«Круги Луллия – универсальное дидактическое средство развития речи дошкольников»
Круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей, развивающим интеллектуально-творческие и речевые способности дошкольников. Круги Луллия вносят элемент игры в занятия, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Данное пособие можно использовать для воспитания и развития детей по всем разделам программы:
1. Развитие речи:
- овладение речью, как средством общения;
- закрепление правильного употребления предлогов;
- умение подбирать прилагательные и существительные;
- составление рассказов, сказок, рассуждений, обсуждений и др.
2. Ознакомление с окружающим миром:
- знакомство с живой и неживой природой, свойствами предметов, их изменениями.
3. Формирование основ безопасности:
- закрепление знаний о дорожных знаках и правилах дорожного движения;
- закрепление знаний об экологических знаках и правилах поведения в природе;
- закрепление правил противопожарной безопасности.
4. Формирование элементарных математических представлений:
- закрепление умения находить сходство и различия между предметами;
- закрепление количества, формы, цвета, размера предметов.
5. Художественно-эстетическое развитие:
- развитие творческих способностей, умение воспринимать и глубоко
чувствовать красоту природы;
- закрепление знаний о русских народных традициях, праздниках, родной культуре;
- закрепление знаний о народном творчестве, народно-прикладном искусстве, фольклоре России.
6. Физическая культура:
- закрепление знаний о различных видах спорта.
Круги Луллия представляются детям как чудесные кольца или загадочные круги. Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами.
Методическая разработка с использованием технологии ТРИЗ «Круги Луллия»
Игра "Расскажи сказку" Задачи: совершенствование навыка речевого общения, закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания; развитие речевого творчества; формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.
|
Ход игры: Организация и условия проведения игр те же. На нижнем круге сюжетные картинки из знакомых сказок, на верхнем круге атрибуты из тех же сказок. Дети, раскручивая круги, подбирают подходящую пару и рассказывают сказку. Можно свободно раскрутить оба круга. Далее обсуждается несовместимая, на первый взгляд, комбинация. Например: Золушке достается «волшебная палочка». Как поступит Золушка с палочкой? |
Игра «Придумай фантастическую историю или сказку» Задачи: развивать фантазию и речь детей.
|
Ход игры: В данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать все, что угодно. Важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может. |
Игра «Мамы и их детёныши» Задачи: развивать познавательную активность; учить находить взрослому животному и птице детёныша; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание. |
Ход игры: Воспитатель предлагает выбрать изображение взрослого животного на нижнем круге и назвать его. Затем подобрать детеныша на верхнем круге и правильно назвать его. Например: «На нижнем круге нарисована корова, давайте найдем на верхнем круге ее детеныша и назовем его» (2 круга). |
Игра "Кто что ест и где живет?" Задачи: развивать познавательную активность; познакомить с образом жизни животных, их питанием; развивать мелкую моторику пальцев рук.
|
Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку на верхнем круге, назвать, что на ней изображено. Подобрать картинку с животным, которое ест эту еду, на среднем круге и найти на нижнем круге, где оно обитает. Например: На верхнем круге нарисован орех, давайте на среднем круге найдём животное, которое ест орехи, а на нижнем круге, где оно живет. (3 круга) |
Игра "Дерево, листья и плоды» Задачи: развивать познавательную активность; познакомить с изображением деревьев, листьев, плодов; развивать мелкую моторику пальцев рук.
|
Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенное изображение плода на верхнем круге, на среднем круге найти подходящий лист. На нижнем круге подобрать картинку с деревом, которому подходят изображения листьев и плодов. Например: На верхнем круге нарисован банан, на среднем листья пальмы, давайте на нижнем круге найдем дерево, которому соответствуют плоды и листья. (3 круга) |
Игра "Кто где живёт?" Задачи: закреплять умение различать домашних и диких животных, правильно называть их, знать место обитания, название жилища; развивать мелкую моторику пальцев рук.
|
Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку на нижнем круге, назвать животного на ней. Определить домашнее или дикое животное. Подобрать картинку с нужным жилищем на верхнем круге. Правильно назвать жилище. |
Игра «Узнай животное и подбери картинку» Задачи: обогатить знания детей о домашних животных; дать представление о роли животных в жизни человека, о том, какую пользу они приносят.
|
Ход игры: Ребёнок рассматривает изображение на нижнем круге, узнаёт животное и называет его. Затем вращает сектор указателя и устанавливает его напротив этой картинки. Путём вращения верхнего круга подбирает предмет или продукт, который производит это животное. Например: на нижнем круге изображена корова. Воспитатель предлагает найти на верхнем круге то, что это животное дает человеку. Какую пользу приносят эти продукты человеку? |
Игра «Оденемся на прогулку» Задачи: закреплять знания детей о временах года, сезонных изменениях в природе и в одежде.
|
Ход игры: Воспитатель предлагает выбрать на верхнем круге картинку с изображением времени года, назвать его. Затем предлагает детям собрать вещи на прогулку в соответствии с временем года. Дети крутят круги и подбирают головной убор и одежду по сезону. На среднем круге – головные уборы, на нижнем – одежда. |
Игра «Виды транспорта» Задачи: развивать наблюдательность, память, внимание, мышление, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
|
Ход игры: На нижнем круге картинки с изображением транспорта. На верхнем круге картинки с изображением земли, воды, воздуха. Нужно выбрать транспорт, определить, какой он: наземный, воздушный или водный. И соединить соответствующие картинки в один сектор. |
Игра «Дорожные знаки» Задачи: учить находить нужные дорожные знаки в зависимости от ситуации; помочь детям запомнить дорожные знаки; развивать логику, мышление; воспитывать внимание, сосредоточенность.
|
Ход игры: Дети рассматривают на нижнем круге картинки: больница, кафе, заправка, автомастерская, кемпинг, телефонная будка, пост ДПС, автомойка. На верхнем круге картинки - дорожные знаки сервиса. Нужно найти знак, соответствующий сюжетной картинке, навести на него стрелку и соединить эти две картинки. |
Игра «Учим правила дорожного движения» Задачи: развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность; учить размышлять, творчески относиться к решению возникшей в ходе игры проблемы.
|
Ход игры: Воспитатель загадывает загадку о ПДД. Ребёнок должен показать отгадку с помощью знаков дорожного движения и сюжетных картинок. Варианты игры могут усложняться в зависимости от возраста детей. |
Игра «Найди свой дом» Задачи: формировать представления о месте жительства и умение сопоставлять изображения (картинки, символы) домов, улиц на разных кругах игры; составление рассказов по теме «Мой дом».
|
Ход игры: Игра проводится с двумя кругами. На малом круге воспитатель располагает фотографии с изображением дома, на большом – фотографию ребенка. Ребенок по просьбе взрослого находит свою фотографию на нижнем круге, затем на верхнем круге находит изображение своего дома и сопоставляет изображения. |
Игра «Посчитай-ка» Задачи: развивать познавательную активность; формировать элементарные математические представления, закреплять названия геометрических фигур, научить детей соотносить количество геометрических фигур и количество предметов в пределах 6-ти. |
Ход игры: Воспитатель предлагает детям посчитать на верхнем круге геометрические фигуры. Затем, подобрать предметы на нижнем круге, которые соответствуют количеству фигур. Например: «На верхнем круге 3 кубика, давайте найдем на нижнем круге столько же предметов, сколько кубиков» (2 круга). |
Игра «Найди, чья тень» Задачи: учить находить заданные силуэты; развивать внимание, память, логическое мышление. |
Ход игры: Дети рассматривают картинки с силуэтами животных на нижнем круге. Затем с помощью зрительного наложения дети должны найти на верхнем круге нужный силуэт. |
Игра «Один - много» Задача: совершенствование лексико-грамматического строя речи.
|
Ход игры: На верхнем круге картинка с изображением одного предмета, на нижнем круге – с изображением нескольких предметов. Логопед просит подобрать пару. |
Игра "На что похоже" Задачи: закреплять знание геометрических фигур; упражнять в употреблении слов «круглый», «квадратный», «треугольный»; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
|
Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть предмет в окошке на нижнем круге, назвать его. Затем путём вращения подобрать геометрическую фигуру на верхнем круге, соответствующую форме предмета, назвать геометрическую фигуру и обозначить словами признак предмета. Например: круглый колобок, треугольная пирамидка. |
Игра «Подарок для сказочного героя» Задачи: формировать умения детей соотносить объёмные детали конструктора LEGO с цветом и цифрой, отсчитывая нужное количество, развивать воображение, пространственное мышление, сенсорные способности, воспитывать самостоятельность, инициативность.
|
Ход игры: На нижнем круге располагаем изображения деталей конструктора LEGO, на среднем – изображения цифр в пределах 5 и на верхнем – изображения сказочных героев, для которых нужно выполнить постройку. Раскручиваем круги и случайным совпадением определяем детали, их цвет и количество, из которых выполняется постройка. Задача: сконструировать для сказочного героя, изображённого на картинке, постройку. |
Игра «Скажи эмоционально» Задачи: учить детей произносить слова с разной интонацией: удивлённо, радостно, печально, гневно, испуганно, задумчиво; развивать внимание и память.
|
Ход игры: Дети вращают нижний круг, на котором изображены картинки с эмоциональными состояниями. Затем вращают верхний круг и с помощью выпавших картинок дети должны эмоционально, с разной интонацией произнести слова. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.