Метод проектов как способ формирования гражданской компетенции
Оценка 4.8

Метод проектов как способ формирования гражданской компетенции

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
история +1
8 кл—11 кл
27.06.2017
Метод проектов как способ формирования гражданской компетенции
Современное образование переживает существенные изменения, которые проявляются в определении новых целей, созвучных изменениям, происходящим в современном обществе. Социальный заказ требует от современных школ, лицеев, гимназий осуществления подготовки конкурентоспособной личности, готовой к исполнению гражданских обязанностей, ответственной за собственное благополучие и благополучие своей страны. Становление гражданского общества без социально-активной личности – невозможно.
metod_proektov_kak_sposob_formirovaniya_grazhdanskoy_kompetentsii.docx
Метод проектов как способ формирования гражданской компетенции  Айзвирт   Елена   Рихардовна,   учитель   истории   и   обществознания МАОУ «Лицей №1»   Из школы человек должен выносить более или менее  ясный взгляд, что такое он сам, что такое жизнь вокруг него, какие задачи его деятельности; основы его убеждений и мировоззрения, миропонимания и жизнепонимания должны быть заложены. П. Ф. Каптерев (1849­1922),русский педагог, психолог.   Современное   образование   переживает   существенные   изменения,   которые проявляются   в   определении   новых   целей,   созвучных   изменениям, происходящим   в   современном   обществе.   Социальный   заказ   требует   от   гимназий   осуществления   подготовки современных   школ,   лицеев, конкурентоспособной   личности,   готовой   к   исполнению   гражданских обязанностей,   ответственной   за   собственное   благополучие   и   благополучие своей   страны.   Становление   гражданского   общества   без   социально­активной личности – невозможно.    Приоритетным   становится   гражданское   образование.   «Гражданское образование   представляет   собой   единый   комплекс,   стержнем   которого является политическое, правовое, нравственное образование, реализуемое через учебные курсы, внеклассную работу, а также через создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, через формирование социальной коммуникативной активности средствами учебных дисциплин». [1]    Значимость проблемы   гражданского   образования обусловлено   реалиями современной России и связана с:  становление гражданского демократического общества;  процессом социализации – включение индивида в общество через усвоение   опыта   предыдущих   поколений,   моделей   гражданского сознания и поведения, закреплённых в культуре;  нарастанием маргинальности и девиантного поведения молодёжи;  утратой духовных ориентиров и связи поколений;  большим расслоением общества и нарастанием нетерпимости. В   настоящее   время   выделяют   пять   моделей   гражданского   образования   в России. Они встречаются как в чистом виде, так и смешанном вариантах. Это модели: 1) предметно­тематическая; 2) межпредметная; 3) институциональная; 4) проектная; 5) диссеминационная («Домино»). [3] В рамках проектной модели гражданского образования в лицее № 1 города Березники под руководством автора разработан проект «Калейдоскоп судеб: или истории в лицах». История – своеобразный калейдоскоп судеб. Судьба – это наши поступки, решения, поиски пути в будущее. Человек, преодолевший вызовы   судьбы,   ­   герой.   Постигать   историю   учащимся   через   призму   судеб людей,   живущих   рядом,   не   просто   познавательно   и   интересно,   но   и эмоционально значимо: они сопереживают своим героям, учатся преодолевать трудности, определяются в своих убеждениях.   Целью проекта является:  формирование   системы   ценностей,   установок   поведения, нравственных качеств;  обогащение сознания и мышления знаниями об истории Отечества.   Задачи:  создать   условия   для   развития   творческого   потенциала, гражданских инициатив детей,  их  лидерских способностей  через проведение игр, конкурсов, научно­исследовательских работ;  ознакомить   учащихся   с   технологией   проектирования   и   исследования; создать атмосферу самоуважения; создание   сетевого   сообщества   по   интересам   на   базе   сетевого социального сервиса.    Направления   проекта:   1)   патриотическое   –   выражается   в   проведении патриотических   мероприятий,   конкурсов,   экскурсий   по   памятным   местам нашего города и области; 2) экологическое – проведение экологических акций и конкурсов,   просмотр   и   обсуждение   фильмов;   3)   эстетическое   –   посещение театров, выставок, концертов; 4) творческое – выявление творческих талантов и способностей   детей,   написание   научно­исследовательских   работ,   создание сетевого сообщества.    Участники проекта – учащиеся 8­х, теперь уже 9­х классов, преподаватели информатики,   истории   и   обществознания    Проектной   группой   создана виртуальная   экскурсия   по   Березникам http://berezniki.16mb.com   которая включает в себя такие страницы как флора и фауна, этнография и экология,    , места исторические, калейдоскоп судеб.   Страница «Калейдоскоп судеб» рассказывает о нелёгких, интересных, порой трагических, судьбах березниковцев. Работа учащихся продолжалась в течение года. В результате появились интересные исследования.    Тема   работы   «АВИСМА»:   титан   и   Титаны»   высвечивает   проблему преемственности поколений: титан   серебряной губкой будет уходить с завода, пока стоит на Титанах, пока на смену отцам приходят дети. В ходе   работы проследили производство титана в Березниках ­ основного богатства города, на примере семьи   Танкеевых исследовали роль династий в развитии титанового производства   на   АВИСМЕ. Автор   работы   в   сотрудничестве   с   учителем научилась   ставить   учебные   задачи,   планировать,   осуществлять   анализ, самоконтроль, демонстрировать собственное компетентное поведение.    У   березниковцев   вызвало   беспокойство   событие   на   первом   калийном комбинате ­ образование Карцевой воронки. Техногенная авария – результат бездумного вмешательства человека в природу. Тема технического прогресса и техногенных   катастроф   в   свете   этих   событий   приобрела   актуальность   и значимость.  В исследовательской работе «Уральская Атлантида или утерянный мир»   ставится   проблема   не   только   экологическая,   техногенная,   но   и нравственная – проблема экологии души. В этой научной работе не только высвечиваются   вызовы   времени,   но   и   предлагаются   свои   варианты решения проблемы, ярко продемонстрирована гражданская позиция.    Драматичной   страницей   истории   России XX века   являются   сталинские репрессии. Под моховик репрессий часто попадали не просто невинные люди, а беззащитные   и   слабые   ­   дети,   старики,   женщины.   На   форуме   страницы «Калейдоскоп судеб» особый отклик нашла работа «Сталинский синдром: или интервью   репрессированного,   в   которой   затрагивается   проблема   влияния тоталитарной системы на судьбу человека и проблема исторической памяти. Автор работы «по праву памяти живой»   раскрывает величие и жертвенность труда репрессированных. В ходе исследования повысился развивающийся и интеллектуальный   потенциал   учащегося,   сформировался   навык   умения давать объективную оценку явлениям.   Голгофу   репрессий   пережила   и   уральская   деревня.   «Коллективизация   или распятая деревня» пронизана болью за судьбу крестьянина, за судьбу русской деревни,   распятой   в   годы   индустриализации   СССР.   По   сей   день   печально смотрят   на   нас   «пустыми   глазницами   окон»   заброшенные   дома   некогда богатого   села   Березовки.   Разрушенная   церковь,   заросшие   поля   ждут   своего воскресения и хозяина. Исследование пронизано сопричастностью и живой болью за судьбу предков, стремлением осмыслить день сегодняшний.   Изломам в судьбах людей стала Великая Отечественная война. Военная судьба Михаила Самойлова типична для миллионов советских людей. Вырос в колхозе, окончил  техникум,  мечтал  о семье  и счастье,  но  свою мечту  ему  пришлось отвоевывать.  В прошлом году герой войны умер, а его правнук горд и рад, что успел записать воспоминания старого солдата. Автор этого проекта проявил компетентность в отборе материала, способность ориентироваться в   дополнительных   источниках   знаний   и   ресурсов,   самостоятельно сформулировал интересную проблему.   Глобальной   проблемой   современного   общества   являются   экстремизм   и терроризм,   у   которых   нет   ни   национальности,   ни   национальных   границ. Экстремизм и терроризм не просто опасны, они коварны – в лицо врага мы не знаем. «Чечня –  Березниковский  заслон» посвящена  гибели березниковского ОМОНа   в   далёкой   Чечне.   Погибшие   герои   заслонили   от   экстремизма   «и Россию, и Москву, и Арбат» и провинциальный уральский городок Березники. Они настоящие герои, ответившие на вызов судьбы смертью, чтобы защитить жизнь. Эта   работа   патриотична,   пронизана   пониманием   необходимости выбора в определенных исторических условиях, необходимостью иногда высокой жертвы.   В наше время, эпоху технической революции, появилось множество способов объединения людей с целью совместного решения ими вопросов и проблем из разных   жизненных   сфер.   Интернет   как   наиболее   современное   популярное средство коммуникации является виртуальной площадкой для формирования сетевых   сообществ,   особых   Интернет­объединений,   а   они,   в   свою   очередь, способствуют   становлению   гражданского   общества.   Проблема   выражения гражданской позиции посредством сетевых сообществ приобрела значимость в современном   обществе.   На   примере   сетевого   объединения   под   названием «Evermore»,  сообщества  юных  лириков,   автор  работы  выявляет  потребность реализации творческого потенциала и гражданских инициатив березниковских пользователей   сети   Интернет.   Особенностью   современных   реалий   является интегрирующий   характер,   что   позволяет   усилить   межпредметные   связи. Последний проект выполнялся совместно с информатиками.   Метод проектов, несомненно, – передовой способ формирования гражданских компетенций в условиях новой школы. Проектирование – феномен современной цивилизации   и   стилевая   черта   современного   мышления.   Проектный   метод гражданского   образования   представляется   весьма   результативным.   За   год работы учащиеся овладели культурой проектирования: научились совместной самостоятельной планируемой деятельности, работать в группе, видеть вызовы времени   и   искать   на   них   ответы. Ребята   проявили   в   ходе   работы гражданские   качества   ответственность,   патриотизм, сопричастность   к   нашей   истории   и   нашей   судьбе.   Осознали,   судьба каждого человека связанна с судьбой общества и планеты: «человек не может выпасть из истории, отразить от себя историческую судьбу».[2]   деловитость,   Творческие  работы участников проекта нашли высокую оценку на городской научно­практической конференции (2 призовых места), одна работа отмечена дипломом второго всероссийского конкурса на лучший молодежный проект по патриотической тематике. Проектная работа лицея №1 города Березники была отмечена  КВО:   на  базе  лицея  создана   городская  лаборатория.   Нам   видятся перспективы дальнейшей работы:  обобщить и распространить опыт работы на уровне города в ходе деятельности городской лаборатории по теме:  «Метод проектов как способ реализации гражданских компетенций»;    на странице «Калейдоскоп судеб» появятся новые истории жизни и судьбы березниковцев;  планируются новые  гражданские акции;  расширение сетевого сообщества. Список литературы 1.     Абрамов С.В., Дмитриенко Г.В. и др. Система гражданского образования. Методическое пособие. ­ М.: Глобус, 2006. 2.      Бердяев   Н.   А.   Смысл   истории.   По   изданию   «Мысль»   1990   (с   издания YMCAPRESS, Paris,1969). М.: Мысль  1990. 3.      Гражданское образование: содержание и активные методы обучения /под ред. С. Шехтера и П. Воскресенской при участии А. Иоффе и У. Уайта/. – М.: Фонд «За гражданское образование». 1998.

Метод проектов как способ формирования гражданской компетенции

Метод проектов как способ формирования гражданской компетенции

Метод проектов как способ формирования гражданской компетенции

Метод проектов как способ формирования гражданской компетенции

Метод проектов как способ формирования гражданской компетенции

Метод проектов как способ формирования гражданской компетенции

Метод проектов как способ формирования гражданской компетенции

Метод проектов как способ формирования гражданской компетенции

Метод проектов как способ формирования гражданской компетенции

Метод проектов как способ формирования гражданской компетенции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2017