Методическая разаработка урока
Оценка 4.6

Методическая разаработка урока

Оценка 4.6
doc
02.02.2023
Методическая разаработка урока
Музыкальный инструмент. Скрипка.doc

КОНСТРУКТ УРОКА

 

Предмет: «Музыкальный инструмент. Скрипка».

Школа: ЛГ МАОУ СОШ № 4.

Класс: первый  (первый год обучения по программе).

Преподаватель: Базанова Наталья Алексеевна.

Тип урока: урок открытия новых знаний, приобретения умений и навыков.

Вид урока: комбинированный.

Жанр урока: творческая лаборатория.

Форма работы с обучающимися: мелкогрупповая, индивидуальная.

Виды деятельности: слушание музыки, игра на музыкальном инструменте, просмотр презентации, выполнение физических упражнений.

Технологии:

§  коллективной творческой деятельности (сотрудничество детей и взрослых);

§  здоровьесберегающие (упражнение на развитие координации и освобождение игрового аппарата).

Тема урока:  «Музыкальный инструмент. Скрипка».

Методическая тема урока: Введение в дополнительную общеразвивающую общеобразовательную  программу «Основы музыкального исполнительства» по учебному предмету «Музыкальный инструмент. Скрипка».

Цели урока:

§  образовательная: развитие познавательного интереса к занятиям на скрипке;

§  содержательная: расширение понятийной системы обучающихся новыми терминами;

§  деятельностная: создание условий для освоения обучающимися новых знаний и навыков;

§  здоровьесберегающая: правильная свободная постановка корпуса,  положение рук на инструменте, снятие мышечных зажимов.

Задачи:

образовательные:

§  обеспечить обучающихся элементарными теоретическими знаниями  о музыкальном инструменте «Скрипка»: история создания и строение скрипки, смычок, названия струн (элементы нотной грамоты), понятия «исполнительская постановка», «pizzicato», «ансамбль», «концертмейстер».

развивающие:

§  формировать элементарные умения и навыки игры на скрипке;

§  расширять музыкально-слуховой опыт обучающихся.

воспитательные:

§  воспитывать культуру здорового образа жизни (правильная постановка корпуса,  свободное положение рук на инструменте, снятие мышечных зажимов);

§  стимулировать и поощрять музыкально-творческую деятельность.

ТСО:

§  музыкальный инструментарий: скрипка – 3 шт., фортепиано (синтезатор) – 1 шт.;             

§  стулья – 3 шт.;

§  JBL-колонка;

§  проектор, экран.

§   Методическое обеспечение:

§  Рабочая образовательная программа по предмету «Музыкальный инструмент. Скрипка» для обучающихся  I-VII классов отдела оркестровых инструментов музыкального отделения, в возрасте от 7 лет до 18 лет.

§  Конструкт, структура, сценарий урока, схема - план проведения урока.

§  Затямина Т.А., Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод.пособие [ТЕКСТ]/Т.А. Затямина.-3-е изд. – М.: Издательство «Глобус», 2010.–170 с.  (Уроки мастерства).

§  Педагогическая практика: Учебно-методические материалы:  Для студентов IV курса музыкального отделения педвузов [ТЕКСТ, НОТЫ]/Г.Синдикова. - Стерлитамак.: Стерлитамак. гос. пед. инс-т, 2003. – 75 с.

Наглядный материал: 

§  презентация открытого урока «Введение в дополнительную общеразвивающую общеобразовательную  программу «Основы музыкального исполнительства» по учебному предмету «Музыкальный инструмент. Скрипка».

Учебные пособия:

§  Светлячок: сборник пьес для ансамбля скрипачей и фортепиано [для учащихся музыкальных школ], [НОТЫ].- /Э. Пудовочкин. – СПб.: Композитор, 2005. – 33 с.

Музыкальный материал:

§  Дунаевский И. Колыбельная;

§  Землинский Л. Фиксики  из мультфильма «Фиксики» (фонограмма «-»);

§  Русская народная песня «Зимушка».

 

 

 

 

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

I.              Организационный момент:

1.1.      Приветствие;

1.2.      Знакомство с обучающимися (хлопки).

II.          Подготовка к основному этапу урока:

2.1.      Демонстрация технических, выразительных и изобразительных возможностей скрипки;

2.2.      Сообщение  темы урока;

2.3.      Содержание  предмета «Музыкальный инструмент. Скрипка»;

2.4.      Предшественники скрипки;

2.5.      Легенда о скрипке;

2.6.      Знакомство с инструментом – части скрипки, смычок, pizzicato.

III.       Основной этап урока:

3.1.      Упражнения на освобождение игрового аппарата, координацию движений – ноги на ширине плеч, «Зеркальце», «Веточка с листочками», «Иди ко мне, до свидания», «Солнышко».

3.2.      Практическая работа: формирование исполнительских навыков и исполнительских приёмов на примере освоения штриха ««pizzicato» - берем в руки скрипку (ямочка, ключица);

3.3.      Раскрыть значение терминов «pizzicato», показать как правильно играть щипком;

3.4.      Освоение элементов музыкальной грамоты: звук и нота «Ля»; метро-ритмическая организация музыки: размер 4/4 (четыре четверти), счёт (1-2-3-4).

3.5.      Коллективное  музицирование («учитель - ученики»): исполнение музыкального произведения: русская народная песня «Зимушка».

IV.            Заключительный этап урока:

4.1.      Подведение итогов урока, рефлексия.

4.2.      Оценка деятельности обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

I.              ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  ЭТАП

Педагог: 

Слайд №1

Здравствуйте,  ребята! Проходите. Вы готовы к работе?

Улыбнёмся друг другу.  Я желаю всем удачи!

дети заходят в класс, преподаватель расставляет детей

Цель: создание благоприятных условий для освоения новых знаний и навыков

дети садятся на свои стулья

Педагог:

 

 

 

 

 

 

 

Начнём урок. Меня зовут Наталья Алексеевна, я - преподаватель по классу скрипки Музыкальной школы нашего города.

Поможет провести урок наш концертмейстер. Познакомьтесь, пожалуйста,  Елена Петровна.

Теперь и вы назовите своё имя так, как это сделаю я.

НА – ТА – ЛЬЯ   (короткие - хлопаем, длинные - топаем)

 

педагог показывает технику выполнения задания (иллюстративный метод)

дети выполняют задание (репродуктивный метод)

цель: создание условий для освоения обучающимися новых навыков

задача: показать способ метро-ритмической организации музыки

методы: игровой, объяснительно-иллюстративный, «забегание вперёд» (по Д. Кабалевскому)

входная диагностика  

цель: первичное выявление уровня развития музыкальных данных:

память, ритм, координация

II.              ПОДГОТОВКА К ОСНОВНОМУ ЭТАПУ РАБОТЫ

Педагог:

Молодцы!  Присаживайтесь на стулья.

В музыкальной школе есть занятия,  на которых дети учатся играть на инструментах, а есть занятия, на которых они слушают музыку и узнают, почему одни произведения звучат медленно и грустно, как, например, вот эта мелодия

Слайд №2

(сыграть «Колыбельную»)

Слайд №3

а  другие быстро и весело («Фиксики»)

педагог исполняет разнохарактерные произведения

И. Дунаевский «Колыбельная» (грустно, медленно)

Л. Землинский «Фиксики»  из мультфильма «Фиксики»

(включить фонограмму)

цели: формирование музыкально-слухового опыта,

задачи:

§ ознакомить со звучанием инструмента

§ раскрыть исполнительские возможности скрипки

метод «живого» исполнения музыки

ТСО: фортепиано, фонограмма

Педагог:

Ребята, кто может назвать инструмент, на котором я исполняла музыку?

цель: активизация знаний о музыкальных инструментах, полученных ранее на уроке музыки в общеобразовательной школе

задачи: стимулировать развитие познавательного интереса

методы: словесный, создания проблемной ситуации

Дети:

Скрипка.

Педагог:

Верно! Это скрипка. Сегодня мы узнаем некоторые её тайны. Тема нашего урока: «Музыкальный инструмент. Скрипка».

Слайд №4

Вы узнаете, как правильно ее держать, как на ней играть, из чего она состоит и кто живёт на её струнах.

работа с наглядным материалом: презентация открытого урока

мини-лекция «Легенда о скрипке»

цели:

§ развитие познавательного интереса к занятиям на скрипке

§ расширение понятийной системы обучающихся новыми терминами

задачи:

§ познакомить с историей возникновения, строением и звучанием инструмента

§ раскрыть значение понятия: «исполнительская установка»

§ показать приёмы  игры и способы звукоизвлечения

методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, «забегания вперёд»

 

Слайд №5

Много веков назад скрипка появилась в Индии.

Её прабабушками и прадедушками были: арабский ребек, испанский фидель, арабский ребаб. А вот среди её родственников есть даже русский народный инструмент – гудок.

Но самая известная легенда, гласит, что создателем первой скрипки был не кто иной, как сам Хозяин подземного мира.

Слайд №6

Как-то раз он увидел на Земле красивую девушку и страстно в неё влюбился. Он  обещал ей золото, алмазы и изумруды. Но девушка не ответила на его чувство.

Тогда он разозлился и  превратил красавицу в скрипку, придав своему созданию черты возлюбленной.

Посмотрите, как красива скрипка!

Слайд №7

      У неё прекрасная «фигура» - это корпус с длинной изящной шейкой, которая заканчивается головкой с колками и завитком.

Верхняя часть сделана из ели; нижняя дека – из клёна.   На верхней части  есть прорези – они называются эфы.

Между эфами есть подставка, которая поддерживает струны.

     Если заглянуть в прорези эфы, вы увидите маленькую палочку, которая соединяет верхнюю и нижнюю части – это и есть «душа» скрипки. Она так и называется – душка.

На колках держатся 4 струны.

Поворачивая колки, скрипач настраивает струны, которые натянуты над грифом.

Прижимая пальцами левой руки струны, изменяет длину струны и звук получается то более низкий, то более высокий.

иллюстрация звука: открытая струна – высокий звук – низкий звук

Играют на скрипке смычком, трость которого сделана из бразильского дерева. На трость натянут белый конский волос. Смычок очень лёгкий, всего 60 грамм.

дать подержать смычок

    Он весит меньше плитки шоколада. Представьте большой батончик «Sniskers». Его вес 95 грамм, а вес смычка - 60

III.        ОСНОВНОЙ ЭТАП

Педагог:

Вот такая она, Королева музыкальных инструментов, Скрипка.

А теперь настало время познакомиться с ней поближе.

Скажите, Вам хочется поиграть на скрипке?

Дети:

Да.

Педагог:

Но, прежде, чем взять начать играть, мы должны подготовить игровой аппарат к работе, то есть правильно держать корпус, руки, скрипку.

Попрошу Вас встать полукругом на расстоянии вытянутых рук.  

(расставить детей)

выполнение упражнений «Зеркало»,  «Веточка с листочком», «Иди ко мне - До свидания», «Потянемся к солнышку»

Инструктаж:  педагог объясняет и показывает технику выполнения упражнения

(объяснительно-иллюстративный метод)

дети выполняют упражнение (репродуктивный метод)

цель: формирование игрового аппарата

задачи:

§ научить снимать мышечное напряжение

§ развивать координацию движений

метод: игровой

Педагог:

упражнение «Зеркало»

Ноги на ширине плеч. Левую руку поднять выше головы, а затем опустить на уровень глаз. Представить, что в ладошке – зеркало, посмотримся в него.

(контролируем и корректируем постановку ног и рук;

держим руку 10 секунд)

Молодцы!

Педагог:

упражнение «Веточка с листочками»

Правую руку вытянуть перед собой. Представить, что рука - это веточка, а ваши пальчики – это листочки. Подул  ветерок, и листочки зашевелились.

(выполняем10 секунд)

Педагог:

упражнение «Иди ко мне - До свидания»

Руки согнуть в локтях, одна ладошка машет «до свидания», а другая – «иди ко мне» (поменять руки).

Педагог:

Молодцы! Я вижу, что ваши руки немного устали. Дадим им отдохнуть.

упражнение «Солнышко»

Понять обе руки вверх и потянуться вверх, к солнышку. А затем свободно бросить руки вниз.

Педагог:

Молодцы!

Запомните! Вот такими свободными руками надо играть на скрипке.

педагог раздаёт скрипки

Педагог:

Теперь встанем как скрипачи.

Берём в левую руку скрипку, обнимаем её за плечико. Правой рукой нащупали косточку – это ключица. Ставим скрипку на ключицу, можно помогать правой рукой.

Молодцы!

А сейчас указательным пальцем правой руки попробуйте дёрнуть струну.

Педагог:

Молодцы! Этот приём называется ««pizzicato», что в переводе с итальянского означает «щипком, пальцем, не смычком». Это один из приёмов игры на скрипке. Звук извлекается щипком струны, становится отрывистым и более тихим, чем при игре смычком.

 Посмотрите, как правильно это сделать.

Инструктаж:

указательный пальчик правой руки мягко ставим на струну, оттягиваем её в сторону, а затем отпускаем

цель: формирование навыка звукоизвлечения на примере освоения штриха«pizzicato»

задачи:

§ формировать исполнительский аппарат, раскрыть значение термина «pizzicato»

методы:

§ создание проблемной ситуации

§ наглядный (показ, наблюдение)

§ практический (эксперимент)

Педагог:

Молодцы! Я хочу Вам сказать, что Вы не просто издавали звуки, Вы научились играть ноты «Ре», «Ми», «Соль», «Ля».

Слайд №8

Сейчас посмотрите, пожалуйста, на экран и попробуйте сыграть поочерёдно приёмом «pizzicato» на струне «Соль», «Ре», «Ля», «Ми».

                                                                дети выполняют задание                                                                   

цели:  формирование элементарных исполнительских  навыков

задачи:

§ обеспечить освоение элементов нотной грамоты,  способа извлечения звука «pizzicato»

§ формировать игровой аппарат (постановка корпуса и рук)

методы:  наглядный (показ, наблюдение), практический (эксперимент)

вид деятельности: игра на музыкальном инструменте

Педагог:

Молодцы! Усложняю задание! Играем «pizzicato» на струне «Ля» и считаем: 1- 2 – 3 – 4.

педагог показывает выполнение задания

                                                 дети самостоятельно его выполняют        

цели:

§  формирование развитие  навыка самостоятельной работы

§ выявление уровня ритмического развития

задачи:

§ закрепить  знание способа извлечения звука «pizzicato» и представления о метроритмической организации музыки

§ формировать игровой аппарат (постановка корпуса и рук)

методы:

§ наглядный (показ, наблюдение)

§ практический (эксперимент)

вид деятельности: игра на музыкальном инструменте

Педагог:

      Молодцы! Давайте исполним это ещё раз, но уже вместе со мной, ансамблем (это когда играют, поют или танцуют несколько человек одновременно).

     Я исполняю свою мелодию, а Вы – на струне «Ля» - играете pizzicato.

Слайд №9

      Еще усложним задачу – вы также продолжаете играть на струне Ля и Ми, я продолжаю свою мелодию. И к нам присоединится Елена Петровна.

эскизное исполнение музыкального произведения «Зимушка»

 

цель: первичная проверка понимания материала и освоения новых навыков

организация музыкально-творческой деятельности

задачи:

§ создать ситуацию успеха

§ раскрыть значение термина «ансамбль»

§ закрепить новые знания и способы деятельности

вид деятельности: коллективное  музицирование

IV.             ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА

Педагог:

Молодцы, ребята!  К сожалению, урок подходит к концу.

С каким музыкальным инструментом  мы познакомились сегодня на уроке?

Из какой страны пришла к нам скрипка?

Сколько струн на скрипке?

Из какого дерева состоит верхняя часть скрипки?

Как называется палочка внутри скрипки?

Как это называется, когда играем пальчиком?

 

рефлексия

систематизация знаний и способов действия

Педагог:

Спасибо всем за урок, было очень приятно познакомиться и работать.

Слайд №10

 На память о нашем занятии я предлагаю сделать фото, которое потом отправлю вашему классному руководителю, а он уже вам.

 

Фотография

 

 

 


КОНСТРУКТ УРОКА Предмет: «Музыкальный инструмент

КОНСТРУКТ УРОКА Предмет: «Музыкальный инструмент

ТСО: § музыкальный инструментарий: скрипка – 3 шт

ТСО: § музыкальный инструментарий: скрипка – 3 шт

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА I.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА I.

ХОД УРОКА I.

ХОД УРОКА I.

Дети: Скрипка. Педагог:

Дети: Скрипка. Педагог:

Он весит меньше плитки шоколада

Он весит меньше плитки шоколада

А сейчас указательным пальцем правой руки попробуйте дёрнуть струну

А сейчас указательным пальцем правой руки попробуйте дёрнуть струну

Зимушка» цель: первичная проверка понимания материала и освоения новых навыков организация музыкально-творческой деятельности задачи: § создать ситуацию успеха § раскрыть значение термина «ансамбль» § закрепить…

Зимушка» цель: первичная проверка понимания материала и освоения новых навыков организация музыкально-творческой деятельности задачи: § создать ситуацию успеха § раскрыть значение термина «ансамбль» § закрепить…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2023