Метод моделирования речевого высказывания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка
Оценка 5

Метод моделирования речевого высказывания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Оценка 5
Повышение квалификации
doc
русский язык
5 кл—6 кл
27.03.2017
Метод моделирования речевого высказывания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка
Описание опыта.doc
МБОУ «Лицей города Кирово­Чепецка Кировской области» Метод моделирования речевого высказывания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка Мартыновой Елены Ивановны, учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории Кирово­Чепецк 2012 1 Актуальность опыта Актуальность данного опыта определяется требованиями Госстандарта  по формированию коммуникативной компетенции учащихся, то есть  формированию и развитию языковой личности.  Овладеть языком как средством общения ­ это значит овладеть  четырьмя видами речевой деятельности – чтением, слушанием, говорением и  письмом. На первый взгляд может показаться, что для средней школы эта задача  неактуальна ­ все наши учащиеся в определённой мере уже владеют родным  языком: они умеют читать, понимают устную речь, могут говорить и писать по­ русски. Однако все мы знаем, как ограничены их речевые возможности. Знаем, с каким трудом многие из них читают, как плохо понимают прочитанное,  особенно учебно­научные тексты. Знаем, что они не умеют слушать, следить за  мыслью говорящего, выделять в высказывании главную информацию. Знаем,  как несовершенна их собственная устная и письменная речь. Не овладев родной речью в школе, подросток вступает в жизнь  неполноценным человеком, не умеющим общаться с другими людьми,  неспособным защитить словом свои интересы, полноценно участвовать в  производственной и общественной жизни страны, успешно организовать свою  собственную жизнь. Можно выделить главное противоречие между общим снижением   уровня культуры речи учащихся и требованием общества – развитие языковой  личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте,  создавать собственное речевое высказывание и применять результаты  интеллектуальной деятельности на практике. Успешно совершенствовать же речь учащихся можно лишь тогда, когда  ученик начнёт относиться к ней сознательно. Таким образом, цель данного опыта – создать условия для развития  коммуникативных способностей учащихся, используя метод моделирования  речевого высказывания. Задачи обучения на разных ступенях разные, с каждым новым этапом  они углубляются и совершенствуются. Но общие задача всего периода обучения таковы:  создавать условия, приближенные к естественной коммуникации, к  деятельному общению методом моделирования речевого высказывания,  который реализуется в различного рода ситуативных упражнениях; Речевое действие, не подключенное к деятельности общения,  утрачивает реальный жизненный смысл. Чтобы приблизить условия обучения к  естественным условиям общения, надо ввести учащегося в речевую ситуацию и  2 научить его ориентироваться в ней, то есть ясно представлять себе  собеседника, условия речи и задачи общения. Метод моделирования речевого  высказывания, который реализуется в различного рода ситуативных  упражнениях, помогает выполнить эту задачу. Ситуативные упражнения  повышают речевую культуру учащихся и культуру их поведения в целом. В  этом их большое воспитательное значение.  помочь учащимся осознать, что овладеть языком как средством  общения ­ это значит овладеть четырьмя видами речевой деятельности –  чтением, слушанием, говорением и письмом. Успешно совершенствовать речь учащихся можно лишь тогда, когда  ученик начнёт относиться к ней сознательно.  формирование мотивации к овладению и пользованию  разнообразными речевыми средствами и формирование мышления детей. Сформировать мотивацию (коммуникативную потребность) возможно,  если:  а) ребенок ощутит, что, овладев тем или иным речевым умением, он  расширяет свои возможности общаться и воздействовать на других людей  (вызывать у них какие­то эмоциональные переживания и пр.; б) поймет, что владение речью необходимо для самовыражения, для  утверждения своего бытия в мире;  в) почувствует радость творческого роста, самосовершенствования. Сформировать мышление можно, если учить детей наблюдать и делать  выводы из своих наблюдений; отделять в высказывании главное от  второстепенного; аргументировать свои высказывания и понимать аргументы  собеседника; анализировать и прогнозировать; оценивать свои и чужие  высказывания; отстаивать ту или иную точку зрения. В процессе выработки нового речевого навыка диалог должен  предшествовать монологу, слушание и практическое освоение – осознанию.  вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их  творческих и коммуникативных способностей, выявление одаренных в  лингвистическом отношении детей.  Теоретическая база опыта основывается на положениях ученых­ Описание опыта. лингвистов, методистов­исследователей, учителей­ практиков. 3 Так через все труды Ф.И.Буслаева проходит мысль о тесной связи языка и жизни народа, его духовной культуры.  И.И.Срезневский считал, что  «цель изучения родного языка ­ не  счастливые ответы на каком­нибудь экзамене, а овладение им (языком) в  должной мере для жизни внутренней и вместе с тем внешней, без которой и  сама внутренняя жизнь – вообще говоря – невозможна».  Работы по данному направлению мы находим у А.Д.Дейкиной  (заведующей кафедрой методики преподавания русского языка МГПУ,  профессора) и Т.М. Пахновой (профессора кафедры методики преподавания  русского языка МГПУ). Нужно согласиться с мнением  А.Д.Дейкиной, что  «новые аспекты преподавания во многом определяются тем, как используется  русский язык в современном социуме» и что «родной язык формирует духовно­ ориентированное мышление, способствующее творческой самореализации  личности».  Использованы методические идеи В.И.Капиноса, Н.Н.Сергеева и  М.С.Соловейчика, в основе которых  ­ создание осознанных речевых ситуаций. Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и  развития учащихся, использовании  педагогических инноваций в процессе   обучения русскому языку, творческом переосмыслении традиционных методов  обучения с учетом  педагогической дидактики, возрастных особенностей и  психологии, индивидуально­творческих возможностей и мотивов учащихся. Система обучения по развитию речи, разработанная Т.А.Ладыженской,  предполагает последовательное формирование различных речевых умений.  5 класс– умение понимать тему и основную мысль текста, овладение  навыками диалогической речи, подробным и сжатым пересказом  повествовательных текстов, составление собственных текстов  повествовательного характера ( в том числе с элементами описания),  совершенствование содержания своего текста. В 6 классе: выборочное изложение текста повествовательного  характера. Овладение типом текста – рассуждением. 7 класс: рассуждение на темы дискуссионного характера на материале  жизненного опыта и по прочитанным произведениям, создание текстов  публицистического стиля. 8 класс: рассуждения на морально­этическую тему. 9 класс: публицистические тексты на морально­этические и историко­ литературные темы, доклады, рефераты, конспекты, тезисные планы, деловые  документы. 4 10 11 класс: умение составлять тексты различных стилей и жанров,  составлять и представлять публичные выступления, участвовать в диспутах,  дискуссиях. Данная система обучения даёт возможность для использования  ситуативных упражнений в процессе обучения. Уже в учебнике для 5 класса мы находим упражнения, в основе выполнения которых заложен вариант  использования метода моделирования речевой ситуации. Рассмотрим некоторые виды работ и методику использования метода  моделирования речевой ситуации. 1. Работа со зрительной опорой (5­6 класс) Как правило, в качестве зрительной опоры используются комиксы или  какие­то картины, фотографии и т.п. Простейшим примером зрительной опоры  являются рисунки Херлуфа Бидструпа, которые можно видеть в учебнике  русского языка для 5­го класса под ред. Т.А. Ладыженской. Это комикс. Они  задают тему разговора и сюжет, дают возможность распределения ролей между  учениками, то есть – возможность почувствовать себя на месте персонажа. Предлагаемые виды работ с комиксами (Приложение 1) Устный диалог, в котором каждый участвующий играет роль одного из  персонажей комикса. При этом работа может оцениваться в соответствии со  следующими критериями:  сумел ли ученик индивидуализировать речь героя, показать  речевыми средствами его характер;   являются ли его реплики психологически достоверными: может ли  человек так мыслить и говорить в подобной ситуации;   являются ли его реплики действительно ответами на то, что он  слышит, или они содержательно не связаны с услышанным;     насколько интересно, ярко, остроумно, лаконично он говорит;  насколько разнообразную лексику использует;  грамотна ли его речь. Необходимо фиксировать все достижения, все удачные речевые  находки детей. 5 Методика устного диалога по комиксам следующая.  1. Рассматривание комиксов с устным комментированием: основная  цель этого этапа – понять тему и сюжет, замысел художника, заметить как  можно больше деталей, которые служат для воплощения замысла и  характеризуют персонажей, высказать на основании этих деталей какие­то  психологические догадки (какие люди изображены, что они чувствуют).  2. Второй этап работы, как правило, переносится на следующий урок:  дети импровизируют устные диалоги.  3. Оценивание устных диалогов – дети оценивают услышанное, отмечая  достоинства и недостатки.  Очень важно, чтобы оценивание также происходило на следующем  уроке, потому что параллельное оценивание (происходящее сразу по  прослушивании диалога) убивает непосредственность восприятия. На 1­м и 2­м  этапах эта работа воспринимается детьми как игра, что является  положительным моментом, – и лишь на третьем этапе включается сознание,  анализ. Непосредственные переживания (увлеченность, радость творить,  фантазировать) имеют огромное значение, так как именно они создают  мотивацию, и главная забота учителя должна быть направлена именно на  поддержание высокого уровня увлеченности. Устный рассказ по комиксу. Это монологическая работа, поэтому она должна следовать за устным  диалогом. Суть работы: кто­то из детей рассказывает (но не читает), остальные  слушают его рассказ. Письменный рассказ по комиксу.  В этом случае дети не рассказывают, а читают свои истории. Третий и  первый этапы те же. На начальном этапе работы по комиксам учитель достаточно активно  принимает участие в диалогах, чтобы дать образцы правильной и яркой речи  либо постоянно включает в них наиболее одаренных учеников класса, однако  это не должно выглядеть «дидактически»: дети должны видеть, что учитель  играет вместе с ними, и ему тоже интересно. В работе по комиксам исключаются всякие предварительные этапы  подготовки, общепринятые в существующей методике развития речи: словарная 6 работа и пр. Однако такая работа происходит, но на третьем этапе, где  отмечаются все интересные находки, удачи, достижения и пр. Другим типом зрительной опоры являются картины (обычно это репродукции картин известных художников) (Приложение 2) Основная цель работы с этим видом зрительной опоры – развитие  наблюдательности. Как правило, картины содержат множество интересных  деталей, которые нелегко увидеть и еще труднее понять их роль в данной  картине. Если учитель просит детей подготовить устный рассказ по картине  дома, то совместного рассматривания не происходит. Если же работа ведется  только в классе, можно сначала рассмотреть картину, учитель может что­то  очень кратко о ней рассказать, но не следует вместе называть детали, так как  задача состоит именно в том, чтобы их самостоятельно увидеть и понять. Оценивается прежде всего наблюдательность: самую высокую оценку  получает тот, кто сумел увидеть то, чего не заметил никто; также оценивается  грамотность речи, логика высказывания (действительно ли данные детали  позволяют сделать такой вывод). Этап оценивания нужен не для того, чтобы всем выставить отметки: это  этап обучения, сравнения удачной работы и неудачной, анализ того, каким  путем можно добиться успеха, накопление активной лексики и т.п. Оценивает  работы учитель вместе с детьми: они постепенно учатся видеть удачи и  недостатки работ, начинают оценивать не только друг друга, но и себя; поэтому учитель должен всегда выслушивать класс и ставить отметку, учитывая все  высказанные мнения. Работа по картинам может быть также письменной, однако не следует  злоупотреблять письменными работами, так как они снижают мотивацию детей. 2. Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений.  (Приложение 3) Ребенок не должен писать и говорить о том, чего он не пережил лично,  что не стало фактом его жизни, что он не пропустил через свою душу. Когда у  ребенка есть личные впечатления, личные переживания, ему всегда есть что  сказать. Какого рода могут быть эти личные впечатления?  Читательские впечатления.  7 Отзыв о прочитанном – вид работы, которым должны овладеть ученики в  школе. Практикующие педагоги знают, как порой нелегко этому научить.  Традиционные варианты обучения (например, рассказ по данному плану) в  данном случае можно успешно сочетать с методом моделирования речевой  ситуации, что повышает интерес учащихся и практическую пользу. В 5­6 классе использую отзыву­презентации прочитанных летом книг. Ученикам предлагается побыть в роли менеджера, которому необходимо заинтересовать  слушателей с целью выбрать данную книгу для чтения. Такие презентации мы  слушаем всю первую четверть на уроках литературы (по 2­3 презентации за  урок). Ученики записывают все представленные книги и в конце четверти  выбирают те, которые прочитают обязательно. Это может быть устный отзыв о самостоятельно прочитанной книге.  Такие отзывы­презентации слушаем всю первую четверть (о прочитанном  летом). Схема отзыва дается на лето для читательского дневника. На разных  ступенях обучения она разная. Я предлагаю отзывы для 5­7 классов.  (Приложение 4) Жизненные впечатления.  Например, темой устного или письменного сочинения может быть:  «Моя дорога в школу», «В школе», «Первый раз в театре», Удачный день»,  «Чем я люблю заниматься и почему», «Мой домашний любимец», «как  изменился мой город за последние годы», «Мои планы на будущее». Примеров  таких творческих работ немало в программе. Фантазийные впечатления.  Дети любят мечтать, и их мечты также могут стать темой устных и  письменных рассказов, в том случае, если эти мечты не носят интимного  характера. 5 класс – «Моя школа через 20 лет» 6 класс – «Если бы я был….»(учителем, взрослым, волшебником и т.п.)7 7 класс – «Если бы я был чемпионом. 8 класс – «Фантастическое изобретение», «Кого бы я хотел увидеть на  старинных фотографиях. Очень важным принципом этого вида работы является внимание и  интерес к внутреннему миру каждого ребенка. Учитель стремится создать  такую обстановку в классе, когда все, что связано с индивидуальностью  8 каждого ребенка, его отличием от других, воспринимается положительно и с  интересом. Слушая эти работы, дети узнают друг друга, и каждая новая  черточка в характере ребенка должна учителем замечаться и доброжелательно  подчеркиваться. Методика этой работы следующая: 1) обдумывание темы творческой  работы (возможно, вместе с детьми); 2) чтение творческих работ; 3) анализ. Следует обратить внимание на то, что все творческие работы, авторы  которых хотят их прочесть, должны читаться в классе. Ситуация, когда  ребенок пишет и говорит только для учителя, не является нормальной. Дети  стремятся быть оцененными и сверстниками тоже, а с 7­го класса – главным  образом сверстниками. Поэтому для них очень важно, что их творчество как­то способно воздействовать и на класс, а не только на учителя. 4. Устные дискуссии. Основная цель этого вида работы – научить слушать и слышать,  формулировать свои мысли и аргументировать их.  Темы дискуссий должны быть интересны и в то же время хорошо  знакомы детям, это может быть, например, то художественное произведение,  которое они вместе читали, спектакль, просмотренный также совместно или  какое­то волнующее их событие. Так как я являюсь все годы классным  руководителем, то имею возможность такую форму развития речи использовать на классном часе. Вот некоторые темы дискуссий, в 7 классе. 1. Удачны или нет режиссерские находки спектакля «Алые паруса?  (Кировский ТЮЗ) После просмотренного спектакля «Алые паруса» урок был посвящен  обмену мнениями по поводу режиссерских находок, игры актеров и т.д.  Желание высказать свою точку зрения и услышать другие возникло у  семиклассников сразу же после просмотра спектакля как эмоциональный  отклик на увиденное. 2. Удачен ли художественный фильм «Тарас Бульба» (реж. В.Бортко,  2009 г.) Обсуждение на заключительном уроке по повести «Тарас Бульба»  Н.В.Гоголя и после просмотра фильма 3. Прозвища опасны или нет?  Дискуссия на уроке русского языка после написанного на эту тему  сочинения. 4. Жевательная резинка вредна или полезна? Тема классного часа с предварительной подготовкой. 5. Устная и (или) письменная газета. (Приложение 5) 9 Дети делают сообщения о том, что происходит в школе, в классе, в  городе, где они живут, помещают заметки в школьную газету «Лицейский  вестник», создают и свои классные газеты. Сообщение должно быть в определенном стиле, точным,  информативным, интересным. Основная задача – выбрать интересный материал и грамотно его  оформить. 6. Доклады и сообщения. (Приложение 6) Это обычная форма работы в школе, однако ее, как правило, не  рассматривают как работу по развитию речи. Если ученик может готовить  какие­то доклады и сообщения на любом уроке, то учитель­филолог обязан  научить ребенка готовить и оформлять сообщение, то есть отделять главное  от второстепенного, абстрактное от конкретного, структурировать, строить  сообщение так, чтобы заинтересовать слушателей. Доклады могут сопровождаться полемикой (как на защите  диссертаций). Уже с 5 класса я привлекаю ребят к написанию исследовательских  работ, так как это дает возможность обогащать опыт речевого общения с  аудиторией. 7. Письма.  С жанром письма учащиеся знакомятся в 5 классе, поэтому летом они  пишут письма учителю о том, как отдыхают, что приравнивается к сочинению о том, как я провел лето. Письма пишут и в 6, и в 7, и в 8 классе. Письмо дает  возможность ученику общаться с учителем как будто в неформальной,  дружеской обстановке, поэтому рассказы их более эмоциональные и  откровенные, что наиболее ценно. 10 10 Театрализованные сценки. (Приложение 7) Без заранее написанного текста, но с заданными героями и сюжетом  (работа, аналогичная работе по комиксам, но без зрительной опоры), без игры  на сцене, только с произнесением реплик. Возможно использование кукол,  надевающихся на руку.  Для развития речи детей очень важно, чтобы они постоянно слышали  образцы правильной красивой речи, как письменной – это могут быть  художественные тексты, которые читаются на уроках литературы, – важно  постоянно обращать внимание на красоту, совершенство языка, так и устной –  это могут быть записи выступлений артистов или (и) речь самого учителя.  Необходимо обращать внимание на удачные образцы речи самих детей. 11. Беседы­пятиминутки. Эту форму работы использую в начале урока с целью «разговорить»  детей, особенно если предстоит урок развития речи. Это могут быть самые  простые задания, которые заставят думать с первых минут урока, например:  Назовите три события прошлой недели, произошедшие в стране, в  городе, в школе.  Назовите три признака успешного человека и т.п. Все эти виды работ могут использоваться на каждом уроке русского  языка наряду с обычным тренингом орфографических и пунктуационных  навыков и лингвистической работой, однако развитие речи не должно  11 восприниматься детьми только как довесок к обычной работе и не должно  отделяться от других видов учебной работы. Активизируют интеллектуальную и речевую деятельность учащихся  нестандартные формы проведения учебных занятий, например:  урок ­ творческая мастерская   урок­конкурс  урок­игра  урок­исследование  урок­семинар Помогают занятия на спецкурсах и факультативах (разработаны  спецкурсы «Творческое изложение» (9кл.), «Способы стилистического  анализа текста» (10 кл.), «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» (11кл.).  Используются разнообразные формы внеклассной работы, написание и  защита исследовательских работ. Основным средством создания речевых возможностей на уроке  признается система ситуативных упражнений.  Учитель моделирует ситуативные задания самостоятельно, а также  использует и те задания, которые предлагаются в учебниках по русскому  языку. Приведу примеры.   Вы экскурсоводы, ведете экскурсию для младших классов. Стараетесь описать картину ярко, образно и доступно. Объясните, что и почему вам  особенно нравится, вы хотите вызвать заинтересованный отклик у зрителей.  Кто лучше справится с этой задачей? Конкурс на лучший рассказ экскурсовода. 12  Вы учитель русского языка. Ваш ученик, к сожалению, допускает  речевые ошибки. Исправьте их. 1) Мы спрашивали дорогу у местных  аборигенов. 2) Впереди лидирует команда наших спортсменов. 3) На площади  он увидел огромную массу народа. 4) Художник подарил музею свой  автопортрет. Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию,  соотносить свое высказывание с адресатом, готовит к эффективному речевому  общению. (Приложение 8) Помогают в этом и коммуникативно­речевые упражнения. Например, задание: прочитайте пословицы русского народа о языке и  речи. Какие из них,  на ваш взгляд, характеризуют язык и речь с эстетической  стороны? 1. Язык не  стрела, но пуще стрелы разит. 2.Красную речь хорошо и слушать. 3. Коротко и  ясно, оттого и прекрасно. 4. Красное дерево редко, красное слово метко.  Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры   на уроке.  Например: 1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно. 2.   «Редактор». Исправьте речевые ошибки. 3.  «Переводчик». Замени иноязычное  слово русским. 4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово  так, чтобы  получилась метафора. 5.«Лингвист». Исследуйте текст. Тематические уроки – это неиссякаемый источник обогащения речи  учащихся. Учебная и речевая тема составляют единое целое. Такую форму  работы можно организовать на повторительно­обобщающих уроках после  изучения учебной темы. Повторение на тематическом уроке проходит на  уровне систематизации знаний и применении их на практике. Развитие речи  учащихся, закрепление речеведческих навыков происходит путем анализа  текстов, исследования их с точки зрения лингвистики. Основные методы обучения: проблемное изложение, частично­ поисковый, исследовательский. Средства обучения: для достижения поставленных целей имеются  материальные, наглядные и технические средства обучения. Кабинет русского  языка укомплектован учебными и дидактическими пособиями, аудио­ и – видеоматериалами, компьютером, проектором, телевизором,  видеомагнитофоном, репродукциями картин, таблицами. Формы обучения: наряду с традиционными формами используются  занятия на спецкурсах и факультативах, разнообразные формы внеклассной  работы, исследовательские работы. Ожидаемый результат. 13 1. Овладение речеведческими понятиями, которые определяются  программой для каждого класса. 2. Овладение специальными умениями, учебными и  коммуникативными:  суждение;     подвести под понятие предложенный текст и обосновать свое  вывести следствие из понятия править и редактировать текст пересказывать устно и письменно предложенный текст создавать устный и письменный текст определенного стиля и типа  речи на предложенную тему  вести дискуссию. Результативность. Результатом работы в моих классах является прежде всего высокий  уровень речевой мотивированности детей: они с удовольствием составляют  разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств;  любят и ценят речевое творчество, остроумие, и среди них много остроумных  людей; у них развивается чувство языка, чувство слова, они ощущают  уместность или неуместность употребления тех или иных языковых  конструкций в зависимости от темы высказывания, места и т.п.; литературно  грамотная речь развивается не только у интеллигентных детей.  Совершенствование речевых навыков способствует также их успешной учебе по основным предметам. Дети чувствуют себя при ответах в классе более  уверенно, они критичны к тому, что слышат от других, и одновременно  достаточно объективны, стремятся понять точку зрения другого человека. Они  положительно воспринимают предмет «Русский язык» и с удовольствием идут  на эти уроки. Сравнение и анализ итогов деятельности показал положительные  результаты: ­ рост количества учащихся, обучающихся на «4» и «5», улучшение  техники чтения и увеличение количества читающих детей; повышение интереса  к изучаемым предметам, высокий уровень речевой мотивированности детей,  участие в защите исследовательских работ, начиная с 5 класса, проведение  экскурсий в школьном музее, общешкольных классных часов, работа  корреспондентами в школьной газете, участие в качестве ведущих в различных  мероприятиях разного уровня. Итоги ЕГЭ 2008­2009 года (последнего моего выпуска)  продемонстрировали высокий уровень речевой подготовки учащихся:  из 45 человек 92% учащихся за часть С получили от 17 до 21 балла.  В целом итоги ЕГЭ хорошие, выше областного показателя: 72%  учащихся набрали от 70 до 96 баллов. 7 человек в классе закончили школу с медалями. 14 Для выявления уровня овладения основными умениями и навыками  была проведена анкета сред учащихся 7­8 классов. Было опрошено 40 учеников 7Б и7В классов и 48 учеников 8А и 8Б классов. Было задано 18 вопросов с  вариантами ответов «Да» и «Нет» (Приложение 9) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. ­Я могу определить тему текста ­Могу определить основную мысль текста ­Знаю стили речи и их назначение ­Знаю типы речи и их назначение ­Я могу задать вопросы к тексту ­Могу озаглавить текст ­Я могу составить план текста ­Участвую в публичных выступлениях (сообщения, доклады и т.п.) ­Могу написать заметку в газету ­Выступаю на научно­практических конференциях ­Мои сочинения стали интереснее ­Работаю над сочинением с удовольствием ­Мне нравится составлять тексты­повествования ­Мне нравится составлять тексты­описания ­Мне нравится составлять тексты­рассуждения ­Мне нравится рассказывать о прочитанном ­Я слежу за своей литературной речью Опрос позволил сделать следующие выводы:  Повышение уровня умений и навыков учащихся 8­х классов  Обоснованное уменьшение интереса учащихся 8 классов к текстам­ повествованиям и описаниям (вопросы 13,14) в связи с повышением интереса к  текстам­рассуждениям (вопрос 15)  упражнений при формировании коммуникативной компетентности учащихся. Целесообразность использования методики ситуативных  15

Метод моделирования речевого высказывания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Метод моделирования речевого высказывания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Метод моделирования речевого высказывания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Метод моделирования речевого высказывания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Метод моделирования речевого высказывания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Метод моделирования речевого высказывания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Метод моделирования речевого высказывания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Метод моделирования речевого высказывания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Метод моделирования речевого высказывания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Метод моделирования речевого высказывания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Метод моделирования речевого высказывания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Метод моделирования речевого высказывания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Метод моделирования речевого высказывания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Метод моделирования речевого высказывания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Метод моделирования речевого высказывания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Метод моделирования речевого высказывания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Метод моделирования речевого высказывания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Метод моделирования речевого высказывания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Метод моделирования речевого высказывания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Метод моделирования речевого высказывания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Метод моделирования речевого высказывания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Метод моделирования речевого высказывания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Метод моделирования речевого высказывания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Метод моделирования речевого высказывания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Метод моделирования речевого высказывания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Метод моделирования речевого высказывания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Метод моделирования речевого высказывания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Метод моделирования речевого высказывания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Метод моделирования речевого высказывания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Метод моделирования речевого высказывания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017
Посмотрите также: