«Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста».
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира.
В раннем возрасте ребенок особенно чувствителен к сенсорным
воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на
ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой не
восполнимы.
Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста
представляет собой многоступенчатую систему.
Сенсорное развитие - это формирование у ребенка новых не
существующих ранее сенсорных процессов и свойств ( ощущений,
восприятий, представлений)
Сенсорное воспитание - это совершенствование у детей сенсорных
процессов. Сенсорное воспитание включает в себя формирование
восприятия сенсорных эталонов.
Сенсорные эталоны - основные цвета, черный и белый цвет,
оттенки, пять геометрических форм ( круг, квадрат, треугольник, овал,
треугольник),три величины ( большой, средний, маленький)
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно
переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для
совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений
об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере
зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими
психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих
перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с
недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек
познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение
сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов.
Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры,
метрическая система мер и пр.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего
умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное
значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного
обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой
деятельности.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке,
конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать
основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих
областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам
предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с
изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить
особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует
тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и
строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и
соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без
постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно
получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы,
в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных
математических представлений предполагает знакомство с геометрическими
формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При
усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное
дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания
букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень.
Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не
ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою
предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться
правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие
представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь
пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств
самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе
говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в
качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи,
формируется определенное звено сенсорной культуры.
Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном
развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.
На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями.
Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися
яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет,
форму и величину как особые признаки предметов, накапливать
представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении
между двумя предметами по величине.
Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные
эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах,
геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими
предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами
геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между
элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей
способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг
образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы,
выполнению все более сложных глазомерных действий.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать
у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов,
расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются
представления о соотношениях по величине между тремя предметами
(большой - меньше - самый маленький). Ребенок начинает определять
знакомые ему предметы как большие или как маленькие независимо от того,
сравниваются ли они с другими. Например, четырехлетний ребенок может
расставить "по росту" игрушки от самой большой к самой маленькой. Может
утверждать, что "слон большой", а "муха маленькая", хотя он их и не видит в
данный момент.
В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления
об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о
пространственных отношениях между предметами. Они начинают
обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед,
сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.). Важно, чтобы дети овладели так
называемыми глазомерными действиями. Это происходит, когда
дошкольники овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту,
форму, объем предметов. После этого они переходят к решению задач "на
глаз". Развитие этих способностей тесно связано с развитием речи, а также с
обучением детей рисованию, лепке, конструированию, то есть продуктивным
видам деятельности. Продуктивная деятельность предполагает умение
ребенка не только воспринимать, но и воспроизводить особенности цвета,
формы, величины предметов, их расположение относительно друг друга в
рисунках и поделках. Для этого важно не только усвоение сенсорных
эталонов, но и развитие уникальных в своем роде действий восприятия.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и
упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка,
обогатят его эмоциональный мир.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.