Методическая разработка "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы"
Оценка 4.7

Методическая разработка "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы"

Оценка 4.7
docx
07.03.2020
Методическая разработка "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы"
Метод.разработка. использование СОР.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«САНАТОРИЙ ИМ. Н.К. КРУПСКОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ»

 

 

 

Согласовано                                                    Утверждено

методистом                                                      заведующей педагогической частью

___________   И.И. Бурмистренко                ___________ Ю.В. Жосан

 

от «_____»________2019г.                             от «_____»________2019г.

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

«Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  Подготовила:

                                                                  учитель русского языка, литературы,

                                                                  ОДНКНР, ОРКСЭ

                                                                  Сидоренко Ю.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Евпатория, 2019г.

         Ни для кого  не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных предметов школьного курса. Редко можно встретитьлюдей, которые интересовались бы русским языком, а не литературой. Высокой целью многолетнего терпеливого труда учителя - словесника провозглашается воспитание любви к родному слову.

          Трудности восприятия лингвистических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические знания к конкретным практическим ситуациям.

           В своей работе каждый учитель сталкивается с тем, что некоторые учащиеся не усваивают материал программы. Трудно определить причины отставания, но понятно, что такая ситуация складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности ребёнка, а внутренние обусловлены  психологическим и эмоциональным складом ребёнка.

            Как же заинтересовать учащихся? Важно найти способ, который помог бы научить ребят мыслить, дойти до сути, делать нужные и правильные выводы и обобщения, применять знания на практике. Систематическое формирование потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания развивает определённые мыслительные операции, в том числе логическое и аналитическое мышление, повышает результативность обучения, сохраняет интерес к предмету.

             Объект исследования - процесс развития учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности.

              Предмет исследования - средства русского языка и литературы, влияющие на развитие интеллектуальных способностей школьников.

             Цель исследования - выявить и обосновать эффективность применения современных образовательных технологий на уроках русского языка.

               Задачи исследования:

1. Определить методы, приёмы, технологии, способствующие интеллектуальному развитию учащихся.

2. Обобщить педагогический опыт по развитию способностей учащихся.

3. Раскрыть суть применяемых СОТ, обосновать их эффективность.

             Гипотеза. Уровень интеллектуального развития учащихся будет повышаться, если систематически применять современные образовательные технологии, приёмы и методы,способствующие развитию учащихся.

             Новизна работы заключена в том, что формирование интеллектуальных качеств личности достигается путём внесения изменений в содержание и организацию процесса обучения.

             Теоретическая основа опыта:

- стремление индивида к самопознанию и самореализации (Роджерс К.);

- теория развивающего обучения (Выготский Л.С. считал, что знания - это не конечная цель обучения, а средство развития. А Гальперин П.Я. писал, что ребёнок  является  полноправным субъектом деятельности);

- технология развивающего обучения (Эльконин Д.Б. и Давыдов В.В.: "...Важным является развитие интеллектуальных способностей ребёнка. …Главное - познавательный интерес...");

- технология  РКМЧП( "Развитие критического мышления через чтение и письмо", Стил Д., Темпл Ч., Мередит К.). Важным является активизация умственных процессов, развитие аналитического мышления обучающихся.

Организация уроков русского языка в системе интеллектуального развития основана на следующих принципах:

1. Разностороннее развивающее воздействие на интеллект ребёнка. (Учитель подбирает и составляет упражнения и задания, в процессе выполнения которых у учащихся формируются лингвистические знания, умения и навыки, развиваются внимание, мышление, память, речь.)

2. Действенный подход к обучению. (Поиск детьми собственных путей решения проблемы.)

3. Обоснованный ответ.(Задания формулируются и формируются таким образом, что школьникам необходимо обосновать свой ответ, отстоять свою точку зрения.)

4. Принцип сотрудничества учителя и ученика.

Особенность современного урока заключается в том, что теоретические знания приобретаются активным путём.

Что же необходимо сделать, чтобы урок русского языка и литературы был интересным и увлекательным, чтобы дети могли выражать собственные мысли и принимать нужные решения?

Необходимо внести изменения в содержание и организацию учебного процесса, процесса обучения.

В этом помогут современные образовательные технологии.

Какие же технологии я использую на своих уроках?

1. Информационно-коммуникационные технологии;

2. Технология «Метод проектов»;

3. Технология проблемного обучения;

4. Технология развития критического мышления через  чтение и письмо;

5. Технология модульного обучения;

6. Игровые технологии.

 

ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)

Прежде всего на уроках русского языка я использую ИКТ. Использование ИКТ является эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся.

Основные преимущества ИКТ: разнообразие форм работы, деятельность учащихся, активизация внимания, повышение творческого потенциала личности.

Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка и литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу, индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам, активизируют познавательную деятельность учащихся.

ИКТ целесообразно использовать при изложении нового материала, закреплении изученного, в системе контроля и проверки, для самостоятельной работы учащихся, проведения нитегрированных уроков.

Необходимо помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе не должно заменять традиционные методы и приёмы обучения.

С какой целью применяю компьютер на уроках?

- Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- обогащение словарного запаса;

- овладение нормами литературного языка;

- организация самостоятельной работы учащихся.

Активно использую интерактивную доску и мультимедийный проектор. Использование доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету. Зная возможности интерактивной доски, учитывая индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, я готовлю необходимый текстовый и графический материал заранее и в нужном темпе использую его на уроке. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании.

Использую следующие формы работы с интерактивной доской:

- работа с текстом и изображениями;

- коллективная работа с электронными образовательными ресурсами;

- демонстрация презентаций, созданных учащимися;

- создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;

- создание заметок с помощью электронных чернил.

Как и любое техническое средство, интерактивная доска используется на уроке не более 20 минут.                                                            Совершенствование методики преподавания русского языка и использованием компьютера позволяет интенсифицировать процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся.

ИКТ можно использовать на уроках всех типов:

- изучение нового материала и формирование новых умений;

- практическое применение знаний, умений;

- обобщение и систематизация изученного;

- контроль, коррекция знаний;

- комбинированные  уроки.

Используя информационно-коммуникационные технологии, мы можем организовать выполнение и традиционных видов упражнений:

- зрительное восприятие;

- вставка букв;

- постановка знаков препинания;

- графическое обозначение единиц языка;

- редактирование текста.

Дифференцированный подход на уроках состоит в сочетании индивидуальной и групповой форм работы. Поэтому использование ИКТ помогает осуществлять разноуровневое обучение.

Итоги  использования  ИКТ:

- повышение эффективности обучения (разнообразие форм учебной деятельности учащихся, навыков самостоятельной работы по поиску информации);

- индивидуальный подход в обучении;

- расширение объёма предъявляемой учебной информации;

- повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его форм;

-включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;

- повышение интереса к изучению предмета и к учению в целом.

 

Технология «Метод проектов»

             Суть данной технологии заключается в том, что обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий - проектов.

             Метод проектов решает следующие задачи:

- развитие познавательных навыков учащихся;

- развитие умения ориентироваться в информационном пространстве;

- развитие критического и творческого мышления.

             Одна из трудных задач, которая стоит перед учителем и учащимися, - поиск проблемы. Ядро проекта - исследовательская работа учащихся. Отличительная черта метода  проекта - поиск информации, которая будет отработана, осмыслена, представлена. Завершение проекта - презентация своего продукта. На своих уроках, во внеклассной работе метод проектов реализую в полной мере, позволяю ученикам создавать качественные и интересные проекты, как в групповой, так и в индивидуальной форме. Пример, 6 класс -  индивидуальные проекты «Что в имени моём», 7-8 классы - групповые проекты «Школьные жаргонизмы», 9 класс – «Путешествие по Пушкинским местам».

         Считаю, что проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.                  Опираясь на собственный опыт, могу заметить, что метод проекта лучше реализуется с опережающей подготовкой консультантов групп. С помощью учителя консультанты  готовят перечень вопросов, требующих освещения, а также рубрики для оценки вклада каждого в конечный результат проекта. Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом может изменить весь процесс обучения и резко повысить интерес учеников к предмету. К концу работы учащиеся представляют оформление своих идей, презентацию, рекламный проспект и т.д.

 

Технология проблемного обучения

             Эта технология очень актуальна на уроках литературы в процессе анализа произведений («Евгений Онегин», «Обломов», «Отцы и дети»...) или в организации исследовательской работы учащихся.                                           Один из наиболее активных исследователей в области проблемного обучения И.Я. Лернер утверждал, что «проблемное обучение не может и не должно стать ни единственной, ни преобладающей системой обучения. Если бы школа стала на этот путь, оказалось бы, что молодое поколение вынуждено самостоятельно пройти значительную часть пути познания тяжести своей истории. Проблемное обучение строится в зависимости от того, насколько это допускает учебный материал». По мнению ученого, «основная масса знаний и умений передается учащимся не проблемным путем. Но применять усвоенные знания и умения ученик должен научиться творчески, и их применение, поэтому неизбежно строится проблемно».                                                            С точки зрения классической дидактики, проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки (А.М. Матюшин, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Т.В. Кудрявцев и др.).                                               Более детально в работе В.Оконь  «Основы проблемного обучения» проблемное обучение раскрывалось как «организация проблемных ситуаций, формирование проблемы (постепенно к этому привлекаются сами ученики), оказание ученикам необходимой помощи в решении проблемы, проверка этих решений, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний».                                                                                              По мнению того же автора проблемное обучение имеет ряд существенных преимуществ:

1.     Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.

2.     В хорде решения проблемы учащихся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.

3.     Темп передачи информации зависит от самих учащихся.

4.     Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.

5.     Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

         Современная дидактика  определяет проблемное обучение как систему методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.

 

Технология развития критического мышления

 через чтение и письмо

             Используется в работе с учебными текстами (приём «инсерт», «синквейн» и др.)

             Приём «Составление синквейна» («синквейн», фр.,- стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам). Составление синквейна требует от учеников в кратких выражениях подытожить учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Правила написания синквейна:                                                                                                                      1 строка - записываем одно слово-существительное. Это тема синквейна.

2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

3строка - пишем три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

4 строка - фраза, предложение, с помощью которой ученик раскрывает своё отношение к теме.

5строка - слово-резюме.

             Приём «Составление инсерта». Инсерт - приём, развивающий критическое мышление. Очень важен приём при  работе над формированием навыков изучающего чтения. Ребята внимательно читают текст, делают пометки, затем кратко заносят ответы в таблицу, что позволяет пройти путь от «старого» знания к «новому».

"V" - уже знал

"+" - новое

"-" - думал иначе

"?" - не понял, есть вопросы

 

Технология модульного обучения

         Модуль – это отдельный блок, включающий теоретический материал, тренировочные задания, методические рекомендации для учащихся. Составной элемент модуля – контрольные вопросы и тесты, а также ключи для самопроверки или взаимопроверки. Благодаря изучению модуля учащиеся достигают определенной дидактической или педагогической цели.

         Содержание учебного занятия конструируется из нескольких логически связанных между собой модулей, каждый из которых решает конкретную учебную задачу. На выполнение модуля дается фиксированное время. Вместе все модульные блоки направлены на достижение предметных и личностных результатов.

             Данную технологию применяю в старших  классах и в среднем звене, чаще на уроках повторения и обобщения материала. Это такая организация процесса обучения, при которой ученик работает с учебной программой, состоящей из модулей, основывающейся на индивидуально-дифференцированном подходе. Роль учителя на модульном уроке - управление работой учащихся: консультировать сильных учеников, помогать слабым.

 

Игровые технологии

             Способствуют воспитанию познавательных интересов, интеллектуальному развитию, активизации деятельности.

   «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», - писал Сухомлинский. Считаю, что применение игры возможно для школьников всех возрастов. Занимательность - необходимое средство пробуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету, ведь в процессе игры затрагивается не только память, но и интеллект, аналитические возможности.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.

     На уроках русского языка я использую самые разнообразные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложные темы. Это могут быть весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки, уроки- путешествия, уроки - КВН, экскурсии.

             На литературе особое место занимает творческая мастерская и театрализация.

             Во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, «Лингвистический марафон»,  конкурсы эрудитов и знатоков русского языка и литературы, конкурсы чтецов, олимпиады. Всё это помогает ребятам реализовывать свои творческие способности, развивать интеллектуальные способности.

          Задачи, стоящие перед учителем  - словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей - предметников. Наша главная цель - это душа ребёнка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности. Урок - многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика. Превратить урок в процесс  сотворчества нам помогают современные образовательные технологии.

 


 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Ни для кого не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных предметов школьного курса

Ни для кого не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных предметов школьного курса

Выготский Л.С. считал, что знания - это не конечная цель обучения, а средство развития

Выготский Л.С. считал, что знания - это не конечная цель обучения, а средство развития

Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка и литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют…

Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка и литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют…

Используя информационно-коммуникационные технологии, мы можем организовать выполнение и традиционных видов упражнений: - зрительное восприятие; - вставка букв; - постановка знаков препинания; - графическое обозначение единиц…

Используя информационно-коммуникационные технологии, мы можем организовать выполнение и традиционных видов упражнений: - зрительное восприятие; - вставка букв; - постановка знаков препинания; - графическое обозначение единиц…

К концу работы учащиеся представляют оформление своих идей, презентацию, рекламный проспект и т

К концу работы учащиеся представляют оформление своих идей, презентацию, рекламный проспект и т

Современная дидактика определяет проблемное обучение как систему методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления…

Современная дидактика определяет проблемное обучение как систему методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления…

Данную технологию применяю в старших классах и в среднем звене, чаще на уроках повторения и обобщения материала

Данную технологию применяю в старших классах и в среднем звене, чаще на уроках повторения и обобщения материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2020