Тема |
Христианская семья |
Цель |
формирование у учащихся представлений о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье. |
Задачи
|
1.Раскрыть сущность православного брака через христианские ценности. 2.Сформировать представления о духовных составляющих христианской семьи. 3.Показать важность семейных традиций через ежедневную семейную молитву; через ежевечерние сказки на ночь; через регулярные семейные обеды или другую семейную активность. 4.Формирование понимания важности сохранения добрых отношений с близкими людьми. |
Планируемый результат |
Формировать УУД: - Личностные: - испытывать чувства доброжелательности, понимания и сопереживания своим родным; -осознавать свою роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи. - Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -уметь слушать и понимать речь других; -оформлять свои мысли в устной форме Коммуникативные УУД: -уметь ориентироваться в своей системе знаний; -осуществлять анализ содержания; -находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; -преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы , слушать и понимать речь других; -оформлять свои мысли в устной форме; Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; -осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; -преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Предметные – понимать смысл обряда «Венчание», особенности семейных традиций в православной культуре. Метапредметные - исследовательские навыки, уметь работать с различными источниками, рассуждать, делать выводы, анализировать, проводить исследовательскую деятельность. |
Формы работы на уроке |
Фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа. |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Оборудование
|
компьютер, экран, электронная презентация, учебник А. В. Кураева «Основы православной культуры», тетрадь, рисунки на тему «Моя семья» |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организация урока |
Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. «На части не делится солнце лучистое
|
Входят в пространство учебной деятельности. |
Актуализация опорных знаний |
Ребята, отгадайте загадки – Кто на свете для
ребёнка |
Отгадывают загадки, обосновывая выбор ответа |
Формулирование темы и цели урока
1. работа с пословицами |
- закройте глаза, протяните ладошку. Что это такое? На что похожи эти горошины? А ещё горошины похожи на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса. Найдите место для горошины, чтобы она не укатилась. - Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном, светлом, согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, прочитав пословицы и поговорки. В дружной семье и в холод тепло. В семье согласно, так и дело идет прекрасно. В семью, где лад, счастье дорогу не забывает. Дерево держится корнями, а человек семьёй. Жизнь родителей в детях. В семье, где нет согласия, добра не бывает. Семье, где помогают друг другу, беды не страшны. Семья без детей, что цветок без запаха.
- Каким словом можно объединить эти мудрые изречения? (Семья) Эпиграф нашего урока: «Семья – есть Божий Храм». Запишем его в тетради. Ответ на вопрос, что означает наш эпиграф, мы будем искать в течение всего урока, и в конце занятия еще раз вернёмся к нему. - Сегодня мы должны будем выяснить: Что такое семья в православном мире? Что объединяет членов такой семьи? |
Входят в тему урока. Формулируют тему урока , ставят задачи
Анализируют пословицы, объясняют их понимание
Работа в тетрадях |
Изучение нового материала
1.Работа с пословицами – «Строим дом»
2. Работа с учебником
3. Беседа
|
В одном городе в маленькой квартирке жили муж и жена. Хорошо жили. Но чего - то им не хватало для полного счастья. И решили они построить свой дом. Давайте поможем им это сделать. - Выберите из пословиц ключевые слова, объясните свой выбор. Это будут кирпичики для нового дома. (Учитель показывает выбранные кирпичики) Дерево держится корнями, а человек семьёй. (Семья) В дружной семье и в холод тепло. (Дружба) В семье, где нет согласия, добра не бывает. (Согласие) В семье любовь да совет, так и нужды нет. (Любовь) В мире жить — с миром жить. (Мир)
-Постройте из этих слов – кирпичиков свой дом и объясните свой выбор. - Семья – это основа, фундамент нашего дома. Дружба и согласие – стены. Любовь – крыша. Мир – окно, именно через него мы можем увидеть, что происходит вокруг. - Дом готов, тепло и чисто в нём, а полного счастья всё нет. Выберите пословицу – совет для наших героев. Что принесёт им полное счастье в жизни? Семья без детей, что цветок без запаха. - К какой же мысли привела нас русская пословица? - Рождение ребенка и чудо его роста – вот что наполняет семейную жизнь светом и смыслом. Нас любят в семье не за что-то, а за то, что мы родились, за то, что мы есть. - Вы – дочери и сыновья, вы – внуки, племенники и племянницы. Любят вас уже за это. Итак, что же такое семья? А что понимается под этим словом в православном мире? Найдите и прочитайте это объяснение в учебнике (стр. 86). «Семья – это маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от беды. Семья основана на радости и создана ради неё. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Чувство любви в этом случае совсем не равно чувству «ты мне нравишься». Конечно, встреча с любимым и воспоминание о нём радуют. Но порой любовь включает в себя также и боль. Если другой радуется, и я счастлив. Но если он болеет, и мне плохо» Учитель: На чем и ради чего семья основана? Учитель: Что символизируют обручальные кольца? Учитель: Как понимать слова из Нового Завета: «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов»? |
Анализируют пословица, выбирают ключевые слова
Объясняют свой выбор, «строят дом»
Работают с учебником. Анализируют текст.
Ученик: Семья основана на радости и ради нее. Ученик: Любить – всю жизнь другого человека сделать своей. А всю свою жизнь отдать другому. Ученик: Вступление
в брак в православии называется венчание. Ученик. Кольцо не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе Ученик. Бремена – от слова бремя: тяжесть, тягота. Это значит – нужно во всем помогать друг другу. |
Закрепление изученного материала
1. Просмотр видеофрагмента «Церковные таинства. Венчание»
2. Анализ рассказа Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»
3.Работа в группах
|
- Венцы, которые надевают на молодоженов при совершении таинства венчания, означают одновременно и награду и мученичество. В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевали венки из полевых цветов. - Давайте, попробуем «сплести» такой венок из добродетелей. Какие «цветы» вплести туда, чтобы брак был счастливым? БОГ
ПУСТОТА ВЕРА ЗЛО ОДИНОЧЕСТВО НАДЕЖДА РАВНОДУШИЕ ЛЮБОВЬ ЛОЖЬ ЛАСКА ТЕРПЕНИЕ
ОБИДА СТРАХ ЭГОИЗМ ПОЧИТАНИЕ ПЕЧАЛЬ НЕЖНОСТЬ УВАЖЕНИЕ Учитель. Семья – это не
только любящие друг друга супруги, но и их дети, их родители. Сохранить
добрые отношения в семье не всегда просто. Но в семейных отношениях, как и в
отношениях с другими людьми, главное соблюдать золотое правило этики. Давайте
вспомним, как оно сформулировано. Учитель: Как вы думаете,
ребята, что почувствовали при этом родители мальчика? Учитель.
Это
очень назидательная история, она нас многому учит. Что любит делать ваша семья? Можно ли отнести воскресное чаепитие к семейным традициям? Какие традиции соблюдаются в ваших семьях? 2группа:
В вашем учебнике есть библейская история, из которой вы узнаете, откуда пошло
слово «хам» и понятие «хамство», «хамское поведение». Давайте прочтем текст
врезки. (Ученики работают с текстом врезки.) - Как братья отреагировали на его поступок? - Как вы понимаете словосочетание «Хамское поведение»? |
Просмотр фильма. Выявление ключевых моментов Отвечают на вопросы учителя по фильму Стараются понять смысл венчания
Выбирают из набора слов человеческие добродетели и объясняют свой выбор
Ученик. «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Дети отвечают
Самостоятельная работа групп
Публичное выступление групп
|
Итог урока
1.Рефлексия
2.Домашнее задание |
– Семейная жизнь – это необыкновенный труд, и чтобы этот труд не был тягостным нужно соблюдать некоторые правила. Пусть ваши семьи охраняют святые, защитники семейного благополучия – Скажите, ребята, о чем мы сегодня вели разговор? - Почему же, ребята, семью называют Божий Храм.
(Дети отвечают).
– Я прошу вас построиться в круг. Возьмитесь за руки. Произнесите сейчас всего лишь одну ценность необходимую для семейного счастья (по кругу). – А можно ли обойтись одним из этих понятий для того, чтобы семья была счастливая, крепкая, дружная? Конечно, нет! – А сейчас посмотрите на свою горошину. Сумели ли вы её сохранить? Это было сложно. Она могла потеряться, разломиться на части. А вот мир в семье сохранить ещё труднее. Хочу пожелать вам, вашим родителям и представителям старшего поколения здоровья, успехов. Пусть в ваших семьях чаще улыбаются. Дарите свое тепло и заботу родителям, бабушкам и дедушкам, всем близким. Умейте прощать и не помните зла.
Есть и другие святые, которые заботятся о благополучии семей. Дома вы можете подготовить рассказ о святых покровителях семьи. Те, кто пожелает, могут подобрать высказывания о семье выдающихся людей, русских писателей. И есть д/з общее для всех: нарисуйте свою семью. А будет ли это рисунок карандашом, красками или гуашью не имеет значения. Главное, чтобы он был от души.
|
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.