Методическая разработка с использованием технологии ТРИЗ «Круги Луллия»
Оценка 4.7

Методическая разработка с использованием технологии ТРИЗ «Круги Луллия»

Оценка 4.7
docx
14.07.2022
Методическая разработка с использованием технологии ТРИЗ «Круги Луллия»
Картотека дидактических игр.docx

«Круги Луллия – универсальное дидактическое средство развития речи дошкольников»

Круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей, развивающим интеллектуально-творческие и речевые способности дошкольников. Круги Луллия вносят элемент игры в занятия, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Данное пособие можно использовать для воспитания и развития детей по всем разделам программы:

1.                 Развитие речи:

- овладение речью, как средством общения;

- закрепление правильного употребления предлогов;

- умение подбирать прилагательные и существительные;

- составление рассказов, сказок, рассуждений, обсуждений и др.

2.                 Ознакомление с окружающим миром:

- знакомство с живой и неживой природой, свойствами предметов, их изменениями.

3.                 Формирование основ безопасности:

- закрепление знаний о дорожных знаках и правилах дорожного движения;

- закрепление знаний об экологических знаках и правилах поведения в природе;

- закрепление правил противопожарной безопасности.

4.                 Формирование элементарных математических представлений:

- закрепление умения находить сходство и различия между предметами;

- закрепление количества, формы, цвета, размера предметов.

5.                 Художественно-эстетическое развитие:

- развитие творческих способностей, умение воспринимать и глубоко

чувствовать красоту природы;

- закрепление знаний о русских народных традициях, праздниках, родной культуре;

- закрепление знаний о народном творчестве, народно-прикладном искусстве, фольклоре России.

6.                 Физическая культура:

- закрепление знаний о различных видах спорта.

Круги Луллия представляются детям как чудесные кольца или загадочные круги. Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами.

 

Методическая разработка с использованием технологии ТРИЗ «Круги Луллия»

 

Игра "Расскажи сказку"

Задачи: совершенствование навыка речевого общения, закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания; развитие речевого творчества; формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.

 

Ход игры: 

Организация и условия проведения игр те же. На нижнем круге сюжетные картинки из знакомых сказок, на верхнем круге атрибуты из тех же сказок. Дети, раскручивая круги, подбирают подходящую пару и рассказывают сказку.

Можно свободно раскрутить оба круга. Далее обсуждается несовместимая, на первый взгляд, комбинация.

Например: Золушке достается «волшебная палочка». Как поступит Золушка с палочкой?

Игра «Придумай фантастическую историю или сказку»

Задачи: развивать фантазию и речь детей.

 

 

Ход игры: 

В данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать все, что угодно. Важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может.

Игра «Мамы и их детёныши»

Задачи: развивать познавательную активность;  учить находить взрослому животному и птице детёныша; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

Ход игры: 

Воспитатель предлагает выбрать изображение взрослого животного на нижнем круге и назвать его. Затем подобрать детеныша на верхнем круге и правильно назвать его. Например: «На нижнем круге нарисована корова, давайте найдем на верхнем круге ее детеныша и назовем его» (2 круга).

Игра "Кто что ест и где живет?"

Задачи: развивать познавательную активность; познакомить с образом жизни животных, их питанием; развивать мелкую моторику пальцев рук.

 

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку на верхнем круге, назвать, что на ней изображено. Подобрать картинку с животным, которое ест эту еду, на среднем круге и найти на нижнем круге, где оно обитает.

Например: На верхнем круге нарисован орех, давайте на среднем круге найдём животное, которое ест орехи, а на нижнем круге, где оно живет. (3 круга)

Игра "Дерево, листья и плоды»

Задачи: развивать познавательную активность; познакомить с изображением деревьев, листьев, плодов; развивать мелкую моторику пальцев рук.

 

Ход игры: 

Воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенное изображение плода на верхнем круге, на среднем круге найти подходящий лист. На нижнем круге подобрать картинку с деревом, которому подходят изображения листьев и плодов.

Например: На верхнем круге нарисован банан, на среднем листья пальмы, давайте на нижнем круге найдем дерево, которому соответствуют плоды и листья. (3 круга)

Игра "Кто где живёт?"

Задачи: закреплять умение различать домашних и диких животных, правильно называть их, знать место обитания, название жилища; развивать мелкую моторику пальцев рук.

 

Ход игры: 

Воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку на нижнем круге, назвать животного на ней. Определить домашнее или дикое животное. Подобрать картинку с нужным жилищем на верхнем круге. Правильно назвать жилище.

Игра «Узнай животное и подбери картинку»

Задачи: обогатить знания детей о домашних животных; дать представление о роли животных в жизни человека, о том, какую пользу они приносят.

 

Ход игры:

Ребёнок рассматривает изображение на нижнем круге, узнаёт животное и называет его. Затем вращает сектор указателя и устанавливает его напротив этой картинки. Путём вращения верхнего круга подбирает предмет или продукт, который производит это животное.

Например: на нижнем круге изображена корова. Воспитатель предлагает найти на верхнем круге то, что это животное дает человеку. Какую пользу приносят эти продукты человеку?

Игра «Оденемся на прогулку» 

Задачи: закреплять знания детей о временах года, сезонных изменениях в природе и в одежде.

 

Ход игры:

Воспитатель предлагает выбрать на верхнем круге картинку с изображением времени года, назвать его. Затем предлагает детям собрать вещи на прогулку в соответствии с временем года. Дети крутят круги и подбирают головной убор и одежду по сезону. На среднем круге – головные уборы, на нижнем – одежда.

Игра «Виды транспорта»

Задачи: развивать наблюдательность, память, внимание, мышление, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

 

Ход игры: 

На нижнем круге картинки с изображением транспорта. На верхнем круге картинки с изображением земли, воды, воздуха. Нужно выбрать транспорт, определить, какой он: наземный, воздушный или водный. И соединить соответствующие картинки в один сектор.

Игра «Дорожные знаки»

Задачи: учить находить нужные дорожные знаки в зависимости от ситуации; помочь детям запомнить дорожные знаки; развивать логику, мышление; воспитывать внимание, сосредоточенность. 

 

Ход игры: 

Дети рассматривают на нижнем круге картинки: больница, кафе, заправка, автомастерская, кемпинг, телефонная будка, пост ДПС, автомойка. На верхнем круге картинки - дорожные знаки сервиса.  Нужно найти знак, соответствующий сюжетной картинке, навести на него стрелку и соединить эти две картинки.

Игра «Учим правила дорожного движения»

Задачи: развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность; учить размышлять, творчески относиться к решению возникшей в ходе игры проблемы.

 

Ход игры:

Воспитатель загадывает загадку о ПДД. Ребёнок должен показать отгадку с помощью знаков дорожного движения и сюжетных картинок. Варианты игры могут усложняться в зависимости от возраста детей.

Игра «Найди свой дом»

Задачи: формировать представления о месте жительства и умение сопоставлять изображения (картинки, символы) домов, улиц на разных кругах игры; составление рассказов по теме «Мой дом».

 

Ход игры: 

  Игра проводится с двумя кругами. На малом круге воспитатель располагает фотографии с изображением дома, на большом – фотографию ребенка.

Ребенок по просьбе взрослого находит свою фотографию на нижнем круге, затем на верхнем круге находит изображение своего дома и сопоставляет изображения.

Игра «Посчитай-ка»

Задачи: развивать познавательную активность; формировать элементарные математические представления, закреплять названия геометрических фигур, научить детей соотносить количество геометрических фигур и количество предметов в пределах 6-ти.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям посчитать на верхнем круге геометрические фигуры. Затем, подобрать предметы на нижнем круге, которые соответствуют количеству фигур.

Например: «На верхнем круге 3 кубика, давайте найдем на нижнем круге столько же предметов, сколько кубиков» (2 круга).

Игра «Найди, чья тень»

Задачи: учить находить заданные силуэты; развивать внимание, память, логическое мышление. 

Ход игры:

Дети рассматривают картинки с силуэтами животных на нижнем круге. Затем с помощью зрительного наложения дети должны найти на верхнем круге нужный силуэт.

Игра «Один - много»

Задача: совершенствование лексико-грамматического строя речи.

 

 

Ход игры:

На верхнем круге картинка с изображением одного предмета, на нижнем круге – с изображением нескольких предметов. Логопед просит подобрать пару.

Игра "На что похоже"

Задачи: закреплять знание геометрических фигур; упражнять в употреблении слов «круглый», «квадратный», «треугольный»; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

 

 

Ход игры:

 Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть предмет в окошке на нижнем круге, назвать его. Затем путём вращения подобрать геометрическую фигуру на верхнем круге, соответствующую форме предмета, назвать геометрическую фигуру и обозначить словами признак предмета.

Например: круглый колобок, треугольная пирамидка.

Игра «Подарок для сказочного героя»

Задачи: формировать умения детей соотносить объёмные детали конструктора LEGO с цветом и цифрой, отсчитывая нужное количество, развивать воображение, пространственное мышление, сенсорные способности, воспитывать самостоятельность, инициативность.

 

Ход игры: 

На нижнем круге располагаем изображения деталей конструктора LEGO, на среднем – изображения цифр в пределах 5 и на верхнем – изображения сказочных героев, для которых нужно выполнить постройку. Раскручиваем круги и случайным совпадением определяем детали, их цвет и количество, из которых выполняется постройка.

Задача: сконструировать для сказочного героя, изображённого на картинке, постройку.

Игра «Скажи эмоционально»

Задачи: учить детей произносить слова с разной интонацией: удивлённо, радостно, печально, гневно, испуганно, задумчиво; развивать внимание и память.

 

Ход игры: 

Дети вращают нижний круг, на котором изображены картинки с эмоциональными состояниями. Затем вращают верхний круг и с помощью выпавших картинок дети должны эмоционально, с разной интонацией произнести слова.

 

 


 

Круги Луллия – универсальное дидактическое средство развития речи дошкольников»

Круги Луллия – универсальное дидактическое средство развития речи дошкольников»

Методическая разработка с использованием технологии

Методическая разработка с использованием технологии

Например : На верхнем круге нарисован банан , на среднем листья пальмы, давайте на нижнем круге найдем дерево, которому соответствуют плоды и листья

Например : На верхнем круге нарисован банан , на среднем листья пальмы, давайте на нижнем круге найдем дерево, которому соответствуют плоды и листья

Задачи: развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность; учить размышлять, творчески относиться к решению возникшей в ходе игры проблемы

Задачи: развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность; учить размышлять, творчески относиться к решению возникшей в ходе игры проблемы

Игра «Подарок для сказочного героя»

Игра «Подарок для сказочного героя»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2022