МКОУ «Алыгджерская СОШ»
Учитель: Болюх И.Е.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.
Состояние здоровья школьников – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в разные годы, практическими здоровыми можно признать не более 10 % нынешних школьников. Наиболее частые патологии у школьников – нарушение остроты зрения, патология опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки и искривление позвоночника), заболевание сердечно-сосудистой системы, пищеварительной системы, аллергические проявления. Особое место занимают заболевания нервной системы и психической сферы.
К важнейшим причинам неблагоприятного здоровья учащихся относиться:
- Стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знания учащихся;
- Недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья;
- Чрезмерная интенсификация учебного процесса;
- Невозможность реализовать индивидуальный подход;
- Несоблюдение элементарных норм гигиены и психологии;
- Низкий уровень культуры здоровья учащихся.
Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам. Ее главная особенность – приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательном условии общеобразовательного процесса.
Принципы здоровьесберегающей педагогики:
На уроках ф/к мы решаем проблему организации физической активности учащихся , профилактику гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигательной активностью. Учебные нагрузки школьников заставляют их часами просиживать над тетрадями и книгами, увлечение компьютерными играми, Интернетом – главные причины малоподвижного образа жизни, распространения гиподинамии. Это приводит к задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья.
Пути решения проблемы:
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в системе образования, выделяются на несколько групп, отличаются различными методами и подходами к охране здоровья.
Учителям ф/к близки здоровьесберегающие технологии. Они направлены
на физическое развитие учащихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других физических качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.
По характеру действия различают следующие технологии:
Стимулирующие. Они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами могут быть - температурное закаливание, физические нагрузки.
Защитно-профилактические. Это выполнение санитарно-гигиенических форм и требований. Ограничение придельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм. И т.п.
Компенсаторно-нейтрализующие технологии. Это физкультминутки, физкультпаузы , которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятные воздействия статичности уроков.
Информационно-обучающие технологии обеспечивают уровень грамотности, необходимый для эффективной заботе о здоровье.
В обязанности педагога входит умения и готовность видеть явные нарушения гигиенических условий проведения урока физкультуры. Установлено, что оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья на 11%.
Учитель физической культуры должен:
- осуществлять контроль за состоянием рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря;
- не допускать проведение учебных занятий, работы кружков и секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях;
- контролировать оснащение спортивного зала, освещения, наличие аптечки;
- перед началом занятий провести тщательную проверку места проведения занятия, убедится в исправности инвентаря, надежности установки и крепления оборудования;
Образовательные технологии оцениваются как здоровьесберегающие при следующих условиях:
- разработана система оперативного, текущего и этапного контроля за состоянием здоровья учащихся;
- в содержание преподавания включены вопросы, связанные с охраной здоровья;
- процесс обучения строится с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей организма;
-отдается предпочтение, значимому, осмысленному материалу;
- учитываются индивидуальные особенности учащихся;
- стимулируется самостоятельная работа, что способствует саморазвитию ребенка;
- обеспечивается достаточный уровень мотивации;
- предупреждается переутомление;
- позитив преобладает над негативом;
- оценка выполняет стимулирующую роль;
- обеспечивается уровень коммуникативной культуры учителя;
Построение уроков физической культуры в интересах здоровья полностью лежит на плечах учителей физической культуры. Физическая активность должна быть организована двумя направлениями:
Оценка состояния здоровья должна включать результаты:
« Однажды персидский шах собрал мудрецов и спросил: « Что движет Человеком? «.
Десять лет думали мудрецы, исписали сотни томов. « Изложите проще «, - потребовал шах. Через тридцать лет мудрецы принесли одну, но объемную книгу. Снова прогнал их шах: ответ должен быть ясен и понятен каждому. Прошло еще много лет. И к умирающему властелину пришел единственный оставшийся в живых мудрец. « Я умираю, - едва вымолвил шах. – Скажи одним словом, что движет Человеком? «. – « Выживание», -ответил мудрец.
Физическая культура является очень специфическим предметом. думается, их задача не в вооружении учащихся каким-то определенном объемом знаний и умений, прописанных в стандарте образования, а в формировании такого образа мыслей и жизни, при котором человек будет стремиться быть здоровым и счастливым.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.