Метод проектов как способ формирования гражданской компетенции

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 27.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современное образование переживает существенные изменения, которые проявляются в определении новых целей, созвучных изменениям, происходящим в современном обществе. Социальный заказ требует от современных школ, лицеев, гимназий осуществления подготовки конкурентоспособной личности, готовой к исполнению гражданских обязанностей, ответственной за собственное благополучие и благополучие своей страны. Становление гражданского общества без социально-активной личности – невозможно.
Иконка файла материала metod_proektov_kak_sposob_formirovaniya_grazhdanskoy_kompetentsii.docx
Метод проектов как способ формирования гражданской компетенции  Айзвирт   Елена   Рихардовна,   учитель   истории   и   обществознания МАОУ «Лицей №1»   Из школы человек должен выносить более или менее  ясный взгляд, что такое он сам, что такое жизнь вокруг него, какие задачи его деятельности; основы его убеждений и мировоззрения, миропонимания и жизнепонимания должны быть заложены. П. Ф. Каптерев (1849­1922),русский педагог, психолог.   Современное   образование   переживает   существенные   изменения,   которые проявляются   в   определении   новых   целей,   созвучных   изменениям, происходящим   в   современном   обществе.   Социальный   заказ   требует   от   гимназий   осуществления   подготовки современных   школ,   лицеев, конкурентоспособной   личности,   готовой   к   исполнению   гражданских обязанностей,   ответственной   за   собственное   благополучие   и   благополучие своей   страны.   Становление   гражданского   общества   без   социально­активной личности – невозможно.    Приоритетным   становится   гражданское   образование.   «Гражданское образование   представляет   собой   единый   комплекс,   стержнем   которого является политическое, правовое, нравственное образование, реализуемое через учебные курсы, внеклассную работу, а также через создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, через формирование социальной коммуникативной активности средствами учебных дисциплин». [1]    Значимость проблемы   гражданского   образования обусловлено   реалиями современной России и связана с:  становление гражданского демократического общества;  процессом социализации – включение индивида в общество через усвоение   опыта   предыдущих   поколений,   моделей   гражданского сознания и поведения, закреплённых в культуре;  нарастанием маргинальности и девиантного поведения молодёжи;  утратой духовных ориентиров и связи поколений; большим расслоением общества и нарастанием нетерпимости. В   настоящее   время   выделяют   пять   моделей   гражданского   образования   в России. Они встречаются как в чистом виде, так и смешанном вариантах. Это модели: 1) предметно­тематическая; 2) межпредметная; 3) институциональная; 4) проектная; 5) диссеминационная («Домино»). [3] В рамках проектной модели гражданского образования в лицее № 1 города Березники под руководством автора разработан проект «Калейдоскоп судеб: или истории в лицах». История – своеобразный калейдоскоп судеб. Судьба – это наши поступки, решения, поиски пути в будущее. Человек, преодолевший вызовы   судьбы,   ­   герой.   Постигать   историю   учащимся   через   призму   судеб людей,   живущих   рядом,   не   просто   познавательно   и   интересно,   но   и эмоционально значимо: они сопереживают своим героям, учатся преодолевать трудности, определяются в своих убеждениях.   Целью проекта является:  формирование   системы   ценностей,   установок   поведения, нравственных качеств;  обогащение сознания и мышления знаниями об истории Отечества.   Задачи:  создать   условия   для   развития   творческого   потенциала, гражданских инициатив детей,  их  лидерских способностей  через проведение игр, конкурсов, научно­исследовательских работ;  ознакомить   учащихся   с   технологией   проектирования   и   исследования; создать атмосферу самоуважения; создание   сетевого   сообщества   по   интересам   на   базе   сетевого социального сервиса.    Направления   проекта:   1)   патриотическое   –   выражается   в   проведении патриотических   мероприятий,   конкурсов,   экскурсий   по   памятным   местам нашего города и области; 2) экологическое – проведение экологических акций и конкурсов,   просмотр   и   обсуждение   фильмов;   3)   эстетическое   –   посещение театров, выставок, концертов; 4) творческое – выявление творческих талантов и способностей   детей,   написание   научно­исследовательских   работ,   создание сетевого сообщества.    Участники проекта – учащиеся 8­х, теперь уже 9­х классов, преподаватели информатики,   истории   и   обществознания    Проектной   группой   создана виртуальная   экскурсия   по   Березникам http://berezniki.16mb.com   которая включает в себя такие страницы как флора и фауна, этнография и экология,    ,места исторические, калейдоскоп судеб.   Страница «Калейдоскоп судеб» рассказывает о нелёгких, интересных, порой трагических, судьбах березниковцев. Работа учащихся продолжалась в течение года. В результате появились интересные исследования.    Тема   работы   «АВИСМА»:   титан   и   Титаны»   высвечивает   проблему преемственности поколений: титан   серебряной губкой будет уходить с завода, пока стоит на Титанах, пока на смену отцам приходят дети. В ходе   работы проследили производство титана в Березниках ­ основного богатства города, на примере семьи   Танкеевых исследовали роль династий в развитии титанового производства   на   АВИСМЕ. Автор   работы   в   сотрудничестве   с   учителем научилась   ставить   учебные   задачи,   планировать,   осуществлять   анализ, самоконтроль, демонстрировать собственное компетентное поведение.    У   березниковцев   вызвало   беспокойство   событие   на   первом   калийном комбинате ­ образование Карцевой воронки. Техногенная авария – результат бездумного вмешательства человека в природу. Тема технического прогресса и техногенных   катастроф   в   свете   этих   событий   приобрела   актуальность   и значимость.  В исследовательской работе «Уральская Атлантида или утерянный мир»   ставится   проблема   не   только   экологическая,   техногенная,   но   и нравственная – проблема экологии души. В этой научной работе не только высвечиваются   вызовы   времени,   но   и   предлагаются   свои   варианты решения проблемы, ярко продемонстрирована гражданская позиция.    Драматичной   страницей   истории   России XX века   являются   сталинские репрессии. Под моховик репрессий часто попадали не просто невинные люди, а беззащитные   и   слабые   ­   дети,   старики,   женщины.   На   форуме   страницы «Калейдоскоп судеб» особый отклик нашла работа «Сталинский синдром: или интервью   репрессированного,   в   которой   затрагивается   проблема   влияния тоталитарной системы на судьбу человека и проблема исторической памяти. Автор работы «по праву памяти живой»   раскрывает величие и жертвенность труда репрессированных. В ходе исследования повысился развивающийся и интеллектуальный   потенциал   учащегося,   сформировался   навык   умения давать объективную оценку явлениям.   Голгофу   репрессий   пережила   и   уральская   деревня.   «Коллективизация   или распятая деревня» пронизана болью за судьбу крестьянина, за судьбу русской деревни,   распятой   в   годы   индустриализации   СССР.   По   сей   день   печально смотрят   на   нас   «пустыми   глазницами   окон»   заброшенные   дома   некогда богатого   села   Березовки.   Разрушенная   церковь,   заросшие   поля   ждут   своего воскресения и хозяина. Исследование пронизано сопричастностью и живойболью за судьбу предков, стремлением осмыслить день сегодняшний.   Изломам в судьбах людей стала Великая Отечественная война. Военная судьба Михаила Самойлова типична для миллионов советских людей. Вырос в колхозе, окончил  техникум,  мечтал  о семье  и счастье,  но  свою мечту  ему  пришлось отвоевывать.  В прошлом году герой войны умер, а его правнук горд и рад, что успел записать воспоминания старого солдата. Автор этого проекта проявил компетентность в отборе материала, способность ориентироваться в   дополнительных   источниках   знаний   и   ресурсов,   самостоятельно сформулировал интересную проблему.   Глобальной   проблемой   современного   общества   являются   экстремизм   и терроризм,   у   которых   нет   ни   национальности,   ни   национальных   границ. Экстремизм и терроризм не просто опасны, они коварны – в лицо врага мы не знаем. «Чечня –  Березниковский  заслон» посвящена  гибели березниковского ОМОНа   в   далёкой   Чечне.   Погибшие   герои   заслонили   от   экстремизма   «и Россию, и Москву, и Арбат» и провинциальный уральский городок Березники. Они настоящие герои, ответившие на вызов судьбы смертью, чтобы защитить жизнь. Эта   работа   патриотична,   пронизана   пониманием   необходимости выбора в определенных исторических условиях, необходимостью иногда высокой жертвы.   В наше время, эпоху технической революции, появилось множество способов объединения людей с целью совместного решения ими вопросов и проблем из разных   жизненных   сфер.   Интернет   как   наиболее   современное   популярное средство коммуникации является виртуальной площадкой для формирования сетевых   сообществ,   особых   Интернет­объединений,   а   они,   в   свою   очередь, способствуют   становлению   гражданского   общества.   Проблема   выражения гражданской позиции посредством сетевых сообществ приобрела значимость в современном   обществе.   На   примере   сетевого   объединения   под   названием «Evermore»,  сообщества  юных  лириков,   автор  работы  выявляет  потребность реализации творческого потенциала и гражданских инициатив березниковских пользователей   сети   Интернет.   Особенностью   современных   реалий   является интегрирующий   характер,   что   позволяет   усилить   межпредметные   связи. Последний проект выполнялся совместно с информатиками.   Метод проектов, несомненно, – передовой способ формирования гражданских компетенций в условиях новой школы. Проектирование – феномен современной цивилизации   и   стилевая   черта   современного   мышления.   Проектный   метод гражданского   образования   представляется   весьма   результативным.   За   год работы учащиеся овладели культурой проектирования: научились совместной самостоятельной планируемой деятельности, работать в группе, видеть вызовы времени   и   искать   на   них   ответы. Ребята   проявили   в   ходе   работыгражданские   качества   ответственность,   патриотизм, сопричастность   к   нашей   истории   и   нашей   судьбе.   Осознали,   судьба каждого человека связанна с судьбой общества и планеты: «человек не может выпасть из истории, отразить от себя историческую судьбу».[2]   деловитость,   Творческие  работы участников проекта нашли высокую оценку на городской научно­практической конференции (2 призовых места), одна работа отмечена дипломом второго всероссийского конкурса на лучший молодежный проект по патриотической тематике. Проектная работа лицея №1 города Березники была отмечена  КВО:   на  базе  лицея  создана   городская  лаборатория.   Нам   видятся перспективы дальнейшей работы:  обобщить и распространить опыт работы на уровне города в ходе деятельности городской лаборатории по теме:  «Метод проектов как способ реализации гражданских компетенций»;    на странице «Калейдоскоп судеб» появятся новые истории жизни и судьбы березниковцев;  планируются новые  гражданские акции;  расширение сетевого сообщества. Список литературы 1.     Абрамов С.В., Дмитриенко Г.В. и др. Система гражданского образования. Методическое пособие. ­ М.: Глобус, 2006. 2.      Бердяев   Н.   А.   Смысл   истории.   По   изданию   «Мысль»   1990   (с   издания YMCAPRESS, Paris,1969). М.: Мысль  1990. 3.      Гражданское образование: содержание и активные методы обучения /под ред. С. Шехтера и П. Воскресенской при участии А. Иоффе и У. Уайта/. – М.: Фонд «За гражданское образование». 1998.

Посмотрите также