Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 281» г. Перми
АКВААЭРОБИКА В ДЕТСКОМ САДУ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Цель использования:
Одним из условий профилактики нарушения осанки и опорно-двигательного аппарата являются занятия аквааэробикой. Что же представляет собой аквааэробика?
Аквааэробика – это совершенно особый вид физической активности, когда одновременно работает вся мускулатура. Это замечательная зарядка для суставов. Вода – естественный массажист. Упражнения в воде стимулируют кровообращение за счет массажного эффекта. Такой массаж приводит к расслаблению, снимает напряжение и физический стресс. Помимо всего прочего, вода способствует укреплению нервной системы, здоровья вообще.
Аквааэробика помогает поддерживать организм в хорошей физической форме.
В последнее время увеличение числа детей с нарушениями осанки и опорно-двигательного аппарата определило необходимость поиска эффективных средств их коррекции в условиях ДОУ.
В ортопедии принято считать, что показателем гармонического развития физических и нравственных сил является осанка. Находясь в воде, ребенок испытывает ощущения, во многом сходные с состоянием невесомости, поэтому упражнения ему легче выполнять в воде, чем на суше. В тоже время вода создает сопротивление и для получения необходимой нагрузки для мышц. Во время занятий в воде мышцы конечностей напрягаются и расслабляются ритмично. Выполнение статических упражнений в воде способствует самовытяжению позвоночника, его естественной разгрузке при одновременном укреплении всех групп мышц. В результате формируется правильная осанка.
Давно известно, что вода оздоравливает организм человека. Занятия
аквааэробикой приносят гораздо большую пользу и удовольствие, чем на суше.
Помимо пользы физических нагрузок на тело, на организм оказывает положительное
влияние сама водная среда. Она не только облегчает физические упражнения, но и
усиливает их эффект.
Аквааэробика - это синтетический вид деятельности, основанный на умеренных по интенсивности движениях в воде под музыку. Эффективность её в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую дыхательную и нервную системы ребенка.
Основу комплексов аквааэробики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (общеразвивающие, имитационные, танцевальные и др.), позволяющие выразить эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Для активизации движений в воде и обеспечения эмоционального подъема на занятиях аквааэробикой я вношу нестандартное оборудование (султанчики, цветы и др.), элементы костюмов (шапочки "рыбок", "лягушек", нарукавники и др.)
Для успешного включения комплексов аквааэробики в занятия я подбирала необходимую литературу, затем разрабатывала комплексы упражнений в воде, продумывала игры и мотивации, изготавливала необходимое нестандартное оборудование и делала записи соответствующей музыки.
В процессе занятий решаются следующие задачи:
1. Оздоровительные:
- укрепление здоровья детей и приобщение их к здоровому образу жизни;
- организация совместной двигательной деятельности педагога с детьми так, чтобы она подкреплялась положительными эмоциями;
- формирование правильной осанки, профилактика нарушения осанки и плоскостопия.
2. Образовательные:
- учить детей согласовывать движения с музыкой, развивать чувство ритма;
- учить выполнять движения красиво и правильно;
- обучать разнообразным двигательным умениям и навыкам.
3. Воспитывающие:
- воспитывать потребность к здоровому образу жизни;
- способствовать развитию музыкальности, ритмичности, двигательной раскрепощенности;
- обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма;
- воспитывать стремление к активной деятельности и творчеству.
В ДОУ созданы необходимые условия для реализации программы по аквааэробике.
В бассейне имеются:
· Плавательные доски;
· Круги надувные детские;
· Гимнастические палки;
· Нудлы;
· Мячи;
· Обручи.
Такое оборудование способствует повышению интереса к занятиям.
Температура воды в бассейне не ниже 30 градусов, перед выполнением комплекса рекомендуется немного поплавать, чтобы адаптироваться в воде, разогреть мышцы и настроиться на занятие. Все движения стараться доводить до конца. Начинать с 5-6 повторений, постепенно доводить до 10.
Работа с детьми по аквааэробике делится условно на 3 этапа. На первом этапе обучения дети подражают инструктору, осваивая разнообразные виды движений и постепенно начинают их употреблять в самостоятельной деятельности. Показ инструктора должен быть опережающим, в зеркальном отражении. На втором этапе обучения дети приобретают некоторый опыт. У них развивается умение самостоятельно выполнять выученные ранее упражнения и комплексы в целом. На этом этапе обучения можно применять такие приемы, как словесная подсказка, показ ребенком, показ инструктора жестами, мимикой. На третьем этапе обучения дети способны к самовыражению в движении в воде под музыку, формируются умения самостоятельного подбора и придумывания собственных движений.
Занятия аквааэробикой начинаются с разминки. Она нужна для того, чтобы подготовить организм к основной нагрузке. Далее разминка переходит к коротким растягиваниям. И последняя группа разминочных упражнений – разогревающие. Затем идут упражнения основного тренировочного процесса. После этого комплекса необходимо приступить к упражнениям, направленным на укрепление сердечно-сосудистой системы и мышечной силы и выносливости. В этой части занятия можно использовать трубы, гантели, манжеты, пенопластовые доски, подвижные игры. Завершаются занятия серией восстановительных упражнений, которые можно использовать для разминки в растягивании мышц.
Рекомендации по проведению занятий аквааэробикой:
1. Занятия проводить необходимо маленькими подгруппами.
2. При обучении целесообразен фронтальный метод.
3. Освоение упражнений идет быстрее, если дети стоят в шеренге, лицом к инструктору.
4. Разучивать упражнения сначала на месте, потом - в движении.
5. На занятии двигательный режим детей должен быть рациональным, с учетом их возрастных особенностей и обеспечения благоприятных условий статической нагрузки - снижение её продолжительности и величины.
6. Аквааэробику, как разминку, уместно включать на занятиях плавания, праздниках и развлечениях.
Разминка:
1. упражнения для плеча, локтя, кисти (восьмерка);
2. упражнение для позвонков грудного отдела, плече и локтя (тяни-толкай);
3. упражнение для коленных суставов и голеностопа (вперед-назад);
4. упражнения для повышения пульса и разогрева мышц (лыжник);
5. упражнения для разогрева мышц (попрыгунчик).
Основная часть:
1. Работа ногами как при плавании способом кроль на груди;
2. Встать спиной к стене бассейна, обопрется спиной о бортик и вытянуть тело так, чтобы ноги свободно лежали на поверхности воды. Расслабить плечи, напрячь пресс и подтянуть ягодицы к стене бассейна. Затем принять исходное положение. ( «Рычаг вперед»);
3. Встать у бортика. Поднять ногу вперед и сделать мах ею в сторону к поверхности воды и назад так, чтобы маховая нога скрестилась с опорной («Маятник»);
4. «Ножницы» (ногами);
5. Встать у бортика и взяться за него обеими руками. Согнуть ногу в колене и плавно поднять. Сделать мах ногой назад как можно дальше и вернуться в исходное положение («Махи назад»);
6. «Ножницы» (руками);
7. Встать чтобы вода доходила до шеи. Взять в руки гантели и держать их под водой на уровне груди так, чтобы локти были плотно прижаты к туловищу. Сделать с силой движение руками вниз, полностью выпрямив локти. После чего медленно, скользящим движением поднять руки к поверхности воды на уровне груди («Насос»);
8. Вращательные движения прямой ногой в сторону («Круг ногой»);
9. Бег поперек бассейна («Кто быстрее?»).
Упражнения на укрепление сердечно-сосудистой системы:
1. Встать, широко расставив ноги. Переместить вес тела на опорную ногу, вторую согнуть в колене и сделать мах в сторону. Руки сложить в «замок» и при махе отталкивать воду руками вниз. Проделать все движения в обратном порядке («Маятник»);
2. Расставить ноги на предельно возможную ширину. Согнуть колени, сделать прыжок вверх. При прыжке помогать себе руками («Лягушка»);
3. Прыжки с подтягиванием колен к груди («Колени к груди»);
4. Прыжки ноги врозь;
5. То же с хлопками над головой;
6. Бег на месте;
7. Прыжки на одной ноге;
8. Поставить правую ногу на ступеньку, а левую на дно. Оттолкнуться и подпрыгнуть вверх, опуститься на ступеньку левой ногой («Фехтование»).
Восстановительный этап:
1. Встать на правую ногу, слегка согнув её в колене, а левую вытянуть вперед так, чтобы она свободно поднималась к поверхности воды. Поднимать ногу до тех пор, пока не ощутите болезненность. Опустить ногу и повторить снова. Проделать несколько движений одной ногой, затем другой («Рычаг»);
2. Встать на одну ногу, а пяткой другой ноги под водой стараться достать ягодицу («Цапля»);
3. Встаньте в исходное положение – ноги врозь. Поднять руки вверх. Одну руку плавно занести назад и осторожно растягивать. Поддерживать ее второй рукой. Затем поменять руки («Руки назад);
4. Встаньте ноги врозь. Расслабленные руки опустить вниз и позволить им подняться к поверхности воды, расходясь в стороны («Летаем»);
5. Встать так, чтобы вода доходила до плеч. Поднять руки вперед до уровня плеч и резко опустить их, затем отвести назад («Вперед-назад»);
6. Работа руками как при плавании кролем на груди;
7. Поднять прямые руки и скрестить их перед собой, после чего развести в стороны как можно шире. Затем плавно опустить руки вниз и поболтать в воде кистями («Объятия»);
8. «Отдыхаем» (свободное плавание).
Все части занятия взаимосвязаны. Занятия в воде под музыку детям приносят радость, обеспечивая их психологический комфорт, что важно для укрепления их здоровья.
Практика показывает, что регулярный цикл занятий аквааэробикой эффективен для профилактики нарушения осанки и опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста, способствует улучшению индекса здоровья. Применяя комплексы аквагимнастики на занятиях можно увидеть положительную динамику:
1. У детей формируется навык правильной осанки
2. Улучшилась координация движений
3. Наблюдается гармоничность телосложения, улучшение физического здоровья.
4. Повышается уровень сопротивляемости к простудному фактору у постоянно занимающихся детей.
5. Совершеннее стали нервно-психические процессы.
6. Дети обогатились не только двигательным опытом, но и эстетическим, эмоциональным, танцевальным, волевым.
7. Раскрылись творческие способности у детей.
Имея такие показатели состояния здоровья, дети быстрее адаптируются в школе и успешнее овладевают школьной программой.
Список литературы
1. Большакова дельфин: пособие для инструкторов по плаванию, педагогов дошкольных учреждений / . – М.: АРКТИ, 2005. – 24с.
2. Воронова обучения плаванию в детском саду / . – Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 80 с.
3. Шумова основ здорового образа жизни у малышей / , . – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 120 с.
4. Семенов плаванию дошкольников и младших школьников: методическое пособие / , . – М.: Айрис-пресс, 2003. – 80 с.
5. Аквааэробика для всех: подготовка инструкторов
/ Т. Максимова. – М.: , 2006.
инструктор по физической культуре
МДОУ «ЦРР – д/с № 000»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.