Методическая разработка «Будь ярче, держи ритм!» Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа по хореографии с элементами танцевальной терапии.

  • docx
  • 13.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОП КСК Полыгалова.docx

Департамент образования администрации города Перми

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования 

«Центр детского творчества «Сигнал» г. Перми

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 «Будь ярче, держи ритм!»

Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа по хореографии с элементами танцевальной терапии.

 

                          Направленность программы: художественная

                          Срок реализации программы: 16 часов

                           Возраст обучающихся: 7-14 лет

 

 

 

 

Автор-составитель:

                                                                              Полыгалова Оксана Витальевна

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

 

 

ПЕРМЬ 2020

 

Танец – это та сфера человеческой жизни,

где каждый может чувствовать себя специалистом!

Т.А. Шкурко

 

Пояснительная записка.

Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа по хореографии «Будь ярче, держи ритм!» имеет художественную направленность и позволяет привить детям интерес и любовь к танцу как средству самопознания и творческого самовыражения.

Программа по хореографии  «Будь ярче, держи ритм!» реализуется на базе МАУ ДО «Центр детского творчества «Сигнал» г. Перми в рамках творческо-оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей в течение двух лет. Отдельные разделы и элементы программы прошли апробацию на занятиях ансамбля спортивно-эстрадного танца «Колибри» в течение пяти лет. Данная методическая разработка адресована  педагогам-хореографам, работающим в период школьных каникул с временным коллективом участников, в условиях, когда в одной группе могут находиться разновозрастные дети с различными природными данными и способностями, с хореографическими навыками или без таковых.

Тема методической разработки является частью профессиональных интересов педагога  в желании обеспечить непрерывность образовательного процесса в каникулярное время, сместив акцент задач с  получения обучающимися  специальных  хореографических навыков на самопознание и творчество.  Автор ознакомилась с немногочисленным рядом краткосрочных образовательных программ по хореографии в сфере дополнительного образования. Большинство из них направлено на освоение конкретного танца, или носят досуговый характер. Актуальность данной программы в том, что она направлена на развитие и оздоровление детей через осознанное понимание возможностей своего тела, расширение двигательного и социального опыта.

Значение танца в жизни человека сложно переоценить. Танец оказывает положительное влияние на психологическое состояние: избавляет человека от комплексов и зажимов, развивает межличностные отношения. В настоящее время умение танцевать - это модно и полезно для здоровья. В предлагаемой программе реализуются следующие функции танца:

1.     Коммуникативная (межличностное общение детей).

2.     Экспрессивная (самовыражение ребёнка в процессе творчества и самопознания).

3.     Рекреационная (снятие напряжений).

Программа «Будь ярче, держи ритм!» разработана в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования Российской Федерации, Пермского края, города Перми и образовательной организации:

1.     Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 

2.     Концепция развития дополнительного образования детей (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р);

3.      «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008);

4.      Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), утвержденные Постановлением Главного государственного врача РФ от 04 июля 2014 г., № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14» «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

5.     «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (письмо департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844);

6.      Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 года № 09-3242);

7.      Проект Минобрнауки РФ «Создание и поддержка банка программ в сфере дополнительного образования детей». Методика оценки программ дополнительного образования.

8.      Приказ комитета по образованию и науке администрации г.Перми от 15.06.05 г. № 516 и приложение к нему «Об основных требованиях к содержанию учебного плана учреждений дополнительного образования детей г.Перми»;

9.      Устав МАУ ДО «Центр детского творчества «Сигнал» г.Перми.

 

Цель: создание условий для самопознания и творческого самовыражения  обучающихся, формирование положительного самовосприятия посредством погружения в танец.

Задачи.

Воспитательные:

·        расширить социальный опыт детей в процессе творческой деятельности;

·        стимулировать детей проявлять инициативу в процессе исполнения упражнений и заданий;

·        развивать у детей ощущение партнёрства в танце, умение строить диалог, воспитывать умение вежливо общаться;

·        способствовать внутренней уверенности детей путём снятия телесных и эмоциональных напряжений.

Предметные:

·        сформировать у детей представление о терапевтической пользе танца, о гармонии и единстве физического и душевного состояния человека;

·        научить упражнениям танцевальной терапии;

·        обучить детей пониманию ощущений своего тела (баланс, координация, устойчивость), развивать пластические возможности детей.

Метапредметные:

·        развивать умение детей применять полученные знания в создании индивидуального танца;

·        сформировать у детей умение понимать и выражать свои эмоции при помощи движения под музыку, развивать способность к импровизации,  стимулировать процесс творческого самовыражения ребёнка.

 

Организация образовательного процесса предполагает проведение групповых занятий два раза в неделю по 2 учебных часа. Общее количество 16 часов. Рекомендуемое количество обучающихся в группе до 12 человек. Возраст детей 7-14 лет. На курс обучения принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Содержание материала программы доступно как детям, имеющим танцевальные  навыки, так и детям без двигательного опыта.

         Форма организации образовательного процесса: практическое занятие, тренинг, игра, мини-конкурс, творческое выступление.  Разграничение теоретического и практического материала по времени в данной программе  условно. Теоретический материал включает в себя знакомство и изучение понятий, терминов, правил исполнения движений  и представляет собой небольшой фрагмент каждого занятия.

На занятиях используется работа в микро-группах, парах, фронтально. Материал подбирается с учётом индивидуальных способностей и возможностей участников группы.

Методы обучения:

1.     Словесный (объяснение, беседа, диалог-обсуждение).

2.     Практический (выполнение детьми упражнений, заданий).

3.     Репродуктивный (обобщение, воспроизведение и применение полученных знаний в творческой работе).

Обучение строится на принципах:

·        добровольности и демократизма: в условиях эмоционально-комфортного климата, признания равных прав всех участников группы;

·         гуманности: признание доброго начала в каждом ребёнке, понимание его интересов,  отсутствие давления на его волю, поддержка положительных импульсов детей в познавательной, творческой деятельности и общении;

·        природосообразности предполагает учёт возрастных физиологических и психологических особенностей детей.

В основе содержания программы - освоение обучающимися упражнений и игр танцевальной терапии (см. Приложение 1), комплекса оздоровительных упражнений на полу, использование в творческом процессе освоенных движений для создания персонального танца. Непременным условием для проявления активности детей является создание ситуации успеха для каждого ребёнка, поддержка усилий и начинаний. Занятия проводятся в атмосфере доверительных отношений всех участников группы по принципу «здесь и сейчас»: важны переживания, которые испытывают дети именно в данный момент. Важно! педагогу дать детям установку на безоценочное видение двигательного процесса перед началом работы.

Часто встречающейся сложностью в процессе работы является отказ от выполнения упражнений  наиболее застенчивыми детьми. По словам Т. А. Шкурко: «Танец – это большой шаг в сторону самораскрытия, личного обнажения, и если не побуждать разными способами членов группы к активным действиям, то все они будут постоянно пользоваться своим правом на добровольность участия». Из рекомендуемых в качестве таких способов,  можно использовать в работе:

-обоснование пользы и убеждение участников попробовать новое;

-личный пример педагога (не желательно применять часто, так как педагог переходит в роль участника и группа теряет ведущего);

-индивидуальные задания для каждого ребёнка, которые за счёт адресности не позволяют от них отказаться;

-образование пар для выполнения упражнений из активного и неактивного участника;

-предоставление группе решать, что и как выполнять.

 

Ожидаемые результаты

Предполагается, что по окончании курса обучающиеся:

·        имеют представление о положительном воздействии танца на душевное и физическое здоровье человека;

·        проявляют желание  двигаться под музыку, импровизировать, творчески выражать себя посредством танца;

·        понимают возможности своего тела в процессе танца: дети ориентируются  в ощущениях (могут объяснить своё состояние словами, с помощью прилагательных-ассоциаций);

·        проявляют навыки культурного общения на занятиях, умеют высказывать своё мнение, слышать и понимать высказывание собеседников.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Форма учебных занятий

Формы  отслеживания результата

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Введение в образовательную программу

0,5

0,5

1

Беседа, практическое занятие, игра

Наблюдение, опрос

2

 

 

Элементы танцевальной терапии

2

 

4

 

6

 

беседа, слушание музыкального матери-ала, практи-

ческие занятия, игра

Наблюдение, творческие импровиза-ции, обсуждение,  рефлексия

3

Комплекс оздоровительно-развивающих упражнений на полу, релаксация

-

 

 

 

 

2

 

 

 

 

2

 

 

Практи-

ческое занятие, тренинг

Выполнение

упражнений, наблюдение

4

Танцевальный калейдоскоп. Освоение танцевальных движений, комбинаций

1

4

5

Репетиционная работа

Наблюдение,

мини-конкурс

5

Итоговое занятие.

Танец-настроение

-

2

2

Творческое выступление

Наблюдение,

демонстра

ция личных достижений

 

Итого

3,5

12,5

16

 

 

 

Содержание изучаемого курса

1.                 Вводное занятие. Знакомство. Задачи и план работы на период освоения программы. Инструктаж по технике безопасности труда (правила поведения в хореографическом зале, при исполнении движений, правила взаимодействия с участниками группы), ТПБ.

2.                 Элементы танцевальной терапии.

Теория. Понимание терапевтической пользы танца, гармония душевного и физического состояния человека. Понимание ощущений и возможностей своего тела (баланс, устойчивость, координация). Главная роль музыки в танце. Характер музыки. Музыка как побуждающий фактор танца. Понятие термина импровизация в танце. Импровизация как инструмент телесной воплощённости ощущений, эмоций, образов. Как научиться импровизировать: приёмы, действия. Для чего необходима импровизация, как влияет на развитие творческих способностей человека.

Практика. Слушание музыки. Музыкальное движение – воплощение эмоционального состояния. Выполнение упражнений, работа в паре, микро-группе. Совместное обсуждение результатов, ощущений. Проговаривание эмоций и ощущений тела. Рефлексия.

Знакомство-приветствие. Активный жест-отражение внутреннего состояния каждого участника группы.

Разминка-разогрев: активный разогрев тела (покачивания, встряхивания, хлопки),  освобождение от внутренних зажимов, регуляция настроения. Разминка-игра «У дяди Абрама».

Образные танцевальные импровизации. Рисуем музыку. Участники учатся выражать свои эмоции при помощи движения под музыку, равномерно размещать себя в пространстве, не сталкиваясь друг с другом, двигаться в разном темпе.

 Зеркало. Выполнение упражнения в паре, развитие воображения, умение удерживать и переключать внимание.

Эксперименты с движением. Свободный танец. Танец отдельных частей тела. Индивидуальная и парная импровизация. Участники выполняют движения под музыку: прямые-непрямые, мощные-лёгкие, длинные-короткие… Каждый участник создаёт свой индивидуальный танец. Рефлексия в форме совместного с детьми обсуждения ощущений, проговаривание прилагательных-ассоциаций.

3.                 Комплекс оздоровительно-развивающих упражнений на полу.

Теория. Понимание мышечных ощущений (напряжение-расслабление).

Практика. Сгибания-разгибания, круговые вращения, напряжение-расслабление отдельных частей тела, наклоны, перегибы, туловища. Движения растягивающего характера. Движения массажа (хлопки, растирания, поглаживания). Телесно-ориентированная разминка в кругу, взаимодействие с другими участниками. Релаксация. Упражнения на расслабление.

4.                 Танцевальный калейдоскоп.

Теория. Приёмы исполнения движений, направления движений в пространстве (вперёд-назад, вверх-вниз, вправо-влево), приёмы взаимодействия с партнёром. Понятие: комбинация движений - короткий танец.

Практика. Применение индивидуальных движений (пластических отражений внутреннего состояния) в танце, выстраивание танцевальных комбинаций с группой, выбор музыкального сопровождения, создание персонального или группового танца.

5.                 Итоговое занятие.

Творческое выступление: танец-настроение, презентация танца в групповом или индивидуальном исполнении.

 

Формы подведения итогов

Совместное с детьми обсуждение впечатлений, эмоций, ощущений. Установление обучающимися значения результатов своей деятельности для личного развития. Рефлексия. Презентация творческой работы.

 

Методическое обеспечение программы

·        Методическая  разработка «Использование элементов танцевальной терапии в деятельности детского хореографического коллектива»,  авторское свидетельство о публикации МП-2622550  (примеры упражнений и игр танцевальной терапии, рекомендации по применению);

·         Методические рекомендации «Вопросы профилактики травматизма при организации занятий  хореографией»;

·        Аудиотека разнохарактерного музыкального материала для сопровождения занятий

·        Видео-комплекс  упражнений оздоровительной гимнастики

(Источником информации являются методические материалы портала: horeograf.COM, https://vk.com/horeograf_club);

 

Условия реализации программы

Для успешной реализации образовательной программы необходимы следующие условия:

·        Для организации образовательного  процесса необходим педагог-хореограф, имеющий знания в области возрастной педагогики и психологии детей, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей

 

Материально-техническое обеспечение:

·        просторный зал, зеркальная стена, скамейки, ковровое покрытие для занятий на полу

·        раздевалка для обучающихся

·        удобная тренировочная одежда и обувь для обучающихся

·        аудиоаппаратура, USB-носитель

·        телевизор, видеоаппаратура

·        фото, видео камера, компьютер с выходом в Интернет

 

    Информационные и образовательные ресурсы.

·        методические  и дидактические средства обучения

·        музыкальная фонотека, видео материалы

 

Информационные источники

1.     Гренлюнд Э., Оганесян Н. Танцевальная терапия. - СПб.: Речь, 2004-

245 с.

2.     Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия - СПб.: Речь, 2010-284 с.

3.     Черемнова Е.Ю. Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики – Феникс, 2008-123 с.

4.     Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. - СПб.: Речь, 2003-187 с.

5.     Джеральд Остер, Патриция Гоулд. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия» - М.: 2001

Приложение 1

Элементы танцевальной терапии  (упражнения, творческие задания)

 

Знакомство-приветствие. Дети стоят в круге. Каждый ребёнок по очереди называют своё имя и делают жест, который, по его мнению, выражает его «Я» в настоящий момент. Упражнение включает детей в процесс занятия, а педагогу даёт первое представление о внутреннем состоянии каждого ребёнка.

Разминка-разогрев. Детьми исполняются спонтанные движения под музыку, упражнение включает в себя покачивания, встряхивания, хлопки. Встряхивания, дрожание всем телом и отдельными частями под ритмичную музыку освобождает детей от внутренних зажимов. Можно разрешить акцентировать музыку и движения голосом. Ассоциации с огнём, всплеском радости.

Разминка-игра «У дяди Абрама». Дети стоят в круге. Начинают ритмически чётко проговаривать слова, исполняя правой рукой встряхивания в ритм слов: «У дяди Абрама двенадцать сыновей, двенадцать дочерей у дяди Абрама, они не пи-и-или, они не е-е-ели и не скуча-ли ни-ког-да. Правая рука, левая рука!» Игра продолжается. Слова повторяются, встряхивающие движения дети исполняют обеими руками. По очереди в движение вовлекаются все части тела, включая «хвост». Вздох-выдох.  Происходит активный разогрев тела, освобождение от внутренних зажимов, поднимается настроение.

Зеркало. Упражнение выполняется в паре, один участник показывает движение, партнёр повторяет.

Через некоторое время участники меняются ролями, меняются партнёрами в парах. Педагог подсказывает возможные варианты развития движений. Дети учатся удерживать и переключать внимание, развивают своё воображение.

Образные танцевальные импровизации. Рисуем музыку. Дети импровизируют под музыку на заданную тему: моё настроение, шум дождя, яркая молния, весенние деревья, любимое животное… выполнение упражнения стимулирует творческие проявления детей.

Ритмичный танец в круге. Дети становятся в круг и берутся за руки. Двигаются по кругу, следуя ритму музыки, привнося в общий танец свои индивидуальные движения. Упражнение может исполняться по подобию ритуальных или народных танцев, например, греческих. Простые доступные движения и чёткий ритм завораживают, освобождают сознание от ненужных мыслей, переключают внимание детей на телесные ощущения. Упражнение помогает детям развивать ощущение партнёрства, а педагогу - скорректировать эмоциональный настрой группы.

Говорящие руки. Дети находятся в статичном положении, исполняют выразительные движения руками: рисуют геометрические фигуры, звёзды, волны, цветы… посылают другому участнику по воздуху, добавляя тепло,  улыбку, добро. Упражнение направлено на развитие коммуникативных навыков детей. Формирование у детей положительного отношения к другим участникам группы.

Увеличительное стекло. Дети двигаются в парах, один участник выполняет движения свободно и спонтанно, задача партнёра – отражать его движения в преувеличенном виде. Через некоторое время партнёры меняются ролями. Упражнение стимулирует процесс творческого самовыражения ребёнка.

Танец-загадка. Один или несколько человек исполняют танцевальную импровизацию на заранее оговорённый образ. Наблюдатели отгадывают. Исполнители меняются. Упражнение развивает фантазию.

Эксперименты с движением. Педагог даёт установку детям исполнять под музыку прямые движения (ассоциативные прилагательные: механические, острые, примитивные, деловые…).

Даётся небольшое время для исполнения задания. Педагог меняет установку: исполняем непрямые движения (ставит детям ассоциации).  Педагог даёт установку соединять в одном танце прямые и непрямые движения. Ребёнок создаёт свой танец, развивая фантазию и воображение. Педагог даёт следующую установку. 

По этой же схеме исполняются мощные и лёгкие движения, короткие и длинные движения. Чередуются с  мощными и лёгкими, прямыми и непрямыми. Итоговая установка педагога: задействовать в своём танце все  движения. Дети познают возможности своего тела в процессе упражнения. Педагог на протяжении всего упражнения эмоционально поддерживает и стимулирует активность детей.

Релаксация. Упражнения на расслабление, спокойное дыхание, приводит к внутреннему спокойствию, помогает погрузиться в свой внутренний мир. Сопровождается спокойной красивой музыкой.

          

 


 

Скачано с www.znanio.ru