Методическая копилка игр и упражнений, направленных на развитие фонематических процессов
Оценка 4.9

Методическая копилка игр и упражнений, направленных на развитие фонематических процессов

Оценка 4.9
docx
дефектология
25.02.2020
Методическая копилка игр и упражнений, направленных на развитие фонематических процессов
методическая копилка игр и упражнений на развитие языкового анализа и синтеза.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

ИГР И УПРАЖНЕНИЙ,

 НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ

ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед: Терентьева С.В.

 

 

 

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В помощь  родителям и педагогам.

 

Цель данных ниже игр – поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: учить детей различать на слух и в произношении согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие; развивать внимание к звуковой стороне слова; определять в словах наличие заданных звуков, выделять в словах первый и последний звук.

Взрослый должен подробно объяснить ребенку правила игры и убедиться в том, что ребенок его понял.

Задания, игры и упражнения могут быть придуманы вместе с ребенком в дополнение к тем, которые представлены ниже.

Создание дружеской, доверительной атмосферы во время занятий будет играть важную роль в усвоении обучающего материала.

Все игры и упражнения для развития навыков звукового анализа должны содержать как можно больше слов с изучаемым звуком, среди которых могут быть и малознакомые детям (например: авокадо, айва, утконос, танкер и пр.). Значение таких слов непременно выясняется и закрепляется в процессе занятия, что позволяет существенно расширить лексическую базу для фонетических обобщений.

Традиционно речевой материал фонетических занятий должен включать только правильно произносимые детьми звуки. Уточним, что данное положение справедливо для активного словаря детей, для пассивной же его части (слушания) можно использовать слова без фонетических ограничений. Если в ходе занятия какое-то слово сказано ребенком неточно, педагогу следует сразу же произнести его правильно, чтобы не искажать фонетическое восприятие остальных детей.

Отбор слов с заданным звуком

«Почтальон» 

У детей на столах лежат предметные картинки (1-2). Педагог собирает в сумку, с прикрепленным к ней символом или буквой, только определенные картинки-письма, например, те, в названии которых встречается звук К. Каждый ребенок выбирает такое «письмо» и, отдавая его взрослому, утрированно произносит в слове звук, обозначенный символом на почтовой сумке. Символы заменяются в связи с фонетической задачей занятия,

«Магазин» 

Дети «покупают» с оборудованного прилавка предметы на деньги-символы или буквы. Подавая педагогу символ или букву, каждый ребенок утрированно произносит соответствующий, звук в названии покупаемого предмета.

«Для кого картинка?» 

У детей в руках символы различных звуков или буквы. Педагог показывает картинку, ребенок доказывает, произносительно выделяя соответствующий звук, что эта картинка для него. Если несколько детей заявляют свои права на картинку, она достается тому, кто подберет больше слов на обозначенный символом (или буквой) звук.

«Разложи предметы (картинки) к символам» 

Перед детьми выставляется 3-4 знакомых символа согласных звуков или букв. Вызванные дети берут из набора перевернутых картинок или игрушек, лежащих перед взрослым, по одной. Выигрывает тот, кто первым подставит свою картинку или предмет к нужному символу и всем докажет, что он поступил правильно, то есть произнесет в слове соответствующий звук утрированно.

«Пропускаем мы во двор слов особенных набор» 

Педагог предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуть к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы обеих рук поднять вверх. Взрослый объясняет, что во двор мы будем «пропускать» только слова со звуком, символ которого ставится на видное место. Дети открывают ворота (ставят ладони параллельно друг другу), если слышат в слове заданный звук. Если в слове нет указанного звука, ворота захлопываются. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они «пропустили во двор».

«Мяч не трогать иль поймать — постарайтесь отгадать»

Педагог предлагает стоящим перед ним детям ловить мяч, если они услышат в слове звук, обозначенный символом или буквой, либо прятать руки за спину, если звука в слове не окажется. Когда ребенок поймает мяч, полезно проконтролировать сознательность его выбора, то есть предложить произнести слово, выделяя соответствующий звук.

«Найдем спрятанные слова»

Педагог показывает детям картинки с изображением моря, леса, огорода, улицы и пр. Рядом ставится определенный символ. Педагог произносит стихи:

Я слова найду везде,

В доме, в городе, в воде,

В огороде и в саду

Постараюсь и найду.

Детям предлагается вспомнить предметы, которые могут находиться в указанном месте и содержать в своем названии обозначенный символом звук.

«Разбежались и собрались»

У детей в руках картинки, в названии которых им следует отыскать ударный гласный звук (малИна, посУда,макарОны), а затем собраться около одного из трех детей, держащих соответствующий символ гласного звука (И, У, О). Количество одновременно выделяемых в словах гласных звуков и соответственно зрительных символов можно увеличивать по мере совершенствования внимания и восприятия детей.

«Подставь символ (букву) к предмету (картинке)»

Дети выбирают по одному символу из предложенных педагогом. На столе раскладываются 5-6 предметов (картинок), в названии которых имеются обозначенные звуки. Выигрывают те дети, которые раньше других отыскали соответствующий звук в названии предмета и смогли это правильно продемонстрировать.

«Кубик»

Дети по очереди кидают кубик, к каждой стороне которого прикреплено изображение символа звука или буква. Звук, символ которого оказался сверху, бросавший кубик ребенок должен отыскать в названиях выставленных картинок или предметов.

«Собираем пуговки»

Педагог раздает детям по 3-4 пуговки и объявляет, что в специальный «звуковой сундучок» будет собирать слова с тем или иным звуком. Звук обозначается символом и выставляется перед детьми. Дети называют слова с заданным звуком в любой позиции и опускают пуговки, к которым «пришито» их слово в сундучок.

Поезд

Логопед показывает детям паровоз и 9 картинок с изображениями животных, объясняет: «Прибыл поезд для зверей и птиц. В нем три вагона. Каждое животное может ехать только в определенном ему вагоне. В первом вагоне поедут животные, в названиях которых есть звук с…» и т. д. Педагог вызывает троих детей и предлагает одному ребенку отобрать пассажиров для первого вагона (звук с), другому — для второго вагона (звук ж) и последнему — для третьего вагона (звук р). Затем он приглашает еще трех детей-контролеров (или одного ребенка), которые должны проверить, на своих ли местах пассажиры.

Далее логопед меняет таблички на вагонах, и дети подбирают животных, ориентируясь на названия со звуками з, ш. л.

 

«Предмет и имя»

Педагог показывает детям кукол, изображающих мальчиков или девочек, и дает им имена в зависимости от темы занятия (Маша, Катя, Вова, Павлик, Толя и др.) Каждой кукле предлагается подобрать подарки из ряда предметов, стоящих на отдельном столике, так, чтобы первые звуки в названии предмета и имени куклы совпадали. В случае ошибок педагог прибегает к помощи символа, который напоминает о нужном звуке.

«Подарки гостям»

Педагог представляет гостя занятия (Матрешку, Буратино, поросенка Лафа, Карлсона и пр.). Детям предлагается придумать и назвать подарки или кушанья, которые можно было бы предложить гостю с зачетом того, что первый звук в названии подарка (кушанья) должен совпадать с таковым в имени гостя. В случае ошибок или сомнений педагог предъявляет детям соответствующий символ.

«Сумка-задумка»

К сумке прикрепляется символ гласного или согласного звука. Педагог раздает детям фишки и предлагает собрать в сумку-задумку слова с заданным звуком (без учета его позиции или в определенной позиции, если таковая уже изучена с детьми). Дети называют слова с указанным звуком, одновременно складывая фишки в сумку. Усложнением в данной игре будет определенное обобщение, в рамках которого следует подбирать слова (овощи, игрушки, продукты, школьные принадлежности или другие объекты, «помещаемые» в сумку).

«Что на елочке висит?»

Дети снимают с елочки картинки и подбирают к ним соответствующие символы из лежащих на столике.

 

«Цветик-семицветик»

Символы звуков прикреплены к разноцветным лепесткам цветка. Ребенок, сорвавший лепесток, должен назвать слово с указанным звуком в любой позиции.

«Нам пришло письмо из Звукограда»

Педагог вынимает из конверта, «присланного» в группу, символы гласных или согласных звуков, объясняя, что получено письмо из Звукограда, где живут старички-Звуковички. Больше всего они любят игры со звуками. Взрослый предлагает написать ответ, подобрав к каждому символу по пять названий предметов (животных, игрушек и пр.). Дети называют слова, педагог их записывает на карточках и «отправляет» письмо обратно.

«Волшебная карусель»

Вращающаяся стрелка останавливается напротив одного из символов, изображенных по краю круга. Необходимо назвать не менее трех слов, начинающихся на данный звук.

«Какой игрушки не стало?»

Педагог выставляет перед детьми 4-6 игрушек, названия которых дети четко произносят и запоминают. Педагог, закрыв ширмой все игрушки, одну из них прячет, после чего убирает ширму. Дети должны вспомнить название спрятанной игрушки и найти символ среди лежащих на столе, соответствующий первому (последнему) звуку в слове.

«Вспомним сказку»

Перед детьми выставляются картинка к знакомой сказке и несколько символов. Ребенок берет символ и называет слова, относящиеся к содержанию текста, утрированно произнося соответствующий звук.

«Разные загадки кота Васятки»

Взрослый предлагает детям прослушать стихотворение (загадку) и добавить в его конец подходящее по смыслу и рифме слово. Чтобы облегчись подбор слова, взрослый показывает ребенку символ соответствующего гласного или согласного звука, на который начинается задуманное слово.

 

Определение звука в определенной позиции в слове

«Чудесная удочка»

На конце нитки у маленькой самодельной удочки — магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребенок достает картинку и называет первый, последний, ударный или любой другой заданный звук, а затем подбирает к произнесенному звуку соответствующий символ. Металлические зажимы в случае изменения звуковой задачи в игре легко переместить на другие картинки.

«Цепочка слов»

На столе лежат картинки (5-8 штук). Педагог помещает одну из них на доску и просит определить последний звук в слове. Далее дети выбирают картинку, название которой начинается на данный звук и помещают ее на доску за первой картинкой. Затем дети подбирают картинки по принципу: название следующей начинается со звука, которым заканчивается название предыдущей.

 Определение позиции звука в слове

 «Ходит ежик вдоль дорожек»

На доску выставляются изображения дорожек (короткой и длинной картонных полосок) и ежика. На первом занятии, где происходит знакомство с длинными и короткими словами, педагог, произнося длинное слово, например, стройплощадка или милиционер, двигает изображение ежа по длинной дорожке. Затем произносит короткое слово, например, дом или сад, демонстрируя движение ежа по короткой дорожке.

Другой вариант игры: к изображению ежика прикрепляется выбранный символ (или буква). Передвигая изображение ежа по дорожке (картонной полоске) слева направо, педагог медленно произносит слово, делая акцент на заданный звук (например, ССамолет или подноСС). Если звук слышится в начале слова, ежик остается в начале дорожки, если звук слышится в конце слова, ежик «доходит» до конца дорожки и останавливается там. Дополнительно начало и конец дорожки, которые соответствуют началу и концу слова, можно фиксировать какими-то объектами, например, земляничкой и грибом.

Найди место звука в слове

На доске символ звука или буква, карточки со схемами расположения звука в словах (одна клетка закрашена в начале, конце или середине схемы). Каждый ребенок получает картинку, в названии которой есть определенный звук. Ребенок выходит к доске, проговаривает название своей картинки, выделяя голосом звук, позицию которого определяет и помещает картинку под нужной схемой.

 Подбери слово к схеме (на звуки с и ш)

I вариант

Играют 3 детей. Логопед раздает детям по одной карточке. Затем берет из стопки по одной картинке, называет, слегка выделяя голосом звук с или ш, а дети определяют позицию звука в слове. Если местонахождение звука соответствует схеме на его карточке, ребенок берет картинку и кладет ее на свою карточку. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

II вариант

Получив карточку, ребенок подбирает 3 слова со звуком с или ш, ориентируясь на закрашенный квадрат.

 

Полный звуковой анализ и синтез

«Живые звуки»

Педагог раздает символы звуков, из которых можно составить короткое слово (УМ, МОХ, СУП и пр.) двум-трем детям. Четко, акцентированно произнося каждое слово, взрослый предлагает им встать так, чтобы остальные дети увидели и смогли синтезировать (собрать) из звуков названное слово.

«Разберем и соберем»

Детям раздаются символы гласных и согласных звуков. Взрослый выставляет картинку (например, КОМ) и просит выйти тех детей, у которых находятся символы звуков, имеющихся в слове. Дети с символами в руках выходят и по очереди утрированно произносят каждый свой звук, доказывая, что он имеется в названии картинки (например: Ком, кОм, коМ). После того, как звуки, обозначенные символами, «обнаружены» в слове, взрослый помогает детям соединить их в слово.

«Читай-ка»

Педагог выставляет на доску символы двух – трех звуков, просит детей назвать первый, второй, третий звук. Затем просит детей произнести звуки слитно, не прерывая голоса. Могут составляться звукосочетания (аи, уаи и мн.др.), слоги и слова из двух, трех, четырех звуков.

«Составляй-ка»

Педагог просит детей составить (выложить) из символов звуков звукосочетания (аи, уаи и др.), слоги и слова из двух, трех, четырех звуков.

Звуковая пирамида

Логопед демонстрирует рисунок пирамиды из квадратов, выполненный на листе бумаги. В нижней части каждого квадрата — кармашки для вкладывания картинок. В основании пирамиды — 5 квадратов, выше — 4, потом 3 и 2. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой  поясняет: «Эту пирамиду мы будем строить из картинок. В самом верху у нас должны быть картинки с короткими названиями, состоящими всего из двух звуков, ниже — из трех, еще ниже — из четырех звуков. А в основании пирамиды должны быть помещены картинки с названиями из пяти звуков».

Логопед вызывает поочередно детей для выполнения игрового задания. Ребенок берет картинку, отчетливо произносит слово и определяет в нем количество звуков. Например: «В слове жук три звука. Я поставлю эту картинку во второй ряд (от верха)». Или: «В слове чашка пять звуков, я поставлю картинку в нижний ряд». Ошибочный ответ не засчитывается, и картинка возвращается на прежнее место.

В процессе игры дети ищут картинки только для незаполненных квадратов. В конце упражнения воспитатель спрашивает о том, как устроена эта необычная пирамида.

Включи телевизор

Логопед объясняет детям: «Чтобы включить наш телевизор и увидеть изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах — названиях картинок, помещенных в верхнем кармашке. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране телевизора появится соответствующий предмет».

Логопед вставляет в верхний кармашек предметные картинки, например: матрешку, аиста, кота, просит детей назвать первый звук в каждом из этих слов (м, а, к) и догадаться, какое слово можно составить из этих звуков (мак). Затем демонстрирует картинку с маком на экране.

Дети выделенный звук обозначают соответствующей буквой и читают получившееся слово.

Слова, можно составить по первым или последним звукам.

Как их зовут?

I вариант

Логопед предлагает узнать, как зовут девочек и мальчиков, изображенных на таблице. Объясняет, что для этого нужно определить первые звуки в словах — названиях предметов, нарисованных на картинках в верхних кармашках. Дети называют: лошадь, арбуз, рака, астру — и приходят к выводу, что девочку зовут Лара.

Предметные картинки для прочтения (составления) имени Шура: шар, утка, рыба, апельсин; имени Маша: мышь, автобус, шишка, антенна; имени Рома: рука, осы, мак, автомобиль.

II вариант

Дети составляют имена, ориентируясь на последние звуки в словах: Шура (камыш, кенгуру, шар, ваза); Лара (стол, кошка, топор, утка); Маша (дом, сумка, ландыш, вилка); Рома (комар, колесо, сом, пила).

III вариант

Имена составляют по второму звуку в словах: Лара (слон, рак, арбуз, мак); Шура (уши, куры, грач, сани) и т. д.

IV вариант

Имена составляют по третьему звуку в словах: Лара (волк, грач, марка, кран); Рома (марка, слон, лампа, платье); Шура (мишка, труба, марка, краб).

 

Поезд

Логопед вставляет в прорези на крышах вагонов таблички с кружками и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в словах.

Вызывает ребенка, дает ему картинку с изображением животного. Ребенок отчетливо называет его, так чтобы был слышен каждый звук в слове, затем говорит, сколько звуков в данном слове, и вставляет картинку в кармашек соответствующего вагона: «Бык должен ехать в первом вагоне, потому что в слове бык три звука: б, ы, к» и т. п.

Слоговой анализ слов

Слоговая пирамида

I вариант

Логопед объясняет: «Сегодня мы будем строить пирамиду из картинок . В нижний ряд пирамиды нужно поместить картинки, названия которых состоят из трех слогов, например: ма-ли-на; во второй ряд —из двух слогов: ры-ба; в верхний квадрат — картинку, название которой из одного слога (односложное слово), например гусь».

Воспитатель вызывает к доске ребенка, дает ему несколько картинок (3—4). Одну — с односложным словом, две — с двухсложными словами и одну — с трехсложным словом.

Ребенок произносит названия предметов по слогам и вставляет картинки в нужные кармашки. Все остальные дети проверяют, правильно ли построена пирамида. Следующий ребенок получает новые картинки.

II вариант

Воспитатель вызывает сразу трех детей и предлагает одному ребенку выбрать из разложенных на столе картинок (или из картинок, вставленных в наборное полотно) картинки для нижнего ряда пирамиды, второму — для среднего, третьему — для вершинки.

Ход игрового упражнения вне занятия (настольная игра)

Для настольной игры изготовляются карты с изображениями пирамиды из квадратов (без кармашков). (Дети кладут картинки на квадраты.)

Каждый играющий получает карту с пирамидой, самостоятельно отбирает картинки с нужным количеством слогов и «строит» пирамиду.

Логопед проверяет, как выполнено задание.

Цветочный магазин

Логопед предлагает детям поиграть в цветочный магазин и ставит перед ними наборное полотно с открытками, на которых нарисованы цветы. Рассказывает: «Это у нас цветочный магазин. В нем продаются разные цветы. Одни — с короткими названиями, например мак, другие — с длинными названиями, например незабудка. У каждого из вас есть карточка.  Это — «деньги». Вы будете покупателями, а я продавцом. Покупатель может купить лишь тот цветок, в названии которого столько слогов, сколько квадратов на карточке. Вы придете в магазин, предъявите карточку и произнесете название цветка по частям. Если вы правильно определили, какой цветок можете купить, то получите его. Если ошибетесь, цветок останется на прилавке». Вызванные дети произносят по слогам названия цветов и отдают логопеду карточки.

В конце игры логопед сам показывает детям карточку с двумя квадратами, просит показать и назвать купленные цветы. Дети выходят с открытками к его столу и поочередно произносят названия своих цветов: «Роза … пион … тюльпан» и т. д. Потом логопед показывает карточку с тремя и четырьмя квадратами, и дети произносят трехсложные, а затем и четырехсложные названия.

 

Посадим цветы на клумбу

Логопед раздает детям открытки с изображениями цветов. Вывешивает на доску схемы. Предлагает детям «посадить цветы на клумбу»: в первую, левую часть доски — цветы, названия которых делятся на два слога, в среднюю — цветы с названиями из трех слогов, в правую — с названиями из четырех слогов.

Логопед вызывает детей сначала для посадки цветов в левую клумбу, потом — в среднюю и, наконец,— в правую. В заключение дети хором произносят названия цветов и определяют, правильно ли они посажены.

Поезд

Логопед вставляет в прорези на крышах вагонов новые таблички с квадратами. Объясняет детям, что в первом вагоне должны ехать животные, названия которых состоят из одного слога (односложные слова); те животные, названия которых можно разделить на 2 слога, поедут во втором вагоне и т. д.

Можно назначить на роль кассира ребенка и дать ему числовые карточки с одним, двумя и тремя кружками. К нему поочередно будут подходить дети с картинками и рассказывать: «Я волк. Дайте мне билет на поезд». Кассир определяет количество слогов в слове и дает числовую карточку: «Волк, ты поедешь в первом вагоне»; «Лиса, ты поедешь во втором вагоне» и т. Д

 «Найди общий звук»

Взрослый  произносит 3-4 слова, в каждом из которых есть отрабатываемый звук, и спрашивает: «Какой звук встречается во всех словах?»

Чайник, очки, ключи (Ч).

Жаба, лыжи, жук (Ж).

Липа, лес, соль (ЛЬ).

Репа, букварь, крепость (РЬ).

Зима, обезьяна, зеркало (ЗЬ).

Стул, лодка, лампа (Л).

Воробей, павлин, иволга (В).

Попросите ребенка самого придумать аналогичные задания.

«Найди лишнее слово»

В трех словах этого задания есть общий звук, а в четвертом его нет. Ребенок должен найти это слово.

Щука, плащ, шерсть, клещи.

Кукла, мяч, чайник, чашка.

Овца, цыпленок, солнце, луна.

Ножницы, кружок, лошадь, жеребенок.

«Собираем пуговки»

Ребенку предлагается придумать слова, содержащие определенный звук. За каждое слово он кладет в бутылочку пуговицу. Когда все пуговицы собраны, бутылочка закрывается завинчивающейся пробкой.

Помимо складывания пуговиц в бутылочку можно собирать пирамидку, нанизывать бусинки на нитку, выкладывать мозаику.

Игры, помогающие определить место звука в слове

«Любопытный»

На любой вопрос взрослого ребенок может называть только те слова, которые начинаются со звука Б.

- Где был? – На балконе.

- Кого видел? – Бульдога.

- Куда собираешься? – В булочную.

- Что будешь покупать? – Баранки.

- Куда поедешь? – В Бразилию.

- Что на тебе надето? – Блуза.

- Кем работаешь? – Бухгалтером и т.д.

«Звукоедик»

У Звуковичков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками во всех словах.

Взрослый ходит с куклой в руках по комнате и говорит:

- …иван, …каф, …тул и т.д. Что хотела сказать кукла?

Или Звукоедик съедает последний звук. Как теперь звучат произносимые слова: «Сто…, сту…, тарелк… и т.д.»

Вариант этой игры: «Истории про Звукоедика»

Звукоедик попал в сад. Теперь он отгрызает первый (или последний) звук в названиях фруктов: …руша, …ерсик и т.п.

Звукоедик в лесу. Исчезают звуки в названиях грибов, ягод, деревьев: сыроежк…, сосн… .

Звукоедик может попасть в огород, в магазин, на улицу, в цирк, на рыбалку. До тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый и последний звук в словах.

«Подарки лесным зверюшкам»

Крокодил Гена провел отпуск в Африке. И оттуда привез своим друзьям - лесным зверюшкам – много разных подарков. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с такого же звука, как и имя зверюшки.

Например: зайчику – зонтик, звонок, задачник;

                   лисенку – леденец, лежак и лейку;

                   лосенку – лопатку, лыжи и лакомство.

А что подарил крокодил Гена волчонку, белочке, барсуку, медвежонку и Чебурашке?

«Цепочка»

Ребенок и взрослый по очереди называют предметы, которые они видят вокруг себя, так чтобы последний звук в названии одного предмета был стал первым звуком в названии другого предмета.

Например: автобус – стул – лампа - …

Этот же вид задания можно выполнить, разложив соответствующим образом на столе картинки (игрушки). Затем ребенку предлагается нарисовать ряд предметов, чтобы получилась цепочка.

Учимся различать согласные твердые и мягкие

«В Зоопарке»

Ребенку дается задание: «Посмотри на игрушки: жираф, кит, верблюд, лев, конь, кот, медведь, волк. Раздели их на 2 группы: есть в названии мягкий звук – положи игрушку слева, нет – справа от всех остальных. Сколько игрушек в каждой группе? (5 и 3)

Составь схемы слов с помощью пуговиц: синей пуговицей обозначай твердый согласный звук, зеленой – мягкий согласный звук, красной – гласный звук».

«Упрямые Звуковички»

Взрослый называет твердый согласный звук и бросает мяч ребенку. Поймав мяч, ребенок называет пару заданного звука (маленького «братца») и бросает мяч взрослому.

Например: Б-БЬ, Т-ТЬ, К-КЬ.

Или, наоборот, взрослый называет мягкий согласный, а ребенок в ответ – большого «братца», т.е. твердую пару названного звука.

Например: ВЬ-В, КЬ-К.

Варианты этой игры:

1.      «Твердые-мягкие»

Взрослый называет слово с твердым звуком в начале слова и бросает мяч ребенку, а ребенок возвращает мяч, изменив звук на мягкий: рука – река; лось – лента; молоток – лента.

2. «Измени слово»

Взрослый бросает мяч и говорит слово с твердым окончанием, а ребенок возвращает мяч, заменив твердое окончание на мягкое: дал – даль; стал - сталь;

был – быль; ел – ель; кон -  конь; мел – мель.

«Волшебный дартс»

Ребенку предлагается метать дротики в круг. Если дротик попадает в синий сектор, то ребенок придумывает слово, начинающееся на твердый согласный звук. Если в зеленый сектор – на мягкий согласный звук. Если в красный сектор – слово должно начинаться с гласного звука.

Игры на дифференциацию звуков

«Раскрась – не ошибись»

Ребенку предлагается раскрасить предметы на картине карандашами желтого и синего цветов. Если в словах есть звук Ж – желтым цветом, если звук З – синим: ваза, роза, жираф, желудь, жилет, звезда, пижама, флажок, кружок, мимоза, гвоздика.

«Собери букет»

На листе бумаги нарисованы две вазы. В каждой вазе надо дорисовать букет, но в первую вазу можно поставить лишь те цветы, в названии которых слышен звук Р (ромашка, роза, георгин …), а во вторую вазу – лишь те цветы, в названии которых есть звук Л (ландыш, фиалка, гладиолус …).

«Построим дом»

На листе бумаги нарисована стена. Взрослый просит ребенка дорисовать дом. Но изображать можно только те детали, в которых есть звук Р – крыша, труба, крыльцо, рама, забор (вокруг дома) и т.д. Потом рисуем предметы толь со звуком РЬ – двери, козырек, (над дверью), деревья (рядом с домом) и т.д. Ребенку можно помочь вопросами:

Из какого материала сделан дом: кирпичный, деревянный?

Какой краской покрасим: серой, розовой, коричневой?

Какие кустарники нарисуем возле дома: смородина, сирень?

Какие цветы посадим рядом с домом: астры, розы, ирисы?

« Кто быстрее соберет вещи»

На листе бумаги нарисованы два чемодана. На них символы звуков С и Ш. Вокруг разложены картинки с изображениями предметов одежды, обуви, головных уборов. Взрослый просит ребенка «разложить» данные картинки по чемоданчикам: в один собрать все вещи, в названиях которых есть звук С, в другой со звуком Ш.

«Расскажем о куклах»

Взрослый показывает ребенку двух кукол. Одна кукла одета в красное платье – это Катя, другая одета в голубое платье – это Галя. Произнося имена кукол, взрослый выделяет голосом звуки К и Г.

Ребенку предлагается составить рассказ об этих куклах: что на них одето, какие у них игрушки, что любят есть, чем им нравится заниматься. В ответах про Катю должен быть звук К, а про Галю – Г.

Например:

Катя одета в красное платье, любит какао с калачами, весь день скачет на скакалке и распевает куплеты. Ее любимые игрушки – конь, Чебурашка и матрешка.

«Доктор Звуков»

Мишутка не умеет выговаривать какие-нибудь звуки: «По дороге едет мафына. У слона больфые уфы». Какой звук не выговаривает Мишутка?

Ребенок – доктор Звуков. Он прописывает Мишутке необходимую скороговорку в качестве лекарства: Паша под душем моет шею и уши.

Примеры скороговорок:

Три корабля лавировали да не вылавировали.

Саша любит сушки, Соня – ватрушки.

В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.

У кошки лежат ложки в лукошке.

В тетради Кондрат начертил квадрат.

Учить детей, играя, нужно попросту, без затей, но весело и интересно.

 

        Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи

 «Японская печатная машинка»

Игра направлена на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, ксилофон).

«Поиграем в сказку»

Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:

 - Кто сидел на моем стуле?

 - Кто ел из моей чашки?

 - Кто спал в моей постели?

- Кто же был в нашем доме? И т.п.

 «Испорченный телефон»

Цель: развивать у детей слуховое внимание.

Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т.е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

 Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.

Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.

«Светофор»

Взрослый дает ребёнку два кружка – красный и зелёный и предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название того, чтобы изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, чётко произносит звукосочетания:

Баман  

Паман

Банан  

Банам

Витамин

Митанин

Фитамин

витанин

витанин

митавин

фитавин        

Витамин

альбом

айбом

аньбом

авьбом

альпом

альмом

альном

альбом

ваван  

даван  

баван  

диван                  

клетка

кьетка

клетта        

аблем

кьекта

кветка

тлекта

клетка

Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря)

 «Переезжаем на новую квартиру» Цель: научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.

Игровой материал:

        Предметные картинки (парные): чашка-стакан, кружка-чашка, масленка-сахарница, чайник-кофейник, кастрюля-сковородка, платок-косынка, шапка-шляпа, платье-сарафан, свитер-безрукавка, брюки-шорты, носки-гольфы, чулки-носки, перчатки-варежки, туфли-босоножки, тапочки- сандалии, ранец- портфель, люстра-настольная лампа.

  «Похожие слова».

Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово– конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком – вагон,
Есть кислое слово – лимон!
А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!

Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).

Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.

Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).

Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).

 «Кошка»

Задание: подобрать как можно больше глаголов к существительному.

Кошечка

Загадка

Вчера была мышегонятельной,
Вполне сметаноуплетательной,
Сегодня я диваноспальная,
Вполне подушкоодеяльная. (кошка)

Что умеет делать кошка? (бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять
кусаться, царапаться, кушать, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться,
отряхиваться, мыться, кувыркаться, плавать)

-Какая? (пушистая, мягкая, веселая….)

 

«Мозговой штурм»

Задание: почему так произошло, предложить версии.

- Хозяин во время сбора урожая сидел на травке. Почему так произошло?

(Устал, отдыхал, обедал, спрятался от дождя под зонтик, перебирал урожай, наблюдал за восходом, закатом, считал ящики, точил лопату, ремонтировал ручку ведра, звонил по телефону заказчику, ждал машину).

 

 «Словарный штурм»

Задание: подобрать существительные, глаголы, наречия.

Банан

Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет ... банан.

Расскажи обо мне.

-Как я попал в дом? (купили, подарили, угостили).
-Какой я? (желтый, длинный, мягкий, сладкий, ароматный, вкусный).
-Что я могу делать? (расти, созревать, желтеть, падать, лежать, гнить).
-Что со мной можно делать? (купить, мыть, чистить, резать, сушить, есть, упаковывать, взвешивать, дарить).
-Кто меня больше всего любит? (дети, взрослые, обезьяны, мухи, осы).
-Что я больше всего люблю? (солнце, ветерок, дождик).
- С какими предметами я дружу? (с водой, ножом, тарелкой, вазой, теркой, кастрюлей, соковыжималкой, йогуртом, мороженым, тортом, пирожным, конфетами, джемом, соком, мармеладом, напитком).
- Как я выгляжу? (аппетитно, прекрасно, замечательно, волшебно).

Игры с мячом «Вчера, сегодня, завтра»

Дети становятся в круг. Воспитатель говорит короткую фразу и бросает мяч. Тот, к кому попал мяч, должен назвать соответствующее время. Например: музыкальные занятия будут (завтра). А лепили мы (вчера). На прогулку пойдем (сегодня)".

«Наоборот»

Воспитатель бросает мяч и называет качество предмета, а ребенок, поймавший мяч, должен быстро сказать противоположное ему. Например: сладкий - кислый, высокий - низкий, широкий - узкий и т. д.

Усложнением игры является требование назвать предмет с противоположным качеством. Например: дом высокий - забор низкий. Тот, кто не сумел ответить или уронил мяч, считается проигравшим.

Игры для развития грамматического строя речи

«Размытое письмо»

 Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.

 - Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал …  Я попал в яму, потому что …  Там было так глубоко, что… Пришли охотники и …  Теперь я живу в…  У нас есть площадка для …  На площадке для молодняка есть много … Мы играем с …  За ними ухаживают…  Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из…  Надеюсь попасть в …  Как здорово уметь… Жди следующего письма из …  До свидания. Топтыгин». (Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения).

«Живые слова»

 Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.

Организация. Каждый ребёнок изображает слово. Воспитатель: - Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться).

 Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок косолапый, Медвежонок любит малину, Медвежонок спит...)

«Дополни предложение»

  Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

  Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.

 Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное  предложение, например: «Мама купила... - …книжки, тетради, портфель», - продолжают дети.

«Придумай предложение»  Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

   . Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.

 Ход игры. Дети и Воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:

  - Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовёт свое слово и передает камешек рядом сидящему.  Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий.  Так по очереди по кругу  камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.

Игры для развития связной речи

«Кто больше заметит небылиц?»

 Дидактическая задача: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

 Игровые правила. Кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы.

Игровое действие. Использование фишек. (Кто больше заметил и объяснил небылиц, тот и выиграл).

Ход игры. Дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки, Воспитатель объясняет правила игры:

 - Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница» В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит ещё одну небылицу, положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.

 Сначала читается небольшая часть этого стихотворения, медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами.

  После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные небылицы.  Дети, у  которых больше фишек называют те небылицы, которые  не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.

 Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, т.к. игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру. В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.

«Где начало рассказа?»

 Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

 Ход игры. Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

«Найди картинке место»

 Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.

Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

 Наборы серийных картинок для выкладывания

 «Исправь ошибку»

Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

 Ход игры. Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

Полезными упражнениями служат скороговорки.

Конкурс скороговорок:

Задание: Педагоги получают карточки со скороговорками - первую скороговорку должны произнести быстро, вторую с определённой интонацией (удивлённо, сердито, радостно);

Воспитатели по очереди называют скороговорки, кто больше.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1,2, 3, 4?),

2. Придумывание слов с определенным количеством звуков.

3. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. (Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а).

4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля-Коля, Толя, Поля).

5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук.(Дом-сом, лом, ком, Том, лом).

6. Образование из звуков данного слова возможно большего количества слов, ТРАКТОР - рак, так, рот, рок, ток, кот, кто, рота, кора, торт, корт, крот, такт, тракт.

7. Отобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков.

8. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а, б.нокль и т.д.

9. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте(шуба, уши, кошка).

10. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк.

11. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.

12. Добавить различное количество звуков к 1 и тому же слогу, чтобы получить слово: па-пар, па-парк, па-паром, па-паруса.

13. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на листе. К каждой букве подобрать слово, начинающееся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, из 4, из 5 и т.д.

Р У Ч К А

рот Уля час кот Аня

роза угол чаша каша аист

рукав улица чехол корка астра

14. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом-мак-кот-топор-рука.

15. Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

16. Слово-загадка. Пишется 1 буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается 2 буква и т.д.

П . . . . . . . . . . (простокваша).

17. Вписать букву в кружрв. Рак-раО, каОа и т.д.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. Определение количества слогов в слове и их последовательности.(Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1? 2? 3?).

2. Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов.

3. Составление слов из слогов, данных вразбивку.(Слоги потеряли свое место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ток-ло-мо, ка-сум).

4. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).

5. Образование новых слов путем наращивания ребенком слогов к данному слову.(Какой слог надо добавить к слову «пол», чтобы получилось новое слово?).

6. Перестановка слогов в слове для получения нового слова. (Получить новое слово, поменяв слоги местами).

7. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2,3,4-сложных слов- в другое).

8. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

9. Выделять гласные звуки.(Столько слогов в слове, сколько гласных).

10. Назвать гласные в слове. Подбираются слова, произношение которых не отличается от написания(лужа, пила, лом, канава).

11. Записать гласные данного слова.

12. Выделить 1 слог из названий картинок, записать его. Объединив слоги в слово, предложение, прочитать полученное слово или предложение. Улей, домик, машина, луна, жаба У дома лужа.

13. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:- буз, ут-, лод-, ка-, ка-даш.

14. Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1.                  Определение количества слов в предложении и их последовательности. (Сколько слов в предложении «Вова читает книгу»? Какое 1? 2? 3?).

2.                  Придумывание предложений, состоящих из определенного количества слов.

3.                  Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в нем количества слов.

4.                  Составление предложений из слов, данных вразбивку, или работа с так называемым деформированным текстом. (Слова потеряли свое место, нужно помочь им найти его: дети, мяч, в, играли; высокие, растут, лесу, сосны, в.)

5.                  Распространение предложений путём увеличения количество слов.

 

Упражнения в анализе предложения на слова

1.      Определение количества слов в предложении и их последовательности. (Сколько слов в предложении «Мама мыла раму?» Какое первое слово? Второе? Третье? А в предложении «Птица сидит на дереве»? Какое первое слово? Второе? Третье? Четвертое?).

2. Придумывание ребенком предложений, состоящих из определенного количества слов. (придумать предложение, состоящее из трех, четырех, пяти слов).

з. Составление предложений из слов, данных вразбивку, или работа с так называемым деформированным текстом. (Слова «потеряли» свое место, нужно помочь им найти его: «дети, мяч, в, играли»; «высокие, растут, лесу, сосны, в»).

Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов

1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой слог первый? Второй? Третий?)

2. Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов. (Придумать слово, состоящее из одного, двух, трех 11 более слогов).

З. Составление ребенком слов из слогов, данных вразбивку. (Слоги «потеряли» свое место, надо «помочь» им его найти: на-ро-во ; ток-ло-ма, ка-сум - во­рона, молоток, сумка и т.д.).

4. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных слогов. (Какое слово получится из этих слогов: «го-ло-ва»?).

5.. Образование новых слов путем добавления («наращивания») ребенком слогов к данному слову. (Какой слог надо добавить к слову «пол», чтобы получилось новое слово ?).

пол-ка

пол-ный

Пол-кан

пол-день

пол-ночь

пол-зет

пол-тора и т.д.

6. Перестановка слогов в слове для получения нового слова. (Получить новое слово, поменяв слоги местами):

ка-пор - пор-ка

но-ра - ра-но

ра-ма - Ма-ра

7. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов в одно место, а названия которых состоят двухсложных или трех-, четырехсложных слов - в другое).

Упражнения в звуковом анализе и синтезе слов

1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой первый звук? Второй? Третий? Четвертый?)

2. Придумывание слов с определенным количеством звуков. (Придумать слово, состоящее из трех, четырех, пяти звуков).

З. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков (Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а").

4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? - Звук К (крот) или Г (грот). А к слову «пар»? - Звук К (парк). А какие новые имена можно получить), если добавить один звук к имени «Оля»? (Толя, Коля, Поля).

5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Какие новые слова можно получить из слова «дом», если поменять в нем первый звук? - Сом, лом, ком, Том, ром).

6. Образование из звуков данного слова возможно большего количества Новых слов. (Какие новые слова можно образовать из звуков, составляющих слово «трактор»?), Примерные ответы:

рак

так

рот

рок

ток

кот

кто

рота

кора

торт

корт

крот

такт

тракт

 

 

Домашние задания для развития слухового внимания, фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза

 

1. Хлопай в ладоши и считай до 5.

2. Похлопай, как я:  (VV), (VV — V), (V — VV) (родители хлопают в разных ритмах).

3. Посчитай мои хлопки. Закрой глаза, слушай и считай хлопки.(в одном задании не более 5 хлопков в разных ритмах).

4. Послушай мои хлопки, посчитай их и начерти столько квадратиков, сколько хлопков (простым карандашом).

 

1. Прохлопай слова: МАК, ДУБ, КОТ, МАКИ, ДУБЫ, КОТЫ, КОТИКИ, ДУБИКИ.

2. Нарисуй квадратики: □, □□, □□□.

3. Прохлопай слова и начерти столько квадратов, сколько хлопков: Я, МЫ, РУКИ, РЕБЯТА, ДОРОГА.

 

1. Послушай слова с закрытыми глазами и нарисуй столько кружочков, сколько хлопков: КАРМАНЫ, НОСКИ, БЕЛКА, ЗАБОРЫ. (Родители хлопают слова по слогам, а ребенок считает).

2. Закрой уши. Не смотри на меня и ответь сколько хлопков?(Родители хлопают очень тихо).

3. Послушай и повтори: АУ, АУА, ИО (звуки называем раздельно!)

4. Закрой глаза. Послушай и повтори: ОАУ, УЭ, УОУ, ИОИ.

 

1. Закрой глаза и посчитай, сколько звуков: АУ, ОИО, УИ, АУАУ? (задание даются медленно).

2. Послушай и определи: Первый звук: АУ, ИА, ОО Последний звук: АИ, ИО, ААУ Второй звук: ИА, АУА, ИОИ. (задание произносить медленно)

3. Повтори за мной: ИА, ОАЭ, ИУЫ, ЯЮА, ЕЭУ, ОАУ, ЭЮЯ, ЫИЫ, УЫЭ

 

1. Определи, есть ли, и на каком месте: Звук [А]: УА, ИО, АО, УУ. Звук [У]: УА, УУ, АОУ. Звук [О]: ИО, УОУ, АО. (Задание проговаривать медленно).

2. Посмотри на себя в зеркало. Покажи: НОС, БРОВИ, ВЕКИ, НОЗДРИ, МОЧКИ, ДЕСНА, ПОДБОРОДОК, ЗАТЫЛОК.

3. Повтори без зеркала.

 

1. Послушай. Повтори, не договаривая последний звук: ОА, ИУ, ЫО. Первый звук: АУ, ИО, ЭА, ОЫ.

2. Сколько раз слышится [О]: ОО, ИОИ, АИИ Сколько раз слышится [И]: АИ, ИИ, ИОИ

3. Прохлопай слова и начерти квадраты. ЯБЛОКО, РЕПКА, МОРКОВКА, ЛУК.

 

 

1. Хлопни в ладоши если услышишь звук  [М]:  а,у,м,р, б, и, м, м.

2. Прохлопай слова, начерти квадраты. Найди М, нажимая на квадраты: МА-ШИ-НА,  АР-ТЕМ, РО-МАШ-КА.

3. Напечатай: АМ, ОМ, УМ, МО, МЫ, МИ. 4. Послушай, сколько звуков: АМ, ООМ, ОМУ, МАИ.

 

1. Хлопни в ладоши, если услышишь звук Б. А, У, Б, М, Б, МА, БА.

2. Посчитай, сколько звуков: АБ, УБ, БО, БЫ, МАБ, МОБ.

3. Повтори, не ошибись (5 раз): Ба-ба-ба – новая труба. Бу-бу-бу – взяли мы трубу. Бы-бы-бы – нет уже трубы.

4. Послушай и напечатай: БУ, БИ, БА, АБ, ОБ, ИБ, БЫ,БЭ.

 

 

1. Прохлопай слова, начерти квадраты. Найди Б, нажимая на квадраты: БАТОН, КОЛБАСА, БУЛОЧКА.

2. Послушай и напечатай только первый звук: БАТОН, ОСЛИК, МАК. Прочитай слово.

3. Нарисуй квадратики под составленными словами и раскрась звуки нужным цветом.

 

1. Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Т]: Т, м, б, м, Т, та, ма, бо, ту, ат, от, ум.

2. Послушай, запомни и повтори: Толя, Таня, Тарас.

3. Прохлопай слова. Начерти квадраты. НайдиТ, нажимая на квадраты: ТОПОР, ЭТАЖИ, КАНАТ.

 

1. Определи на каком месте: Звук [Б]: БА, ОБ, МА, БИМ. Звук [Т]: ТА, ТУ, ТОМ.

2. Послушай . Повтори, не договаривая последний звук: АТ, ТА, ОБ, МУ. Первый звук: УМ, БИ, БОМ, БИТ.

3. Повтори не ошибись (5 раз): Та-та-та – я везу кота. Ту-ту-ту – помоги коту. Ты-ты-ты – убежали все коты. То-то-то – котик спрятался в пальто.

 

1. Послушай и напечатай: ТУ, ТИ, ТА, АТ, ОТ, ИТ, ТЫ,ТЭ.

2. Повтори с ударением: ТА-ба-ба, бА-та-та, та-бА-та Ба-ТА-ба, ба-ба-ТА, та-та-бА Ти-ти-бИ,би-би-ТИ, би-ТИ-би, ти-бИ-ти, ТИ-би-би, бИ-ти-ти.

3. Послушай и напечатай: БАБА, ТАТА, МАМА. Нарисуй квадратики под словами и раскрась звуки нужным цветом.

 

1. Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Д]: а,д,м,д,д,и,да, ду, ма, бы, до.

2. Загни пальчик, если услышишь слово со звуком [Д]: ДУБ, КОРОВА, ДОРОГА, ВОДА, УСЫ, ДОМ, ЛИСА.

3. Повтори не ошибись (5 раз): Да- да- да – у меня вода. Ды-ды-ды – нет уже воды. Ду-ду-ду -  за водой пойду.

 

1. Прохлопай слова. Начерти квадраты. Найди Д, нажимая на квадраты:ДОРОГА, ПОГОДА, ПОДАРОК.

2. Повтори с ударением: Ма-ма-ДА, ДА-ма-ма, ма-ДА-ма. Да-да-МА, бу-бу-ТУ, Ту-бу-бу.

3. Послушай и напечатай: ДУ, ДИ, ДА, АД, УД, ЭД, ИД.

4. Послушай, запомни и повтори: ДАША, ДИМА, ДЕНИС, ДАНЯ, ДИНА.

 

1. Послушай и напечатай только первый звук: ДУБ, ОКНО, МАК; ДАША, ИВАН, МАША, АЛИК.

2. Нарисуй квадратики под словами и раскрась звуки нужным цветом.

3. Определи на каком месте: Звук [Д]: ДА, ОД, ТА, ДОМ. Звук [Д]: ДИ, УТ, ДУ, ДИМ.

4. Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Д], Топни, если услышишь [Т]: туфли, одежда, джинсы, тапочки, пальто.

 

1. Закрой глаза и посчитай, сколько звуков: БА, ТО, АМ, ДОМ,ТОМ.

2. Хлопни в ладоши, если услышишь [П]: О, д, м, п, и, та, по, ам, пу, ап, бу.

3. Послушай и повтори: пта-пто-пту-пты Пты-пта-пто- пту; па-ап,по-оп, ап-па.

4. Повтори не ошибись  (5 раз): Па-па-па — на столе крупа. Пы-пы-пы — нет уже крупы. Оп-оп-оп -  все в ладоши хлоп.

 

1. Прохлопай слова, начерти квадраты. Найди П, нажимая на квадраты: ПАША, ПАУК, ПОДУШКА, САПОГИ, ПИРОГИ.

2. Послушай и запомни: ПАША, ПЕТЯ, ПОЛИНА, ПАВЛИК.

3. Повтори с ударением: Па-ба-ба,  Ба-па-па, па-Ба-па, ба-ба-Па,  па-па-Ба, ба-Па-ба.

4. Послушай и напечатай: ПА, ПО, ПИ, АП, ОП, ИП, ПУ.

 

1. Послушай и напечатай: ПАПА, ТОП, нарисуй квадратики под словами и раскрась звуки нужным цветом.

2. Определи на каком  месте: Звуки [П]:  па, уп, ба, топ, поп. Звуки [Пь]: пи, ут, апи, пу, пип.

3. Хлопни если, услышишь звук [П], топни если услышишь [Б]: пирамида, кубики, пузыри, банка, панама, кораблик, палка.

 

1. Хлопни в ладоши, если услышишь [Н], топни если услышишь [М]: п, м, н, н, м, на, ма, ан, ом, Наташа, Маша, молоко, нос, ноги, дом.

2. Повтори  не ошибись: На-но-ну-ны;  ан-он-ун-ин, ну-ни-на-но, на-он, ну-ин, но-ан.

3. Послушай и запомни: На-на-на – лампа у окна. Но-но-но – открыли мы окно. Ну-ну-ну -  смотрим на луну. Ны-ны-ны – мы сидим у Нины.

 

1. Послушай и повтори: Наташа, Нина, Назар, Николай, Ната, Настя.

2. Прохлопай слова и начерти квадраты. Найди Н: Наташа, барабан, бананы.

3. Послушай и напечатай: НА, НУ, НО, ОН, ОНА, ОНИ. 4. Повтори с ударением: НА-ма-ма, ма-ма-НА, ма-НА-ма. МА-на-на, на-на-МА, на-МА-на. НИ-ми-ми, ми-ми-НИ, ми-НИ-ми.

 

1. Послушай, сколько звуков: ан, он, она, они.

2. Послушай и напечатай первый звук, прочитай (предложение): Эмма, Толя, Оля. Настя, Алла, Маша.

3. Нарисуй квадратики под словами и раскрась звуки нужным цветом.

4. Послушай и определи ТВЕРДЫЙ или МЯГКИЙ звук: нос, небо, ноги, нитки. Конь, сон, пень, сын, диван, день.

 

1. Послушай и загни пальчик, когда услышишь [В]: в,п,т,м,д,т,ва, па, ма, вы.

2. Повтори не ошибись: ва-во-ву-вы, Вда-вдо-вду-вды, вма-вмо.

3. Повтори 5 раз: Ва-ва-ва – выросла трава. Ву-ву-ву – соберу траву. Вы-вы-вы – нет уже травы.

4. Послушай и запомни: Валя, Вова, Вера, Витя, Ваня, Вика, Вася, Варя, Володя.

 

1. Прохлопай слова и начерти квадраты, найди В: Воробей, дерево, диваны.

2. Послушай и напечатай: ВА, ВО, ВУ, ВЫ, ВОТ, ВОН, ВАМ.

3. Повтори с ударением: ВА-ба-ба, ба-ба-ВА,  ба-ВА-ба, ВИ би-би, би-би-ВИ, би-ВИ-би.

4. Добавь слог – ВА-: Коро-   , голо-  , сли-  , тык-  , тра-   , Добавь слог –ВЫ-: Коро-  , голо-  , сли-  , тык-  , тра-  .

 

1. Послушай сколько звуков:  ВЫ, ВОТ, АВ, ОВА.

2. Послушай и напечатай первый звук: Вата, ослик, тапочки. Волосы, орех, ваза, арбуз.

3. Нарисуй квадратики под составленными словами и раскрась звуки нужным цветом.

4. Определи, Твердый или Мягкий звук: Ваня, Вика, ветер, ваза, вишня, ворота, вода, велосипед.

 

1. Хлопни в ладошки когда услышишь [Ф] : ф, п, м,д,ф; фа, ма, аф, уп, уф; флаг, панама, Федя.

2. Послушай и повтори: фа-фо-фу-фы, аф-оф-уф-иф, фта-фто.

3. Повтори не ошибись: У Фомки в гостях Фимка. Фимка в гостях у Фомки.

4. Послушай и запомни: Фома, Федя, Филя, Федора, Фима.

 

1. Повтори с ударением: ФА-па-па, па-па-ФА, па-ФА-па ФИ-пи-пи, пи-пи-ФИ, пи-ФИ-пи 2. Прохлопай слова, начерти квадраты, найди Ф: Финики, конфета, жирафы.

3. Послушай и напечатай: ФА, ФО, ФУ, ФИ, ПИФ, ПАФ.

4. Определи  Твердый или Мягкий звук:  Фаина, Фима, футбол, финики, фартук.

 

1. Послушай и исправь ошибку: Носит одуфанчик Желтый сараВанчик.

2. Послушай, сколько звуков: ФА, УФ, ПИФ.

3. Послушай и напечатай первый звук: Филя, Ира, Маша, Анна Даша, Олег, Марта, Антон 4. Нарисуй квадратики под словами и раскрась звуки нужным цветом.

 

1. Послушай и повтори слова: Мак – бак – так;  ток – тук – так; Бык – бак – бук.

2. Хлопни в ладоши когда услышишь [К]: К, м,п, в, к, ка, ма, па, ва, ак, ам, ан, Корова, мак, резина, рука, каша.

3. Повтори не ошибись 5 раз: Ка-ка-ка – бежит река. Ко-ко-ко – вижу далеко. Ку-ку-ку – кукушка на суку. Ак-ак-ак – у реки рыбак.

 

1. Послушай и повтори : Катя, Коля, Кирилл, Кира, Кристина, Костя, Карина.

2. Прохлопай слова и начерти квадраты. Найди К: корова, колосок, молоток.

3. Повтори не ошибись: ка-ка-КЯ;  КЯ-ка-ка;  кя-кя-КА; КА-кя-кя;   ка-КЯ-ка;  кя-КА-кя. 4. Послушай и напечатай: КА, КО, КУ, КОТ, КИТ, ТАК, МАК.

 

1. Послушай, сколько звуков: КА, КОМ, СОК, ОКА.

2. Определи Твердый или Мягкий звук: Каша, кино, куры, кеды, ротик, носики.

3. Послушай  и напечатай первый звук: Эхо, Тоня, ослик. Ком, очки, тигр, имя, коза.

4. Нарисуй квадратики под составленными словами и раскрась звуки нужным цветом.

 

1. Послушай, и загни пальчик когда услышишь [Г]: м, б, г, в, г,  га, да, гу, бу, гараж, дорога, машина, гусь, стол.

2. Послушай и повтори: гла-гло-глу-глы; Агл-огл-угл-игл ( по три раза).

3. Послушай и запомни: Гу-гу-гу  — Гале помогу. Га-га-га – зеленые луга Гу-гу-гу – гуси на лугу Га-га-га –у козы рога.

 

1. Повтори с ударением: ГА-ка-ка,  ка-ГА-ка,  ка-ка-ГА ГЯ-кя-кя,   ГИ-ки-ки, ГЕ-ке-ке.

2. Прохлопай слова, начерти квадраты, найди Г: Гаврила, вагоны, сапоги.

3. Послушай и запомни: Галя, Гоша, Гена, Гриша, Гера.

4. Послушай и напечатай: ГА, ГУ, ГАМ, ГОД, ДОГ.

 

1. Послушай, сколько звуков: ГА, ГИ, ДОГ, УГУ.

2. Определи Твердый или Мягкий звук: Горох, герой, гудок, гамак, Галина, Гена.

3. Послушай и напечатай первый звук: Ток, утка, Том,    гусь, удав, бант, автобус; Тарас, арбуз, мак,    нос, окно, гараж, индюк.

4. Нарисуй квадратики под составленными словами и раскрась звуки нужным цветом.

 

1. Хлопни в ладоши если услышишь [Х]: Х, п, м, х, д,  ха, хо, пу, ко,   ах, ом, ух, Хлеб, молоко, мох, батон, ухо.

2. Повтори  слоги:   ах-ох-ух-их;  ха-хо-ху-хы (по три раза)

3. Договори последний звук: пету..,  пасту..,  отды..,  запа..,  лопу..,  горо..,  шоро…

4. Повтори не ошибись 5 раз: Ха-ха-ха – испугали петуха Ху-ху-ху – ели мы уху. Их-их-их – Ветерок затих Хи-хи-хи – в поле пели петухи.

 

1 . Послушай и повтори 5 раз: Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Хи-хи-хи,  ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.

2. Прохлопай слова и начерти квадраты, найди Х:хижина, мухомор, пароход.

3. Послушай, сколько звуков: ОХ,   ХА,  МОХ,  ПУХ,  УХО.

4. Послушай и напечатай: АХ, ОХ, УХО, ХА,МОХ, ПУХ.

 

1. Определи Твердый или Мягкий звук: Хижина, хомяк, хобот, мухи, петух.

2. Послушай и напечатай первый звук: Эля, Толя, Оля;халва, ослик, боты, очки, танк.

3. Нарисуй квадратики под составленными словами и раскрась звуки нужным цветом.

4. Сосчитай до 5 слова: муха, …

 

1. Хлопни в ладоши, если услышишь звук [С]:  с, п,  м,  с,  са,  ма,  ва,  су,  ас, ам, ус, Соня, дом, Саня, колесо, молоко, лес.

2. Повтори не ошибись: са-со-су-сы, ас-ос-ус-ис,  ста-сто-сту-сты са-са-СО, СУ-сы-са, со-СЫ-са.

3. Повтори 5 раз: Са-са-са – вот летит оса. Су-су-су – не боюсь осы. Сы-сы-сы– нет уже осы. Со-со-со – у Сони колесо.

 

1. Закончи слово слогами: СА: ли.., ко.., ро.., о.., СЫ: о.., у.., ко.., ча.., СОК: пе.., ку.., но.., 2. Прохлопай слова и начерти квадраты, Найди С: Собака, усики, колесо.

3. Повтори не ошибись: са-са-СЯ, СЯ-са-са, СА-ся-ся, ся-ся-СА

4. Послушай и напечатай: АС, ОС, САМ, СОК.

 

1. Послушай сколько звуков: ИС, СОМ, СУП,

2. Определи Твердый или Мягкий звук [С]: Сима, Соня, Саша, Сеня, нос, коса, лось.

3. Послушай  и напечатай первый звук: Ухо, Сом, Анна, Нина, Игорь, Сом, Оса, Кот.

4. Нарисуй квадратики под составленными словами и раскрась звуки нужным цветом.

 

1. Повтори не ошибись: За-зо-зу-зы,  зда-здо-зду-зды за-за-ЗО, зо-зо-ЗУ, зу-зу-ЗА.

2. Хлопни в ладоши если услышишь [З]: З, м, б, в, з, за, ба, га, зы, зонт, мама, коза, вагон, замок.

3. Повтори 5 раз: За-за-за –вот идет коза. Зу-зу-зу–не боюсь козу. Зы-зы-зы – нет уже козы.

 

1. Послушай, сколько звуков: ЗА, ИЗ, ЗУБ.

2. Прохлопай слова, начерти квадраты, найди З и напечатай букву: Зефир, магазин, резина.

3. Послушай и напечатай: зуб, Зина.

4. Повтори не ошибись: За-за-ЗЯ, зы-зы-ЗИ, зэ-зэ-ЗЕ, зу-зу-ЗЮ.

 

1. Закончи слово слогами: ЗА: ва.., ро.., гла.., ко.., ЗЫ: ко.., ва.., бере.., моро…

2. Определи Твердый или Мягкий звук [З]: Зубы, Зина, зефир, Замок, магазин, зима.

3. Послушай  и напечатай первый звук: Зебра, Инна, Нонна, Алла, Улитка, Замок, Оля, Ира.

4. Сделай схему предложения и раскрась звуки нужным цветом.

 

1. Послушай и повтори слова 3 раза: са-за-Ца,  су-зу-Цу,  сы-зы-Цы.

2. Хлопни в ладоши, если услышишь [Ц]: ц, п, ц, к, п, ц, ца, фа, пу, цу, цирк, курица, рука.. 3. Закончи слово слогами: ЦА: мельни.., води.., кури.., ули.., больни…, ЦЫ: мельни.., рукави.., лукови.., ули..,

4. Повтори 5 раз: Ца-ца-ца – вот идет овца. Цу-цу-цу – не боюсь овцу. Цы-цы-цы – нет уже овцы.

 

1. Прохлопай слова, начерти квадраты, найди Ц и напечатай букву в квадрате: цыпленок, огурец, царевна.

2. Послушай и напечатай: Цо, цу, ца,Цып, Бац.

3. Повтори: Забрели к нам в детский сад Десять маленьких цыплят. Это детский сад, Но не для цыплят!

 

1. Послушай сколько звуков: ИЦ, ЦУМ, ЦОК.

2. Посмотри и перепечатай в тетрадь: У водицы Цып.

3. Сделай схему предложения и раскрась звуки нужным цветом.

 

1. Хлопни в ладоши если услышишь [С], топни если услышишь [Ц]: с, ц, ц, с, са, ца, цы, су, ас, оц, уц, санки, цирк, огурец, нос, лиса, лицо.

2. Повтори не ошибись: Ца-ца-са,   са-са-ца, ца-са-са, са-ца-ца, Са-ца-са, ца-са-ца, ас-ас-ац…

3. Закончи слово слогами: ЦА (СА): мельни.., поло.., кузни.., колба.., ЦО(СО): КОЛЬ.., ЛИ.., КОЛЕ.., КРЫЛЬ..,

 

1. Послушай и назови лишнее слово: Санки, цирк, суп, сок. Огурец, молодец, нос ,палец. Курица, мельница, лиса ,лицо.

2. Нарисуй или приклей 4 картинки в названиях которых есть звук [С] или [Ц]. Раздели слова на слоги, определи место звука (квадраты).

3. Повтори и запомни: Цып-цып-цып! – зовет Бориска Цоп-цоп-цоп! – мечтает Киска.

 

1. Послушай предложения, назови слова со звуком [Ц] и [С]: Лариса идет на улицу. У Сони теплые рукавицы. В лесу живут зайцы. Соня купила яйца. Саня поцарапал палец.

2. Посмотри и перепечатай в тетрадь: Это собака Цыган.

3. Сделай схему предложения и раскрась звуки нужным цветом.

 

1. Хлопни в ладоши если услышишь [Ш]: ш, п, к, ш, ша, па, ка, шу, шапка, кот, шуба, кошка, ворона, карандаш…

2. Повтори не ошибись: ша-шо-шу-ши; Аш-ош-уш-иш;   шта-што-шту-шты

3. Повтори 5 раз: Ша-ша-ша – мама моет малыша. Шу-шу-шу – помогите малышу. Ши-ши-ши – на поляне малыши.

 

1. Прохлопай слова, начерти квадраты, найди Ш и напечатай букву в квадрате: Шары, Маша, ладошки, ландыш.

2. Послушай и напечатай: ША, НАШ, ШУМ.

3. Закончи слово слогами: ША: ка…, кры…, гру…, ча…, афи…, ШИ: малы…, камы…, мы…, ланды….

4. Повтори и запомни: ШАПКОЙ МИША ШИШКУ  СШИБ.

 

1. Послушай и запомни: Маша, Паша, Саша, Даша, Глаша, Миша.

2. Послушай  и напечатай первый звук: Мак, Ира, шапка, аист, утка, нам, арбуз, сам.

3. Сделай схему предложения и раскрась звуки нужным цветом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ,

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ,

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА

По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они «пропустили во двор»

По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они «пропустили во двор»

Педагог представляет гостя занятия (Матрешку,

Педагог представляет гостя занятия (Матрешку,

На столе лежат картинки (5-8 штук)

На столе лежат картинки (5-8 штук)

Педагог просит детей составить (выложить) из символов звуков звукосочетания (аи, уаи и др

Педагог просит детей составить (выложить) из символов звуков звукосочетания (аи, уаи и др

Бык должен ехать в первом вагоне, потому что в слове бык три звука: б, ы, к» и т

Бык должен ехать в первом вагоне, потому что в слове бык три звука: б, ы, к» и т

Можно назначить на роль кассира ребенка и дать ему числовые карточки с одним, двумя и тремя кружками

Можно назначить на роль кассира ребенка и дать ему числовые карточки с одним, двумя и тремя кружками

Крокодил Гена провел отпуск в Африке

Крокодил Гена провел отпуск в Африке

Потом рисуем предметы толь со звуком

Потом рисуем предметы толь со звуком

Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово

Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово

Мозговой штурм » Задание: почему так произошло, предложить версии

Мозговой штурм » Задание: почему так произошло, предложить версии

Что получится? (Мёд любит медвежонок)

Что получится? (Мёд любит медвежонок)

Ход игры. Ребенку предлагается составить рассказ

Ход игры. Ребенку предлагается составить рассказ

Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика

Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика

Составление предложений из слов, данных вразбивку, или работа с так называемым деформированным текстом

Составление предложений из слов, данных вразбивку, или работа с так называемым деформированным текстом

Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук

Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук

Хлопни в ладоши если услышишь звук [М]: а,у,м,р, б, и, м, м

Хлопни в ладоши если услышишь звук [М]: а,у,м,р, б, и, м, м

Закрой глаза и посчитай, сколько звуков:

Закрой глаза и посчитай, сколько звуков:

Хлопни в ладошки когда услышишь [Ф] : ф, п, м,д,ф; фа, ма, аф, уп, уф; флаг, панама,

Хлопни в ладошки когда услышишь [Ф] : ф, п, м,д,ф; фа, ма, аф, уп, уф; флаг, панама,

Послушай и повтори 5 раз: Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:

Послушай и повтори 5 раз: Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:

Повтори: Забрели к нам в детский сад

Повтори: Забрели к нам в детский сад
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2020