1.Аддиктивное поведение – один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления человека к уходу от реальности, путём искусственного изменения своего психического состояния, посредствам применения некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций».
Для определения аддиктивного поведения как отклоняющегося следует выделить его основные признаки:
- Антиципация аддиктивного поведения;
- Затяжное аддиктивное поведение;
- Вынужденное увеличение частоты и объема употребления для
достижения желаемого эффекта;
- Социальное взаимодействие ставиться под угрозу;
- Непрерывное желание избавления от привычки;
- Абстинентный синдром (возникновение симптомов различного
характера при полном прекращении приема психоактивных веществ);
- Употребление психоактивных веществ как копинг-стратегии;
- Отказ от других способов получения удовольствия;
- Игнорирование другими видами деятельности в пользу аддиктивного
поведения.
Характерной чертой аддиктивного поведения так же является цикличность. Фаза одного цикла аддиктивного поведения:
- наличие внутренней способности к аддиктивному поведению;
- усиление желания и напряжения;
- ожидание и активный поиск объекта аддикции;
- получение объекта и получение специфических переживаний;
- расслабление;
- фаза ремиссии (относительного покоя).
У каждого человека цикл аддиктивного поведения может длиться поразному. К примеру, у одного человека месяц, а у другого всего лишь один день.
Немаловажную роль играет формирование аддиктивной установки – групповых, эмоциональных и поведенческих особенностей, вызывающих аддиктивное отношение в жизни. У аддикта возникает наиболее значимое отношение к объекту аддикции, то есть он начинает волноваться по поводу постоянного наличия тех веществ, которые ему необходимы для удовлетворения. Все разговоры сводятся к одной теме – разговоры об объекте аддикции, которые аддикт не может не затронуть. У аддикта возникают оправдания по поводу зависимости, объясняя это тем, что у всех есть какая-либо зависимость («все мои друзья пьют», «интернет мне нужен для работы» и т. д). Так же человек перестает замечать, то, что окружающие замечают не вооруженным глазом. У аддиктивной личности появляется иллюзия о своем зависимом поведении, сводя всё на положительную сторону («я чувствую себя замечательно», «все алкоголики, которых я знаю – нормальные люди» и т. д). Вдобавок у человека прогрессирует подозрение ко всем, кто так не считает.
В наше время насчитывается около 30, а то и более разновидностей аддиктивного поведения. Перечислим самые распространенные виды аддиктивного поведения. В первую очередь делятся на: химические, биохимические, нехимические
2. Механизмы формирования зависимого поведения
В настоящее время на модели ранней алкоголизации и наркотизации выделены механизмы формирования аддиктивного поведения подростков, которые в равней мере применимы к любым другим формам отклоняющегося поведения:
1. Механизм анонимности. Независимо от природы факторов, способствующих формированию аддикции (социальных, биологических, психологических или моральных) и искажающих психологическое развитие, нравственное становление личности подростков в условиях деструкции социальной среды, они приводят к одному результату – быстрому развитию полиморфного аддиктивного поведения и социальной дезадаптации, минимально отражаясь в особенностях формирования отдельных форм аддикции.
2. Механизм генерализации. Чем раньше обнаружатся отрицательные биологические или социальные факторы, тем выше риск накопления к подростково-юношескому возрасту их критической сочетаемости, дезадаптирующей личность.
3. Механизм псевдоадаптации. У несовершеннолетних алкоголь на короткое время дает бодрость и активность, смелость и уверенность в себе. Стимулирующе-растормаживающий эффект этанола создает иллюзию адаптации и самореализации, приводя к накоплению алкогольных проблем и последствий. Ранняя алкоголизация как практически обязательный компонент большинства форм отклоняющегося поведения быстро приводит к дезадаптации подростков.
4. Механизм деформации. Большинство трудных подростков не имеют нормального семейного воспитания. Отсутствует контроль за их обучением, недостаточно поощряется развитие интеллекта и формирование нравственных ценностей, они рано утрачивают интерес к учебе. Все это неизбежно приводит к отсутствию у подростков социально значимых установок, увлечений и духовных запросов, узкому кругу и неустойчивости их интересов, уходу от ответственных ситуаций и решений. Формируется направленность личности, в основе которой лежит неспособность подростков к сложной деятельности, с упрощением и перестройкой иерархии мотивов поведения в плане готовности к злоупотреблению алкоголем. Происходит и уплощение, деформация личности. Еще до развития болезни складывается алкогольная личность, слепо и некритично воспринимающая все взгляды и нормы алкогольной группы. При более широком подходе можно говорить о формировании личности, изначально имеющей высокий риск самореализации в любой форме аддиктивного поведения. Расстройства личности в подростковом возрасте являются ведущим условием развития саморазрушающих (как в биологическом, так и в психологическом отношении) типов поведения.
5. Механизм индукции. Большое значение при формировании аддикции играет мнение друзей, членов референтной группы, авторитетных сверстников и т.д. Представления в среде молодежи о "легких" наркотиках, моде на те или иные препараты, идеи о возможности прекращения употребления по собственному желанию и т.п. не могут не играть роли своеобразного "заражения" сознания подростка, склонного к аддикции. Этот механизм реализуется во многом за счет известных подростковых реакций группирования и имитации.
3. Гемблинг. Компьютерные аддикции. Виды, причины, механизмы формирования игровых аддикций.
Гемблинг.
Патологическая склонность к азартным играм (гэмблинг-зависимость, игромания)– это расстройство, которое заключается в частых эпизодах участия в азартных играх, что доминирует в жизни человека и ведет к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, не уделяется должного внимания обязанностям в этих сферах.
Типичными проявлениями социальной дезадаптации являются: финансовая несостоятельность, долги, правонарушения, мотивированные необходимостью достать деньги для игры или расплатиться с долгами, конфликты с супругом(-ой), снижение профессиональной продуктивности. Наиболее тяжелыми последствиями являются увязание в криминальной среде и суицидное поведение.
Зависимые не пытаются как-то организовать бюджет, копить, экономить деньги, предпочитая вначале занимать их, а затем доставать незаконным образом. Среди незаконных средств добывания денег преобладают ненасильственные (аферы, хищения).
Компьютерная зависимость относится к одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется желанием уйти от обыденности, повседневности путем изменения собственного эмоционально-психического настроения. Компьютерная зависимость состоит из следующих зависимостей: зависимость от компьютерных игр, сетевых игр, Интернет зависимость.
Больше всего подвержены к развитию компьютерной зависимости подростки в возрасте от 10 до 18 лет. Под влиянием компьютерных игр у ребенка часто даже в раннем возрасте сформируется аддиктивное поведение, которое характеризуется стремлением уйти от реальности путем изменения своего психического состояния. Происходит процесс, в процессе которого ребенок не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём личностном развитии. Увлекаясь компьютером, ребенок гораздо меньше интересуется обыкновенными игрушками и все чаще стремится к виртуальным играм. Большинство ролевых компьютерных игр рассчитано на подростковый возраст. Эти игры написаны людьми старшего поколения, без учета возрастных психологических особенностей. Подобные игры сильно влияют на формирование личности в период активной социализации и усвоения социальных ролей. М. И. Иванов, разделил игры на два класса — на ролевые и неролевые, каждая из которых имеет свои специфические черты. Ролевые компьютерные игры: их главное качество — максимальное воздействие на играющего, личное «вхождение» в игру .
Игры от первого лица. Такие игры отличаются максимальной силой «затягивания» или «вхождения» в виртуальный мир. Главной особенностью является то, что вид от первого лица, дает участнику видимое сращение с компьютерным героем, целиком вводит человека в роль. В течение даже короткого отрезка времени игрок начинает все более удаляться от действительности, сосредоточивая свое внимание только на виртуальной реальности.
Игры от третьего лица. Данные игры отличаются минимальным «врастанием» в персонаж. Игрок видит героя со стороны и управляет его действиями. Отождествление себя с виртуальным героем не происходит слишком явно, а соответственно мотивационная включенность и личностные переживания не выражены так, как в играх с видом от первого лица.
Руководительские игры. Особенностью этих игр является то, что игроку предоставляется право управлять деятельностью подчиненных ему компьютерных героев. Это единственная серия ролевых игр, где роль не определена конкретно, а придумывается участником. Благодаря этому глубина погружения в игру и свою роль может стать максимальной только у лиц, отличающихся болезненным воображением.
Неролевые компьютерные игры: основанием для выделения этого типа можно назвать то, что участник не отождествляет себя с виртуальным героем, поэтому психологические процессы формирования зависимости и воздействие игр на личность индивида имеют свою особенность и в целом не так ярко выражены. Предпосылки игрового процесса заключаются в азарте прохождения или набора большего количества баллов. Больше всех к компьютерной зависимости склонны дети, которые имеют конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьезным увлечениям. Они находят в виртуальном мире «отдушину» и самоутверждаются при помощи игры. При выраженной компьютерной зависимости ребенок социально дезадаптирован, или на фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности возможно появление повышенной агрессивности и асоциального поведения. Большинство компьютерных игр показывают подросткам насилие, безнаказанность, вседозволенность. Подростки теряют чувство реальности и начинают транслировать сюжеты и действия игр на реальную жизнь.
Практическое задание
Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости Юрьевой Л. Н., Больбот Т. Ю.
Описание методики
Методика представляет собой скрининговый самоопросник, направленный на выявление кибер-аддикции (в том числе интернет-аддикции). Методика была изначально разработана и адаптирована к использованию в русскоязычной среде Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот.
Теоретические основы
При разработке методики авторы руководствовались общими представлениеями о зависимом поведении и накопленным опытом диагностики и лечения кибер-аддикций. В частности, авторы опирались на критерии диагностики интернет зависимости Голдберга и Орзак.
Критерии диагностики интернет-зависимости (Ivan Goldberg, 1996)
Расстройство имеет место, если присутствуют три или больше признаков, выявленных в течение последних 12 месяцев.
Критерии диагностики компьютерной зависимости (Maressa Hecht Orzack, PhD, 1999)
1. Получение удовольствия, волнения или облегчения за компьютером.
2. Увеличение времени, проводимого за компьютером, и возрастание денежных расходов на компьютерную деятельность.
3. Покупка нового программного и аппаратного обеспечения для компьютера.
4. Изменения настроения вне компьютера/Интернета.
5. Появление тревоги, злости и депрессии вне компьютера/Интернета.
6. Ощущение потери контроля и подавленности вне компьютера/Интернета.
7. Постоянные мысли о компьютере или Интернете вне компьютера/Интернета.
8. Неудачные попытки контролировать время, проводимое за компьютером.
9. Использование компьютера с целью ухода оттекущих проблем.
10. Игнорирование своих обязанностей вследствие использования компьютера.
11. Потеря весомых взаимоотношений вследствие использования компьютера.
12. Ложь о количестве времени, проводимом за компьютером/в Интернете.
13. Ложь о деятельности, проводимой за компьютером/в Интернете.
14. Возникновение финансовых трудностей, возникших в результате злоупотребления компьютером / Интернетом.
15. Проблемы на работе или в учебе вследствие компьютерной деятельности.
16. Проблемы со здоровьем вследствие компьютерной деятельности.
Наличие как минимум пяти перечисленных симптомов свидетельствует о наличии компьютерной зависимости.
Методологический подход к созданию методики
Авторы справедливо указывают на то, что недостатком данных диагностических подходов является их ориентированность на социальную ситуацию США, дихотомичность как ответов (да-нет), так и диагностических суждений (есть зависимость-нет зависимости), снижающих эффективность применения методик.
Авторами была поставлена задача выявления не только сформированной зависимости (II стадия аддикции), но и начальной зависимости (I стадия), и формирующейся (предзависимость, аттачмент).
На основании этого был разработан скрининговый способ диагностики интернет-зависимости. На способ получен патент (патент на изобретение (11) 72366 А (51) 7 G09B3/00, G09B3/08, G09B3/00, А61В10/00 15.02.2005. Бюп. №2).
Внутренняя структура
Опросник состоит из 11 утверждений относительно проявлений эмоционального состояния личности за компьютером или в Интернете, рассуждений относительно реализации замыслов и предчувствия удовольствия, количества времени пребывания за компьютером и материальных расходов, связанных с этим, волевых свойств, ощущений, получаемых во время провождения компьютерного досуга, ассоциативного характера восприятия получаемого удовольствия, влияния увлечения компьютером на социально-бытовые обязанности, роли социальных обязательств в повседневном быте, влияния компьютера на психофизическое состояние, режим сна и бодрствования.
Каждое утверждение сопровождается 4 степенями согласия с ним. Возможным ответам «никогда», «редко», «часто» или «очень часто» присваивают баллы 1, 2, 3 и 4, соответственно. Максимальный балл по единственной шкале методики составляет 44 балла.
Интерпретация
Все утверждения учитываются в прямых значений. Высчитывается сумма пунктов по всем показателям.
Практическое применение
Использование способа в психиатрии доказало, что оценка эмоционального состояния, волевых качеств, потребительских аспектов, способностей контролировать поведение, физического и психологического влияний на пользователя, которые отражены в вопросах при помощи расширенного ряда «адаптированных» показателей симптоматики компьютерной зависимости, позволяет дифференцировать исходные данные между стадиями «зависимости», «увлечения» и «риска возникновения», что информирует о повышении объективности результатов диагностики.
Использование данного способа поможет проводить эффективную скрининг-диагностику компьютерной зависимости как среди отдельных личностей, так и в группе пользователей компьютерными технологиями, а также одновременно оценить эмоциональное состояние личности, ее волевые свойства, способности к самоконтролю поведения, физическое и психологическое состояние. Высокая объективность конечного результата, которая обусловлена адаптацией вариантов ответов к национальной социально-общественной сфере деятельности посредством весьма простых средств, информирует о соответствии предложенного решения задачи диагностики.
Стимульный материал
|
Утверждение |
Никогда |
Редко |
Часто |
Очень часто |
|
1. Как часто Вы ощущаете оживление, удовольствие, удовлетворение или облегчение, находясь за компьютером (в сети)? |
||||
|
2. Как часто Вы предвкушаете пребывание за компьютером (в сети), думая и размышляя о том, как окажетесь за компьютером, откроете определенный сайт, найдете определённую информацию, заведете новые знакомства? |
||||
|
3. Как часто Вам необходимо всё больше времени проводить за компьютером (в сети) или тратить все больше денег для того, чтобы получить те же ощущения? |
||||
|
4. Как часто Вам удаётся самостоятельно прекратить работу за компьютером (в сети)? |
||||
|
5. Как часто Вы чувствуете нервозность, снижение настроения, раздражительность или пустоту вне компьютера (вне сети)? |
||||
|
6. Как часто Вы ощущаете потребность вернуться за компьютер (в сеть) для улучшения настроения или ухода от жизненных проблем? |
||||
|
7. Как часто Вы пренебрегаете семейными, общественными обязанностями и учебой из-за частой работы за компьютером (пребывания в сети)? |
||||
|
8. Как часто Вам приходится лгать, скрывать от родителей или преподавателей количество времени, проводимого за компьютером (в сети)? |
||||
|
9. Как часто существует актуализация или угроза потери дружеских и/или семейных отношений, изменений финансовой стабильности, успехов в учёбе в связи с частой работой за компьютером (пребыванием в сети)? |
||||
|
10. Как часто Вы отмечаете физические симптомы, такие как: онемение и боли в кисти руки, боли в спине, сухость в глазах, головные боли; пренебрежение личной гигиеной, употребление пищи около компьютера? |
||||
|
11. Как часто Вы отмечаете нарушения сна или изменения режима сна в связи с частой работой за компьютером (в сети)? |
Литература
Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, лечение и профилактика. Монография. Днепропетровск «Пороги», 2006.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.