Методическая разработка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроке физкультуры"

  • doc
  • 29.01.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала использование здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры.doc

МКОУ «Алыгджерская СОШ»

Учитель: Болюх И.Е.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках               физической культуры.

  

 

Состояние здоровья школьников – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в разные годы, практическими здоровыми можно признать не более 10 % нынешних школьников. Наиболее частые патологии у школьников – нарушение остроты зрения, патология опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки и искривление позвоночника), заболевание сердечно-сосудистой системы, пищеварительной системы, аллергические проявления. Особое место занимают заболевания нервной системы и психической сферы.

К важнейшим причинам неблагоприятного здоровья учащихся относиться:

- Стрессогенные  технологии проведения урока и оценивания знания учащихся;

- Недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья;

- Чрезмерная интенсификация учебного процесса;

- Невозможность реализовать индивидуальный подход;

- Несоблюдение элементарных норм гигиены и психологии;

- Низкий уровень культуры здоровья учащихся.

 

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам. Ее главная особенность – приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательном условии общеобразовательного процесса.

 

Принципы  здоровьесберегающей педагогики:

  1. Не навреди
  2. Приоритет действенной заботы о здоровье
  3. Единство физического, психического и духовного здоровья
  4. Непрерывность и преемственность
  5. Связь главной задачи школы с заботой о здоровье учащихся
  6. Гармоническое развитие
  7. Приоритет позитива над негативом
  8. Ответственность  учащихся за свое здоровье

 

На уроках ф/к мы решаем проблему организации физической активности учащихся , профилактику гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигательной активностью. Учебные нагрузки школьников заставляют их часами просиживать над тетрадями и книгами, увлечение компьютерными играми, Интернетом – главные причины малоподвижного образа жизни, распространения гиподинамии. Это приводит к задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья.

 

Пути решения проблемы:

  1. Увеличение количества уроков ф/к в неделю (8-12 часов в неделю);
  2. Изменить содержания уроков ф/к (каждый урок долже6н стать н7овой «тропинкой здоровья»);
  3. Использование между уроками малых форм физической активности;
  4. Проведение специальных физкультурных занятий для детей с ограничениями по здоровью;
  5. Взаимодействие учителей ф/к и учителей-предметников;
  6. Предоставление школьникам возможности заниматься в спортивном зале и на спортивных площадках  во внеурочное время.

 

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в системе образования, выделяются на несколько групп, отличаются различными методами и подходами к охране здоровья.

 

Учителям ф/к близки здоровьесберегающие технологии. Они направлены

 на физическое развитие учащихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других физических качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.

 

По характеру действия различают следующие технологии:

 

Стимулирующие. Они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами могут быть - температурное закаливание, физические нагрузки.

Защитно-профилактические. Это выполнение санитарно-гигиенических форм и требований. Ограничение придельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм. И т.п.

 

Компенсаторно-нейтрализующие технологии. Это физкультминутки, физкультпаузы , которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятные воздействия статичности уроков.

 

Информационно-обучающие технологии обеспечивают уровень грамотности, необходимый для эффективной заботе о здоровье.

В обязанности педагога входит умения и готовность видеть явные нарушения гигиенических условий проведения урока физкультуры. Установлено, что оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья на 11%.

 

Учитель физической культуры должен:

- осуществлять контроль за состоянием рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря;

- не допускать проведение учебных занятий, работы кружков и секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях;

- контролировать оснащение спортивного зала, освещения, наличие аптечки;

- перед началом занятий провести тщательную проверку места проведения занятия, убедится в исправности инвентаря, надежности установки и крепления оборудования;

 

Образовательные технологии оцениваются как здоровьесберегающие при следующих условиях:

- разработана система оперативного, текущего и этапного контроля за состоянием здоровья учащихся;

- в содержание преподавания  включены вопросы, связанные с охраной здоровья;

- процесс обучения строится с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей организма;

-отдается предпочтение, значимому, осмысленному материалу;

- учитываются индивидуальные особенности учащихся;

- стимулируется самостоятельная работа, что способствует саморазвитию ребенка;

- обеспечивается достаточный уровень мотивации;

- предупреждается переутомление;

- позитив преобладает над негативом;

- оценка выполняет стимулирующую роль;

- обеспечивается уровень коммуникативной культуры учителя;

 

Построение уроков физической культуры в интересах здоровья полностью лежит на плечах учителей физической культуры. Физическая активность должна быть организована двумя направлениями:

  1. Занятия больших форм -  уроки физкультуры и работы в спортивных секциях во внеурочное время;
  2. Занятия малых форм (гимнастика до занятий, физкультминутки и физкультпаузы, физические упражнения на удлиненной перемене).

 

Оценка состояния  здоровья должна включать результаты:

  1. Предоставляемые учителями.
  2. Родителями.
  3. Учащимися.
  4. Результаты мед. осмотров.

 

« Однажды персидский шах собрал мудрецов и спросил: « Что движет Человеком? «.

Десять лет думали мудрецы, исписали сотни томов.  « Изложите проще «, - потребовал шах. Через тридцать лет мудрецы принесли одну, но объемную книгу. Снова прогнал их шах: ответ должен быть ясен и понятен каждому. Прошло еще много лет. И к умирающему властелину пришел единственный оставшийся в живых мудрец. « Я умираю, - едва вымолвил шах. – Скажи одним словом, что движет Человеком? «. – « Выживание», -ответил мудрец.

 

Физическая культура является очень специфическим предметом. думается, их задача не в вооружении учащихся каким-то определенном объемом знаний и умений, прописанных в стандарте образования, а в формировании такого образа мыслей и жизни, при котором человек будет стремиться быть здоровым и счастливым.