Методическая разработка "День подснежника"

  • pdf
  • 27.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методическая разработка День подснежника.pdf

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Эколого-биологический центр» города Смоленска

 

 

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия:

«День подснежника!»

 

Разработала:

Антоненкова Екатерина Сергеевна

Старший методист

 

 

Смоленск

                                                                                                  2025                                        

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Тема: «День подснежника!»

Возрастная группа: 1–2 классы

Продолжительность: 40–45 минут

Актуальность: Проведение внеклассного мероприятия, посвящённого Дню подснежника, который отмечается 19 апреля, особенно актуально для младших школьников по нескольким причинам:

1.  Экологическое просвещение:

Многие дети не знают, что подснежники и другие первоцветы часто находятся под угрозой исчезновения. Некоторые виды занесены в Красную книгу, но из-за массового сбора и продажи их популяция сокращается. Важно с ранних лет объяснять, что сорванный цветок не просто вянет – он не успевает дать семена, что приводит к исчезновению целых видов.

2.  Формирование бережного отношения к природе:

Современные дети много времени проводят в цифровой среде, теряя связь с живой природой. Данное мероприятие помогает:

-  развить наблюдательность (увидеть красоту первых весенних цветов);

-  научить сопереживанию (осознать, что растения – живые и нуждаются в защите);

-  сформировать ответственное поведение (не рвать, не топтать, не покупать сорванные подснежники).

3. Связь с учебной программой:

Тема подснежников интегрируется с предметами:

-   Окружающий мир (изучение сезонных изменений, редких растений);

-   Литературное чтение (стихи и рассказы о весне, например, произведения

Н. Сладкова, Г. Скребицкого);

-   Изобразительное искусство (рисование, аппликации);

4. Поддержка международных экологических инициатив:

День подснежника отмечается во многих странах как символ надежды и защиты природы. Участие в таком мероприятии помогает детям почувствовать связь с глобальным экологическим сообществом.

Мероприятие не просто знакомит с цветами, а воспитывает осознанное поколение, которое будет бережно относиться к природе. Это особенно важно в условиях современных экологических вызовов – изменения климата, сокращения биоразнообразия и разрушения естественных экосистем.

Таким образом, "День подснежника" – это не просто разовое занятие, а важный шаг в экологическом воспитании детей. 

             Цель:     формирование    у     детей    младшего    школьного    возраста

экологической культуры через знакомство с первоцветами (подснежниками), воспитание бережного отношения к природе.

Задачи:

Образовательные:

-   познакомить детей с подснежниками как первыми весенними цветами; - расширить знания о редких и охраняемых видах растений.

Развивающие:

-   развивать познавательный интерес к природе;

-   активизировать творческие способности через игровые и художественные задания.

Воспитательные:

-   воспитывать бережное отношение к окружающей среде; - формировать понимание важности сохранения редких растений.

Ожидаемые результаты:

-   дети узнают о подснежниках и их охране;

-   учащиеся осознают важность бережного отношения к природе; - развитие творческих навыков и экологического мышления.

Форма занятия: внеклассное мероприятие.

Оборудование: проектор, компьютер, предметные картинки подснежников, карточки для игры «Найди тень», разрезанные части подснежника.

          

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Ход занятия: I.Вводная беседа:

-   Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся необычно! Повторяйте за мной:

   Здравствуйте, ручки! (хлопаем в ладоши)

   Здравствуйте, ножки! (топаем) – Здравствуйте, солнышко! (руки вверх)

   Здравствуйте, друзья! (машем соседям).

Музыкальное сопровождение (спокойная мелодия с пением птиц или звуками весеннего леса (например, отрывок из «Времен года» Вивальди).

- А сейчас я вам предлагаю отгадать загадку:

Пробивается росток,

Удивительный цветок.

Из-под снега вырастает,

Солнце глянет – расцветает!

(Ответ: подснежник)

На доске картинки с изображением подснежника.

   Почему он называется «подснежник»?

   Где вы видели такие цветы?

   Можно ли их рвать? Почему?

-                19 апреля отмечается «День подснежника». Сегодня мы отправимся в путешествие в весенний лес, где познакомимся поближе с подснежниками. 

-                Чтобы наше путешествие удалось, запомните правила:

Говорим по очереди – как лепестки у цветка.

Помогаем друг другу – как пчёлы собирают нектар.

Слушаем внимательно – как подснежники слушают весну!

II. Основная часть:

1.  Игра «Собери подснежник»

Материалы: разрезанные на части изображения подснежников (лепестки, стебель, листья).

Дети делятся на команды по 3–4 человека. Каждая команда получает конверт с деталями цветка. Задача: быстрее всех собрать подснежник и назвать его части. Сравнить свои ответы с картинкой на доске.

2.  Подвижная игра «Подснежники и солнышко»

Дети – «подснежники», сидят на корточках («растут»).

Педагог – «солнышко». Когда он говорит: «Солнышко пригрело!», дети медленно встают, потягиваются и «распускаются» (поднимают руки вверх).

По команде «Ночью холодно!» – снова «закрываются» (садятся на корточки).

По команде «ветер» (один ребёнок бегает между «цветами», кто шевельнётся – выбывает).

3.  Задание «Спаси подснежник» (экологическая игра)

Дети по очереди вытягивают карточки и решают, правильно ли поступает человек:

«Сорвал букет подснежников» (–)

«Сфотографировал цветок и оставил его расти» (+)

«Накрыл подснежник банкой, чтобы сохранить» (–)

«Нарисовал цветок вместо того, чтобы сорвать» (+) Обсуждают, почему нельзя рвать первоцветы.

4.  «Весенние цветы: Подбери тень» (Автор Е. Гагарина).

Детям предлагается подобрать карточки с тенями к соответствующим изображениям цветов, развивая наблюдательность и умение анализировать формы.

 

 

5.  Просмотр видеоурока «Сохраним первоцветы!» https://ya.ru/video/preview/14142937785397463454  III. Итог занятия

- Ребята, что нового вы узнали сегодня о подснежниках? Почему эти цветы нужно беречь? Как мы можем помочь сохранить первоцветы?

 

1. «Закончи предложение»:

-                     «Подснежники нельзя рвать, потому что…» (они занесены в Красную книгу).

-                     «Вместо букета подснежников можно…» (нарисовать их, сделать поделку).

 

2. Ритуал «Подарок весне»:

Дети складывают ладони «бутоном» и «распускают» их под слова педагога:

«Раз, два, три – цветы, расти! Будем мир мы все беречь,

Чтоб подснежникам согреться,

Нужно нам с тобой… (дети: «стараться!»)

- Сегодня вы стали защитниками природы. Давайте обещаем, что будем любоваться подснежниками, не срывая их, и расскажем об этом друзьям и родителям!

 

VI. Заключение

Методическая разработка «День подснежника» представляет собой важный инструмент для экологического воспитания детей 7-8 лет. Она направлена на формирование у подрастающего поколения любви к природе, осознания ее ценности и понимания необходимости ее сохранения. В современном мире, где экологические проблемы становятся все более актуальными, такие разработки играют ключевую роль в воспитании ответственных и экологически грамотных граждан.

Почему эта разработка важна?

1.   Формирование экологического сознания:  

Дети учатся видеть взаимосвязь между человеком и природой, понимать, что их действия могут влиять на окружающий мир.   

2.   Развитие любви к родному краю:

  Через знакомство с природой своей Родины у детей формируется чувство гордости и ответственности за свою землю.  

3.   Развитие навыков: 

Дети учатся работать в команде, проводить исследования, творчески мыслить и презентовать свои идеи.  

4.   Поддержка образовательных стандартов:  

Разработка соответствует задачам экологического образования, заложенным в современных образовательных программах.  

Кто может работать с этой методической разработкой?

1.   Учителя начальных классов:   

Материалы разработки можно интегрировать в уроки окружающего мира, внеклассные мероприятия или экологические проекты.  

2.   Педагоги дополнительного образования: 

                Кружки    экологической    направленности,     творческие    студии     и

природоведческие клубы могут использовать задания для проведения занятий.  

3.   Воспитатели детских лагерей:

В летних лагерях разработка станет отличной основой для экологических смен или тематических дней.  

4.   Родители:

Задания можно адаптировать для семейного досуга, чтобы родители и дети вместе изучали природу и участвовали в ее сохранении.  

5.   Экологические организации:

Организации занимающиеся экопросвещением, могут использовать разработку для проведения мастер-классов, акций и мероприятий для детей.  

Методическая разработка «День подснежника» — это эффективный инструмент экологического воспитания младших школьников. Через игровые и творческие задания дети не только узнают о первоцветах, но и учатся бережному отношению к природе.

Ключевые преимущества:

-   Простые, но важные экологические уроки

-   Практико-ориентированный подход

-   Развитие эмоциональной связи с природой

-   Формирование основ экологической ответственности

Разработка помогает педагогам в доступной форме показать детям их роль в сохранении окружающего мира. Это не просто занятие, а вклад в формирование экологического сознания нового поколения. 

Список использованной литературы

 

1.   Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 2020

2.   Детская энциклопедия "Первоцветы России". - М.: Росмэн, 2021

3.   Иванова Л. В. Методика экологического воспитания в начальной школе. —

М.: Академия, 2021.  

4.   Красная книга Российской Федерации. — М.: Министерство природных ресурсов и экологии РФ, 2021.  

5.   Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 2019

6.   Пришвин М.М. «Золотой луг»

7.   Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Карапуз, 2018

8.   Скребицкий Г.А. «Лесной голосок»

9.   Шорыгина Т. А. Беседы о природе: методическое пособие для педагогов. — М.: Сфера, 2019.  

 

Интернет-ресурсы:

1.   https://vk.ru/wall-203141778_12075  

2.   Образовательный портал «Экокультура»  https://ecoculture.ru/?ysclid=mapar0alt3915321983  

3.   Электронная    база   данных       «Флора       России»       https://citizenscience.ru/projects/flora-rossii.html?ysclid=mapas1nv90924959812