Методчисекий материал по организации процесса самоуправления в классе
Оценка 5

Методчисекий материал по организации процесса самоуправления в классе

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
классное руководство
Взрослым
22.04.2018
Методчисекий материал по организации процесса самоуправления в классе
Все знают, что ученическое самоуправление необходимо. Знаний море, а как их применить – непонятно. Попробуем разобраться в этом сложном вопросе.самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач. Внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников; помогает раскрывать потенциал учащихся, реализовать лидерские функции. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.
статья для С.А.Шочиной.docx
Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание ­ это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.      А.С.Макаренко Все знают, что ученическое самоуправление необходимо. Знаний море, а как их применить – непонятно. Попробуем разобраться в этом сложном вопросе. Развитие   личности   в   обществе   идет   по   двум   взаимосвязанным   линиям,   условно обозначенным   как   «со»   и   «само».   Под   «со»   мы   понимаем   деятельность,   которая совершается совместно с другими — это содружество, сотрудничество, сопричастность в общем   деле,   содействие.   Такое   педагогическое   сотрудничество   является   условием   для перехода   от   управления   к   «само»   —   самоуправлению.   Под   «само»   понимается самовыражение,   самодеятельность,   самоопределение,   наиболее   полное   использование условий для самосовершенствования и т.п.  Таким   образом,   самоуправление   в   классном   коллективе   можно   определить   как действия детей, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного   сообщества,   по   планированию,   организации   и   анализу   жизнедеятельности   в классе,   направленной   на   создание   благоприятных   условий   для   общения   и   развития одноклассников и решение других социально ценных задач. Внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального   самоопределения,   формирования   навыков   здорового   образа   жизни, социальной адаптации школьников; помогает раскрывать потенциал учащихся, реализовать лидерские   функции.   Кроме   того,   деятельность   органов   классного   самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.  Ученическое   самоуправление   ­   это   возможность   самим   учащимся   планировать, организовывать   свою   деятельность   и   подводить   итоги,   участвовать   в   решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чувства сопричастности ко всему   происходящему   в   классе,   школе,   а   значит,   и   к   происходящему   в   стране.  Это возможность   продемонстрировать   уникальность   своей   личности,   накопить   опыт общения,   преодоления   трудностей,   испытать   ответственность   за   свои   поступки, освоить общественный опыт, научиться сотрудничеству с людьми.  Моя задача, как классного руководителя, ­ научить ученика быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права.         Именно классный руководитель непосредственно взаимодействует как с учениками, так   и   с   их   родителями,   искренне   стремится   помочь   детям   в   решении   их   проблем   в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. От уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят. В дружном коллективе легко работать и самому учителю. В классе должна быть создана обстановка при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению задач, поставленных перед классом. Свою   задачу   как   классный   руководитель   вижу   в   оказании   помощи   ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя детям все   больше   самостоятельности;   помогать   каждому   при   подготовке   любого   дела; выстраивать доверительные отношения с детьми.         Систему классного самоуправления я только начала   формировать в своем 5 классе. Вначале основное внимание уделяю  изучению индивидуальных особенностей учащихся и выделению групп по интересам. Каждый учащийся получил свою сферу деятельности, и на него возложила ответственность за ее выполнение. В   самоуправлении   главное   не   только   органы,   но   и   деятельность,   направленная   на совершенствование   жизни   класса.   Орган   самоуправления   не   может   ученикам   ничего приказывать. Самоуправление подразумевает готовность учащихся к участию в управлении обществом. Можно выделить три этапа   развития самоуправления: 1­й этап развития активности – зарождение:           Деятельность   младшего   подростка   по   добросовестному   выполнению   поручения формирует добросовестность к порученному делу. 2­й этап развития активности ­ становление:         Выполнение   общественных   поручений,   при   которых   подросток   сам   находит   и использует   некоторые   способы   его   осуществления,   формирует   навык   самоконтроля   и требовательности к себе. 3­й этап развития активности ­ самосовершенствование:         Ученик   сам   выбирает   дело   и   определяет   пути   его   выполнения;   характеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.        На каждом этапе достигается более высокий уровень самоуправляемости коллектива. Именно они определяют структурную характеристику процесса развития самоуправления. Каждый этап отличается от предыдущего уровнем сложности решаемых управленческих проблем.   Переход   от   одного   этапа   к   другому   соответствует   достижению   коллективом определенного уровня развития самоуправления.            Цели и задачи самоуправления в классном коллективе. Цель: формирование  у учащихся готовности и способности к управленческой  деятельности, создание отношений товарищества.  Задачи:  приобретение детьми знаний, умений и навыков в планировании и организации     деятельности; создание условий для  равноправного сотрудничества всех учащихся класса; воспитание ответственности, организаторских и творческих способностей учащихся,  стремления к самореализации; создание в классе микроклимата сотрудничества учеников, учителей,  родителей.                         Принципы  самоуправления в классном коллективе:  1.     Принцип взаимодоверия; 2.     Принцип взаимопомощи; 3.     Принцип сотрудничества; 4.     Принцип сменяемости актива; 5.     Принцип единого планирования. Самоуправленческая деятельность осуществляется в разных видах:  участие в планировании, разработке, проведении ключевых дел коллектива;  выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;  дежурство по классу и по школе;  участие в школьных и классных мероприятиях: досуг, классные и школьные  вечера, праздники,  спорт и спортивные мероприятия;  уборка пришкольной территории.  Высший   орган   самоуправления   нашего   класса   –   классное   собрание.   Наиболее важные вопросы мы решаем на классном собрании:  определяем перспективы развития и основные направления классной жизни;  обсуждаем   любые   вопросы   жизнедеятельности   класса,   принимаем   по   ним необходимые решения;  совместно   с   классным   руководителем   рассматриваем   и   утверждаем   план внеурочной работы;   избираем актив класса, старосту, заместителя старосты, заслушиваем и оцениваем работу актива, обсуждаем поведение и успеваемость учащихся. Собрание класса проводится 1 раз в месяц, что контролируется старостой. Главные функции   классного   собрания   –   стимулирующая   и   организующая.   Результатом   работы собрания являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.             Структура органов самоуправления в классе гибкая и вариативная (в течение  года возможны изменения в совете класса), включает в себя различные сектора,  обеспечивающие каждому ученику право участия в жизнедеятельности коллектива.  Актив класса: 1. Организует выполнение решений классного собрания и классных ученических  служб. 2. Организует помощь в учебе учащихся, имеющих проблемы. 3. Готовит и проводит классные собрания. 4. Организует участие коллектива класса в школьных мероприятиях и мероприятиях  района. Староста класса 1. Замещает классного руководителя в его отсутствие. 2.Отвечает за состояние дисциплины на уроке. 3.Является представителем класса в школьных органах.  4.Формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий. 5. Следит за ведением Дневника поведения класса. Помощник старосты 1. Помощник старосты выполняет функции старосты в его отсутствие, а также  является представителем класса в системе школьного самоуправления. 2. Информирует работников столовой о количестве питающихся детей в начале  каждого дня. «Звеньевой» (ответственный за свое звено – ряд) 1. Осуществляет контроль за наличием у учеников формы, соответствующей  официально­деловому стилю. 2. Ведет контроль за успеваемостью. 3. Организует помощь отстающим в учёбе. 4. Отвечает за своевременную сдачу учебников и их получение в школьной библиотеке 5. Следит за наличием и проверкой дневников Секторы классного самоуправления: 1. Сектор «Спортивный»  Организуют участие в спортивных мероприятиях.  Помогает старосте и кл.руководителю в организации и проведении спортивных  мероприятий для класса в каникулярное время. 2. Сектор «Трудовой»  Следят за порядком, чистотой, правилами поведения на перемене;  Отвечают за организацию дежурства в классе и по школе;  Организуют ребят на генеральную уборку класса и распределяют фронт работ. 3. Сектор «Редколлегия».  Отвечают за оформление классного уголка;  Оформление класса к мероприятиям;  Принимают участие в оформлении актового зала к школьным мероприятиям.   4. Сектор «Досуг».  Организация участия класса в мероприятиях различного уровня. Временные группы создаются наряду с постоянными секторами в зависимости от  проводимого мероприятия.  Правила временных групп: создание определяется конкретной задачей, стоящей перед коллективом; решение о создании принимается всем классом; в составе временных групп могут быть только те учащиеся, которые участвуют в  решении данной конкретной задачи; прекращают своё существование после выполнения задания.     Выбранная   мною   система   хороша   тем,   что   делает   активными   практически   всех учащихся.   Для   ребят   это   хорошая   жизненная   школа.   Но   как   сделать   эту   систему работающей?   От   распределения   учеников   по   разным   направлениям   жизнь   в   классе   не изменится, нужно наладить работу так, чтобы от каждого органа самоуправления был толк. Самим ученикам такая работа не под силу им нужна поддержка классного руководителя.  Самоуправление тесно связано с таким явлением, как лидерство в детской среде. От того, кто оказывает влияние на группу детей, кто выступает в роли организации, зависит успешность решения организаторских задач.                Активизировать деятельность всех сразу невозможно. Грань между «пассивом» и «активом»   будет   стираться   постепенно.   Процесс   воспитания   активности   управляем   и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.                    Возникает   проблема:   как   организовать   учебную   и   внеучебную   деятельность  учащихся, чтобы помочь адаптироваться на новой ступени обучения, обеспечить успешное развитие   и   саморазвитие,   раскрытие   возможностей   каждого   из   них?   С   одной стороны, переход учащихся на новую ступень обучения меняет организацию их учебной деятельности   (увеличилось   количество   учебных   предметов,   новые   учителя   –   новые требованиями).   Процесс   обучения   потребовал   больших   усилий,   более   высокой самоорганизации. С другой стороны, физиологические изменения усиливают стремление к самоутверждению   среди   сверстников,   представителей   противоположного   пола,   мнение которых становится для ребёнка более значимым. С чего начать работу? Ученики: 1 Наблюдение на уроках и внеурочное время; 2 Диагностика (изучение межличностных отношений, личностных приоритетов,  выявление лидерских и организаторских способностей, сработанности и  совместимости). Школа: 1 Беседа с учителем, выпустившим ребят в 4 классе; 2 Программа развития и план работы школы (учёт особенностей школы, сложившихся традиций); 3 Сотрудничество с органами школьного самоуправления . Родители: 1 Анкетирование родителей (что хотят от школы в плане воспитательной работы,  какие мероприятия, экскурсии, выезды, какую помощь могут оказать, интересы и  склонности ребёнка).                Становление классного самоуправления – очень непростой и длительный процесс, требующий системной работы, творческого подхода, душевных сил.          Конечно, не всё удаётся с первого раза, но результаты уже есть: ребята стали более дружными, ответственными, инициативными, небезразличными к жизни школы и класса.                 В   перспективе учащиеся   должны   научиться   самостоятельному   планированию внеклассной   работы,   оформительским   навыкам,   умению   организовать   свой   досуг   и привлекать ребят к этой деятельности.        Что дает ученическое самоуправление участникам педагогического процесса? Учащимся: • развитие навыков работы в группе, в команде; • ведет к повышению уровня обученности и качества обучения учащихся; • ведет к улучшению дисциплины, снижению пропусков без уважительных причин; • выбор роли в органах ученического самоуправления, которые соответствуют его склонностям и интересам; • защищает права ребенка; • учит цивилизованно разрешить конфликтные ситуации; • помогает самоопределиться в выборе дальнейшего пути. Родителям: • организует свободное время детей; • ведет к улучшению учебной результативности детей; • снижает конфликтность в семье; • дает возможность активно участвовать в школьной жизни. Педагогам: • помогает организовать детей, сплотить детский коллектив; • повышает дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки; • раскрывает творческие, организаторские, лидерские способности ребенка; • апробация инновационных технологий; • обобщение опыта работы через средства печати; • углубление в проблему через опытно – экспериментальную работу Самоуправление   может   развиваться   практически   во   всех   видах   деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов.                  Моя   задача,   как   классного   руководителя   ­   помочь   ребятам,   поддержать   их инициативу, видеть и маленький, и большой успех каждого ученика в порученном ему деле и умело поощрять его.            Самоуправление в классе ­ необходимый компонент современного воспитания.  Его цель   в   современных   условиях   ­   адаптация   школьников   к  непрерывно   изменяющимся жизненным условиям.   Самоуправление    способствует личностному    росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.

Методчисекий материал по организации процесса самоуправления в классе

Методчисекий материал по организации процесса самоуправления в классе

Методчисекий материал по организации процесса самоуправления в классе

Методчисекий материал по организации процесса самоуправления в классе

Методчисекий материал по организации процесса самоуправления в классе

Методчисекий материал по организации процесса самоуправления в классе

Методчисекий материал по организации процесса самоуправления в классе

Методчисекий материал по организации процесса самоуправления в классе

Методчисекий материал по организации процесса самоуправления в классе

Методчисекий материал по организации процесса самоуправления в классе

Методчисекий материал по организации процесса самоуправления в классе

Методчисекий материал по организации процесса самоуправления в классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2018