Методическая мастерская на тему "Активизация познавательной деятельности младших школьников"
Оценка 4.8

Методическая мастерская на тему "Активизация познавательной деятельности младших школьников"

Оценка 4.8
docx
16.12.2022
Методическая мастерская на тему "Активизация познавательной деятельности младших школьников"
МЕТОДИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ИЛИЗА.docx

Добрый день. Меня зовут  Илиза Альфитовна, я учитель начальных классов, работаю в МБОУ СОШ№2  с.Верхние Татышлы. Хочу представить свою методическую мастерскую на тему «Активизация познавательной деятельности младших школьников».

«Активизация познавательной деятельности обучающихся». – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики, так как учение – ведущий вид деятельности школьника, в процессе которого решаются главные задачи школы: подготовить подрастающее поколение к жизни, труду, развить умение самостоятельно решать проблемы, обеспечить самоопределение личности, создать условия для её самореализации.

Учитель начальных классов должен, прежде всего, научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность обучающихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук.

Виды деятельности

-уроки-игры;

-уроки-путешествия;

-уроки-викторины;

-парная, индивидуальная, коллективная, групповая.

Способы активизации познавательной деятельности:

-игра;

-проблемная ситуация;

-наглядность;

-исследовательская деятельность.(слайд 1)

Начало урока — чуть ли не самый важный момент на уроке. Учителю надо привлечь к себе внимание детей, заинтересовать, мотивировать. Как это сделать?

На мой взгляд, многое зависит от «старта», то есть от начала урока. Это шанс учителя захватить внимание, поддержать мотивацию. Особенно это важно в начальной  школе,  ведь  дети в этом возрасте очень любознательны, но при этом не могут надолго фокусироваться. И как только ребенок в первые минуты урока слышит стандартное: «Открыли учебники на десятой странице, сегодня мы будем проходить материки», мотивация исчезает. Так как же можно интересно начать урок?

1.Необычная фотография (слайд 2)

Выведите на экран фотографию, которая заинтригует детей. Например, вот такая картинка на уроке окружающего мира. Как вы думаете, что это?

https://image.mel.fm/i/n/nkOjUtwMSu/590.jpg

Сначала дети обсуждают и предлагают свои варианты, а потом вы раскрываете секрет. А на фотографии — первая в мире компьютерная мышь. Таким образом, можно интересно подвести к теме урока.

Интересную фотографию можно найти практически по любой теме: на математике покажите фото курантов (тема «Римские цифры»), на чтении — памятники литературным персонажам, окружающий мир — необыкновенные животные и растения, русский язык — правила орфографии в смешных картинках (слайд 3).

 

2. Шифры и ребусы (слайд 4)

Самый универсальный прием. С помощью шифров или ребусов можно «закодировать» любое слово, которое приведет класс к теме урока. Дети очень любят разгадывать такие загадки и, как правило, делают это легко и быстро.

Можно даже немного поиграть в Шерлок Холмса, которому нужно прочесть тайную телеграмму по теме урока, или первооткрывателя, которому нужно расшифровать название необитаемого острова и найти его на карте.

https://image.mel.fm/i/E/EUCmk5WmWr/590.jpg

Ребусы, загадки, кроссворды, анаграммы составляю в генераторе.

В генераторе ребусов можно автоматически создать ребус, зашифровав там слово или фразу на русском языке. В текстовое поле можно вводить только русские буквы, пробелы и тире. При генерации ребуса можно изменять его сложность. С увеличением сложности добавляются новые изображения и новые способы составления ребуса. 

Генератор кроссвордов. Нужно ввести через запятую или пробел не больше 20 слов, из которых нужно составить кроссворд. Генератор выдаёт готовые кроссворды.

В генераторе анаграмм можно как решить, так и составить анаграмму.

Мы, с моими обучающимися, являемся участниками программы социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России» , которая разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» и направлена на формирование социально значимых качеств учеников, а также ключевых базовых ценностей: Родина, семья, природа, дружба, труд, милосердие. В течение года обучающиеся под руководством учителя  могут принять участие в коллективных творческих делах разных направленностей и достигнуть звания «Орлёнок» в 7 треках. 

Работая над треком «Орлёнок-Эрудит» мы с ребятами учились решать ребусы и кроссворды, разгадывать анаграммы. Ребята также работали на генераторе ребусов, анаграмм и загадок. Дома они на генераторе ребусов сами составляли ребусы, перерисовывали ребус на альбомный лист и приносили в класс – остальные решали.

Есть генератор QR-кодов. Можно закодировать отдельные слова, тексты и ссылки (применять можно при озвучивании темы урока, при проверке знаний в виде викторины, при прохождении квеста, слайд 5). Уже в  первом классе на внеурочной деятельности «Разговоры о важном»,  после прохождения темы «Россия – мировой лидер атомной отрасли» , прилагается QR-код, пройдя по которому нужно  ответить на вопросы викторины.

Так же хорошей настройкой на урок будет:

-короткая музыкальная композиция;

-психологическая установка на урок;

-небольшая кинезиологическая разминка, пальчиковая гимнастика (слайд 6).

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивление. А иногда удивительное не просто привлекает внимание «здесь и сейчас», но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. В классах должно быть больше радости!

Добиться этого помогает следующие приемы:

Прием

 

технология

 

содержание

 

«Отсроченная отгадка»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

 

приводится удивительный факт, загадка, решение которой будет открыто на уроке при работе над новым материалом

 

«Лови ошибку»

Дети очень не любят, когда их контролируют и заставляют что-то делать. Но отношение кардинально меняется, когда они сами выступают в роли учителя 

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

намеренно допускаются ошибки в решении задачи, учащимся необходимо найти ее и устранить

«Найди верное решение»

 

Проблемное обучение

 

учитель создает проблемные ситуации, ставит перед учащимися познавательные задачи 

 

Многие коллеги используют читательский дневник. Это, действительно, очень важная часть работы по формированию навыков смыслового чтения. Но есть много факторов, которые делают эту работу формальной.

Вместо дневника можно использовать трекер чтения (слайд 7). Правила заполнения просты: читаем, записываем название и автора на стикере, закрашиваем смайлик, который отражает отношение к прочитанному .

Широко применяю словесные игры.

Игры легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела курса. Они являются удобной формой актуализации знаний.

-угадывание слов по толкованию или по общему признаку;

-расшифровка пословиц, поговорок , фразеологических оборотов по отдельным признакам;

-разгадывание загадок (в том числе и лингвистических);

- игры-задачи «Я задумало слово», «Вопрос – ответ» и др.

 

Приём «Раскадровка» используется при составлении плана к художественному произведению и помогает учащимся понять логику сюжета.

Готовые кадры перепутаны по последовательности или часть пропущена. Учащиеся восстанавливают пропущенные кадры и дорисовывают их:

— Перед вами кадры сказки «Репка» Какой эпизод пропустил художник. Расскажите о нём. Дорисуйте недостающий кадр.

 

В своей работе я использую игры и задания, позволяющие активировать исследовательскую деятельность детей , мини – исследования, включаю эти виды деятельности во все образовательные области начальной школы.

Объясняю, откуда можно получить информацию: спросить у взрослого, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в компьютере, провести опыт. Начиная с первого класса , стараюсь проводить уроки так, чтобы дети чувствовали себя маленькими исследователями. Такой подход к обучению позволяет активизировать мыслительные процессы детей, материал вызывает у них интерес и легко запоминается.

Н-р, объект исследования: буква.

Примеры игровых заданий:

-на что похожа буква;

-собери пазл буквы;

-письмо буквы по воздуху;

-найди букву на рисунке;

-лабиринты букв;

-найди букву среди остальных букв;

-сочини сказку про букву;

-послушай стихотворение (рассказ) и назови слова с буквой.

Определяем гласная буква или согласная(гласная поётся, согласная встречает преграду), согласная – звонкая или глухая (прикладываем руки к горлышку, произносим звук, если горлышко дрожит – звонкая, если нет, то –глухая.)

 

Отличный способ добиться желаемого – обратить свой взор на кластер (слайд 8).Что это такое? В школе это приём, которым пользуется учитель в процессе урока. Так называется графический метод организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в виде схемы с пояснением. Кластер в начальной школе можно использовать на любом этапе урока.

 

При объяснении нового материала можно применять сказки. Когда ребенок погружается в атмосферу сказочности и волшебства, то и занятия проходят на высоком эмоциональном уровне. Многие дети путают знаки больше и  меньше. Для объяснения данных знаков использую на уроках сказку про Петушка, который  дружил только с большими числами, а маленьких клевал. Клюв Петушка похож на знаки «больше» и «меньше». Уголок клювика всегда смотрит на маленькое число.

На уроках использую также притчи. (слайд 9).Через притчи раскрываются основные   нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: Человек и Мир, Добро и Зло, Любовь, Милосердие и др.; показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности.

https://inteq-bau.ru/wp-content/uploads/e/2/5/e257b7a98897401bd725e3d197eb1092.jpeg

Вывод:

https://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1Rk2A082p_qJGcud1WVPK3Qp6aKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

 

Уроки должны быть разнообразными: урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-игра, урок-приключение, квест-игра (слайд 10). При этом нужно использовать всевозможные формы работ: индивидуальную, парную, групповую.

Заключение

Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития. Он также приобретает основополагающие умения и навыки. Именно от этого периода жизни зависят  дальнейшие пути развития ребенка. Самая главная задача — наметить образовательный маршрут для своего подопечного лежит на плечах учителя. Задача учителя, формирующего познавательную активность:

быть внимательным к каждому ребенку;

уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы;

создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.

Работать над активизацией познавательной деятельности - это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов

Ребята моего класса хорошо учатся. Участвуют не только в школьных мероприятиях , но и на республиканских и на всероссийских.  Работы 4-ёх учеников я отправляла на республиканский конкурс «Я и моя профессия».

Три ученика участвовали во Всероссийском творческом конкурсе «Осенняя пора, очей очарованье». По решению жюри Нуртдинов Макар был признан победителем, а Закиров Урал –призёром. Принимаем участие в Уроках-Цифры. Ребята получили уже второй сертификат отличия. Также являемся участниками программы «Орлята России», участвуем в треках, выполняем задания, получаем сертификаты.

Активно работают на платформе учи.ру, принимают  участие в олимпиадах платформы.

На той неделе у нас в школе прошла неделя начальных классов. Мои ученики не пропустили ни одно мероприятие, ни один конкурс. Участвовали и в конкурсе рисунков, и в конкурсе каллиграфии, в конкурсе на лучшую тетрадь по математике, и аппликации составляли из геометрических фигур, даже во время перемены успевали участвовать в предложенных мастер-классах.

Они являются активистами и добровольцами. Помогают всем и всегда. Участвовали в акциях «Ёлочка, живи», «Макулатуру сдадим- деревья сбережём», «Спасибо поварам». Выступили с концертной программой «Мы дарим радость» в реабилитационном центре.

Я считаю, что смогла развить у ребят познавательный интерес. Надеюсь, что их познавательная активность будет расти и поможет им в будущем.

 

 

 

 


 

Добрый день. Меня зовут Илиза

Добрый день. Меня зовут Илиза

Сначала дети обсуждают и предлагают свои варианты, а потом вы раскрываете секрет

Сначала дети обсуждают и предлагают свои варианты, а потом вы раскрываете секрет

Ребусы, загадки, кроссворды, анаграммы составляю в генераторе

Ребусы, загадки, кроссворды, анаграммы составляю в генераторе

Отсроченная отгадка» ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) приводится удивительный факт, загадка, решение которой будет открыто на уроке при работе над новым материалом «Лови ошибку»

Отсроченная отгадка» ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) приводится удивительный факт, загадка, решение которой будет открыто на уроке при работе над новым материалом «Лови ошибку»

В своей работе я использую игры и задания, позволяющие активировать исследовательскую деятельность детей , мини – исследования , включаю эти виды деятельности во все образовательные…

В своей работе я использую игры и задания, позволяющие активировать исследовательскую деятельность детей , мини – исследования , включаю эти виды деятельности во все образовательные…

Вывод: Уроки должны быть разнообразными: урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-игра, урок-приключение, квест-игра (слайд 10)

Вывод: Уроки должны быть разнообразными: урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-игра, урок-приключение, квест-игра (слайд 10)

Он также приобретает основополагающие умения и навыки

Он также приобретает основополагающие умения и навыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2022