Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы»
Методическая разработка:
«Игры для использования на занятиях по хореографии»
Составитель:
Максимова Светлана Геннадиевна
Педагог дополнительного образования

Пояснительная записка
Развитие творчества предполагает использование в педагогическом процессе специальных методов, средств, организацию продуктивного творческого мышления, основанную на новых принципах.
Одним из таких средств является импровизация.
Импровизация (фр. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания. Импровизации характерны для многих видов художественного творчества: поэзии, музыки, танца, театра и др. Истоки импровизации уходят в народное творчество [6]. Импровизация - педагогическая, деятельность учителя, воспитателя, осуществляемая в ходе педагогического общения, без предварительного осмысления, обдумывания. Целью ее является нахождение нового решения в конкретных условиях обучения и воспитания. Сущность импровизации составляет быстрое и гибкое реагирование на возникающие педагогические задачи. Импровизация - одно из средств преодоления формализма в обучении [5].
Импровизация – это сочинение на ходу, в процессе исполнения.
Танец изначально рождается из импровизации, а хореография (исторически) появилась только тогда, когда возникла. Импровизация содержит в себе элемент творчества, который никогда не повторяется. Исходной посылкой для импровизации может быть воображение, интеллект, психические процессы, которые выражаются через движенческие реакции [1, С. 150-153].
Цель: раскрытие творческого потенциала
Задачи:
· обучать умению выражать свои чувства;
· развивать танцевальность, эмоциональность и выразительность
· формировать коммуникативную компетентность
Игры для использования на занятиях по хореографии.
В данной методической разработке предложены игры, которые используются на занятиях по хореографии с детьми 6-9 лет.
Учитывая возрастные особенности детей 1-го и 2-го годов обучения, необходимо помнить, что хореографические знания должны базироваться на привычном мире игр. Играя, дети лучше усваивают новую информацию и закрепляют пройденный материал. Игры помогают детям познакомиться с различными танцевальными направлениями, характером, темпом и ритмом музыки.
Игры на расслабление-напряжение. 1.«Росточки». Дети становятся маленькими росточками, которые прорастают из земли, становятся сильными, крепкими. Чтобы танец выполнить легко и красиво, нужно научиться держать прямо спину и голову. Ноги в первой позиции, руки вдоль тела. Дети представляют, как будто их кто-то тянет за ниточку вверх. Плечи опускаются вниз, шея становится длинной и красивой Дети садятся на корточки. « Вы пробиваетесь сквозь асфальт и изо всех сил тянетесь к солнышку. Пальцы - это листья вашего дерева, они не должны завянуть! Почувствуйте, как вы растёте, становитесь выше облаков, лёгкими как облака, поднимаетесь на носочки, тянете листики вверх. А теперь, представьте, что ваши листики завяли (расслабляем пальцы, опускаем вниз руки, опускаемся вниз). Но вот пошёл теплый дождик, и вы снова расцвели и поднялись. И ещё раз. Молодцы!» 2. « Солнышко и тучки». Дети лежат на ковриках. Педагог говорит попеременно либо «солнышко», либо «тучки». Дети при слове «солнышко» - расслабляются, при слове «тучки»- сжимаются в комочек.
3. «Штангисты». Дети поднимают воображаемую штангу, напрягаясь всем телом, расслабляются, сбрасывая штангу вниз. 4. «Север и юг». Принцип игры, как у «солнышка и тучек».
5.«Тряпичные и деревянные куклы». Игра в партере. Дети поочерёдно напрягаются, как деревянные куклы и расслабляются, как тряпичные. 6. «Олени». Принцип игры, как у «солнышка и тучек». Напрягаются и расслабляются руки над головой, соединённые в виде рогов. 7. « Мячи и насосы». Работа в парах. Один – мяч, другой- насос. Насос накачивает мяч, мяч - раздувается и напрягается. Мяч расслабляется - «сдуваясь». Дети меняются ролями.
Игры о характере, темпе и ритме музыки.
1. «Стрелочка». Дети становятся по кругу. В центре водящий, он стрелочка. Под музыку дети бегут в одну сторону, водящий крутится в другую. По остановке музыки, выходит тот, на кого указала стрелка.
2. « Море волнуется». Принцип игры, как обычно, но всё делается под музыку и выбирается определённая тема: игрушки, домашние, лесные звери, птицы и т.д.
3. «Дирижёр». Дети стоят по кругу. Водящий выходит. Выбирается дирижёр, все повторяют движения за ним. Водящий должен угадать дирижёра.
4. «Бабочки и цветочки». Дети делятся на бабочек и цветочки. Бабочек на одну больше. Бабочки летают вокруг цветочков под музыку. По остановке музыки каждая бабочка должна сесть на цветочек. Кто не успел - выходит.
Игры на развитие творческого мышления.
1. « Тень». Один ребёнок идёт разными видами ходьбы: прихрамывая, подпрыгивая и т.д., а другой за ним повторяет.
2. «Обезьяна и зеркало». Один ребёнок показывает различные движения под музыку. Все за ним повторяют, лучший показывает движения следующим. Можно работать в парах: один обезьяна, другой - зеркало, затем они меняются ролями.
3. «Кто я?». Дети встают вдоль зеркала и выполняют мимические задания педагога: изобразить мимикой грусть, радость, нежность и т.д., вежливого японца, кота объевшегося сметаны и т.д.
4.»Любопытство». Один ребёнок показывает, как он что-то на себя надевает, другие дети должны угадать, что именно и т.д. Можно изобразить буквы, цифры, погодные явления и т.д.
Заключение
Одним из способов выражения личности учащегося является его импровизация. Включение в программу занятий данного типа позволяет ученикам научиться использовать язык танца, слышать музыку, правильно использовать пространство, взаимодействовать с другими исполнителями и т. д.
Импровизация является непременным условием успешности и достижения результатов творческого труда не только в развитии творческого потенциала детей, но и исполнительских навыков каждого ребенка, а также в воспитании и формировании личностных качеств.
Все предложенные в данной работе упражнения и задания на импровизацию активно применяются на практике, и дают видимые результаты.
Список используемой литературы
1. Барышникова Т.К. Азбука хореографии / Т.К. Барышникова. -М.: Рольф, 2001. – С. 8-12, С. 150-153.
2. Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория,
практика: Монография. – СПб., 2005. – 293 с.
3. Ермакова М.В. Роль импровизации в танцевальных занятиях для детей. Новые педагогические технологии: Материалы VII Международной научно-практической конференции (10.09.2012). -М.: Издательство
«Спутник+», 2012.
4. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 2011. – С. 82
5. Педагогический энциклопедический словарь / / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М. : Большая рос. энцикл., 2012. - 527 с.
6. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований;
Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.