Методическая разработка «Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста».
Оценка 4.8

Методическая разработка «Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста».

Оценка 4.8
docx
30.11.2022
Методическая разработка «Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста».
«Формирование сенсорных представлений.docx

«Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста».

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира.

В раннем возрасте ребенок особенно чувствителен к сенсорным

воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на

ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой не

восполнимы.

Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста

представляет собой многоступенчатую систему.

Сенсорное развитие - это формирование у ребенка новых не

существующих ранее сенсорных процессов и свойств ( ощущений,

восприятий, представлений)

Сенсорное воспитание - это совершенствование у детей сенсорных

процессов. Сенсорное воспитание включает в себя формирование

восприятия сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны - основные цвета, черный и белый цвет,

оттенки, пять геометрических форм ( круг, квадрат, треугольник, овал,

треугольник),три величины ( большой, средний, маленький)

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно

переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для

совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений

об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере

зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими

психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих

перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с

недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек

познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение

сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов.

Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры,

метрическая система мер и пр.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего

умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное

значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного

обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой

деятельности.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке,

конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать

основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих

областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам

предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с

изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить

особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует

тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и

строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и

соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без

постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно

получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы,

в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных

математических представлений предполагает знакомство с геометрическими

формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При

усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное

дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания

букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не

ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою

предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться

правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие

представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь

пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств

самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе

говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в

качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи,

формируется определенное звено сенсорной культуры.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном

развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями.

Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися

яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет,

форму и величину как особые признаки предметов, накапливать

представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении

между двумя предметами по величине.

Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные

эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах,

геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими

предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами

геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между

элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей

способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг

образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы,

выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать

у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов,

расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются

представления о соотношениях по величине между тремя предметами

(большой - меньше - самый маленький). Ребенок начинает определять

знакомые ему предметы как большие или как маленькие независимо от того,

сравниваются ли они с другими. Например, четырехлетний ребенок может

расставить "по росту" игрушки от самой большой к самой маленькой. Может

утверждать, что "слон большой", а "муха маленькая", хотя он их и не видит в

данный момент.

В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления

об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о

пространственных отношениях между предметами. Они начинают

обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед,

сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.). Важно, чтобы дети овладели так

называемыми глазомерными действиями. Это происходит, когда

дошкольники овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту,

форму, объем предметов. После этого они переходят к решению задач "на

глаз". Развитие этих способностей тесно связано с развитием речи, а также с

обучением детей рисованию, лепке, конструированию, то есть продуктивным

видам деятельности. Продуктивная деятельность предполагает умение

ребенка не только воспринимать, но и воспроизводить особенности цвета,

формы, величины предметов, их расположение относительно друг друга в

рисунках и поделках. Для этого важно не только усвоение сенсорных

эталонов, но и развитие уникальных в своем роде действий восприятия.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и

упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка,

обогатят его эмоциональный мир.


 

Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста»

Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста»

Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала

Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала

Ребенок начинает определять знакомые ему предметы как большие или как маленькие независимо от того, сравниваются ли они с другими

Ребенок начинает определять знакомые ему предметы как большие или как маленькие независимо от того, сравниваются ли они с другими
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2022