Методическая копилка по русскому языку. "Изобразительно-выразительные средства языка".
Оценка 4.7

Методическая копилка по русскому языку. "Изобразительно-выразительные средства языка".

Оценка 4.7
Исследовательские работы +7
doc
русский язык
7 кл—11 кл +1
13.01.2022
Методическая копилка по русскому языку. "Изобразительно-выразительные средства языка".
В методической копилке представлен различный спектр заданий по русскому языку. Раздаточный материал. Задания для самопроверки.
Методическая копилка.doc

 

 

 

Методическая копилка по русскому языку.

"Изобразительно-выразительные средства языка".

Лаврова Э.Р.

 

Выразительность русской речи. Средства выразительности.

Изобразительно-выразительные средства языка

 

ТРОПЫ - употребление слова в переносном значении. Лексический аргумент

 

Перечень тропов

Значение термина

Пример

Аллегория

Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.

В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка.

Гипербола

Средство художественного изображения, основанное на преувеличении

Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский)

Гротеск

Предельное преувеличение, придающее образу  фантастический характер

Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.

Ирония

Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.

Откуда, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов).

Литота

Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе)

Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь).

Метафора, развёрнутая метафора

Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ

 

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.   (С. Есенин.)

Метонимия

 

Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения

Когда же берег ада  Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада... (А.Пушкин.)

На серебре, на золоте едал.

Ну, скушай еще тарелочку, сынок.

Олицетворение

Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать

О чём ты воешь, ветр

ночной,

О чём так сетуешь безумно?

(Ф. Тютчев.)

Перифраз (или перифраза)

Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи

Царь зверей (вместо лев)

Синекдоха

Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым

Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.); Швед, русский колет, рубит, режет. Мы все глядим в Напoлеоны.

Эпитет

Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства

Отговорила роща

золотая Берёзовым весёлым языком.

Сравнение

Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением

Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

 

 

 

 

ФИГУРЫ РЕЧИ

Обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от  тропов, не обязательно выступает в переносном значении. Грамматический аргумент.

Фигура

Значение термина

Пример

Анафора (или  единоначатие)

Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф.

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…

Антитеза

Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов

А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы.

 

Градация

(постепенность)— стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости

Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Инверсия

Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи

Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням.

Лексический повтор

 

Намеренное повторение в тексте одного и того же слова

 

Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня!

Плеоназм

Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект.

Друг мой, друг мой, я очень и очень болен.

Оксюморон

 

Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом.

Мёртвые души, горькая радость,  сладкая скорбь, звонкая тишина.

Риторический вопрос, восклицание, обращение

Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие

Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство.  (Ф. Тютчев.)

Синтаксиче­ский параллелизм

Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.

Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской...

Умолчание

Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании.

Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей

судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен.

Эллипсис

Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу

Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.)

Эпифора

Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания

Милый друг, и в этом тихом

Доме. Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом

Доме  Возле мирного огня. (А.Блок.)

 

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕКСИКИ

Лексический аргумент

Термины

Значение

Примеры

Антонимы,

контекстные

антонимы

Слова, противоположные по значению.

Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противополож­ными. Вне кон­текста эта противо­положность теряется.

Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень... (А. Пушкин.)

Синонимы,

контекстные

синонимы

Слова, близкие по значению. Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется.

Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, меч-тать, жаждать, алкать

Омонимы

Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения.

Колено — сустав, соеди-няющий бедро и голень; пассаж в пении птиц

Омографы

Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению.

Замок (дворец) – замок (на двери), Мука (мучение) – мука (продукт)

Паронимы

Близкие по звучанию, но различные по значению слова

Геройский — героический, двойной — двойственный, действенный — действительный

Слова в переносном значении

В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное — образное, стилистически окрашенное.

Меч правосудия, море света

Диалектизмы

Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности

Драники, шанежки, буряки

Жаргонизмы

Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону — разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий.

Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква...

Профессиона -лизмы

Слова, употребляющиеся людьми одной профессии

Камбуз, боцман,  акварель, мольберт

Термины

Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочие.

Грамматика, хирургический, оптика

Книжная лексика

Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску.

Бессмертие, стимул, превалировать...

Просторечная         

лексика                   

Слова, разговорного употребления,

отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера.

Болван, вертихвостка, вихлять

 

Неологизмы (новые слова) 

 

Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы .

Будет буря — мы поспорим

И помужествуем с ней.

Устаревшие слова (архаизмы)              

Слова, вытесненные из современного языка

другими, обозначающими те же понятия.

    

Изрядный — отличный, рачительный — заботливый,

чужестранец — иностранец

Заимствованные 

Слова, перенесённые из слова  других языков.

Парламент,сенат, депутат, консенсус

Фразеологизмы        

 

Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц.

Кривить душой — лицемерить, бить баклу­ши — бездельничать, на скорую руку — быстро

ЭКСПРЕССИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА

 

Разговорная.

Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные.

Грязнуля, крикун, бородач

Эмоционально окрашенные слова

Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок.

 

Прелестный, чудный, отвратительный, злодей

Слова с суффиксами эмоциональной оценки.

Слова с суффиксами эмоциональной оценки.

 

Миленький, зайчонок, умишко, детище

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИИ

Грамматический аргумент

1. Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр.

Что-то воздуху мне мало,

ветер пью, туман глотаю... (В. Высоцкий.)

Мы отдыхаем в Сочах.

Сколько Плюшкиных развелось!

 

2. Прямое и переносное употребление форм времени глагола

Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадо­вался я!

 

3. Экспрессивное использование слов разных частей речи.

Со мной произошла преудивительнейшая история!

Я получил неприятное сообщение.

Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия.

 

4. Использование междометий, звукоподражательных слов.

Вот ближе! Скачут... и на двор Евгений! «Ах!» — и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин.)

 

 

ЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

 

Средство

Значение термина

Пример

Аллитерация

Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков

Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой..

Альтернация

Чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления.

Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть.

Ассонанс

Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков

Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен. (А. Пушкин.)

Звукопись

Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине

Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой

Перестукивали стыки: на восток, восток, восток...

(П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)

Звукоподражание

Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы

Когда гремел мазурки гром... (А. Пушкин.)

 

 

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СИНТАКСИСА

Грамматический аргумент

1. Ряды однородных членов предложения.

Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих со­мнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе. (Д. Писарев.)

2. Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными чле­нами.

Вероятно, там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, когда я умру. (К. Бальмонт.)

3. Экспрессивное использование предложений разного типа (сложнопод­чинённых, сложносочинённых, бессоюзных, односоставных, непол­ных и пр.).

Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как ос­нова моей личности. (К. Бальмонт.)

4. Диалогичность изложения.

Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?

Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку...

Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе по­казался? Печален, задумчив?

Что вы? Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.

С вами в горелки бегать! Невозможно! (А. Пушкин.)

5. Парцелляция - стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интона­ционную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируе­мые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными зна­ками при соблюдении остальных синтаксических и грамматических правил.

Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда. (А. Володин.) Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.

 

6. Бессоюзие или асиндетон – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность.

Швед, русский колет, рубит, режет. Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война.  Волков бояться – в лес не ходить.

7. Многосоюзие или полисиндетон – повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения.

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.

 

Тесты.

1. Выберите правильный ответ:

1) В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока  последний раз... (Е. Замятин).

а) метафора    б) гипербола  в) метонимия

 

2.         То стынешь  в блеске лунного лака,

             То стонешь, облитый пеною ран.

                                             (В. Маяковский)

а) аллитерация          б) ассонанс    в) анафора

 

3.               В пыли влачусь — и в небесах витаю;

                  Всем в мире чужд — и мир обнять готов. (Ф. Петрарка).

               а) оксюморон         б) антонимы  в) антитеза

 

4.  Пусть заполнится годами

жизни квота,

стоит

только

вспомнить это диво,

раздирает

рот

зевота

шире Мексиканского залива.

(В. Маяковский)

а) гипербола  б) литота        в) олицетворение

 

5. Выберите правильный ответ:

1) Моросил бисерный дождь, такой воздушный, что, казалось, он не достигал земли и дымкой водяной пыли расплывался в воздухе. (В. Пастернак).

а) эпитет        б) сравнение  в) метафора

 

6.  И в осень дней не погасает пламень, текущий с жизнию  в крови. (К. Батюшков)

а) метафора    б) олицетворение     в) гипербола

 

 

7.         Порой влюбляется он страстно

В свою нарядную печаль.

(М. Ю. Лермонтов)

а) антитеза     б) оксюморон            в) эпитет

 

 

8.            Алмаз шлифуется алмазом,

               Строка диктуется строкой.

         а) анафора б) сравнение в) параллелизм

 

 

9. При одном предположении подобного случая вы бы  должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и  испустить ручьи... что я говорю! реки, озера, моря, океаны слёз!

(Ф.М.  Достоевский)

а) метонимия             б) градация    в) аллегория

 

 

10. Выберите правильный ответ:

1) Черные фраки носились врозь и кучами там и там. (Н. Гоголь)

а) метафора    б) метонимия            в) олицетворение

 

11.       Сидит лодырь у ворот,

        Широко разинув рот,

        И никто не разберет,

         Где ворота, а где рот.

а) гипербола      б) литота             в) сравнение

 

12. С наглой скромностью смотрит в глаза. (А. Блок).

                     а) эпитет           б) метафора   в) оксюморон

 

Различные задания по вариантам:

 

Вариант I.


I. Соотнесите тропы и их определения.


1) Метафора а) перенос значения с одного явления на другое по
смежности
2) Метонимия б) сильное преуменьшение размера, силы, значения и т.д.
какого-либо предмета
3) Парафраз
(парафраза)
в) употребление слов в переносном значении на основе
сходства в каком-либо отношении двух предметов или
явление
4) Ирония г) замена названия лица, предмета или явления описанием
их существенных признаков или указанием на их
характерные черты
5) Литота д) употребление слова или выражения в смысле, обратном
буквальному, с целью насмешки


II. Назовите троп, который использован


1) в создании образа моря:
Ты живо: ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты... (Ж у к о в с к и й);
2) в изображении пешеходов в повести Гоголя «Невский проспект»:
Здесь вы встретите усы чудные... здесь вы встретите такие талии...
3) в финале стихотворения «Железная дорога»:
Выпряг народ лошадей — и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал...
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?.. (Некрасов);
4) в монологе Фамусова:
Не то на серебре — на золоте едал. (Грибоедов);
5) в описании великой украинской реки:
Редкая птица долетит до середины Днепра. (Гоголь).
Варианты ответов:
а) ирония;
б) олицетворение;
в) синекдоха;
г) метонимия;
д) гипербола.


III. Определите вид эпитета:


а) постоянный;
б)изобразительный;
в) эмоциональный;
г) метафорический.
1)Ночевала тучка золотая... (Лермонтов).
2)Вот идет он к синему морю... (Пушкин).
3)Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый. (Лермонтов).
4)Роняет лес багряный свой убор... (Пушкин).


IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.


1) Эпифора а) расположение близких по значению слов в порядке
нарастания или ослабления их эмоциональносмысловой значимости
2) Антитеза б) пропуск элемента высказывания, легко
восстанавливаемого в данном контексте или ситуации
3) Эллипсис в) повторение одних и тех же элементов в конце
каждого параллельного ряда (стиха, строфы,
предложения и т.д.)
4) Градация г.) одинаковое синтаксическое построение соседних
предложений или отрезков речи
5) Параллелизм д) усиление выразительности речи путем резкого
противопоставления понятий, мыслей, образов


V. Назовите синтаксический прием, который


1) подчеркивает авторскую мысль:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный...(Пушкин);
2) использован для изображения лирических переживаний:
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край. (Фет);
3) придает яркость описанию природы:
Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой
особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (Аксаков);
4) использован для усиления выразительности речи в строке:
Где стол был яств, там гроб стоит.(Державин);
5) передает эмоциональность, взволнованность речи героя:
Нет; я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время
умереть.
(Пушкин).
Варианты ответов:
а) анафора;
б) антитеза;
в) умолчание;
г) инверсия;
д) градация.
VI. Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использованы в строках из стихотворения « Клеветникам России »
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык? (Пушкин).

Изобразительно-выразительные средства языка и речи


Вариант II.


1. Соотнесите тропы и их определения.


1) Синекдоха а) уподобление одного предмета другому на основании
общего у них признака
2) Аллегория б) перенос значения с одного явления на другое по признаку
количественного отношения между ними
3) Сравнение в) иносказательное изображение отвлеченного понятия при
помощи конкретного, жизненного образа
4) Гипербола г) приписывание неодушевленным предметах признаков и
свойств живых существ
5)
Олицетворение
д) непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д.
какого-либо предмета, явления


II. Назовите троп, который использован


1) для создания образного представления о малой родине в стихотворении
«О красном вечере задумалась дорога…»:
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины. (С.Есенин)
2) в прозаической строке:
Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Горбатов)
3)для передачи лирического переживания в строчках:
Только слышно — на улице где-то
Одинокая бродит гармонь. (Исаковский);
4) для создания сатирической направленности стихотворения «Гимн
обеду»:
Желудок в панаме! Тебя ль заразят
Величием смерти для новой эры?! (Маяковский);
5) для создания неожиданного, запоминающегося образа в строке:
Стекло стрекоз сновало по щекам. (Пастернак).
Варианты ответов:
а) синекдоха;
б) метафора;
в) метонимия;
г) развернутая метафора;
д) сравнение.


III. Закончите фразу:


«Сравнение как троп трехчленно и состоит из следующих компонентов:
1)предмет сравнения;
2)образ сравнения;
3) ......».


IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.


1) Анафора а) утверждение или отрицание в форме вопроса, на
который не ожидается ответ
2) Оксюморон б) расположение членов предложения в особом порядке,
нарушающем обычный (прямой) порядок
3) Инверсия в) повторение одних и тех же элементов в начале
каждого параллельного ряда (стиха, строфы,
прозаического отрывка)
4) Парцелляция г) соединение двух понятий, противоречащих друг другу,
логически исключающих одно другое
5) Риторический
вопрос
д) членение предложения, при котором содержание
высказывания реализуется не в одной, а в двух или
нескольких интонационно-смысловых речевых
единицах, следующих одна за другой после
разделительной паузы


V. Назовите синтаксический прием, который


1) использован для усиления смыслового оттенка высказывания:
Флеров — все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже. (Горький);
2) использован для изображения лирических переживаний:
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня. (Блок);
3) придает динамичность, интонацию живой разговорной речи:
Офицер — из пистолета,
Тёркин.— в мягкое штыком... (Твардовский);
4) использован для усиления выразительности речи:
Мы любим все — и жар холодных числ... (Блок);
5) подчеркивает авторскую мысль в поэтических строках:
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам. (Берггольц).
Варианты ответов:
а) оксюморон;
6) парцелляция;
в) эпифора;
г) градация;
д) эллипсис.


VI. Назовите художественные средства (тропы и стилистические
фигуры), использованные в строках стихотворения:

У меня в Москве — купола горят,
У меня в Москве — колокола звенят.
                                                            (Цветаева).


Ответы: В 2
I. 1)6; 2) в; 3) а; 4) д; 5) г.
П. 1) г; 2) д; 3) в; 4) а; 5) б.
Ш. Признак сходства.
IV.1) в; 2) г; 3) б; 4) д; 5) а.
V. 1)6; 2) в; 3) д; 4) а; 5) г.
VI.Анафора, метафора, параллелизм
Ответы: В 1
I. 1) в; 2) а; 3) г; 4) д; 5) б.
II. 1) б; 2) в; 3) а; 4) г; 5) д.
III. 1) г; 2) а; 3) в; 4) б.
IV. 1) в; 2) д; 3) б; 4) а; 5) г.
V. 1) г; 2) а; 3) д; 4) б; 5) в.
VI. Анафора, риторический вопрос, метонимия, синекдоха.

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Методическая копилка по русскому языку

Методическая копилка по русскому языку

Эпитет Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства

Эпитет Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства

Куда ты скачешь, гордый конь,

Куда ты скачешь, гордый конь,

Меч правосудия, море света

Меч правосудия, море света

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИИ

Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными чле­нами

Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными чле­нами

Мексиканского залива. (В. Маяковский) а) гипербола б) литота в) олицетворение 5

Мексиканского залива. (В. Маяковский) а) гипербола б) литота в) олицетворение 5

Парафраз (парафраза) в) употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явление 4)

Парафраз (парафраза) в) употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явление 4)

Градация г.) одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи 5)

Градация г.) одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи 5)

Изба-старуха челюстью порога

Изба-старуха челюстью порога

Офицер — из пистолета, Тёркин

Офицер — из пистолета, Тёркин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2022