Департамент образования администрации города Перми
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества «Сигнал» г. Перми
Методическая разработка
«Будь ярче, держи ритм!»
Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа по хореографии с элементами танцевальной терапии.
Направленность программы: художественная
Срок реализации программы: 16 часов
Возраст обучающихся: 7-14 лет
Автор-составитель:
Полыгалова Оксана Витальевна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
ПЕРМЬ 2020
Танец – это та сфера человеческой жизни,
где каждый может чувствовать себя специалистом!
Т.А. Шкурко
Пояснительная записка.
Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа по хореографии «Будь ярче, держи ритм!» имеет художественную направленность и позволяет привить детям интерес и любовь к танцу как средству самопознания и творческого самовыражения.
Программа по хореографии «Будь ярче, держи ритм!» реализуется на базе МАУ ДО «Центр детского творчества «Сигнал» г. Перми в рамках творческо-оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей в течение двух лет. Отдельные разделы и элементы программы прошли апробацию на занятиях ансамбля спортивно-эстрадного танца «Колибри» в течение пяти лет. Данная методическая разработка адресована педагогам-хореографам, работающим в период школьных каникул с временным коллективом участников, в условиях, когда в одной группе могут находиться разновозрастные дети с различными природными данными и способностями, с хореографическими навыками или без таковых.
Тема методической разработки является частью профессиональных интересов педагога в желании обеспечить непрерывность образовательного процесса в каникулярное время, сместив акцент задач с получения обучающимися специальных хореографических навыков на самопознание и творчество. Автор ознакомилась с немногочисленным рядом краткосрочных образовательных программ по хореографии в сфере дополнительного образования. Большинство из них направлено на освоение конкретного танца, или носят досуговый характер. Актуальность данной программы в том, что она направлена на развитие и оздоровление детей через осознанное понимание возможностей своего тела, расширение двигательного и социального опыта.
Значение танца в жизни человека сложно переоценить. Танец оказывает положительное влияние на психологическое состояние: избавляет человека от комплексов и зажимов, развивает межличностные отношения. В настоящее время умение танцевать - это модно и полезно для здоровья. В предлагаемой программе реализуются следующие функции танца:
1. Коммуникативная (межличностное общение детей).
2. Экспрессивная (самовыражение ребёнка в процессе творчества и самопознания).
3. Рекреационная (снятие напряжений).
Программа «Будь ярче, держи ритм!» разработана в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования Российской Федерации, Пермского края, города Перми и образовательной организации:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р);
3. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008);
4. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), утвержденные Постановлением Главного государственного врача РФ от 04 июля 2014 г., № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14» «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
5. «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (письмо департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844);
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 года № 09-3242);
7. Проект Минобрнауки РФ «Создание и поддержка банка программ в сфере дополнительного образования детей». Методика оценки программ дополнительного образования.
8. Приказ комитета по образованию и науке администрации г.Перми от 15.06.05 г. № 516 и приложение к нему «Об основных требованиях к содержанию учебного плана учреждений дополнительного образования детей г.Перми»;
9. Устав МАУ ДО «Центр детского творчества «Сигнал» г.Перми.
Цель: создание условий для самопознания и творческого самовыражения обучающихся, формирование положительного самовосприятия посредством погружения в танец.
Задачи.
Воспитательные:
· расширить социальный опыт детей в процессе творческой деятельности;
· стимулировать детей проявлять инициативу в процессе исполнения упражнений и заданий;
· развивать у детей ощущение партнёрства в танце, умение строить диалог, воспитывать умение вежливо общаться;
· способствовать внутренней уверенности детей путём снятия телесных и эмоциональных напряжений.
Предметные:
· сформировать у детей представление о терапевтической пользе танца, о гармонии и единстве физического и душевного состояния человека;
· научить упражнениям танцевальной терапии;
· обучить детей пониманию ощущений своего тела (баланс, координация, устойчивость), развивать пластические возможности детей.
Метапредметные:
· развивать умение детей применять полученные знания в создании индивидуального танца;
· сформировать у детей умение понимать и выражать свои эмоции при помощи движения под музыку, развивать способность к импровизации, стимулировать процесс творческого самовыражения ребёнка.
Организация образовательного процесса предполагает проведение групповых занятий два раза в неделю по 2 учебных часа. Общее количество 16 часов. Рекомендуемое количество обучающихся в группе до 12 человек. Возраст детей 7-14 лет. На курс обучения принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Содержание материала программы доступно как детям, имеющим танцевальные навыки, так и детям без двигательного опыта.
Форма организации образовательного процесса: практическое занятие, тренинг, игра, мини-конкурс, творческое выступление. Разграничение теоретического и практического материала по времени в данной программе условно. Теоретический материал включает в себя знакомство и изучение понятий, терминов, правил исполнения движений и представляет собой небольшой фрагмент каждого занятия.
На занятиях используется работа в микро-группах, парах, фронтально. Материал подбирается с учётом индивидуальных способностей и возможностей участников группы.
Методы обучения:
1. Словесный (объяснение, беседа, диалог-обсуждение).
2. Практический (выполнение детьми упражнений, заданий).
3. Репродуктивный (обобщение, воспроизведение и применение полученных знаний в творческой работе).
Обучение строится на принципах:
· добровольности и демократизма: в условиях эмоционально-комфортного климата, признания равных прав всех участников группы;
· гуманности: признание доброго начала в каждом ребёнке, понимание его интересов, отсутствие давления на его волю, поддержка положительных импульсов детей в познавательной, творческой деятельности и общении;
· природосообразности предполагает учёт возрастных физиологических и психологических особенностей детей.
В основе содержания программы - освоение обучающимися упражнений и игр танцевальной терапии (см. Приложение 1), комплекса оздоровительных упражнений на полу, использование в творческом процессе освоенных движений для создания персонального танца. Непременным условием для проявления активности детей является создание ситуации успеха для каждого ребёнка, поддержка усилий и начинаний. Занятия проводятся в атмосфере доверительных отношений всех участников группы по принципу «здесь и сейчас»: важны переживания, которые испытывают дети именно в данный момент. Важно! педагогу дать детям установку на безоценочное видение двигательного процесса перед началом работы.
Часто встречающейся сложностью в процессе работы является отказ от выполнения упражнений наиболее застенчивыми детьми. По словам Т. А. Шкурко: «Танец – это большой шаг в сторону самораскрытия, личного обнажения, и если не побуждать разными способами членов группы к активным действиям, то все они будут постоянно пользоваться своим правом на добровольность участия». Из рекомендуемых в качестве таких способов, можно использовать в работе:
-обоснование пользы и убеждение участников попробовать новое;
-личный пример педагога (не желательно применять часто, так как педагог переходит в роль участника и группа теряет ведущего);
-индивидуальные задания для каждого ребёнка, которые за счёт адресности не позволяют от них отказаться;
-образование пар для выполнения упражнений из активного и неактивного участника;
-предоставление группе решать, что и как выполнять.
Ожидаемые результаты
Предполагается, что по окончании курса обучающиеся:
· имеют представление о положительном воздействии танца на душевное и физическое здоровье человека;
· проявляют желание двигаться под музыку, импровизировать, творчески выражать себя посредством танца;
· понимают возможности своего тела в процессе танца: дети ориентируются в ощущениях (могут объяснить своё состояние словами, с помощью прилагательных-ассоциаций);
· проявляют навыки культурного общения на занятиях, умеют высказывать своё мнение, слышать и понимать высказывание собеседников.
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Количество часов |
Форма учебных занятий |
Формы отслеживания результата |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||||
1 |
Вводное занятие. Введение в образовательную программу |
0,5 |
0,5 |
1 |
Беседа, практическое занятие, игра |
Наблюдение, опрос |
2
|
Элементы танцевальной терапии |
2
|
4
|
6
|
беседа, слушание музыкального матери-ала, практи- ческие занятия, игра |
Наблюдение, творческие импровиза-ции, обсуждение, рефлексия |
3 |
Комплекс оздоровительно-развивающих упражнений на полу, релаксация |
-
|
2
|
2
|
Практи- ческое занятие, тренинг |
Выполнение упражнений, наблюдение |
4 |
Танцевальный калейдоскоп. Освоение танцевальных движений, комбинаций |
1 |
4 |
5 |
Репетиционная работа |
Наблюдение, мини-конкурс |
5 |
Итоговое занятие. Танец-настроение |
- |
2 |
2 |
Творческое выступление |
Наблюдение, демонстра ция личных достижений |
|
Итого |
3,5 |
12,5 |
16 |
|
|
Содержание изучаемого курса
1. Вводное занятие. Знакомство. Задачи и план работы на период освоения программы. Инструктаж по технике безопасности труда (правила поведения в хореографическом зале, при исполнении движений, правила взаимодействия с участниками группы), ТПБ.
2. Элементы танцевальной терапии.
Теория. Понимание терапевтической пользы танца, гармония душевного и физического состояния человека. Понимание ощущений и возможностей своего тела (баланс, устойчивость, координация). Главная роль музыки в танце. Характер музыки. Музыка как побуждающий фактор танца. Понятие термина импровизация в танце. Импровизация как инструмент телесной воплощённости ощущений, эмоций, образов. Как научиться импровизировать: приёмы, действия. Для чего необходима импровизация, как влияет на развитие творческих способностей человека.
Практика. Слушание музыки. Музыкальное движение – воплощение эмоционального состояния. Выполнение упражнений, работа в паре, микро-группе. Совместное обсуждение результатов, ощущений. Проговаривание эмоций и ощущений тела. Рефлексия.
Знакомство-приветствие. Активный жест-отражение внутреннего состояния каждого участника группы.
Разминка-разогрев: активный разогрев тела (покачивания, встряхивания, хлопки), освобождение от внутренних зажимов, регуляция настроения. Разминка-игра «У дяди Абрама».
Образные танцевальные импровизации. Рисуем музыку. Участники учатся выражать свои эмоции при помощи движения под музыку, равномерно размещать себя в пространстве, не сталкиваясь друг с другом, двигаться в разном темпе.
Зеркало. Выполнение упражнения в паре, развитие воображения, умение удерживать и переключать внимание.
Эксперименты с движением. Свободный танец. Танец отдельных частей тела. Индивидуальная и парная импровизация. Участники выполняют движения под музыку: прямые-непрямые, мощные-лёгкие, длинные-короткие… Каждый участник создаёт свой индивидуальный танец. Рефлексия в форме совместного с детьми обсуждения ощущений, проговаривание прилагательных-ассоциаций.
3. Комплекс оздоровительно-развивающих упражнений на полу.
Теория. Понимание мышечных ощущений (напряжение-расслабление).
Практика. Сгибания-разгибания, круговые вращения, напряжение-расслабление отдельных частей тела, наклоны, перегибы, туловища. Движения растягивающего характера. Движения массажа (хлопки, растирания, поглаживания). Телесно-ориентированная разминка в кругу, взаимодействие с другими участниками. Релаксация. Упражнения на расслабление.
4. Танцевальный калейдоскоп.
Теория. Приёмы исполнения движений, направления движений в пространстве (вперёд-назад, вверх-вниз, вправо-влево), приёмы взаимодействия с партнёром. Понятие: комбинация движений - короткий танец.
Практика. Применение индивидуальных движений (пластических отражений внутреннего состояния) в танце, выстраивание танцевальных комбинаций с группой, выбор музыкального сопровождения, создание персонального или группового танца.
5. Итоговое занятие.
Творческое выступление: танец-настроение, презентация танца в групповом или индивидуальном исполнении.
Формы подведения итогов
Совместное с детьми обсуждение впечатлений, эмоций, ощущений. Установление обучающимися значения результатов своей деятельности для личного развития. Рефлексия. Презентация творческой работы.
Методическое обеспечение программы
· Методическая разработка «Использование элементов танцевальной терапии в деятельности детского хореографического коллектива», авторское свидетельство о публикации МП-2622550 (примеры упражнений и игр танцевальной терапии, рекомендации по применению);
· Методические рекомендации «Вопросы профилактики травматизма при организации занятий хореографией»;
· Аудиотека разнохарактерного музыкального материала для сопровождения занятий
· Видео-комплекс упражнений оздоровительной гимнастики
(Источником информации являются методические материалы портала: horeograf.COM, https://vk.com/horeograf_club);
Условия реализации программы
Для успешной реализации образовательной программы необходимы следующие условия:
· Для организации образовательного процесса необходим педагог-хореограф, имеющий знания в области возрастной педагогики и психологии детей, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей
Материально-техническое обеспечение:
· просторный зал, зеркальная стена, скамейки, ковровое покрытие для занятий на полу
· раздевалка для обучающихся
· удобная тренировочная одежда и обувь для обучающихся
· аудиоаппаратура, USB-носитель
· телевизор, видеоаппаратура
· фото, видео камера, компьютер с выходом в Интернет
Информационные и образовательные ресурсы.
· методические и дидактические средства обучения
· музыкальная фонотека, видео материалы
Информационные источники
1. Гренлюнд Э., Оганесян Н. Танцевальная терапия. - СПб.: Речь, 2004-
245 с.
2. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия - СПб.: Речь, 2010-284 с.
3. Черемнова Е.Ю. Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики – Феникс, 2008-123 с.
4. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. - СПб.: Речь, 2003-187 с.
5. Джеральд Остер, Патриция Гоулд. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия» - М.: 2001
Приложение 1
Элементы танцевальной терапии (упражнения, творческие задания)
Знакомство-приветствие. Дети стоят в круге. Каждый ребёнок по очереди называют своё имя и делают жест, который, по его мнению, выражает его «Я» в настоящий момент. Упражнение включает детей в процесс занятия, а педагогу даёт первое представление о внутреннем состоянии каждого ребёнка.
Разминка-разогрев. Детьми исполняются спонтанные движения под музыку, упражнение включает в себя покачивания, встряхивания, хлопки. Встряхивания, дрожание всем телом и отдельными частями под ритмичную музыку освобождает детей от внутренних зажимов. Можно разрешить акцентировать музыку и движения голосом. Ассоциации с огнём, всплеском радости.
Разминка-игра «У дяди Абрама». Дети стоят в круге. Начинают ритмически чётко проговаривать слова, исполняя правой рукой встряхивания в ритм слов: «У дяди Абрама двенадцать сыновей, двенадцать дочерей у дяди Абрама, они не пи-и-или, они не е-е-ели и не скуча-ли ни-ког-да. Правая рука, левая рука!» Игра продолжается. Слова повторяются, встряхивающие движения дети исполняют обеими руками. По очереди в движение вовлекаются все части тела, включая «хвост». Вздох-выдох. Происходит активный разогрев тела, освобождение от внутренних зажимов, поднимается настроение.
Зеркало. Упражнение выполняется в паре, один участник показывает движение, партнёр повторяет.
Через некоторое время участники меняются ролями, меняются партнёрами в парах. Педагог подсказывает возможные варианты развития движений. Дети учатся удерживать и переключать внимание, развивают своё воображение.
Образные танцевальные импровизации. Рисуем музыку. Дети импровизируют под музыку на заданную тему: моё настроение, шум дождя, яркая молния, весенние деревья, любимое животное… выполнение упражнения стимулирует творческие проявления детей.
Ритмичный танец в круге. Дети становятся в круг и берутся за руки. Двигаются по кругу, следуя ритму музыки, привнося в общий танец свои индивидуальные движения. Упражнение может исполняться по подобию ритуальных или народных танцев, например, греческих. Простые доступные движения и чёткий ритм завораживают, освобождают сознание от ненужных мыслей, переключают внимание детей на телесные ощущения. Упражнение помогает детям развивать ощущение партнёрства, а педагогу - скорректировать эмоциональный настрой группы.
Говорящие руки. Дети находятся в статичном положении, исполняют выразительные движения руками: рисуют геометрические фигуры, звёзды, волны, цветы… посылают другому участнику по воздуху, добавляя тепло, улыбку, добро. Упражнение направлено на развитие коммуникативных навыков детей. Формирование у детей положительного отношения к другим участникам группы.
Увеличительное стекло. Дети двигаются в парах, один участник выполняет движения свободно и спонтанно, задача партнёра – отражать его движения в преувеличенном виде. Через некоторое время партнёры меняются ролями. Упражнение стимулирует процесс творческого самовыражения ребёнка.
Танец-загадка. Один или несколько человек исполняют танцевальную импровизацию на заранее оговорённый образ. Наблюдатели отгадывают. Исполнители меняются. Упражнение развивает фантазию.
Эксперименты с движением. Педагог даёт установку детям исполнять под музыку прямые движения (ассоциативные прилагательные: механические, острые, примитивные, деловые…).
Даётся небольшое время для исполнения задания. Педагог меняет установку: исполняем непрямые движения (ставит детям ассоциации). Педагог даёт установку соединять в одном танце прямые и непрямые движения. Ребёнок создаёт свой танец, развивая фантазию и воображение. Педагог даёт следующую установку.
По этой же схеме исполняются мощные и лёгкие движения, короткие и длинные движения. Чередуются с мощными и лёгкими, прямыми и непрямыми. Итоговая установка педагога: задействовать в своём танце все движения. Дети познают возможности своего тела в процессе упражнения. Педагог на протяжении всего упражнения эмоционально поддерживает и стимулирует активность детей.
Релаксация. Упражнения на расслабление, спокойное дыхание, приводит к внутреннему спокойствию, помогает погрузиться в свой внутренний мир. Сопровождается спокойной красивой музыкой.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.