Степень удовлетворенности профессией педагога
Методика (модификация Н. В. Кузьминой, А. А. Реана)
Инструкция. Обведите кружком те пункты, которые отражают Ваше отношение к избранной профессии. В колонке А отмечено то, что «привлекает», в колонке Б - что «не привлекает». Отмечайте только то, что для Вас действительно значимо. Делать выбор во всех без исключения строках обязательно.
А |
Б |
1. Профессия одна из важнейших в обществе |
1. Мало оценивается важность труда |
2. Работа с людьми |
2. Не умею работать с людьми |
3. Работа требует постоянного творчества |
3. Нет условий для творчества |
4. Работа, не вызывает переутомления |
4. Работа вызывает переутомление |
5. Большая зарплата |
5. Небольшая зарплата |
6. Возможность самосовершенствования |
6. Невозможность самосовершенствования |
7. Работа соответствует моим способностям |
7. Работа не соответствует моим способностям |
8. Работа соответствует моему характеру |
8. Работа не соответствует моему характеру |
9. Небольшой рабочий день |
9. Большой рабочий день |
10. Отсутствие частого контакта с людьми |
10. Частый контакт с людьми |
11. Возможность достичь социального признания, уважения |
11. Невозможность достичь социального признания, уважения |
Обработка. По каждому из 11 факторов подсчитывается коэффициент значимости (КЗ). Коэффициент значимости определяется по следующей формуле:
где N - объем выборки (количество обследуемых), (n+) - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А, (n-) - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке Б.
Коэффициент значимости может измениться в пределах от - 1 до + 1. Результаты диагностики по группе заносятся в таблицу.
Иногда при интерпретации результатов допускается серьезная методическая ошибка: нельзя рассматривать только окончательный показатель КЗ, не учитывая соотношение (n +) и (n -). Необходимо строить интерпретацию с учетом как первого, так и второго аспектов. Продемонстрируем это на следующем примере.
Низкий коэффициент значимости фактора (близкий к нулю) ещё не означает его полной незначимости. Необходимо, прежде всего, понять, каким образом получился этот низкий коэффициент.
Совершенно ясно, что два невысоких коэффициента значимости:
и
хотя и равны между собой количественно, но качественно отражают различные типы реальности.
Второй случай действительно свидетельствует о низкой значимости данного фактора в определенной выборке: 90 % опрашиваемых вообще не назвали его в числе значимых, не обратили на него внимания.
В первом же случае все 100% опрашиваемых отметили этот фактор как значимый. Низкий КЗ свидетельствует не столько о низкой значимости фактора, сколько о его противоречивой оценке респондентами: для одних он имеет положительное значение (привлекает в профессии), а для других - отрицательное (соответственно не привлекает).
Данная методика многократно использовалась в серии исследований, проводившихся в основном на материале высшей школы. Значительно меньше она применяется там, где предметом анализа служит процесс обучения в средней профессиональной школе.
Полученные данные показали невысокий общий уровень удовлетворённости профессией (КЗ = - 0,10) и различную значимость факторов привлекательности профессии (таблица 2.6). Наибольшее позитивное значение имели такие факторы как работа с людьми (КЗ = + 89), работа соответствует характеру обучаемого (КЗ = + 0,67), работа требует постоянного творчества (КЗ = + 0,49). Негативное влияние на респондентов оказали факторы: небольшая зарплата (КЗ = - 1,00), частый контакт с людьми (КЗ = - 1,00), большой рабочий день (КЗ = - 0,93), невозможность достичь социального признания и уважения (КЗ = - 0,56).
Таблица 2.6.
Оценка факторов привлекательности профессии у студентов ССУЗа
Факторы
|
Результаты диагностики |
|||
общее количество респондентов |
n + |
n - |
КЗ (коэффициент значимости) |
|
1 |
55 |
24 |
31 |
- 0,13 |
2 |
55 |
52 |
3 |
+ 0,89 |
3 |
55 |
41 |
14 |
+ 0,49 |
4 |
55 |
22 |
33 |
- 0,20 |
5 |
55 |
0 |
55 |
- 1,00 |
6 |
55 |
23 |
32 |
- 0,16 |
7 |
55 |
49 |
6 |
+ 0,15 |
8 |
55 |
46 |
9 |
+ 0,67 |
9 |
55 |
2 |
53 |
- 0,93 |
10 |
55 |
0 |
55 |
- 1,00 |
11 |
55 |
12 |
43 |
- 0,56 |
Все факторы |
605 |
271 |
334 |
- 0,10 |
Итак, профессиональная мотивация студентов определяет успех их учения в образовательном учреждении. В структуре профессиональной мотивации решающее значение имеет отношение обучаемого к профессии. Удовлетворённость профессией - это динамический показатель в учебно-воспитательном процессе студентов. С целью повышения уровня учебной деятельности необходимо формирование положительного отношения к профессии. Предложены методики диагностики удовлетворённости профессией и факторов привлекательности профессии.
Анкета «Выявление способности педагога к саморазвитию»
Инструкция. Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, напротив каждого утверждения балл:
5 – если данное утверждение полностью
соответствует вашему мнению;
4 – скорее соответствует, чем нет;
3 – и да, и нет;
2 – скорее не соответствует;
1 – не соответствует.
Утверждение |
Баллы |
Я стремлюсь изучить себя |
|
Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами |
|
Препятствия стимулируют мою активность |
|
Я ищу обратную связь, т. к. это помогает мне узнать и оценить себя |
|
Я рефлексирую свою деятельность, выделяю для этого время |
|
Я анализирую свои чувства и опыт |
|
Я много читаю |
|
Я активно дискутирую по интересующим меня вопросам |
|
Я верю в свои возможности |
|
Я стремлюсь быть более открытым человеком |
|
Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди |
|
Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты |
|
Я получаю удовольствие от освоения нового |
|
Возрастающая ответственность не пугает меня |
|
Я положительно отнесся бы к продвижению по службе |
|
Спасибо!
Анкета «Факторы, стимулирующие обучение и
препятствующие развитию
и саморазвитию педагога в ОУ»
Инструкция. Оцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по пятибалльной шкале:
5 – "да (препятствуют или стимулируют)";
4 – "скорее да, чем нет";
3 – "и да, и нет";
2 – "скорее нет";
1 – "нет".
Препятствующие факторы |
|
Собственная инерция |
|
Разочарование из-за имевшихся ранее неудач |
|
Отсутствие поддержки и помощи со стороны руководителей |
|
Враждебность окружающих (зависть,
ревность и т. п.), плохо принимающих |
|
Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководством, т. е. отсутствие объективной информации о себе |
|
Состояние здоровья |
|
Недостаток времени |
|
Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства |
|
Стимулирующие факторы |
|
Методическая работа |
|
Обучение на курсах |
|
Пример и влияние коллег |
|
Пример и влияние руководителей |
|
Организация труда в школе |
|
Внимание руководителей к обозначенной проблеме |
|
Доверие |
|
Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования |
|
Занятия самообразованием |
|
Интерес к работе |
|
Возрастающая ответственность |
|
Возможность получения признания в коллективе |
|
Спасибо!
Подсчитайте сумму баллов и занесите в таблицу "Обучение, развитие и саморазвитие педагога"
Коэффициент развития (К) вычисляется по формуле:
К= |
К факт |
Кмакс |
где Кфакт – сумма баллов, проставленных в анкетах;
Кмакс – максимально возможное количество баллов в анкетах.
Занесите данные в таблицу.
Обработка результатов
Подсчитайте общую сумму баллов.
55 и более баллов – Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.
36–54 балла – у Вас нет сложившейся системы саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.
15–35 баллов – Вы находитесь в стадии остановившегося развития.
Обработка результатов
Данные заносятся в таблицу "Обучение, развитие и саморазвитие педагога"
Обучение, развитие и саморазвитие педагога
Способность педагогов к самообразованию |
Ф. И. О. |
Стимулирующие |
Препятствующие |
Система мер |
Активное развитие |
|
|
|
|
Не сложившееся развитие |
|
|
|
|
Остановившееся развитие |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.