МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Исследовательские задания по физике
для внеаудиторной самостоятельной работы учащихся»
Автор: Трубочкина С.В.
преподаватель физики ГАПОУ ПО «ПАК»
АННОТАЦИЯ
Задания предлагаются для студентов 1 курса учреждений СПО/НПО изучающих
физику, но можно использовать и для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ.
Задания, предлагаемые для внеаудиторной самостоятельной работы по физике, раскрывают практическое значение получаемых физических знаний, носят исследовательский характер, развивают мышление и творческие способности студентов, формируют и развивают необходимые учебные умения и навыки.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема. Звуковые волны
Задание. «Телефон», применимый на расстоянии до 30 м, можно сделать из отрезка шнура, натянутого между донышками двух консервных банок. Попробуйте применять шнуры, сделанные из различных материалов, выберите наилучший из них. Сделайте такой телефон, продемонстрируйте его и объясните, как он действует.
Тема Основы молекулярно – кинетической теории
Выполнение исследовательской работы « Изучение размеров очень маленьких тел»
Задание.
1.Возьмите бумагу в клетку из тетради и покройте одну клетку площадью ¼ см2 очень мелким песком (или мелкой манной крупой) в один слой.
2.Обравняйте края иголкой и при помощи той же иголки сосчитайте число песчинок, уместившихся в этой клетке. (При этом хорошо пользоваться увеличительным стеклом).
3.Определите число песчинок на площади в 1 см2.
4. При помощи иголки плотно уложите и подсчитайте, сколько песчинок уложится на протяжении одного линейного сантиметра.
5.Определите число песчинок в объеме 1 см3.
6.Вычислите во сколько раз песчинка больше молекулы газа.
7. Отчет оформите в письменном виде.
Тема. Электрическое поле
Выполнение домашней лабораторной работы
Задание. Лабораторная работа «Изучение взаимодействия заряженных тел»
Оборудование: пластмассовые расчески (2 шт.); полиэтиленовая пленка; нить (шелковая или синтетическая); газета. Все материалы должны быть сухими
Ход работы
1.Подвесьте на нити к спинке стула (или в другом месте) расческу, перевязанную в середине нитью. Потрите расческу газетой, свернув газету в несколько рядов. Потрите газетой вторую расческу. Поднесите вторую расческу к первой. Пронаблюдайте за поведением подвешенной расчески.
2.Поднесите газету, которой натирали расчески к подвешенной расческе. Пронаблюдайте за движением подвешенной расчески. Сделайте выводы.
3.Вырежьте две полоски размером приблизительно 20 х 3 см из полиэтиленовой пленки и одну такую же полоску из газеты.
4.Положите на стол две полоски из полиэтиленовой пленки и проведите по ним несколько раз рукой. Взяв полоски за концы, медленно сведите руки. Пронаблюдайте за поведением полосок.
5.На полиэтиленовую полоску положите изготовленную из газеты полоску. Проведите по полоскам несколько раз рукой. Удерживая полоски за концы, сближайте руки. Понаблюдайте за поведением полосок. Сделайте выводы.
Тема. Работа и мощность электрического тока
Выполнение практической работы «Экономьте электроэнергию»
Задание.
Для этого необходимо:
1.Узнать мощность N одной электролампы в вашем кабинете и подсчитать общее число ламп во всех кабинетах колледжа.
2. Пользуясь формулой А = N·t подсчитайте количество энергии в киловатт - часах, которая будет израсходована без пользы, если при выходе на большую перемену не погасить свет в кабинетах.
3.Перепишите в тетрадь следующие данные о киловатт – часе:
Единица энергии 1 квт – ч = 1000 Вт – ч = 3600000 Дж = 900000 кал = 900 ккал
4.Имейте в виду, что энергией равной 1 квт – ч можно выполнить любую из следующих работ:
а)изготовить 10 м хлопчатобумажной ткани;
б) вскипятить 50-55 стаканов чая;
в) изготовить на прокатном стоне до 50 м стильных рельс;
г) добить и поднять «на горы» до 75 кг каменного угля
д) выдать электродоильной машиной 40-45 метров;
е) вывести в электрическом инкубаторе до 30 цыплят и т.д.
5.Нарисуйте плакат «Экономьте электроэнергию» и вывесите его в колледже.
Тема. Электроизмерительные приборы
Практическая работа «Электроизмерительные приборы»
Задание.
1. Осмотрите ваш счетчик электроэнергии. Нарисуйте внешний вид счетчика и спишите все надписи, относящиеся к электрическому току, которые имеются на циферблате счетчика: единица измерения энергии (гектоватт-часы или киловатт-часы), напряжение, сила тока, число периодов в секунду и пр.
2. Запишите число (гектоватт- часы или киловатт-часы), которое показывает ваш счетчик в данный момент без нагрузки, (т.е. когда он не действует). Пользуясь выключателем или штепселем, включите какой-нибудь потребитель тока (лампочку, чайник, плитку и пр.) и наблюдайте в течение нескольких минут за вращением алюминиевого диска и за перемещением цифр, показывающих доли гектоватт или киловатт-часа.
3. Глядя на циферблат, выключите ток и наблюдайте, как останавливается диск.
4. Вспомните или узнайте, какое значение имеют здесь токи Фуко.
ЛИТЕРАТУРА
1.Т.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев и др. «Физика 10,11», М., «Просвещение», 2013.
2.Л.С. Жданов, Г.Л. Жданов, «Физика» (для средних специальных учебных заведений), М, «Наука», 1999.
3.Л.И. Анциферов, «Физика», М. А.О. «Московские учебники», 2002.
4. В.Ф. Дмитриева, «Физика», М., «АСАДЕМ», 200 .
5. С.Ф. Покровский, Опыты и наблюдение в домашних заданиях по физике, М., «Просвещение», 1990.
6. Л.В. Боровикова, Н.А. Виноградов, «Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу», М., «АСАДЕМА», 2005 .
7. Л. Эллиот, У.Уилкокс. Физика, М., «Наука,» 1975.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.