«Методическая работа – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала и в конечном итоге на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья учащихся»М.М. Поташник.Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. М. 2010г.
Методическая работа включает направления:
методическое сопровождение (взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего в вопросах выявления, информационного поиска и определения/конструирования пути решения актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности)
методическое обеспечение (совместный поиск (создание), экспертиза и отбор, апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий обучения)
Цель методической работы – обеспечение профессионального роста учителя,а именно:
обеспечение формирования определенных ценностно-целевых установок,
роста профессиональной, социальной и инновационной активности педагога, позволяющих ему оптимальном образом решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьника.
прироста знаний, умений, способов деятельности,
Цель предполагает диагностикупервоначального состояния профессионализма учителя,а именно:
диагностику его затруднений и выявление проблем,
отбор содержания и форм методической работы,
определение критериев эффективности.
Таким образом, речь идет уже не о простом планировании, а о проектировании методической работы в школе.
Учителя начальных классов, начинающие внедрение новых требований в 1-х классах с 1 сентября 2011 г.
Учителя-предметники (ИЗО, музыка, технология, физическая культура), начинающие внедрение новых требований в 1-х классах с 1 сентября 2011 г.
Учителя-предметники, работающие в основной школе.
Цель методической работы в школе в условиях внедрения ФГОС:
обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога.
Признаками такой готовности являются:
освоение учителем системы ценности современного образования,
положительная динамика его способности эффективно использовать учебно-методическое и информационно-методические ресурсы,
овладение и использование педагогом технологий системно-деятельностного подхода, ставшего основным на современном этапе развития образования.
Задачи методической работы в условиях внедрения ФГОС:
выявить затруднения, потребности и образовательные запросы учителей;
обеспечить каждого учителя необходимыми информационными и научно-методическими ресурсами;
создать мотивационные условия, благоприятные для профессионального развития и решения задач внедрения ФГОС;
Задачи методической работы в условиях внедрения ФГОС:
организовать работу проектных (проблемных) групп для решения новых задач профессиональной деятельности;
обеспечить реализацию индивидуальных программ профессионального роста каждого педагога, включая самообразование и обучение непосредственно на рабочем месте;
выявить, проанализировать и обеспечить тиражирование наиболее ценного опыта работы учителей по реализации новых образовательных целей в условиях внедрения стандартов.
При разработке плана методической работы необходимо:
определить направления методической работы на основании выделенных групп педагогов и их наиболее типичных затруднений;
определить полный состав действий, необходимых для реализации задач по каждому направлению;
согласовать по срокам связи между направлениями, тем самым обеспечить их координацию;
распределить действия по каждому направлению во времени;
сформулировать планы-графики реализации каждого направления.
Принципы организации методической работы в условиях внедрения ФГОС
1. Принцип «зоны ближайшего развития»
- изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности педагога при внедрении ФГОС;- оказание помощи педагогу в осознании своих профессиональных трудностей и проблем;- определение индивидуальных задач повышения педагогической квалификации;- составление программы профессионально роста педагога;- систематический контроль реализации программы, ее корректировка.
2. Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы
- определение и квалификация распространенных, типичных запросов педагогов при внедрении ФГОС;определение наиболее востребованного содержания методической работы;- определение соответствующих содержания групповых форм методической работы;- предоставление каждому педагогу возможности выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, курсах и других формах методической работы;- предоставление педагогу возможности предложить форму повышения квалификации.
3. Принцип стимулирования творческого роста педагогов
- систематическое отслеживание результатов, объективная оценка профессионального роста педагогов;- оказание помощи педагогу в определении тех сфер деятельности, в которых можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать образец решения проблемы для других своих коллег;- определение системы средств, побуждающих каждого к поиску и творчеству, с учетом особенностей педагогов, их возможностей;- разработка положений о коллективных и индивидуальных конкурсах, смотрах по результатам инновационной, творческой деятельности педагогов;- поддержка, поощрение инициативы педагогов в постановке и решении профессиональных проблем в условиях внедрения ФГОС.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.