"Методическая подборка методик по определению уровня мотивации педагога к профессии"
Оценка 5

"Методическая подборка методик по определению уровня мотивации педагога к профессии"

Оценка 5
docx
29.04.2020
"Методическая подборка методик по определению уровня мотивации педагога к профессии"
методика по мотивации к профессии.docx

Степень удовлетворенности профессией педагога

Методика (модификация Н. В. Кузьминой, А. А. Реана)

Инструкция. Обведите кружком те пункты, которые отражают Ваше отношение к избранной профессии. В колонке А отмечено то, что «привлекает», в колонке Б - что «не привлекает». Отмечайте только то, что для Вас действительно значимо. Делать выбор во всех без исключения строках обязательно.

А

Б

1. Профессия одна из важнейших  в обществе

1. Мало оценивается важность труда

2. Работа с людьми

2. Не умею работать с людьми

3. Работа требует постоянного творчества

3. Нет условий для творчества

4. Работа, не вызывает переутомления

4. Работа вызывает переутомление

5. Большая зарплата

5. Небольшая зарплата

6. Возможность самосовершенствования

6. Невозможность самосовершенствования

7. Работа соответствует моим способностям

7. Работа не соответствует моим способностям

8. Работа соответствует моему характеру

8. Работа не соответствует моему характеру

9. Небольшой рабочий день

9. Большой рабочий день

10. Отсутствие частого контакта с людьми

10. Частый контакт с людьми

11. Возможность достичь социального признания, уважения

11. Невозможность достичь социального признания, уважения

Обработка. По каждому из 11 факторов подсчитывается коэффициент значимости (КЗ). Коэффициент значимости определяется по следующей формуле:

f

где N - объем выборки (количество обследуемых), (n+) - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А, (n-) - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке Б.

Коэффициент значимости может измениться в пределах от - 1 до + 1. Результаты диагностики по группе заносятся в таблицу.

Иногда при интерпретации результатов допускается серьезная методическая ошибка: нельзя рассматривать только окончательный показатель КЗ, не учитывая соотношение (n +) и (n -). Необходимо строить интерпретацию с учетом как первого, так и второго аспектов. Продемонстрируем это на следующем примере.

Низкий коэффициент значимости фактора (близкий к нулю) ещё не означает его полной незначимости. Необходимо, прежде всего, понять, каким образом получился этот низкий коэффициент.

fСовершенно ясно, что два невысоких коэффициента значимости:

f и

хотя и равны между собой количественно, но качественно отражают различные типы реальности.

Второй случай действительно свидетельствует о низкой значимости данного фактора в определенной выборке: 90 % опрашиваемых вообще не назвали его в числе значимых, не обратили на него внимания.

В первом же случае все 100% опрашиваемых отметили этот фактор как значимый. Низкий КЗ свидетельствует не столько о низкой значимости фактора, сколько о его противоречивой оценке респондентами: для одних он имеет положительное значение (привлекает в профессии), а для других - отрицательное (соответственно не привлекает).

Данная методика многократно использовалась в серии исследований, проводившихся в основном на материале высшей школы. Значительно меньше она применяется там, где предметом анализа служит процесс обучения в средней профессиональной школе.

Полученные данные показали невысокий общий уровень удовлетворённости профессией (КЗ = - 0,10) и различную значимость факторов привлекательности профессии (таблица 2.6). Наибольшее позитивное значение имели такие факторы как работа с людьми (КЗ = + 89), работа соответствует характеру обучаемого (КЗ = + 0,67), работа требует постоянного творчества (КЗ = + 0,49). Негативное влияние на респондентов оказали факторы: небольшая зарплата (КЗ = - 1,00), частый контакт с людьми (КЗ = - 1,00), большой рабочий день (КЗ = - 0,93), невозможность достичь социального признания и уважения (КЗ = - 0,56).

Таблица 2.6.

Оценка факторов привлекательности профессии у студентов ССУЗа

Факторы

 

Результаты диагностики

общее количество респондентов

n +

n -

КЗ (коэффициент значимости)

1

55

24

31

- 0,13

2

55

52

3

+ 0,89

3

55

41

14

+ 0,49

4

55

22

33

- 0,20

5

55

0

55

- 1,00

6

55

23

32

- 0,16

7

55

49

6

+ 0,15

8

55

46

9

+ 0,67

9

55

2

53

- 0,93

10

55

0

55

- 1,00

11

55

12

43

- 0,56

Все факторы

605

271

334

- 0,10

Итак, профессиональная мотивация студентов определяет успех их учения в образовательном учреждении. В структуре профессиональной мотивации решающее значение имеет отношение обучаемого к профессии. Удовлетворённость профессией - это динамический показатель в учебно-воспитательном процессе студентов. С целью повышения уровня учебной деятельности необходимо формирование положительного отношения к профессии. Предложены методики диагностики удовлетворённости профессией и факторов привлекательности профессии.

 

 

 

Анкета «Выявление способности педагога к саморазвитию»

Инструкция. Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, напротив каждого утверждения балл:

5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 – скорее соответствует, чем нет;
3 – и да, и нет;
2 – скорее не соответствует;
1 – не соответствует.

Утверждение

Баллы

Я стремлюсь изучить себя

 

Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами

 

Препятствия стимулируют мою активность

 

Я ищу обратную связь, т. к. это помогает мне узнать и оценить себя

 

Я рефлексирую свою деятельность, выделяю для этого время

 

Я анализирую свои чувства и опыт

 

Я много читаю

 

Я активно дискутирую по интересующим меня вопросам

 

Я верю в свои возможности

 

Я стремлюсь быть более открытым человеком

 

Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди

 

Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты

 

Я получаю удовольствие от освоения нового

 

Возрастающая ответственность не пугает меня

 

Я положительно отнесся бы к продвижению по службе

 

Спасибо!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета «Факторы, стимулирующие обучение и препятствующие развитию
и саморазвитию педагога в ОУ»

Инструкция. Оцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по пятибалльной шкале:

5 – "да (препятствуют или стимулируют)";

4 – "скорее да, чем нет";

3 – "и да, и нет";

2 – "скорее нет";

1 – "нет".

Препятствующие факторы

Собственная инерция

 

Разочарование из-за имевшихся ранее неудач

 

Отсутствие поддержки и помощи со стороны руководителей

 

Враждебность окружающих (зависть, ревность и т. п.), плохо принимающих 
перемены в Вас и стремление к новому

 

Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководством, т. е. отсутствие объективной информации о себе

 

Состояние здоровья

 

Недостаток времени

 

Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства

 

Стимулирующие факторы

Методическая работа

 

Обучение на курсах

 

Пример и влияние коллег

 

Пример и влияние руководителей

 

Организация труда в школе

 

Внимание руководителей к обозначенной проблеме

 

Доверие

 

Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования

 

Занятия самообразованием

 

Интерес к работе

 

Возрастающая ответственность

 

Возможность получения признания в коллективе

 

Спасибо!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подсчитайте сумму баллов и занесите в таблицу "Обучение, развитие и саморазвитие педагога"

Коэффициент развития (К) вычисляется по формуле:

К=

К факт

Кмакс

где Кфакт – сумма баллов, проставленных в анкетах;

Кмакс – максимально возможное количество баллов в анкетах.

Занесите данные в таблицу.

Обработка результатов

Подсчитайте общую сумму баллов.

55 и более баллов – Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.

36–54 балла – у Вас нет сложившейся системы саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.

15–35 баллов – Вы находитесь в стадии остановившегося развития.

Обработка результатов

Данные заносятся в таблицу "Обучение, развитие и саморазвитие педагога"

 

Обучение, развитие и саморазвитие педагога

Способность педагогов к самообразованию

Ф. И. О.
педагога

Стимулирующие
факторы

Препятствующие
факторы

Система мер

Активное развитие

 

 

 

 

Не сложившееся развитие

 

 

 

 

Остановившееся развитие

 

 

 

 

 


 

Степень удовлетворенности профессией педагога

Степень удовлетворенности профессией педагога

В первом же случае все 100% опрашиваемых отметили этот фактор как значимый

В первом же случае все 100% опрашиваемых отметили этот фактор как значимый

Анкета «Выявление способности педагога к саморазвитию»

Анкета «Выявление способности педагога к саморазвитию»

Анкета «Факторы, стимулирующие обучение и препятствующие развитию и саморазвитию педагога в

Анкета «Факторы, стимулирующие обучение и препятствующие развитию и саморазвитию педагога в

Подсчитайте сумму баллов и занесите в таблицу "Обучение, развитие и саморазвитие педагога"

Подсчитайте сумму баллов и занесите в таблицу "Обучение, развитие и саморазвитие педагога"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2020