Преодоление снижения интереса обучающихся к учебным занятиям через проведение нетрадиционных уроков
В последнее время в обществе часто обсуждается проблема снижения интереса к обучению у детей, которые считают учебу скучным и неинтересным занятием. Способствовать воспитанию познавательного интереса у детей может проведение учебных занятий в нетрадиционных формах. В методических изданиях встречаются термины «нестандартный урок», «нетрадиционный урок».
Нетрадиционный (нестандартный) урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.
По поводу проведения нетрадиционных уроков среди педагогов существуют различные мнения. Кто-то видит в них прогрессивное направление, правильный шаг в демократизации школы, средство повышения интереса к учебным предметам и познавательной активности обучающихся. Кто-то считает такие уроки нарушением педагогических принципов, отступлением педагогов перед обленившимися обучающимися, не желающими и не умеющими серьезно трудиться. Но, интерес и занимательность не исключают серьезного труда, наоборот, яркий, интересный урок стимулирует активность, повышает мотивацию к обучению, создает условия для более глубокого изучения материала, для повышения уровня сложности в обучении. Кроме этого, проведение нетрадиционных уроков требует от педагога серьезной теоретической и методической подготовки, организаторских способностей. Проведение нестандартного урока, является показателем уровня развития отношений между педагогом и обучающимися, так как предполагает открытое общение, которое невозможно без доверительных отношений и взаимного уважения.
Нестандартные уроки отличают следующие особенности:
· наличие творческой деятельности;
· наличие проблемы и организация самостоятельного поиска обучающимися путей и вариантов ее решения;
· наличие необычных элементов, условий работы;
· наличие ситуаций, в которых обучающиеся активно воспроизводят, используют полученные ранее знания.
· отказ от шаблонов в организации урока;
· максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность;
· применение различных форм групповой работы;
· основа эмоционального фона урока не развлекательность, а занимательность и увлечение;
· создание условий для общения учащихся как основы внутренней мотивации к учению;
· уважительное отношение к детскому знанию и незнанию;
· оценка не только знаний, но и стремления к ним, находчивости;
· использование оценки не только в качестве результирующего, но и формирующего инструмента
Принципы проведения нестандартных уроков:
· отказ от шаблонов в организации урока;
· максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность;
· применение различных форм групповой работы;
· основа эмоционального фона урока не развлекательность, а занимательность и увлечение;
· создание условий для общения учащихся как основы внутренней мотивации к учению;
· уважительное отношение к детскому знанию и незнанию;
· оценка не только знаний, но и стремления к ним, находчивости;
· использование оценки не только в качестве результирующего, но и формирующего инструмента.
Перечень форм нестандартных уроков достаточно широк. В методической литературе предлагается несколько различных подходов к их классификации. Рассмотрим некоторые из них.
Например, Вингливскт Н.Н. предлагает классифицировать нестандартные уроки следующим образом: урок-конференция, урок-КВН, урок-диспут, урок-ярмарка, урок-аукцион, урок-концерт, урок-путешествие, урок-знакомство, урок-проба на роль, урок-интервью, урок-тренинг и т.п.
Щенев В.А. в классификации использует традиционную типологию уроков, дополняя их нестандартными формами:
· урок формирования новых знаний (уроки лекционной формы, уроки-путешествия, уроки-исследования, уроки-инсценировки, учебные конференции, интегрированные уроки);
· уроки обучения умениям и навыкам (уроки-диалоги, уроки с деловой/ролевой игрой, практикумы);
· уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений (семинары внеклассного чтения, КВН, уроки-конкурсы, уроки-соревнования);
· уроки проверки и контроля знаний и умений (зачетные викторины, защита творческих работ, проектов, соревнования, творческие отчеты).
· интерактивные технологии кооперативного обучения работы на уроке (сократовская беседа, работа в парах, карусель, работа малых группах (диалог, синтез мыслей, круг идей…), аквариум и др.);
· интерактивные технологии коллективно-группового обучения (обсуждение проблемы в общем круге, «микрофон», «Броуновское движение», анализ ситуации и др.);
· интерактивные технологии обсуждения дискуссионных вопросов («неоконченная цепочка», «займи позицию», ток-шоу, дебаты и др.).
· на основе игровой деятельности: игры-реконструкции (наличие воображаемой ситуации, которая происходила в прошлом или настоящем, распределение ролей), игры обсуждения (наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений, анализ прошлого экспертами с точки зрения современности), игры-соревнования (наличие фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей, первый план субъект-объектных отношений).
· на основе дискуссионной деятельности: семинары (индивидуальная работа), структурированные дискуссии (групповая работа), проблемно-практические дискуссии (коллективная деятельность класса).
· на основе исследовательской деятельности: практические занятия (коллективная деятельность класса), проблемно-лабораторные занятия (групповая работа), исследовательские уроки (индивидуальная работа).
Оцабрик И.В. в основе классификации предлагает интерактивные технологии обучения:
· интерактивные технологии кооперативного обучения работы на уроке (сократовская беседа, работа в парах, карусель, работа малых группах (диалог, синтез мыслей, круг идей…), аквариум и др.);
· интерактивные технологии коллективно-группового обучения (обсуждение проблемы в общем круге, «микрофон», «Броуновское движение», анализ ситуации и др.);
· интерактивные технологии обсуждения дискуссионных вопросов («неоконченная цепочка», «займи позицию», ток-шоу, дебаты и др.).
Короткова Н.В. предлагает классификацию нетрадиционных уроков, в основе которой находятся различные виды учебной деятельности;
· на основе игровой деятельности: игры-реконструкции (наличие воображаемой ситуации, которая происходила в прошлом или настоящем, распределение ролей), игры обсуждения (наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений, анализ прошлого экспертами с точки зрения современности), игры-соревнования (наличие фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей, первый план субъект-объектных отношений).
· на основе дискуссионной деятельности: семинары (индивидуальная работа), структурированные дискуссии (групповая работа), проблемно-практические дискуссии (коллективная деятельность класса).
· на основе исследовательской деятельности: практические занятия (коллективная деятельность класса), проблемно-лабораторные занятия (групповая работа), исследовательские уроки (индивидуальная работа).
По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:
· уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, кроссворд, викторина.
· уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
· уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок «Дублер начинает действовать».
· уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.
· уроки-фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок XXI века.
· уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет.
При проведении традиционных уроков возможно использование нестандартных приемов, таких как: «аквариум», «круг идей», «микрофон», «ученый совет», «найди ошибку», «интересный вопрос», «запретный вопрос», «конкурс сказочников», «дерево мудрости», «почта», «почемучка», «ключевое слово», «напишите письмо», «радуга» и др.
Выделяют три периода подготовки и проведения нестандартных уроков.
Первый период – подготовительный. Здесь активное участие принимают как педагог, так и обучающиеся (они делятся на группы, команды, получают задания, готовят материалы и т.п.)
Второй период – урок, в структуре которого: 1) организация постановки проблемы, нахождения путей ее решения, мотивации деятельности; 2)сообщение нового материала; 3) организация работы по формированию умений и навыков обучающихся.
Третий период – анализ урока, где дается оценка итогам обучения, сформированным умениям, характеру поведения и общения обучающихся.
Эффективность проведения нестандартных уроков заключается в том, что:
· учебные занятия становятся более запоминающимися, эмоциональными;
· форма организации урока способствует глубокому усвоению материала;
· создаются условия для развития творческих способностей, логического мышления, любознательности, интереса к предмету;
· используются межпредметные связи, что способствует разностороннему развитию личности обучающегося.
Педагогу, планирующему проведение нестандартного урока, следует обратить внимание на то, что:
· нецелесообразно слишком частое использование нестандартных форм урока, это может привести к потере устойчивого интереса к процессу учения;
· нестандартному уроку должна предшествовать тщательная подготовка;
· при выборе формы нетрадиционных уроков необходимо учитывать уровень подготовленности, особенности класса в целом и каждого обучающегося в отдельности;
· рекомендуется использовать нестандартные уроки при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков обучающихся.
Целесообразно привлекать обучающихся к работе по поиску и подбору материала, изготовлению дидактических пособий, составлению вопросов и проведению урока с целью повышения у них интереса к обучению, познавательной активности, стимулирования учебно-познавательной деятельности.
Особого внимания требует подготовка заданий для работы на нетрадиционном уроке. Задания:
· направлены на развитие логики, смекалки, образного мышления, сообразительности;
· отличаются уровнем сложности;
· имеют практическую значимость и межпредметное содержание;
· занимательные по форме, содержанию, сюжету, способу решения;
· имеют неожиданный результат.
Рассмотрим некоторые формы нетрадиционных уроков.
Уроки – деловые игры.
В деловых играх на основе игрового замысла модернизируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы, имитируется его реализация на практике. Деловые игры делят на производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные. В рамках уроков чаще всего применяют деловые учебные игры.
Отличительными свойствами являются:
· моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
· поэтапное развитие игры: выполнение заданий текущего этапа, влияет на дальнейший ход игры;
· наличие конфликтных ситуаций;
· совместная деятельность участников игры, выполняющих роли по сценарию;
· использование описания объекта, игрового имитационного моделирования;
· контроль игрового времени;
· элементы соревновательности;
· правила игры, система оценки хода и результатов игры.
Методика разработанных деловых игр включает в себя следующие этапы:
· Обоснование требований к проведению игры.
· Составление плана разработки игры.
· Написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры.
· Подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку.
· Уточнение целей проведения игры, составление инструкций для ведущего и игроков, подбор и оформление дидактических материалов.
· Разработка способов оценки результатов игры в целом и ее отдельных участков.
Возможный вариант структуры деловой игры на уроке может быть таким:
− знакомство с реальной ситуацией;
− построение ее имитационной модели;
− постановка главной задачи командам (группам), уточнение их роли в игре;
− создание игровой проблемной ситуации;
− определение необходимого для решения проблемы теоретического материала;
− разрешение проблемы;
− обсуждение и проверка полученных результатов;
− коррекция;
− реализация принятого решения;
− анализ итогов работы;
− оценка результатов работы.
Уроки – ролевые игры.
Специфика ролевой игры в отличие от деловой характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия обучающихся в моделируемой жизненной ситуации, в соответствии с сюжетом игры и предложенными ролями.
Уроки - ролевые игры можно разделить на три группы:
· Имитационные игры, направленные на имитацию определенного профессионального действия.
· Ситуационные игры, связанные с решением какой-либо узкой, конкретной проблемы - игровой ситуации.
· Условные игры, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т.д.
Формы проведения игр могут быть различными это и воображаемые путешествия, и дискуссии, на основе распределения ролей, и пресс - конференции, и уроки - суды и т.д.
Методика разработки и проведения ролевых игр предусматривает включение в полной мере или частично следующих этапов подготовительного, игрового, заключительного и этапа анализа результатов игры.
На подготовительном этапе решаются организационные вопросы, и вопросы, связанные с предварительным изучением содержательного материала игры. Организационные вопросы: распределение ролей, выбор жюри или экспертной группы, формирование игровых групп, ознакомление с обязанностями. Предварительные: знакомство с темой, проблемой; ознакомление с инструкциями, заданиями; сбор материала; анализ материала; подготовка сообщения; подготовка дидактического материала, наглядности; проведение консультаций.
Игровой этап характеризуется погружением в проблемную ситуацию в группе (индивидуальное понимание проблемы, дискуссия в группе, выявление позиций, принятия решения, подготовка сообщения) и между группами (заслушивание сообщения групп, оценка решения).
На заключительном этапе вырабатываются предложения по решению проблемы или ее решение, заслушивается сообщение экспертной группы, выбирается наиболее удачно предложение (решение). При анализе результатов ролевой игры определяется степень активности обучающихся, уровень знаний и умений, вырабатываются рекомендации по совершенствованию игры.
Проведение ролевой игры, как игры, построенной на использовании имитации, связано с преодолением трудностей, заложенных в ее сценарий. Противоречивость ролевой игры заключается в том, что в ней должны иметь место и условность, и серьезность. Кроме того, она проводится в соответствии с определенными правилами, предусматривающими элементы импровизации. Если хотя бы один из этих факторов отсутствует, игра не достигает цели. Она превращается в скучную инсценировку, играющие утрачивают серьезность и методические цели урока не выполняются.
Уроки-соревнования.
Основу урока-соревнования составляет соперничество команд отвечая на вопросы и решая чередующиеся задания, предлагаемые педагогом. Форма проведения таких уроков: поединок, бой, эстафета, соревнования и др.
В организации и проведении уроков-соревнований выделяют три основных этапа: подготовительный, игровой, подведение итогов. Для каждого конкретного урока эта структура наполняется содержанием в соответствии с темой урока. В конце урока определяется команда-победитель, подводятся итоги.
Урок-игра.
«Что? Где? Когда?», «КВН», «Поле чудес», «Умники и умницы», «Самый умный» и т.д. проводятся в соответствии со структурой своих телевизионных аналогов. Если это урок-КВН, то в нем будут участвовать команды, жюри. Ребята заранее изготавливают эмблемы, продумывают названия команд, девизы, приветствия, готовят конкурс «Домашнее задание». Непосредственно на уроке проводятся разминка, конкурс капитанов, конкурс болельщиков и т.д.
Театрализованные уроки.
Чаще всего такая форма используется на уроках литературы, истории, обществоведения, географии. Для того чтобы получился театр, необходимы актеры и зрители, театральные афиши, декорации и костюмы. Сценарий театральной постановки либо создается по одному произведению (сюжету, событию), либо представляет собой коллаж из отрывков разных произведений. На театрализованном уроке можно чередовать драматизацию различных видов: чтение по ролям с опорой на интонацию; чтение по ролям с предварительным описанием портретов, одежды, поз, жестов, интонации, мимики героев; постановка «живых» картин; составление спектакля с устным описанием декораций, костюмов, поз, мимики персонажей; развернутое драматическое представление с декорациями и костюмами.
Уроки-консультации.
На уроках-консультациях проводится целенаправленная работа по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся, обобщению и систематизации программного материала, а также по развитию умений и навыков. В зависимости от содержания и назначения выделяют тематические и целевые уроки-консультации.
Тематические консультации проводятся либо по каждой теме, либо по наиболее значимым или сложным вопросам учебного материала.
Целевые консультации входят в систему подготовки, проведения и подведения итогов самостоятельных и контрольных работ, экзаменов, ЕГЭ. Это могут быть уроки работы над ошибками, уроки анализа результатов контрольных работ и т.п. На консультации сочетаются различные формы работы с учащимися: фронтальные, групповые, индивидуальные.
В ходе подготовки к проведению урока-консультации предварительная работа проводится и педагогом, и обучающимися. Педагог на основе анализа содержания изучаемого материала, ошибок, допущенных в контрольной работе, систематизирует затруднения, недочеты, ошибки в устных ответах и письменных работах учащихся. На этой основе он составляет перечень вопросов, которые надо рассмотреть на консультации. Обучающиеся готовят вопросы и задания, вызывающие затруднения, тем самым приобретая навык, готовиться к консультациям, сроки которых оговорены заранее. При этом целесообразно использовать не только учебник, но и дополнительную, справочную литературу.
Уроки с групповыми формами работы.
Групповая работа - это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между обучающимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.
Групповая технология – это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности обучающихся является групповая. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его совместно под непосредственным руководством руководителя группы или педагога.
Принципы организации групповой работы:
· класс разбивается на несколько небольших групп от 3 до 6 человек;
· каждая группа получает свое задание. Задания могут быть одинаковыми для всех или дифференцированными;
· внутри каждой группы между её участниками распределяются роли;
· процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями;
· выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.
При подготовке к уроку с использованием групповой формы работы необходимо обратить внимание на учебный материал, поскольку не всякий учебный материал подходит для работы в группе. Учебный материал и задания, по своей структуре, должны быть такими, чтобы их можно было разбить на подпункты. Задания должны быть достаточно сложными, проблемными, допускать различные мнения, вызывать спорные позиции.
Уроки взаимообучения учащихся.
Бывает, что содержание новой темы достаточно простое, доступное для понимания обучающихся, объем изучаемых вопросов невелик, текст близок по смыслу. В этом случае целесообразно использовать такую форму работы как урок-взаимообучения. Целью такого урока становится тренировка у обучающихся умения работать с текстом параграфа, понимать и объяснять новый материал другому обучающемуся.
Примерная структура урока состоит из вводной инструкции, самостоятельной работы с новым материалом, объяснение обучающимися друг другу изученных вопросов, проверка первичного усвоения знаний, умений и навыков, информация о домашнем задании, итоги урока, самооценка обучающихся.
В начале урока обучающиеся получают инструкцию: сегодня они будут самостоятельно изучать и объяснять своим одноклассникам новую тему. Работа строится в парах. Каждый обучающийся берет к изучению один из предложенных вопросов. Первые 10 минут урока обучающиеся читают текст параграфа, самостоятельно разбирают его, выделяют основные позиции, составляют план по его изучению, стараются понять и запомнить то, что они прочитали. Следующие 20 минут обучающиеся в паре рассказывают друг другу материал «своего» вопроса, проверяют друг друга по предложенному или составленному плану. Затем педагог в течение 10 минут проводит проверку понимания только что изученного методом фронтальной беседы. Беседу необходимо построить таким образом, чтобы обучающийся отвечал на вопрос, который ему рассказывали. В ходе фронтальной беседы одновременно проходит повторное усвоение, систематизация, закрепление, и проверка понимания нового материала. В конце урока подводятся итоги, педагог просит каждого обучающегося оценить свою работу и выставить самому себе отметку.
Урок – путешествие.
Путешествие – яркая, эмоциональная игровая форма, которая увлекает обучающихся в начале урока и не дает отвлечься до его окончания. Если урок-путешествие проводится по литературе, то путешествовать можно по страницам одной книги; страницам книг одного автора; страницам биографии писателя или поэта; по эпохе, в которой жили авторы литературных произведений; по странам, в которых жили герои книг или писатели и т.д. От других уроков путешествие отличается наличием карты, на которой отмечаются все станции, остановки, пункты, где предстоит побывать участникам в соответствии с выбранным маршрутом. Определяется транспорт для путешествия – самолет, автобус, велосипед, космический корабль, машина времени, ковер-самолет и т.д. Путешествие может включать в себя танцы, музыку, театрализацию, элементы ролевой игры. Такой урок требует большой предварительной подготовки, логической законченности, увязки каждого этапа с идеей урока.
Урок – кроссворд.
Основой урока-кроссворда является разгадывание кроссворда по одной или нескольким темам. Работа может сочетаться с ролевой игрой, когда сами персонажи будут задавать вопросы кроссворда; путешествием, в котором на каждой остановке учащиеся будут находить следующий вопрос кроссворда.
Урок – загадка.
При проведении такого урока выполнение каждого задания сопровождается отгадыванием или составлением загадки. В начале занятия также может прозвучать загадка, ответ на которую ребята будут искать в течение урока. Разгадывание викторин может стать началом группового задания по различным направлениям: знакомство с историческим событием, литературным произведением, анализ произведения, оценка поведения отдельного персонажа, сравнительный анализ героев различных произведений и т.д.
Урок – портрет.
Итогом проведения урока данной формы должно стать создание «портрета». Это может быть сочетание художественного изображения, словесной характеристики, музыкального образа героя, писателя, поэта, города, страны, события, континента. «Портрет» создается путем выполнения индивидуальных и групповых заданий поискового, творческого характера на уроке, а также проверки подготовленных на предварительном этапе домашних заданий учащихся.
Урок-встреча (пресс-конференция, интервью).
Беседу с писателем, литературным героем, историческим деятелем, путешественником, ученым можно с помощью импровизированного телемоста, организованного с использованием компьютерных технологий. Герои телемоста в исполнении обучающихся старших классов или родителей могут и сами прийти в гости, например, к младшим школьникам на пресс-конференцию или интервью, к которым ребята, как настоящие журналисты, готовятся заранее: собирают информацию о жизни и деятельности писателя или поэта, перечитывают произведения, продумывают вопросы.
Итоговый урок-игра «Футбол».
Идея урока принадлежит Кукушину В.С. Этот урок можно проводить в конце года по всему изученному материалу. В классе учитель формирует четыре команды. В каждой команде один «вратарь», два-три «защитника», три-четыре «нападающих». «Вратарь» – наиболее сильный, хорошо подготовленный ученик, «нападающие» – наименее подготовленные ученики. Учитель – главный арбитр, его помощники – обучающиеся старших классов, 4 человека. Игра проходит следующим образом. Команды играют парами друг против друга. Каждая команда по очереди отвечает на вопросы, которые заранее были подготовлены учителем на карточках. Можно подготовить разноцветные комплекты карточек с вопросами, чтобы регулировать тематику вопросов и не давать командам одни и те же вопросы к обсуждению. Число вопросов в игре от 5 до 10 в зависимости от времени игры. Каждый вопрос – это «мяч», который необходимо поймать, то есть дать ответ. Сначала вопрос попадает к «нападающим», они читают его и обсуждают 20 секунд. Если ответ дается, в протоколе арбитры отмечают, кто дал ответ, команде засчитывают одно очко. Если ответа нет, вопрос передается «защитникам», они также обсуждают его 20 секунд, и, если ответа нет, отдают «вратарю». Если и «вратарь» не знает ответа, команде засчитывается гол, и дать ответ на этот вопрос может команда противника – тот, кто знает ответ, очко идет в «личный зачет». За нарушение дисциплины команде назначают «пенальти» – на довольно сложный вопрос отвечает «вратарь». С каждой парой команд работают два старшеклассника. Учитель решает возникающие споры, следит за игрой. «Матч» длится 20 минут. Когда пройдет первая игра, команды меняются противниками, и играют еще один «матч». Если «вратарю» не удается поиграть (ответы дают без его участия), то учитель может предложить ему персонально серию вопросов-«пенальти», и засчитать очки лично ему. По итогам двух игр подсчитывают число побед и поражений, суммарные очки, личный вклад каждого игрока. Отметки за урок выставляются учителем, желательно, чтобы это были «четыре» и «пять», в зависимости от заслуг игрока.
Нестандартные уроки должны быть в арсенале каждого преподавателя. они больше нравятся учащимся в силу их необычности по замыслу, методике организации и проведения, отсутствия жесткой структуры, наличия условий для самореализации. При подготовке к проведению нестандартного урока педагогу необходимо учитывать общий уровень развития классного коллектива, готовность обучающихся к работе в условиях нестандартного урока, степень освоения ими учебного материала.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.