Методическая разработка "Исследовательская деятельность обучающихся в туристском походе"
Оценка 4.9

Методическая разработка "Исследовательская деятельность обучающихся в туристском походе"

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
pdf
преподавание
7 кл—11 кл
19.03.2023
Методическая разработка "Исследовательская деятельность обучающихся в туристском походе"
Данная методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования и педагогам – организаторам, работающим по программам туристско-краеведческой направленности, а так же инструкторам детско-юношеского туризма. Надеемся, что данные рекомендации помогут ищущим, развивающимся педагогам в их работе.
методическая разработка Исследоватет.деятельность в походе.pdf

Управление по образованию и науке администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» города Сочи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Исследовательская деятельность обучающихся в туристском походе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор составитель:

Костина Ирина Анатольевна, педагог дополнительного образования

г. Сочи, 2021г.

                                                

Содержание

 

 

 

 

Пояснительная записка....................................................................................... 3

1.Виды исследовательских работ в туристском походе...................................... 4

2. Алгоритм исследовательской работы в туристском походе........................... 8

3. Исследовательская работа на маршруте из опыта работы.............................. 9

Заключение....................................................................................................... 16

Список  литературы.......................................................................................... 17

 

Пояснительная записка

  

 

Определяющим направлением в развитии обучающихся, для успешной жизнедеятельности, система образования в настоящее время считает развитие личностных качеств. Помочь ребѐнку развиваться, получать новые знания и практические навыки, которые выходят за рамки школьных программ, призваны учреждения дополнительного образования. 

Дети чаще всего сами выбирают учреждения дополнительного образования по своим интересам. Таких детей можно назвать «мотивированными» детьми. Приходя в учреждения дополнительного образования, они хотят стать более успешными в том или ином виде деятельности. Развиваться и реализовывать свои задатки и способности помогает исследовательская деятельность.

Создавая единое пространство для формирования личности, исследовательская деятельность даѐт возможность интеллектуального развития, самообразования, самовоспитания ребѐнка, что очень важно в условиях модернизации дополнительного образования. Проводя исследовательскую работу, обучающиеся реализуют творческий потенциал и свои авторские достижения. Учебно-исследовательская деятельность направлена не только на изучение какого-либо объекта или явления, но и на публичное выступление с результатами своего исследования на различных конференциях и конкурсах.        В дополнительном образовании нет определѐнной модели учебноисследовательской деятельности. Перед педагогами дополнительного образования часто стоит вопрос: «Как осуществлять исследовательскую деятельность на занятиях  дополнительного  образования?». 

Цель работы: обобщение собственного педагогического опыта организации и проведения исследовательской деятельности в туристском походе. Знакомство коллег с  особенностями организации исследований в природе.

Задачи:

1.                 Описать      теоретические     аспекты      организации        исследовательской деятельности в туристских походах.

2.                 Описать опыт подходов к организации и проведению исследований в туристских походах на примере работы кружка «Юный турист» ЦДиЮТиЭ г.Сочи.

Актуальность методической разработки обусловлена ежегодно возникающей необходимостью усилить взаимосвязь теоретической и практической подготовки детей во время похода или путешествия. Ведь качество и практическое значение исследовательской деятельности, которую проведут обучающиеся в походе, напрямую зависит от опыта педагога и его знаний. 

Педагогическая целесообразность методической разработки заключается в том, что наша методическая разработка «Исследовательская деятельность обучающихся в туристском походе» подкреплена примерами из собственного педагогического опыта по организации и проведению исследовательской работы в спортивных туристских походах по Западному Кавказу.

Работа основана на анализе современной методической литературы, интернет источников, собственном практическом опыте.

Данная методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования и педагогам – организаторам, работающим по программам туристско-краеведческой направленности, а так же инструкторам детско-юношеского туризма. Надеемся, что данные рекомендации помогут ищущим, развивающимся педагогам в их работе.

 

1.     Виды исследовательских работ в туристском походе

Краеведение как система в учебно-воспитательной работе обусловлено общими целями и задачами воспитания и образования. Организация краеведческой работы в туристском походе строится на общих принципах теории обучения и воспитания. Среди многообразия принципов, выдвигаемых каждым из авторов в организации краеведческой работы, наблюдаются и общие для всех положения. Такими, например, общими принципами являются:

1.     Принципы соответствия содержания и методов краеведческой работы уровню развития и подготовки учащихся;

2.     Принципы систематичности и непрерывности краеведческой работы;

3.     Принцип связи воспитания и обучения с жизнью;

4.     Принцип развития творческих способностей учащихся и привития им навыков исследовательской деятельности.

Анализ методической литературы позволяет выделить основные принципы географического краеведения (как основного в туристском походе), которые имеют важное значение в его организации. Такими принципами, непосредственно лежащими в основе определения содержания, организационных форм и методов проведения географического краеведения, являются:

1.     Подчинение географического краеведения содержанию и задачам учебно-воспитательной работы и соответствие его уровню развития и подготовленности учащихся;

2.     Комплексный подход в организации краеведческой работы по географии;

3.     Систематичность и непрерывность;

4.     Поисково-исследовательский характер краеведения;

5.     Общественно          полезная    значимость,         природоохранная          и профориентационная направленность.

Туристские походы и экспедиции связаны с передвижениями по территории. Они бывают одно-, двух- и многодневными и наряду с поисковой и общественно полезной направленностью преследуют оздоровительные и физкультурно-спортивные цели.

Объектами изучения являются полезные ископаемые, растительный и животный мир, природа города и края: водопады, реки, каньоны, вершины, перевалы, хребты; археологические памятники, памятники культовые: дольмены, ацангуары, жертвенный камень и др., а так же можно изучать топонимы географических названий местности, где совершается поход. Этот краткий перечень, конечно, не ограничивает тематику краеведческих работ. Кроме того, во время похода регулярно ведутся метеорологические наблюдения.

Под краеведением обычно понимается изучение своего родного края, но для туристов задачи краеведения зачастую выходят далеко за границы родного края, области или района. Краеведческие задачи могут решаться как в местных, так и в дальних туристских походах. Краеведческая работа туристов может иметь очень большое значение. Особенно ценны комплексные описания района путешествия. Туристские группы часто путешествуют в труднодоступных и редкопосещаемых районах и поэтому хорошее, грамотное географическое описание района похода и маршрута уже само по себе представляет ценность и нередко имеет самостоятельное научное значение. Сбор первоначальных сведений по физической и экономической географии, палеонтологии, истории края и других краеведческих материалов поможет научным учреждениям и музеям решать вопросы дальнейшего изучения данного района. В период подготовки похода следует уточнить наиболее интересные объекты, имеющиеся в данном районе, и учесть это при определении маршрута. Знакомство с литературой даѐт первое

представление о том, какие вопросы краеведческого характера могут представлять интерес для научных учреждений, музеев, туристских организаций и групп. Далее необходимо связаться с научными учреждениями, музеями данного края, области или с центральными научными учреждениями, предложив свою помощь в сборе материалов, выполнении наблюдений и иных заданий. Естественно, задания выбираются с учѐтом знаний и опыта участников похода.

 « Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи, с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы», - говорится в Концепции дополнительного образования.

За время работы кружка «Юный турист» обучающиеся совершили походы в различных районах. Основные маршруты пролегают по Краснодарскому краю и Адыге. После каждого похода руководитель с ребятами составляет отчѐт о походе, один из разделов которого называется «Краеведческое задание»- это и есть поле для исследовательской деятельности в туристском походе, который позволяет узнать о районе путешествия как можно больше, исследовать свой родной край глубже и шире. 

Основные темы работ, отличаются друг от друга, но при их выполнении, просматривается целая система не просто сбора информации, но и дальнейшей еѐ обработки, анализа и систематизации.

    -Самый простой вид - это походные наблюдения за погодой. Минимум инвентаря для несложных наблюдений. Нужен термометр, для измерения температуры воздуха и дневник наблюдений, который можно  приготовить  заранее, а  можно взять просто тетрадь и в ней на привале фиксировать наблюдения.

    -Следующий вид это наблюдение за растительностью. Часто наши маршруты проходят по нескольким растительным зонам. Можно углубиться в черневую тайгу, пройтись по лиственным лесам, пересечь разнотравье лугов.

    -Изучение рекреационных возможностей, какого-либо района, работа для более старших обучающихся. 

   -Исследовать    и       собирать    коллекцию минералов, которых     огромное разнообразие.

- Делать исторические исследования.

 

 

2.     Алгоритм исследовательской работы в туристском походе

(На     примере     исследования     рекреационных     возможностей     Фишт        –

Оштеновского перевала)

В начале, было интересно, сколько на пути туристских стоянок, отмечали их на карте. Описывали наиболее удобные места для стоянок, для дневного перехода, и обустройства ночлега. На практике был отработан приѐм «ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ».

До похода юным туристам была поставлена задача: изучить дневники погоды предыдущих лет. В этом походе им предстоит сравнить погоду с предыдущими годами. Вот и ещѐ один приѐм «РАБОТА С ИНФОРМАЦИОННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ».  И предположительно обозначить наиболее лучшие сроки для похода.  Подобрать подходящую методику и инструмент для проведения исследований. Так как измерение влажности, атмосферного давления и прочих параметров в нашу цель не входило, был выбран простой инструмент «термометр» и дневник наблюдений. Каждый день в походе проходил «СБОР ДАННЫХ»: измерение температуры, описание погоды (облачно, пасмурно, солнечно), изучение флоры и фауны маршрута по Западному Кавказу. После похода ребята «СРАВНИЛИ», «ПРОАНАЛИЗИРОВАЛИ», сделали «ВЫВОД» и подготовили работу, которая вошла в отчѐт о походе.

1.        ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

2.        РАБОТА С ИНФОРМАЦИОННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ

3.        ПОДБОР МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

4.        СБОР ДАННЫХ

5.        СРАВНЕНИЕ

6.        АНАЛИЗ

7.        ВЫВОД

 

 

 

 

 

 

3.     Исследовательская работа на маршруте из опыта работы.

 (из отчѐта о походе по Западному Кавказу- на озеро Кардывач)  Совершая поход на озеро Кардывач я предложила обучающимся изучить и раскрыть  тайны географических названий гор, кордонов, рек, которые мы проходим, а так же гор, которые окружают само озеро.

На первоначальном этапе ребята записывали географические названия в блокноты, отмечали их на карте, пытались найти созвучные, с одним корнем слова, делали предположения и выдвигали гипотезы: почему так названо то или иное место. Все гипотезы тоже фиксировали в блокнотах. На кордоне «Лаура» мы побеседовали с егерем и тоже получили у него некоторую информацию. 

Когда же вернулись из похода, я разбила ребят по двойкам и предложила найти в интернете, в книгах информацию о топонимике мест, которые мы посетили и увидели. У каждой двойки- было свое индивидуальное задание. После того, как был собран материал, мы посетили краеведческий музей города Сочи и отделение русского географического общества, где получили официальную информацию от ученых. 

Вот такая исследовательская работа у нас полечилась:

                                                                      I.       Введение

Большинство местных жителей, не говоря уже о миллионах людей, ежегодно приезжающих на отдых и лечение в город Сочи, встречаясь с местными географическими названиями, практически не имеют никакого представления об их смысловом содержании.

Каждое географическое название (топоним) имеет свою историю, изучением которой и, в конечном итоге, расшифровкой (переводом) занимается наука топонимика (по греч.-топос «место», онома «имя»).

В географических названиях могут отражаться природные особенности объекта, его история, особенности хозяйственной деятельности, быта и языка народа, проживающего или проживавшего на данной территории.

В топонимическом отношении Черноморское побережье Кавказа представляет для нас необыкновенно сложную и пеструю картину, где местные названия образовывались, изменялись, наслаивались в течение многих столетий под воздействием различных языков. Большинство местных топонимов содержат корни слов адыгейского, убыхского, абазинского и абхазского языков, зачастую сильно изменены в русской транскрипции.

Совершая поход на озеро Кардывач нас очень заинтересовали тайны географических названий гор, кордонов, рек, которые мы проходили , а так же гор, которые окружают само озеро. Согласитесь, это очень необычные музыкальные звучания: Лаура, Аибга, Пслух, Мзымта, Бзыч, Азмыч, Аишха, Агепста, Лоюб, Кутахеку, Кардывач, Цындышха.

В нашей работе мы решили представить только небольшую часть изученного нами материала. Речь пойдет о Кардывачском горном узле.  Цель: по топонимам географических названий вершин, окружающих озеро Кардывач выяснить, какой народ жил в районе озера, какую хозяйственную деятельность вели  эти люди.

Для того, чтобы достичь цели необходимо выполнить следующие задачи:

1.     Изучить         топонимы   географических   названий    вершин

Кардывачского горного узла;

2.     Провести сопоставительный анализ топонимов некоторых географических названий г.Сочи.

3.     Изучить историческое прошлое народа, проживавшего на территории оз.Кардывач по известным мифам, легендам, историко-археологическим данным.

 

II.               У истоков топонимики

Начало систематическому изучению описываемого горного района положили в разное время Н.М. Альбов, М. Сергеев, С.И. Залесский, Н.Я. Динник, Н.А.Буш,  К.И. Подозѐрский, Е. М. Морозова-Попова, А.А. Рейнгард.  Эти и другие исследователи, путешественники и натуралисты проводили специальные ботанические, зоологические и геологические наблюдения, определяли  положение  горных  вершин, озѐр и ледников, уточняли несовершенные карты местности, собирали сведения по истории и этнографии местных народов, восполняли топонимические пробелы, которых на картах того времени находилось немалое количество.

Так, например, энтомолог и по совместительству управляющий имением Уч-Дере Великого Князя Константина Николаевича А. А. Старк, совершивший немало путешествий по краснополянским горам в 70-80-е годы XIX  века в своих заметках отмечает топографические несоответствия между самими географическими названиями и картами того времени:

«…Озеро Мдзы, дающее начало реке Мдзымта, названо на карте: раз

Кардыбача, другой раз Кардовича, а название «Мзи», приурочено к совершенно другому озеру, не находящемуся даже в бассейне Мдзымты…И такая путаница бесконечна».

В  30-е годы прошлого века в Красной Поляне появился человек, который сумел навести топографический «порядок» в окрестных горах. Его звали Юрий Константинович Ефремов. Все вехи своего краеведческого пути он подробно описал в замечательной книге «Тропами горного Черноморья». В 1937 году вместе с однокурсниками – будущей женой Натальей Лебедевой и Владимиром Олюниным – Ю.К. Ефремов отправился на летнюю практику в Кавказский заповедник.

Важнейшим итогом этой экспедиции стало уточнение положения Главного водораздельного хребта на участке Кардывачского горного узла. Ефремов и его спутники впервые точно описали орографию данного района. Как раз в  этой экспедиции Ю. К. Ефремов дает названия и нескольким безымянным пикам цирка Верхней Мзымты – это Северный Лоюб (2950,1 м), Западный Лоюб (2941,7м) и Южный Лоюб (2970,4 м). Строго говоря, вершина Южный Лоюб имеет две вершины с отметками 2998 м и 2970,4 м. На картах она отмечена как г. Лоюб с высотой 2970,4 м, а  в альпинистских классификационных таблицах она называется  г. Лаюб и имеет высоту 2998м.  Получили свои имена и некоторые перевалы в истоках Верхней Мзымты (Западный Лоюбский перевал, Северный Лоюбский перевал, Западный Юкский перевал, Восточный Юкский перевал), однако позднее за ними закрепились другие названия.

После экспедиции Ю. К. Ефремова «Лоюб» стал одним из ключевых  топонимом в районе Кардывачского горного узла  – несколько вершин, хребет, перевал. Кроме Лоюба, Ю. К. Ефремов неоднократно использовал при описании маршрутов оронимы «пик Кардывач», «горный узел Кардывач». 

 

III.Топонимика некоторых географических названий  Кардывачского узла.

Как мы уже говорили в вводной части нашей работы, нас очень заинтересовали некоторые географические названия. Для выяснения топонимики этих названий мы обратились к словарю В.И.Воронова «Топонимы Российского Черноморья», Т.Г.Чучмая «Тайна географических названий» и Б. Цхомария « Озеро Кардывач».  

По разному  называется в различных источниках главный топоним описываемой местности «Кардывач», что, по всей видимости, обусловлено богатой этнической историей района. Этим объясняется и разнообразие трактовок и переводов данного топонима. Так, Б. Цхомария утверждает, что коренные жители этих мест называли гору Кардывач как Кар Баш «Снежная голова». Но по-тюркски  кар (а) «черный», баш «голова», т.е, правильно «черная голова (гора)». Но кар (а) в тюркских  языках имеет также значения «земляной», «от земли» или просто «земля». В таком случае для горы Кардывач (Кардыбаш) возможен перевод с тюркского «Вершина (голова) земли». Позже название распространилось и на ближайшее озеро.

Э. М. Мурзаев считает, что термин «карда» в значении «огражденное место» характерен для многих языков Евро-Азии, в том числе для осетинского, вышедшего из аланского.  Аланы в средневековье проживали в этой местности. В таком случае, перевод топонима Кардывач (для озера и котловины) возможен как «место, огражденное горами».

В 1898 году верховья р. Мзымты посещает горный инженер М. В. Сергеев. Он впервые описывает озеро Верхний Кардывач, систему верхней Мзымты и вводит в оборот некоторые топонимы, которые ранее не встречались на карте: «Главный хребет на месте упомянутой дуги, с выпуклой стороной на SW, образовал целый горный узел, в котором выступают несколько довольно высоких вершин; из них обращенные к долине Мзымты носят общее название Цындышха, а к системе р. Бзыби – Одохара. Некоторые из вершин очень эффектны по своей остроконечной форме, другие имеют вид разрушенных куполов; между вершинами лежат наклоненные в разные стороны поляны, сплошь покрытые осыпями выступающих горных пород».

Рассмотрим топоним «Цындышха». Он имеет абазинские корни. «Цанды» название одного из абазинских обществ садзов-джигетов, проживавших в долине р. Хашупсе до 1864 г., ашха – «гора» по-абхазски. Общее название топонима –  «гора цандов». Вероятно, здесь находились летние пастбища рода Цандов. Ш.Д. Инал-Ипа пишет этот топоним как Цанбишьха с аналогичным переводом «гора (рода) Цан». 

Теперь нам остается рассмотреть один из ключевых топонимов района, а именно «Лоюб». В данном топониме усматривается этнонимическая основа. Лоо (Лоу) – название широкоизвестного абазинского рода Лоовых; «б» или «п» от адыгского пи «место»; т.е. место, гора Лоовых». Повидимому, здесь находились высокогорные летние пастбища рода Лоовых. Название «Лоюб» (в отличие от других оронимов района) нашло свое отражение на пятиверстных и двухверстных картах XIX – начала XX веков в виде горы Лоюб, нависающей над озером Кардывач с севера (высота 1405,3 саженей, что соответсвует 2998 метрам) и горы Лоюб-Цухе (высота 1377,9 саженей, что соответсвует 2940 метрам) в системе хребта Аишха.

IV.Сравнительный анализ некоторых географических названий города.

Как мы видим из вышеизложенного материала, в основном все топонимы относятся к абазинским.  

Во время своего путешествия мы встречаем географические названия, кордонов, рек, вершин гор, подтверждающие свою принадлежность к абазинскому роду Лоовых (Лоо, Лоу): Лоо (селение рода Лоо), река Лаура (место Лоовых), Лоюб (гора рода Лоовых), Пслух ( река рода Лоу).

Топонимы, принадлежащие роду Цан встречаются в названии горы Цындышха, а также не стоит забывать, что правобережный приток  реки Мацесты(Хостинский район г.Сочи)  носит наименование Цанык – возможно здесь так же проживала какая-то группа абазин из рода Цанов.

Медозюи (абазинское племя), проживало в верховьях Мзымты в 19 веке. 

Из приведенных примеров видно, что часто одноименные названия (по крайней мере, корневые их части) характерны для разных частей побережья. Это лишний раз свидетельствует о постепенном вытеснении абазинского населения (или скорее абазинского языка) в направлении с северо-запада на юго-восток в результате усиления черкесского языка.

 

V. Историческое прошлое народа, проживавшего на территории оз.Кардывач   (фольклор, историко-археологические данные).

Поднявшись к Верхнему Кардывачу, посмотрев вниз, можно увидеть замысловатый каменный узор. Сверху этот каменный рисунок напоминает нам таинственные письмена долины Наска. Это легендарные ацангуары, ограды карликов –ацанов, или цаниев, которые согласно древней абхазской устной традиции, жили здесь, на альпике, давным-давно, в незапамятные времена.  Ацангуары не менее интересны, чем кавказские дольмены, однако, менее изучены вследствие их труднодоступности. 

Первым исследователем, увидевшим и описавшим эти загадочные постройки еще в конце 19 века, был Николай Михайлович Альбов.

По поводу их происхождения и предназначения существует несколько версий. По одной из них (Иващенко М.М.), ацангуары- это культовые постройки, своеобразные древние святилища, посвященные Солнцу и горным духам. Расположенные в труднодоступных перевальных местах, они, служили первыми древними храмами далеким предкам горцев.

Согласно второй версии (Инал-Ипа Ш.Д.) – это пастушеские постройки, сооруженные в глубокой древности аборигенным населением альпики, которое отличалось маленьким ростом. Возможно, что обе версии справедливы. 

Известный абхазский археолог Ю.Н.Воронов, посвятивший немало времени исследованию ацангуаров, сделал вывод, что эти постройки сооружались в 7-10 вв.н.э. Но совсем нет гарантии, что все ацангуары строились в одно и тоже время.  Некоторые исследователи в наши дни полагают, что самые ранние ацангуары – это те, которые имеют замысловатую форму в виде узора из кругов, овалов и волн-перегородок- современники дольменов, служили для культовых целей и сооружались в эпоху бронзы. Тогда как более поздние постройки в виде прямоугольных и квадратных «ячеек-загонов» могли действительно использоваться раннесредневековыми пастухами.

Как бы то ни было, древняя традиция горцев связывает эти постройки с загадочными древними карликами - ацанами. До сих пор у горных народов существует традиция, называемая Эйлаж, или отгонное скотоводство. Абхазские пастухи, соединившись в единое пастушеское братство-Ацуту, гонят свои стада на высокогорье и живут там, словно повинуясь какому-то древнему инстинкту, весь летний сезон, зачастую всеми семьями. 

О происхождении ацангуаров существует немало легенд и преданий, которые слово в слово повторяются. Все эти легенды сводятся к тому, что в очень давние времена на этих горах жили карлики, принадлежавшие к роду Цан (по абхазскому произношению) или Цания (по-самузаркански). Они занимались пастушьим хозяйством и построили эти ограды для себя и для своих стад. 

Следует заметить, что в ацангуарах нашли лепную посуду с пористыми стенками (плоскодонные горшковидные сосуды, часто отличающиеся значительными размерами и тонкими стенками).  

 

V.Заключение

Итак, по изученным нами топонимам, свидетельствам фольклора и археологических находок  района озера Кардывач, можно сделать следующие выводы:

1.В районе озера Кардывач проживали абазины из рода  Лоовых и Цан.

2.Основным занятием населения было скотоводство, что подтверждается археологическими находками из глины, предназначенных для хранения молочных продуктов, а также  традиция Эйлаж (отгонное скотоводство), сохранившаяся до наших дней у горных народов и, конечно, фольклорные произведения о карликах-цаниях.

3. Проживание абазин на значительной части Черноморского побережья Кавказа (вплоть до Геленджика- Новороссийска) запечатлелось в соответствующих характерных топонимах. Число абазинских топонимов значительно уменьшается в северо-западном направлении в соответствии с давностью проживания абазин в различных пунктах побережья.

4.Данные топонимики подтверждают и исторические предания,  что северокавказские абазины некогда жили на Черноморском побережье северозападнее Абхазии.

 

VI. Используемая литература

1.     Воронов Ю.Н. Древности Сочи и его окрестностей. Краснодарское книжное издательство. 1979. 126с.

2.     Ворошилов В.И.. Топонимы российского черноморья. Сочи-Майкоп. 2005г. 264с.

3.     Николин С. Путешествия по сказочному краю Красная поляна- путь к мечте. Ростов-на-дону. Донской издательский дом. 2005г. 128с.

4.     Чучмай Т.Г. Тайна географических названий.Краснодарю Кубанский учебник. 2000г.144с.

5.     Цхомария Б. Озеро Кардывач. Краснодарское книжное издательство.

1977г. 48с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

              Воспитание краеведением подразумевает не только обучение знаниям и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и привитие потребности в действенной заботе о будущем своего края и о сохранении его культурного и природного наследия.

            Организация и проведение краеведческой работы в туристском походе - сложный и многогранный воспитательно-образовательный процесс, который необходимо строить на основе общих педагогических принципов в системе обучения и воспитания. 

            Краеведческая работа в походе должна быть доступной и соответствовать возрасту и способностям учащихся, носить научный характер исследований, быть систематической, иметь связь с жизнью, а так же зависеть от реальных потребностей и интересов учащихся, всегда иметь практическое значение, как для самих учащихся, так и для образовательных, научных, культурных учреждений.

Итак, учебно-исследовательская деятельность направлена не только на изучение какого-либо объекта или явления, но и приобретение первичных навыков исследовательской работы. Обозначена  роль исследовательской деятельности в  познавательном развитии учащихся, через пребывание в условиях природной среды. 

Создавая единое пространство для формирования личности, исследовательская деятельность даѐт возможность интеллектуального развития, самообразования, самовоспитания ребѐнка, что очень важно в условиях модернизации дополнительного образования. Но,  для успешной реализации этих педагогических целей, применительно к организации и проведению исследовательской деятельности в походах, следует помнить, что организация любой деятельности с учащимися (в том числе и учебно-исследовательская, исследовательская) должна, прежде всего, опираться на чѐткую основу, продуманный алгоритм действий, через который,   проводя исследовательскую работу, воспитанники реализуют свой творческий потенциал и свои авторские достижения. Этот алгоритм достаточно прост: постановка проблемы – работа с информационными источниками – подбор методики исследования – сбор данных (полевые исследования) – сравнение – анализ – вывод – оформление результатов исследования.

Данные методические рекомендации демонстрируют модель организации и проведения исследований в туристских походах на примере работы кружка

«Юный турист» МБУ ДО «ЦДиЮТиЭ» г.Сочи  

 

Список литературы

1.     Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - №

18. – С. 68-74.

2.     Концепция дополнительного образования от 4 сентября 2014 г. № 1726-р

3.     Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков [Текст]: сборник нормативных документов / авторы-сост.: И.А Свиридова, Т.Н. Семенкова, Т.М. Борискина и др.; под общей ред. Н.Э. Касаткиной, И.В.

Карнаевой. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2006.-339с.

 

Полезные ссылки:

1.     https://ru.wikipedia.org/

2.     http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2011/07/18/issledovatelskie-rabotyuchashchikhsya

3.     http://infourok.ru/issledovatelskaya-deyatelnost-uchaschihsya-nachalnihklassov-713986.html

 

 

Управление по образованию и науке администрации муниципального образования городской округ город-курорт

Управление по образованию и науке администрации муниципального образования городской округ город-курорт

Сочи, 2021г.

Сочи, 2021г.

Проводя исследовательскую работу, обучающиеся реализуют творческий потенциал и свои авторские достижения

Проводя исследовательскую работу, обучающиеся реализуют творческий потенциал и свои авторские достижения

Работа основана на анализе современной методической литературы, интернет источников, собственном практическом опыте

Работа основана на анализе современной методической литературы, интернет источников, собственном практическом опыте

Подчинение географического краеведения содержанию и задачам учебно-воспитательной работы и соответствие его уровню развития и подготовленности учащихся; 2

Подчинение географического краеведения содержанию и задачам учебно-воспитательной работы и соответствие его уровню развития и подготовленности учащихся; 2

Сбор первоначальных сведений по физической и экономической географии, палеонтологии, истории края и других краеведческих материалов поможет научным учреждениям и музеям решать вопросы дальнейшего изучения данного…

Сбор первоначальных сведений по физической и экономической географии, палеонтологии, истории края и других краеведческих материалов поможет научным учреждениям и музеям решать вопросы дальнейшего изучения данного…

Основные темы работ, отличаются друг от друга, но при их выполнении, просматривается целая система не просто сбора информации, но и дальнейшей еѐ обработки, анализа и…

Основные темы работ, отличаются друг от друга, но при их выполнении, просматривается целая система не просто сбора информации, но и дальнейшей еѐ обработки, анализа и…

До похода юным туристам была поставлена задача: изучить дневники погоды предыдущих лет

До похода юным туристам была поставлена задача: изучить дневники погоды предыдущих лет

На первоначальном этапе ребята записывали географические названия в блокноты, отмечали их на карте, пытались найти созвучные, с одним корнем слова, делали предположения и выдвигали гипотезы:…

На первоначальном этапе ребята записывали географические названия в блокноты, отмечали их на карте, пытались найти созвучные, с одним корнем слова, делали предположения и выдвигали гипотезы:…

В нашей работе мы решили представить только небольшую часть изученного нами материала

В нашей работе мы решили представить только небольшую часть изученного нами материала

Тропами горного Черноморья».

Тропами горного Черноморья».

В таком случае для горы Кардывач (Кардыбаш) возможен перевод с тюркского «Вершина (голова) земли»

В таком случае для горы Кардывач (Кардыбаш) возможен перевод с тюркского «Вершина (голова) земли»

Как мы видим из вышеизложенного материала, в основном все топонимы относятся к абазинским

Как мы видим из вышеизложенного материала, в основном все топонимы относятся к абазинским

Но совсем нет гарантии, что все ацангуары строились в одно и тоже время

Но совсем нет гарантии, что все ацангуары строились в одно и тоже время

Данные топонимики подтверждают и исторические предания, что северокавказские абазины некогда жили на

Данные топонимики подтверждают и исторические предания, что северокавказские абазины некогда жили на

Заключение Воспитание краеведением подразумевает не только обучение знаниям и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и привитие потребности…

Заключение Воспитание краеведением подразумевает не только обучение знаниям и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и привитие потребности…

Этот алгоритм достаточно прост: постановка проблемы – работа с информационными источниками – подбор методики исследования – сбор данных (полевые исследования) – сравнение – анализ –…

Этот алгоритм достаточно прост: постановка проблемы – работа с информационными источниками – подбор методики исследования – сбор данных (полевые исследования) – сравнение – анализ –…

Методическая разработка "Исследовательская деятельность обучающихся в туристском походе"

Методическая разработка "Исследовательская деятельность обучающихся в туристском походе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2023