Методическая разработка: «Физминутки для школьников на уроках музыки».
Во время уроков школьники обычно сидят за партами. Да, среди множества предметов есть физкультура, а в качестве возможности подвигаться дополнительно используется перемена, но всё равно большая часть учебного дня проходит без движения.
Это не совсем полезно для детей, поэтому преподаватели пользуются практикой физминуток: примерно в середине занятия делается перерыв на 2-3 минуты, чтобы выполнить несколько упражнений. Это помогает переключиться и дальше более эффективно усваивать учебный материал.
Учащимся 1-4 классов будут интересны упражнения с разнообразными героями и целыми историями, а не просто набор движений. Как правило, зачитывается текст и под него ребята изображают движения.
Считалочки.
Раз, два, три, четыре, пять (показываем нужное количество пальцев) вышел (шаг на месте) зайчик (ладошками показываем заячьи уши на макушке) погулять.
Стишки.
Лошадки
Эй, лошадки!
Эй, лошадки, все за мной!
Поспешим на водопой.
(Руки вперёд, пружинистые движения ног.)
Вот широкая река,
В ней холодная вода.
Пейте!
Хороша водица!
(Плавное разведение рук в стороны, наклон вперёд)
Постучим копытцем,
Эй, лошадки, все за мной
Отправляемся домой!
(Притопывание то левой, то правой ногой)
Игры.
Математическая физкультура.
Учитель делит ребят на несколько команд (например, на 4). Команды получают карточки с примерами и названием упражнения, которое нужно будет выполнить. Ученики решают примеры и выполняют упражнение столько раз, сколько получилось в ответе. Потом команды меняются карточками и выполняют следующее упражнение с нужным количеством. Такую игру также можно проводить в парах.
Примеры заданий:
Команда
1: 2+2 = прыжки (4 раза)
Команда 2: 5*6 = шаги на месте (30 раз)
Команда 3: 10/2 = приседания (5 раз)
Команда 4: 15-5 = хлопки (10 раз)
Будет ещё интереснее, если движения будет показывать не сам учитель, а, например, ученик постарше или же сами ученики. Если физминутка постоянная, ребята её выучат и смогут проводить сами.
Ещё можно использовать специальные видео. Например, на канале «Капитан Краб» есть целый плейлист с физминутками на разные темы. Герои задорно поют и показывают упражнения, дети реагируют очень тепло. Весело будет и ребятам постарше, и даже учителям!
Физминутки для средней школы (5-8 класс).
Здесь можно поменять подход: на каждый урок назначать двух ответственных, которые покажут несколько упражнений. Можно в задании дать даже отдельные части тела или определённую музыку или тематику.
В средней школе учебная нагрузка многократно усиливается, поэтому ребятам будут полезны физминутки, направленные на оздоровление и расслабление.
Специальные комплексы для отдельных частей тела.
Гимнастика для глаз.
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)
Небольшие разнообразные упражнения также предлагаются в комплексе гимнастики для глаз по методу Г. А. Шичко.
Сколиогимнастика (профилактика искривления позвоночника).
Исходное положение — руки на поясе. Медленные наклоны головы вперёд, назад, к левому плечу, к правому плечу. (4-6 раз)
Исходное положение — руки на поясе. Ходьба на месте высоко поднимая колени. (30 сек.)
Исходное положение — кисти рук на плечевых суставах. Круговые движения в плечевых суставах – вперёд 5 раз, назад 5 раз.
Игры на внимательность
«Пол-нос-потолок»
Этап 1: называем слово, показываем на него же (называем
«Пол» — показываем на пол).
Этап 2: называем слово, показываем на другой объект (называем
«Пол» — показываем на потолок).
Этап 3: ускоряемся и запутываем учеников.
«Светофор»
Этап 1: называем цвет, договаривается об определённом движении
на определённый цвет (красный — руки вверх, жёлтый — руки
вперёд, зелёный — руки вниз).
Этап 2: называем цвет, но показываем движение для другого цвета
(называем красный — показываем жёлтый).
Этап 3: ускоряемся и запутываем учеников.
Танцевальные видео.
Сейчас очень популярны ролики из игры Just Dance. При наличии технических приспособлений она работает как «танцевальное караоке»: персонаж танцует под музыку, а программа ловит движения игрока, выставляя в конце танца баллы. Для школьных физминуток подойдёт именно формат видео, для которого не нужна специальная техника, а сами движения поднимут настроение.
На официальном канале Just Dance есть минутные видеотизеры с танцами к популярным песням, фильмам и мультфильмам. Их вполне хватит для небольшой разминки
Физминутки для старшей школы (9-11 класс)
Учащиеся 9-11 классов могут обратиться к физкультминуткам по возможности, ведь на первом месте – подготовка к экзаменам. Им подойдут идеи из разделов выше (например, показывать движения друг другу, использовать танцевальные ролики). Однако для разнообразия можно добавить творчества и смекалки.
Любимый предмет + физкультура
Например, пусть на уроке русского языка ребята придумают движение на каждый глагол-исключение 2 спряжения! Что может получиться: «Смотреть (показываем бинокль), всё слышать (приставляем руки к ушам), видеть (ладошку подносим ребром ко лбу, как будто ищем что-то вдалеке)…»
Упражнения нейрогимнастики.
Фигуры.
Правая рука рисует в воздухе круг, левая одновременно с ней – треугольник.
Фигуры можно менять, как и стороны.
«Меняй!»
Правой рукой «отдаём честь», левая — впереди в кулаке с большим
пальцем вверх. Нужно хлопнуть в ладоши перед собой и поменять
положение рук на противоположное.
Такой набор физминуток позволит учителю дать ребятам немного расслабиться и зарядиться энергией. Выполняйте упражнения вместе со своими учениками!
Нейрогимнастика - комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры. Она улучшает запоминание информации и снимает стресс, поэтому полезны такие упражнения и детям, и взрослым.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.