Учащиеся вместе с учителем выбирают моменты, важные для сюжета. Затем пытаются «переделать» ситуацию, предположить варианты развития сюжета.
Например, при изучении повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» ребята попытались придумать, как бы развивались события, если бы гусар попросил руки Дуни у отца по всем правилам.
Варианты детей
1. Смотритель отказал бы, потому что он и Дуня из простой семьи. Гусар похитил Дуню и увез её за границу, чтобы Вырин их не нашел.
2.Смотритель согласился бы, и все переехали в Петербург.
3.Смотритель отказал, но гусар остался жить с ними, а потом все равно женился на Дуне, т.к. сумел убедить Самсона Вырина в своей любви
Возможен вариант, когда ученики выбирают не строчку целиком, а отдельные слова в каждой строчке. Соответственно, каждая строка сочиняемого стихотворения должна содержать выбранное слово из исходного текста.
Чтение с остановками
Организация чтения текста с использованием различных типов вопросов. Вопросы могут быть уточняющие, творческие, оценочные и т.д.
Текст не должен быть знаком учащимся. Текст заранее делится на части, причем эти части по объему могут быть разными.
Остановок не должно быть много, иначе ученики затруднятся с пониманием полного текста.
По названию предположите, о чем будет рассказ?
Почему автор назвал главу именно так?
Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
Почему автор решил поместить героя в ту или иную обстановку?
Почему автор дал персонажу ту или иную внешность?
Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?
Как вы думаете, что произойдет в следующей части?
Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
Примерные вопросы к тексту
Кластеры
Данный прием может использоваться как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.
Кластер заполняется по ходу урока. Также может использоваться «частичный кластер», т.е. учитель в начале урока дает частично заполненный кластер, а по ходу урока пустые ячейки заполняются учениками самостоятельно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.