Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики. В связи с внедрением новый федеральных образовательных стандартов, «важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Формирование универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей».В связи с внедрением новый федеральных образовательных стандартов, «важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Формирование универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей».
Датиева Марина Казбековна
Учитель осетинского языка и
литературы
МКОУ СОШ №3
РСОАлания, г.Алагир
Тема: «Проектная и
исследовательская работа на
уроках осетинского языка и
литературы»2017 г
Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий,
способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на
решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход,
групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие
методики.
В связи с внедрением новый федеральных образовательных стандартов,
«важнейшей задачей современной системы образования является формирование
совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию
«научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных
знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Формирование универсальных
учебных действий является также и залогом профилактики школьных
трудностей».
Термин "универсальные учебные действия" означает способность «к
саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта». Значение этот термин можно
определить и как совокупность способов действия учащегося (а также связанных
с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение
новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Разработчики ФГОС второго поколения рассматривают обучение не как
простую трансляцию знаний от учителя к учащимся, а как активную работу
самого учащегося над заданиями. Его познавательная активность является
основой достижения развивающих целей обучения.В связи с этим возникает необходимость интенсификации учебного процесса
путем применения инновационных методов обучения.
Главной задачей в своей педагогической работе всегда считала и считаю, создать
условия при которых ученики будут заинтересованы в изучении родного языка и
литературы.
Из каких кирпичиков строится «нация»? Это культура, история, литература,
этикет, менталитет… Но в основе всего лежит ЯЗЫК, Родной язык. Если у
дерева срубить ветки и даже ствол, то росток все равно пробьется, и вновь
зашелестят листья. Но если вырвать корни, не быть больше дереву. Так и любой
народ, любая нация! Исчезнет язык – исчезнет нация. Будут дети любить и
ценить свой язык, будет жить наша история, культура, наши прекрасные,
неповторимые традиции.
Наряду с традиционной методикой обучения родному (осетинскому) языку и
литературе я в своей педагогической работе использую современные
педагогические технологии, в том числе метод проектов.
В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности
становится поиск способов решения проблемы.
Работая над проектом, ученик (группа учеников) определяет
1. проблему
2. актуальность проблемы – мотивация
3. цель проекта
4. задачи проекта
5. методы и способы
6. планирование результата (ожидаемый результат)В эффективности метода учебных проектов я убедилась на своей практике.
Умение понимать прочитанное, сравнивать, задавать вопросы, размышлять,
задумываться о смысле жизни, ставить перед собой благородные цели – вот
самые актуальные умения для современного человека. Этому и учат нас книги,
но сегодня, для современной молодежи это «неинтересно». Метод проектов
помог пробудить интерес учащихся к урокам литературы, потому что позволяет
создать творческую атмосферу, каждый ученик может почувствовать нужность
на уроке, проявить свою активность, способности, интересы, а также развить
свои коммуникативные качества.
Кроме этого, проект даёт школьникам опыт, пригодный в любой сфере
деятельности и в дальнейшем послужит хорошим основанием для будущей
профессии. Проектное обучение формирует такие ключевые компетентности,
как способность проявлять инициативу и работать самостоятельно, брать на себя
ответственность; готовность замечать проблемы и искать пути их решения; уметь
осваивать знания и применять их для анализа новых ситуаций; уметь принимать
решения на основе здравых суждений.
Покажем один из возможных вариантов использования метода проекта на уроке
литературы.
Основоположником осетинской литературы и литературного языка является
Коста Леванович Хетагуров. С детского сада (если не с колыбели) наши дети
знакомятся с его жизнью и творчеством. В связи с этим довольно таки трудно
чемлибо удивить, заинтересовать учеников, особенно старших классов, в
процессе изучения жизни и творчества К.Л.Хетагурова.
Ставя перед собой несколько целей:
Развивать в учениках
1. способность проявлять инициативу и работать самостоятельно2. готовность замечать проблемы и искать пути их решения
3. умение работать в тандеме
Создание творческой атмосферы
Ученикам 11 класса к тематической недели посвященной Дню Рождения
К.Л.Хетагурова была предложена тема проектной работы «Коста моими
глазами».
На ваш суд представлены только две коллективные работы. Работы
выполнены на осетинском языке, поэтому коротко и смысле работ.
1 работа «Нелегкая доля». Ученики выступили сами и в качестве актеров,
и в качестве режиссера, и оператора. В этой работе ребята рассказали о
нелегкой судьбе поэта. Актерская игра, монтаж, операторские находки
собрали более 3000 просмотров на YouTube.
http://www.youtube.com/watch?v=ImOTcuMnyPs
2 работа «более документальная», исследовательская. Ребята прошли по
улицам нашего города с целью, узнать, помнят ли в повседневной жизни
Коста, и кто Коста для наших земляков. Вопросы задавались людям
разного возраста, разных профессий. Вывод, к которому пришли молодые
исследователи: В бешенном ритме нашей жизни ЕСТЬ место прекрасному.
И это прекрасное начинается цениться с детского возраста.
https://www.facebook.com/100002961310429/videos/vb.100002961310429/799371236838246/?
type=2&theate