Методическая разработка «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»
Оценка 4.9

Методическая разработка «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

Оценка 4.9
docx
10.04.2024
Методическая разработка «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»
Пушина М.В. Метод.разработка.docx

 

 

 

 

Методическая разработка

«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Пушина М.В.

Муниципальное бюджетное дошкольное

 образовательное учреждение «Детский сад № 102»

 

 

 

 

г. Ижевск

Оглавление

 

Глава 1

 Синквейн –игровая технология, как средство успешной коррекции  и развития речи дошкольников ………………………………………….2

1.1 Что такое синквейн?...................................................................4

 1.2 Алгоритм составления  синквейна при помощи символов……..5

 

Глава 2

 Использование  синквейна в системе коррекционной работы по преодолению нарушений речи у детей старшего  дошкольного возраста…………………………………………………...7
2.1 
Эффективность синквейна в развитии образной  речи дошкольника……………………………………………………………..7

2.2 Пример  синквейнов  составленными детьми……………………8

Заключение……………………………………………………………….9

Список литературы……………………………………………………..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В условиях  введения  ФГОС перед педагогами дошкольного образования  встаёт много вопросов:

-      Как сделать современного дошкольника социально  мобильным выпуская его во взрослую жизнь, в школу?

-      Как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, делать выводы, принимать продуманны решения?

-      Как вовлечь ребенка в интерактивную деятельность на занятиях?

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна сегодняшний  день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению,  так и для комфортного общения с окружающими. 


Однако сегодня развитие речи у детей является актуальной проблемой, заключающейся в важности целостной речи дошкольников.

 

Традиционные методы обучения дошкольников рекомендуют в качестве основного метода обучения использовать образец рассказа воспитателя. Но практика показывает, что дети повторяют рассказ учителя с небольшими изменениями, рассказы описательно слабы, словарный запас мал, в текстах нет простых общих и сложных предложений. Но главный минус в том, что ребенок не строит историю сам, а повторяет услышанное.  Дети должны слушать одни и те же истории на уроке.  Детям не скучно и интересно такое занятие, они начинают привлекать к себе внимание. Одним из эффективных и интересных методов активизации познавательной деятельности и содействия развитию речи является создание непрочитанного стихотворения, сравнения.

Новаторство данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной к глубокому мышлению, т.е. удалению ненужного и подчеркиванию главного, обобщающему, разделяющему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Синквейн как игровая технология коррекции и развития

речевых навыков дошкольников.

 

1.1  Что такое Синквейн?

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

  Синквейн – стихотворение, написанное по определенным правилам. Важность данной технологии заключается в обогащении и активизации словарного запаса глаголов, словарного запаса слов, грамматического строя фраз, развитии ассоциативного и наглядно-символического мышления. Эксперты отмечают, что у старших дошкольников наблюдаются нарушения речи, плохой словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинкам или повторять прочитанное, испытывают трудности с запоминанием стихов.

Цель игровой технологии «Синквейн» — развитие у дошкольников умения подчеркивать основную мысль текста и выражать свои мысли, развивая связную речь с помощью символов.

Функции:

-      Закрепление понятий: предмет, поведение предмета, действие предмета.

-      Научите их использовать существительные, прилагательные и глагольные формы при составлении предложений.

-      Научитесь подчеркивать главную мысль, разделять ее

-      Автоматизируйте настроенные звуки речи.

-      Зарядка и активация. Ловит рыбу

-      Развивать умение кратко повторять текст.

-      Обучение самостоятельной работе по подготовке синхро на основе модели алгоритма.

  Синхронизация кластеров — один из способов частичного решения этих проблем.  Уже в дошкольном возрасте можно научить детей писать сравнения.. Когда у детей будет достаточный словарный запас по данной теме, в конце каждой словарной темы уместно ставить синквейн.  Первоначально планируется работать с детьми в парах, малых группах и только потом – индивидуально, когда они завершат синхронизацию. Необходимо поощрять синхронизацию различных аспектов предмета или предмета, содержащих наиболее точные характеристики.

1.2  Алгоритм составления синквейна:

-      Первая строка - заголовок, тема, одно слово.

-      Вторая строка - два прилагательных, описывающих предмет.

-      Третья строка - три глагола, описывающих действия предмета.

-      Четвёртая строка - словосочетание или предложение, отражающие личное отношение автора.

-      Пятая строка - одно существительное, выражающее чувства или ассоциации, связанные с предметом.

Примечание: Для детей дошкольного возраста необязательно строго соблюдать правила составления синквейна. В четвёртой строке может быть от 3 до 5 слов, а в пятой строке может быть два слова вместо одного.

 

Пример: тема «Деревья».

1.    Береза.

2.    Тонкая, белоствольная.

3.    Растет, зеленеет, радует.

4.    На берёзе растут почки.

5.    Лиственное дерево.

6.    3 Составление синквейна при помощи символов

Условные обозначения слов для составления синквейна:

Слово – живой предмет (кто?)

Слово – неживой предмет (что?)

Слово – определение (какая? какой? какое?)

Слово – действие (что делает?)

Предложение из четырех слов

Слово – ассоциация (синоним первого слова)

Алгоритм составления синквейна при помощи символов

На доске используя дидактическое пособие

(елочка с кармашками)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Использование синквейна в системе коррекционной работы по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста.

2. 1 Эффективность синквейна в развитии образной речи дошкольника.

В чём же его эффективность и значимость?

-      Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

-      Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

-      Синквейн является игровым приемом.

-      Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

-      Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Методика, которая предлагается, направлена на развитие критического мышления и способности выделять главное. Синквейн может быть использован для написания стихотворений на различные темы, такие как природа, картины, сказочные герои, родители и настроение. Это форма свободного творчества, которая помогает развивать умение анализировать информацию и формулировать свои мысли кратко. При работе с дошкольниками важно выбирать темы, которые им знакомы, и показывать образцы. Если дети испытывают затруднения, можно задавать вопросы, чтобы помочь им. Не всем детям может понравиться эта методика, так как она требует определенных навыков и словарного запаса. Поэтому важно поддерживать и поощрять их старания. Со временем дети привыкнут к правилам написания синквейна и будут наслаждаться этой игрой. Они будут гордиться своими достижениями!

 

2. 2. Примеры синквейнов составленными детьми

1. Тема «Игрушки».

Медвежонок

Коричневый, мягкий

Сидит, умывается, ест

Мишка косолапый любит мед

Игрушка

 

2. Тема «Деревья».

Береза

Высокая, стройная

Качается, шелестит, растет

У березы собирают березовый сок

Дерево

 

3. Тема «Воздушный транспорт»

Вертолёт

Быстрый, удобный

Летает, перевозит, садится

Вертолёт похож на стрекозу.

Транспорт

Синквейн - это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Оно помогает расширить словарный запас и научиться краткому пересказу. С помощью синквейна можно выделять главную мысль из большого объема информации. Сочинение синквейна - творческий процесс, который интересен детям и помогает им самовыражатся через написание собственных нерифмованных стихов. Каждый может составить синквейн, и это помогает развить речь и мышление, а также усвоить понятия и их содержание.

 

Заключение

Технология синквейн идеально подходит для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Она позволяет педагогу оценить уровень усвоения материала, имеет комплексное воздействие и позволяет ребенку быть активным и творческим участником образовательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  • Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011.
  • Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 (2005).
  • Коноваленко В.В. Родственные слова. Лексико – грамматические упражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. – ГНОМ и Д – Москва, 2009.
  • Ушакова О.С., СтрунинаЕ. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – Владос – Москва, 2010.
  • Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников». – Т.Ц. Сфера, 2005.
  • Ушакова О.С. «Придумай слово». – Т.Ц. Сфера, 2010

 

 


 

 


 


 

Методическая разработка «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

Методическая разработка «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

Оглавление Глава 1 Синквейн –игровая технология, как средство успешной коррекции и развития речи дошкольников …………………………………………

Оглавление Глава 1 Синквейн –игровая технология, как средство успешной коррекции и развития речи дошкольников …………………………………………

В условиях введения ФГОС перед педагогами дошкольного образования встаёт много вопросов: -

В условиях введения ФГОС перед педагогами дошкольного образования встаёт много вопросов: -

удалению ненужного и подчеркиванию главного, обобщающему, разделяющему.

удалению ненужного и подчеркиванию главного, обобщающему, разделяющему.

Глава 1. Синквейн как игровая технология коррекции и развития речевых навыков дошкольников

Глава 1. Синквейн как игровая технология коррекции и развития речевых навыков дошкольников

Первоначально планируется работать с детьми в парах, малых группах и только потом – индивидуально, когда они завершат синхронизацию

Первоначально планируется работать с детьми в парах, малых группах и только потом – индивидуально, когда они завершат синхронизацию

Слово – действие (что делает ?)

Слово – действие (что делает ?)

Глава 2. Использование синквейна в системе коррекционной работы по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Использование синквейна в системе коррекционной работы по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста

Примеры синквейнов составленными детьми 1

Примеры синквейнов составленными детьми 1

Заключение Технология синквейн идеально подходит для работы с детьми старшего дошкольного возраста

Заключение Технология синквейн идеально подходит для работы с детьми старшего дошкольного возраста

Список литературы: Акименко

Список литературы: Акименко

Методическая разработка «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

Методическая разработка «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2024