Цель игры: развитие коммуникативных способностей, укрепление единства группы, развитие связной, чёткой речи, способности размышлять последовательно и логично.
Данная игра появилась на основе всеми известной настольной игры «Элиас». Вся суть этой игры сводится к одной простой фразе - «скажи иначе».
Чем же она так привлекательна именно в процессе обучения? Эта игра является отличным тренажером для развития речи (умения формулировать понятия своими словами, объяснять семантическое значение терминов, доносить информацию до окружающих).
Сколько человек может играть? От четырёх человек и больше играть интереснее, поскольку больше шансов, что кто-то из команды угадает загаданное слово.
Что нельзя делать в игре? - нельзя использовать жесты, однокоренные слова, называть слово с другим окончанием.
Как играть в игру «Скажи иначе»? Перемешиваются карточки со словами. Представитель команды берёт в руки колоду с картами и начинает объяснять слова своей команде. В это время другая команда следит за временем. Как только время заканчивается, другая команда тоже может дать ответ, если слово ещё не было озвучено. И если противоположная команда даёт правильный ответ, то очко засчитывается им. Сколько слов угадала команда, столько баллов и заработала. Если слово тяжёлое, можно карточку отложить. Если игрок отложил карточку в сторону, то 1 балл вычитается у команды. Угадать слово нужно именно так как оно написано (учитывая окончание).
Выберите для себя необходимую колоду, распечатайте и учитесь играя!
Темы колод: «Математика», «Биология», «История», «Физика», «География», «Английский язык», «Этика и психология», «Школьная жизнь», «Родной край».
«Скажи иначе»
Цель игры: развитие коммуникативных способностей, способности размышлять последовательно и логично, развитие ассоциативного мышления.
Правила игры.
1 вариант. Участники делятся на несколько команд. Представитель от одной команды загадывает любое слово представителям других команд. Далее представители от команд по очереди должны с помощью ассоциаций к слову объяснить своей команде загаданное слово. Каждый круг команда высказывает только одно предположение, если оно не верное, то ход переходит другой команде. К загаданному слову каждый «не отгаданный круг» добавляется еще одна подсказка-ассоциация от представителя команды. Например, представитель 1-ой команды загадал слово «яблоко». Представитель 2-ой команды даёт команде подсказку-ассоциацию «Ньютон». Право отгадывать первой у команды №2, далее попытка команды №1. Если они не угадали, уже 1-й представитель добавляет ассоциацию, теперь их уже будет 2 – «Ньютон, дерево». Очередность хода меняется после каждого круга.
2 вариант. Использовать в качестве «зашифрованных» слов колоды с игры «Скажи иначе» по темам: «Математика», «Биология», «История», «Физика», «География», «Английский язык», «Этика и психология», «Школьная жизнь», «Родной край».
3 вариант. Участников может быть от 3-х и более, не командный вариант. 1 участник выходит, чтобы не слышать договоренности остальных. В это время остальные участники решают, кого из присутствующих или известных личностей они загадают. Задача отгадывающего, с помощью наводящих вопросов группе, выяснить загаданного человека или известную личность. При этом группа может отвечать только одним словом-ассоциацией. Например, загаданная личность – «Стив Джобс». Возможные вопросы и ответы: - Если это фрукт, то какой? – Яблоко. Если это цвет, что какой? – Черный и т.д.
«Ассоциации»
Цель игры: развитие эмоционального интеллекта, повышение качества знаний по литературе, развитие навыков публичного выступления.
Правила. Понадобятся заготовленные отрывки из стихотворений и «эмоциональные кости» (игральные кости, на гранях которых нарисованы эмоции человека).
Игрок наугад берет любой отрывок и бросает кости. Теперь нужно прочитать этот отрывок с выражением выпавшей эмоции, а остальные должны отгадать эмоцию и назвать автора отрывка.
«Театр»
Цель игры: развитие навыков устного счета, логического мышления.
Правила. Для данной игры понадобятся бочонки с игры «Лото». Игроки «в слепую» выбирают от 2-х до оговоренного числа бочонков в каждую руку. После, посмотрев на свой выбор, не вычисляя, предположить в какой руке сумма будет больше. Проверив, считая устно, выигрывает тот, чье предположение было верным.
В зависимости от возраста и интеллектуального потенциала игроков, можно варьировать количество вытягиваемых бочонков.
«Весы»
Игра создана на основе методики С. Кооса для диагностики умственных способностей детей и взрослых.
Данные кубики являются отличной зарядкой для мозга и для расширения умственных способностей ребенка. Кубиками можно воспользоваться, как для развития пространственного мышления, для того чтобы научить ребенка устанавливать связи и отношения между предметами в пространстве, для развития логики и внимательности, сосредоточенности и воображения.
Для того чтобы тренировать все выше перечисленные навыки, надо с помощью кубиков складывать различные узоры, которые отличаются по степени сложности.
Это кубики одинакового размера, грани их покрашены в специальные цвета. К кубикам прилагаются карточки — задания, с разным уровнем сложности. В оригинале число кубиков должно быть 16 штук. Но для занятий с детьми младшего возраста достаточно набора кубиков из 9 штук. Начинать знакомство с кубиками, складывать узоры, можно и с 4 штук.
«Собери узор»
Цель: развитие воображения, креативности, творческих способностей, воспитание любви к чтению.
Сегодня достаточно трудно привлечь детей к чтению, учитывая невероятные видеоигры и большие возможности Интернета. Но ведь письменное слово имеет огромную силу.
Книги, которые мы создаем вместе с детьми, интерактивные, а от этого более привлекательны юному читателю. В них предметы поднимаются со страницы, приветствуя читателя. Они более визуальные, чем вербальные. Это важный аспект роста и обучения (даже для взрослых) — тренировать наши зрительные способности параллельно со словесными.
«Книги pop-up»
Цель: повышение качества знаний по литературе, развитие оперативной зрительной и долговременной памяти.
Данная игра позволяет детям любого возраста быстрее заучивать наизусть стихотворения, большие тексты, даже параграфы учебников. Все что нужно сделать – выделить опорные слова в тексте и схематично их зарисовать, соблюдая правильный порядок.
«Мнеморисование»
Цель: развитие критического мышления, учения убеждать, аргументировать свою позицию, развитие проницательности и наблюдательности, умения анализировать.
Самый главный нюанс – хоть в «Прогульщиках» наличие карт обязательно, это не карточная игра. При помощи карт лишь определяются роли каждого из участников.
Участники делятся на две команды, между которыми и происходит борьба:
на «красных» - школьники, которые пытаются незаметно прогулять уроки:
- ученики;
- педагог-организатор;
- медсестра;
- повар.
и «черных» - преподаватели:
- директор;
- учителя.
Рассчитана игра на не менее 11 человек, из которых 3 члена «чёрных» (включая Директора), 5 учеников, 1 повар, 1 педагог-организатор и 1 медсестра.
Игра мафия предполагает две фазы: перемена, урок.
На перемене «черные» «спят», бодрствуют «красные», на уроке – наоборот. Никто не должен знать, кто есть кто в этой игре, но в фазу «урок» просыпаются все, кроме учеников, но по очереди и выполняют каждый своё задание в соответствии с ролью. Задача «черных» – устранить учеников, пытающихся прогулять урок, тем самым получив численное преимущество.
Заканчивается игра:
- победой учителей, если учеников за столом остается столько же, сколько и членов «черной» команды;
- победой учеников – если все «черные» уничтожены до одного.
«Прогульщики»
Задача Струпа, – интересное явление, связанное с работой нашего мозга. Посмотрите на картинку ниже и назовите цвета, которыми написано каждое слово. Трудно, не правда ли?
Лишь сконцентрировавшись и мысленно отбросив то, что просится на язык первым, мы называем требуемое. Сложность именно в противоречии между прочитанной информацией и увиденной.
Задача Струпа активно используется в психологии для определения гибкости когнитивного мышления. Если человек может быстро переключиться с чтения слов на называние цветов, значит, его когнитивное мышление достаточно гибкое. Помимо прочего, тест Струпа расскажет о возможности сосредоточиться и сконцентрировать внимание в данный конкретный момент.
«Задача Струпа»
Это упражнение способствует развитию скорочтения, потому что улучшает периферийное зрение, а еще помогает развивать память и устный счет.
Для улучшения периферического зрения, а также скорочтения, таблицу Шульте необходимо проходить смотря строго в центр таблицы и периферийным, боковым зрением находить цифры или буквы в порядке их возрастания. Чем быстрее будут найдены все цифры или буквы в порядке их возрастания, тем лучше. Во время прохождения упражнения необходимо остановить внутренний диалог, то есть ничего не проговаривать про себя.
«Таблицы Шульте»
Матрицы памяти развивают пространственную память, ориентирование, внимательность, память, концентрацию.
Как играть:
Один игрок заполняет матрицу с сеткой квадратов. Некоторые квадраты закрашены (в игре они называются tiles — плитки). Запомните местоположение закрашенных квадратов.
После закрытия узора другим игроком, воссоздайте его. С каждым правильным ответом увеличивается матрица, а вместе с ней и количество закрашенных квадратов. При неправильном ответе матрица уменьшается вплоть до одного закрашенного квадрата.
«Матрицы памяти»
Эта игра развивает память и внимание.
Первый участник начинает игру фразой: «Я беру портфель и кладу в него…» дальше он продолжает, произнося любое слово, например, яблоко.
Можно усложнить правила и использовать только слова по теме урока.
Следующий человек повторяет все сказанное предыдущим, но добавляет еще один свой предмет: «Я беру сумку и кладу в нее яблоко, носки». И так далее игра продолжается по кругу. Каждый запнувшийся выходит. Последний оставшийся участник, сумевший произнести без запинки всю цепочку, выигрывает.
«Портфель»
Игра развивает речь, вербальное мышление.
Придумывается любое слово (лучше – глагол). Участники по кругу начинают произносить его синонимы. Пауз быть не должно, поэтому остановившийся выходит из игры. Выигрывает последний оставшийся участник.Цепочка синонимов будет длиннее, если вставлять в нее образные понятия, например: бежать – лететь, работать – горбатиться и т.п. Также можно использовать не только одно слово, но и выражения, которые будут отражать тот же смысл: плакать – лить слезы, собираться – мылить лыжи.
«Синонимы»
Игра развивает речь, вербальное мышление.
Вариант 1. Играют два человека. Первый произносит половину любого слова, второй должен продолжить его и назвать все слово.
Например:
Первый: «Пере..»
Второй: «…права. Гор…»
Первый: «од… Удо…» и т.д.
Побеждает тот, кто сумеет продержаться, не запнувшись.
Вариант 2. Игра для компании. Участники делятся на 2 команды, засекается определенное время и за это время команды должны придумать как можно больше слов с начатого слога. Побеждает та команда, у которой будет больше слов. Например, нужно придумать продолжение части слова «ком…»: коммунизм, коммунальщик, комната, комбайн, компания, комик, команда и т.п.
«Продолжи мысль»
Игра развивает речь, вербальное мышление.
Первый игрок называет любое слово, желательно короткое. Второй подбирает слово, рифмующееся с первым, третий добавляет свое слово и т.д. Тот, кто не сможет назвать слово в рифму, получает минус. Набравший три минуса выходит из игры. Побеждает игрок, оставшийся в одиночестве.
Например: корт — спорт — борт — лорд — торт — офорт — сорт — рекорд.
Игру можно усложнить, что сделает ее более занятной. В данном примере употреблены существительные в именительном падеже единственного числа, но можно брать всевозможные части речи, а также попытаться в одиночку или сообща сочинить стихотворение из прозвучавших рифм.
«Рифмоплёт»
Цель: развитие внимания, логического мышления и зрительного восприятия.
В ходе игры нужно найти недостающую часть общей картинки по форме и цвету. Можно играть индивидуально, а можно соревноваться с кем-то на скорость.
«Найди заплатку»
Игра развивает речь, вербальное мышление.
Думаю, эта игра знакома многим. Возьмите слово, состоящее не менее чем из семи-восьми букв. Пользуясь этими буквами, нужно составить новые слова. Например: станция — тина, аист, сатин и т.д.
Игра будет интереснее, если за основу брать длинные и сложные слова: восприятие, археология и т.д. Можно брать слова по теме урока.
Вот три правила, которые нужно помнить:
- слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа (собственные имена не употребляются);
- каждое слово должно быть составлено только из тех букв, которые есть в слове.
На составление новых слов нужно отвести определенное время. По истечении назначенного срока игрок, составивший наибольшее количество слов, зачитывает их. Подводятся итоги игры, и участникам можно предложить написать стихотворение или составить небольшой рассказ с обязательным использованием всех записанных или названных (если игра проводится устно) слов.
Если в «наборщика» играют четверо, то слово, которое составлено лишь одним участником, оценивается в три очка, составленное двумя игроками — в два очка, тремя — в одно очко, а если оно записано всеми, то просто вычеркивается (0 очков).
«Наборщик»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.