Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Выксунский металлургический колледж имени А.А.Козерадского»
Методическая разработка
Интегрированный урок (русский язык +математика)
по теме «Число и числительное»
по ОУД.04 Математика для студентов 1 курса колледжа
подготовила
преподаватель математики
Мудренко Галина Александровна
Навашино, 2022
Аннотация
Интегрированный урок по математике и русскому языку на тему "Число и числительное". Данный урок поможет дать понятие о числительном как о части речи, показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль числительных; формировать умения находить в тексте числительные, развивать умения обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы.
На уроке имеют место элементы проблемного обучения и самостоятельная поисковая деятельность, которые способствуют усвоению учащимися нового материала. Методы обучения обеспечивают познавательную самостоятельность и интерес учащихся, сотрудничество учителя и учащихся.
Введение
Интеграция в современном обществе диктует необходимость внедрения принципов интеграции в образовательный процесс. Проблема интеграции в обучении важна и современна, как для теории, так и для практики
Современный этап развития науки и производства характеризуется глобальной информатизацией, затронувшей все сферы жизни общества. Постановка образования современного человека невозможна без хорошей математической подготовки. Математика служит опорным предметом для изучения информатики, физики, химии, биологии, экономики. Одним из направлений совершенствования методики её преподавания является осуществление внутрипредметных и межпредметных связей. Интегрированный подход позволит по-новому отразить содержание образования, создать новые технологии обучения, раскрыть творческий и познавательный характер студентов, с новых позиций подойти к пониманию целостности мира.
Закономерно то, что русский язык – один из высокоразвитых языков мира – тесно и глубоко связан с математикой. Дело не только в целой системе числительных, математических терминах и понятиях, но и в традиционных математических «инструментах», представлениях. На сегодняшний день интеграция учебной деятельности является одной из актуальных задач образовательного процесса.
Эффективность интегрированных уроков довольна высока, потому что обучающийся должен не просто поглощать полученную информацию, но и осмысливать ее, что не представляется возможным без умения устанавливать межпредметные связи, учитывать общность тематики изучаемого на разных уроках материала, воспринимать содержание и результаты учебной деятельности как единое целое. Предлагаю вашему вниманию методическую разработку интегрированного урока русского языка и математики.
.
Тема : «Число и числительное»
(интегрированный урок «Математика + русский язык»)
Цели: знать, чем отличаются числа от имени числительного;
- грамотно записывать и произносить числа и числительные;
- применять особенности склонения числительных в письменной и устной речи
Задачи:
Развивающая: развить пространственное мышление, умение формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни; развивать умение объяснять особенности, закономерности, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать.
Образовательная: применять полученные знания и умения, полученные при изучении тем «Числа» по математике и «Имя числительное» по русскому языку; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки записи чисел, а также их правильному произношению и склонению; научить отстаивать свою точку зрения.
Воспитательная: воспитать общую культуру, создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности; совершенствовать навыки общения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал для каждого обучающегося ( карточка с заданием), Задания на карточках составлены дифференцированно.
Форма урока: интегрированный.
Тип урока: Отработка и совершенствование знаний, умений и навыков.
Ход урока
Организационный момент.
Эмоциональный настрой и готовность преподавателей и обучающихся на урок. Настраивание студентов на свободное общение с педагогами. Проверка внешнего состояния кабинета
Мотивация учебной деятельности (целевая установка)
Мотивировать студентов на работу. Помочь студентам быстро включиться в деловой ритм занятия. Записывают дату и тему занятия. Слушают установки преподавателей, знакомство с планом проведения учебного занятия. Студенты включаются в процесс формулировки целей и задач занятия.
1. Вступительное слово учителей.
Особенность данного урока в том, что в нем объединены два предмета (русский язык и математика). Вести его будут два учителя. Проведение такого урока целесообразно, так как темы «Имя числительное» (русский язык) и «Число» (математика) как нельзя лучше дают представление о цельности окружающего нас мира.
Вместе с вами мы проверим на практике свои знания о склонении числительных, решим задачи, используя старинные меры веса и длины. Узнаем, какие меры веса и длины использовали наши предки.
Учитель русского языка. Ребята,
давайте вспомним: Из каких самых элементарных «единиц» состоит каждая учебная дисциплина?
Учитель математики. Согласна, даже такие разные науки, как русский язык и математика, иногда находят точки соприкосновения. В жизни это случается довольно часто. Заспорили два школьных приятеля: «Какой предмет важнее – математика или русский язык? “Миром управляют числа. Поэтому математика – самая важная наука”, – утверждает один из них. “А язык мой – друг мой. Так что русский язык главнее математики”, – отвечает другой. Ребята, а вы как считаете? (Ответы.)
Учитель русского языка. Однозначно ответить на вопрос, что важнее, нельзя. Как сказал М.В.Ломоносов: “Все науки в грамматике нужды имеют”. Вот и мы с вами проверим, можно ли в математике обойтись без знаний русского языка.
Мы соединим знания, полученные на уроках русского языка, с умениями решать математические задания».
2 этап
Употребление числительных в речи. Запись числа и числительного.
Учитель математики. Мы хотим показать вам математику и русский язык как неразрывные науки. Говорят, что числа правят миром… Но править в одиночку очень и очень тяжело, и вот здесь находится крепкое плечо, на которое можно опереться – родной язык!
Согласитесь, что везде и во всем человека окружают числа. Без них немыслима наука и сама жизнь.
Вот послушайте, я сделала выписки из нескольких учебников, вы сейчас без труда узнаете, что это за науки:
Итак, ребята, мы убедились, что без чисел не может существовать ни одна наука. Математика и русский язык, другие науки близки друг другу, дружно живут бок о бок, помогая вам разобраться в трудных вопросах жизни, воспитывая в каждом всесторонне развитую личность.
Учитель русского языка. Объясните разницу между понятиями "число” и "имя числительное”.
Попытаемся разобраться, чем число отличается от имени числительного. Прочитайте тексты-отрывки из забавных стихотворений Ванды Хотомской.
Работа в группах :
1 группа: Три 2 группа: Сто
Эти тексты в необычной игровой форме показывают графические возможности письменного текста.
Почему трудно читать эти тексты?
- Когда удобно пользоваться записью числа цифрами и буквами?
- Какая запись числа принята?
- Какие цифры обозначают имя числительное (3 сестрицы, 100ножка, 100 сапог, все 100).
Учитель математики.
Как обойтись бы без числа Наука точная могла?
Расчёт во всяком деле нужен
Ты и с числительным будь дружен.
С помощью языка люди передают друг другу разнообразные сведения, выражают свои мысли и чувства или, как говорят, обмениваются информацией.
В мире существует около 2000 различных языков, на которых говорят, пишут, читают разные народы. Это естественные языки. Они возникли и развивались вместе с народами.
По мере изучения математики вы постепенно знакомитесь с математическим языком. Он относится к искусственным языкам, но неразрывно связан с русским языком. Давайте прочитаем задания и переведем с русского на математический язык и обратно.
Учитель русского языка. Учитель математики.
Интеллектуальная разминка
Прочитайте правильно данные математические выражения:(вызвать к доске студента с карточкой)
К 443 + 135;
от 897 – 311;
к 1¾ + 3/6;
от 8¾ - 5
Решение задач (вызвать к доске)
Учитель русского языка.
Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех имен эта часть речи самая молодая. В древнерусском языке названия чисел ( слова) не образовывали особой части речи, а относились или к прилагательным, или к существительным , или представляли собой сочетания слов.
Студенты (подготовили сообщение)
1. Из истории имён числительных
2.Студент Числительные в Древней Руси
- Очень часто культуру речи человека проверяют умением правильно произносить имена числительные. Прочитайте текст про себя, спишите, заменяя все числительные словами. Проверка – чтение текста вслух.
Студент комментирует, все проверяют правильность произношения числительных
Учитель математики.
3 этап
Употребление числительных в процессе решения уравнений
Учитель математики.
Употребление числительных в речи в процессе решения уравнений.
Студенты выполняют задание, у доски проверить решение и правильность чтений логарифмических выражений.
Учитель русского языка
- А теперь давайте еще раз обратимся к нашей теме
- А дробные числительные бывают? Какие виды дробей вы знаете? (Правильные и неправильные.)
- Лев Толстой как-то заметил, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе.
- Как вы считаете, какой дробью лучше быть – правильной или неправильной? А вы какая дробь?
4 этап
Знакомство с употреблением числительных в различных жизненных ситуациях.
Игра « Кто больше?»
Вспомнить названия произведений, где встречаются числительные.
А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.
Ю. Олеша. Три толстяка.
Е.Ильина. Четвёртая высота.
В. Каверин. Два капитана.
Ж. Верн. Пятнадцатилетний капитан.
В.Гюго. Девяносто третий год.
А. Дюма. Три мушкетёра.
А. Толстой. Три медведя.
И. Ильф и Е. Петров. Двенадцать стульев.
Михалков. Три поросёнка.
С. Маршак. Двенадцать месяцев.
А. Толстой. Пётр 1.
-Числительные часто употребляются в образной речи.
Вспомнить загадки и пословицы, содержащие числительные.
Один ум хорошо, а два лучше.
Семь раз отмерь- один раз отрежь.
Без четырёх углов изба не рубится.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Два братца через дорогу живут .(глаза).
Четыре братца под одной крышей. (стол).
Учитель математики
Подведение итогов. Оценки. Выводы по уроку.
- Чем различается запись числа и числительного?
- Когда и для чего используются числительные в речи?
- Для чего (по мнению учеников) урок русского языка проводился совместно с уроком математики?
- Нужны ли такие уроки при изучении других тем русского языка?
-Да, несомненно, числа правят миром, но они ничто без слов, с помощью которых мы их записываем и говорим. Математика и русский язык идут рука об руку, и мы желаем вам грамотно считать и грамотно писать, правильно произносить числительные, соблюдая правила русского языка.
Логическим завершением нашего урока будет, конечно, домашнее задание, которые вы получили на карточках:
1. ; (-7)
2. ; (8)
3. Составьте с ответом 2ого выражения два предложения так, чтобы в первом случае числительное было количественным, а во втором – порядковым. Определите синтаксическую функцию числительного.
4. Просклоняйте результат первого выражения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.