Научная статья "Управление развитием мотивации учебной деятельности младших школьников "
Оценка 4.9

Научная статья "Управление развитием мотивации учебной деятельности младших школьников "

Оценка 4.9
docx
09.11.2023
Научная статья "Управление развитием мотивации учебной деятельности младших школьников "
Управление развитием мотивации учебной деятельности младших школьников (1).docx

Управление развитием мотивации учебной деятельности младших школьников

Автор: Малявина Виктория Владимировна, учитель начальных классов

ЧОУ «НОШ «Счастливое детство», город Краснодар.

 

Ключевые слова: младший школьник, учебная деятельность, мотивация, развитие, управление.

Аннотация

Актуальность дaнной статьи заключается в ее прaктическом значении. Понимая мотивы обучения современных школьников, учителя могут разрабатывать учебные программы и планы, которые наилучшим образом соответствуют мотивации учащихся и предоставляют наибольшие возможности для достижения их целей.

Эта цель достигается за счет решения основных задач: необходимости создания и развития мотивации к образованию у младших школьников, а также необходимости формирования мотивaции к образованию в процессе обучения.

Эта стaтья особенно вaжна для повышения кaчества подготовки учителей начального общего образования в регионе.

 

Современных психологов и педaгогов объединяет то, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят, прежде всего, от мотивации и потребности личности, ее мотивации; это мотивация, обуславливающая целенаправленную деятельность, обусловливающую выбор средств и методов, упорядоченность для достижения цели. Таким образом, мотивация является «пусковым механизмом» всей человеческой деятельности: будь то труд, общение или понимание [3, 10].

В.Г.Асеев, Л.И.Божович, И.В.Имедадзе, А.Н.Леонтьев [2,7], а также многие исследователи в области исследований мотивации, работали над проблемой формирования учебной мотивации младших школьников.

 

Учебная мотивация является одним из важнейших параметров, характеризующих психическое развитие ребенка. Во многом это определяет его успешное обучение в школе. Особенность его динамики заключается в том, что практически все аспекты поведения школьников оказывают регулирующее воздействие. Это играет важную роль в постановке и достижении целей, в правильном участии в различных видах деятельности, не только в особенностях учебной мотивации, но и в способе разрешения кризисных ситуаций.

Проблема учебной мотивации является одной из ключевых проблем педагогики [6, 2, 8].

Для того чтобы правильно и эффективно организовать работу по формированию основ учебной деятельности у младших школьников в классе русского языка, важно иметь представление о том, что такое учебная деятельность, ведущий вид деятельности в школе.

В психолого-педагогической литературе термин «учебная мотивация» считается достаточно неоднозначным. В самом широком смысле его иногда ошибочно считают синонимом обучения, преподавания и даже преподавания. В узком смысле, согласно Д. Б. Эльконину - это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте [10]. «Учебная деятельность» в работах И. Ю. Кулагиной [4], А. К. Марковой [7], Д. Б. Эльконина[10], понятие  является, по сути, полносодержательной и смысловой деятельностью, соотносящейся с особым «ответственным отношением» субъекта к предмету образования на протяжении всего ее времени. Именно при условии целенаправленного формирования способности к обучению происходит формирование личности ребенка младшего школьного возраста.

Стимулирование мотивации обучающихся — сложный, но необходимый аспект обучения, который должны учитывать учителя. Какие факторы влияют на мотивацию школьника? Как преподаватели могут способствовать вовлечению и мотивации детей к обучению? В педагогической практике существуют модели мотивации, которые служат инструментами для повышения мотивации младших школьников.

В этих моделях рассматриваются три варианта: 1) модель мотивации «ожидание-ценность-затраты», 2) модель учебного дизайна ARCS и 3) теория самоопределения. Представленные модели выделяют основные факторы, влияющие на мотивацию учащихся, часто опираясь на их модели и демонстрируя их совпадение.

Большая часть учеников не рождаются хорошими и способными учениками. Индивидуальная личность играет значимую роль в желании ребенка учиться. Вместе с тем, когда начинается процесс обучения, большинство детей мотивационно не готовы к участию в нем.

Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно знать, как эта деятельность осуществляется.

Основные факторы, влияющие на формирование положительной мотивации к учебной деятельности, покажем на рис. 1.

Само по себе содержание обучения, учебная информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения, а, следовательно, не побуждает к учебной деятельности. И поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у школьников эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы.

Рисунок 1 – Факторы, влияющие на формирование положительной мотивации учебной деятельности

 

 

 

 

Для этого необходимы:

Рисунок 2 - Формы преподавания учебного материала

 

Уроки, которые развивают мотивацию к учебной деятельности, оцениваются в соответствии с методиками и специальными критериями, используемыми для мотивации. Критерии и приемы мотивации представим на рис. 3.

       

 

 

 

 

 

 

 

        КРИТЕРИИ                                ПРИЁМЫ МОТИВАЦИИ

Рисунок 3 – Критерии и приемы мотивации

 

Младший школьник выступает в качестве субъекта учебной деятельности. При проектировании образования особое внимание уделяется развитию фундаментальной способности человека - самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее истинным субъектом [3]. Трудность заключается в том, что невозможно достоверно указать единый возрастной ценз, который не обусловлен как культурно, так и исторически. Сегодня представление о границах самостоятельности младших школьников изменилось. Учебная программа начальной школы включает требования к самостоятельности образования и развитию способностей к обучению. Отсутствие способности к обучению, неспособность быть субъектом собственной образовательной деятельности вызывают дискретную грусть и беспокойство взрослых: дети, которые не обладают этой способностью к концу начальной школы, вызывают множество подростковых проблем, прекращают учиться в старших классах, после получения аттестата зрелости они обнаруживают, что они не зрелы, неподготовлены к жизни в быстро меняющемся мире. Это отличный способ сделать это [9].

Формирование мотивации к учебе в школьном возрасте определяется тем, что именно в период обучения ребенка в начальной школе, где учебная деятельность является движущей силой, важно создать устойчивую основу для формирования учебной мотивации, придать ей определенную форму путем окончание начального образования, то есть сделать его стабильным индивидуальным образованием учащегося [6].

Усиление мотивации к обучению является одним из способов повышения эффективности обучения. Поэтому необходимо создать такие условия, чтобы у каждого учащегося была возможность испытать радость успеха в учебной деятельности, в полной мере осознать и реализовать свой личностный потенциал.

Таким образом, важнейшим элементом учебной деятельности являются учебно-познавательные мотивы. Их подготовка является важнейшей задачей начального образования, и от того, как эти мотивы сформированы в начальных классах, во многом зависит успешность непрерывного образования, а управление развитием мотивации учебной деятельности младших школьников является главной задачей учителя начальных классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников

1. Бадмаева, Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие личности [Текст] / Н. Ц. Бадмаева. Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2014. – 280 с.

2. Божович, Л. И. Развитие мотивов учения у школьников [Текст] / Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина / М. : АПНРСФСР, вып. 36. - 1951. - С. 29-104.

2. Власова, Н. Н. Особенности доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста [Текст] / Н. Н. Власова. Дисс. … канд. психол. наук. М., 2011. – 150 с.

3. Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения [Текст] / Т. О. Гордеева. М.: Смысл; Академия, 2016. — 336 с.

4. Кулагина, И. Ю. Проблемы доминирующей мотивации в контексте теории деятельности А. Н. Леонтьева // Московская 61 психологическая школа. История и современность [Текст] / Под ред. В. В. Рубцова. Т. 4. М., 2012.

5. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин - СПб.: Питер, 2013. - 512 с.

6. Леонтьев, В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования [Текст] / В. Г. Леонтьев. – Новосибирск : Новосиб. полиграфкомбинат, 2002. - 264 с.

7 Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.

8. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2013. — 352 с.

9. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников [текст] / А.В. Матюхина. – М.: Просвещение, 2020. – 137 с.

10. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д.Б. Эльконин: Избранные психологические труды. – М. : Моск. Психолого-социальный инст., Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. – 416 с.

 

 

Management of the development of motivation of learning

activity of junior schoolchildren

Malyavina Viсtoria Vladimirovna, primary school teacher

CHOU "NOSH "Happy childhood", Krasnodar city.

 

Key words: junior schoolchild, educational activity, motivation, development, management.

Abstract: This article provides in its practical meaning. Understanding the motivation for learning today's younger students, teachers can optimize the learning process by compiling such curricula and plans that best match the motives of students and guarantee the maximum result of achieving the goal. The main purpose of the presented article is to consider the specifics of the scientific and methodological substantiation of the process of managing the development of motivation for the educational activity of younger students. This goal is achieved by solving the main task: resolving the existing contradictions between the need to create and develop the motivation for learning in younger students and the insufficient development of methodological ways to form motivation for learning in the learning process. This article is of particular importance for improving the quality of training of teachers for primary general education in the region.

 

 

 

 

 

 

 

 

References

1. Badmaeva, N. C. The influence of the motivational factor on the development of personality [Text] / N. C. Badmaeva. Ulan-Ude: VSSTU Publishing House, 2014. – 280 p.

2. Bozhovich, L. I. Development of motives of teaching among schoolchildren [Text] / L. I. Bozhovich, N. G. Morozova, L. S. Slavina / M. : APNRSFSR, issue 36. - 1951. - pp. 29-104.

2. Vlasova, N. N. Features of the dominance of motives in primary school children [Text] / N. N. Vlasova. Diss. ... cand. psychology. sciences. M., 2011. – 150 p.

3. Gordeeva, T. O. Psychology of achievement motivation [Text] / T. O. Gordeeva. M.: Sense; Academy, 2016. — 336 p.

4. Kulagina, I. Y. Problems of dominant motivation in the context of A. N. Leontiev's theory of activity // Moscow 61 psychological school. History and modernity [Text] / Edited by V. V. Rubtsov. T. 4. M., 2012.

5. Ilyin, E. P. Motivation and motives [Text] / E. P. Ilyin - St. Petersburg: Peter, 2013. - 512 p.

6. Leontiev, V. G. Motivation and psychological mechanisms of its formation [Text] / V. G. Leontiev. – Novosibirsk : Novosibirsk. polygraph combine, 2002. - 264 p.

7 Markova, A. K. Formation of teaching motivation at school age [Text] / A. K. Markova. - M.: Enlightenment, 2011. - 96 p.

8. Maslow, A. Motivation and personality [Text] / A. Maslow. – St. Petersburg: Peter, 2013. — 352 p

. 9. Matyukhina, M.V. Motivation of the teaching of younger schoolchildren [text] / A.V. Matyukhina. – M.: Enlightenment, 2020. – 137 p.

10. Elkonin, D. B. Mental development in childhood [Text] / D.B. Elkonin: Selected psychological works. – M. : Moscow. Psychological and Social Institute, Voronezh: NGO "MODEK", 2011. – 416 p.


 

Управление развитием мотивации учебной деятельности младших школьников

Управление развитием мотивации учебной деятельности младших школьников

Учебная мотивация является одним из важнейших параметров, характеризующих психическое развитие ребенка

Учебная мотивация является одним из важнейших параметров, характеризующих психическое развитие ребенка

В этих моделях рассматриваются три варианта: 1) модель мотивации «ожидание-ценность-затраты», 2) модель учебного дизайна

В этих моделях рассматриваются три варианта: 1) модель мотивации «ожидание-ценность-затраты», 2) модель учебного дизайна

Для этого необходимы: Рисунок 2 -

Для этого необходимы: Рисунок 2 -

КРИТЕРИИ

КРИТЕРИИ

Это отличный способ сделать это [9]

Это отличный способ сделать это [9]

Список источников 1. Бадмаева,

Список источников 1. Бадмаева,

Management of the development of motivation of learning activity of junior schoolchildren

Management of the development of motivation of learning activity of junior schoolchildren

References 1. Badmaeva, N.

References 1. Badmaeva, N.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2023