Методическая разработка на тему:
"Трудовое воспитание дошкольников в природе"
Воспитание должно развить в человеке
привычку и любовь к труду; оно должно
дать ему возможность отыскать
для себя труд в жизни.
К. Д. Ушинский
Труд следует рассматривать как средство
умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления,
внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою
работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста
и осуществляться последовательно и систематично.
1. Самообслуживание (труд, направленный на
удовлетворение повседневных личных потребностей: самостоятельно одеваться и
раздеваться в определенной последовательности; К-Г навыки; подготовка и уборка
рабочего места; 5 – 7 лет – стирать свои мелкие вещи, убирать свою постель).
Работа по воспитанию навыков самообслуживания в каждой возрастной группе
строится по-разному. Во второй младшей группе она проводится часто – 1 раз в
неделю, а по мере приобретения детьми навыков объем плановой рабаты уменьшается
в средней, старшей, выпускной группах до 2 раз в месяц.
2. Хозяйственно – бытовой труд (выполнение
поручений: убрать игрушки, пособия; собрать листочки на участке; приучение
поддерживать порядок в групповой комнате и на участке).
3. Дежурство по столовой и занятиям. 5-7 лет
самостоятельно подметать, очищать дорожки, поливать песок, убирать песок вокруг
песочницы, заниматься стиркой, помощь малышам.
4. Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на
огороде и в саду: учатся поливать растения, сажать лук, сеять крупные семена,
поливать грядки, собирать урожай овощей, пересаживать комнатный растения,
выращивать корм для птиц и животных, насыпать и раскладывать корм в кормушки;
5-7 лет – учатся очищать, мыть, убирать инвентарь, перекапывать грядки,
окучивать, подвязывать, пропалывать растения, обкапывать кусты, поливать,
опрыскивать, выкапывать клубни и луковицы цветов, высевать семена, сажать
корнеплоды, выращивать и высаживать рассаду, заниматься черенкованием растений,
пересадка из грунта в горшки).
5. Ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве
группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц,
петель, доступный ремонт игрушек; сортирование природного материала;
тонирование бумаг для рисунков и аппликаций; изготовление под руководством
воспитателя мелкого счетного материала, пособий для занятий, игрушек и
сувениров из природного и бросового материала, из бумаги и картона, ткани).
Три основные формы организации
труда детей:
1. Поручение
2. Дежурство
3. Коллективно - трудовая деятельность (старшая
и выпускная группы)
Отношение
детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы
педагоги. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а
можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей приемы
Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с
работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных
основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств.
Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы труд
перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится,
привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра. Известно, что детей
увлекает игра, соревнования, секреты. Есть ли такие приемы, в которых все
учтено, при организации трудовых дел с детьми? Конечно, есть. Приведем
несколько примеров:
После прихода с прогулки воспитатель показывает детям Хрюшу. Обращает их
внимание на грязь, на его пластмассовой мордочке
– Посмотрите, ребята, кто к нам пришел в гости?
- Что ты Хрюша такой грязный? И таким грязнулей пришел к нам? Ну-ка, догадайся,
что тебе нужно обязательно сейчас сделать?
Хрюша: Поцеловать вас в щечку! (тянется к воспитателю пятачком и к ребенку).
Воспитатель: Нет, нет, нет! Я совсем не хочу целоваться с таким грязнулей!
Ребята, подскажите, Хрюше, что ему нужно делать? (ответы детей)
Перед мытьем рук воспитатель говорит:
-Сегодня Буратино пришел к вам учиться мыть руки. Он не верит мне, что дети
могут мыть руки так чисто, что на полотенцах нет и следа от грязи. Хочет
убедиться в этом сам.
Дети любят не только игру, но и тайны и секреты. Например, такой вид труда, как
уборка участка можно превратить в секрет для дворника (обыграть). «У дворника
много работы – говорит воспитатель, - он устает. Но мы можем ему помочь.
Представьте, придет он к нам, а на нашей веранду и делать нечего – чисто. Пусть
думает, что это добрый Карлсон прилетел и помог ему».
В труде складываются начальные чувства долга, ответственности, жизненно
необходимые навыки и умения (что очень важно для подготовки ребенка к школе!).
Когда дети осознают свои обязанности, когда они приобретают практический опыт,
необходимые трудовые навыки — это создает у них уверенность в своих силах,
готовность трудиться. Обычно это ярко наблюдается у детей к концу пятого года
жизни, становится устойчивой чертой в старшем дошкольном возрасте. Дети в
состоянии уже сами организовать свои трудовые занятия, помочь младшим. Труд
воспитывает и физически развивает ребят. Поэтому так важно приучать их с
раннего возраста выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помогать
старшим в семье. Все действия так называемого самообслуживания (кормления,
одевания и обувания, ухода за собой, своей комнатой и т. д.), участие в
домашнем труде составляют важную сторону повседневной жизни ребенка в семье.
Затем уже в специальных условиях общественного воспитания (детского сада,
особенно школы) эта элементарная форма трудовой деятельности сочетается с
разнообразными действиями общественно полезной работы, являющейся исключительно
важным средством воспитания подрастающих поколений.
Одновременно нельзя забывать и о том, что успех трудового воспитания невозможен
без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том
числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность со своими интересами,
привязанностями, возможностями, чертами характера. Важнейшим педагогическим
требованием является организация разнообразного по содержанию труда. Только
разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать. В
процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве
со знаниями. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки,
но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности. Важным
педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает
раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.
Трудовая деятельность детей должна систематически усложняться. Усложняются
навыки, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие
умения детей. Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно
приобщить к ней каждого ребенка. Труд детей должен быть посильным. Физические
усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном
случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям.
Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: в младшей
группе — в пределах 5—7 мин, в средней — от 10 до 15 мин с небольшим отдыхом в
зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте — 15—25 мин с
перерывом на отдых или сменой характера труда. Необходимо обеспечить правильную
позу детей в труде. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той
же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим. Орудия труда
должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но
вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий. Анализ
педагогического опыта позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста
является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в
детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать
пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с
любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества
личности, ее талантов. Важно так организовать трудовую деятельность детей,
чтобы как можно больше было возможностей привлекать дошкольников
непосредственно к труду. А не вести просто беседы и не разглядывать красочные
картинки. Вовлекая ребенка непосредственно в трудовую деятельность, мы сможем
добиться наилучшего результата в будущем.
Вы хотите, чтобы ребёнок был счастливым человеком – научите его различным видам
деятельности, сделайте его трудолюбивым.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.