Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Детско-юношеский центр Петродворцового района
Санкт-Петербурга «ПЕТЕРГОФ»
Методическая разработка
Игра «Кубики: Птицы парка «Сергиевка»
Автор:
Птюшкина Галиня Николаевна,
педагог ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»,
pgn.lomonosov@mail.ru; 8 (911) 816 19 67
Санкт-Петербург
2017
Введение.
Уважаемые коллеги, перед вами игра «Кубики: Птицы парка «Сергиевка».
2017 год указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2015 г. № 392 объявлен Годом особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Проведение Года ООПТ приурочено к празднованию 100-летия создания первого в России государственного природного заповедника – Баргузинского. Всего в России на сегодняшний день создано более 12 тыс. особо охраняемых природных территорий разных уровней и категорий. В течение ближайших 8 лет запланировано создать еще 11 заповедников, 17 национальных парков и 1 федеральный заказник, а также расширить территории 12 существующих федеральных ООПТ.
Развитие города Санкт-Петербурга усиливало воздействие антропогенного фактора на окружающую среду, природные комплексы, среди которых он возник и развивался, претерпели необратимые изменения. Тем не менее, в границах города и в настоящее время существуют участки естественных ландшафтов. Часть этих территорий, сохранивших ценные природные комплексы, получила статус особо охраняемых.
Замысел методической разработки. В процессе игры дети познакомятся с понятием «особо охраняемые природные территории», какие основные категории ООПТ различают, согласно Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях", вступившему в силу в 1995 году, а также, какие ООПТ в настоящее время существуют в Санкт-Петербурге, и планируют организовать до 2025 года. Заставит задуматься, существует ли связь между каждым из нас и охраняемыми территориями.
Возраст: 12 учащихся от 5 лет и старше.
В комплекте:
- 6 кубиков, из которых можно собрать 6 изображений птиц: трехпалый дятел, лебедь-кликун, обыкновенный сверчок, малая крачка, зеленый дятел, большая выпь; деревянная коробка для кубиков (Приложение 1);
- 6 карточек: с одной стороны каждой карточки изображения птиц, с обратной стороны – описание птиц: внешний вид, питание, гнездование, зимовка, хозяйственное значение (Приложение 2);
- 3 карточки с информацией на темы: «Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга», «История усадьбы «Сергиевка», «Птицы парка «Сергиевка» (Приложение 3);
- карточка с описанием правил игры (Приложение 4).
Краткие сведения об ООПТ. Парк усадьбы «Сергиевка» организован на месте естественного леса. Природоохранный статус парка определен как комплексный памятник природы в 1992 году. По оценкам учёных Биологического института СПбГУ в парке зарегистрировали более 250 видов сосудистых растений, 185 видов птиц и 35 млекопитающих. Площадь 120 гектар. На территории парка обитают такие редкие виды птиц, как трехпалый дятел, белоспинный дятел, большая выпь, малый лебедь, лебедь-кликун, обыкновенный сверчок, малая крачка.
Огромное воздействие оказывает на фауну птиц увеличившийся поток посетителей парка. В настоящее время почти не сохранилось уголков парка, не посещаемых человеком. В результате, как прямого разорения, так и беспокойства в гнездовой период, успешность размножения многих птиц оказалась близкой к нулю. Особенно сильному воздействию подвергаются наземногнездящиеся птицы, страдающие от собак, кошек и устраивающих пикники посетителей.
Форма организации: настольная игра.
Цель: формирование знаний об особо охраняемой природной территории парке «Сергиевка».
Задачи: формирование знаний об истории парка, его местоположении; знакомство с редкими видами птиц природоохранной территории парка «Сергиевка»: как они называются, чем питаются, условия гнездования, зимовки, их хозяйственное значение.
Прогнозируемые результаты. Игра поможет познакомиться с историей природоохранной территории, узнать, какие животные и растения охраняются законом и занесены в Красную Книгу, а также заставит задуматься, существует ли связь между каждым из нас и охраняемыми территориями.
Содержание и методы (образовательные технологии) совместной деятельности обучающихся и педагога. Технология использования в обучении игровых методов, технология развития критического мышления.
Оценка результатов. Во время игры педагог может оценить показатели уровней предметного результата: творческую активность детей. Оценить уровни показателей метапредметного результата (регулятивные, познавательные, коммуникативные); и определить уровни показателей личностного результата (мотивацию к познанию и творчеству, способность к рефлексии, активность и инициативность, ценностное отношение к окружающему миру, людям) (Приложение 5).
Используя прием «Верные, неверные утверждения» (технология развития критического мышления) для погружения в тему занятия, педагог обращает внимание, как дети отвечают на вопросы: самостоятельно выбирают решение, или следуют за более активными товарищами; понимают ли вопросы, могут ли объяснить свой выбор. Это поможет педагогу определить, насколько дети знакомы с данной темой, как организовать процесс обучения. После знакомства с основной информацией, нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Данная игра поможет педагогу провести диагностику: определить, как каждый ребенок освоил тему.
Используя прием «Мнения и ассоциации» для погружения в тему занятия, педагог обращает внимание, какие ассоциации дают дети по предложенным фразам вначале изучения темы, могут ли дети высказать свое мнение. По мере освоения темы можно проследить, как меняются мнения детей, становятся ли разнообразнее ассоциации.
Опыт апробации методики. Игра была представлена в библиотеке Семейного чтения города Ломоносова во время проведения районного экологического мероприятия, на конкурсе «Новый век – новые ресурсы» игру представили дети, работающие по проекту «Парк «Сергиевка» - комплексный памятник природы»; игры была проведена на базе школ № 340 и 439; в 2016 году во время проведения районной Недели окружающей среды в ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» на играх по станциям была организована остановка «Птицы парка «Сергиевка» с использованием двух комплектов данной игры.
Материалы подтверждающие эффективность методической разработки (Приложение 6)
Заключение и рекомендации автора. Данная игра поможет лучше организовать учебно-воспитательную деятельность и правильно оценить результаты обучения. Отдельные задания игры направлены на развитие у детей таких качеств, как умение думать, рассуждать, самостоятельно работать над поставленной задачей, творчески подходить к решению проблемы.
Можно провести варианты игры на занятии под руководством педагога или самостоятельно обучающимися, а также в дополнительное время как вид коррекционной работы.
Игра способствует развитию общеучебных умений: анализировать, сравнивать, оценивать, делать умозаключения, высказывать собственное мнение и обосновывать его, свертывать информацию, представлять результаты работы в различных формах, выводах, логических схемах и др.
Организация игровой деятельности облегчает решение одной из самых сложных проблем в организации занятия – привлечь всю группу к активной познавательной деятельности.
Работа может быть построена следующим образом: вплотную педагог может работать с подгруппой детей или индивидуально, остальные в это время будут зрителями. Можно организовать командную игру (см. правили игры).
Литература:
Бахматова К. А. Парк «Сергиевка» - комплексный памятник природы / К. А. Бахматова, В. А. Васильева, О. М. Вершинина и др. – СПб., 2005. – 144 с., 17 вкл.
Головань В. И. Птицы Санкт-Петербурга / В. И. Головань, И. В. Ильинский. С. П. Резвый и др. – СПб, 2011. – 245 с., ил.
Памятник природы «Парк «Сергиевка» / URL: oopt.spb.ru/protected_areas/5 (дата обращения 13.01.2016).
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
БОЛЬШАЯ ВЫПЬ Внешний вид. Цапля средней величины (больше утки) с относительно большой головой, мощным клювом и шеей и короткой цевкой. Пальцы очень длинные. От других цапель отличается толстой шеей и рябой рыжей окраской. Местообитания. Днем ведет скрытный образ жизни, придерживаясь густых околоводных зарослей. Активна в сумерках и ночью. При опасности надолго укрывается в зарослях, вытянув вертикально вверх тело, шею и голову с клювом. Питание. Кормится выпь на мелководьях. Основу ее питания составляют лягушки, головастики, рыбы и некоторые крупные насекомые (водяные жуки, гладыши). Места гнездования. Гнездо устраивается в начале июня в густых зарослях на заломах тростника, кочках, иногда на сырой земле недалеко от воды. В кладке 4-6 глинисто-серых яиц с матовой поверхностью. Зимовка. На зимовку птицы отлетают в сентябре.
|
ОБЫКНОВЕННЫЙ СВЕРЧОК Внешний вид. Сверху оливково-бурый с продольными темными пятнами, размытой светлой бровью, снизу светло-буроватый с белыми горлом и брюшком. Очень скрытная птица, которую гораздо легче услышать, чем увидеть. Местообитания. Обитает на высокотравных лугах с мелким кустарником и в мелколесье. Питание. Питается насекомыми. Места гнездования. Гнездится в небольших кустиках ивняка, на заливных лугах. Гнездо помещает в небольшом углублении почвы, но края обычно несколько возвышаются над поверхностью земли. Гнездо строит из сухих, толстых, но мягких прошлогодних засохших растений. Кладка из 4-7 яиц белого или розовато-белого цвета с розоватыми пятнами и крапинками. Зимовка. Европейский подвид зимует в Южной Европе и Северной Африке, а азиатские - в Индии.
|
ЛЕБЕДЬ-КЛИКУН Внешний вид. Клюв желтый с черным кончиком. У молодых голова и шея буроватые, брюхо белое, клюв и ноги розоватые. Плавает обычно, держа шею вертикально. Местообитания. Таежные озера и реки. Питание. Питаются зелеными частями, плодами и корневищами водных растений, ряской, корневищами тростника. Кроме растительной пищи, лебеди кормятся доступными им мелкими донными животными (рачками, моллюсками, червями). Гнездование. Гнездится отдельными парами на зарастающих озерах от тундры до лесостепи. Гнездо — крупная постройка из мха, травы или тростника на мелководье у берега или на островке. Лоток гнезда выстилают мягкими метелками тростника и отчасти своим белым пухом; вся постройка имеет иногда 2-3 метра в диаметре. В кладке 4-6 белых или желтоватых яиц. Зимовка. Зимует на побережьях морей, иногда на незамерзающих озерах юга России. Хозяйственное значение. На севере (например, на Колыме) добыча линяющих лебедей носит промысловый характер. Особенно высоко ценится за свою легкость лебяжий пух, используются также перья и, конечно, мясо. |
ЗЕЛЕНЫЙ ДЯТЕЛ Внешний вид. Весь зеленый, верх головы красный, лоб и окаймление глаза черные, “усы” широкие черные у самцов с красными пестринами. Почти никогда не выстукивает трели и редко долбит стволы деревьев. Местообитания. Живет преимущественно в широколиственных лесах, садах и парках. Питание. Питается главным образом муравьями и их куколками, которых извлекает из муравейника с помощью длинного липкого языка. Места гнездования. Гнездится в светлых лиственных, реже смешанных лесах. Гнездится в дуплах, которые выдалбливает преимущественно в гнилых деревьях, чаще в осинах, ивах. Подстилкой является древесная труха. Дупло очень правильной формы с круглым или овальным отверстием. В кладке 5-9 белых яиц. Сроки гнездования. К гнездованию приступает в начале мая. Насиживание длится 15-17 суток. Птенцы находятся в гнезде до трех недель. Вылет молодых птиц наблюдается в первой половине июня. Отлет начинается в начале сентября. Зимовка. Оседлая, иногда кочующая птица. |
МАЛАЯ КРАЧКА Внешний вид. Самая мелкая из крачек Европы. Сверху светло-серая, снизу белая, клюв желтый, лапы желтоватые, лоб белый. Местообитания. Обитает по берегам морей, крупных рек и озер. Живет на ровных морских побережьях. Питание. Питается рыбой, рачками, насекомыми, бросаясь за ними в воду и погружаясь до крыльев. Места гнездования. Гнездится по берегам крупных рек, реже — озер с достаточным количеством мелкой рыбы. Гнездо представляет собой ямку в грунте, иногда слабо выстланную сухими травинками или обломками раковин. Кладка из 2-3 яиц, песочно-охристого или буровато-охристого цвета с густыми фиолетовыми и черно-бурыми крапинками. Сроки гнездования. Прилет происходит в мае. Гнезда с яйцами встречаются в июне. В возрасте 15-17 дней молодые птицы уже летают. Отлет наблюдается в августе. Зимовка. Зимует на юге. На пролете встречается весной и в конце лета.
|
ТРЕХПАЛЫЙ ДЯТЕЛ Внешний вид. Черно-белой окраски, с поперечным рисунком на боках, белыми подхвостьем и верхней частью спины. Выглядит более темным, чем пестрые дятлы, особенно в полете. Ноги трехпалые. Полет быстрый, прямолинейный. Местообитания. Обитает в густых темно-хвойных лесах. Питание. Питается в основном древесными насекомыми. Места гнездования. Гнездится в хвойных и смешанных лесах. Выбирает тенистые, сырые и порой болотистые места. Месторасположение гнезда. Гнезда устраивает в дуплах деревьев, чаще всего в сухих, прогнивших стволах елей, на высоте 1-6 м от земли. Кладка из 3-5 белых яиц. Откладывание яиц происходит в мае, насиживание яиц и« выкармливание птенцов в июне — первой половине июля. Вылетевшие молодые птицы наблюдаются во второй половине июля. Зимовка. Оседлая птица. Хозяйственное значение. Трехпалый дятел – одна из очень полезных птиц хвойного леса; в отличие от других насекомоядных видов, он никуда не улетает на зиму, работая круглый год по уничтожению вредителей.
|
Приложение 3
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Согласно Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях", вступившему в силу в 1995 году, различают основные категории таких территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады; ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты. В настоящее время в Санкт-Петербурге существуют 14 особо охраняемых природных территорий регионального значения. ООПТ относятся к двум категориям — государственные природные заказники, имеющие комплексный (ландшафтный) профиль, и памятники природы: 1.Государственный природный заказник "Юнтоловский"; 2.Государственный природный заказник "Гладышевский"; 3.Государственный природный заказник "Северное побережье Невской губы"; 4.Государственный природный заказник "Озеро Щучье"; 5.Государственный природный заказник "Сестрорецкое болото"; 6.Государственный природный заказник "Западный Котлин"; 7.Государственный природный заказник "Южное побережье Невской губы";
|
8.Государственный природный заказник «Новоорловский»; 9.памятник природы "Дудергофские высоты"; 10.памятник природы "Комаровский берег"; 11.памятник природы "Стрельнинский берег"; 12. памятник природы "Парк Сергиевка"; 13.памятник природы "Петровский пруд"; 14.памятник природы "Долина реки Поповки". Большая их часть расположена на побережье Финского залива. Каждая из этих территорий своеобразна, имеет не только хорошо сохранившиеся ценные природные комплексы, но и богатую историю. На ООПТ Санкт-Петербурга сохраняются болотные комплексы, хвойные и смешанные леса, участки побережья Невской губы Финского залива, мелководья Невской губы – места сезонных стоянок птиц на Беломоро-Балтийском пролетном пути; речные и озерные системы, возвышенности, старинные пейзажные парки и природно-исторические объекты. Генеральный план Санкт-Петербурга предусматривает организацию системы ООПТ как одну из задач по улучшению экологической обстановки и охране окружающей среды. До 2025 года планируется организация ряда новых особо охраняемых природных территорий, в том числе: 1.государственный природный заказник «Новоорловский»; 2.государственный природный заказник «Левашовский лес»; 3.государственный природный заказник «Береговой уступ Серово»; 4.памятник природы «Отдельный парк»; 5.памятник природы «Баболовский парк»; 6.государственный природный заказник «Пухтолова гора»; 7.памятники природы «Ольгинские валуны», «Валун в Мартышкино», «Валун «Черепаха». Вновь создаваемые ООПТ расположены преимущественно вне исторической части города. |
ПТИЦЫ ПАРКА «СЕРГИЕВКА» Комплексный памятник природы «Парк «Сергиевка» находится в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга между его пригородами Петродворцом и Ломоносовым. Парк усадьбы «Сергиевка» организован на месте естественного леса. На территории парка обитают такие редкие виды птиц, как трехпалый дятел, белоспинный дятел, большая выпь, малый лебедь, лебедь-кликун, обыкновенный сверчок, малая крачка. В результате проведенной в начале 80-х годов реконструкции парка и восстановительных работ численность гнездящихся в кустарниках и на земле птиц существенно сократилась. Практически полностью исчезли птицы, гнездящиеся в дуплах. Анализируя динамику орнитофауны парка «Сергиевка» за прошедший период, можно выделить несколько факторов ее изменения. В результате вырубки части деревьев, в основном, фаутных засыхающих, и расчистки полян от кустарника в процессе реконструкции парка ряд видов птиц лишился мест гнездования и мест сбора корма. Изменения в сельскохозяйственном использовании окружающих земель пагубно отразилась на тех птицах, которые используют поля и огороды как кормовой биотоп. Огромное воздействие оказывает на фауну птиц увеличившийся поток посетителей парка. В настоящее время почти не сохранилось уголков парка, не посещаемых человеком. В результате как прямого разорения, так и беспокойства в гнездовой период, успешность размножения многих птиц оказалась близкой к нулю. Особенно сильному воздействию подвергаются наземногнездящиеся птицы, страдающие от собак, кошек и устраивающих пикники посетителей. Литература: Бахматова К. А. Парк «Сергиевка» - комплексный памятник природы / К. А. Бахматова, В. А. Васильева, О. М. Вершинина и др. – СПб., 2005. – 144 с., 17 вкл. Головань В. И. Птицы Санкт-Петербурга / В. И. Головань, И. В. Ильинский. С. П. Резвый и др. – СПб, 2011. – 245 с., ил. Памятник природы «Парк «Сергиевка» / URL: oopt.spb.ru/protected_areas/5 (дата обращения 13.01.2016). |
Большая выпь. Редкий гнездящийся перелетный вид; на водоемах парка появляется во второй половине апреля, исчезает к середине ноября. Со второй половины прошлого века петербургские орнитологи стали относить выпь к числу редких видов. Однако в настоящее время можно утверждать, что этих птиц в наших краях вновь становится больше. Лебедь-кликун. Обычный пролетный вид; встречается с середины апреля до конца мая и с конца сентября до конца октября. К сожалению, интенсивные градостроительные работы нарушают условия обитания лебедей. В результате их традиционные стоянки в черте города постепенно сокращаются и исчезают. Малая крачка. Редкий перелетный гнездящийся вид; сроки пребывания – с конца апреля до середины сентября. Самая мелкая из крачек Европы. Питается рыбой, рачками, насекомыми, бросаясь за ними в воду и погружаясь до крыльев. Гнездо представляет собой ямку в грунте, иногда слабо выстланную сухими травинками или обломками раковин. Зеленый дятел. Редкий гнездящийся и зимующий вид. В 80-е годы прошлого столетия произошла депрессия численности этого вида. Ее причины не вполне понятны, и до сих пор численность этих птиц в Санкт-Петербурге остается невысокой. На территории парка в течение многих лет гнездились 1-2 пары. За последние три года дупла с гнездами этих птиц не найдены. Трехпалый дятел. Крайне редкий гнездящийся, зимующий вид. С середины 90-х годов в парке гнездились 2 пары. Питается в основном древесными насекомыми. Гнезда устраивает в дуплах деревьев, чаще всего в сухих, прогнивших стволах елей, на высоте 1-6 м от земли. Обыкновенный сверчок. Редкий гнездящийся перелетный вид; встречается с середины мая до начала сентября. Живет в высокой траве и крайне редко попадается на глаза. За несколько десятилетий численность по непонятным причинам заметно упала. В настоящее время в парке гнездится одна или две пары обыкновенного сверчка.
|
ИСТОРИЯ УСАДЬБЫ СЕРГИЕВКА
Дворцово-парковый ансамбль «Сергиевка» является культурно-историческим памятником 19 века, природным памятником, а также памятником природного и культурного наследия народов мира. В начале 18 века этой территорией владел Александр Иванович Румянцев, сподвижник Петра Великого. По наследству усадьба перешла к его сыну — Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому, фельдмаршалу. Усадьба получила название «Сергиевка» по имени сына фельдмаршала, Сергея Петровича Румянцева. В 1822 году усадьба была продана Нарышкиным. Именно они создали здесь удивительный парк с многочисленными постройками.
|
В скором времени усадьба была приобретена Николаем I для его дочери, Марии Николаевны и её супруга, герцога Лейхтенбергского. В 1839-1842 годах архитектором А.И. Штакеншнейдером, который построил для супругов Лейхтенбергских в Петербурге Мариинский дворец, был возведен в «Сергиевке» их загородный дворец. Здание выполнено в стиле классицизма и расположено на вершине берегового уступа на северо-востоке парка «Сергиевка». Этим же архитектором в усадьбе были построены Гофмейстерский и Кухонный корпуса и покрытая мрамором Капелла (1845-1846 годы). Оформление парка было продолжено в середине 19 века, была пополнена растительная коллекция парка, из крупных гранитных валунов вырубили скульптуры и скамьи. После революционных событий на основании декрета Совнаркома парк объявили памятником природы и взяли под охрану государства. Усадьба «Сергиевка» была передана Ленинградскому университету (биолого-почвенному факультету). В самом дворце и в постройках на территории парка разместился Биологический научно-исследовательский институт Ленинградского университета. Во время войны усадьба Лейхтенбергских очутилась на линии фронта Ораниенбаумского плацдарма. Постройки и сам парк очень пострадали от военных действий. В послевоенные годы силами Ленинградского университета были выполнены работы по благоустройству дворцового парка, а в 1965 году были восстановлены фасады дворца по проекту, выполненному архитектором В.И. Зейдеманом.
|
Приложение 4
Правила игры: на начальном этапе, играя с самыми маленькими, повернуть один из шести кубиков «не той» стороной и попросить ребенка найти нужный; затем то же сделать с двумя кубиками, потом с тремя… Дети постарше самостоятельно по образцу смогут собрать картинку. Можно предложить варианты игры: «Узнай по описанию, сложи картинку» (прочитать описание одной из птиц, ребенок должен угадать название птицы, и сложить кубики отгаданной картинки). Детям, освоившие данные варианты игры, могут устроить соревнование, собирая кубики на время. Варианты игры: узнать птицу по описанию, и быстро собрать картинку; выбрать картинку с закрытыми глазами, и собрать на время, или игроки друг другу предлагают собрать картинку с названием одной из птиц – как только будет произнесено название птицы, начинается отсчет времени… Вариант командной игры. Вначале капитаны команд тянут жребий – одну из шести карточек с картинкой птицы и информацией о данной птице. За 2 минуты команды должны прочитать информацию о птице, постараться запомнить текст. Через 2 минуты карточки откладывают в сторону, перевернув картинкой кверху. По очереди команды в течение 1 минуты должны сложить из кубиков картинку, и вернуть картинки ведущему. Затем каждой команде предстоит ответить на 3 вопроса по прочитанной информации о птице. За правильно собранные кубики команда получает 4 балла, если успеет собрать за 1,5 минуты. За каждый правильный ответ на вопрос команда получает по 2 балла. Максимальное количество баллов – 10. Вопросы: Трехпалый дятел 1. Чем питается? (В основном древесными насекомыми). 2. Сколько откладывает яиц? (Кладка из 3-5 белых яиц). 3. Где устраивает свое гнездо? (Гнездо устраивает в дуплах деревьев, чаще всего в сухих, прогнивших стволах елей, на высоте 1-6 метров от земли). Лебедь-кликун 1. Назовите местообитание птицы. (Таежные озера и реки). 2. Чем выстилают лоток гнезда? (Лоток гнезда выстилают мягкими метелками тростника и отчасти своим белым пухом). 3. Где птица зимует? (Зимует на побережьях морей, иногда на незамерзающих озерах юга России). Обыкновенный сверчок 1. Назовите место гнездования (Обитает на высокотравных лугах с мелким кустарником и в мелколесье). 2. Где помещают свое гнездо? (Гнездо помещает в небольшом углублении почвы, но края обычно несколько возвышаются над поверхностью земли). 3. Какого цвета яйца в кладке? (Белого или розовато-белого цвета с розоватыми пятнами и крапинками). Малая крачка 1. Опишите внешний вид птицы по цвету (Сверху светло-серая, снизу белая, клюв желтый, лапы желтоватые, лоб белый). 2. Чем питается? (Питается рыбой, рачками, насекомыми). 3. В каком возрасте молодые птицы уже летают? (В возрасте 15-17 дней молодые птицы уже летают). Зеленый дятел 1. Назовите местообитания (Живет преимущественно в широколиственных лесах, садах и парках). 2. Чем питается? (Питается главным образом муравьями и их куколками). 3. Сколько суток длится насиживание яиц? (Насиживание длится 15-17 суток). Большая выпь 1. Чем отличается от других цапель? (От других цапель отличается толстой шеей и рябой рыжей окраской). 2. Как ведет себя при опасности? (При опасности надолго укрывается в зарослях, вытянув вертикально вверх тело, шею и голову с клювом). 3. Сколько яиц в кладке? (В кладке 4-6 глинисто-серых яиц с матовой поверхностью). |
Приложение 5
Критерии предметного результата:
творческая активность
Низкий уровень: репродуктивный уровень деятельности. Интереса к творчеству нет. Не проявляет творческой инициативы. При решении проблем, как правило, прибегает к помощи педагога.
Средний уровень: репродуктивный, частично поисковый уровни деятельности. Неустойчивый интерес к творчеству. Легко включается в работу по реализации предложенного педагогом. Иногда проявляет творческую инициативу. Высказывает интересные идеи, но затрудняется с их воплощением.
Высокий уровень: творческий уровень деятельности. Легко увлекается творческим делом. Отличается беглостью, оригинальностью мышления, богатым воображением. Творческую инициативу проявляет в большинстве случаев. Способен реализовать собственный замысел.
Критерии метапредметного результата:
Регулятивные – умение организовать свою деятельность
Низкий уровень: слабо справляется с заданием, недостаточно внимательно. Часто обращается к помощи педагога.
Средний уровень: выполняет задания старательно, но с небольшими ошибками. Обращается к помощи педагога. Способен анализировать и делать выводы.
Высокий уровень: справляется с заданиями самостоятельно, используя полученные знания и умения. Способен анализировать и учитывать ошибки в своей дальнейшей деятельности. Имеет свое мнение и может аргументировано его отстаивать.
Познавательные - умение мыслить и работать с информацией
Низкий уровень: иногда затрудняется в восприятии информации, в ее поиске, не может вычленить необходимую, затрудняется осмыслить ее и использовать в задании. Действует только совместно с педагогом.
Средний уровень: по заданию педагога или при поддержке может подобрать необходимый материал, его переработать и представить на доступном уровне.
Высокий уровень: способен самостоятельно или при консультационной поддержке педагога определить какая информация нужна, найти ее и использовать на доступном уровне.
Коммуникативные - умение (навыки) общаться с другими людьми
Низкий уровень: замкнут. Неохотно идет на контакт. Неуважительно относится к товарищам, не помогает в сложных ситуациях. Не участвует в совместных социально-значимых делах. Неохотно участвует в работе малыми группами на занятии. Точку зрения свою не обозначает.
Средний уровень: имеет узкий, но постоянный круг друзей. Сам не проявляет желания помочь, но к просьбам бывает отзывчив. Иногда не считается с товарищами. Иногда принимает участие, чаще пассивное, в социально-значимых делах. Имеет точку зрения, но не может ее аргументированно отстоять.
Высокий уровень: широкий круг общения. Всегда придет на помощь товарищу. С удовольствием принимает участие в социально-значимых делах. Способен изложить свою точку зрения, обосновать ее и отстоять.
Критерии личностного результата:
Мотивация к познанию и творчеству
Низкий уровень: случайная, навязанная извне – родители, друзья. Неосознанный интерес, поддерживается педагогом.
Средний уровень: неустойчивая, зависит от результативности занятий. Интерес на уровне любознательности, иногда поддерживается самостоятельно.
Высокий уровень: устойчивая, интерес на уровне увлечения, поддерживается самостоятельно.
Способность к рефлексии
Низкий уровень: оценивает однозначно – хорошо или плохо. Не склонен оценивать свои поступки. Затрудняется объяснить смысл своих оценок, поступков. Иногда - в диалоге с педагогом.
Средний уровень: оценивает, используя собственную логику и предшествующий опыт. Объясняет смысл своих поступков и оценок в диалоге с педагогом. Делает попытки развернутого объяснения.
Высокий уровень: оценивает на основе общечеловеческих ценностей. Анализирует мотивы своих поступков и целей, делает выводы. Способен признать свою неправоту.
Активность и инициативность
Низкий уровень: не проявляет инициативу, даже, если интересно. Действует только, если скажет педагог (в рамках занятия). Спрашивает, что делать дальше, не предлагает свой вариант дальнейших действий. Не стремится стать лидером.
Средний уровень: иногда проявляет инициативу. Не берет на себя активную роль, но может дать совет и оказать помощь. Иногда проявляет склонность к лидерству.
Высокий уровень: выполняет порученное дело с инициативой. Всегда привносит элементы творчества. Предлагает свои пути решения проблемы. Часто оказывается лидером. Привлекает к себе других детей.
Ценностное отношение к окружающему миру, людям
Низкий уровень: не придает значения окружающему миру. Не ощущает своей причастности к истории, культуре родного края. Редко проявляет сопереживание и не стремится к участию в добрых делах. Не стремиться к общению с окружающими.
Средний уровень: не равнодушен к проблемам товарищей, но не торопиться оказать помощь. Иногда участвует в коллективной деятельности по изучению и сохранению окружающей среды.
Высокий уровень: понимает, что может внести свой вклад в сохранение и развитие окружающей среды и участвует в мероприятиях по защите окружающей среды. Ценит дружбу и справедливое отношение.
Приложение 6
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.