Методическая разработка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроке физкультуры"
Оценка 4.7

Методическая разработка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроке физкультуры"

Оценка 4.7
doc
29.01.2022
Методическая разработка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроке физкультуры"
использование здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры.doc

МКОУ «Алыгджерская СОШ»

Учитель: Болюх И.Е.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках               физической культуры.

  

 

Состояние здоровья школьников – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в разные годы, практическими здоровыми можно признать не более 10 % нынешних школьников. Наиболее частые патологии у школьников – нарушение остроты зрения, патология опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки и искривление позвоночника), заболевание сердечно-сосудистой системы, пищеварительной системы, аллергические проявления. Особое место занимают заболевания нервной системы и психической сферы.

К важнейшим причинам неблагоприятного здоровья учащихся относиться:

- Стрессогенные  технологии проведения урока и оценивания знания учащихся;

- Недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья;

- Чрезмерная интенсификация учебного процесса;

- Невозможность реализовать индивидуальный подход;

- Несоблюдение элементарных норм гигиены и психологии;

- Низкий уровень культуры здоровья учащихся.

 

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам. Ее главная особенность – приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательном условии общеобразовательного процесса.

 

Принципы  здоровьесберегающей педагогики:

  1. Не навреди
  2. Приоритет действенной заботы о здоровье
  3. Единство физического, психического и духовного здоровья
  4. Непрерывность и преемственность
  5. Связь главной задачи школы с заботой о здоровье учащихся
  6. Гармоническое развитие
  7. Приоритет позитива над негативом
  8. Ответственность  учащихся за свое здоровье

 

На уроках ф/к мы решаем проблему организации физической активности учащихся , профилактику гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигательной активностью. Учебные нагрузки школьников заставляют их часами просиживать над тетрадями и книгами, увлечение компьютерными играми, Интернетом – главные причины малоподвижного образа жизни, распространения гиподинамии. Это приводит к задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья.

 

Пути решения проблемы:

  1. Увеличение количества уроков ф/к в неделю (8-12 часов в неделю);
  2. Изменить содержания уроков ф/к (каждый урок долже6н стать н7овой «тропинкой здоровья»);
  3. Использование между уроками малых форм физической активности;
  4. Проведение специальных физкультурных занятий для детей с ограничениями по здоровью;
  5. Взаимодействие учителей ф/к и учителей-предметников;
  6. Предоставление школьникам возможности заниматься в спортивном зале и на спортивных площадках  во внеурочное время.

 

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в системе образования, выделяются на несколько групп, отличаются различными методами и подходами к охране здоровья.

 

Учителям ф/к близки здоровьесберегающие технологии. Они направлены

 на физическое развитие учащихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других физических качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.

 

По характеру действия различают следующие технологии:

 

Стимулирующие. Они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами могут быть - температурное закаливание, физические нагрузки.

Защитно-профилактические. Это выполнение санитарно-гигиенических форм и требований. Ограничение придельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм. И т.п.

 

Компенсаторно-нейтрализующие технологии. Это физкультминутки, физкультпаузы , которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятные воздействия статичности уроков.

 

Информационно-обучающие технологии обеспечивают уровень грамотности, необходимый для эффективной заботе о здоровье.

В обязанности педагога входит умения и готовность видеть явные нарушения гигиенических условий проведения урока физкультуры. Установлено, что оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья на 11%.

 

Учитель физической культуры должен:

- осуществлять контроль за состоянием рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря;

- не допускать проведение учебных занятий, работы кружков и секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях;

- контролировать оснащение спортивного зала, освещения, наличие аптечки;

- перед началом занятий провести тщательную проверку места проведения занятия, убедится в исправности инвентаря, надежности установки и крепления оборудования;

 

Образовательные технологии оцениваются как здоровьесберегающие при следующих условиях:

- разработана система оперативного, текущего и этапного контроля за состоянием здоровья учащихся;

- в содержание преподавания  включены вопросы, связанные с охраной здоровья;

- процесс обучения строится с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей организма;

-отдается предпочтение, значимому, осмысленному материалу;

- учитываются индивидуальные особенности учащихся;

- стимулируется самостоятельная работа, что способствует саморазвитию ребенка;

- обеспечивается достаточный уровень мотивации;

- предупреждается переутомление;

- позитив преобладает над негативом;

- оценка выполняет стимулирующую роль;

- обеспечивается уровень коммуникативной культуры учителя;

 

Построение уроков физической культуры в интересах здоровья полностью лежит на плечах учителей физической культуры. Физическая активность должна быть организована двумя направлениями:

  1. Занятия больших форм -  уроки физкультуры и работы в спортивных секциях во внеурочное время;
  2. Занятия малых форм (гимнастика до занятий, физкультминутки и физкультпаузы, физические упражнения на удлиненной перемене).

 

Оценка состояния  здоровья должна включать результаты:

  1. Предоставляемые учителями.
  2. Родителями.
  3. Учащимися.
  4. Результаты мед. осмотров.

 

« Однажды персидский шах собрал мудрецов и спросил: « Что движет Человеком? «.

Десять лет думали мудрецы, исписали сотни томов.  « Изложите проще «, - потребовал шах. Через тридцать лет мудрецы принесли одну, но объемную книгу. Снова прогнал их шах: ответ должен быть ясен и понятен каждому. Прошло еще много лет. И к умирающему властелину пришел единственный оставшийся в живых мудрец. « Я умираю, - едва вымолвил шах. – Скажи одним словом, что движет Человеком? «. – « Выживание», -ответил мудрец.

 

Физическая культура является очень специфическим предметом. думается, их задача не в вооружении учащихся каким-то определенном объемом знаний и умений, прописанных в стандарте образования, а в формировании такого образа мыслей и жизни, при котором человек будет стремиться быть здоровым и счастливым.

 

 

 

 

 

 

                                                           

                                     


МКОУ «Алыгджерская СОШ» Учитель:

МКОУ «Алыгджерская СОШ» Учитель:

Проведение специальных физкультурных занятий для детей с ограничениями по здоровью;

Проведение специальных физкультурных занятий для детей с ограничениями по здоровью;

Построение уроков физической культуры в интересах здоровья полностью лежит на плечах учителей физической культуры

Построение уроков физической культуры в интересах здоровья полностью лежит на плечах учителей физической культуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2022