Методическая разработка
Оценка 4.9

Методическая разработка

Оценка 4.9
docx
29.10.2024
Методическая разработка
Планирование работысучащимися по ликвидации образовательных дифицитов.docx

Работа с обучающимися, испытывающими образовательные дифициты

 

СЛАЙД 1(Выделенное курсивом не читать- отображено на слайде. Здесь и далее)

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребёнка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые «двойки», у ребёнка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится «трудным» учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.

Что же такое неуспеваемость?

СЛАЙД 2

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а так же весь комплекс проблем, который может сложиться у ребёнка в связи с систематическим обучением ( как в группе, так и индивидуально).

       Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности, ребёнка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

 

 Как педагогу выявить причины наличия учебных дефицитов?

Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. "Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий" (В.С. Цетлин).

Надо отметить и отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т. д. Что сегодня как никогда актуально.

Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, низкое развитие интеллекта, отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности .

СЛАЙД 3

Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп:

1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению.

2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.

3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

В своей педагогической деятельности чаще всего сталкиваюсь с первой и второй группами обучающихся.

Для первой группы обучающихся (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д.

 

Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учения.

СЛАЙД 4

Главное в работе с такими детьми – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу – ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.

Источник активности человека – его потребности. Мотив – побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся [3].

Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:

·                    создавать проблемные ситуации;

·                    активизировать самостоятельное мышление;

·                    организовывать сотрудничество учащихся на уроке;

·                    выстраивать позитивные отношения с группой;

·                    проявлять искреннюю заинтересованность в успехах обучающихся.

При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности, например, задавать ребенку такие вопросы: "Ты удовлетворен результатом?"; вместо оценки сказать ему: "Ты сегодня хорошо справился с работой". Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики [].

Предлагаем этапы работы с обучающимися, имеющими учебные дефициты.

СЛАЙД 5

Первым этапом является формирование положительного отношения к изучению  биологии

Таблица 1

Формируемые отношения

1-й шаг

2-й шаг

3-й шаг

К содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но не привлекательный материал

К процессу учения (усвоения знаний)

Действует учитель – ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

К себе, своим силам

Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий

Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий

Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий

К учителю (коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие

Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

Следующим этапом является помощь неуспевающему ученику на уроке (табл. 2).

Таблица 2

Этапы урока

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Важный этап при работе обучающимися с учебными дефицитами – профилактика неуспеваемости (табл. 3).

Таблица 3

Этапы урока

Планируемые виды деятельности

Контроль подготовленности учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания

Изложение нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль

Организация самостоятельной работы вне класса

Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников

На уроках применяются различные формы групповой и индивидуальной работы, например, на каждом уроке проводится пятиминутки-тренинги на повторение лексических единиц, используются репродуктивные задания (воспроизведение информации, составление рассказа по образцу), предлагаем различного рода памятки с пошаговыми инструкциями , также хорошую помощь оказывают обучающие компьютерные программы и тренажёры.

Следует продумывать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:

·                    решение проблемных ситуаций;

·                    использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;

·                    связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;

·                    организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.

 

 

 

Виды работы

Когда?

 

Зачем?

 

Что?

 

Как?

 

Работа на уроке

 

 

 

 

При выявлении

стадии развития

фиксировать

результаты,

диагностировать.

 

 

Для

предотвращения

отставания в

умственном

развитии, для

своевременного

усвоения предмета.

 

1.Создание

микроклимата в

классе.

2.Предотвращение

пробеловв знаниях.

3.Удержание

Интереса.

 

1. Контрольная карта.

2. Включать в

фронтальный опрос.

3. Работа в группах,

подготовительные

консультации, уроки,

коррекции знаний.

4. Опорные конспекты.

5. Памятки к предметам.

6. Карточки, работа в парах.

Внеурочная

деятель-ность

 

 

 

При

возникновении затруднений:

1.В изучении

нового материала.

2. При выявлении

пробелов в знаниях.

 

Для:

1.Предупрежде-ниянеуспевае-мости.

2. Ликвидация

выявленных пробелов в знаниях.

3. Формирование

мотивации интереса в учёбе.

Индивидуально-

личностный подход

в работе со слабоуспевающи-ми учащимися.

 

 

1. Индивидуальные и

групповые консультации.

2. Оказание помощи

при выполнении

домашнего задания

(карточки. инструкции,

помощь сильных учеников).

 

Воспита-тельная работа

Формирование личности школьника.

Формирование личности школьника.

 

1.Индивидуально-личностный подход.

2. Создание культурной среды.

1. Проведение классных часов.

2. Создание предметно-пространственной среды школы.

Работа с

родителями

При отставании

в учёбе,

пропусках занятий, невыполнении домашних заданий.

Оказание профес-сионально-педаго-гической помощи родителям. Выяснение причин неуспевае-мости. Установление единых требований к знаниям учащихся.

Формирование и согласованность внутренних и внешних мотивов. Помощь родителям в коррекции успеваемости ребёнка.

Педагогические просвещения для родителей. Коррекционная работа с родителями.

Индивидуальная работа.

 


 

Работа с обучающимися, испытывающими образовательные дифициты

Работа с обучающимися, испытывающими образовательные дифициты

К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т

К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т

Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться

Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться

При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности, например, задавать ребенку такие вопросы: "Ты удовлетворен результатом?"; вместо оценки сказать ему: "Ты сегодня хорошо…

При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности, например, задавать ребенку такие вопросы: "Ты удовлетворен результатом?"; вместо оценки сказать ему: "Ты сегодня хорошо…

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Виды работы Когда?

Виды работы Когда?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2024