки учителя с заданиями, текстами, иллюстрациями.
  • Пиктограммы.
  • Игрушки.
  • Конструкторы пластмассовые, деревянные.
  • Дидактические большие куклы (девочка, мальчик).
  • Полифункциональное игровое оборудование «Дидактическая черепаха».
  • Настольно-печатные игры «Времена года», «Моя семья», «Найди пару», «Лото».
  • Разрезные картинки.
  • Деревянная доска для развития тонкой моторики
  • Волшебный коврик. Конструктор «Транспорт»
  • Игрушки из дерева. Мозаика
  • Пазлы
  • Пластичный материал
  • Природный материал
  • Сенсорная дорожка
  • Столик (с двумя тазиками)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.  Список литературы

1.     БаряеваЛ.Б, Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Под ред. БаряевойЛ.Б Яковлевой Н.Н. Санкт – Петербург ЦДК проф. Баряева Л.Б. 2011.

2.     Баряева Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.-СПб.,2001.

3.     Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение игре детей с интеллектуальной недостаточностью.- СПб: Союз,2000.

4.     Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. М. «Просвещение».1991.

5.     Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. «Воспитание и обучение умственно – отсталых детей дошкольного возраста». Программа для специальных дошкольных учреждений. М.1991.

6.     Екжанова Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева.- М.: Просвещение, 2007.

7.     Екжанова Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: метод. Рекомендации/ Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева.- М.: Просвещение,2009.- 175с.

Интернет – источники:

1.     http://adalin.mospsy.ru/ - коррекционные упражнения.

2.     http://mistergid.ru/ - распорядок дня в стихах и картинках.

3.     http://wunderkind-blog.ru/ - пространственная ориентация.

4.     http://maminsite.ru/game.html - игры онлайн.

5.     http://сезоны-года.рф/ - презентации о времени года.

6.     http://www.detiam.com/ - сравнение по величине.

 

 


Приложение №1

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

на 2024-2025 учебный год

Кол-во часов

1 группа

2 группа

 

 

 

Тема

 

 

Цель

 

 

Оборудование и материалы

Дата

Дата

План

Факт

План

Факт

1

1

02.09.24

 

04.09.24

 

Вводное занятие. 

В период адаптации проводятся индивидуальные занятия, разговоры с детьми, показ игрушек-забав, организация занимательной деятельности с отдельными детьми и по подгруппам в соответствии с желаниями детей

Игрушки и игры с уголка сенсорики

2

1

06.09.24

 

07.09.24

 

Инструктаж по технике безопасности

Познакомить детей с техникой безопасности

 

3,4,

5,6

 

4ч.

09.09.24

13.09.24

16.09.24

20.09.24

 

 

11.09.24

14.09.24

18.09.24

21.09.24

 

 

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.

Игрушки и игры с уголка сенсорики

 

7,8

 

2ч.

23.09.24

27.09.24

 

25.09.24

28.09.24

 

«Разложи шарики в корзинки»

Развивать у ребенка зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки .

Две большие и две маленькие корзинки – одного цвета; два больших и маленьких шарика.

 

 9,10

 

2ч.

30.09.24

04.10.24

 

02.10.24

05.10.24

 

 

«Выбери пуговки»

Учить группировать предметы по величине. 

2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие) .

 

 11,12

 

2ч.

07.10.24

11.10.24

 

09.10.24

12.10.24

 

«Спрячь шарик в ладошках»

Учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.

Маленькие и большие шарики по количеству детей.

 

13,14

 

2ч.

14.10.24

18.10.24

 

16.10.24

19.10.24

 

Итоговое занятие

«Большие и маленькие мячики».

Учить различать цвет и величину (большой – маленький);

Две куклы, два мяча разных размеров.

 

 15,16

 

21.10.24

25.10.24

 

23.10.24

26.10.24

 

«Длинное -короткое»

Формирование восприятия различных качеств длины, совершенствование навыков сравнения путем наложения.

Разные по длине капроновые и атласные ленты разных цветов, картонные полоски, игрушки.

 

17,18

 

2ч.

28.10.24

01.11.24

 

30.10.24

02.11.24

 

«Высокое -низкое»

Формирование восприятия величины, как высота, совершенствование навыков сравнения.

Картонные елочки разных размеров.

19,20

 

 

2ч.

04.11.24

08.11.24

 

06.11.24

09.11.24

 

«Широко-узко»

Обучать сравнивать качества предметов, закрепление понятий «широко», «узко»

2 шарфа разных размеров, кукла; конструктор, игрушки.

21,22

 

 

2ч.

11.11.24

15.11.24

 

13.11.24

16.11.24

 

 

«Качество предметов»

Закрепить понятие – высота, ширина, длина и классификация предметов по форме, размеру.

Сюжетные картинки.

23,24

 

18.11.24

22.11.24

 

20.11.24

23.11.24

 

Итоговое занятие

«Спрячемся от дождика»

Учить группировать предметы по форме. 

Предварительно изготовленные геометрические фигуры и три рисунка зонтиков

25,26

 

2ч.

25.11.24

29.11.24

 

27.11.24

30.11.24

 

«Найди шарик, фигуру»

Знакомство с качествами предметов – размером, формой.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

27,28

 

2ч.

01.12.24

06.12.24

 

04.12.24

07.12.24

 

«Под платочком»

Развитие тактильного восприятия величины.

Парные предметы разной длины (карандаши, строительный материал, палочки, платок.

29,30

 

09.12.24

13.12.24

 

11.12.24

14.12.24

 

 «Строим поезд»

Закрепить понятия длинный, короткий.

Вагончики изготовленные из картона.

 

31,32

 

2ч.

16.12.24

20.12.24

 

18.12.24

21.12.24

 

«Укрась бабочку»

 

Учить группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг,    о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.

Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.

 

33,34

 

2ч.

23.12.24

27.12.24

 

25.12.24

28.12.24

 

«Бусы для куклы»

Укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной  координации; различение предметов по форме, цвету.

Куклы в платьях основных цветов « красный, синий, жёлтый и зелёный». Бусы «кружочки четырёх основных цветов». Лист с нарисованной верёвочкой.

 

 35,36

 

2ч.

30.12.24

03.01.25

 

01.01.25

04.10.25

 

«Собери по цвету».

Учить сличению цветов, Закреплять знание геометрических фигур.

3 групп геометрических фигур: Круг, квадрат, треугольник.

 

 37,38

 

 

2ч.

06.01.25

10.01.25

 

08.01.25

11.01.24

 

«Кубик потерялся»

Учить группировать предметы по цвету, расширять цветовой диапазон.

4 кубика разного цвета.

 

39,40

 

 

2ч.

13.01.25

17.01.25

 

15.01.25

18.01.25

 

«Уборка»

 Развивать мелкую моторику, учить классифицировать предметы по цвету.

Корзина или ведерко, предметы разного цвета.

 

 41,42

 

2ч.

20.01.25

24.01.25

 

22.01.25

25.01.25

 

«Какая машина такая и дорога»

Развивать внимание, расширять цветовой диапазон.

  Вырезанные шаблоны машины трех цветов (красный, зеленый, желтый), цветные карандаши.

 

 43,44

 

2ч.

27.01.25

31.01.25

 

29.01.25

01.02.25

 

«Подбери ленточку к шарику»

Закрепление знания цветовой гаммы, развивать навыки сопоставления предметов.

Картинки шариков 4 цветов (красный, зеленый, синий, желтый), ленточки тех же цветов.

 

45,46

 

2ч.

03.02.25

07.02.25

 

05.02.25

08.02.25

 

«Собери капельки в стакан»

Учить сличению цветов, закрепление знания цветовой гаммы, развивать у детей координацию движений пальцев рук.

Кружочки разного цвета, пластиковый стакан соответствующего цвета кружочкам.

 

 47,48

 

2ч.

10.02.25

14.02.25

 

12.02.25

15.02.25

 

«Чей домик?»

Формировать умение различать и называть цвета (красный, синий, жёлтый и зелёный), развивать у детей координацию движений пальцев рук, воспитывать познавательный интерес.

Крышки от пластиковых бутылок красного, синего, жёлтого и зелёного цветов; четыре прозрачных пластиковых ведёрка с крышками, на которые наклеены картинки с изображением предметов определённого цвета: красного (помидор), жёлтого (банан), синего (цветы) и зелёного (трава).

 

 49,50

 

2ч.

17.02.25

21.02.25

 

19.02.25

22.02.25

 

«Загадочные пуговки»

Развитие умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Полотно, разделенное на 4 сектора, красный, синий, желтый, зеленый, к нему прилагается 4 пуговки,  каждая из которых соответствует определенному цвету сектора. 

 

 51,52

 

 

2ч.

24.02.25

28.02.25

 

26.02.25

01.03.25

 

«Подбери чашки к блюдцам»

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.

Вырезанные из картона блюдца и чашки разных цветов.

 

 53,54

 

2ч.

03.03.25

07.03.25

 

 

05.03.25

08.03.25

 

 

Итоговое занятие

Игры с бельевыми прищепками

Развитие мелкой моторики рук, формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета, развитие ощущений собственных движений.

Бельевые прищепки красного, зеленого, желтого цвета, картинки рыбки, елочки, солнышка.

 

 55,56

 

2ч.

10.03.25

14.03.25

 

12.03.25

15.03.25

 

«Собери пары»

Учить группировать предметы по форме. Формировать зрительно – тактильное восприятие, узнавать геометрические фигуры.

Несколько пар геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги. Пару должны составлять фигуры одного цвета.

 

57,58

 

2ч.

17.03.25

21.03.25

 

19.03.25

22.03.25

 

«Найди свой домик»

Целенаправленное, осмысленное восприятия формы геометрических фигур.

Геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, отличающиеся по цвету и величине, 3 обруча.

 

 59,60

 

2ч.

24.03.25

28.03.25

 

26.03.25

29.03.25

 

«Найди пару»

Учить восприятию формы геометрических фигур.

Вырезанные из бумаги рукавички, на каждой изображена геометрическая фигура,

 на 1 -круг , на -2 треугольник, на -3 квадрат.

 

61,62

 

2ч.

31.03.25

04.04.25

 

02.04.25

05.04.25

 

«На что похожа фигура?»

Закреплять умение группировать предметы по форме, находить в комнате предметы похожие на эти фигуры. По возможности дать детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.). 

Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов. 

 

 63,64

 

2ч.

07.04.25

11.04.25

 

09.04.25

12.04.25

 

«Разложи фигуры по местам!»

Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.

Карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры (одноцветные контуры)

 

 65,66

 

2ч.

14.04.25

18.04.25

 

16.04.25

19.04.25

 

«Почини одежду зайчатам»

Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их ( круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.

Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.

 

 67,68

 

 

2ч.

21.04.25

25.04.25

 

23.04.25

26.04.25

 

«Найди окошко для фигурки»

 

Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.

Дидактический домик.

 

 69,70

 

2ч.

28.04.25

02.05.25

 

30.04.25

03.05.25

 

 

«Чередование флажков»

Учить дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.

4 - 5 флажков треугольной и прямоугольной формы для каждого ребенка.

 

 71,72

 

2ч.

05.05.25

09.05.25

 

07.05.25

10.05.25

 

Итоговое занятие

«Спрячь мышку»

Развивать представления детей об основных цветах и геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Учить идентификацию цвета и геометрической форме. Воспитывать усидчивость.

4 карточки , посередине которых нарисована мышка в разных геометрических фигурах и фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг), и разного цвета.

 

 73,74

 

12.05.25

16.05.25

 

14.05.25

17.05.25

 

«Картинка из фигур»

Развивать умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.

Наборы геометрических фигур разной формы (круги, треугольники и квадраты) и двух размеров (большие и маленькие)

 

75,

76,

77,

78

 

4ч.

19.05.25

23.05.25

26.05.25

30.05.25

 

21.05.25

24.05.25

28.05.25

31.05.25

 

Итоговая

диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

Игрушки и дидактические игры с уголка сенсорики

 

 

 

 

 

 

 


Приложение № 2

Диагностика нервно- психического развития

детей Волосовой Е.Б..

Констатирующий эксперимент в нашем исследовании состоял из 6 заданий, составленных на основании показателей познавательного развития, предложенных Е.Б. Волосовой.

При составлении этих показателей автор книги "Развитие ребёнка раннего возраста" Е. Волосова использовала собственные научно-методические исследования, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а так же материалы из работы "Диагностика нервно-психического развития детей" и программы развития ребёнка – дошкольника центра "Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца. Поэтому данному изданию можно доверять.

Опираясь на основные показатели мы подобрали ряд игр для определения уровня развития сенсорного восприятия.

1.   Для называния цвета – игра "Назови какого цвета"

2.   Для различения цвета – игра "Найди такой же"

3.   Для восприятия объёмных фигур "Занимательная коробка"

4.   Для восприятия плоских геометрических фигур – игра "Разложи фигуры"

5.   Для называния размера – игра "Большой и маленький"

6.   Для учёта величины – игра "Сложи пирамидку"

Задание первое: "Назови какого цвета"

Цель: выявить уровень овладения называнием четырёх основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий).

Материал: набор игрушек с соответствующей окраской.

Проведение: педагог показывает игрушку и спрашивает: "Скажи, какого она цвета?". Задание выявляет правильность называния ребёнком четырёх основных цветов.

Задание второе: "Найди такой же"

Цель: выявление степени ориентировки ребёнка в семи цветах спектра, нахождения по образцу, по просьбе взрослого.

Материал: кубики, окрашенные в семь цветов спектра.

Проведение: педагог предлагает ребёнку построить башню из кубиков. Он берёт один кубик определённого цвета и предлагает ребёнку найти такой же. Ребёнок из множества кубиков должен найти и дать педагогу кубик заданного цвета.

В процессе игры выявляется понимание и ориентировка ребёнка в семи цветах спектра.

Задание третье: игра с "Занимательной коробкой"

Цель: выявление ориентировки ребёнка в конфигурации объёмных геометрических фигур (подбор к соответствующим по форме отверстиям).

Материал: коробка с отверстиями и набор объёмных геометрических фигур.

Проведение: педагог обращает внимание ребёнка на коробку и говорит: "Посмотри, какой у меня есть домик. В нём живут разные фигурки, вот они вышли погулять" (высыпает фигуры из коробки и закрывает крышку). Ребёнку предоставляется возможность потрогать фигуры руками, посмотреть на них. Затем педагог предлагает вернуть фигурки в домик, и обращает внимание на то, что у каждой фигуры своя дверь и что в домик он может попасть только через свою дверь.

В процессе игры выявляется умение ребёнка ориентироваться в конфигурации объёмных фигур.

Задание четвёртое: игра "Разложи фигуры"

Цель: определение умений ребёнка подбирать плоские геометрические фигуры по образцу.

Материал: набор плоских геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), листы с изображением этих фигур – "домики".

Проведение: педагог предлагает ребёнку разложить фигуры по своим "домикам".

Задание пятое: игра "Большой и маленький"

Цель: выявление умений ребёнка находить и называть большой, маленький предмет.

Материал: парные картинки с изображением одного предмета, но разные по величине, 2 коробки: большая и маленькая.

Проведение: педагог предлагает разложить картинки по коробкам, при этом задаёт ребёнку вопрос о величине предмета.

Задание шестое: игра "Сложи пирамидку"

Цель: определение умения ребёнка собирать пирамидку из 4-5 колец по рисунку (по убыванию размера).

Материал: карточка, поделённая пополам, в одном конце образец пирамидки, другая сторона пустая. Кольца такие же как на образце.

Проведение: педагог показывает ребёнку карточку, рассматривает пирамидку и предлагает на пустой стороне выложить такую же.

В процессе выполнения определяется умение ребёнка выкладывать по образцу с учётом убывания размера.

Высокий уровень - 3 балла -зеленый цвет- ребенок сразу начал сотрудничать с взрослым, принимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.

Средний уровень - 2 балла –желтый цвет- ребёнок начал сотрудничать с взрослым, принимает и понимает цель задания, но самостоятельно задание не выполняет, в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания.

Низкий уровень - 1 балл –красный цвет-  ребенок не сотрудничает с взрослым и ведет себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает его цели.

Результаты констатирующего эксперимента отражены в таблице.

 

Диагностика

Сентябрь

1 группа

ФИ

№ задания

Общие баллы

 

Динамика

 

1

2

3

4

5

6

Мах–18 б

баллы

сентябрь

май

1

Зайдулин Ильнур

2

2

3

2

2

1

12

 

 

2

Захаров Савелий

2

2

2

2

2

2

12

 

 

3

Игошин Роман

2

2

2

1

2

1

11

 

 

4

Камалов Артур

1

1

1

1

1

1

6

 

 

5

Линд Григорий

1

1

1

1

1

1

6

 

 

6

Яковлев Михаил

1

1

1

1

1

2

7

 

 

 

2 группа

ФИ

№ задания

Общие баллы

 

Динамика

 

1

2

3

4

5

6

Мах–18 б

баллы

сентябрь

май

1

Ганиев

 Ринэль

1

1

1

1

1

1

6

 

 

2

Журавский Иван

1

1

1

1

2

1

7

 

 

3

Казыханов  Артур

2

2

1

2

2

2

11

 

 

4

Нуриев Амир

 

2

3

2

2

2

3

14

 

 

5

Самигуллин Айнур

1

1

1

1

1

1

6

 

 

6

Хисматуллин Азат

3

3

3

3

2

2

16

 

 

 

Выводы: В начале учебного года было проведено обследование уровня развития сенсорного восприятия. Использовались следующие игры:

1.   Для называния цвета – игра "Назови какого цвета"

2.   Для различения цвета – игра "Найди такой же"

3.   Для восприятия объёмных фигур "Занимательная коробка"

4.   Для восприятия плоских геометрических фигур – игра "Разложи фигуры"

5.   Для называния размера – игра "Большой и маленький"

6.   Для учёта величины – игра "Сложи пирамидку"

Результаты  представлены в сводной таблице.

По результатам констатирующей диагностики можно говорить о том, что большинство детей показали низкий балл развития всех исследуемых показателей.

Таким образом, в ситуации наблюдения, обнаруживается, что у троих детей высокий уровень сенсорного восприятия, у троих  детей средний уровень восприятия, у семерых детей низкий уровень развития сенсорного восприятия.

 

Май

1 группа

ФИ

№ задания

Общие баллы

 

Динамика

 

1

2

3

4

5

6

Мах–18 б

баллы

сентябрь

май

1

Зайдулин Ильнур

3

2

3

2

2

2

12

14

2

2

Захаров Савелий

3

2

2

2

2

3

12

14

2

3

Игошин Роман

3

3

2

2

2

2

11

14

3

4

Камалов Артур

1

1

1

1

1

1

6

6

0

5

Линд Григорий

1

1

1

1

2

2

6

8

2

6

Яковлев Михаил

1

2

1

1

1

2

7

8

1

 

2 группа

ФИ

№ задания

Общие баллы

 

Динамика

 

1

2

3

4

5

6

Мах–18 б

баллы

сентябрь

май

1

Ганиев Ринэль

1

2

1

1

2

1

6

8

2

2

Журавский Иван

1

2

1

1

2

2

7

9

2

3

Казыханов  Артур

2

2

2

2

2

3

11

13

2

4

Нуриев Амир

2

3

2

2

3

3

14

15

1

5

Самигуллин Айнур

2

2

2

1

2

2

6

11

5

6

Хисматуллин Азат

3

3

3

3

3

3

16

18

1

 

Выводы:

По результатам диагностики можно говорить о том, что у большинства детей отчетливо прослеживается динамика развития.

Таким образом, в ситуации наблюдения, обнаруживается, что у пятерых детей высокий уровень сенсорного восприятия, у троих  детей средний уровень восприятия, у четверых детей низкий уровень развития сенсорного восприятия.

 

 

 

Приложение № 3

Картотека дидактических игр

1.  «Разложи шарики в корзинки»

Цель игры: 

Развивать у ребенка зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки 

Игровой материал: 
Две большие и две маленькие корзинки – одного цвета; два больших и маленьких шарика.

Ход игры:
Взрослый расставляет перед ребенком корзинки и предлагает разложить в них шарики. Если ребенок затрудняется, взрослый показывает и комментирует: «Большой шарик кладем в большую корзинку, а маленький шарик – в маленькую корзинку». Взрослый предоставляет возможность ребенку самому разложить шарики в соответствующие корзинки. После того, как ребенок выполнит практическое занятие, взрослый обобщает: «Правильно ты разложил: в маленькую корзинку – маленький шарик, а в большую корзинку – большой шарик».

 

         2 .«Выбери пуговки»

Цель игры: 

Учить группировать предметы по величине. 

 Игровой материал: 
2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие) 
Ход игры: 
Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей. 

 

         3. «Спрячь шарик в ладошках»

Цель игры: 

Учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.

Игровой материал: 

Маленькие и большие шарики по количеству детей

Ход игры:

Взрослый кладет на стол два шарика – большой и маленький. Показывает ребенку, как спрятать шарик в ладошке. Потом предлагает ребенку взять любой из двух шариков и так же спрятать его. Если ребенок берет маленький шарик, он сможет выполнить задание, если же шарик большой, то шарик останется видимым. Взрослый говорит, что шарик не спрятался, его видно, потому что он большой. Затем дает ребенку другие шарики и просит спрятать их в ладошках. Результаты выполнения задания обсуждается с ребенком.

         4. «Большие и маленькие мячики».

Цель игры: 

Учить различать цвет и величину (большой – маленький);

 Развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова. Подобрать мячики для кукол.

Игровой материал: 

Две куклы, два мяча разных размеров.

Ход игры:

Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает: Прыг да прыг,
Все прыг да прыг,
Спать наш мячик
Не привык.
Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Катя тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Катя тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.

 

         5. «Длинное -короткое»

Цель игры: 

Формирование восприятия различных качеств величины, в данном случае длины, совершенствование навыков сравнения путем наложения.

Игровой материал: 

Разные по длине капроновые и атласные ленты разных цветов, картонные полоски, игрушки.

Ход игры:

В гости пришли игрушки – мишка (толстый) и кукла (худая). Взрослый предлагает ребенку подарить кукле и мишке ленты, дает ему ленты, свернутые в трубочки: одну короткую (поясок для куклы) другую длинную (поясок для мишки). Взрослый помогает ребенку завязать пояски на игрушках. Игрушки рады подаркам, танцуют. Затем взрослый разыгрывает сценку с игрушками – кукла и мишка хотят поменяться поясками. Предлагает ребенку снять пояски и поменять их. При попытки обменять ленты ребенок обнаруживает, что поменять нельзя - на мишке пояс куклы не завязывается. Взрослый предлагает снять пояски, положить на стол и рассмотреть. Кладет сначала рядом, а затем накладывает друг на друга, объясняет: «Эта лента длинная. Эта короткая». Важно указать, что измерение начинается от одной точки, например, края стола. После этого взрослый дает ребенку две картонные полоски (их длинна такая же, как у ленточек) – длинную и короткую, просит их сравнить.

После того, как ребенок усвоил разницу в длине, взрослый дает поручение: «Принеси синюю ленту, такую же, как эта полоска» и т.п. Причем ребенок должен сначала на зрительной основе выбрать нужную, по его мнению, ленточку и только после этого наложить эту ленту на полоску для подтверждения правильности выбора.

Усложнение:

увеличивается количество сравниваемых по длине ленточек, вводятся сравнительные степени прилагательных – длиннее, короче;

превосходная степень – самая длинная, самая короткая.

Выбор необходимой ленты можно проводить только путем зрительного соотнесения, без накладывания на полоску.

 

         6.«Высокое -низкое»

Цель игры:

Формирование восприятия такого качества величины, как высота, совершенствование навыков сравнения.

Игровой материал:

Картонные елочки.

Ход игры:

Игра проводится по аналогии с играми «Длинное – короткое» и «Широкое – узкое». Взрослый предлагает ребенку сравнивать сначала резко отличные по высоте елочки, говорит, что одна высокая, другая низкая. Могут вводится полоски.

Усложнение:

сравнение по величине (высоте) большее количество елочек;

сравниваются различные предметы (домик и елочка, кукла и собака и т.п.)

дается превосходная и сравнительная степень прилагательных.

 

         7.«Широко-узко»

Цель игры:

Обучать сравнивать качества предметов, закрепление понятий «широко», «узко».

Игровой материал:

2 шарфа, 2 кофты разных размеров; конструктор, игрушки.

Ход игры:

Предложите ребенку рассмотреть два шарфа разных размеров – шарф, принадлежащий взрослому человеку, например, мамин и шарф кукольный. Потом можно сравнить две кофты – мамину (широкую), которая налезет на самого ребенка, и кукольную (узкую), которая ему, конечно же, окажется мала.

Воспользуйтесь деталями из деревянного конструктора и постройте вместе с ребенком несколько домиков. Затем к каждому домику выложите по две дорожки разной ширины – широкую и узкую, для чего надо просто выложить по их обочинам кубики. Теперь покажите малышу, что по узкой дорожке сможет пройти только кукла, но не пройдет машина. Пусть ребенок сам сделает вывод: «Эта дорожка – узкая». По дорожке более широкой уже может проехать машина. Вывод ребенка – «Эта дорожка широкая».

 

         8. «Качество предметов»

Цель игры:

Закрепить понятие – высота, ширина, длина и классификация предметов по форме, размеру и цвету.

Игровой материал:

Сюжетные картинки.

Ход игры:

Воспитатель задает вопросы и показывает сюжетные картинки, а ребенок отвечает.  Вот пример вопросов:

- Что бывает высоким?

Ответы – столб, человек, дом. Можно ввести в вопрос уточнение, спросив, что выше – дерево или дом; человек или столб.

- Что бывает длинным?

- Что бывает коротким?

- Что бывает широким?

- Что бывает узким?

- Что бывает круглым?

- Что бывает квадратным?

- Что бывает пушистым?

- Что бывает мягким?

- Что бывает твердым?

- Что бывает острым?

- Что бывает холодным?

 

         9.  «Спрячемся от дождика»

Цель игры: 

Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме. 

Игровой материал: 

Предварительно изготовленные геометрические фигуры и три рисунка зонтиков.
Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей. 
Ход игры:
Игровая ситуация: “В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?”

 

         10. «Найди шарик, фигуру» 

Цель игры:

 Знакомство с качествами предметов – размером, формой. Учить на ощупь определять форму предмета.

Игровой материал: 

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

Ход игры:

Воспитатель кладет в мешочек  небольшой шарик и просит ребенка найти его. Постепенно усложняя задачу, воспитатель добавляет два предмета, например шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно положить предметы одной формы, но разной величины.

 

         11. «Под платочком»

Цель игры:

 Развитие тактильного восприятия величины.

Игровой материал: 

Парные предметы разной длины (карандаши, строительный материал, палочки, платок.

Ход игры:

Ребенок ощупывает под платком 2 палочки разной длины. После того, как ребенок определил, какая длинная, а какая короткая, он кладет на стол сначала длинную палочку, а затем – короткую. При этом называет их: «Это длинная палочка, это короткая». Игра проводится несколько раз. Каждый раз под платок кладут новые парные предметы.

 

         12. «Строим поезд»

Цель игры: 

Закрепить понятия длинный, короткий.

Игровой материал:

Вагончики изготовленные из картона.

Ход игры: 

Детям предлагается комплект из 10 вагонов. Взрослый показывает, как можно построить разные поезда: длинный и короткий. Затем просим ребенка повторить постройку из своих вагончиков. Побуждаем использовать в речи слова: длинный поезд, короткий поезд, первый поезд длиннее, второй – короче, одинаковой длины.

        

         13. «Укрась бабочку»

Цель игры: Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг,          о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.

Игровой материал:

Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.

Ход игры: 

Воспитатель показывает детям бабочек  и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.

В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее.

 

         14.  «Бусы для куклы»

Цель игры: 

Укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной  координации; различение предметов по форме, цвету.

Игровой материал: 

Куклы в платьях основных цветов « красный, синий, жёлтый и зелёный». Бусы «кружочки четырёх основных цветов». Лист с нарисованной верёвочкой.

Ход игры: 

Воспитатель показывает кукол и рассказывает, что куклы собирались на праздник одели красивые платья, хотят сделать себе бусы, но не умеют. Поэтому просят детей помочь им. Для этого каждый ребёнок выбирает себе куклу и на нарисованном шнурке путём выбора нужного кружка из четырёх предложенных цветов выбирает нужные бусы под цвет платья куклы. Дети выполняют задание, педагог обращается индивидуально к каждому ребёнку

- какое платье у твоей куклы? (красное)

- какие ты бусы должен собрать? (красные)

- а у твоей куклы, какое платье?

- значит, ты должен собрать какие бусы? и Т.Д.

 

         15. «Собери по цвету»

Цель игры: 

Учить сличению цветов, Закреплять знание геометрических фигур.

Игровой материал:

3 групп геометрических фигур. В каждую входят фигуры одного цвета, но разной формы.

Ход игры: 

Перемешайте элементы групп и попросите ребенка выбрать все фигуры одного цвета.

         16. «Кубик потерялся»

Цель игры: 

Учить группировать предметы по цвету, расширять цветовой диапазон.

Игровой материал:

4 кубика разного цвета.

Ход игры: 

Предложите детям построить башню или домик. В процессе игры спрячьте один кубик. Обратите внимание ребенка на то, что кубиков стало меньше. Поинтересуйтесь, кубика какого цвета не хватает.

 Усложняя задание, увеличивайте количество кубиков, расширяйте цветовой диапазон; прячьте по два, по три кубика.

 

         17.«Уборка»

Цель игры: 

Развивать мелкую моторику, учить классифицировать предметы по цвету.

Игровой материал:

Корзина или ведерко, предметы разного цвета.

Ход игры: 

Предварительно разложите на полу игрушки, карандаши и другие вещи. Объясните детям, что сейчас вы будете гулять по комнате и собирать в корзину все предметы желтого (красного, синего и т. д.) цвета.

Отыскивая предметы, советуйтесь с малышом: «Это желтый карандаш? Мы его возьмем?».

Поднимите вещь другого цвета и постарайтесь сделать так, чтобы ребенок объяснил вам, что вы ошибаетесь.

 

            18. «Какая машина такая и дорога»

Цель игры: 

Развивать внимание,  расширять цветовой диапазон.

Игровой материал:

Вырезанные шаблоны машины трех цветов (красный, зеленый, желтый), цветные карандаши.

Ход игры: 

На листы бумаг положите разноцветные шаблоны машин, попросите детей раскрасить дорожки под ними. Цвет дорожки должен совпадать с цветом машины.

 

         19. «Подбери ленточку к шарику»

Цель игры:

Развитие умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой

Игровой материал:

Плоские шарики 4 основных цветов, и 4 ленты аналогичных цветов к ним.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям четыре воздушных шарика основных цветов и четыре ленточки таких же цветов к ним. Детям предлагают попробовать к каждому шарику подобрать ленточку того же цвета. 
Красный, желтый, синий, 
Шар выбирай себе любой. 
Чтобы шарик удержать 
Нужно ленту привязать, 
Мы в руки ленточки возьмем 
И шар по цвету им найдем.

 

            20. «Собери капельки в стакан»

Цель игры:

Учить сличению цветов, закрепление знания цветовой гаммы, развивать у детей координацию движений пальцев рук.

Игровой материал:

кружочки разного цвета, пластиковый стакан соответствующего цвета кружочкам.

Ход игры:

Раскладываем  перед детьми вырезанные цветные кружочки разного цвета. Просим собрать капельки в стакан, но перед этим сами вкладываем в каждый стакан на рисунке по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: «сюда положу капельку красного цвета, а сюда – желтого, а сюда – капельку зеленого цвета. Наберем целый стакан одинаковых капелек».

 

                21. «Чей домик?»

Цель игры:

Формировать умение различать и называть цвета (красный, синий, жёлтый и зелёный), развивать у детей координацию движений пальцев рук, воспитывать познавательный интерес.

Игровой материал:

Крышки от пластиковых бутылок красного, синего, жёлтого и зелёного цветов; четыре прозрачных пластиковых ведёрка с крышками, на которые наклеены картинки с изображением предметов определённого цвета: красного (помидор), жёлтого (банан), синего (цветы) и зелёного (трава). Также на крышках ведёрок имеются отверстия диаметром 3 см.

Ход игры:

Высыпаем крышки из ведёрок и перемешиваем. Потом предлагаем детям вспомнить цвета: задаём вопросы, например, «Что бывает зелёного цвета? » или «Какого цвета трава? ». Затем предлагаем детям найти крышки зелёного цвета и вставить их в отверстие ведёрка, на крышке которого изображена трава. И так далее. Потом игру усложняем: предлагаем детям рассортировать крышки по ведёркам. По окончании игры внимательно рассматриваем содержимое ведёрок: нет ли в них крышек другого цвета. Если есть, то выясняем, какого цвета крышка и помещаем её в нужное ведёрко. Чтобы восприятие цвета у детей не ассоциировалось только с одним предметом, картинки на крышках ведёрок со временем необходимо менять. Это делается так же для активизации интереса детей к игре.

 

         22. «Загадочные пуговки»

Цель игры:

Развитие умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой моторики пальцев рук. 

Игровой материал:

Полотно, разделенное на 4 сектора, красный, синий, желтый, зеленый, к нему прилагается 4 пуговки,  каждая из которых соответствует определенному цвету сектора. 

Ход игры:

Воспитатель показывает ребенку полотно, разделенное на 4 сектора разного цвета, он рассказывает, что это домики для пуговок. Обращает внимание на то, что каждая пуговка живет в домике своего цвета, и просит детей помочь найти пуговкам домик. 
Взялись цвета мы изучать 
Ну и с чего же нам начать? 
Есть чудо пуговки у нас 
Помогут нам они сейчас 
Мы в руки пуговки возьмём 
И дом по цвету им найдем. 

 

         23. «Подбери чашки к блюдцам»

Цель игры:

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.

Игровой материал:

Вырезанные из картона блюдца и чашки разных цветов.

Ход игры:

В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца        ( показывает)

Какие? ( Ответы детей ).

На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? ( Ответы детей ). Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней?   ( Ответы детей ).

Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.

Воспитатель кладёт на стол  картонные плоские чашки.  Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам.

 Одобряет действия  ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.

 

         24. Игры с бельевыми прищепками

Цель игры:

Развитие мелкой моторики рук, формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета, развитие ощущений собственных движений.

Игровой материал:

Бельевые прищепки красного, зеленого, желтого цвета, картинки рыбки, елочки, солнышка.

Ход игры:

Отгадайте загадку.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

Дети: Это рыбка. Взрослый: (показывает картинку с изображением рыбки). Правильно, это рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где у рыбки глазик?

Дети показывают глазик

Взрослый: А где у нее ротик?

Дети показывают на рисунке ротик рыбки.

Взрослый: А где у нее хвостик и плавники?

Дети показывают хвостик и плавники.

Взрослый: А теперь давайте сами сделаем рыбок.

 Детям необходимо выбрать красные прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники.

А вот новая загадка.

Колкую, зеленую срубили топором.

Красивую, зеленую  принесли к нам в дом.

Дети. Это елочка.

Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.

Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.

Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!

Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?

Дети. Желтого.

Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку.  Солнышко, выгляни, жёлтое, посвети.

 

         25. «Собери пары»

Цель игры: 

Учить группировать предметы по форме. Формировать зрительно – тактильное восприятие, узнавать геометрические фигуры.

Игровой материал: 

несколько пар геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги. Пару должны составлять фигуры одного цвета.

Ход игры: 

Перемешайте фигурки и попросите ребенка разобрать их по парам, исходя из цвета и формы.

 

         26. «Найди свой домик»

Цель игры: 

Целенаправленное, осмысленное восприятия формы геометрических фигур.

Игровой материал:

Геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, отличающиеся по цвету и величине, 3 обруча.

Ход игры: 

В трех обручах в разных углах комнаты на полу лежат круг, квадрат, треугольник.«В этом домике живут все круги, - говорит воспитатель, - в этом - все квадраты, а в этом - все треугольники». Когда все найдут свои домики, детям предлагается «погулять»: побегать по группе. По сигналу воспитателя (удар в бубен) все находят свой домик, сравнивая свою геометрическую фигуру с той, что находится в домике. Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель на каждый раз меняет домики местами.

 

         27. «Найди пару»

Цель игры:

Учить восприятию формы геометрических фигур.

Игровой материал:

Вырезанные из бумаги рукавички, на каждой изображена геометрическая фигура,

 на 1 -круг , на 2 - треугольник, на 3- квадрат.

Ход игры: 

На столе лежат вырезанные из бумаги рукавички, на одной из которых изображены, например, круг и треугольник, на другой - круг и квадрат, на третьей - два треугольника и так далее. У каждого из детей тоже по одной рукавичке, они должны найти себе парную рукавичку, ориентируясь по рисунку.

  Эта игра полезна также и тем, что предполагает живое общение детей, при котором активизируется речь.

 

         28. «На что похожа фигура?»

Цель игры:

Закреплять умение группировать предметы по форме, находить в комнате предметы похожие на эти фигуры. По возможности дать детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.). 

Игровой материал:

Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов. 

Ход игры: 

Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).

 

         29.«Разложи фигуры по местам!»

Цель игры: 

Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.

Игровой материал:  

Карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры (одноцветные контуры)

Ход игры: 

«Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по домикам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать».

Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них, на столе лежат карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры (одноцветные контуры).Когда дети разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.

 

         30.«Почини одежду зайчатам»

Цель игры: 

Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их ( круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.

Игровой материал: 

Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.

Ход игры: 

Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.

Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?

Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались.  (Показывает шорты и юбки из картона).

Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?

Дети: на треугольник, квадрат и круг.

Воспитатель: Правильно.

Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки»(столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.

Зайчиха: Большое дети, вам спасибо!

 

         31. «Найди окошко для фигурки»

Цель игры: 

Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.

Игровой материал: 

Дидактический домик.

Ход игры: 

Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздаёт детям карточки с рельефными контурами. Воспитатель предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками контуры окошек.

- Какая фигура подойдёт для твоего окошка?

Если ребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что она не подходит и предложить выбрать следующую. Когда ребёнок найдёт подходящую, следует похвалить его, продемонстрировать остальным игрокам, что окошко закрылось и предложить ему самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко. Затем следующий ребёнок подбирает фигуру для своего окошка.

 

         32. «Чередование флажков»

Цель игры: 

Учить дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.

Игровой материал: 

4 - 5 флажков треугольной и прямоугольной формы для каждого ребенка.

Ход игры: 

Для этой игры нужно приготовить по 4 - 5 флажков треугольной и прямоугольной формы для каждого ребенка. Педагог говорит, что улицы на праздники украшают флажками, но развешивают их не как попало, а в виде гирлянды, где чередуются флажки разной формы. Например, вот так, чтобы прямоугольные флажки чередовались с треугольными). Воспитатель просит подсказать ему, какой флажок теперь нужно прикрепить: прямоугольный или треугольный, а теперь и т.д. После того как дети хорошо усвоят порядок чередования флажков, педагог предлагает детям самим смастерить такую же гирлянду из флажков, которые лежат у них на столах. Во время работы детей воспитатель подходит к каждому ребенку и при необходимости помогает ему правильно разложить флажки.

 

         33. «Спрячь мышку»

Цель игры:

Развивать представления детей об основных цветах и геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Учить идентификацию цвета и геометрической форме. Воспитывать усидчивость.

Игровой материал: 

4 карточки , посередине которых нарисована мышка в разных геометрических фигурах и фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг), и разного цвета.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям, в каких домиках поселились мышки.
— Они сейчас глядят в окошки. Окошки у всех разные: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Эти окошки мышки закрывают только ночью, когда ложатся спать или когда увидят поблизости кошку. Представьте, что наступила ночь, и мышкам нужно закрыть окошки. Возьмите крышечки и закройте окошки так, чтобы форма окошка совпала с формой крышечки, то есть, чтобы окна были плотно закрыты. (Педагог помогает детям подобрать к окошкам нужные крышки.)
- Хорошо, теперь наступило утро, окошки нужно открыть.
Наступил день.
Вдруг, посмотрите, кто появился (воспитатель достает игрушечную кошку)?! Нужно быстро спрятать бедных мышек, чтобы кошка их не съела!
Дети  снова закрывают окошки домиков, но теперь стараются сделать это как можно быстрее.
— Кошка ушла, потому что не нашла ни одной мышки. Можно открыть окошки домиков, пусть мышки полюбуются на вечернюю зарю. Но вот снова наступает ночь, мышки ложатся спать, нужно закрыть окошки.

 

         34.«Картинка из фигур»

Цель игры:

Развивать умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие, воображения и творческие способности детей.

Игровой материал: 

Наборы геометрических фигур разной формы (круги, треугольники и квадраты) и двух размеров (большие и маленькие)

Ход игры:

В начале игры педагог показывает детям, какие рисунки могут получиться, если положить рядом те или иные фигуры. Воспитатель демонстрирует детям способ и порядок построения несложных конструкций. После этого он предлагает детям из своих фигур выложить другие рисунки, которые они придумают сами.

 


 

Скачано с www.znanio.ru