Сценарии мероприятий к праздникам и разработки уроков.
ПРИЧАСТИЕ КАК ОСОБАЯ
ФОРМА ГЛАГОЛА
Нестерова Светлана
Геннадьевна
Сценарии мероприятий к праздникам и разработки уроков.
ЦЕЛЬ УРОКА: познакомиться с грамматическими
признаками причастия, учиться отличать причастие от
прилагательного
Фронтальный опрос.
1. Что такое глагол?
2. Каковы грамматические и морфологические
признаки глагола?
3. Что такое имя прилагательное?
4. Каковы грамматические и морфологические
признаки имени прилагательного?
Сценарии мероприятий к праздникам и разработки уроков.
Выполнение заданий
• Спишите, определите вид глагола.
Писать – переписать, собрать – собирать, свистеть –
засвистеть,
бежать – сбежать, играть – разыграть сшить – шить.
• Запишите глаголы, поставив их в форме 3 л
мн.числа наст. вр.
Бороться, вертеть, видеть, мыть, строить, белеть, стелить,
торопиться, выжечь, висеть.
* Что является у глаголов признаком
прошедшего времени?
Сценарии мероприятий к праздникам и разработки уроков.
Спишите, согласуя прилагательные с
существительными
Син… ленту, шёлков… трава,
черн… дрозда, больш…
крыльями, морск… гладью,
сыновн… благодарность, о
вечн… любви, к высок…
зданию, мужественн…
поступок.
Сценарии мероприятий к праздникам и разработки уроков.
Объяснение нового
материала
• Сравните слова: желтый (лист) – желтеет
(лист) – желтеющий (лист)
Каково лексическое и грамматическое
значение этих однокоренных слов?
Можно ли назвать слово желтеющий
прилагательным? А глаголом?
Вывод: это не прилагательное, это не
глагол
это - ПРИЧАСТИЕ
Сценарии мероприятий к праздникам и разработки уроков.
СВОЙСТВА
ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
1. обозначает признак предмета
(какой?)
Засохший (лист)
2. Изменяемость по:
родам горящая (свеча),
числам – падающие ( звезды)
падежам – лежащего (кота)
СВОЙСТВА ГЛАГОЛА
1.сохраняет в признаке предмета значение
действия
(что делающий?что сделавший?)
Засыхающий – засохший (лист)
2. Изменяемость по:
видам – зеленеющий сад
временам – зазеленевший сад
3. способность согласования с
существительным:
освещающему лучу – м.р., ед.ч., Д.п.
3. Способность управлять
существительным:
Мальчик пишущий(что?) письмо(в.п.)
4. Возвратность: готовящийся к
выступлению артист
Сценарии мероприятий к праздникам и разработки уроков.
Сценарии мероприятий к праздникам и разработки уроков.
II. Найдите в предложениях
причастия
1. Внимание охотников привлек растущий
на опушке леса дуб.
2. Догоравший костер еще дымился.
3. Прочитанная книга лежала на полке.
4. Обеспокоенные чем-то птицы сорвались с веток и полетели
в сторону озера, сверкающего зеркальной гладью.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1- растущий, 2- догоравший, 3- прочитанная, 4 –
обеспокоенные, сверкающего
Какого вида и времени эти причастия?
Какую синтаксическую роль они выполняют?
Сценарии мероприятий к праздникам и разработки уроков.
III. Подберите к словосочетаниям
« прич.+ сущ.» однокоренные
словосочетания «прил.+сущ.»
Шумящий поток - _______________________
На потемневшем небосводе-
______________
Желтеющую кувшинку-
___________________
Колющийся шиповник-___________________
Белеющим туманом - ____________________
Спеющая малина -_______________________
Сценарии мероприятий к праздникам и разработки уроков.
ИТОГ УРОКА
• С какой формой глагола
познакомились на уроке?
• В чем разница между
прилагательным и
причастием?
• В чем сходство?
Сценарии мероприятий к праздникам и разработки уроков.
Домашнее задание
§
Стр.
Упр.
Сценарии мероприятий к праздникам и разработки уроков.
Благодарю за
внимание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.