Методическая копилка "ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ"
Оценка 4.6

Методическая копилка "ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ"

Оценка 4.6
docx
09.11.2023
Методическая копилка "ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ"
методическая копилка ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.docx

 

«ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

 

 

 

 

 

учителя начальных классов

ЧОУ «НОШ «Счастливое детство»

Малявиной Виктории Владимировны

Приведу несколько примеров групповой формы работы на уроках русского языка из моей «методической копилки».

Работу в парах:

 

Я успешно использую уже с первых дней обучения детей в школе. Работа ведётся систематически и целенаправленно в течение четырёх лет обучения в начальной школе. Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т. е. на любом этапе урока.

 

Например, можно применять:

1.     Взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.

 

2 . С домашним заданием тоже можно поработать. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает.

 

2.     В письменных работах в паре детям очень нравится такой вид работы, как «словарный диктант для соседа». 

Заранее говорю, сколько должно быть слов или словосочетаний. Дома ребята составляют словарный диктант с пропущенными орфограммами на отдельной карточке с указанием «Составлял…». На уроке после обмена карточками и выполнения задания внизу подписывают «Выполнял…».

 

4.По аналогии составляется «графический диктант для соседа».

Каждый ученик выписывает из художественного текста, учебников 4-5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет знаки препинания, разбирает предложение по членам, чертит схемы предложений.

 

Мне от работы парах к групповой работе помог приём «Ручеек»

В «Ручейке» идёт общение ребят внутри одного ряда.

• Данный приём и в 4 классе помогает продуктивно проводить словарную работу на уроке.

• Я заготавливаю карточки по количеству человек в ряду. Изученные словарные слова делю на блоки, т.е. каждый ребёнок получает свою карточку. Затем дети работают в парах: диктуют слова друг другу, проверяют работу и работают над ошибками. Меняются карточками – в следующей паре ученик диктует слова, которые он только что писал сам. Таким образом, ученик получает возможность повторить слова и закрепить свои знания.

 

 

 

 

 

Формы групповой работы:

 

 Очень часто в конце урока включаю игровые моменты по группам.

Это орфографическое лото, «Четвертое лишнее», орфографическая эстафета, «Кто больше», «Кто быстрее», «Подбери пару» и т.д.

Например, при изучении темы «Словообразование» группы получили карточки  с заданием: из двух слов, переставляя буквы каждой пары, попробуйте образовать новое ( «боб» + «уста» = суббота; «ива» + «карп» = крапива).      

Или задание   «Вырасти дерево», где каждый член группы должен на веточке написать однокоренное слово. Чье дерево пышнее, гуще, та группа и победила.                  

Благодатный материал для групповых игр дает «Лексика» и «Фразеология».

Это и шарады, анаграммы, «Спрятанные слова» («Звездный час»), кроссворды, чайнворды.   В этой игре выигрывает тот, кто быстрее и больше вспомнит фразеологизмов, в которых встречаются слова «голова», «ноги», «глаза», «нос». (Карточки со словами консультанты выбирают у учителя, не видя самих слов.)      

 

«Аукцион» - в этой игре побеждает тот, кто последним назовет фразеологический оборот, в котором встречается:

 - названия животных, птиц, насекомых;                                                                            

 - имена собственные;                                                                                                            

- числительные и т.д.                                                                                                                                     

 Особой популярностью пользуются живые игры при морфемном разборе.

Каждая группа имеет набор карточек с условными значками морфем. Даю слово, например, «преподаватель» или «перераспределение». Группа должна выстроиться карточки, согласно морфемному составу каждого слова. Можно дать одно слово для всех групп, кто сделает быстрее и качественнее морфемный разбор, можно давать каждой группе свое слово. Слова обычно беру посложнее.

 

Приём «Продолжи» (использую на этапе закрепления материала)

Например:

Тема урока «Определение падежей имён существительных».

У каждого ученика в группе лист бумаги. Записать под диктовку предложения «Весенний лес удивляет своей красотой» и передаёт другому ученику. Он записывает второе предложение, которое соответствует содержанию первого предложения т. д. Каждая группа читает получившееся сочинение. Задание: указать падежи существительных. Представитель каждой группы зачитывает сочинение.

 

«Водоворот» (используется при закреплении материала)
1. Каждая группа получает карточки с разными заданиями, выполнив которые, передают на проверку другой группе.
2. Группа, получив карточку с заданием и его решением, ничего не исправляя, проверяет и выставляет оценку.
3. Таким образом, каждая группа знакомится со всеми выполненными заданиями.
4. Я озвучиваю правильное решение для каждой карточки.

Выставляю оценки каждой группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примеры практикума групповой работы на уроках русского языка

 

Тема: «Типы текстов. Закрепление»

4 класс

На уроке закрепления по теме «Типы текстов» ведётся работа в 3 группах. С помощью опорных слов группы составляют предложения на тему «Осень». 1 группа – текст-повествование на тему «Осень пришла», 2 группа – текст-описание на тему «Осенний лес», 3 группа – текст-рассуждение на тему «За что я люблю осень».    Составив три текста и соединив их в один, получается единый текст на тему «Осень», который можно использовать на уроках развития речи при написании сочинений.

 

Материал для сочинения

Осень пришла (текст-повествование)

1 группа:

Сентябрь, небо, облака, ветерок

воздух, листья, трава

птичьи песни, лесные жители

дожди, прохлада

 

Осенний лес (текст-описание)

2 группа:

Берёза, осина, дуб, клён

оранжевые, жёлтые, багровые

пёстрая метель, листья горят

разноцветный ковёр

 

За что я люблю осень? ( текст-рассуждение)

3 группа:

русский лес

яркие краски

за что я люблю…

солнечные деньки

удивительное время года

листопад

настроение

прогулка

Осень пришла

текст-повествование

Пришел сентябрь. По высокому синему небу бегут облака, которые гонит легкий ветерок. Осенний воздух приятно освежает грудь. Падают сухие листья. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Лесные жители делают запасы на зиму. Часто идут моросящие дожди. С каждым днём становится всё прохладнее.

Осенний лес

текст-описание

В лесу пожелтели кружевные листья берёз. Покраснели листочки – монетки осин. Побурели резные листья дубов. Заалели листья-звёзды на клёнах. Деревья колышутся от зябкого ветра. Оранжевые, желтые, багровые листья кружатся, мелькают в воздухе и разлетаются в разные стороны. Закружится пёстрая метель: янтарно-золотая, медно-рыжая, пунцовая. Янтарём и рубинами горят листья. Земля покрыта разноцветным ковром.

За что я люблю осень?

текст-рассуждение

Красив русский лес осенью. Осень – удивительное время года. За что я люблю осень? Осень чарует нас своей красотой. Она радует нас яркими красками, тёплыми солнечными деньками. А как красив в солнечные дни листопад! Настроение радостное от ярких красок осени. Так и хочется отправиться на прогулку по осеннему лесу.

Осень.

Пришел сентябрь. По высокому синему небу бегут облака, которые гонит легкий ветерок. Осенний воздух приятно освежает грудь. Падают сухие листья. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Лесные жители делают запасы на зиму. Часто идут моросящие дожди. С каждым днём становится всё прохладнее.

В лесу пожелтели кружевные листья берёз. Покраснели листочки – монетки осин. Побурели резные листья дубов. Заалели листья-звёзды на клёнах. Деревья колышутся от зябкого ветра. Оранжевые, желтые, багровые листья кружатся, мелькают в воздухе и разлетаются в разные стороны. Закружится пёстрая метель: янтарно-золотая, медно-рыжая, пунцовая. Янтарём и рубинами горят листья. Земля покрыта разноцветным ковром.

Красив русский лес осенью. Осень – удивительное время года. За что я люблю осень? Осень чарует нас своей красотой. Она радует нас яркими красками, тёплыми солнечными деньками. А как красив в солнечные дни листопад! Настроение радостное от ярких красок осени. Так и хочется отправиться на прогулку по осеннему лесу.

 

 

 

 

 

Практикум групповой работы на уроках русского языка

по учебнику С. В. Иванова, программа «Начальная школа ХХI века

 (1 часть-урок 75)

Тема: «Состав слова. Повторение»

2 класс

На уроке повторения темы «Состав слова» используется вид групповой работы «Снежный ком». Он состоит из трёх этапов: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.

Первый этап работы по учебнику (индивидуальный).

Работа по учебнику

Упражнение 1 – поиск слов, образованных суффиксальным способом, (отработка умения находить и выделять суффиксы в словах). Учитель может предложить ученикам записывать сначала слово, от которого образовалось найденное слово, а потом выделять суффиксы. Выполняется фронтально, письменно. Запись:

ёлка (к//оч) – ёлочкалисток (ок//оч) – листочек;

трава – травинка; берёза – берёзка; осина – осинка

Второй этап (работа в парах)

Упражнение 3 – отработка умения образовывать слова по заданной модели. Выполняется в парах, письменно. Во время проверки ученики должны называть способ образования слов первой группы (приставочно-суффиксальный) и слов второй группы (суффиксальный), определить, что обозначают все вновь образованные слова (признак предмета), на какой вопрос отвечают (какой?), как называются (имена прилагательные).

Третий этап (работа в группах)

Задание 1

1. Найти в каждой группе слов лишнее, т.е. отличающееся от других слов группы по своему составу. Учитель подсказывает ученикам, что это задание связано с изучаемой темой. Возможные группы слов:

I группа – забег, заплыв, закон, запуск (лишнее слово – закон, в нем нет приставки);

II группа –чайник, кофейник, молочник, веник (лишнее слово веник, в нем нет суффикса, оно, в отличие от других слов не образовано суффиксальным способом);

III группа – посмотрит, победит, подумает, погрустит (лишнее слово победит, в нем нет приставки, оно не образовано приставочным способом);

IV группа – косточка, шапочка, звёздочка, ленточка (лишнее слово шапочка, единственное слово, образованное не с помощью суффикса –очк-, а с помощью суффикса –к- (к//оч) от слова шапка.

Каждая группа записывает оставшиеся три слова и разбирает их по составу.

- Что объединяет слова в каждой группе? Назовите как можно больше признаков.

 

Задание 2

2. Что объединяет слова в каждой группе? Назовите как можно больше общих признаков.

I группа – берег, ветер, свет, воздух. (У всех слов нулевые окончания, нет суффиксов и приставок, основа слов равна корню, все слова – имена существительные).

II группа – солдатики, песенка, беленький, избушка, чёрненький. (Во всех словах есть суффиксы, при этом все суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение, слова образованы суффиксальным способом, основа состоит из корня и суффикса).

III группа – ледоход, ледокол, самолет, снегоход, снегопад, листопад. (Во всех словах два корня, образованы способом сложения, во всех словах соединительная гласная о, нулевое окончание, основа состоит из двух корней, все слова – имена существительные).

IV группа – придорожный, приморский, пригородный, прибрежный. (Слова образованы приставочно-суффиксальным способом, основа состоит из приставки, корня и суффикса, во всех словах приставка при-, все слова - имена прилагательные).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок-викторина по русскому языку

4 класс

ХОД УРОКА:

1. Вводный этап

Приветствие!

2. Сообщение темы и цели урока

Сегодня наш последний урок русского языка в начальной школе покажет, как много вы знаете и умеете.

На уроке вы повторите все, что знаете о русском языке, закрепите умение различать части речи, грамотно произносить и писать слова, правильно разбирать слова по составу, выполните много интересных заданий. Наш урок пройдёт необычно, в форме викторины, оценивать ваши ответы будет жюри (родители класса)

3. Ледокол

Дети стоят в круге.

Уч. - Назовите 4 части речи. (4 человека называют, остальные повторяют, таким образом учащиеся делятся на 4 группы)

Команды занимают свои места.

(Задания для детей представлены на экране, для их лучшего восприятия)

Конкурс 1.

Найди "лишнее" слово
Гореть угорать гора
Пот потолок потливый
Вода водяной водить
Море морщины морской

Конкурс 2.

"Исправь ошибки"

Месность пакозалась мне угрюмее, чемиз акна. Туман рассеялся. Виршыны гор ресовались отчётливо и сурова на посветлевшем неби. На тёмном фоне гор пра-

Насились клочя тумана, но внезу стаяли халодные сумерки.

Разминка

Найдите слово, от которого можно получить новое слово, написав сначала второй слог, потом первый. Подумай над орфограммами в новых словах.

1) актёр

2) тополь

3) марка

4) банка

Конкурс 3.

Расшифруй слово.

- первая буква в названии части речи, обозначающей предмет(с)

- с этой буквы пишем название падежа, который отвечает на вопрос "кто"(и)

- с этой буквы пишем название неизменяемой части речи (1 из вопросов "как")

- первая буква в названии падежа, отвечающего на вопрос "кем?"

- третья буква в названии части речи, обозначающей действие

- буква, стоящая последней в названии изучаемого нами предмета;

- первая буква в названии части слова, стоящей между корнем и окончанием;

- эта буква - самый распространённый союз;

- звук, который мы слышим на конце слова "груз"

Что же это за слово - синтаксис? Наука, изучающая строение и значение словосочетаний и предложений. В переводе с греческого "синтаксис" - означает составление, построение.

 

Расшифруйте слова в предложении.

Урап чимальков зи кошлы нусверли ан питронку к кере.

Выполнить синтаксический разбор.

 

Конкурс 4.

"Ответь на пять!"

1) Сосчитай, сколько звуков и сколько букв.

·         Солнце

·         Юла

·         Касса

·         Деньки

·         Яма

·         Сердце

2) Составь слово, переставив буквы.

·         Ланпе

·         Тарпа

·         Чукра

·         Льцукри

 

Конкурс 5. Запиши исправленные предложения.

·         Вдали показалась стая уток и зайцев.

·         У щенка Байкала на макушке весело торчат ушки и хвостик.

·         Он стоял и лязгал глазами.

·         Зимой многие животные бросаются в спячку.

Конкурс 6

Из данных букв составьте новые слова - все слова, это существительные Им. п. ед. ч.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Конкурс 7.

Сравни китайские и русские пословицы.

Китайские пословицы.

·         Торопливым людям не хватает мудрости.

·         Лекарь лекаря не порочит.

·         Хочешь узнать человека - узнай, кто его друзья.

·         Слабого обижает, а сильного боится.

·         Написанное на бумаге и боги не сотрут.

·         Зонт готовь, когда ясная погода.

·         Двумя руками трудно схватить двух угрей.

·         Где нет деревьев, и полынь считается деревом.

Русские пословицы.

·         На безрыбье и рак рыба.

·         Поспешишь - людей насмешишь.

·         Ворон ворону глаз не выклюет.

·         Молодец против овец, а против молодца сам овца.

·         За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

·         Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

·         Что написано пером - не вырубишь топором.

·         Готовь сани летом, а телегу зимой.

·         Разберите пословицу по членам предложения:

·         Ворон ворону глаз не выклюет.

Подведение итогов урока, вручаются грамоты и призы.

 

ИТОГ УРОКА.

Вот и заканчивается наш урок. Вы дружно и активно работали.

Что вам понравилось больше всего? А что вызвало у вас затруднения? Покажите, пожалуйста, на эмоциональной палитре чувства, которые вы испытали на уроке.


 

ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА

ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА

Приведу несколько примеров групповой формы работы на уроках русского языка из моей «методической копилки»

Приведу несколько примеров групповой формы работы на уроках русского языка из моей «методической копилки»

Формы групповой работы: Очень часто в конце урока включаю игровые моменты по группам

Формы групповой работы: Очень часто в конце урока включаю игровые моменты по группам

Приём «Продолжи» ( использую на этапе закрепления материала)

Приём «Продолжи» ( использую на этапе закрепления материала)

Примеры практикума групповой работы на уроках русского языка

Примеры практикума групповой работы на уроках русского языка

Осень пришла текст-повествование

Осень пришла текст-повествование

Практикум групповой работы на уроках русского языка по учебнику

Практикум групповой работы на уроках русского языка по учебнику

Задание 2 2. Что объединяет слова в каждой группе?

Задание 2 2. Что объединяет слова в каждой группе?

Урок-викторина по русскому языку 4 класс

Урок-викторина по русскому языку 4 класс

Конкурс 3. Расшифруй слово. - первая буква в названии части речи, обозначающей предмет(с) - с этой буквы пишем название падежа, который отвечает на вопрос "кто"(и)…

Конкурс 3. Расшифруй слово. - первая буква в названии части речи, обозначающей предмет(с) - с этой буквы пишем название падежа, который отвечает на вопрос "кто"(и)…

Конкурс 5 . Запиши исправленные предложения

Конкурс 5 . Запиши исправленные предложения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2023