Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №154»
Методическое пособие
по развитию речи и подготовке к
обучению грамоте
детей 5-7 лет
«Говоруша»
Пояснительная записка
«Развитие речи детей – одна из ведущих задач, решаемых ДОУ и родителями, - осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте» в рамках образовательной области «Речевое развитие».
Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и монологической речью; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты. Данные задачи решаются в системе непосредственно образовательной деятельности по:
· развитию речи и подготовке к обучению грамоты
· введению в художественную литературу
· ознакомлению с окружающим миром
· театрализации
В старшей группе особое место занимает совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи.
В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты, а именно:
· подведение детей к звуковому анализу слов, делению слов на слоги
· составлению из слогов слов, из слов – предложений
· знакомство с понятиями «слово» и предложение» (без грамматического определения).
К основным компонентам речи относятся: произношение, звукобуквенный анализ, словарь, грамматическая строй и т. д. Система занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте подводит ребёнка к осмыслению способа чтения, формированию внимания к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису, что в итоге предупреждает нарушения письма и чтения.
Основная цель - обучение детей чтению в игровой форме. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения.
Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения задач:
1. Развитие и совершенствование лексической стороны речи.
· Расширять, уточнять и активизировать словарь через углубление представлений о мире, в котором мы живем, о предметах, явлениях, событиях ближайшего и дальнего окружения ребенка.
· Учить пользоваться обобщающими понятиями.
· Расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы (существительные, глаголы, прилагательные).
· Учить понимать, объяснять и использовать переносное значение слов (трусливый, как заяц; хитрая как лиса; быстрый, как ветер и т.д.) Побуждать использовать переносное значение слов в своей речи для более точного и образного выражения мысли.
· Продолжать знакомить с многозначными словами и словами – омонимами.
· Продолжать знакомить с фразеологическими оборотами.
2. Формирования грамматического строя речи.
· Упражнять в образовании родительного падежа множественного числа существительных трудных форм (улей-ульев, пень-пней, лоб-лбов, карась- карасей и т.д.).
· Упражнять в употреблении несклоняемых существительных (пальто, кофе, какао, пианино, метро, кенгуру и т.д).
· Совершенствовать способность детей образовывать сравнительную степень прилагательную степень прилагательных (веселый –веселее, добрый- добрее и т.д.)
· Обучать правильно употреблять глаголы хотеть и начать. Уточнять употребление глаголов с приставкой пере (лес, лесник, лесовичок).
· Познакомить (на уровне языкового чутья) с различными способами словообразования в русском языке.
· Упражнять в правильном употребление предлогов из-под, из-за. Закрепить употребление пространственных предлогов.
· Дать элементарные представления о значении терминов «предложение», «текст».
· Упражнять в составлении и использовании сложных конструкций предложений.
3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.
· Совершенствовать звуковую культуру речи. В повседневной жизни систематически проводить речевую гимнастику, включающую в себя чистоговорки, скороговорки и пр., способствующие быстрому переключению с одной артикуляционной позы на другую.
· Уточнять и закреплять произношение всех звуков родного языка.
· Продолжать целенаправленную работу по формированию речевого слуха (фонетического и фонематического восприятия)
· Совершенствовать фонематическое восприятие через упражнения и дидактические игры на дифференциацию звуков: свистящих и шипящих, звонких и глухих; твердых и мягких.
· Продолжать работу со словами - паронимами, побуждать детей объяснять их лексическое значение.
· Продолжать упражнять в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина и конец слова)
· Развивать фонетический слух.
· Познакомить с ударением.
· Упражнять в умение производить анализ и синтез предложения по словам.
· Совершенствовать просодическую сторону речи (выразительность): темп, высоту, тембр, силу голоса – посредством театрализованной деятельности, игровых заданий и упражнений.
· Упражнять в качественном произношении слов.
· Упражнять в правильной постановке ударения при произнесении слов. Знакомить с орфоэпическими правилами переноса ударения с одной части слова на другую.
4. Развитие связной речи детей (диалогическая речь и монологическая речь)
Диалогическая речь.
· Закреплять правила введения диалога. Отрабатывать диалоги в театрально – игровой деятельности.
· Упражнять в умении составлять и проговаривать диалоги в учебных и бытовых ситуациях.
· Расширять и активизировать формы речевого этикета.
Монологическая речь
· Закреплять умения осознанного разбора и построения тестов повествовательного и описательного типа.
· Учить составлять комбинированные связные тексты (сочетание описательных и повествовательных монологов, включение диалогов)
· Учить составлять план (смысловую последовательность) собственных высказываний и придерживаться его в процессе рассказывания.
5. Продолжение подготовки к полноценному освоению письменных форм речи (чтение и письмо)
· Продолжать развивать пространственные представления: закреплять умения определять направления в пространстве и устанавливать пространственные взаимоотношения (относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив).
· Развивать умение ориентироваться в плоскости листа и в различной разлиновке: общепринятой (клетка, линейка) и специально разработанной (с дополнительными зрительными опорами).
· Активно использовать игры и упражнения на развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения ), звукового анализа слов.
· Продолжать работу по подготовке руки к письму.
Занятия по обучению грамоте не заменяют занятия по развитию речи, а лишь дополняют, расширяют развивающие задачи, приводят к системности и последовательности знаний, получаемых детьми на этих занятиях в целом.
Формы работы
Работа проводится фронтально всей группой с использованием игровых технологий.
Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:
1. Артикуляционная / речевая гимнастика
2. Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение
3. Новый материал:
· звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
· буква, её образ и графическое написание
· составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
· составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
· Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
4. Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
5. Театрализация.
6. Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.
Предполагаемый результат
ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ДЕТЕЙ В ОБЛАСТИ ГРАМОТЫ
1. Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения
· умение ориентироваться в содержании этого общения,
· выполнять поручения
2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности
· о слове, слоге, звуке, ударении (без определения)
· о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой)
· о выразительных средствах речи
3. Проявление ребёнком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по ЗКР
4. Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи:
· наличие у него представления о модели и процессе моделирования
· способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу
ПРОГРАМНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (5-6 лет): развитие звуко-буквенного анализа.
Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.
Лексические темы.
Месяц |
Неделя |
Тема недели |
Сентябрь |
1 |
Мониторинг. Тестирование |
2 |
«Осень в гости к нам идёт» |
|
3 |
« Мой город – Пыть – Ях» |
|
4 |
«Овощи и фрукты» |
|
Октябрь |
1 |
«Я вырасту здоровым» |
2 |
«Дом, квартира, мебель» |
|
3 |
«Профессии» |
|
4 |
«Золотая осень в произведениях писателей и художников» |
|
Ноябрь |
1 |
«День народного единства» |
2 |
«Человек» |
|
3 |
«Моя семья» |
|
4 |
«Мама – милая моя» |
|
Декабрь |
1 |
«Посуда» |
2 |
«Продукты питания» |
|
3 |
«Электроприборы» |
|
4 |
«Праздник Новый год» |
|
Январь |
1 |
Каникулы |
2 |
«Домашние животные» |
|
3 |
«Дикие животные леса и жарких стран» |
|
4 |
«Зима» |
|
Февраль |
1 |
«Одежда, обувь, головные уборы» |
2 |
«Виды транспорта» |
|
3 |
«День Защитника Отечества» |
|
4 |
«Масленица» |
|
Март |
1 |
«Международный Женский день» |
2 |
«Народная культура и традиции» |
|
3 |
«Птицы наших лесов» |
|
4 |
«Здоровье надо беречь» |
|
Апрель |
1 |
«Весна» |
2 |
«День космонавтики» |
|
3 |
«Деревья и кустарники» |
|
4 |
«День Победы» |
|
Май |
1 |
«Прошлое предметов» |
2 |
«Водное царство» |
|
3 |
Повторение - закрепление. |
|
4 |
Открытый просмотр для родителей и педагогов |
Перспективное планирование программного содержания
на учебный год (5-6 лет)
Назва-ниенеде- ли |
(№)Занятия, тема |
|
Сентябрь |
||
1-2
|
Мониторинг. Тестирование. |
|
3 |
(1) Общее речевое развитие. |
(2) Общее речевое развитие. |
4 |
(3) Знакомство: Звук и буква, графическое изображение звука в слове (квадрат). |
(4) Знакомство: Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник).
|
Октябрь |
||
1 |
(5) Тема - Звук и буква А. Звук А: граф. изобр. гласного звука (красн.квад.), место звука в слове (нач., сер., конец) |
(6) Тема - Буква А: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы. |
2 |
(7) Тема и буква У. Звук У: место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. |
(8) Тема - Буква У: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы. |
3 |
(9) Тема - Чтение слогов АУ, УА, печатание слогов. |
(10) Тема - Звук и буква О. Звук О: место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. |
4 |
(11) Тема - Буква О: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы. |
(12) Тема - Звук и буква Ы: место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Называние и чтение гласных букв (А, У, О, Ы). Печатание буквы. |
Ноябрь |
||
1 |
(13) Тема - Звук и буква Э: место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Чтение гласных букв (А, О, У, Ы, Э). |
(14) Тема - Гласные звуки и буквы: А, У, О, Ы, Э - Закрепление пройд. матер. |
|
|
|
2 |
(15) Тема - Звук и буква М, Н: граф. изобр. твёрдого согласного звука (синий квадр.), место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, печатание буквы. |
(16) Тема - Звук и буква Л: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слов(МАМА, МЫЛО), печатание буквы. |
3 |
(17) Тема - Звук и буква Р: место звука в слове, чтение слогов, выделение первого слога в слове, печатание буквы. |
(18) Тема - Звуковой анализ слов (дифференциация гласных и согласных звуков), деление слов на слоги (МАМА, МЫЛО, ЛУНА), ударный слог и ударный гласный в слове. |
4 |
(19) Закрепление пройденного материала: Чтение слогов, фонетический разбор слов, написание слов знаками (красн. и син. квадр.) и буквами, чтение слов. |
(20) Тема - Знакомство с предложением: МАМА МЫЛА РАМУ, чтение знакомых слов в предложении, определение количества и последовательности слов в предложении, графич. изобр. предложений. |
Декабрь |
||
1 |
(21) Тема – Буква Я: буква в нач. слова, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я), мягкие согласные (Мь, Ль, Нь, Рь) и их граф. изобр. на схеме (зелён. квадр.), сравнительное чтение слогов с А/Я, произношение согласных звуков, фонетический разбор слов (МАЛ, МЯЛ) чтение слогов, слов, предложений. |
(22) Тема – Закрепление: Звуко-буквенный анализ слов (Я-Н-А), фонетический разбор слова (МАЛЯРЫ), чтение предложения (НЯНЯ ЯНУ МЫЛОМ МЫЛА). |
2 |
(23) Тема - Буква Ю: место буквы в словах (ЮРТА, ТЮЛЬПАН), соотношение первого звука в слове с буквой (У, Ю), сравнительное чтение слогов с У/Ю, произношение согласных звуков, фонетический разбор слов (ЛУК, ЛЮК или ЮЛЯ, ЮЛА) |
(24) Тема – Закрепление: Звуко-буквенный анализ слов (Ю-Л-Я, Ю-Р-А), фонетический разбор слова (ОРЛЫ), чтение слов (ЛУК, ЛЮК, ЮМОР, ЮЛЯ). |
3 |
(25) Тема - Буква Е: место буквы в словах (ЕЛЬ, ЛЕЙКА), сравнительное чтение слогов с Э/Е, произношение согласных звуков, чтение и фонетический разбор слов (МОРЕ, ЛЕНА, МЕЛ). |
(26) Дополнительный м-л: работа над предложением по картине: придумать предложение из 3 слов и записать условным обозначением. |
4 |
(27) Тема – Закрепление: гласные и согласные звуки и буквы, фонетический разбор слов и их соотношение со схемой, чтение слогов и слов. |
(28) Тема – Повторение: Согласные звуки и буквы М, Л, Н, Р, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я), чтение предложений из знакомых слов |
Январь |
||
2 |
(29)Тема - БукваЁ: место буквы в словах (ЁЖ, ЁРШ, ЁЛКА), сравнительное чтение слогов с О/Ё, произношение согласных звуков, чтение и фонетический разбор слов (МЕЛ/МЁЛ/ЛЁН). |
(30) Тема – Звук и буква И: место звука в слове, чтение слогов, слов, фонетический разбор (ЛИМОН, МАЛИНА). |
3 |
(31) Тема – Закрепление: твёрдые и мягкие согласные звуки; слова и слоги, чтение предложений (МАРИНА ЕЛА МАЛИНУ.МАРИНА УРОНИЛА ЛИМОН). |
(32) Тема – звуки Г и Гь, К и Кь: граф. изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), буквы Г и К, письмо букв. Фонетический разбор слов (ГОРА/КОРА,), |
4 |
(33) Тема – Буквы Г, К: чтение слов с буквами Г, К и фонетический разбор слов (КИТ/КОТ, ГРОМ/ГРИМ), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф.изобр. звуков), составление предложений по картинке (МАЛЬЧИК ЧИТАЕТ КНИГУ). |
(34) Тема - Звуки Д и Дь, Т и Ть: граф.изобр. мяг. и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв Д и Т |
Февраль |
||
1
2 |
(35) Тема – Буквы Д, Т: чтение слов с буквами Д/Т и фонетический разбор слов (ДОМ/ДОГ, КОТ/КТО), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф.изобр. звуков) ДЯТЕЛ/ДУТКА, чтение предложений (КОТЁНОК ЛАКАЕТ МОЛОКО). |
(36) Тема - Звуки В и Вь, и буква В: граф.изобр. мяг. и твёрд. согласных в слове, чтение слогов, письмо буквы В. Чтение слов с буквой В и фонетический разбор слова (ВОЛК), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков) –ВОРОНА - ВОЛК |
(37) Тема - Звуки В и Вь, Ф и Фь, и буквы В. Ф:граф.изобр. мяг. и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв В и Ф. Чтение слов с буквами В/Ф и фонетический разбор слов (ВОЛК/ФЛАГ), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков) –ВОРОНА/ФОНАРИ. |
(38) Тема - Звуки З и Зь, С и Сь, и буквы З, С: граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв З и С. Чтение слов буквами З/С и фонетический разбор слов (РОЗА/ВАЗА), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков) – ЗАМОК, составление слов из слогов (КОЗА, КОСА, РОЗА, РОСА). |
|
3 |
(39)Тема - Звуки Б и Бь и буква Б:граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, чтение слогов, письмо буквы Б. Чтение слов буквой Б и фонетический разбор слов (БЫЛ/БИЛ). Чтение рассказа и поиск слов со звуком Б. |
(40) Тема - Звуки Б и Бь, П и Пь, и буквы Б, П:граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв Б и П. Чтение слов буквами Б/П и фонетический разбор слов (БЫЛ/БИЛ, ПАРТА/ПЕНАЛ), составление слов из слогов (ПЕРСИК, ПАРТА, ПЫЛЕСОС, ПЕНАЛ) |
4 |
(41)Дополнительный м-л: работа над предложением по картине: придумать предложение из 3-4 слов и записать условным обозначением. |
(42) Тема – Закрепление: Работа с предложением (закончить и написать слово по буквам), чтение рассказа и поиск слов со звуками П, С, З. |
Март |
||
1 |
(43) Тема - Звуки Х и Хь, и буква Х: характеристика звуков граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, чтение слогов, письмо буквы Х, фонетический разбор слова МУХА (сам-но). |
(44) Тема – Закрепление: Работа с предложением (закончить и написать слово по буквам), чтение слов и предложений, поиск слов со звуком Х. |
2 |
(45) Тема – Звуки и буквы Ж и Ш: х-ка, звуков, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, фонетический разбор слов (ЛУША, ЛУЖА), письмо букв Ж и Ш. |
(46) Тема - Звуки и буквы Ч и Щ: сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, фонетический разбор слов (ЩЕКА, ЩЁЛК – сам-но), чтение предложений, письмо букв Ч и Щ. |
3 |
(47) Тема - Звук и буква Ц: х-ка звука, место звука в слове, чтение слогов, фонетический разбор слов (КУРИЦА), составление слов из букв (ОГУРЕЦ, ЗАЯЦ), чтение предложений, письмо буквы Ц |
(48) Тема - Звук и буква Й: х-ка звука, чтение слов с буквой Й на конце, фонетический разбор слова (ПОПУГАЙ). |
4 |
(49)Дополнительный м-л: работа над предложением по картине: придумать предложение из 3-4 слов и записать условным обозначением. |
(50) Тема – Закрепление: твёрдые и мягкие согласные звуки; слова и слоги, чтение предложений |
Апрель
|
||
1 |
(51) Тема –Мягкий знак Ь: сравнительный анализ слов (УГОЛ, УГОЛЬ), изменение, анализ и чтение слов с Ь на конце, фонетический разбор слов (ЛОШАДЬ), чтение стих-я, письмо слова по буквам (МЕДВЕДЬ), письмо буквы Ь |
(52) Тема - Твёрдый знак Ъ: сравнительный анализ слов (СЕЛ, СЪЕЛ), изменение слов с помощью Ъ, анализ и чтение слов, чтение стих-й |
2 |
(53) Тема – Повторение: слог деление слов на слоги. Слова: составление из букв, чтение и письмо. Предложение: составить по картинке и дописать пропущенное слово. |
(54) Тема – Закрепление: Гласные и согласные звуки и буквы: дописать в слове пропущенные буквы. Составить предложение по картинке и написать слова. |
3 |
(55) Развитие речи. Мониторинг Учить подбирать слова-определения к существительному; учить отвечать полными предложениями, отгадывать загадки; учить детей составлять рассказ по опорным картинкам; развивать речь ; развивать слуховое внимание, мелкую моторику; упражнять в изменении слов при помощи суффиксов; уточнять и расширять представление о перелетных птицах, диких животных |
(56) Повторение. Мониторинг. Уточнить и закрепить у детей названия деревьев, строение, внешние признаки, формировать умение образовывать прилагательные от существительных, продолжать совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно – образовательным суффиксом, подбирать слова – антонимы; закрепить употребление предлогов в предложениях; развивать и обогащать словарь по теме, связную речь, внимание, мышление; воспитывать бережное отношение к природе, желание заниматься. |
4 |
(57) Повторение. Мониторинг. Дать детям представление о том, что была Великая Отечественная война, и мы врага победили. Учить выражать и описывать свои чувства. Учить понимать содержание стихотворения. Развивать интерес к прошлому страны, её истории. Развивать у детей эмоционально-отрицательное отношение к войне. Развивать память, мышление, воображение. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.Воспитывать чувство любви к Родине, желание жить в мире. Активизировать умение совершать добрые дела.
|
(58) Повторение. Мониторинг. Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного края. Развивать у детей воображение, наблюдательность и способность сопереживать другим людям. Учить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам; побудить детей к нравственным поступкам; воспитывать чувство уважения к людям; доброжелательность; дружелюбие; желание совершать добрые поступки. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине. |
Май |
||
1 |
(59) Тема – Закрепление: алфавит, чтение стихотворений. Развить умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами; совершенствовать аналитико-синтетическую деятельность в процессе выделения гласных звуков в словах; воспитание доброго отношения к окружающим; закреплять умение располагать рисунок на листе бумаги, ориентироваться в пространстве, развивать мелкую мускулатуру кистей рук. развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение).
|
(60) Тема - Ребусы, загадки, чтение стих. Учить детей составлять описательный рассказ по картине, придумывая события, предшествующие и последующие изображенным. Использование элементов ТРИЗ в пересказе (составление графического плана). Закреплять умение отгадывать и составлять (придумывать) загадки. Формировать навык составления предложений. Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, придумывать слова с заданным звуком. Развивать связную речь детей. Стимулировать развитие мыслительных способностей. Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач. |
2-3 |
Повторение – закрепление. |
|
4 |
Открытый просмотр для родителей и педагогов |
ПРОГРАМНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЮИ РЕЧИ.
2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (6-7 лет): развитие интереса и способностей к чтению.
Основная задача – овладение техникой чтения, зарождающийся интерес к самостоятельному чтению.
Основной материал изучения – слова и предложения, тексты, которые дети к концу обучения читают самостоятельно. Детям предлагаются игровые задания и упражнения со звуками, буквами, словами и предложениями. Содержание заданий связано с разделами «ознакомления с окружающим миром» (времена года, домашние и дикие животные, цветы и т.д.). Расширение и обогащение представлений об окружающем мире происходит с помощью художественного слова: пословиц и поговорок, загадок, сказок, стихотворений, рассказов Ушинского К., Даля В., Сладкого Н. В каждое занятие включены задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к письму.
Критерии развития интереса и способностей к чтению
Ребёнок к концу года должен:
· проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;
· ориентироваться в звуко-буквенной системе языка;
· понимать смыслоразличительную функцию звуков и букв;
· записывать слова, предложения печатными буквами;
· разгадывать ребусы, кроссворды;
· читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимать прочитанный текст;
· ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
· рисовать предметы в тетради в линейку.
Перспективное планирование программного содержания
на учебный год (6-7 лет)
Ме-сяц |
Неделя |
Тема Задачи |
|
|
Сентябрь |
1 |
Мониторинг Тестирование |
|
|
2 «Осень в гости к нам идет» |
1.Тема – «Звуки и буквы» – повторение. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление; учить детей подбирать однокоренные слова, согласовывать прилагательные с существительными. Развивать навыки звукового и слогового анализа. Заучивание А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» |
1.Этюд «Разговор осеннего леса» Задачи. Развивать фантазию. Совершенствовать выразительность движений. |
|
|
2.Тема – «Звуки и буквы» – закрепление: Упражнять в различении твердых и мягких согласных, в словообразовании; развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление. Чтение стих.-я М. Волошина «Осенью», «Осенняя сказка». |
2.Этюд к «Осенней сказке» «Какая она осень?». Задачи. Развивать фантазию. Совершенствовать выразительность движений. |
|
||
3 « Мой город – Пыть–Ях» |
3.Развитие связной речи. Продолжать знакомить детей с нашим краем, Севером, Югрой, г. Пыть-Ях. Развивать и воспитывать интерес и любовь к родному краю, коренным жителям Севера, их быту, жизни; Развитие связной речи, памяти. |
3.Задание от птицы Говорун (загадки народов ханты). Задачи. Приобщать детей к народным традициям и культуре коренных народов нашего края.
|
|
|
4.Тема – «Слова и слоги» - закрепление. Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). Упражнять в словообразовании, в умении преобразовывать форму единственного числа существительных в форму множественного числа, подбирать однокоренные слова. |
4. Проговаривание пословиц и поговорок о Родине. Задачи. Пополнить литературный багаж детей поговорками и пословицами о Родине. |
|
||
4 «Овощи и фрукты» |
5.Речевой тренинг Упражнять детей в умении дифференцировать звуки, упражнять в умении изменять глагол хочу (по числам, родам, временам); развитие памяти. Закрепление знаний русских пословиц и поговорок про фрукты и овощи, их значение. Развитие мелкой моторики. Чтение рассказа Г. Юдина «Как варить компот»
|
5.Риторические игры на быстрое и четкое проговаривание звукорядов. Задачи. Упражнять детей в быстром и четком проговаривании звукорядов со звуком - б. Расскажи стихи руками – «Баран» Задачи. Развивать фантазию. Совершенствовать выразительность движений, умение действовать по тексту |
|
|
6.Развитие связной речи Учить передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений; учить разным способам образования степеней сравнения прилагательным и глаголам; учить, не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем; произносить двустишие с разной силой голоса. |
6.«Шкатулка сказок» - драматизация сказки «Репка». Задачи: Формировать умение детей выразительно говорить и передавать образ мимикой и жестами. Активизировать речевую деятельность детей.
|
|
||
Октябрь |
1 «Я вырасту здоровым» |
7.Речевой тренинг Упражнять детей в умении дифференцировать звуки кь, гь; упражнять в умении образовывать сложные слова: развивать руку (подготовка к обучению письму). Заучивание отрывка из сказки К. Чуковского «Айболит» |
7.Игра – путешествие с Доктором Айболитом. Задачи. Работа над речью и интонацией. Совершенствовать артистические навыки.
|
|
8.Развитие связной речи. Вспомнить и закрепить правила составления монолога описательного типа: выбор логики перечисления признаков объекта).Монолог (описание). Формировать умение давать оценку поступкам литературных героев, своим поступкам, поступкам своих товарищей. Чтение отрывков из произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?», чтение стихотворения В. Солодухина «Здравствуйте!» |
8. Расскажи стихотворение руками «Мышка плохо лапки мыла». Задачи. Побуждать детей к импровизации. Совершенствовать выразительность движений. |
|
||
2 «Дом, квартира, мебель» |
9.Тема – «В доме моём». Закреплять умение выполнять звуковой анализ слов. Запись слов-отгадок, чтение пословиц о доме, о семье, рисование колобка в тетради в линейку. |
9. Показ сказки «Три медведя» на фланелеграфе детьми. Задачи. Развивать артистические способностей, речь, память. Расширять и обогащать словарный запас, эмоциональную окрашиваемость речи. |
|
|
10.Речевой тренинг «Гласные звуки» Упражнять в умении дифференцировать [a], [o], [у], [и]. Совершенствовать умение образовывать прилагательные в сравнительной степени. Развивать непроизвольную зрительную память. Слушание сказки Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик». |
10. Игра –драматизация «Три медведя» Задачи. Развивать голос и выразительность. Совершенствовать фразовую речь.
|
|
||
3 «Профессии» |
11.Тема – «Профессии». Закреплять умение выполнять звуковой анализ слов, выделять ударный гласный. Учить детей делить слова на слоги. Чтение произведения С.Михалкова «Дядя Стёпа- милиционер». |
11.Театральная игра «Король» Задачи. Развивать диалогическую речь, воображение, фантазию, память, внимание детей. |
|
|
12. Занятие дифференцированного подхода Совершенствовать просодическую сторону речи через тембровую окраску высказывания. Развивать аналитическую деятельность в сфере словообразования. В. Маяковский «Кем быть?» |
12. Игровые задания. Задачи. Формировать умение правильно пользоваться голосом в зависимости от ситуации (громко, умеренно, тихо). |
|
||
4 «Золотая осень в произведениях писателей и художников» |
13. Развитие связной речи. Описание объектов. Упражнять детей в составлении описательных высказываний (описание животных, знакомых детям). Учить детей употреблять в речи сложноподчиненные предложения в описании природы. Развивать устную речь, умение составлять связные монологические высказывания описательного рассказа. Разучивание песенки «Лисица рожью шла» |
13.Пантомима «Лисица рожью шла». Задачи. Развивать двигательные навыки, воображение, мимические способности. |
|
|
14.Развитие связной речи Учить детей слушать небольшой рассказ, отвечать на вопросы. Развивать творческое воображение, память. Развитие связной речи, мышления, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением. Пересказ «Осенние дожди» Г. Скребицкий. |
14.Этюд «Осенние листья». Задачи. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. |
|
||
Ноябрь |
1 «День народного единства» |
Речевой тренинг «Гласные – согласные» Упражнять в умении дифференцировать гласные и согласные звуки. Совершенствовать просодическую сторону речи через тембровую окраску высказывания. Развивать творческое воображение, память. Заучивание стих-я С. Есенина «Берёза» |
15. Расскажи стихи руками – «Береза» С.Есенин. Задачи. Развивать память, фантазию. Совершенствовать выразительность движений. |
|
Развитие связной речи Монолог (повествование). Вспомнить и закрепить правила составления монолога повествовательного типа (главная мысль, композиция: начало, середина, конец). Упражнять в умении составления описательного высказывания с использованием иллюстраций. Слушание былины «Илья Муромец». |
16. Этюд «Эмоции» - «Илья Муромец», «Соловей Разбойник». Задачи. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
|
|
||
2 «Человек» |
Развитие связной речи. Монолог. Знакомить детей с комбинированными текстами, представленными сочетанием повествования и описания; работать над лексическим значением слов (хороший – плохой). Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» |
17. Пантомима «Волшебник» С.Черный Задачи. Развивать монологическую речь, двигательные навыки, воображение, мимические способности.
|
|
|
Речевой тренинг «Певучие гласные». Выделение в слове первого гласного звука, находящегося под ударением).Упражнять в умении дифференцировать [a], [o], [у], [и], [ы], [э]. Совершенствовать умение образовывать прилагательные в сравнительной степени (так правильно образовано слово, так неправильно образовано слово). Развивать непроизвольную зрительную память. Заучивание отрывка из сказки К. Чуковского «Мойдодыр» |
18.Драматизация отрывка К.Чуковского «Мойдодыр». Задачи. Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Формировать умение показывать образы предметов, через пластические возможности своего тела. |
|
||
3 «Моя семья» |
Речевой тренинг Упражнять в умении дифференцировать согласные звуки [с], [ш]. Совершенствовать просодическую сторону речи через тембровую окраску высказывания. Упражнять детей в нахождении однокоренных слов. Развивать вербальную память через запоминания слов, связанных по смыслу. Чтение произведений А. Раскина «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку» |
19.Упражнение на дыхание Задачи. Добиваться от детей длительного ротового выдоха. Артикуляцию согласных: свистящие и шипящие звуки –с, ш. Задачи. Упражнять в произношении звуков с, ш.
|
|
|
Развитие связной речи Упражнять детей в умении выстраивать диалогическое взаимодействие в процессе составления диалогической сказки. Невербальные средства выразительности. Пересказ рассказа Л.Толстого «Косточка». |
20. Этюды на тему «Дружная семья». Задачи. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. |
|
||
4 «Мама – милая моя» |
Ознакомление с художественной литературой. Развивать интонационную выразительность речи, учить пользоваться правильным темпом, силой и высотой голоса, речевым дыханием; развивать правильную дикцию. Формировать умение выразительно читать стихотворение, называть автора и название. Заучивание стих-я Е.Благининой«Посидим в тишине» |
21.Игра «Что мама делала не скажем, но зато покажем». Задачи. Развивать воображение, фантазию, память, внимание детей.
|
|
|
Занятие дифференцированного подхода Развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков (З), учить дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе быстро, умеренно, медленно. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» |
22. Этюд «Разъяренная медведица». Задачи. Развивать умение передавать эмоциональное состояние – ярость, с помощью мимики и жестов.
|
|
||
Декабрь |
1 «Посуда» |
Развитие связной речи. Монолог. (повествование + описание). упражнять детей в составлении комбинированных высказываний (контаминации). Учить составлять план (смысловую последовательность) собственных высказываний и придерживаться его в процессе рассказывания. Продолжать учить детей давать описание внешнего вида посуды, рассказать о том, как с нею можно обращаться. Чтение по ролям К. Чуковский «Федорино горе», |
23.Игра «Поварята». Задачи. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.
|
|
Речевой тренинг. Предложение. Составление рассказа по сюжетным картинкам на тему «Хорошо - плохо». Активизация, уточнение, расширение словаря по теме, закрепление знаний детей о посуде. Совершенствование фразовой речи, диалогической речи, умения отвечать на вопросы сложноподчинённой фразой, используя союз «потому что». Совершенствование умения задавать вопросы.
|
24.Этюды на тему «Хорошо – плохо»: «Утешение». Задачи. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
|
|
||
2 «Продукты питания» |
Звуковой диктант. Повторить изученные звуки, закреплять умение выполнять звуковой анализ слов, составлять предложения. Слушание сказки Г. Юдина «Как Мыша шалил» |
25.Пантомимика по сказке Г.Юдина «Как Мыша шалил». Задачи. Развивать двигательные навыки, воображение, мимические способности.
|
|
|
Развитие связной речи. Совершенствование связной речи детей. Учить детей составлять рассказы о продуктах питания с опорой на наглядность и по предложенному плану-схеме. Упражнять в предсказывании рассказа «Это я виноват» Т. Ткаченко - полно, последовательно и по ролям. Воспитывать чувство взаимовыручки. |
26. Творческая игра «Сочини сказку». Задачи. Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей.
|
|
||
3 «Электроприборы» |
Развитие связной речи. Диалогическое взаимодействие. Закреплять правильное произношение звука т; учить различать твердые и мягкие согласные, выполнять звуковой анализ слов, составлять предложения и их условно-графические схемы. Чтение произведения Е. Воробъёва «Обрывок провода» |
27.Этюд «Холодильник». Задачи. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
|
|
|
Соотнесение звука и буквы. Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные, проводить звуковой анализ слов, составлять условно-графические схемы предложений; развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление. |
28.Артикуляционная гимнастика «Электроприборы», проговаривание поговорок и скороговорок об электричестве Задачи. Совершенствовать речевой аппарат. |
|
||
4 «Праздник Новый год» |
Занятие дифференцированного подхода Закреплять правильное произношение звуков п, б, умение выполнять звуковой анализ слов. Учить определять ударный звук в словах. Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке»
|
29. Творческая игра «Сочини рассказ «Как мы играем зимой на участке»» Задачи. Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей |
|
|
Звуковой диктант Закреплять умение выполнять звуковой анализ слов. Чтение стихотворения А. Фета «Что за вечер?», песенки «Мы пошли по ельнику», |
30.Пантомимака: «Летят снежинки», «Елочка нарядная», «Дед Мороз», «Снегурочка». Задачи. Развивать двигательные навыки, воображение, мимические движения. |
|
||
Январь |
1 Каникулы |
31. Домашнее задание на зимние каникулы. Привлечь внимание ребёнка к звучащему слову. С помощью речевых игр, играя со словами и звуками, ребёнок усваивает следующее: - Когда мы говорим, мы произносим разные слова. - Слова звучат, потому что состоят из звуков. - Звуки в слове идут по порядку. - Есть звук в начале слова – он первый, есть последний – в конце слова, остальные – в середине, друг за другом. - Если этот порядок нарушится, то слово «сломается». - Его будет не узнать. |
32. Домашнее задание на зимние каникулы. Разгадывание кроссворда. Расширить кругозор ребенка и пополнить его словарный запас; Тренировать память и расширять кругозор; Тренировать мелкую моторику и навыки письма; Воспитывать любовь к чтению и письму. |
|
2 «Домашние животные» |
Развитие связной речи Формировать умения описывать живой объект; закреплять правила составления описательного высказывания. Закреплять умение выполнять звуковой анализ слов.
Чтение лит.сказки К. Ушинского «Слепая лошадь».
|
33Импровизация стихотворения «Лошадка» Задачи. Развивать фантазию. Совершенствовать выразительность движений. Этюд «Кот Васька» Задачи. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. |
|
|
Развитие связной речи. Обучить детей составлению описательного рассказа с опорой на схему; развивать умение задавать вопросы и отвечать на них полным ответом; развивать внеречевые средства выразительности. Обобщать знания о домашних животных; воспитывать бережное отношение детей к животным. Л. Петрушевская «Кот, который умел петь» |
34.Упражнение на артикуляцию «Шутка». Задачи. Совершенствовать речевой аппарат. Формировать умение детей пользоваться интонациями, произнося фразы, грустно, радостно, удивленно, сердито. |
|
||
3 «Дикие животные» |
Звуковой диктант. Закреплять умение выполнять звуковой анализ слов. «Весёлые стихи о диких животных»
|
35. Диалог Колобка с животными из русской народной сказки «Колобок» Задачи. Совершенствовать технику речи. Обращать внимание детей на правильное произношение слов в диалогах, верное исполнение песни. |
|
|
Последовательное выделение звуков в словах со стечением согласных Упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных, существительных с суффиксом ИЩ. Согласование числительных с существительным. Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме. Чтение сказки «Теремок» по ролям. |
36. Пантомима – сказка «Зайчик и ёжик». Задачи. Развивать двигательные навыки, воображение, мимические движения. |
|
||
4 «Зима» |
Речевой тренинг. Закреплять правильное произношение звука ц, умение выделять ударный гласный, составлять предложения. Развивать связную речь, память, внимание. Заучивание Ф. Тютчева «Зима недаром злится» |
37.Этюд «Снежинки» Задачи. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
|
|
|
Развитие связной речи. Совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, звуки, определять местоположение звука в слове, закрепить знания о различии гласных и согласных звуков, в составлении предложений по схеме. Развивать навыки устной связной монологической речи. Развивать мышление и речь детей. Закончить мероприятия по составлению сказок на тему: «Новогодняя сказка». |
38. Творческая игра «Сочини новогоднюю сказку». Задачи. Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей.
|
|
||
Февраль |
1 «Одежда, обувь, головные уборы» |
Речевой тренинг. Закреплять правильное произношение звука ч, умение выполнять звуковой анализ слов. Слушание стих-я Л. Фадеевой «Зеркало в витрине» |
39.Игра - драматизация «Жил сапожник» Задачи. Развивать фантазию. Совершенствовать выразительность движений. |
|
Развитие связной речи. Монолог. (повествование + описание). Упражнять в образовании относительных прилагательных, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Упражнять детей в составлении повествовательных высказываний с элементами описания; работать над лексическим значением слова благодарность. Обогащать нравственную сферу ребёнка-дошкольника. Слушание стих.-я Г.Юдина «Удивительное платье» |
40. Игра –драматизация «Рукавичка» Задачи. Совершенствовать умение рассказывать сказку по ролям. Формировать умение интонацией передавать настроение героя, образ. |
|
||
2 «Виды транспорта» |
Звуки д и дь. Буква Д. Закреплять правильное произношение звука д. Слушание шуточного стихотворения «Это место для детей» поэта Д. Чуяко.
|
41. Инсценировка стихотворения А. Барто «Самолет» Задачи. Развивать фантазию. Совершенствовать выразительность движений. |
|
|
Дифференциация звуков т—д. Учить определять ударный звук в словах, делить слова на слоги. Учить рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения. Учить выделять при сравнении явлений существенные признаки. Составление рассказа по картине «Вот так покатался!» |
42.Игра – этюд «Одно и то же по-разному» Задачи. Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.
|
|
||
3 «День Защитника Отечества» |
Звуковой анализ слов. Закреплять умение выполнять звуковой анализ слов, выделять ударный гласный, делить слова на слоги. Учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга; учить регулировать силу голоса. Составление рассказа «Как ежик попал в беду» по серии сюжетных картин. |
43.Этюд «Часовой», «Капитан». Задачи. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
|
|
|
Звуковой диктант Закреплять умение выполнять звуковой анализ слов. Игра «Закончи стихотворение - Буду солдатом»
|
44. Риторические игры на быстрое и четкое проговаривание звукорядов. Задачи. Упражнять детей в быстром и четком проговаривании звукорядов со звуком – ш, щ. |
|
||
4 «Масленица» |
Дифференциация звуков ш—щ Закреплять умение последовательно выделять звуки из слов, выделять ударный гласный. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа. Развивать память, речь. Песенка «Масленица, масленица» |
45. Игра-превращение. Задачи. Упражнять будущих артистов выразительности, оживлять фантазию и воображение, совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа. |
|
|
Звуковой анализ слов Закреплять умение последовательно выделять звуки из слов, выделять ударный гласный. Учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.
|
46.Творческая игра «Сочини сказку». Задачи. Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей. |
|
||
Март |
1 «Международ-ный Женский день» |
Развитие связной речи Научить детей составлению повествовательных, объяснительных, описательных и сравнительных рассказов с использованием сюжетных картин, картинок – символов, плана – схемы. Развивать навыки активной межличностной коммуникации в процессе коллективной учебно-игровой деятельности. Развивать познавательные процессы: внимание, память и словесно – логическое мышление. Заучивание стих-я П. Соловьёва «Подснежник» |
47. Разыгрывание ситуации «Не хочу манной каши!» Задачи. Формировать умение интонационно выразительно проговаривать фразы.
|
|
Звук щ. Буква Щ Закреплять правильное произношение звука щ, умение выделять ударный гласный, выполнять звуковой анализ слов, составлять предложения. Разучивание стихотворения К.Авдеенко «Мамина улыбка» |
48. Игра «Телефон» Задачи. Развивать фантазию, диалогическую речь.
|
|
||
2 «Береги себя!» |
Звуки х, хь. Буква X Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин по цепочке и в целом; активизировать и расширять словарь по теме. Закреплять правильное произношение звука х, умение последовательно выделять звуки в словах, делить слова на слоги. Составление рассказа «Собака--санитар» по серии сюжетных картин. |
49. Игра импровизация «Мыша водолаз». Задачи. Развивать фантазию. Совершенствовать выразительность движений.
|
|
|
Речевой тренинг. Закрепить знания детей о частях тела человека, их назначении, бережном отношении к ним. Упражнять в составлении и употреблении в речи сложных предложений с предлогом «для»; употребление грамматической категории дательного падежа. Упражнять в употреблении разных значений многозначных слов. Рассказ Г. Юдина «Голова» |
50. Пантомима «Утренний туалет» Задачи. Развивать воображение, выразительность жестов, умение действовать согласно текста.
|
|
||
3 «Народная культура и традиции» |
Развитие связной речи. Развивать интерес к культуре русского народа через знакомство с народной игрушкой, желанием изготовить игрушку самостоятельно старинным способом; способствовать общему развитию детей, прививая им любовь к Родине (русской культуре, русскому языку). Воспитывать уважение к народной культуре и традициям. |
51. Игра –драматизация «Снегурочка» Задачи. Совершенствовать умение рассказывать сказку по ролям с помощью настольного театра. Формировать умение интонацией передавать настроение героя, образ. |
|
|
Речевой тренинг. Упражнять детей в дифференцировании звуков г, г,; упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные; Упражнять в образовании слов с ум.-ласк. суф.; упражнять в подборе синонимов и антонимов. Готовить к обучению письму. Скороговорки |
52.Игра «Испорченный телефон», диалогические скороговорки Задачи. Формировать правильное произношение, артикуляцию; упражнять детей в быстром и четком проговаривании труднопроизносимых слов и фраз. |
|
||
4 «Птицы наших лесов» |
Тема – «Птицы». Закреплять правильное произношение звука з, умение выделять ударный гласный, делить слова на слоги. Чтение загадок, рассказа К. Ушинского «Дятел» |
53. Игра «Зеркало - птицы» Задачи. Развивать монологическую речь.
|
|
|
Тема – «Лес». Закреплять правильное произношение звука з, умение выделять ударный гласный. Чтение рассказа, загадок о лесе. |
54.«Загадки без слов про птиц» Задачи. Развивать выразительность мимики и жестов.
|
|
||
Апрель |
1 «Весна» |
Пересказ рассказа М.Пришвина «Ёж» Учить пересказывать текст точно, последовательно, выразительно; придумывать самостоятельный рассказ по аналогии с литературными произведениями; пересказывать текст, написанный от первого лица, переводя прямую речь в косвенную. Учить самостоятельно подбирать короткие (односложные) и длинные многосложные) слова. |
55. Игра на воображение «Снеговик» Задачи. Совершенствовать воображение, восприятие у детей, формировать умение искать выразительные средства для создания яркого образа.
|
|
Тема – «Весна». Закреплять умение последовательно выделять звуки из слов, выделять ударный гласный. Чтение загадки, рассказа Сладкова Н. «Весенние радости» |
56.Игра «Художник» Задачи. Совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность. |
|
||
2 «День космонавтики» |
Развитие связной речи. Упражнять детей в умении перестраивать повествовательное высказывание посредством изменения знакомых литературных произведений; развивать речевую активность в процессе творческого преобразования текста. Чтение рассказа А. Митяева «Первый полёт» |
57.Этюд «Полет на луну» Задачи. Совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность; воспитывать ловкость, смелость.
|
|
|
Речевой тренинг. Упражнять в умении дифференцировать звуки [д], [дь,] и умении определять позицию звука в слове. Упражнять в составлении предложений с предлогом за (по схемам) самостоятельно. Учить находить однокоренные слова. Развивать пространственную ориентацию Кроссворд «Природные явления». |
58.Этюд «Полет на луну» Задачи. Совершенствовать технику речи. Обращать внимание детей на правильное произношение слов в диалогах
|
|
||
3 «Деревья и кустарники» |
Занятие дифференцированного подхода Учить развивать предложенный сюжет; активизировать в речи союзы и союзные слова (в сложноподчиненных предложениях разных типов), учить употреблять слово варежки в разных падежах; учить дифференцированию звуков (Ш) и (Ж); использованию вопросительной и повествовательной интонацией. Составление рассказа на тему «Четвероногий друг». Мониторинг. |
59.Игра «Старичок – «Лесовичок» Задачи. Формировать умение пользоваться разными интонациями.
|
|
|
Тема – «Насекомые леса». Мониторинг. Активизация словаря учащихся глаголами, словаря учащихся прилагательными; образование и употребление родительного падежа мн. числа, употребление местоимений МОЙ , МОЯ; формирование умений выделять, подбирать характерные признаки, действия описываемого насекомого. Развитие навыка связной речи, закрепление навыка |
60.Разыгрывание по ролям стихотворения «Кузнечик» А. Апухтина. Задачи. Побуждать к активному участию в инсценировке. Формировать умение интонацией передавать настроение героя, образ. |
|
||
|
4 «Водное царство» |
Речевой тренинг. Мониторинг. Закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза, развитие фонематических представлений, слуховой памяти и внимания. Разучивание песенки «Когда солнышко взойдёт, роса на землю падёт», стих-я Н. Забалотского «На реке» |
61. «Загадки без слов про обитателей водного царства» Задачи. Развивать выразительность мимики и жестов.
|
|
Развитие связной речи. Мониторинг. Монолог. Упражнять детей в составлении повествовательного высказывания с элементами описания; работать над лексическим значением слова непослушание; развитие и формирование норм и правил поведения. Пересказ отрывка рассказа Г.Юдина «Мыша-водолаз», |
62. Творческая игра «Сочини сказку про то, как Мыша путешествовал по подводному царству» Задачи. Развивать речь, воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей. |
|
||
Май |
1 «День Победы» |
Речевой тренинг. Упражнять детей в умении дифференцировать звуки к, г, х; упражнять в умении подбирать слова- синонимы, Упражнять в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах). Упражнять детей в умении производить анализ и синтез предложения по словам. Развивать внимание. Развитие мелкой моторики. Слушание рассказа Ю.Коваля «Выстрел» |
63.Игра «Солдаты» (пальчиковый игротренинг) Задачи. Формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствовать память, способность согласовывать движения и речь. Игра: Гимнастика для язычка Задачи. Формировать умение выразительности речи. |
|
Тема: Пересказ рассказа Л.Кассиля «Сестра». Обогатить знания детей о Дне Победы, выяснить, что они знают о памятном месте города . воспитывать стремление быть похожими на тех солдат, которые защищали нашу Родину в страшные годы Войны, воспитывать храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину. Учить полно и выразительно передавать литературный текст; упражнять в умении отчетливо произносить слова. |
64. Этюд «Часовой», «Капитан». Задачи. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
|
|
||
2 «Прошлое предметов» |
Речевой тренинг. Повторить изученные звуки и буквы. Различение твердых и мягких звуков: л — лЬ, П — ПЬ, С — СЬ Заучивание прибаутки «Сбил-сколотил – вот и колесо» |
65. Творческая игра «Сказочные поздравления» Задачи. Развивать связную речь и воображение детей, активизировать ассоциативное мышление. |
|
|
Повторение изученных звуков и букв Закреплять правильное произношение звука х, умение последовательно выделять звуки в словах, развивать фонематическое восприятие. Сказка «Самый красивый наряд на свете». |
66.Задание «Отгадай сказку и найди на картинке предмет из прошлого» Задачи. Закрепить знания сказок. Развивать грамматический строй речи. Активизировать словарь по теме «Прошлое предмет |
|
||
3 |
Повторение и закрепление пройденного материала (67-68) |
Открытый просмотр для родителей и педагогов |
||
4 |
Открытый просмотр для родителей и педагогов (69-70) |
|
Ожидаемые результаты:
Овладение чтением и понимание смысла прочитанного;
Овладение умением пропевать попевки и алфавит;
Знакомство с гласными и согласными буквами, а также умение различать твердые и мягкие согласные.
Овладение навыками чтения и умения пересказывать небольшие по объему тексты.
Развитие умения называть знаки препинания: точка, запятая, восклицательный и вопросительный знаки, а также умение ставить ударение в словах.
Формирование навыков написания печатных букв и отдельных слов.
Развивающая среда в группе
· Магнитная азбука;
· Дидактические настольные игры:
«Азбука», «Слоговые кубики», «Кубики – буквы», «Я учу буквы», «Слоговые домики», «Я знаю буквы».
· Разрезная азбука «Запоминаю буквы» для самостоятельной работы детей.
· Кассы букв и слогов.
Работа с родителями
· Выступление на родительских собраниях: Перспектива и особенности подготовки детей к школе в рамках обучения элементам грамоты.
· «Наши результаты»: сентябрь, май.
· Открытые занятия – ноябрь, март.
· Индивидуальные беседы, консультации в течение года.
Методика диагностики развития речи дошкольников 5-7 лет
Данная методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.
Задание 1. Придумай как можно больше слов на букву С. (Время 1 мин.)
Задание 2. (Окончание слов).
Ход работы: ребенка спрашивают: "Отгадай, что я хочу сказать? По...". Если ребенок молчит (несмотря на повторение данного слога) или механически повторяет сказанное, не пытаясь докончить слово, то можно перейти к следующему слогу: "А теперь, что я хочу сказать? Пона... " и т. д.
Всего ребенку дается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных слов. Слоги следующие: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) ло, 7) че, 8) при, 9) ку, 10) зо.
Задание 3. (Образование предложений с данными словами).
Ребенку предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие слова:
1) девочка, мячик, кукла;
2) лето, лес, грибы.
Задание 4. (Подбор рифмы). Инструкция: "Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма - это такое слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол, гол. Они звучат одинаково, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше слов, которые с этим словом рифмуются. Слово это будет "день" ".
Задание 5. (Словообразование). Как будет называться маленький предмет?
мяч - мячик; рука - ...; солнце - ...; трава - ...; плечо - ...; ухо - ...; таз - ...
Задание 6. (Словообразование). Если предмет сделан из железа, то како
й он? железо - ...; дерево - ...; снег - ...; пух - ...; бумага - ....
Задание 7. (Общий словарный запас). Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит?
Задание 8. (Исследование особенностей звукового анализа слова).
Инструкция: "Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на букву "д", сразу хлопнешь в ладоши".
Слова для предъявления: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка, вилка, трава.
Литература:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Вераксы, 2015г.
2. Степанова О. А. «Подготовка детей к школе». М. «Сфера», 2008г
3. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Ступеньки к школе: Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М. «Сфера», 1999 г.
4. Марцинкевич Г. Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). Волгоград, 2004 г.
5. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: упражнения. Спб, «Светлячок», 1999 г.
6. Жукова Н.С. Букварь. М. Издательство «Эксмо-Пресс» 2002 г.
7. Юдин Г. Букварёнок. М., 1980 г.
8. Наглядно – дидактические пособия «Грамматика в картинках»: Ударение, Говори правильно, Словообразование, Антонимы, Многозначные слова, Один-много, Множественное число. – М. «Мозаика - синтез»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.