Методическая разработка «Использование технологии ТРИЗ «Круги Луллия» в познавательно-речевом развитии дошкольников»
Оценка 4.7

Методическая разработка «Использование технологии ТРИЗ «Круги Луллия» в познавательно-речевом развитии дошкольников»

Оценка 4.7
docx
18.07.2022
Методическая разработка «Использование технологии ТРИЗ «Круги Луллия» в познавательно-речевом развитии дошкольников»
Методическая разработка Тулупова.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок»

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

Использование технологии ТРИЗ «Круги Луллия» в познавательно-речевом развитии дошкольников»

 

 

 

 

Автор: Тулупова Л. В., воспитатель
I квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов

 

Аннотация

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем выше гарантия его успешного школьного обучения.

Данная методическая разработка призвана расширить представления о содержании, сферах использования и образовательных эффектах применения технологии ТРИЗ «Круги Луллия» для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Может быть интересна педагогам дошкольных образовательных учреждений.

 

Содержание методической разработки включает в себя:

- описание технологии ТРИЗ «Круги Луллия»;

- условия овладения технологией;

- методические рекомендации по организации образовательной деятельности детей.

 

Введение

Актуальность разработки: эффективность познавательно-речевого развития ребенка возрастет, если в качестве средства обучения выступает система игровых заданий и упражнений, основанная на использовании технологии ТРИЗ «Круги Луллия». Круги Луллия – универсальное средство развития речевых и интеллектуально-творческих способностей детей. Это пособие вносит элемент игры в занятия, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Практическая значимость предлагаемой методической разработки связана с включением в ее содержание конкретных примеров работы с использованием   ТРИЗ-технологии   «Круги Луллия», направленных на развитие речи детей дошкольного возраста.

На современном этапе развития общества происходят изменения в системе дошкольного образования. Познавательно-речевое развитие является одним из главных направлений работы с дошкольниками. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми. Одним из таких методов обучения является технология ТРИЗ «Круги Луллия».

Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать световосприятие, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения).

Уникальность данной технологии состоит в том, что она предполагает самостоятельный выбор ребенком темы, учит выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия, что является ключом к становлению творческого мышления и развитию интеллекта. Круги Луллия способствуют совершенствованию речевых навыков по автоматизации звуков в речи, пополнению активного словаря, содержательности, логичности, точности и оригинальности высказываний детей. Повышают интерес к занятию, предоставляя возможность проявления интеллектуальной инициативы и способности к творчеству каждого ребенка.

Данную технологию можно использовать в организованной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, а также в образовательной деятельности в режимных моментах.

 

Основная часть методической разработки

Цель данной технологии – формирование представлений дошкольников об окружающем мире; развитие мышления, речи, воображения, детского творчества посредством дидактических игр с кругами Луллия.

Используя технологию в работе с дошкольниками, педагог ставит следующие задачи:

- формировать целостную картину мира;

- воспитывать интерес к поисковой деятельности, стремление разрабатывать необычные варианты составления и решения задач;

- воспитывать коммуникативные навыки у дошкольников: умение выслушивать друг друга, работать в группах, отстаивать свою точку зрения;

- развивать фонетико-фонематический и лексико-грамматический строй речи, образную и смысловую память, обогащать словарный запас;

- развивать логическое, наглядно-образное мышление, мелкую моторику и координацию движений рук.

Технология ТРИЗ «Круги Луллия» строится на следующих принципах:

1. Принцип доступности, который предполагает отбор таких явлений, которые понятны детям дошкольного возраста.

2. Принцип наглядности предусматривает подбор демонстрационного материала по различным темам.

3. Принцип эмоционального восприятия информации позволяет использовать события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.

Для использования данной технологии в образовательной деятельности потребуется дидактическое пособие «Круги Луллия». Оно представляет собой набор соединенных между собой кругов или колец по типу пирамидки с изображениями, словами или цифрами. Сверху над кругами расположена стрелка. Все кольца подвижны, их можно крутить в обе стороны. Кольца разделены на несколько секторов. При повороте кругов стрелка выделяет определенные сектора на каждом уровне. На секторах могут быть нанесены рисунки, загадки и целые предложения. Ребенок вращает круги относительно друг друга с помощью пальчиков, перемещая картинки, пока не достигнет нужного результата.

Дидактическое пособие можно изготовить своими руками. Для изготовления потребуется: лист фанеры, шпилька с резьбой, шайбы, гайки, самоклеющаяся бумага, кусок ДСП (для подставки)

1. Начертите три круга диаметром 40; 30 и 20 см и выпилите их.

2. Просверлите в центре каждого круга отверстие и наклейте на него шайбу.

3. Обклейте каждый круг самоклейкой 

4. С помощью маркера сделайте разметку на сектора (их может быть 4, 6 или 8).

5. Из фанеры выпилите стрелку с отверстием и обклейте её (лучше взять бумагу другого цвета, чтобы стрелка не сливалась с основным полем).

6. С помощью шпильки и гаек скрепите между собой три круга, подставку и стрелку (расстояние между кругами 5-7 см).

7. Проверьте: легко ли вращаются круги и стрелка, надёжно ли закреплена подставка?

 

IMG_20211028_101131.jpg

 

Пособие соответствует принципам вариативности, безопасности и доступности, используется в работе с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Технологию ТРИЗ «Круги Луллия» можно использовать с трехлетнего возраста. Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 5-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами.

Примеры игр с детьми по возрастам

Младший возраст (3-4 года)

1.        На малом круге располагаются картинки с изображением животных (собака, курица, лиса и т. д.), на большом – их детенышей.

Реальное задание: найти маме детеныша. Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на верхнем круге, затем отыскивает на нижнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их.

2.        Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения собаки и цыпленка.

Фантастическое задание: подумать и сказать, каким образом мама-собачка будет ухаживать за одиноким цыпленком (кормить, согревать, гулять и т. д.).

Средний возраст (4-5 лет)

1.        На стержне – три круга. На маленьком – изображения объектов (ягода вишни, портфель, автомобиль и т. д.); на среднем круге – геометрические формы (треугольник, овал, круг и т. д.); на большом – цифры.

Реальное задание: выбрать объект (ягода вишни), подобрать соответствующую ему геометрическую форму (круг) и количество (например, цифра 2).

2.        Раскрутить круги. Например, под стрелкой оказались: ягода вишни, треугольник, цифра 8 (результат – восемь вишен треугольной формы).

Фантастическое задание: какую пользу из этого можно извлечь? (Такие плоды удобно укладывать в ящик – треугольник к треугольнику).

Старший возраст (5-7 лет)

1.        Первый (верхний) круг – образцы материалов (металл, ткань, стекло и т. д.). Второй круг – изображения объектов (стул, телефон, пылесос и т. д.). Третий круг – изображения местонахождения объектов (квартира, улица, космический корабль). Четвертый круг – образцы цветов (малиновый, голубой и т. д.).

Реальное задание: выбрать объект, подобрать материал, из которого он изготовлен, его цвет и определить место его нахождения (телефон –пластмасса – фиолетовый – квартира).

2.        Раскрутить круги. Например, под стрелкой оказались: стекло, стул, космический корабль, малиновый цвет.

Фантастическое задание: объяснить практическую значимость получившегося объекта. Обсуждается ситуация: на космическом корабле необходим стеклянный стул малинового цвета, потому что... (Ответы детей.)

Игры могут быть подобраны по двум направлениям:

1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, на сектора самого большого круга прикрепляются изображения деревьев (дуб, яблоня, сосна, кедр  и т.д.), на меньший по величине – изображение листьев этих деревьев, на третий – плодов или семян (желудь, яблоко, шишка и т.п.), а на самый маленький – места произрастания (опушка леса, сад, сосновый бор и др.)

2. На развитие воображения, фантазии и творчества – например, на занятии по изодеятельности ребенок самостоятельно выбирает, какую вазу он будет рисовать: на первом круге прикрепляются различные формы вазы, на среднем – цвет, а на маленьком – варианты росписи.

При применении данной технологии соблюдаются следующие условия:

1) в представлении детей «круги Луллия» должны выступать в роли «волшебных» кругов;

2) содержание секторов «Кругов Луллия» должно быть подчиненно определенной теме; наглядный материал подбирается с учетом возрастного и речевого развития детей;

В работе используется четыре типа заданий:

• 1 тип: найди реальное сочетание. При объединении картинок под стрелкой формируется реальная картина мира. Составляются предложения, объединяющие в себе эти объекты, делаются выводы.

Например: Котенок – хвост. У котенка есть хвост и это его часть. У него есть еще части: голова, туловище, ноги. Телевизор – антенна. Антенна – это часть телевизора. Частью телевизора являются кнопки, экран, ножки и т. д. Вывод: у любого объекта есть часть.

• 2 тип: объясни необычное сочетание. При раскручивании кругов рассматривается случайное соединение объектов и как можно более достоверно объясняется необычность их взаимодействия.

• 3 тип: придумай фантастическую историю или сказку. При раскручивании кругов рассматривается случайное совпадение объектов, которое служит основой для фантазирования.

• 4 тип: реши проблему. В фантастических сказках с героями происходят разные истории, необходимо формулировать проблемы, предлагается выдвигать идеи по их решению.

В результате подобной работы дети учатся самостоятельно придумывать реальные и фантастические истории; составлять рассказы о практической значимости объектов с несвойственными им признаками.

Алгоритм проведения образовательной деятельности с использованием «Кругов Луллия»:

1. Раскладка предметных картинок по всем секторам и кругам.

2. Постановка задачи.

3. Раскручивание кругов.

4. Познавательная деятельность детей:

- установка соответствия путём поворота кругов таким образом, чтобы под стрелкой расположились требуемые изображения, составление правдивого рассказа или формулировка ответа;

- составление фантастического рассказа по случайно «выпавшим» под стрелкой изображениям.

5. Рефлексия и подведение итогов.

Степень участия воспитателя при использовании данной технологии разная:

1) воспитатель принимает участие в игре, он обозначает цель и правила, помогает распределить роли и при необходимости развивает игру;

2) воспитатель принимает второстепенное участие в развитии игры, он только косвенно воздействует на поведение и речь детей, а дошкольники самостоятельно распределяют роли, выбирают ведущего и осуществляют речевое оформление игры;

3) воспитатель выступает в роли наблюдателя, контролируя ход игровой деятельности: дети самостоятельно развивают игру, сопровождая все свои действия речевыми высказываниями, используя речевые умения и навыки;

4) воспитатель инструктирует дошкольников и создает условия для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.

Применение технологии ТРИЗ «Круги Луллия» в работе с дошкольниками поможет достичь следующих результатов:

  • познание языка и мира в их взаимосвязях;
  • развитие творческого мышления и воображения;
  • обогащение словарного запаса;
  • свобода в высказываниях детей;
  • переход от односложных предложений к развёрнутым текстам;
  • формулировка и решение проблемы.

Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности является работа с родителями. Чтобы родители стали непосредственными участниками педагогического процесса необходимо:

1. Заинтересовать родителей проблемой «Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием технологии ТРИЗ «Круги Луллия».

2. Продумать эффективные способы информирования и просвещения родителей.

3. Привлекать родителей к сотрудничеству и участию в совместных мероприятиях, подготовке сообщений с детьми, изготовлению поделок и макетов.

 

Заключение

Итак, в данной методической разработке были рассмотрены особенности технологии ТРИЗ «Круги Луллия», изучены возможности ее использования для познавательно-речевого развития дошкольников, получены методические советы по организации образовательной деятельности. Опыт работы показывает, что значение данной технологии в обучении дошкольников огромно: она учит детей получать знания об окружающем мире, помогает решать задачи речевого развития. Использование кругов Луллия способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение детей. Дети становятся более открытыми, самостоятельными. Легко вступают в групповые беседы, учатся отвечать на проблемные вопросы, отстаивать свою точку зрения. У детей развивается логическое мышление и творческое воображение, они могут сопоставлять, анализировать, комбинировать.

Это означает, что мы вооружаем детей необходимыми инструментами для дальнейшего успешного обучения в школе. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

 

Список использованных источников

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Перспектива, 2020.

2. Першанина О.А. Круги Луллия как средство развития связной речи детей дошкольного возраста [Электронный  ресурс], https://www.maam.ru/detskijsad/krugi-lulija-kak-sredstvo-razvitija-svjaznoi-rechi-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

3. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Познаем мир и фантазируем с Кругами Луллия. Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: АРКТИ, 2019.

4. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений) [Электронный ресурс], https://pedlib.ru/Books/1/0046/1 .

5. Тарасенко Т.В., Казьмина Э.В. Использование кругов Луллия в познавательно-речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. // Символ науки. – 2016. – №10.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка «Использование технологии ТРИЗ «Круги Луллия» в познавательно-речевом развитии дошкольников»

Методическая разработка «Использование технологии ТРИЗ «Круги Луллия» в познавательно-речевом развитии дошкольников»

Аннотация Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей

Аннотация Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей

Круги Луллия способствуют совершенствованию речевых навыков по автоматизации звуков в речи, пополнению активного словаря, содержательности, логичности, точности и оригинальности высказываний детей

Круги Луллия способствуют совершенствованию речевых навыков по автоматизации звуков в речи, пополнению активного словаря, содержательности, логичности, точности и оригинальности высказываний детей

Дидактическое пособие можно изготовить своими руками

Дидактическое пособие можно изготовить своими руками

Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения собаки и цыпленка

Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения собаки и цыпленка

Луллия» должны выступать в роли «волшебных» кругов ; 2) содержание секторов «К ругов

Луллия» должны выступать в роли «волшебных» кругов ; 2) содержание секторов «К ругов

Применение технологии ТРИЗ «Круги

Применение технологии ТРИЗ «Круги

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.07.2022